Методическая разработка урока по русскому языку во 2 А классе на тему "Алфавит"
Оценка 5

Методическая разработка урока по русскому языку во 2 А классе на тему "Алфавит"

Оценка 5
doc
12.11.2024
Методическая разработка урока по русскому языку во 2 А классе на тему "Алфавит"
Открытый урок по русскому языку для 2 класса по теме _Алфавит_.doc

 Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс:

        Тема:  Алфавит

Тип урока

открытие нового знания

Цель деятельности

 учителя

формирование необходимости знания алфавитного порядка для его использования в различных сферах дея­тельности современного человека.

Планируемые

образовательные

результаты

 образовательные:

  • совершенствовать знания алфавита;
  • развивать умение пользоваться алфавитом;
  • пополнять словарный запас учащихся

развивающие:

  • развивать устную и письменную  речь;
  • развивать познавательную и творческую активность учащихся;

воспитательные:

  • воспитывать культуру общения, чувство взаимовыручки;
  • воспитывать у детей любовь к родному языку;
  • воспитывать чувство уважения  и бережного отношения к  историческому прошлому

Межпредметные

связи

  • основы православной культуры;
  • литературное чтение;

Использование

современных образовательных  технология

  • личностно-ориентированное обучение;
  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • электронные образовательные ресурсы;

Формы

обучения

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • групповая;

Методы

обучения

  • словесный;
  • наглядный;
  • практический.

Образовательные

 ресурсы

Для учителя: В.П. Канакина ,В.Г.  Горецкий

Для учащихся:

  • учебник;
  • словарь словарных слов;
  • рабочая тетрадь;
  • карточки

Оборудование

  • ноутбук учителя;
  • мультимедиа-проектор;
  • экран;
  • презентация к уроку, разработанная в программе Microsoft Power Point;

 

 

 

Организационная структура урока

 

Этапы урока

Содержание учебного процесса

Виды деятельности учителя

Виды деятельности учащихся

Формируемые УУД

1.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

 - Здравствуйте, ребята! Звонок прозвенел, встаньте около своих парт.

Ну-ка проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

ü приветствие уча­щихся;

ü проверка готов­ности учащихся к уроку;

ü создание условий для возникнове­ния у ученика внутрен­ней по­требности вклю­чения в учебную деятельность;

ü строгое соблюде­ние требований Сан­ПиН к обуче­нию и воспита­нию уча­щихся

 

 

ü организация сво­его рабочего ме­ста;

ü приветствие учи­теля;

ü анализ и оценка характера своего участия в учебной работе

 

 

Личностные:

ü  выражение положи­тельного отношения к процессу познания;

ü  желание узнать новое;

ü  умение сосредотачи­ваться;

Регулятивные:

ü  организация места за­ня­тий в сотрудниче­стве с учите­лем;

Коммуникативные:

       планирование       учебного сотрудниче­ства с учителем и сверстниками.

2.

Актуализация пробного действия

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие в один сказочный город. Кто является жителями этого города, вы узнаете, если угадаете загадку.

 

Слайд 2

  На страницах букваря

  Тридцать три богатыря.

  Мудрецов-богатырей

  Знает каждый грамотей.

 - Кто же является жителями сказочного города?

 - Правильно, это буквы. Сегодня мы отправимся в город  Буквоград. Жители города приготовили для вас  интересные задания. Давайте откроем тетради и запишем число, классная работа.

- А теперь мы отправляемся в путешествие. Посмотрите на экран и представьте, что  мы плывём на кораблях  в Буквоград.

Слайд 3

  Корабли по морю плыли

  К чудо-городу спешили.

  Ждали там давно гостей,

  Чтобы стали вы умней.

 

- Вот мы и в городе, все жители-буквы встречают нас. (Учитель открывает плакат с буквами)

ü необходимая коррекция психологических состояний учащихся (эмоциональных,  пси­хо­физических, интеллектуальных);

ü организация диалога;

ü поддержка высокого уровня мотивации с использованием приёма смеще­ния мо­тива на цель;

ü создание условий для формирования у каж­дого ученика уверенно­сти в своих силах, вы­сокой са­мооценки, во­левой регуляции в учеб­ной деятельности;

ü подача нового материала с учётом психолого-педагогической характери­стики класса;  

ü применение дидактического материала, позволяющего ученику использо­вать при выполнении заданий субъектный опыт;

 

 

 

ü соблюдение пра­вильной осанки;

ü выполнение зада­ний, требующих творчества в со­держании работы, в способе учебной работы;

ü участие в диалоге с учителем.

 

 

Личностные:

ü готовность и способ­ность к саморазви­тию и личностному самоопределению, уважительное отношение к  прошлому народа;

Регулятивные:

ü прогнозирование своей работы;

Познавательные:

ü умение строить вы­сказывание;

Коммуникативные:

ü умение выражать свои мысли

 

 

 

3.

Выявление места и причины затруднения. Постановка учебных целей урока.

- Ребята, жители Буквограда приглашают нас в библиотеку, чтобы мы им помогли.

 (Слайд 4 - беспорядок в библиотеке)

 У них возникла проблема: они не могут найти нужную им книгу. Что нужно сделать, чтобы им помочь? (Расставить книги в алфавитном порядке).

- Что такое алфавит? (Алфавит – это буквы, расположенные в определённом порядке)

- Запишите тему урока: Алфавит. Как по-другому можно назвать алфавит? Запишите рядом: Азбука. Эти слова называются синонимами. (Синонимы – это слова, которые произносятся по-разному, но они одинаковые или близкие по смыслу.)

- Каковы же цели нашего урока-путешествия?

(слайд 5)

 

  - Алфавит гораздо старше аз­буки. В IX веке у славян (наших предков) азбуки не было, и славяне не имели соб­ственных букв.  И поэтому не было и пись­менности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.

 

Историческая справка учителя

- Сейчас я вам расскажу, откуда появилась наша азбука и почему её так называют.

- Русский алфавит произошёл от старославянского алфавита, который создали в 863 году Кирилл и Мефодий.

В IX веке в Греции жили  Кирилл и Мефодий – два брата, люди мудрые и очень образованные, они были учениками Иисуса Христа.  (Слайд 6).

     Кирилл и Мефодий по просьбе славянского князя приехали в Древнюю Русь, чтобы составить для наших предков-славян азбуку. Кирилл и Мефодий сначала создали глаголицу (первую славянскую азбуку) (Слайд 7), но буквы глаголицы были трудные для написания. Глаголица быстро исчезла из употребления. Тогда Кирилл м Мефодий создали вторую славянскую азбуку (кириллицу) на основе греческого алфавита. Так что наша азбука — «дочка» гре­ческого алфавита. Многие наши буквы взяты из греческого языка, поэтому они и с виду на них похожи.

   Новую старославянскую азбуку назвали кириллицей в честь Кирилла. (Слайд 8 – кириллица)

   24 мая – День памяти Кирилла и Мефодия. В этот день проходит праздник славянской письменности и культуры.

   При царе Петре I была реформа кириллица. Петр I убрал некоторые буквы из алфавита, некоторые упростил. Возникла азбука, которой и мы сейчас пользуемся.

    

ü оценка и необходимая коррекция психологических состояний учащихся (эмоциональных,  пси­хо­физических, интеллектуальных);

ü создание условий для формирования у каж­дого ученика уверенно­сти в своих силах, вы­сокой са­мооценки, во­левой регуляции в учеб­ной деятельности;

ü создание проблемной ситуации;

ü подача нового материала с учётом психолого-педагогической характери­стики класса;

ü чередование видов де­ятельности;

ü использование  творческих домашних заданий развивающего характера

 

 

 

 

 

 

 

ü соблюдение пра­вильной осанки;

ü самостоятельное решение проблемы;

ü участие в диалоге с учителем;

ü анализ и оценка характера своего участия в учебной работе.

 

Личностные:

ü нравственное-этиче­ская ориентация;

ü формирование мотивации к  обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 Познавательные:

ü знакомство с историей возникновения алфавита.

Регулятивные:

ü развитие умения формулировать  цели урока с помощью учителя.

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Построение проекта выхода из затруднения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация построенного проекта

- Давайте сейчас по цепочке повторим буквы нашего алфавита.

 - Сколько букв в русском алфавите?

- Сколько гласных букв?  Сколько согласных букв?

- Какие буквы звуков не обозначают?

- Чем отличаются буквы от звуков?

- Давайте сейчас поможем жителям Буквограда  расположить авторов книг в алфавитном порядке. Кто может назвать фамилию, имя, отчество этих авторов. (Слайд 9)

- Расскажите, как мы будем действовать. Давайте составим памятку «Как расположить слова в алфавитном порядке?». (устно)

Памятка «Как расположить слова в алфавитном порядке?»  (слайд 10)

1) Назови  первые  буквы  в словах.

2) Вспомни место этих букв в алфавите.

3) Запиши слова в алфавитном порядке по первой букве.

4) Если в словах первые буквы одинаковые,  то назови  вторые буквы в словах.

5) Запиши слова в алфавитном порядке по второй букве.

6) И т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Давайте, пользуясь памяткой, запишем названия авторов в алфавитном порядке.

(Названия авторов записаны на доске)

(Ученики проговаривают авторов по цепочке)

Взаимопроверка (слайд 11) (работа в парах)

- Книги в библиотеке расположены в алфавитном порядке по фамилии автора. Зачем нам ещё нужно знать алфавит? Где в повседневной жизни нам может пригодиться знание алфавита?

1-ый ученик:

 - В словарях и энциклопедиях слова расположены в алфавитном порядке.

2-ой ученик:

 - Телефоны людей в мобильном телефоне расположены в алфавитном порядке.

3-ий ученик:

 - Моя мама работает в больнице. Она мне рас­сказала, что в регистратуре поликлиники карточки посетителей расположены по участкам в алфавитном порядке.

4-ый ученик:

 - У меня дома есть телефонный справочник. Вместе с мамой мы внимательно его рас­смотрели. Телефоны предприятий, различ­ных служб и учреждений расположены в ал­фавитном порядке. Квартирные телефоны тоже в алфавитном порядке.

 

   

 

 

 

 

 - Ребята,  благодаря вашей любознательности, вы узнали много нового об использовании алфавита в повседневной жизни. 

 - Сейчас мы чуть-чуть отдохнём и проведём физминутку (слайд 12). Встаньте около своих парт. Давайте хором прочитаем небольшое стихотворение и выполним такие упражнения, повторяйте за мной:

   Алфавит мы изучали,

   Мы писали, мы читали,

   Мы немножко отдохнём

   И опять писать начнём.

(Дети с учителем выполняют наклоны вправо, влево, разминку для пальчиков)

 - Теперь следующее задание физминутки   «Покажи печатную букву своим телом» (Кто стоит в паре показывает букву М, Н; кто стоит один показывает букву Г, Р)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ü оценка и необходимая коррекция психологических состояний учащихся (эмоциональных,  пси­хо­физических, интеллектуальных);

ü создание условий для формирования у каж­дого ученика уверенно­сти в своих силах, вы­сокой са­мооценки, во­левой регуляции в учеб­ной деятельности;

ü фронтальный опрос учащихся;

ü оценка уровня построения алгоритма;

ü применение образо­вательных техноло­гий с учетом фи­зиологических воз­можностей уча­щихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ü оценка и необходимая коррекция психологических состояний учащихся (эмоциональных,  пси­хо­физических, интеллектуальных);

ü применение дидактического материала, позволяющего ученику использо­вать при выполнении заданий субъектный опыт;

ü создание условий для формирования у каж­дого ученика уверенно­сти в своих силах, вы­сокой са­мооценки, во­левой регуляции в учеб­ной деятельности;

ü оценка уровня вы­полнения проектов;

ü применение образо­вательных техноло­гий с учетом фи­зиологических воз­можностей уча­щихся;

ü организация взаимопроверки$

ü    организация проведе­ния мероприятий, направленных на развитие двигательных навыков учащихся;

ü применение образо­вательные техноло­гии с учетом физиологических воз­можностей уча­щихся

 

 

 

 

 

 

 

 

ü соблюдение пра­вильной осанки;

ü участие в коллективных формах работы;

ü анализ и оценка характера своего участия в учебной работе;

ü выполнение зада­ний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ü соблюдение пра­вильной осанки;

ü участие в групповых формах работы;

ü представление проекта и его защита;

ü анализ и оценка характера своего участия в учебной работе;

ü выполнение зада­ний;

ü анализ причин своих успе­хов и неудач;

    участие в меро­    приятие, направ­ленном на разви­тие двигательных навы­ков уча­щихся

 

 

 

 

 

Личностные:

ü умение помогать друг другу;

ü сформированность ценно­стно-смысло­вых устано­вок, отра­жающих лично­стные и гражданские пози­ции в деятельности, социальные компе­тенции;

Регулятивные:

ü выбор действия в соответствии с по­ставленной задачей;

ü выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритма действий)

Познавательные:

ü анализ, синтез, обобщение, классификация;

ü умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимость между объектами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

ü умение помогать друг другу;

ü сформированность ценно­стно-смысло­вых устано­вок, отра­жающих лично­стные и гражданские пози­ции в деятельности, социальные компе­тенции;

ü формирование уста­новки на здоровый образ жизни

Регулятивные:

ü выбор действия в соответствии с по­ставленной задачей;

ü развитие умения работать по алгоритму

ü осмысление поставлен­ной задачи при выпол­нении уп­ражнения;

ü  

Познавательные:

ü анализ, синтез, обобщение, классификация;

ü умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимость между объектами;

ü осознание важности двига­тельной дея­тель­ности

Коммуникативные:

ü умение проявлять ак­тивность в коллектив­ной деятельности;

взаимодействие со сверстниками в парах и группах в игре;

6.

Первичное закрепление с проговариванием в речи

 - Некоторые жители города не знают, как писать  словарные слова. Давайте им поможем. Нужно написать слова в алфавитном порядке, вставить пропущенные буквы, правильно выделить орфограмму в словарных словах.

Слайд 13 (1 ученик выполняет задание у доски с проговариванием на оценку)

Самопроверка (Слайд 14)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ü оценка и необходимая коррекция психологических состояний учащихся (эмоциональных,  пси­хо­физических, интеллектуальных);

ü применение дидактического материала, позволяющего ученику использо­вать при выполнении заданий субъектный опыт;

ü создание условий для формирования у каж­дого ученика уверенно­сти в своих силах, вы­сокой са­мооценки, во­левой регуляции в учеб­ной деятельности;

ü стимулирование моти­вации уча­щихся;

ü подача нового материала с учётом психолого-педагогической характери­стики класса

ü соблюдение пра­вильной осанки;

ü участие в групповых формах работы;

ü представление проекта и его защита;

ü участие в групповых формах работы;

ü анализ и оценка характера своего участия в учебной работе;

ü участие в коллективном обсуждении и содержательной оценке результа­тов и процесса работы;

ü дети работают с веером гласных букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

ü сформированность и способность к само­развитию и личност­ному самоопределе­нию, уважительное отношение к  прошлому народа;

ü сформированность ценно­стно-смысло­вых устано­вок, отражающих лично­стные

Познавательные:

ü умение применять знания на практике;

ü умение воспроизводить во внешней речи правильный способ действий, вызвавший затруднение;

Регулятив­ные:

ü приобретение способа действия по достижению целей;

Коммуникативные:

ü умение выражать свои мысли.

 

 

 

 

7.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

- Где использует учитель алфавит?

классном журнале).

Учитель: 

-     Как записать учеников, фамилии которых начинаются   на одну и ту же букву.

- Сегодня мы на нашем уроке-путешествии помогаем жителям Буквограда. Маленькие жители Буквограда в следующем учебном году придут учиться в школу. Нужно помочь их учителю расположить имена учеников в алфавитном порядке.

Слайд 15 (5 имён располагают в алфавитном порядке)

Это задание вы будете выполнять самостоятельно

Слайд 16 (взаимопроверка)

Слайд  17 (критерии выставления оценок). Сами поставьте себе оценки.

оценка и необходимая коррекция психологических состояний учащихся (эмоциональных,  пси­хо­физических, интеллектуальных);

ü применение дидактического материала, позволяющего ученику использо­вать при выполнении заданий субъектный опыт;

ü создание условий для формирования у каж­дого ученика уверенно­сти в своих силах, вы­сокой са­мооценки, во­левой регуляции в учеб­ной деятельности;

ü стимулирование моти­вации уча­щихся

 

соблюдение пра­вильной осанки;

ü выбор уровня учебной работы;

ü выполнение зада­ний;

 

 

Личностные:

ü умение самостоятельно выполнять учебные задания

ü  умение работать в паре, оценивать работу товарища

Познавательные:

ü умение применять знания на практике;

ü закрепить навык расставлять слова в алфавитном порядке

Регулятив­ные:

ü приобретение способа действия по достижению целей;

Коммуникативные:

ü умение помогать друг другу

 

 

 

 

8.

Этап включения в систему знаний и повторение

- Ребята, дополните предложение (устно):

Учеба – это ____________ (слайд 18)

Выполнить это задание вам поможет упражнение 95 на стр. 54 (Учёба – это труд.)

 - Составьте устно из слов предложения, объясните  смысл пословиц. (слайд 19)

(Дети записывают пословицы в тетрадь, один ученик пишет их на доске)

Самопроверка (слайд 20)

- Наше путешествие подходит к концу, мы возвращаемся в школу. Все жители Буквограда благодарят вас за помощь, которую вы им оказали.  Посмотрите на экран.

 (Слайд 21)

    Корабли по морю плыли,

    Снова в школу мы спешили.

    Вы много нового узнали,

    И друзей вы повстречали.

ü оценка и необходимая коррекция психологических состояний учащихся (эмоциональных,  пси­хо­физических, интеллектуальных);

ü применение дидактического материала, позволяющего ученику использо­вать при выполнении заданий субъектный опыт;

ü создание условий для формирования у каж­дого ученика уверенно­сти в своих силах, вы­сокой са­мооценки, во­левой регуляции в учеб­ной деятельности;

ü стимулирование моти­вации уча­щихся

 

ü соблюдение пра­вильной осанки;

ü выбор уровня учебной работы;

ü выполнение зада­ний;

 

 

Личностные:

ü умение самостоятельно выполнять учебные задания

ü  умение работать в паре, оценивать работу товарища

Познавательные:

ü умение применять знания на практике;

ü закрепить навык расставлять слова в алфавитном порядке

Регулятив­ные:

ü приобретение способа действия по достижению целей;

Коммуникативные:

ü умение помогать друг другу

 

 

9.

Рефлексия учебной деятельности, домашнее задание

Учитель:

-     Вот мы и в классе. Понравился вам наш урок-путешествие? А сейчас мы выполним следующее задание устно и подведём итог урока.  

(Слайд 22)

Задание:

Дополните предложения:

1)  Я  узнал на уроке….

2)  Мне понравилось…..

3)  Я научился(лась) на уроке…

Учитель:

- если вам понравился урок то покажем лайк, а если не понравился урок, то дизлайк.

- Молодцы, многие из вас подняли «Лайк», это значит, что вы сможете легко выполнить домашнее задание. Сегодня я отметила работу …..

 - Всем спасибо за внимание. Урок закончен. (Слайд 24)

 

организация рефлек­сии и самооценки учениками соб­ственной учебной деятельности;

поддержание бла­гоприятного эмоци­онального и психо­логического фона в классе;

ü строгое соблюдение требований Сан­ПиН к обучению и воспитанию уча­щихся;

ü инструктаж уча­щихся по выполне­нию домашнего за­дания;

ü использование творческого домаш­него задания;

ü соблюдение нормиро­вания учебной нагрузки обучающихся.

 

ü соблюдение правильной осанки;

ü выполнение самоценки собственной учебной дея­тельности;

   анализ и осмысле­ние      информации

Личностные:

ü доброжелательное и эмоционально-нравственное отношение к  одноклассникам;

Регулятивные:

ü оценивание  соб­ственных результатов полученных на уроке;

ü рефлексия своей дея­тельности;

ü умение принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять поиск средств  для ее выполнения;

ü осмысление поставленной задачи.

 

 


Технологическая карта урока Предмет: русский язык

Технологическая карта урока Предмет: русский язык

Оборудование ноутбук учителя; мультимедиа-проектор; экран; презентация к уроку, разработанная в программе

Оборудование ноутбук учителя; мультимедиа-проектор; экран; презентация к уроку, разработанная в программе

Ребята, сегодня у нас необычный урок

Ребята, сегодня у нас необычный урок

Выявление места и причины затруднения

Выявление места и причины затруднения

Иисуса Христа. (Слайд 6)

Иисуса Христа. (Слайд 6)

Построение проекта выхода из затруднения

Построение проекта выхода из затруднения

Построение проекта выхода из затруднения

Построение проекта выхода из затруднения

Ребята, благодаря вашей любознательности, вы узнали много нового об использовании алфавита в повседневной жизни

Ребята, благодаря вашей любознательности, вы узнали много нового об использовании алфавита в повседневной жизни

Первичное закрепление с проговариванием в речи -

Первичное закрепление с проговариванием в речи -

Где использует учитель алфавит? (В классном журнале)

Где использует учитель алфавит? (В классном журнале)

Слайд 21) Корабли по морю плыли,

Слайд 21) Корабли по морю плыли,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2024