15.11.2019
Тема урока: На что похожа наша планета?
Цели деятельности учителя: познакомить с планетой Земля и ее формой, движением в пространстве, с моделью Земли – глобусом; развивать умение доказывать выдвигаемые предположения, интерес к окружающему миру.
Тип урока: решение частных задач.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое устное высказывание о форме земного шара; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.
Ход урока:
1.Организационный момент.
1) Создание эмоционального настроя в классе
– Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение.
– Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да.)
– Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его
Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу!
- Сегодня у нас с вами важный урок. Будьте внимательны, дисциплинированы, активны. И начнём мы работу с нашего девиза: « с маленькой удачи начинаются большие успехи!»
2. Актуализация знаний.
- Как называется город, в котором мы живем?
- В каком крае мы живём?
- Как называется страна?
- Как называется наша планета?
3. Мотивация учащихся и постановка проблемы.
Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (о планете Земля)
Этот вопрос о нашей планете интересовал людей с самой древности. С ним столкнулся на экзамене Волька - главный герой повести «Старик Хоттабыч».
Просмотр отрывка 1.
- Какой вопрос возник на экзамене? (о форме нашей планеты)
- Но были и другие гипотезы о форме нашей планеты наших предков.
Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, которую держат четыре слона. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство.
Древние греки представляли себе Землю плоской. Землю они считали плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и в которое каждое утро садятся звезды.
В Вавилоне считали, что Земля высокая и круглая, как гора, а сверху ее накрывает небесный свод с воротами для восхода и захода солнца. За ним помещаются «верхние воды» — небесный океан, а еще выше, на внутреннем небе, живут боги.
-На какой вопрос мы с вами сегодня будем искать ответ?
«Какой формы наша планета?» (проблема)
4.Разрешение проблемы и ознакомление с новым материалом.
Какой формы могут быть предметы? (треугольная, квадратная, прямоугольная, круглая)
5.Подводящий диалог
-Какая фигура может иметь такую тень? (круг, овал,….)
А) Демонстрация опыта с лучом прожектора и различными фигурами. Учитель по очереди показывает детям тень то куба, овала, круга, шара.
Дети имеют возможность убедиться, что такую тень дает только шар, а не круг, овал и тем более куб.
5.Делается вывод о шарообразности Земли и идет
возвращение к поставленной в начале урока проблеме.
- Итак, смогли ли мы ответить на поставленный вопрос? Как вы на него ответите?
Б) Работа с рисунками.
Рассмотрите рисунки и скажите: «На каком из них показана плоская Земля, а на каком — шарообразная? Какое же изображение правильное? Докажите.
- Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрите рисунок, на котором изображены корабли.
-Это наблюдение люди сделали еще в древности.
Оно доказывает, какую форму имеет Земля.
(Учитель показывает динамическую модель движения корабля).
-В древности люди, наблюдая с берега за кораблями, которые возвращаются из дальнего плавания, догадались, что Земля имеет форму шара. А путешественник Магеллан, решив объехать на пяти кораблях Землю, доказал что она круглая. Его корабли три года плыли все вперед и вперед, не меняя направления. Четыре корабля погибли в бурных водах. И только один обогнул Землю и вернулся в порт с противоположной стороны. В наши дни, когда совершаются полеты в космос, люди своими глазами могут увидеть, что Земля имеет форму шара.
Еще одно из доказательств шарообразности — Земли- это снимки планеты из космоса.
(демонстрирует снимок Земли из космоса)
6. Демонстрация глобуса и беседа о нем, как о модели земли.
-Почему глобус имеет такую форму?
-Какой цвет преобладает на глобусе? Почему?
-Как показана суша?
-Как вы думаете, почему глобус вращается?
Дети высказывают предположение о вращении нашей планеты вокруг своей оси.
(Учитель показывает глобус.)
- Глобус - модель Земли. Земля имеет форму шара. Мы этого не замечаем, потому что земной шар очень велик. Кстати, многие люди действительно ходят по нему вверх ногами, но не замечают этого.
Их, как и все на Земле, удерживает земное притяжение. Земля, как магнит все притягивает к себе. Шарообразная форма нашей планеты объясняет, почему людям никогда не удавалось добраться до края Земли. У нее нет края. Зато люди могут совершить кругосветное путешествие: обогнув Землю, возвращаться в то же место.
- Мы открыли сегодня с вами много новых знаний, а теперь предлагаю вам применить полученные знания, выполнив самостоятельно задания:
1.Самостоятельная работа в группах.
- Предлагаю поработать в рабочих т етрадях.
-Проверьте свою работу
9. Беседа о бережном отношении к планете.
Что мы видим, что живем с вами на самой удивительной планете – нашей Земле. Скажите, как нужно относиться к планете? Какая опасность ей угрожает? Чем мы можем помочь?
Учитель:
Какую форму имеет Земля?
Как называется модель Земли?
Дети: Глобус.
Учитель: Как нужно обращаться с Землей?
Дети: Землю нужно беречь и охранять, заботиться о ней и т.д.
11. Рефлексия.
- У вас на парте цветы, давайте украсим нашу планету цветами.
- Если вам на уроке было интересно комфортно и всё понятно, то выберите красный цветок, если вы немного затруднялись и не всё поняли на уроке, выберите синий цветок, если вам было скучно, неинтересно, трудно, то покажите жёлтый цветок.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.