Методическая разработка урока по обучению грамоте в 1А классе на тему Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»
Оценка 4.7

Методическая разработка урока по обучению грамоте в 1А классе на тему Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Оценка 4.7
docx
10.03.2024
Методическая разработка урока по обучению грамоте в 1А классе на тему Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»
Обучение грамоте.docx

Конспект урока литературного чтения в 1 классе

Тема: Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

(УМК «Школа России»).

Цель:

 - познакомить с рассказом Е. Чарушина  «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Ход  урока:

Ι.  Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ – Вы учите их – они учат вас

II. Артикуляционная гимнастика. Чтение  чистоговорки

Ру-ру-ру - начинаем мы игру.

Ра-ра-ра – за мостом стоит гора.

    Ро-ро-ро – подари нам гусь перо.

Ры-ры-ры – наступил конец игры.

 

- Назови слова, в которых есть «ру» (рубашка, руки, крутит...).

- Назови слова, в которых есть «рю» (рюкзак, рюши, брюки...).

- Назови слова, в которых есть «ря» (грядка, ряд, моряки...)

III. Определение целей и темы урока.

    1. Постановка учебной проблемы.

- Исправь слова на доске: глиб, каландаш, лучка, белка, валежка, блюки,      палец, клубок, клыша, кастлюля, клик, глаз, склипка.

- Что заменили? Во всех ли словах произошла замена? (Букву Л на букву Р, нет)

2. Введение в тему урока.

- О какой букве будем читать? ( О букве Р)

- Какие звуки может обозначать эта буква?

- Дайте характеристику этим звукам. (Согласный, звонкий, непарный, твердый или мягкий)

    Инсценировка стихотворения

    Ученик 1. Я теперь уже читаю,

                   Цифры знаю, буквы знаю.

    Ученик 2. Эту тоже?

    Ученик 1. Ну а как же?!

                   Скажет каждый во дворе:

                    Перед нами буква «рэ».

 Буква Р.  Я – не «рэ», не «рэ», не «рэ»,

                  Хоть пишусь я во «дворе»!

                  Ты найдешь меня в «горах»,

                «Тундре», «речке», «берегах»,

                 Рокочу я громким громом

                 И реву звериным рёвом –

                 Вот тигриным, например:

                 Моё имя – буква «эр»!

Ученик 1. Извините, я не знал…

Ученик 2. Но он правильно читал!

- Сегодня мы поговорим о звуке [р] и букве эр.

- Кто изображен на слайде?  (Ворона)

Кто такая ворона? Что вы знаете о ней?  Как пишется слово «ворона»?

-А я знаю, что эта птица научила мальчика Женю говорить букву р. Хотите узнать, как это получилось?

Есть очень интересный рассказ, который написал известный детский писатель.

- Перед вами фамилия этого детского писателя

- Догадайтесь, какие буквы (орфограммы) пропущены в слове и прочтёте эту фамилию. (Ч…руш…н)

- Какие правила учат писать фамилию писателя?

- Назовите имя, отчество, фамилию писателя, с которым мы познакомимся сегодня на уроке и его произведение, используя запись на слайде, и вы узнаете тему урока.

Евгений  Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

- В соответствии с темой сформулируйте цели урока.

IV. Работа над новым материалом.

- Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных. В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, утка с перебитым крылом, которую Женя лечил вместе с мамой, и еще двадцать певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток и тетёрок, дружил с трёхногим псом Бобкой.

Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки,  характер, настроение, различал их голоса. Звук “р” он научился выговаривать, подражая карканью вороны.

Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве. Он был и интересным писателем и талантливым художником  работать в детском издательстве. С большим удовольствием он рисовал полосатых лошадок и длиннохвостых кенгуру.
Все складывалось хорошо у Чарушина, но ему словно всего этого мало было.
И в печати появляются его рассказы.

Технология РКМЧП 

1. Приём «Корзина идей»

- А почему я вам рассказала об этом писателе? Попробуйте  предположить, о чём и о ком пойдёт речь в этом рассказе, все версии мы разместим в «корзине идей» (на доске прикреплён рисунок корзины, над ним учитель записывает все версии детей). Откройте учебники на стр.84-85.      

2. Первичное восприятие текста.

- А сейчас давайте послушаем аудиозапись рассказа и посмотрим, насколько мы были правы (прослушивание  и  анализ содержимого «корзины идей»)

 - Подумайте над вопросом:

- Могла ли эта история произойти на самом деле?

 - С кем произошла история?

 -Как звали мальчика?

- Что он не умел делать?    Прочитайте трудные слова, которые нам встретятся в тексте

 - Читают на доске трудные слова из текста:

не-вы-со-кой,

рас-ка-ты-ва-ет-ся,( Гулко, раскатисто звучать, раздаваться.) 

об-ра-до-вал-ся,

вы-го-ва-ри-ва-ет-ся. ( Произносить устами, выражать голосом и словами или словесными звуками)

3. Жужжащее чтение текста на время и его осмысление.

Читают рассказ 3 минуты.

-Чьё чтение вам понравилось больше и почему?  (Правильно прочитывали слова …)

  отвечают на вопросы:

- Почему мальчик Женя обиделся на ребят? Перечитайте строки

- Какие слова предлагали ребята ему сказать?

- Как поступили ребята? Правильно или нет? Почему?

-  Нужно ли смеяться? Как надо поступить?

-  Какие чувства испытывал Женя?

- Кто же научил мальчика говорить букву р?

-  Как кричит ворона?

- Давайте прочитаем.

-  Что произошло дальше? Какой был результат?

V. Физкультминутка:

(Ребята выполняют физические упражнения под музыку «У жирафа пятна везде)

VI. Продолжение работы по теме урока

  - Найдите в тексте и прочитайте предложения, в которых рассказывается, как  Женя учился говорить букву р.

-  Определите качества характера Жени. (Настойчивость, упорство)

- Найдите и назовите понравившиеся слова из текста

  1. Постановка проблемного вопроса.  Поиск решения.

- Чему научился Женя: говорить букву р или произносить звук, который этой буквой обозначается?

- Как поступили ребята? Правильно или нет? Почему?

-  Нужно ли смеяться? Как надо поступить?

-  Какие чувства испытывал Женя?(Обида)

-  Кто же научил мальчика говорить букву р?

-  Как кричит ворона?

-  Давайте прочитаем.

- Что произошло дальше? Какой был результат?(Научился говорить звук р)

  Ответ на вопрос учебника – зачитать вопрос в учебнике.

 - Какую ошибку допустил писатель Чарушин в названии своего рассказа?      (Женя не умел произносить звук [ р], а не букву эр.)

2. Работа над пословицами.

- Выбери пословицу, которая больше всего подходит к прочитанному рассказу.

          Терпение и труд все перетрут.

          Корень учения горек, да плод сладок

          Недаром говорится, что дело мастера боится.

  Вывод: трудом можно добиться успеха.

 3. Повторное чтение названия рассказа.

-Как еще можно назвать рассказ?

 (Как ворона научила Женю произносить звук [р] или Трудная буква).

-Какие черты характера помогли Жене научиться говорить звук [р]?      (Настойчивость, упорство).

  Вывод: если потрудишься, постараешься, то всему научишься.

VII. Рефлексия. Технология РКМЧП 

 Приём «Согласны ли вы с тем, что…»

- У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы    ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

·        Ворона  была для Жени учителем?

·        Женя был невнимательным ребенком?

·        Говорить мы можем буквы и звуки?

·        Говорить мы можем только звуки, а буквы – это всего лишь значки, которые обозначают звуки на письме?

·        Животные помогают человеку в жизни?

·        Корень учения горек, а плод сладок?

·        Женя не мог выговаривать звук [л]?

·        Автор рассказа допустил ошибку в названии произведения?

- Оцените свою работу на уроке с помощью  цветных смайликов в дневнике.

 VIII. Итог урока.

 -  В  жизни каждого человека приходится и выигрывать, и проигрывать. Но важно, чтобы он не терял надежду и веру в собственные силы, в будущую победу.

 

Теряйте по дороге мешки и утюги.
Когда устанут ноги, теряйте башмаки!
Бросайте и роняйте, не велика беда...
Но только не теряйте надежды  никогда!

 - Какое произведение читали на уроке?

 - Кто автор рассказа?

 - Какой звук не мог выговаривать Женя?

 - Научился ли мальчик произносить звук [р]?

 - Давайте и мы закрепим произношение звука [р]

 - Можно ли смеяться  над одноклассниками или знакомыми детьми, которые       не могут правильно произносить звуки?

 - Понравился вам урок?

 - Что было самым интересным на уроке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока литературного чтения в 1 классе

Конспект урока литературного чтения в 1 классе

Вот тигриным, например:

Вот тигриным, например:

А сейчас давайте послушаем аудиозапись рассказа и посмотрим, насколько мы были правы (прослушивание и анализ содержимого «корзины идей») -

А сейчас давайте послушаем аудиозапись рассказа и посмотрим, насколько мы были правы (прослушивание и анализ содержимого «корзины идей») -

Как кричит ворона? - Давайте прочитаем

Как кричит ворона? - Давайте прочитаем

Какой звук не мог выговаривать

Какой звук не мог выговаривать
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2024