Методическая разработка урока по русскому языку в 3А классе на тему «Падеж имён существительных (склонение имён существительных)
Оценка 4.9

Методическая разработка урока по русскому языку в 3А классе на тему «Падеж имён существительных (склонение имён существительных)

Оценка 4.9
docx
08.02.2022
Методическая разработка урока по русскому языку в 3А классе на тему «Падеж имён существительных (склонение имён существительных)
Русский язык.docx

Конспект урока по русскому языку в 3А классе

Тема урока: «Падеж имён существительных (склонение имён существительных)

Тип урока:  урок «открытия» нового знания

Цель: способствовать формированию умения определять падеж имён сущест­вительных.

Задачи:

- развивать познавательный интерес, учебную мотивацию;

- формировать нравственно-эмоциальную отзывчивость на основе способности к  восприятию чувств других людей;

- формировать умение оценивать себя и других учеников;

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- формировать умение планировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность;

- уметь высказывать свое мнение;

Познавательные УУД:

- развивать готовность к принятию и решению учебных задач;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- формировать умение находить ответы на вопросы, используя учебные материалы;

- развивать мыслительную деятельность;

Коммуникативные УУД:

- формировать умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

- развивать умение договариваться, находить общее решение при работе в группах;

- формировать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу;

Оборудование:

- УМК «Школа России», учебник «Русский язык», 3 класс, 2 часть;

- электронная презентация;

- компьютер, проектор, экран;

- памятки для коллективной работы;

- карточки с текстом для групповой работы;

- карточки с алгоритмом определения падежей имен существительных;

- листы самооценки;


 

Ход урока

Организационный момент

- Прозвенел звонок,

Начинается урок!

- Проверьте, чтобы на вашем рабочем месте были: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, дневник. Садитесь!

- Откройте тетрадь. Сядьте правильно. Прочитайте орфографически число и вид работы. Запишите без ошибок.

Минутка чистописания.

- Посмотрите на доску. Какое слово рассыпалось на слоги? (Комната)

- Соберите слово.

- Что необычного в этом слове? (Оно является словарным. В этом слове есть непроверяемая гласная, которую нужно запомнить)

- Запишите это слово в своих тетрадях каллиграфически. Не забывайте про соединение с буквой М. (Показать на доске соединение букв ом). После слова комната запишите два однокоренных слова.

Актуализация знаний

- Просклоняйте имена существительные: вариант 1 – зима, вариант 2 – гора по вопросам. Выделите окончания.

 (У доски работают два ученика. На доске написаны сокращенные названия всех падежей и падежные вопросы.)

- Проверим, всё ли правильно выполнили ребята у доски.

- Что менялось в именах существительных? (Окончания)

- Почему менялись окончания в именах существительных? (Менялись вопросы, которые мы задавали к слову)

- Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. Склонение – грамматический признак имени существительного.

Самоопределение к деятельности

Откуда пошли названия падежей

Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили на­звать — Именительный.

Родился — стал Родительный. Это имя ему тоже подходило. Он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательным. Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным.

Потом подрос, стал творить добрые дела и назывался теперь Тво­рительным.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали Пред­ложным.

Но когда хотели о нём рассказать, вспоминали все его имена - падежи:

Именительный,

Родительный,

Дательный,

Винительный,

Творительный,

Предложный.

Сформулируйте тему урока. (Падежи имен существительных)

Как вы думаете, какая цель нашего урока? (Научиться определять падеж имен существительных)

Где можно взять упражнения для того, чтобы достигнуть цели урока? (В учебнике)

Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 67, с. 38.

Прочитайте задание к упражнению.

Объясните значение слова полынья. (Незамёрзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, водоёма.)

Кто сможет прочитать стихотворение, вставляя пропущенные слова?

Спишите, вставьте пропущенные имена существительные.

Проверим написанное. (Показ слайда). Если есть ошибки, исправьте.

  Прочитайте первые два предложения.

Найдите в предложении слова свинья и полынья.

С какими словами связаны по смыслу в предложении эти слова? (Шла свинья, попалась полынья.)

Поставьте вопрос от слова шла к слову свинья. (Шла (кто?) свинья.)

  Какой падеж имеет вопрос кто?(Именительный.)

  Подпишите падеж над словом свинья.

Поставьте вопрос от слова попалась к слову полынья. (Попа­лась (что?) полынья.)

  Какой падеж имеет вопрос что?(Именительный.)

  Подпишите падеж над словом полынья.

Прочитайте третью и четвертую строки стихотворения.

Найдите в предложении слова, которые вы добавили. (Из полыньи, от свиньи.)

С какими словами связаны по смыслу в предложении эти слова? (Торчит из полыньи, хвостик от свиньи.)

  Поставьте вопрос от слова торчит к слову полыньи. (Торчит (из чего?) из полыньи.)

Какой падеж имеет вопрос чего?(Родительный.)

  Подпишите падеж над словом полыньи.

Поставьте вопрос от слова хвостик к слову свиньи. (Хвостик (от кого?) от свиньи.)

  Какой падеж имеет вопрос кого?(Родительный.)

  Подпишите падеж над словом свиньи.

  Прочитайте следующие две строки.

  Какие слова вы добавили? (К полынье, свинье)

Ребята, в первой части данного предложения к слову к полынье нет главного слова, от которого мы можем поставить вопрос. Но в таком случае нужно подобрать подходящее слово по смыслу и поставить от него вопрос. Какое слово здесь подходит? (Бежим)

(Если дети затрудняются, учитель читает, подсказывая интонацией.)

  Поставьте вопрос от слова бежим к слову к полынье. (бежим (к чему?) к полынье.)

  Поставьте вопрос от слов помочь хотим к слову свинье. (помочь (кому?) свинье.)

Какой падеж имеет вопрос кому? чему? (Дательный.)

  Подпишите падеж над словами к полынье и свинье.

  Прочитайте седьмую и восьмую строки.

  Какие слова вы добавили? (В полынью, свинью)

Ребята, также как и прошлом предложении здесь не слова, от которого мы можем поставить вопрос. Что делаем в таком случае? (Нужно подобрать подходящее слово по смыслу и поставить от него вопрос.)

Какое слово здесь подходит? (Попали)

(Если дети затрудняются, учитель читает, подсказывая интонацией.)

  Поставьте вопрос от слова попали к слову в полынью. (попали (во что?) в полынью.)

  Поставьте вопрос от слов спасли  к слову свинью. (спасли (кого?) свинью.)

Какой падеж имеет вопрос кого? что?(Винительный.)

  Подпишите падеж над словами к полынье и свинье.

  С последними двумя предложениями поработайте самостоятельно.

  Проверим. Называйте главное слово, вопрос, слово, которое вставили, падеж.

  Итак, ребята, скажите, что нужно сделать для того, чтобы определить падеж имени существительного? (Нужно найти главное слово, задать от него вопрос и по вопросу (или по предлогу) определить падеж).

(Алгоритм на слайде. Раздать памятки с алгоритмом)

 

Физкультминутка

Я вам буду называть имена существительные.

- Если существительное  мужского родаприсели - встали мальчики, если существительное женского рода – присели -  встали девочки, если существительное среднего рода все хлопнули в ладоши.

Класс, февраль, молодежь, рассказ, окно, зима, обед, место, облако, суббота, молоко, помощь, закладка, пустяк, дочь, дочка, день, объявление, яблоко.

Продолжение работы по теме урока

Работа в группах

- Разбейтесь на группы по 3-4 человека.

- Пока раздаю материал, вспомните правила работы в группе.

- На листочках записаны пословицы и простые предложения. Нужно указать, в каком падеже стоят выделенные слова. И расположить данные предложения в последовательности расположения падежей в русском языке:

1.      Славен человек не словами, а делами.

2.      Дело словом не заменишь.

3.      Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

4.      Мы радуемся победе спортсменов.

5.      Я на дереве вижу дятля.

6.      Есть много пословиц о труде.

- Что изменяется в словах при изменении его по падежам?

Проверка работы.

1.    Дело словом не заменишь. (И.п.)

2.     Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Р.п.)

3.     Мы радуемся победе спортсменов. (Д.п.)

4.     Я на дереве вижу дятла. (В.п.)

5.    Славен человек не словами, а делами.  (Т.п.)

6.    Есть много пословиц о труде. (П.п.)

- У кого всё правильно получилось?

Рефлексия

Игра «Третий лишний»

На доске прочитайте словосочетания. Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

- Какое словосочетание в каждой группе лишнее? Почему?

 

Гуляли в роще, приблизились к черёмухе, нах..дился в ло..ке.

Т..традь без обло..ки, гн..здо без насе..ки, всадник на лошади.

Ж..л в гор..де, полз по ..дежде, подошёл к ферме.

- Оцените свою работу на уроке. Выберите начало предложения и закончите его.

Подведение итогов урока

- Как определить падеж существительного? (Нужно найти главное слово, задать от него вопрос и по вопросу (или по предлогу) определить падеж).

Домашнее задание

- Упр. 69. (из  текста выписать словосочетания, выделить окончания имен существительных и определить их падеж)

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока по русскому языку в 3А классе

Конспект урока по русскому языку в 3А классе

Ход урока Организационный момент -

Ход урока Организационный момент -

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали

Поставьте вопрос от слова торчит к слову полыньи

Поставьте вопрос от слова торчит к слову полыньи

Физкультминутка Я вам буду называть имена существительные

Физкультминутка Я вам буду называть имена существительные

Гуляли в роще, приблизились к черёмухе, нах

Гуляли в роще, приблизились к черёмухе, нах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2022