Урок №2
Тема урока: Деятельность и творчество М.А.Балакирева
Цель урока: познакомить учащихся с музыкальной культурой 60–70-х годов XIX века, деятельностью М.А.Балакирева.
Задачи урока:
- образовательные: дать представление о культурных изменениях рассматриваемого периода и задачах, которые ставили представители искусства;
- развивающие: развивать интеллектуальный, духовный потенциал учащихся, приобщая к творчеству выдающихся представителей русской культуры, формировать историческую картину становления русского искусства, развивать общий кругозор учащихся;
- воспитательные: формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, звучащей на уроке, воспитывать музыкальный вкус, формировать духовно-нравственных оснований обучающихся средствами искусства.
Тип урока: комбинированный (рассказ, беседа, анализ, слушание музыки).
Вид урока: урок ознакомления с новым материалом.
Методы: словесный (диалог, лекция), обобщение, конспектирование.
Дидактическое и материально-техническое обеспечение урока: учебник, тетради, портреты композиторов, презентация, аудио- и видеозаписи, компьютер, доска.
Ход урока.
1. Организационный момент (приветствие).
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим знакомство с русской культурой 60-х годов XIX в. А именно познакомимся с музыкальной культурой этого времени.
2. Повторение пройденного материала, ответы на вопросы, проверка домашнего задания.
Расскажите о событиях, которые происходили в русской культуре в конце XIX века, в области науки, образования, живописи, театра, литературы, живописи. Назовите ярких представителей этого времени.
3. Новая тема.
А сейчас разберём, что происходило в музыкальной культуре в конце XIX века. В этот период Россия подарила миру целую плеяду гениальных композиторов: М.П.Мусоргский, И.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков, П.И.Чайковский. Но главное, что отличало музыкальную жизнь России той поры – её демократизация. Музыка из домашних кружков выходит на концертный простор. Появляется множество концертных залов и театров, куда приходит новая публика: студенты, интеллигенция, мелкие служащие. В связи с этим требуется больше певцов, инструменталистов и педагогов.
Слайд 27, 28. Так в 1859 году в Петербурге открылось Русское музыкальное общество (РМО) и музыкальные классы при нём, по инициативе Антона Григорьевича Рубинштейна – великого пианиста, дирижёра и композитора. РМО знакомили аудиторию с произведениями европейских композиторов (Баха, Генделя, Бетховена, Мендельсона), готовили новые кадры, устраивали симфонические и камерные концерты, проводили конкурсы среди русских композиторов на создание новых произведений.
(Заполнение таблицы 3)
Из-за нехватки профессиональных музыкантов в 1862 году в Петербурге музыкальные классы РМО были преобразованы в первую русскую консерваторию, директором которой стал А.Рубинштейн. Позже, в 1866 году открылась Московская консерватория, возглавил её брат А.Рубинштейна Николай Григорьевич Рубинштейн.
В 1862 году одновременно с консерваторией в Петербурге была создана Бесплатная музыкальная школа (БМШ) , которую основали и руководили ей композитор Милий Алексеевич Балакирев и хормейстер Гавриил Якимович Ломакин. Целью школы было распространение музыкального образования и культуры среди широкого круга людей – студентов, ремесленников, служащих. Рядовой любитель мог получить в БМШ основы музыкальной теории, навыки пения в хоре игры на инструментах. Основой музыкально-просветительской деятельности БМШ были её симфонические концерты, с участием хора школы, причём значительную часть репертуара составляли произведения русских композиторов.
(Заполнение таблицы 3)
Слайд 29-33. Начиналась новая эра русской музыки. Во многом это было связано с деятельностью композиторов, вошедших в «Могучую кучку».
Могучая кучка – так называлось творческое содружество пяти молодых композиторов, возникшее на рубеже 50-60-х годов. Содружество это было организовано русским дворянином, музыкантом М. А. Балакиревым и было известно также под названиями «Русская пятерка», «Новая русская музыкальная школа», «Балакиревский кружок». Название «Могучая кучка» дал содружеству В.В.Стасов.
В неё вошли: Цезарь Антонович Кюи, Модест Петрович Мусоргский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Александр Порфирьевич Бородин, Милий Алексеевич Балакирев. Музыканты считали себя продолжателями дела Глинки и Даргомыжского и свою цель видели в обновлении и развитии русской национальной музыки. На собраниях кучкисты изучали лучшие произведения классической и современной музыки, читали произведения классической мировой литературы, обсуждали политические, исторические события, изучали статьи русских критиков.
(Заполнение таблицы 4)
Слайд 34. Стасов был идеологом кружка. Русские критики – В. Стасов, А. Серов, Г. Ларош вдохновляли русских композиторов сюжетами для произведений, поддерживали в кризисных ситуациях, писали статьи о русской музыке, пропагандировали её за рубежом, создавали научные труды по русскому фольклору.
Внутри «Могучей кучки» царила дружественная атмосфера, композиторы всегда были друг для друга надёжной опорой, готовы были поделиться идеями, сюжетами, прийти на помощь.
Творчество их было тесно связано с историей и бытом России, с музыкальным и поэтическим фольклором, с древними обычаями и обрядами. Важное значение для них имела народная крестьянская песня. Бережно собирая и изучая народные мелодии, они видели в них источник вдохновения и основу своего музыкального стиля. 40 русских народных песен собрал и обработал Балакирев, 100 – Римский-Корсаков.
Спустя время балакиревцы стали зрелыми художниками. Каждый из них пошёл своим путём и кружок распался. Идеи балакиревцев получили развитие в творчестве и просветительской деятельности композиторов нового поколения. Они оказали большое влияние и на развитие зарубежной музыки.
(Заполнение таблицы 3,4)
4. Итог урока, закрепление материала.
Слайд 35. Во второй половине XIX в. окончательно оформились русские традиции в искусстве. Русская культура сблизилась с культурами других стран и получила всемирное признание. Музыкальные традиции этой эпохи нашли продолжение в последующих поколениях и до сих пор являются достоянием русского искусства.
Давайте закрепим материал и ответим на несколько вопросов:
1) Какие изменения произошли в музыкальном образовании. (Бесплатная школа, консерватории). 2) Назовите крупнейших представителей музыкального искусства этого периода. 3) Какие задачи ставили перед собой композиторы-кучкисты?
5. Домашнее задание.
Читать и пересказывать учебник на стр. 128-136, ответь на вопросы на стр.136 устно. Выполнить письменно задание в Р.т 7-13, письменно ответить на вопросы.
Таблица 1 (образец)
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА |
||
ГОД |
СОБЫТИЯ |
ПРЕДСТАВИТЕЛИ |
1859 |
Создание в Петербурге Русского музыкального общества (РМО), целью которого являлось развитие музыкального образования и поощрения отечественных талантов |
Антон Григорьевич Рубинштейн |
1862 |
- открытие Бесплатной музыкальной школы в Петербурге (БМШ), целью которой являлось распространение музыкальной культуры среди широкого круга людей; - открытие в Петербурге музыкальных классов при РМО; - открытие в Петербурге первой в России консерватории |
Милий Алексеевич Балакирев, Гавриил Якимович Ломакин
Антон Григорьевич Рубинштейн |
1866 |
Открытие Московской консерватории |
Николай Григорьевич Рубинштейн |
КРУПНЕЙШИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА |
||
Композиторы «Могучей кучки» |
М. А.
Балакирев, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, |
|
Пианисты |
братья Антон и Николай Рубинштейны. |
|
Скрипачи |
Г. И. Венявский, Л. С. Ауэр. |
|
Виолончелисты |
К. Ю. Давыдов, А. В. Вержбилович. |
|
Певцы |
О. А. Петров, Ф. И. Стравинский, И. А. Мельников, Ю. Ф. Платонова, Е. А. Лавровская, П. А. Хохлов, М. А. Славина. |
|
Дирижёры |
Э. Ф. Направник. |
|
Музыкальные критики |
Владимир Васильевич Стасов, Александр Николаевич Серов, Цезарь Антонович Кюи, Г. А. Ларош.
|
Таблица 2 (образец)
Эстетика |
-Придание
искусству огромного воспитательного значения. |
Цели |
-
Развитие русской национальной музыки. |
Темы и |
-
Образы народной жизни, исторического прошлого России, народного эпоса и
сказки, древние верования и обряды. |
Жанры |
Опера, симфония, симфоническая картина, сюита, фантазия, романс и песня. |
Истоки |
-Опора
на интонации крестьянской песни, их широкое использование в операх, романсах
и песнях. |
Таблица 3 (для заполнения в классе)
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА |
||
ГОД |
СОБЫТИЯ |
ПРЕДСТАВИТЕЛИ |
1859 |
|
|
1862 |
|
|
1866 |
|
|
КРУПНЕЙШИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА |
||
Композиторы «Могучей кучки» |
|
|
Пианисты |
|
|
Скрипачи |
|
|
Виолончелисты |
|
|
Певцы |
|
|
Дирижёры |
|
|
Музыкальные критики |
|
Таблица 4 (для заполнения в классе)
Эстетика |
|
Цели |
|
Темы и |
|
Жанры |
|
Истоки |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.