Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Класс: 2а
Тема: Алфавит
Тип урока |
открытие нового знания |
Цель деятельности учителя |
формирование необходимости знания алфавитного порядка для его использования в различных сферах деятельности современного человека. |
Планируемые образовательные результаты |
образовательные:
развивающие:
воспитательные:
|
Межпредметные связи |
|
Использование современных образовательных технология |
|
Формы обучения |
|
Методы обучения |
|
Образовательные ресурсы |
Для учителя: В.П. Канакина ,В.Г. Горецкий Для учащихся:
|
Оборудование |
|
Организационная структура урока
№ |
Этапы урока |
Содержание учебного процесса |
Виды деятельности учителя |
Виды деятельности учащихся |
Формируемые УУД |
1. |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
- Здравствуйте, ребята! Звонок прозвенел, встаньте около своих парт. Ну-ка проверь, дружок, Готов ли ты начать урок Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. |
ü приветствие учащихся; ü проверка готовности учащихся к уроку; ü создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность; ü строгое соблюдение требований СанПиН к обучению и воспитанию учащихся
|
ü организация своего рабочего места; ü приветствие учителя; ü анализ и оценка характера своего участия в учебной работе
|
Личностные: ü выражение положительного отношения к процессу познания; ü желание узнать новое; ü умение сосредотачиваться; Регулятивные: ü организация места занятий в сотрудничестве с учителем; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. |
Актуализация пробного действия |
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие в один сказочный город. Кто является жителями этого города, вы узнаете, если угадаете загадку.
Слайд 2 На страницах букваря Тридцать три богатыря. Мудрецов-богатырей Знает каждый грамотей. - Кто же является жителями сказочного города? - Правильно, это буквы. Сегодня мы отправимся в город Буквоград. Жители города приготовили для вас интересные задания. Давайте откроем тетради и запишем число, классная работа. - А теперь мы отправляемся в путешествие. Посмотрите на экран и представьте, что мы плывём на кораблях в Буквоград. Слайд 3 Корабли по морю плыли К чудо-городу спешили. Ждали там давно гостей, Чтобы стали вы умней.
- Вот мы и в городе, все жители-буквы встречают нас. (Учитель открывает плакат с буквами) |
ü необходимая коррекция психологических состояний учащихся (эмоциональных, психофизических, интеллектуальных); ü организация диалога; ü поддержка высокого уровня мотивации с использованием приёма смещения мотива на цель; ü создание условий для формирования у каждого ученика уверенности в своих силах, высокой самооценки, волевой регуляции в учебной деятельности; ü подача нового материала с учётом психолого-педагогической характеристики класса; ü применение дидактического материала, позволяющего ученику использовать при выполнении заданий субъектный опыт;
|
ü соблюдение правильной осанки; ü выполнение заданий, требующих творчества в содержании работы, в способе учебной работы; ü участие в диалоге с учителем.
|
Личностные: ü готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, уважительное отношение к прошлому народа; Регулятивные: ü прогнозирование своей работы; Познавательные: ü умение строить высказывание; Коммуникативные: ü умение выражать свои мысли
|
3. |
Выявление места и причины затруднения. Постановка учебных целей урока. |
- Ребята, жители Буквограда приглашают нас в библиотеку, чтобы мы им помогли. (Слайд 4 - беспорядок в библиотеке) У них возникла проблема: они не могут найти нужную им книгу. Что нужно сделать, чтобы им помочь? (Расставить книги в алфавитном порядке). - Что такое алфавит? (Алфавит – это буквы, расположенные в определённом порядке) - Запишите тему урока: Алфавит. Как по-другому можно назвать алфавит? Запишите рядом: Азбука. Эти слова называются синонимами. (Синонимы – это слова, которые произносятся по-разному, но они одинаковые или близкие по смыслу.) - Каковы же цели нашего урока-путешествия? (слайд 5)
- Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке у славян (наших предков) азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.
Историческая справка учителя - Сейчас я вам расскажу, откуда появилась наша азбука и почему её так называют. - Русский алфавит произошёл от старославянского алфавита, который создали в 863 году Кирилл и Мефодий. В IX веке в Греции жили Кирилл и Мефодий – два брата, люди мудрые и очень образованные, они были учениками Иисуса Христа. (Слайд 6). Кирилл и Мефодий по просьбе славянского князя приехали в Древнюю Русь, чтобы составить для наших предков-славян азбуку. Кирилл и Мефодий сначала создали глаголицу (первую славянскую азбуку) (Слайд 7), но буквы глаголицы были трудные для написания. Глаголица быстро исчезла из употребления. Тогда Кирилл м Мефодий создали вторую славянскую азбуку (кириллицу) на основе греческого алфавита. Так что наша азбука — «дочка» греческого алфавита. Многие наши буквы взяты из греческого языка, поэтому они и с виду на них похожи. Новую старославянскую азбуку назвали кириллицей в честь Кирилла. (Слайд 8 – кириллица) 24 мая – День памяти Кирилла и Мефодия. В этот день проходит праздник славянской письменности и культуры. При царе Петре I была реформа кириллица. Петр I убрал некоторые буквы из алфавита, некоторые упростил. Возникла азбука, которой и мы сейчас пользуемся.
|
ü оценка и необходимая коррекция психологических состояний учащихся (эмоциональных, психофизических, интеллектуальных); ü создание условий для формирования у каждого ученика уверенности в своих силах, высокой самооценки, волевой регуляции в учебной деятельности; ü создание проблемной ситуации; ü подача нового материала с учётом психолого-педагогической характеристики класса; ü чередование видов деятельности; ü использование творческих домашних заданий развивающего характера
|
ü соблюдение правильной осанки; ü самостоятельное решение проблемы; ü участие в диалоге с учителем; ü анализ и оценка характера своего участия в учебной работе.
|
Личностные: ü нравственное-этическая ориентация; ü формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные: ü знакомство с историей возникновения алфавита. Регулятивные: ü развитие умения формулировать цели урока с помощью учителя.
|
4.
5. |
Построение проекта выхода из затруднения
Реализация построенного проекта |
- Давайте сейчас по цепочке повторим буквы нашего алфавита. - Сколько букв в русском алфавите? - Сколько гласных букв? Сколько согласных букв? - Какие буквы звуков не обозначают? - Чем отличаются буквы от звуков? - Давайте сейчас поможем жителям Буквограда расположить авторов книг в алфавитном порядке. Кто может назвать фамилию, имя, отчество этих авторов. (Слайд 9) - Расскажите, как мы будем действовать. Давайте составим памятку «Как расположить слова в алфавитном порядке?». (устно) Памятка «Как расположить слова в алфавитном порядке?» (слайд 10) 1) Назови первые буквы в словах. 2) Вспомни место этих букв в алфавите. 3) Запиши слова в алфавитном порядке по первой букве. 4) Если в словах первые буквы одинаковые, то назови вторые буквы в словах. 5) Запиши слова в алфавитном порядке по второй букве. 6) И т.д.
- Давайте, пользуясь памяткой, запишем названия авторов в алфавитном порядке. (Названия авторов записаны на доске) (Ученики проговаривают авторов по цепочке) Взаимопроверка (слайд 11) (работа в парах) - Книги в библиотеке расположены в алфавитном порядке по фамилии автора. Зачем нам ещё нужно знать алфавит? Где в повседневной жизни нам может пригодиться знание алфавита? 1-ый ученик: - В словарях и энциклопедиях слова расположены в алфавитном порядке. 2-ой ученик: - Телефоны людей в мобильном телефоне расположены в алфавитном порядке. 3-ий ученик: - Моя мама работает в больнице. Она мне рассказала, что в регистратуре поликлиники карточки посетителей расположены по участкам в алфавитном порядке. 4-ый ученик: - У меня дома есть телефонный справочник. Вместе с мамой мы внимательно его рассмотрели. Телефоны предприятий, различных служб и учреждений расположены в алфавитном порядке. Квартирные телефоны тоже в алфавитном порядке.
- Ребята, благодаря вашей любознательности, вы узнали много нового об использовании алфавита в повседневной жизни. - Сейчас мы чуть-чуть отдохнём и проведём физминутку (слайд 12). Встаньте около своих парт. Давайте хором прочитаем небольшое стихотворение и выполним такие упражнения, повторяйте за мной: Алфавит мы изучали, Мы писали, мы читали, Мы немножко отдохнём И опять писать начнём. (Дети с учителем выполняют наклоны вправо, влево, разминку для пальчиков) - Теперь следующее задание физминутки «Покажи печатную букву своим телом» (Кто стоит в паре показывает букву М, Н; кто стоит один показывает букву Г, Р)
|
ü оценка и необходимая коррекция психологических состояний учащихся (эмоциональных, психофизических, интеллектуальных); ü создание условий для формирования у каждого ученика уверенности в своих силах, высокой самооценки, волевой регуляции в учебной деятельности; ü фронтальный опрос учащихся; ü оценка уровня построения алгоритма; ü применение образовательных технологий с учетом физиологических возможностей учащихся
ü оценка и необходимая коррекция психологических состояний учащихся (эмоциональных, психофизических, интеллектуальных); ü применение дидактического материала, позволяющего ученику использовать при выполнении заданий субъектный опыт; ü создание условий для формирования у каждого ученика уверенности в своих силах, высокой самооценки, волевой регуляции в учебной деятельности; ü оценка уровня выполнения проектов; ü применение образовательных технологий с учетом физиологических возможностей учащихся; ü организация взаимопроверки$ ü организация проведения мероприятий, направленных на развитие двигательных навыков учащихся; ü применение образовательные технологии с учетом физиологических возможностей учащихся
|
ü соблюдение правильной осанки; ü участие в коллективных формах работы; ü анализ и оценка характера своего участия в учебной работе; ü выполнение заданий.
ü соблюдение правильной осанки; ü участие в групповых формах работы; ü представление проекта и его защита; ü анализ и оценка характера своего участия в учебной работе; ü выполнение заданий; ü анализ причин своих успехов и неудач; участие в меро приятие, направленном на развитие двигательных навыков учащихся
|
Личностные: ü умение помогать друг другу; ü сформированность ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции; Регулятивные: ü выбор действия в соответствии с поставленной задачей; ü выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритма действий) Познавательные: ü анализ, синтез, обобщение, классификация; ü умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимость между объектами.
Личностные: ü умение помогать друг другу; ü сформированность ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции; ü формирование установки на здоровый образ жизни Регулятивные: ü выбор действия в соответствии с поставленной задачей; ü развитие умения работать по алгоритму ü осмысление поставленной задачи при выполнении упражнения; ü Познавательные: ü анализ, синтез, обобщение, классификация; ü умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимость между объектами; ü осознание важности двигательной деятельности Коммуникативные: ü умение проявлять активность в коллективной деятельности; взаимодействие
со сверстниками в парах и группах в игре; |
6. |
Первичное закрепление с проговариванием в речи |
- Некоторые жители города не знают, как писать словарные слова. Давайте им поможем. Нужно написать слова в алфавитном порядке, вставить пропущенные буквы, правильно выделить орфограмму в словарных словах. Слайд 13 (1 ученик выполняет задание у доски с проговариванием на оценку) Самопроверка (Слайд 14)
|
ü оценка и необходимая коррекция психологических состояний учащихся (эмоциональных, психофизических, интеллектуальных); ü применение дидактического материала, позволяющего ученику использовать при выполнении заданий субъектный опыт; ü создание условий для формирования у каждого ученика уверенности в своих силах, высокой самооценки, волевой регуляции в учебной деятельности; ü стимулирование мотивации учащихся; ü подача нового материала с учётом психолого-педагогической характеристики класса |
ü соблюдение правильной осанки; ü участие в групповых формах работы; ü представление проекта и его защита; ü участие в групповых формах работы; ü анализ и оценка характера своего участия в учебной работе; ü участие в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы; ü дети работают с веером гласных букв.
|
Личностные: ü сформированность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, уважительное отношение к прошлому народа; ü сформированность ценностно-смысловых установок, отражающих личностные Познавательные: ü умение применять знания на практике; ü умение воспроизводить во внешней речи правильный способ действий, вызвавший затруднение; Регулятивные: ü приобретение способа действия по достижению целей; Коммуникативные: ü умение выражать свои мысли.
|
7. |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
- Где использует учитель алфавит? (В классном журнале). Учитель: - Как записать учеников, фамилии которых начинаются на одну и ту же букву. - Сегодня мы на нашем уроке-путешествии помогаем жителям Буквограда. Маленькие жители Буквограда в следующем учебном году придут учиться в школу. Нужно помочь их учителю расположить имена учеников в алфавитном порядке. Слайд 15 (5 имён располагают в алфавитном порядке) Это задание вы будете выполнять самостоятельно Слайд 16 (взаимопроверка) Слайд 17 (критерии выставления оценок). Сами поставьте себе оценки. |
оценка и необходимая коррекция психологических состояний учащихся (эмоциональных, психофизических, интеллектуальных); ü применение дидактического материала, позволяющего ученику использовать при выполнении заданий субъектный опыт; ü создание условий для формирования у каждого ученика уверенности в своих силах, высокой самооценки, волевой регуляции в учебной деятельности; ü стимулирование мотивации учащихся
|
соблюдение правильной осанки; ü выбор уровня учебной работы; ü выполнение заданий;
|
Личностные: ü умение самостоятельно выполнять учебные задания ü умение работать в паре, оценивать работу товарища Познавательные: ü умение применять знания на практике; ü закрепить навык расставлять слова в алфавитном порядке Регулятивные: ü приобретение способа действия по достижению целей; Коммуникативные: ü умение помогать друг другу
|
8. |
Этап включения в систему знаний и повторение |
- Ребята, дополните предложение (устно): Учеба – это ____________ (слайд 18) Выполнить это задание вам поможет упражнение 95 на стр. 54 (Учёба – это труд.) - Составьте устно из слов предложения, объясните смысл пословиц. (слайд 19) (Дети записывают пословицы в тетрадь, один ученик пишет их на доске) Самопроверка (слайд 20) - Наше путешествие подходит к концу, мы возвращаемся в школу. Все жители Буквограда благодарят вас за помощь, которую вы им оказали. Посмотрите на экран. (Слайд 21) Корабли по морю плыли, Снова в школу мы спешили. Вы много нового узнали, И друзей вы повстречали. |
ü оценка и необходимая коррекция психологических состояний учащихся (эмоциональных, психофизических, интеллектуальных); ü применение дидактического материала, позволяющего ученику использовать при выполнении заданий субъектный опыт; ü создание условий для формирования у каждого ученика уверенности в своих силах, высокой самооценки, волевой регуляции в учебной деятельности; ü стимулирование мотивации учащихся
|
ü соблюдение правильной осанки; ü выбор уровня учебной работы; ü выполнение заданий;
|
Личностные: ü умение самостоятельно выполнять учебные задания ü умение работать в паре, оценивать работу товарища Познавательные: ü умение применять знания на практике; ü закрепить навык расставлять слова в алфавитном порядке Регулятивные: ü приобретение способа действия по достижению целей; Коммуникативные: ü умение помогать друг другу
|
9. |
Рефлексия учебной деятельности, домашнее задание |
Учитель: - Вот мы и в классе. Понравился вам наш урок-путешествие? А сейчас мы выполним следующее задание устно и подведём итог урока. (Слайд 22) Задание: Дополните предложения: 1) Я узнал на уроке…. 2) Мне понравилось….. 3) Я научился(лась) на уроке… Учитель: - если вам понравился урок то покажем лайк, а если не понравился урок, то дизлайк. - Молодцы, многие из вас подняли «Лайк», это значит, что вы сможете легко выполнить домашнее задание. Сегодня я отметила работу ….. - Всем спасибо за внимание. Урок закончен. (Слайд 24)
|
организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности; поддержание благоприятного эмоционального и психологического фона в классе; ü строгое соблюдение требований СанПиН к обучению и воспитанию учащихся; ü инструктаж учащихся по выполнению домашнего задания; ü использование творческого домашнего задания; ü соблюдение нормирования учебной нагрузки обучающихся.
|
ü соблюдение правильной осанки; ü выполнение самоценки собственной учебной деятельности; анализ и осмысление информации |
Личностные: ü доброжелательное и эмоционально-нравственное отношение к одноклассникам; Регулятивные: ü оценивание собственных результатов полученных на уроке; ü рефлексия своей деятельности; ü умение принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять поиск средств для ее выполнения; ü осмысление поставленной задачи.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.