Методическая разработка урока по окружающему миру по теме «Что такое экономика?»

  • doc
  • 27.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Окружающий мир..doc

 

Тема: «Что такое экономика?»

Цель: знакомство с понятием «экономика», ее составными частями.

Задачи:

Образовательная: создать условия для формирования знаний об экономике; обучить переносу знаний об экономике в повседневные ситуации.

Развивающая: развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение.

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету через понимание взаимодействия человека и отраслей экономики страны и области.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся объяснять, что такое экономика, и называть её составные части.

Метапредметные:

Познавательные:

- сформировать понятие экономика;

- различать отдельные отрасли экономики;

 Регулятивные:

- умение определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

Личностные:

развитие мыслительных операций;

-развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости;

Коммуникативные:

- формирование умения слышать и слушать;

-  овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

Материально-техническое обеспечение: презентация;  учебник

«Окружающий мир» А.А.Плешаков, 2класс, 1 часть; мультфильм «Как мужик корову продавал».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий урока

 

I.            Мотивирование к учебной деятельности.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Хорошо запоминать.

 

– Мы продолжим путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесёт вам новые знания, а, значит, и новые радости.

Для урока нам необходим учебник, ручка, рабочая тетрадь.

 

 

II.            Актуализация знаний.

-Ребята, я сейчас хочу предложить вам познакомиться с произведением С.

Михалкова «Как старик корову продавал». Будьте внимательны, после

просмотра этого мультфильма я буду задавать вам вопросы, на которые вы

должны будете ответить. Итак, внимание на экран.

Показывается мультфильм «Как мужик корову продавал».

-Ребята, ответьте мне, пожалуйста, на вопросы:

1. Где происходит действие сказки? (на рынке)

2. Кто является героями сказки? (мужик, паренек, старик, корова)

3. А чем занимался в этой сказке старик? (продавал, торговал)

4. Значит он кто? (Продавец)

5. Кем был мужик? (покупатель)

6. А кем же был паренек?

7. А может быть кто-то знает, как называется наука, которая изучает

процесс торговли? (ЭКОНОМИКА)

 

III.            Постановка проблемной учебной задачи.

-Сейчас я вам назову три словосочетания, в каждом будет одинаковое слово. Слушайте внимательно, это слово и будет темой урока.

Экономика России, развитие экономики, части экономики

Это слово: ЭКОНОМИКА

- Итак, какая будет тема нашего урока? (Экономика). Слайд 2

-Какие мы можем поставить перед собой цели? (мы дадим определение экономики, посмотрим, какие сферы экономики существуют,  как мы с ними взаимодействуем в повседневной жизни.)

Откройте учебник и прочитайте как называется новый раздел, который мы начинаем изучать. (жизнь города и села)

Прочитайте, что узнаем и чему научимся.

 

IV.            Открытие нового знания.

Вернемся к теме нашего урока

Где вы слышали это слово?

Как вы думаете, что оно означает?

-Давайте узнаем, из каких отраслей состоит экономика. (откройте учебники стр.104) ,прочитайте определение. Слайд 3

Слайд 4. В основе слова «экономика» лежат два древнегреческих слова «экос» – дом и «номос» –закон. Буквальный перевод – «искусство ведения домашнего хозяйства». Еще древние греки понимали, что хозяйство нужно вести по определенным законам и правилам. У  каждого из вас есть домашняя экономика, в которой у каждого своя роль, своя функция: кто-то моет посуду, кто-то готовит кушать, кто-то ходит в магазин, кто-то зарабатывает деньги. Экономика есть и  в нашем государстве. В чём  суть экономики мы сейчас с вами постараемся разобраться.

-А сегодня мы постараемся подробнее рассмотреть  все части экономики. Остановимся на первой – это торговля. Слайд 5 Как вы думаете, что же необходимо для осуществления этого процесса? слайд 6.

Давайте попробуем назвать отрасли экономики:)

Вторая часть экономики: слайд 7,8

Как называется отрасль, в которой делают игрушки, машины, шьют одежду (промышленность)

Третья часть экономики: слайд 9,10

- выращивают хлеб, овощи, разводят коров, овец, гусей (сельское хозяйство)

Четвёртая часть экономики: слайд 11,12

-строят дома, заводы, фабрики (строительство)

Пятая часть экономики: слайд 13,14

-перевозят грузы, людей (транспорт)

 

Слайд 15

Работа по учебнику:

– Рассмотрите фотографии. Какие части экономики представлены на фотографиях?

– Наша экономика начинается с того, что мы сталкиваемся с различными предметами: одежда, мебель, книги, продукты питания.

– Какие части экономики нам это создают? (Фабрики, заводы – это промышленность; хлеб, молоко, овощи, мясо – производит сельское хозяйство.)

– Но промышленность и сельское хозяйство не пришли к нам в дом. Мы приобрели за деньги их продукты.

– Какая часть экономики нам в этом помогла? (Торговля – это магазины, ларьки, рынки, торговые точки и т.д.)

– Есть еще одна часть экономики, без которой мы бы с вами не могли жить, не было бы заводов и фабрик, промышленности.

– Какая это часть? (Строительство.)

– И, конечно же, еще одна часть экономики – это транспорт.

– А какой бывает транспорт, для чего используется? ( (Для перевозки грузов и людей.)

А как вы думаете, связаны ли части экономики друг с другом? (Связаны).

– Как объяснить связь строительства и транспорта? (Без транспорта не доставить материалы для строительства новых зданий.)

– Объясните связь сельского хозяйства и транспорта. (Не обработать землю, не отправить продукты на переработку.)

– Какой мы можем сделать вывод? (Все части экономики – промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и торговля – тесно взаимосвязаны.)

Все произведенные различными отраслями продукты, т.е товары можно приобрести за деньги. Деньги – это кровь экономики.

Работа с учебником с. 106 -107 (Чтение стать про деньги).

Основные функции денег даже несмотря на тот факт, что деньги мира довольно разнообразны, принято считать, что все они выполняют если и не одинаковые, то довольно схожие функции, среди которых можно выделить следующие:

 деньги являются мерой стоимости всех товаров и услуг;

 деньги выступают в роли своеобразного посредника при обмене товарами и услугами;

деньги выступают как средство накопления и сбережения.

Название денег разных стран мира

Как уже упоминалось, в каждой стране разные деньги в силу многих причин. Для того чтобы иметь основные сведения о деньгах разных стран, следует их классифицировать и упомянуть. Денежные единицы Азии: вьетнамский донг, израильский шекель, сирийский фунт, японская иена, индийский рупий, филиппинский песо и многие другие. Денежные единицы Европы и СНГ: датская крона, евро, российский рубль, украинская гривна, армянский драм, сербский динар и т. д.  У нас в государстве денежная единица рубль

Как видим, деньги представляют собой универсальную платежную систему, которая сложилась исторически и признана всеми странами и народами как удобное средство расчета. Таковы основные сведения о деньгах разных стран.

история денег разных странденьги разных стран мира

 Вывод:  Если человек покупает предметы, то каждый предмет имеет что и является чем? (Каждый предмет имеет цену и является товаром).

- Каким образом человек приобретает товары? (Чтобы приобрести товар, человек платит деньги).

- Можно ли деньги назвать товаром? (Да.Деньги – такой товар, на который

можно обменять все остальные).

 

 

Физкультминутка.

А над морем — мы с тобою!

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу. (Ходьба на месте.)

Сядьте, дети на песок,

Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты.)

 

 

 

V.            Включение новых знаний в систему.

  Как вы думаете, какие отрасли экономики развиты в нашей Белгородской области?

Слайд 16.  Ребята, наш родной край - высокоразвитый индустриально-аграрный регион, экономика которого опирается на колоссальные богатства недр и уникальные чернозёмы. Слайд 17. Отраслями экономической деятельности являются промышленность, сельское хозяйство, оптовая и розничная торговля, строительство, транспорт и связь.

 

Слайд 18. Недра области богаты железной рудой. Её добывают в окрестностях Старого Оскола, Губкина, Шебекина: «Лебединский горно-обогатительный комбинат»; «Стойленский горно-обогатительный комбинат»).

Слайд 19. В области развиты машиностроение и металлообработка: «Белгородский завод энергетического машиностроения»;  «Белэнергомаш» — оборудование для АЭС.

Среди промышленных предприятий области: Старооскольский завод пластмасс «Осколпласт», Оскольский электрометаллургический комбинат, Оскольский завод металлургического машиностроения.

Слайд 20. Действуют заводы автотракторного и автоспецоборудования, химического машиностроения. В городе Шебекино находится комплекс химических и биохимических заводов.

Слайд 21. Область — район интенсивного сельского хозяйства. Главные зерновые культуры — ячмень, пшеница, также выращиваются рожь, гречиха, просо, кукуруза.

Слайд 22. В сельском хозяйстве области успешно функционируют крупные компании: ЗАО «Приосколье», Агрохолдинг «БЭЗРК-Белгранкорм», ЗАО «Белая птица», ООО «ГК Агро-Белогорье», агропромыш-ленный холдинг «Мираторг», колхоз имени Фрунзе, ООО «Агрохолдинг Ивнянский», ЗАО «Должанское», ЗАО «Большевик», Группа Компаний «РусАгро», ОАО «Белгородские молочные фермы», ООО «Белгород-семена». В последние годы  активно развиваются фермерские хозяйства.

Слайд 23. В Белгородской области активно идёт строительство как частных домов, как и многоэтажных домов.

Слайд 24. Через Белгородскую область проходят важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали межгосударственного значения, соединяющие Москву с южными районами России и Украиной.

-Какой мы можем сделать вывод? (экономика в нашей области развивается на высшем уровне)

 

VI.            Первичное закрепление.

 

Работа с рабочей тетрадью.

-Откройте рабочую тетрадь на стр.68-69 и выполните номер 2, 4, 5.

 

 

VII.            Подведение итогов. Рефлексия.

 

Наш урок подходит к концу.

-Какая была тема нашего урока?

-Достигли ли мы с вами целей, которые ставили в начале урока?

-что такое экономика?

-назовите составные части экономики.

Слайд 25. -Какое яблочко вы повесите на дерево?

https://s1.slide-share.ru/s_slide/d9fa4884a976da7f147ea160c7d2c1b7/d8168e0c-c7c4-438a-8dcb-876bcb12bd11.jpeg

VIII.            Домашнее задание.

Рабочая тетрадь стр.69, №6.

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru