Тема: «Что такое экономика?»
Цель: знакомство с понятием «экономика», ее составными частями.
Задачи:
Образовательная: создать условия для формирования знаний об экономике; обучить переносу знаний об экономике в повседневные ситуации.
Развивающая: развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение.
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету через понимание взаимодействия человека и отраслей экономики страны и области.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся объяснять, что такое экономика, и называть её составные части.
Метапредметные:
Познавательные:
- сформировать понятие экономика;
- различать отдельные отрасли экономики;
Регулятивные:
- умение определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
Личностные:
- развитие мыслительных операций;
-развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости;
Коммуникативные:
- формирование умения слышать и слушать;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.
Материально-техническое обеспечение: презентация; учебник
«Окружающий мир» А.А.Плешаков, 2класс, 1 часть; мультфильм «Как мужик корову продавал».
Сценарий урока
I. Мотивирование к учебной деятельности.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Хорошо запоминать.
– Мы продолжим путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесёт вам новые знания, а, значит, и новые радости.
Для урока нам необходим учебник, ручка, рабочая тетрадь.
II. Актуализация знаний.
-Ребята, я сейчас хочу предложить вам познакомиться с произведением С.
Михалкова «Как старик корову продавал». Будьте внимательны, после
просмотра этого мультфильма я буду задавать вам вопросы, на которые вы
должны будете ответить. Итак, внимание на экран.
Показывается мультфильм «Как мужик корову продавал».
-Ребята, ответьте мне, пожалуйста, на вопросы:
1. Где происходит действие сказки? (на рынке)
2. Кто является героями сказки? (мужик, паренек, старик, корова)
3. А чем занимался в этой сказке старик? (продавал, торговал)
4. Значит он кто? (Продавец)
5. Кем был мужик? (покупатель)
6. А кем же был паренек?
7. А может быть кто-то знает, как называется наука, которая изучает
процесс торговли? (ЭКОНОМИКА)
III. Постановка проблемной учебной задачи.
-Сейчас я вам назову три словосочетания, в каждом будет одинаковое слово. Слушайте внимательно, это слово и будет темой урока.
Экономика России, развитие экономики, части экономики
Это слово: ЭКОНОМИКА
- Итак, какая будет тема нашего урока? (Экономика). Слайд 2
-Какие мы можем поставить перед собой цели? (мы дадим определение экономики, посмотрим, какие сферы экономики существуют, как мы с ними взаимодействуем в повседневной жизни.)
Откройте учебник и прочитайте как называется новый раздел, который мы начинаем изучать. (жизнь города и села)
Прочитайте, что узнаем и чему научимся.
IV. Открытие нового знания.
Вернемся к теме нашего урока
Где вы слышали это слово?
Как вы думаете, что оно означает?
-Давайте узнаем, из каких отраслей состоит экономика. (откройте учебники стр.104) ,прочитайте определение. Слайд 3
Слайд 4. В основе слова «экономика» лежат два древнегреческих слова «экос» – дом и «номос» –закон. Буквальный перевод – «искусство ведения домашнего хозяйства». Еще древние греки понимали, что хозяйство нужно вести по определенным законам и правилам. У каждого из вас есть домашняя экономика, в которой у каждого своя роль, своя функция: кто-то моет посуду, кто-то готовит кушать, кто-то ходит в магазин, кто-то зарабатывает деньги. Экономика есть и в нашем государстве. В чём суть экономики мы сейчас с вами постараемся разобраться.
-А сегодня мы постараемся подробнее рассмотреть все части экономики. Остановимся на первой – это торговля. Слайд 5 Как вы думаете, что же необходимо для осуществления этого процесса? слайд 6.
Давайте попробуем назвать отрасли экономики:)
Вторая часть экономики: слайд 7,8
Как называется отрасль, в которой делают игрушки, машины, шьют одежду (промышленность)
Третья часть экономики: слайд 9,10
- выращивают хлеб, овощи, разводят коров, овец, гусей (сельское хозяйство)
Четвёртая часть экономики: слайд 11,12
-строят дома, заводы, фабрики (строительство)
Пятая часть экономики: слайд 13,14
-перевозят грузы, людей (транспорт)
Слайд 15
Работа по учебнику:
– Рассмотрите фотографии. Какие части экономики представлены на фотографиях?
– Наша экономика начинается с того, что мы сталкиваемся с различными предметами: одежда, мебель, книги, продукты питания.
– Какие части экономики нам это создают? (Фабрики, заводы – это промышленность; хлеб, молоко, овощи, мясо – производит сельское хозяйство.)
– Но промышленность и сельское хозяйство не пришли к нам в дом. Мы приобрели за деньги их продукты.
– Какая часть экономики нам в этом помогла? (Торговля – это магазины, ларьки, рынки, торговые точки и т.д.)
– Есть еще одна часть экономики, без которой мы бы с вами не могли жить, не было бы заводов и фабрик, промышленности.
– Какая это часть? (Строительство.)
– И, конечно же, еще одна часть экономики – это транспорт.
– А какой бывает транспорт, для чего используется? ( (Для перевозки грузов и людей.)
А как вы думаете, связаны ли части экономики друг с другом? (Связаны).
– Как объяснить связь строительства и транспорта? (Без транспорта не доставить материалы для строительства новых зданий.)
– Объясните связь сельского хозяйства и транспорта. (Не обработать землю, не отправить продукты на переработку.)
– Какой мы можем сделать вывод? (Все части экономики – промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и торговля – тесно взаимосвязаны.)
Все произведенные различными отраслями продукты, т.е товары можно приобрести за деньги. Деньги – это кровь экономики.
Работа с учебником с. 106 -107 (Чтение стать про деньги).
Основные функции денег даже несмотря на тот факт, что деньги мира довольно разнообразны, принято считать, что все они выполняют если и не одинаковые, то довольно схожие функции, среди которых можно выделить следующие:
деньги являются мерой стоимости всех товаров и услуг;
деньги выступают в роли своеобразного посредника при обмене товарами и услугами;
деньги выступают как средство накопления и сбережения.
Название денег разных стран мира
Как уже упоминалось, в каждой стране разные деньги в силу многих причин. Для того чтобы иметь основные сведения о деньгах разных стран, следует их классифицировать и упомянуть. Денежные единицы Азии: вьетнамский донг, израильский шекель, сирийский фунт, японская иена, индийский рупий, филиппинский песо и многие другие. Денежные единицы Европы и СНГ: датская крона, евро, российский рубль, украинская гривна, армянский драм, сербский динар и т. д. У нас в государстве денежная единица рубль
Как видим, деньги представляют собой универсальную платежную систему, которая сложилась исторически и признана всеми странами и народами как удобное средство расчета. Таковы основные сведения о деньгах разных стран.
Вывод: Если человек покупает предметы, то каждый предмет имеет что и является чем? (Каждый предмет имеет цену и является товаром).
- Каким образом человек приобретает товары? (Чтобы приобрести товар, человек платит деньги).
- Можно ли деньги назвать товаром? (Да.Деньги – такой товар, на который
можно обменять все остальные).
Физкультминутка.
А над морем — мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу. (Ходьба на месте.)
Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты.)
V. Включение новых знаний в систему.
Как вы думаете, какие отрасли экономики развиты в нашей Белгородской области?
Слайд 16. Ребята, наш родной край - высокоразвитый индустриально-аграрный регион, экономика которого опирается на колоссальные богатства недр и уникальные чернозёмы. Слайд 17. Отраслями экономической деятельности являются промышленность, сельское хозяйство, оптовая и розничная торговля, строительство, транспорт и связь.
Слайд 18. Недра области богаты железной рудой. Её добывают в окрестностях Старого Оскола, Губкина, Шебекина: «Лебединский горно-обогатительный комбинат»; «Стойленский горно-обогатительный комбинат»).
Слайд 19. В области развиты машиностроение и металлообработка: «Белгородский завод энергетического машиностроения»; «Белэнергомаш» — оборудование для АЭС.
Среди промышленных предприятий области: Старооскольский завод пластмасс «Осколпласт», Оскольский электрометаллургический комбинат, Оскольский завод металлургического машиностроения.
Слайд 20. Действуют заводы автотракторного и автоспецоборудования, химического машиностроения. В городе Шебекино находится комплекс химических и биохимических заводов.
Слайд 21. Область — район интенсивного сельского хозяйства. Главные зерновые культуры — ячмень, пшеница, также выращиваются рожь, гречиха, просо, кукуруза.
Слайд 22. В сельском хозяйстве области успешно функционируют крупные компании: ЗАО «Приосколье», Агрохолдинг «БЭЗРК-Белгранкорм», ЗАО «Белая птица», ООО «ГК Агро-Белогорье», агропромыш-ленный холдинг «Мираторг», колхоз имени Фрунзе, ООО «Агрохолдинг Ивнянский», ЗАО «Должанское», ЗАО «Большевик», Группа Компаний «РусАгро», ОАО «Белгородские молочные фермы», ООО «Белгород-семена». В последние годы активно развиваются фермерские хозяйства.
Слайд 23. В Белгородской области активно идёт строительство как частных домов, как и многоэтажных домов.
Слайд 24. Через Белгородскую область проходят важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали межгосударственного значения, соединяющие Москву с южными районами России и Украиной.
-Какой мы можем сделать вывод? (экономика в нашей области развивается на высшем уровне)
VI. Первичное закрепление.
Работа с рабочей тетрадью.
-Откройте рабочую тетрадь на стр.68-69 и выполните номер 2, 4, 5.
VII. Подведение итогов. Рефлексия.
Наш урок подходит к концу.
-Какая была тема нашего урока?
-Достигли ли мы с вами целей, которые ставили в начале урока?
-что такое экономика?
-назовите составные части экономики.
Слайд 25. -Какое яблочко вы повесите на дерево?
VIII. Домашнее задание.
Рабочая тетрадь стр.69, №6.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.