Министерство образования и науки Самарской области государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«ТОЛЬЯТТИНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическая разработка урока по теме:
«Полет первой женщины В.В. Терешковой в космос»
Предмет «ОУП.08 Астрономия»
Разработал преподаватель Игнатьева Елена Сергеевна
Тольятти, 2023
ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
|
Наименование учебной дисциплины, МДК, УП, ПП |
ОУП.08 Астрономия |
|
Группа |
Все группы 1 курса |
|
Преподаватель |
Игнатьева Елена Сергеевна |
|
Тема учебного занятия |
Полет первой женщины В.В. Терешковой в космос |
|
Тип учебного занятия |
Урок викторина, обобщение полученных знаний |
|
Вид учебного занятия |
Практическое занятие с использованием активных методов работы со студентами |
|
Методы обучения |
Словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа. |
|
Методическая задача учебного занятия |
Методика активизации познавательной деятельности обучающихся в ходе решения задач на уроках астрономии |
|
Цель учебного занятия |
Обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Освоение космоса» Содействовать развитию мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, формирование умений применять знания на практике, находить оптимальные решения, уверенности в своих силах, настойчивости, умения преодолевать трудности, добиваться намеченной цели, умений работать в коллективе; В процессе подготовки и выполнения заданий продолжать формировать чувство ответственности за результаты своей работы |
|
Задачи учебного занятия |
обучающие - Выявить уровень знания о первых космонавтах; - Формировать навыки применения полученных знаний. |
|
развивающие - Развивать пространственное мышление, память, внимание; - Способствовать развитию у обучающихся навыков самостоятельной работы; - Способствовать вовлечению обучающихся в познавательную, исследовательскую деятельность. - Развивать способность решать практические задачи с помощью информационных ресурсов. |
|
|
воспитательные - Воспитывать патриотическое отношении к родине; - Воспитывать общую культуру поведения, организованность, трудолюбие; - Повысить интерес к предмету с помощью примеров применения полученных знаний в профессии; - Развивать навыки работы в коллективе. |
|
|
Образовательные результаты учебного занятия |
Общие компетенции - Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам; (ОК 01) - Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; (ОК 02) |
|
|
- Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие; (ОК 03) - Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами; (ОК 04) - Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. (ОК 05) |
|
Профессиональные компетенции ПК 5.1 Планировать деятельность подразделения по техническому обслуживанию и ремонту систем, узлов и двигателей автомобиля ПК 5.2 Организовывать материально-техническое обеспечение процесса по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. ПК 5.4 Разрабатывать предложения по совершенствованию деятельности подразделения, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. ПК 6.1 Определять необходимость модернизации автотранспортного средства ПК 6.2 Планировать взаимозаменяемость узлов и агрегатов автотранспортного средства и повышение их эксплуатационных свойств. ПК 6.4 Определять остаточный ресурс производственного оборудования
|
|
|
Оцениваемые образовательные результаты. - Иметь представление о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной; - Понимать сущность наблюдаемых во Вселенной явлений; - Владеть основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой; - Иметь представление о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии; - Осознавать роль отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области. |
|
|
Используемые педагогические технологии |
- Информационные технологии - Технологии проблемного обучения - Игровые технологии (технология игровой деятельности) Технология организации самостоятельной деятельности обучающихся - Здоровьесберегающие технологии - Технология дифференцированного обучения Технология группового обучения |
|
Вид используемых на занятии средств ИКТ (электронный учебник, обучающие программы, тестирующие |
- https://learningapps.org/9412105 - Электронная форма для сбора данных (ответов) - Личный блог преподавателя https://tlt-spo.blogspot.com/ Презентация |
|
программы, электронные презентации, ресурсы сети Интернет) |
|
|
Образовательные ресурсы Интернет |
Российская электронная школа (РЭШ). Естествознание. 11 класс. - Урок 6. Реактивное движение. Космические полеты. https://resh.edu.ru/subject/lesson/5775/start/153709/ «ЯКласс» — образовательный Интернет-ресурс – Тест по теме космос https://www.yaklass.ru/p/vospitatelnaya-rabota/sentyabr/materialy-dliaprovedeniia-zaniatii-razgovory-o-vazhnom-6934257/19-sentiabria- nevozmozhnoe-segodnia-stanet-vozmozhnym-zavtra-6936671/tv-b6d96801- 2bd5-4187-a9b1- beee0b1f6e43/te?testResultId=19579385&c=1&exercisePosition=1 |
|
Перечень используемых наглядных пособий, технических средств, методических указаний, дидактических материалов: |
|
|
1. Дидактический, раздаточный материал |
Презентация с заданиями, вспомогательными формулами и ссылками на электронные ресурсы урока. Раздаточный материал (карточки с заданием). Инфографика. |
|
2. Технические средства |
ПК, проектор, мобильные телефоны обучающихся |
|
Перечень литературы |
1 Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебник для общеобразоват. организаций / Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут. — М:Дрофа, 2017. 2 Левитан Е.П. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс. : учебник для общеобразоват. организаций / Е.П.Левитан. — М. : Просвещение, 2018. 3 Астрономия : учебник для проф. образоват. организаций / [Е.В.Алексеева, П.М.Скворцов, Т.С.Фещенко, Л.А.Шестакова], под ред. Т.С. Фещенко. — М. : Издательский центр «Академия», 2018. 4 Чаругин В.М. Астрономия. Учебник для 10—11 классов /В.М.Чаругин.—М. :Просвещение, 2018. 5 Засов А.В., Сурдин В.Г. Астрономия 10-11 класс – Общество с ограниченной ответственностью «БИНОМ. Лаборатория знаний» -2018. 6. Видеоуроки в сети интернет http://videouroki.net/ - |
|
Этап урока |
Время, мин |
Содержание учебного материала |
Методы и приемы работы |
Форма организации учебной деятельности обучающихся |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
|
Организацио нный момент |
2 |
Приветствие. Настроить учащихся на работу. Организация внимания. Здравствуйте ребята. У нас будет необычный урок. Ваша группа сегодня будет в роли космической группы исследователей. |
Беседа |
Фронтальная |
Приветствие студентов |
Приветствуют преподавателя |
|
Введение в учебную ситуацию |
3 |
Вступительное слово преподавателя: -число и тема урока; -цель урока; -задачи урока. |
Рассказ |
Фронтальная |
Формулирован ие темы урока, цели и задач урока |
Запись числа и темы урока в тетрадях |
|
Актуализация знаний |
10 |
На дом было задано задание: Повторить изученный на 1 курсе материал по теме: Космос. Для этого необходимо было посмотреть видеоролик и презентацию с образовательного ресурса РЭШ на тему «Освоение космоса и его роль в жизни человечества», выполнить тренировочные задания для закрепления материала и отгадать тематический красворд. https://resh.edu.ru/subject/lesson/5775/train/153712/ Учащимся дается задание (раздаточный материал ПРИЛОЖЕНИЕ 1) Перед вами шесть космонавтов. Их фамилия, имя, отчество, позывной. Ваша задача соединить в одно целое. И получить зашифрованный код |
Рассказ |
Фронтальная |
Повторение ранее изученного материала |
Слушатель |
|
Проектирова ние деятельности студентов |
12 |
В этом году юбилей первого полета, как вы думаете кого? (дети отвечают) Правильно. Первой женщины в космос! Кто знает, как ее зовут? Давайте посмотрим небольшой короткий |
Объяснен ие материала |
Фронтальная, индивидуальная |
Пояснение решения каждой задачи |
Конспект решения заданий в тетрадях. |
|
Этап урока |
Время, мин |
Содержание учебного материала |
Методы и приемы работы |
Форма организации учебной деятельности обучающихся |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
|
|
|
мультфильм о жизни этой великой женщины. https://youtu.be/Up3c7xfHpM8 |
|
|
|
|
|
Викторина |
8 |
Конкурс «Гонка за лидером». Дети делятся на 3 команды (1-2-3 ряд). Командам по очереди задаются вопросы. За каждый правильный ответ получают жетон – звездочку. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) |
Самостоя тельная работа |
Фронтальная, индивидуальная |
Наблюдение
|
Решение заданий в тетрадях, запись ответов. |
|
Домашнее задание |
2 |
Составить кроссворд по теме «Первая женщина в Космосе» |
Рассказ |
Фронтальная |
Инструктаж по выполнению домашнего задания |
Запись задания на дом. |
|
Подведение итогов занятия |
3 |
Определяется студентами достигнута ли цель урока. Выставляются оценки. |
Рассказ |
Индивидуальна я |
Подведение итогов выставление оценок за работу на занятии. |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задание . «Их знают все или Великолепная шестерка»
Перед вами шесть космонавтов. Их фамилия, имя, отчество, позывной. Ваша задача соединить в одно целое. И получить зашифрованный код
|
1. Юрий Алексеевич Гагарин |
1.«Чайка» |
|
2. Алексей Архипович Леонов |
2.«Беркут» |
|
3. Владимир Михайлович Комаров |
3.«Алмаз» |
|
4. Валентина Владимировна Терешкова |
4.«Рубин-1» |
|
5. Павел Романович Попович |
5.«Кедр» |
|
6. Георгий Михайлович Гречко |
6.«Зенит-2» |
Ответ: 534126
(Гагарин Ю.А.) – 5 (Леонов А.А.) – 3
(Комаров В.М.) – 4
(Терешкова В.В.) – 1
(Попович П.Р.) – 2
(Гречко М.Г.) – 6
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Викторина «Гонка за лидером»
1. Когда состоялся исторический полёт Валентины Терешковой? Ответ: 16 июня 1963 года
2. Какова длительность этого полёта? Ответ: 2 суток 22 часа 50 мин
3. Как назывался космический корабль, на котором Валентина Владимировна совершила свой исторический полет? Ответ: «Восток-6»
4. Какой позывной был у первой женщины-космонавта? Ответ: «Чайка»
5. Сколько лет было Валентине Владимировне, когда она совершила полёт в далёкий космос? Ответ: 26 лет
6. Была ли у Валентины Терешковой предварительная лётная подготовка, как, например, у американских астронавтов, для которых быть квалификационным лётчиком-испытателем являлось обязательным условием? Ответ: нет
7. Каким видом спорта занималась Терешкова? Ответ: Валентина Терешкова занималась парашютным спортом
8. Отличалась ли конструкция корабля «Восток-6», пилотируемого Терешковой, от предыдущих «мужских» Востоков? Ответ: некоторые элементы корабля «Восток-6» были изменены под возможности женщины.
9. Валентина Терешкова летала на пилотируемом космическом корабле «Восток-6». А был ли полёт на «Востоке-7»? Ответ: нет, «Восток-6» — последний пилотируемый космический корабль по программе «Восток». Далее летали корабли серии «Союз»
10. Отличается ли женский скафандр от мужского? Ответ: да. Намеренно для полёта Терешковой была разработана конструкция скафандра, приспособленная для женского организма
11. Какой космический корабль одновременно с «Восток-6» находился на орбите? Ответ: корабль «Восток-5», который пилотировал космонавт Валерий Быковский
12. Сколько раз в сутки женщина-космонавт должна была принимать пищу на борту? Ответ:
4 раза
13. Какую фразу, ставшую знаменитой, произнесла Терешкова перед стартом? Ответ: «Эй! Небо! Сними шляпу!»
14. Старт корабля, пилотируемого Терешковой осуществлялся с «гагаринской» площадки или нет? Ответ: нет, старт был произведен с дублирующей площадки
15. Какой фильм обычно смотрели (и сейчас смотрят) русские космонавты накануне старта? Ответ: фильм «Белое солнце пустыни»
16. Какими были метеоусловия, в которых садилась Терешкова? Ответ: Терешкова садилась в грозу при низкой облачности
17. Валентина Терешкова награждена орденом, который вручается реже, чем все иные награды Русской православной церкви. Как называется этот орден? Ответ: орден «Славы и чести» (I степени)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.