Государственное автономное общеобразовательное учреждение
Краснодарского края «Новолеушковская школа-интернат с
профессиональным обучением»
Методическая разработка урока
«Заправка верхней и нижней нити на универсальной
швейной машине»
Учитель профессионально-трудового обучения (швейное дело)
Повалей М.Ю.
Тема: Заправка верхней и нижней нити на универсальной швейной машине.
Цели урока:
Образовательная:
познакомить с правилами заправки верхней и нижней нити, устройством шпульного колпачка;
ознакомить с правилами ТБ при работе с швейной машиной;
научить заправлять верхнюю и нижнюю нити.
Развивающая:
развивать у обучающихся умение организовывать работу в группах (парах сменного состава), умение анализировать, ставить себе и другим оценки, продолжать развитие моторики пальцев рук.
Воспитательная:
воспитывать аккуратность;
возбудить интерес к работе на швейной машине;
убедить в значимости приобретенных знаний.
Оборудование: швейная машина, шпульный колпачок, шпулька, нитки, ножницы, лоскуток ткани.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесный; наглядный; практический (упражнения по выполнению приемов заправки нитей в швейной машине)
Ход урока
I. Организация урока.
1. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Учет учащихся.
3. Сообщение темы и цели урока.
4. Инструктаж по технике безопасности.
Изучение правила ТБ при работе на швейной машине:
- Сидеть на стуле перед швейной машине прямо, на расстоянии 10-15 см от края стола.
- Неправильная рабочая поза нарушает осанку, вызывает быструю утомляемость и вредит работе органов пищеварения.
-При работе на швейной машине волосы убрать под косынку, застегнуть пуговицы рукавов одежды.
-Убрать с машины посторонние предметы.
-Следить за правильным положением рук.
-Держать иглы и булавки только в игольнице.
-Не оставлять ножницы открытыми. Передавать их, держа за замкнутые лезвия, ручками вперед.
-Обрезать нитки только ножницами.
-Если игла сломалась, найти сломанные части и отдать учителю.
II. Повторение пройденного материала:
Швейная машина –это устройство, выполняющее механические движения сшивания текстильных материалов и кожи, для изготовления одежды, обуви и других швейных изделий. Первую швейную машину изобрел немецкий профессор Вальтер в 1755 году.
Главным достоинством швейной машины являются скорость шитья и возможность поставить швейное производство на поток.
Современные швейные машины могут автоматически присборивать ткань, обрабатывать петли, выполнять около 47 стежков и 30 типов строчек, прошивать кожу и различные виды тканей.
Вопросы:
1. Есть ли у вас дома швейная машина?
2. Как она приводится в движение? (ручным приводом, ножным приводом, электрическим приводом).
3. Для чего человек изобрел швейную машину?
4. Легко – ли на ней работать?
5. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы машина работала?
Чтобы шить на швейной машине, необходимо с ней правильно обращаться: быть аккуратным, уметь смазывать и налаживать машину. Также необходимо правильно заправлять швейную машину. Сейчас мы с вами познакомимся с порядком заправки верхней и нижней нитей в швейной машине, а на практической работе вы научитесь заправлять и верхнюю и нижнюю нити.
III. Работа по теме урока
Посмотрим видео о порядке заправки верхней и нижней нити в швейной машине. Обучающиеся смотрят видео, слушают объяснения (продолжительность просмотра 3 мин. 32 сек.)
После просмотра предлагаю повторить вслух алгоритм действия по заправке нитей, показывая видеоролик без звука. Обучающиеся (по желанию) вслух проговаривают эти действия.
Заправка верхней нити
Верхняя нить – это нить, которая проходит от катушки к игольному ушку. Перед заправкой верхней нити нужно поднять прижимную лапку, затем вращением махового колеса установить иглу и рычаг нитепритягивателя в крайнее верхнее положение.
Заправка верхней нити производится следующим образом:
· Катушку ниток ставят на катушечный стержень.
· Нить от катушки проводят через верхний нитенаправитель к регулятору натяжения верхней нити. Пропускать нитенаправитель нельзя, потому что нить должна войти в регулятор натяжения под определенным углом.
· Затем прокладывают нить между шайбами регулятора натяжения, огибая регулятор снизу. Заводя нить вверх за нитенаправительный крючок неподвижной шайбы регулятора натяжения, а затем в ушко компенсационной пружины и в глазок нитепритягивателя.
· Проводят нить через два нижних нитенаправителя и заправляют в ушко иглы со стороны длинного желобка.
После заправки верхней нити следует вытянуть наверх нижнюю нить из шпульного колпачка (конечно, если он уже установлен). Для этого, придерживая левой рукой конец нити из ушка иглы, но не натягивая нить, поворачивают на себя маховое колесо, чтобы игла с нитью сначала опустилась в отверстие игольной пластины, захватила там нить, выходящую из шпульного колпачка, а затем опять поднялась в свое верхнее положение. После этого нужно потянуть за конец верхнюю нить и через отверстие в игольной пластине вытянуть нижнюю наверх. Концы обеих нитей вытягивают на 7-8 см и укладывают под прижимную лапку. На этом подготовка машины к шитью заканчивается.
Шпульный колпачок предназначен для того, чтобы разместить шпульку с ниткой внутри челночного механизма и обеспечить свободный выход из него нижней нитки. Шпульный колпачок представляет собой металлическую чашечку, на боковой поверхности которой имеется косая прорезь для нитки, а внутри шпиндель, на который надевается шпулька.
Заправка шпульного колпачка. Прежде чем приступить к заправке шпульного колпачка, необходимо проверить, чтобы нитки на шпульке были намотаны ровно и плотно.
Порядок заправки нижней нити:
· Возьмите шпульный колпачок в левую руку и вставьте в него шпульку с нитью: Шпульку нужно держать таким образом, чтобы нить свешивалась в направлении, противоположном направлению косой прорези, и чтобы конец нити располагался ближе к внутренней щечке шпульки. Это облегчает заправку нити.
· Протяните нить правой руки через косую прорезь под прижимную пружину, а затем в небольшую прорезь на конце пружины. Проследите за тем, чтобы при протягивании нити не сдвинулась прижимная пружина.
· Потяните за конец нити и убедитесь в том, что нить выходит из шпульного колпачка с небольшим усилием, шпулька вращается свободно, не заедает.
Установка и выемка шпульного колпачка
Прежде чем установить шпульный колпачок в механизм челнока, нужно выполнить несколько подготовительных операций.
Проворачивая рукой маховое колесо, установите иглу в самое верхнее положение, чтобы она не мешала устанавливать шпульный колпачок.
Отодвиньте задвижную пластинку так, чтобы обеспечить свободный доступ к челночному механизму.
Уберите ногу с педали реостата электропривода, выключите машину из сети.
Установка ШК в машину производится следующим образом. Берут заправленный ШК за крылышко защелки и отгибают ее до упора. В этом положении крылышко защелки необходимо держать постоянно указательным и большим пальцами левой руки для того, чтобы шпулька не выпала из ШК. Затем надевают ШК на в шпиндель челнока. При этом установочный палец должен войти в соответствующий вырез накладной пластинки механизма челнока. Потом постепенно отпускают крылышко защелки, одновременно прижимая внутрь ШК, пока он не защелкнется.
При выемке ШК сначала отклоняют крылышко защелки до упора, а затем, постоянно удерживая ее большим и указательным пальцами левой руки, вынимают ШК вместе с находящейся в нем шпулькой. Если шпулька выскочила, то не следует пытаться вытащить ее. Гораздо проще снова вставить на место ШК и вновь аккуратно извлечь его вместе со шпулькой.
IV. Физкультминутка (здоровьесбережение)
Каждое упражнение выполнять 5 раз.
1. Скольжение подбородком по грудине вниз.
2. «Черепаха»: наклоны головы вперёд-назад, вправо-влево.
3. «Собачка»: вращение головы вокруг воображаемой оси, проходящей через нос и затылок.
4. «Сова»: поворот головы вправо-влево.
5. «Тыква»: круговые движения головой в одну и другую сторону.
V. Практическая часть (работа в парах)
Обучающимся предлагается выполнить заправку верхней и нижней нитей работая в парах сменного состава: Ученица в паре заправляет нити и наблюдает за ее работой соседка, затем соседка заправляет.
Такая же работа и на другой парте. Затем одна из пары меняется с партнершей другой парты и т.д. Выдаются критерии оценивания за работу: с первого раза без ошибок 5, со второй попытки –4, с третьей попытки-3.
После заправки учащиеся записывают в тетрадь алгоритм заправки верхней нити (нитенаправитель, шайбы регулятора натяжения в. н., компенсационная пружина, ушко рычага нитепритягивателя, нитенаправитель № 2, 3, ушко иглы со стороны длинного желобка) и ключевые слова заправки нижней нити (Пальцем вверх, до щелчка)
Учитель делает целевые обходы, наблюдает, записывает время заправки первых, отстающих.
Уборка рабочих мест учащимися.
VI. Итог урока.
1. Закрепление изученного материала.
Вопросы для повторения:
1) В каком положении должны находиться игла и прижимная лапка при заправке верхней нити?
2) Почему надо соблюдать строгую последовательность при заправке верхней нити?
3) Для чего служат шпулька и шпульный колпачок?
4) В какой последовательности выполняют работу по заправке нижней нити?
2. Анализ работы учащихся на уроке: правильность организации рабочего места, соблюдение правил по охране труда, правильность выполнения практической части, комментарий к допущенным ошибкам.
3. Выставление оценок, их аргументация.
VII. Уборка рабочих мест, инструмента, изделий.
VIII. Домашнее задание. Уметь заправлять верхнюю и нижнюю нить в швейной машине дома.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.