Методическая разработка урока по окружающему миру в 1в классе на тему: «Кто такие рыбы?»
Оценка 4.9

Методическая разработка урока по окружающему миру в 1в классе на тему: «Кто такие рыбы?»

Оценка 4.9
doc
15.02.2024
Методическая разработка урока по окружающему миру в 1в классе на тему: «Кто такие рыбы?»
phpWvwCFj_Plan-konspekt.doc

Методическая разработка урока по окружающему миру в 1в классе на тему: «Кто такие рыбы?»

Цели:  познакомить с общими признаками и разнообразием рыб; учить описывать рыб по плану, приводить примеры речных и морских рыб.

Задачи:

Изучить внешнее строение  и отличительные признаки рыб.

Развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи.

Развивать интерес к предмету через использование ИКТ, применять в своей работе интерактивную доску, систему оценивания.

Воспитывать  любовь к природе,  бережное отношение к ней.

Тип: изучение нового материала.

Форма проведения: урок-исследование.

Методы: проблемный,  частично-поисковый, практический, иллюстративный, словесный,  наглядный.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.

Планируемые результаты:

Метапредметные

Познавательные

Умение:

находить нужную  информацию,  анализировать ее,

находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

сравнивать и группировать предметы по заданному признаку;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные

Умение:

принять  учебную задачу,  сохранить ее,  действовать в соответствие с ней,

работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

формулировать вопрос  (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Коммуникативные:

Умение:

оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

сотрудничать с одноклассниками,  договариваться о последовательности и результате действий, учиться представлять  одноклассникам процесс работы и результат их действий, слушать их мнение .

Предметные:

Усвоение характерных признаков рыб, умение  их описывать, называя отличительные признаки, сравнивать, находить общее и различия, объединять рыбы в группы.

Личностные:

Проявление творческого отношения к процессу обучения, оценка своей работы в этой роли.

Межпредметные связи на уроке: литературное чтение, технология, краеведение.

Оборудование:

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, система контроля и мониторинга качества знаний, презентация «Кто такие рыбы?», 

УМК « Школа России», учебник Плешакова А. А. «Мир вокруг нас», электронное сопровождение к учебнику «Мир вокруг нас», 1 класс, демонстрационный и  раздаточный материал.

 

 

ХОД УРОКА:

I Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

- Скажите, ребята, какой у нас сейчас урок? (Окружающий мир)

II Актуализация знаний.

1.     Беседа.

- Я предлагаю вам вспомнить, о какой группе животных мы говорили с вами на прошлом уроке? (О насекомых)

- Что нового вы узнали о насекомых? (Насекомое-это животное, у которого 6 ног.)

- Приведите примеры насекомых, которые вам известны…

2. Проверка знаний.

 Мудрая  Черепаха приготовила вам вопросы для проверки. Если вы согласны, то показываем знак согласия, если нет – запрещающий знак.

         1. Тело насекомого состоит из головы, груди и брюшка? (да)

         2. Муха – это насекомое? (да)

         3. У насекомого 8 ног? (нет)

         4 Бабочки питаются нектаром цветов?(Да)

         5. Паук – это насекомое? (нет)

         6. Гнездо осы похоже на большой шар? (да)

         7. У бабочки 6 крыльев? (нет)

III Самоопределение к деятельности.

-  Кто из вас встречал вчера  или сегодня насекомых? Почему их нет?

- А в какое время года насекомых много? (Летом)

1. Релаксация

 Закройте глаза. Представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зеленой лужайке среди множества насекомых.

Утром стрекоза проснулась,

Полетела, улыбнулась.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.         – Стрекоза это насекомое? (Да)

2. Введение в тему урока.

- Наш помощник – Муравей Вопросик отправился вслед за стрекозой. Очень уж ему интересно было наблюдать за ней. А стрекоза долго кружилась над водоёмом. Вопросику стало интересно - что же она там разглядывает?

А вы, ребята, хотите это узнать? (Да)

- Тогда отгадаем загадку, которую приготовила нам Мудрая Черепашка:

 

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть да не говорю.

Глаза есть – не мигаю,

Крылья есть –  не летаю.

(Рыба)                                          (Слайд 1)

 

- Предположите, о чём или о ком пойдет речь на уроке.

Постановка перед детьми учебных задач.

- Сегодня на уроке узнаем, каких животных называют рыбами. Откройте учебник на стр. 32 и прочитайте цели, которые нам ставит Муравей-Вопросик .Научимся приводить примеры речных и морских рыб, описывать рыбу по плану.

- Героями каких сказок являлись рыбы? (Слайд 2)

 

- Где могут жить рыбы? (В воде, в речке, в озере, в море.)

- В любой ли воде могут жить рыбы?

- А в какой воде им трудно будет жить, они могут погибнуть?

- Что должен сделать человек, чтобы они не погибли?

 

Вывод делают дети: Мы должны помнить, что нельзя отдыхая у водоемов загрязнять воду. В ней живут рыбы.

 

3. Постановка проблемы, выдвижение гипотезы.

- Муравьишка Вопросик хотел бы знать: - А могут ли рыбы жить на суше?

- Кто согласен? Муравьишка сомневается.

- Давайте  продолжим исследование окружающего мира в учебнике  и докажем, что рыбы не могут жить на суше и почему.

 

IV Организация исследовательской деятельности по решению проблемы.

 

1.     Работа с учебником (исследование строения рыб, определение функций частей тела)

-

Муравьишка  Вопросик заглянул в водоем и увидел там вот такую рыбу. (Слайд 3)

- Кто знает как называется эта рыба? (красноперка)

- Кто догадался, почему эта рыба называется красноперка? (красные плавники похожие на перышки).

-Изучите по рисунку в учебнике строение этой рыбы. Найдите указанные части у других рыб, изображенных в учебнике.

 

2. Первичное закрепление знаний.

- Туловища рыб обтекаемы, чтобы было легче плавать.

Плавники и хвост помогают рыбам плавать.

Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд.

Спинной плавник не даёт ей опрокинуться на бок.

Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.

 

- Зачем рыбе нужны жабры? (Рыбы не могут жить без кислорода. Большинство рыб получают его из воды с помощью жабр. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Вода выходит наружу через жаберные щели.)

- Так  могут ли рыбы жить на суше? (Нет) Что необходимо им для жизни? (Они дышат кислородом, растворённым в воде) Молодцы!

 

- Ребята, а вы не задумывались, почему рыбы не тонут? ( Потому что внутри рыб находится пузырь, вот он и поддерживает их в воде.)

 

 

3. Исследовательская,   практическая работа.

Загадка.

- Муравьишка приготовил загадку:

                                И у мамы, и у деток

                                Вся одежда из монеток.   (Рыбы).

- Какое ключевое слово помогло догадаться, что это рыбы?  (Монетки- чешуйки).

- Значит тело рыбы покрыто чешуёй. Зачем она? (Слайд 4)

- Отличительный признак рыб - чешуя. Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт и колечко получается узкое. Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения.

Подводит к определению нового признака рыб.

(На столах у детей  лежит карточка с силуэтом рыбы, сделанная на уроке технологии  из пластилина. Монеткой они оставляют отпечатки в виде чешуек. Делают вывод - чешуйки в шахматном порядке).

 

 

4. Работа по учебнику в парах.

- Рассмотрите рыб на картинке справа. Положите ладошку на рисунок. Эти рыбы живут в море. - Как бы вы их назвали и почему? (морские). Т.е. моря и океаны- их среда обитания.

- Рассмотрите рыб на картинке слева. Положите ладошку на этот рисунок. Эти рыбы живут в реках и озёрах. Как бы вы их назвали? (речные). Т.е. пресные водоёмы - их среда обитания.

1.  На дворе зима ли, осень,

В глубине родной реки

Мы тельняшки гордо носим,

Как лихие моряки(Окуни.) (Слайд 5)

 

 2.Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает

(Щука(Слайд 6)

Щука речная рыба, больших и средних размеров.Окраска туловища пятнистая,с темными полосками.

 

3. На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом) (Слайд 7)

У сома в отличие от других рыб тело не покрыто чешуёй, оно голое. Его защищает толстая кожа.

- По сравнению с другими нашими рыбами - сом великан.

- Сом - неповоротливый, ленивый. Гоняться за добычей не любит, предпочитает хитрить. Затаится на дне и ждёт добычу. Может лягушку съесть, утёнка или гусёнка за лапку схватить и утащить под воду.

 

4. 3. Он всем рыбам говорил:

- Я к зиме зароюсь в ил,

Буду спать в нем до весны

И смотреть цветные сны

 

Я не хрюшка, ил – не грязь,

А зовут меня…(карась) (Слайд 8)

 

5. До чего ж его иголки

Велики и очень колки.

Что за рыба, словно еж?

Догадались? Это...  (ёрш) (Слайд 9)

У ерша колючие плавники.

 

-Как вы думаете, где обитают все эти рыбы? (в реке)

-Итак, все названные рыбы – речные. Постараемся их запомнить.

- Какие  реки протекают в Курской обл.(Сейм, Кур, Тускарь)

 - Какие рыбы  в них живут?(Сом, карась, щука, карп, лещ,белый Амур, плотва и др.)

 

ФИЗМИНУТКА

Речные рыбы:

1 – окунь; 2 – щука; 3 – сом; 4 – карась; 5 – ёрш. (Слайды 8 – 12)

Морские рыбы:

1 –сельдь; 2 – треска; 3 – акула; 4 – морской окунь; 5 – ка'мбала. (Слайды 9 – 17)

 

 

1. Блещет в море чистом 
Спинкой серебристой.
 (Сельдь) (Слайд 11)

 

2. Я в пятнах вся такая,
Но рыба не речная.
Я хищница морская,
Скажи, кто я такая?
 (Треска) (Слайд 12)

 

3. Зубы в пасти в три ряда.
Это целая беда.
Этот хищник знаменит,
Тем, что он - морской бандит
. (Акула) (Слайд 13)

 

Акулы - отличные пловцы с обтекаемой формой тела, которая также, как у сома, не покрыта чешуёй.

В пасти акулы несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантская акула – самые большие рыбы

 

4. Мой брат в тельняшке, но - в реке,

Я – в море, без тельняшки.

Мой красный цвет пугает всех.

Я - хищник настоящий! (Морской Окунь) (Слайд 14)

 

5. Вот так рыба – просто чудо!

Очень плоская, как блюдо.

Оба глаза на спине,

И живёт на самом дне.

Очень странные дела.

Эта рыба … (Камбала). (Слайд 15)

У камбалы – крошки два глаза, как у всех рыб, по обеим сторонам головы. Малек камбалы похож на обычную рыбку, только на дно ложится боком: одним глазом смотрит вверх, а другим вниз, на дно. Постепенно тот глаз, что смотрит на дно, начинает перебираться на верхнюю сторону и скоро оказывается рядом с первым. 

Ляжет камбала на песчаное дно - и не видно ее. Однажды проделали опыт: положили ее в банку, раскрашенную полосками, оставили. Приходят через какое-то время, а рыба вся полосатая, словно кусочек занавески в банке забыли. 

- Повторим, где обитают эти рыбы? (В море)

- Значит, это - морские рыбы. Постараемся и их запомнить.

VI  Работа в рабочей тетради  с.24

1.     Игра «Узнай по силуэту как называется рыба?». Проверка (Слайд 19).

Силуэт –это . Oдноцветное контурное изображение чего-либо или кого-либо на фоне другого цвета, нарисованное или вырезанное.

2.     Используя рисунок слева в тетради, нарисуй рыбку и раскрась ее. (дома)

 

 VII Работа в парах. Описание одной из рыб, изображенных в учебнике по плану. (Слайды 20 - 23 )

      План описания рыбы

      1. Название рыбы.

      2. Речная или морская.

      3. Размеры (большая, средних размеров, маленькая).

      5. Окраска туловища, плавников.

     

VIII Обобщение и систематизация знаний.

Фронтальный опрос. Методика «Дополни предложение».

- Кто такие рыбы?    (  Рыбы- это…

- животные, которые живут в воде

- двигаются при помощи плавников и хвоста

- дышат с помощью жабр

- тело которых (у большинства) покрыто чешуёй.

- А где рыбки могут жить дома?

 

- В какой водоём вы хотели бы выпустить свою рыбку? Сделайте это. (Дети прикрепляют свою рыбку в «чистый водоём».)

 

X Рефлексивная деятельность. Подведение итогов.

- Какую цель мы ставили на уроке?  - Достигли ли мы ее?

- Сейчас я попрошу вас оценить свои достижения на уроке: если вы хорошо запомнили названия рыб, их строение и основные признаки, то возьмите золотую (жёлтую) рыбку. Если вы допускали ошибки на уроке, но потом исправили их, то зелёную. А если на уроке вам было трудно, не запомнили названия, то красную.

 

 

 

 


Методическая разработка урока по окружающему миру в 1в классе на тему: «

Методическая разработка урока по окружающему миру в 1в классе на тему: «

Усвоение характерных признаков рыб, умение их описывать, называя отличительные признаки, сравнивать, находить общее и различия, объединять рыбы в группы

Усвоение характерных признаков рыб, умение их описывать, называя отличительные признаки, сравнивать, находить общее и различия, объединять рыбы в группы

Закройте глаза. Представьте, что сейчас лето

Закройте глаза. Представьте, что сейчас лето

Работа с учебником (исследование строения рыб, определение функций частей тела) -

Работа с учебником (исследование строения рыб, определение функций частей тела) -

Подводит к определению нового признака рыб

Подводит к определению нового признака рыб

Как вы думаете, где обитают все эти рыбы? ( в реке ) -Итак, все названные рыбы – речные

Как вы думаете, где обитают все эти рыбы? ( в реке ) -Итак, все названные рыбы – речные

У камбалы – крошки два глаза, как у всех рыб, по обеим сторонам головы

У камбалы – крошки два глаза, как у всех рыб, по обеим сторонам головы

Сейчас я попрошу вас оценить свои достижения на уроке: если вы хорошо запомнили названия рыб, их строение и основные признаки, то возьмите золотую (жёлтую) рыбку

Сейчас я попрошу вас оценить свои достижения на уроке: если вы хорошо запомнили названия рыб, их строение и основные признаки, то возьмите золотую (жёлтую) рыбку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2024