Конспект урока литературного чтения в 1 классе
Тема: Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»
(УМК «Школа России»).
Цель:
- познакомить с рассказом Е. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Ход урока:
Ι. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ – Вы учите их – они учат вас
II. Артикуляционная гимнастика. Чтение чистоговорки
Ру-ру-ру - начинаем мы игру.
Ра-ра-ра – за мостом стоит гора.
Ро-ро-ро – подари нам гусь перо.
Ры-ры-ры – наступил конец игры.
- Назови слова, в которых есть «ру» (рубашка, руки, крутит...).
- Назови слова, в которых есть «рю» (рюкзак, рюши, брюки...).
- Назови слова, в которых есть «ря» (грядка, ряд, моряки...)
III. Определение целей и темы урока.
1. Постановка учебной проблемы.
- Исправь слова на доске: глиб, каландаш, лучка, белка, валежка, блюки, палец, клубок, клыша, кастлюля, клик, глаз, склипка.
- Что заменили? Во всех ли словах произошла замена? (Букву Л на букву Р, нет)
2. Введение в тему урока.
- О какой букве будем читать? ( О букве Р)
- Какие звуки может обозначать эта буква?
- Дайте характеристику этим звукам. (Согласный, звонкий, непарный, твердый или мягкий)
Инсценировка стихотворения
Ученик 1. Я теперь уже читаю,
Цифры знаю, буквы знаю.
Ученик 2. Эту тоже?
Ученик 1. Ну а как же?!
Скажет каждый во дворе:
Перед нами буква «рэ».
Буква Р. Я – не «рэ», не «рэ», не «рэ»,
Хоть пишусь я во «дворе»!
Ты найдешь меня в «горах»,
«Тундре», «речке», «берегах»,
Рокочу я громким громом
И реву звериным рёвом –
Вот тигриным, например:
Моё имя – буква «эр»!
Ученик 1. Извините, я не знал…
Ученик 2. Но он правильно читал!
- Сегодня мы поговорим о звуке [р] и букве эр.
- Кто изображен на слайде? (Ворона)
- Кто такая ворона? Что вы знаете о ней? Как пишется слово «ворона»?
-А я знаю, что эта птица научила мальчика Женю говорить букву р. Хотите узнать, как это получилось?
- Есть очень интересный рассказ, который написал известный детский писатель.
- Перед вами фамилия этого детского писателя
- Догадайтесь, какие буквы (орфограммы) пропущены в слове и прочтёте эту фамилию. (Ч…руш…н)
- Какие правила учат писать фамилию писателя?
- Назовите имя, отчество, фамилию писателя, с которым мы познакомимся сегодня на уроке и его произведение, используя запись на слайде, и вы узнаете тему урока.
Евгений Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р»
- В соответствии с темой сформулируйте цели урока.
IV. Работа над новым материалом.
- Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных. В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, утка с перебитым крылом, которую Женя лечил вместе с мамой, и еще двадцать певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток и тетёрок, дружил с трёхногим псом Бобкой.
Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук “р” он научился выговаривать, подражая карканью вороны.
Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в
его творчестве. Он был и интересным писателем и талантливым
художником работать в детском издательстве. С большим удовольствием он
рисовал полосатых лошадок и длиннохвостых кенгуру.
Все складывалось хорошо у Чарушина, но ему словно всего этого мало было.
И в печати появляются его рассказы.
Технология РКМЧП
1. Приём «Корзина идей»
- А почему я вам рассказала об этом писателе? Попробуйте предположить, о чём и о ком пойдёт речь в этом рассказе, все версии мы разместим в «корзине идей» (на доске прикреплён рисунок корзины, над ним учитель записывает все версии детей). Откройте учебники на стр.84-85.
2. Первичное восприятие текста.
- А сейчас давайте послушаем аудиозапись рассказа и посмотрим, насколько мы были правы (прослушивание и анализ содержимого «корзины идей»)
- Подумайте над вопросом:
- Могла ли эта история произойти на самом деле?
- С кем произошла история?
-Как звали мальчика?
- Что он не умел делать? Прочитайте трудные слова, которые нам встретятся в тексте
- Читают на доске трудные слова из текста:
не-вы-со-кой,
рас-ка-ты-ва-ет-ся,( Гулко, раскатисто звучать, раздаваться.)
об-ра-до-вал-ся,
вы-го-ва-ри-ва-ет-ся. ( Произносить устами, выражать голосом и словами или словесными звуками)
3. Жужжащее чтение текста на время и его осмысление.
Читают рассказ 3 минуты.
-Чьё чтение вам понравилось больше и почему? (Правильно прочитывали слова …)
отвечают на вопросы:
- Почему мальчик Женя обиделся на ребят? Перечитайте строки
- Какие слова предлагали ребята ему сказать?
- Как поступили ребята? Правильно или нет? Почему?
- Нужно ли смеяться? Как надо поступить?
- Какие чувства испытывал Женя?
- Кто же научил мальчика говорить букву р?
- Как кричит ворона?
- Давайте прочитаем.
- Что произошло дальше? Какой был результат?
V. Физкультминутка:
(Ребята выполняют физические упражнения под музыку «У жирафа пятна везде)
VI. Продолжение работы по теме урока
- Найдите в тексте и прочитайте предложения, в которых рассказывается, как Женя учился говорить букву р.
- Определите качества характера Жени. (Настойчивость, упорство)
- Найдите и назовите понравившиеся слова из текста
1. Постановка проблемного вопроса. Поиск решения.
- Чему научился Женя: говорить букву р или произносить звук, который этой буквой обозначается?
- Как поступили ребята? Правильно или нет? Почему?
- Нужно ли смеяться? Как надо поступить?
- Какие чувства испытывал Женя?(Обида)
- Кто же научил мальчика говорить букву р?
- Как кричит ворона?
- Давайте прочитаем.
- Что произошло дальше? Какой был результат?(Научился говорить звук р)
Ответ на вопрос учебника – зачитать вопрос в учебнике.
- Какую ошибку допустил писатель Чарушин в названии своего рассказа? (Женя не умел произносить звук [ р], а не букву эр.)
2. Работа над пословицами.
- Выбери пословицу, которая больше всего подходит к прочитанному рассказу.
Терпение и труд все перетрут.
Корень учения горек, да плод сладок
Недаром говорится, что дело мастера боится.
Вывод: трудом можно добиться успеха.
3. Повторное чтение названия рассказа.
-Как еще можно назвать рассказ?
(Как ворона научила Женю произносить звук [р] или Трудная буква).
-Какие черты характера помогли Жене научиться говорить звук [р]? (Настойчивость, упорство).
Вывод: если потрудишься, постараешься, то всему научишься.
VII. Рефлексия. Технология РКМЧП
Приём «Согласны ли вы с тем, что…»
- У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.
· Ворона была для Жени учителем?
· Женя был невнимательным ребенком?
· Говорить мы можем буквы и звуки?
· Говорить мы можем только звуки, а буквы – это всего лишь значки, которые обозначают звуки на письме?
· Животные помогают человеку в жизни?
· Корень учения горек, а плод сладок?
· Женя не мог выговаривать звук [л]?
· Автор рассказа допустил ошибку в названии произведения?
- Оцените свою работу на уроке с помощью цветных смайликов в дневнике.
VIII. Итог урока.
- В жизни каждого человека приходится и выигрывать, и проигрывать. Но важно, чтобы он не терял надежду и веру в собственные силы, в будущую победу.
Теряйте по дороге
мешки и утюги.
Когда устанут ноги, теряйте башмаки!
Бросайте и роняйте, не велика беда...
Но только не теряйте надежды никогда!
- Какое произведение читали на уроке?
- Кто автор рассказа?
- Какой звук не мог выговаривать Женя?
- Научился ли мальчик произносить звук [р]?
- Давайте и мы закрепим произношение звука [р]
- Можно ли смеяться над одноклассниками или знакомыми детьми, которые не могут правильно произносить звуки?
- Понравился вам урок?
- Что было самым интересным на уроке?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.