Конспект урока по русскому языку в 3А классе
Тема урока: «Падеж имён существительных (склонение имён существительных)
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель: способствовать формированию умения определять падеж имён существительных.
Задачи:
- развивать познавательный интерес, учебную мотивацию;
- формировать нравственно-эмоциальную отзывчивость на основе способности к восприятию чувств других людей;
- формировать умение оценивать себя и других учеников;
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- формировать умение планировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность;
- уметь высказывать свое мнение;
Познавательные УУД:
- развивать готовность к принятию и решению учебных задач;
- ориентироваться в своей системе знаний;
- формировать умение находить ответы на вопросы, используя учебные материалы;
- развивать мыслительную деятельность;
Коммуникативные УУД:
- формировать умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
- развивать умение договариваться, находить общее решение при работе в группах;
- формировать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу;
Оборудование:
- УМК «Школа России», учебник «Русский язык», 3 класс, 2 часть;
- электронная презентация;
- компьютер, проектор, экран;
- памятки для коллективной работы;
- карточки с текстом для групповой работы;
- карточки с алгоритмом определения падежей имен существительных;
- листы самооценки;
Ход урока
Организационный момент
- Прозвенел звонок,
Начинается урок!
- Проверьте, чтобы на вашем рабочем месте были: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, дневник. Садитесь!
- Откройте тетрадь. Сядьте правильно. Прочитайте орфографически число и вид работы. Запишите без ошибок.
Минутка чистописания.
- Посмотрите на доску. Какое слово рассыпалось на слоги? (Комната)
- Соберите слово.
- Что необычного в этом слове? (Оно является словарным. В этом слове есть непроверяемая гласная, которую нужно запомнить)
- Запишите это слово в своих тетрадях каллиграфически. Не забывайте про соединение с буквой М. (Показать на доске соединение букв ом). После слова комната запишите два однокоренных слова.
Актуализация знаний
- Просклоняйте имена существительные: вариант 1 – зима, вариант 2 – гора по вопросам. Выделите окончания.
(У доски работают два ученика. На доске написаны сокращенные названия всех падежей и падежные вопросы.)
- Проверим, всё ли правильно выполнили ребята у доски.
- Что менялось в именах существительных? (Окончания)
- Почему менялись окончания в именах существительных? (Менялись вопросы, которые мы задавали к слову)
- Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. Склонение – грамматический признак имени существительного.
Самоопределение к деятельности
Откуда пошли названия падежей
Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать — Именительный.
Родился — стал Родительный. Это имя ему тоже подходило. Он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательным. Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела и назывался теперь Творительным.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали Предложным.
Но когда хотели о нём рассказать, вспоминали все его имена - падежи:
Именительный,
Родительный,
Дательный,
Винительный,
Творительный,
Предложный.
— Сформулируйте тему урока. (Падежи имен существительных)
— Как вы думаете, какая цель нашего урока? (Научиться определять падеж имен существительных)
— Где можно взять упражнения для того, чтобы достигнуть цели урока? (В учебнике)
Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 67, с. 38.
— Прочитайте задание к упражнению.
— Объясните значение слова полынья. (Незамёрзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, водоёма.)
— Кто сможет прочитать стихотворение, вставляя пропущенные слова?
— Спишите, вставьте пропущенные имена существительные.
— Проверим написанное. (Показ слайда). Если есть ошибки, исправьте.
— Прочитайте первые два предложения.
— Найдите в предложении слова свинья и полынья.
— С какими словами связаны по смыслу в предложении эти слова? (Шла свинья, попалась полынья.)
— Поставьте вопрос от слова шла к слову свинья. (Шла (кто?) свинья.)
— Какой падеж имеет вопрос кто?(Именительный.)
— Подпишите падеж над словом свинья.
— Поставьте вопрос от слова попалась к слову полынья. (Попалась (что?) полынья.)
— Какой падеж имеет вопрос что?(Именительный.)
— Подпишите падеж над словом полынья.
— Прочитайте третью и четвертую строки стихотворения.
— Найдите в предложении слова, которые вы добавили. (Из полыньи, от свиньи.)
— С какими словами связаны по смыслу в предложении эти слова? (Торчит из полыньи, хвостик от свиньи.)
— Поставьте вопрос от слова торчит к слову полыньи. (Торчит (из чего?) из полыньи.)
— Какой падеж имеет вопрос чего?(Родительный.)
— Подпишите падеж над словом полыньи.
— Поставьте вопрос от слова хвостик к слову свиньи. (Хвостик (от кого?) от свиньи.)
— Какой падеж имеет вопрос кого?(Родительный.)
— Подпишите падеж над словом свиньи.
— Прочитайте следующие две строки.
— Какие слова вы добавили? (К полынье, свинье)
— Ребята, в первой части данного предложения к слову к полынье нет главного слова, от которого мы можем поставить вопрос. Но в таком случае нужно подобрать подходящее слово по смыслу и поставить от него вопрос. Какое слово здесь подходит? (Бежим)
(Если дети затрудняются, учитель читает, подсказывая интонацией.)
— Поставьте вопрос от слова бежим к слову к полынье. (бежим (к чему?) к полынье.)
— Поставьте вопрос от слов помочь хотим к слову свинье. (помочь (кому?) свинье.)
— Какой падеж имеет вопрос кому? чему? (Дательный.)
— Подпишите падеж над словами к полынье и свинье.
— Прочитайте седьмую и восьмую строки.
— Какие слова вы добавили? (В полынью, свинью)
— Ребята, также как и прошлом предложении здесь не слова, от которого мы можем поставить вопрос. Что делаем в таком случае? (Нужно подобрать подходящее слово по смыслу и поставить от него вопрос.)
— Какое слово здесь подходит? (Попали)
(Если дети затрудняются, учитель читает, подсказывая интонацией.)
— Поставьте вопрос от слова попали к слову в полынью. (попали (во что?) в полынью.)
— Поставьте вопрос от слов спасли к слову свинью. (спасли (кого?) свинью.)
— Какой падеж имеет вопрос кого? что?(Винительный.)
— Подпишите падеж над словами к полынье и свинье.
— С последними двумя предложениями поработайте самостоятельно.
— Проверим. Называйте главное слово, вопрос, слово, которое вставили, падеж.
— Итак, ребята, скажите, что нужно сделать для того, чтобы определить падеж имени существительного? (Нужно найти главное слово, задать от него вопрос и по вопросу (или по предлогу) определить падеж).
(Алгоритм на слайде. Раздать памятки с алгоритмом)
Физкультминутка
Я вам буду называть имена существительные.
- Если существительное мужского рода – присели - встали мальчики, если существительное женского рода – присели - встали девочки, если существительное среднего рода все хлопнули в ладоши.
Класс, февраль, молодежь, рассказ, окно, зима, обед, место, облако, суббота, молоко, помощь, закладка, пустяк, дочь, дочка, день, объявление, яблоко.
Продолжение работы по теме урока
Работа в группах
- Разбейтесь на группы по 3-4 человека.
- Пока раздаю материал, вспомните правила работы в группе.
- На листочках записаны пословицы и простые предложения. Нужно указать, в каком падеже стоят выделенные слова. И расположить данные предложения в последовательности расположения падежей в русском языке:
1. Славен человек не словами, а делами.
2. Дело словом не заменишь.
3. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
4. Мы радуемся победе спортсменов.
5. Я на дереве вижу дятля.
6. Есть много пословиц о труде.
- Что изменяется в словах при изменении его по падежам?
Проверка работы.
1. Дело словом не заменишь. (И.п.)
2. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Р.п.)
3. Мы радуемся победе спортсменов. (Д.п.)
4. Я на дереве вижу дятла. (В.п.)
5. Славен человек не словами, а делами. (Т.п.)
6. Есть много пословиц о труде. (П.п.)
- У кого всё правильно получилось?
Рефлексия
Игра «Третий лишний»
На доске прочитайте словосочетания. Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.
- Какое словосочетание в каждой группе лишнее? Почему?
Гуляли в роще, приблизились к черёмухе, нах..дился в ло..ке.
Т..традь без обло..ки, гн..здо без насе..ки, всадник на лошади.
Ж..л в гор..де, полз по ..дежде, подошёл к ферме.
- Оцените свою работу на уроке. Выберите начало предложения и закончите его.
Подведение итогов урока
- Как определить падеж существительного? (Нужно найти главное слово, задать от него вопрос и по вопросу (или по предлогу) определить падеж).
Домашнее задание
- Упр. 69. (из текста выписать словосочетания, выделить окончания имен существительных и определить их падеж)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.