Методическая разработка урока по теме "первый полет женщины В.В.Терешковой в космос"

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • Карточки-задания
  • Мероприятия
  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • pdf
  • 01.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

разработка открытого урока с вопросами, кроссвордами, заданиями
Иконка файла материала План урока Игнатьева Е.С. ГАПОУ СО ТМК.pdf

 

Министерство образования и науки Самарской области государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области

«ТОЛЬЯТТИНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

Методическая разработка урока по теме: 

«Полет первой женщины В.В. Терешковой в космос»

Предмет «ОУП.08 Астрономия»

 

 

 

Разработал преподаватель Игнатьева Елена Сергеевна 

 

 

 

 

 

Тольятти, 2023

ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Наименование учебной

дисциплины, МДК, УП, ПП

ОУП.08 Астрономия

Группа

Все группы 1 курса

Преподаватель

Игнатьева Елена Сергеевна

Тема             учебного

занятия

Полет первой женщины В.В. Терешковой в космос

Тип учебного занятия

Урок викторина, обобщение полученных знаний

Вид учебного занятия

Практическое занятие с использованием активных методов работы со студентами

Методы обучения

Словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа.

Методическая задача учебного занятия

Методика активизации познавательной деятельности обучающихся в ходе решения задач на уроках астрономии

Цель учебного занятия

                           Обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме

«Освоение космоса» 

 Содействовать развитию мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, формирование умений применять знания на практике, находить оптимальные решения, уверенности в своих силах, настойчивости, умения преодолевать трудности, добиваться намеченной цели, умений работать в коллективе; 

                            В процессе подготовки и выполнения заданий продолжать

формировать чувство ответственности за результаты своей работы

Задачи учебного занятия

обучающие

-     Выявить уровень знания о первых космонавтах;

-     Формировать навыки применения полученных знаний.

развивающие

-     Развивать пространственное мышление, память, внимание;

-     Способствовать        развитию       у          обучающихся             навыков самостоятельной работы;

-     Способствовать вовлечению обучающихся в познавательную, исследовательскую деятельность.

-     Развивать способность решать практические задачи с помощью информационных ресурсов.

воспитательные

-     Воспитывать патриотическое отношении к родине;

-     Воспитывать общую культуру поведения, организованность, трудолюбие;

-     Повысить интерес к предмету с помощью примеров применения полученных знаний в профессии;

-     Развивать навыки работы в коллективе.

Образовательные результаты учебного занятия

Общие компетенции

-     Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам; (ОК 01)

-     Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; (ОК 02)

 

 

-     Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие; (ОК 03)

-     Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами; (ОК 04)

-     Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. (ОК 05)

Профессиональные компетенции

     ПК 5.1 Планировать деятельность подразделения по техническому обслуживанию и ремонту систем, узлов и двигателей автомобиля      ПК 5.2 Организовывать материально-техническое обеспечение процесса по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.

     ПК 5.4 Разрабатывать предложения по совершенствованию деятельности подразделения, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.

     ПК 6.1 Определять необходимость модернизации автотранспортного средства

     ПК 6.2 Планировать взаимозаменяемость узлов и агрегатов автотранспортного средства и повышение их эксплуатационных свойств.      ПК 6.4 Определять остаточный ресурс производственного оборудования

 

Оцениваемые образовательные результаты.

-     Иметь представление о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;

-     Понимать сущность наблюдаемых во Вселенной явлений;

-     Владеть основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;

-     Иметь представление о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;

-     Осознавать роль отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.

Используемые педагогические технологии

-     Информационные технологии

-     Технологии проблемного обучения

-     Игровые технологии (технология игровой деятельности) Технология организации самостоятельной деятельности обучающихся

-     Здоровьесберегающие технологии

-     Технология дифференцированного обучения Технология группового обучения

Вид используемых на занятии средств ИКТ (электронный учебник, обучающие программы, тестирующие

-     https://learningapps.org/9412105  

-     Электронная форма для сбора данных (ответов)

-     Личный блог преподавателя https://tlt-spo.blogspot.com/   Презентация

программы, электронные презентации, ресурсы сети Интернет)

 

Образовательные ресурсы Интернет

   Российская электронная школа (РЭШ). Естествознание. 11 класс. 

- Урок 6. Реактивное движение. Космические полеты. https://resh.edu.ru/subject/lesson/5775/start/153709/  

   «ЯКласс» — образовательный Интернет-ресурс – Тест по теме космос

https://www.yaklass.ru/p/vospitatelnaya-rabota/sentyabr/materialy-dliaprovedeniia-zaniatii-razgovory-o-vazhnom-6934257/19-sentiabria-

nevozmozhnoe-segodnia-stanet-vozmozhnym-zavtra-6936671/tv-b6d96801-

2bd5-4187-a9b1-

beee0b1f6e43/te?testResultId=19579385&c=1&exercisePosition=1  

Перечень используемых наглядных пособий, технических средств, методических указаний, дидактических материалов:

1. Дидактический, раздаточный материал

Презентация с заданиями, вспомогательными формулами и ссылками на электронные ресурсы урока. Раздаточный материал (карточки с заданием). Инфографика.

2. Технические средства

 ПК, проектор, мобильные телефоны обучающихся

Перечень литературы

1                    Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебник для общеобразоват. организаций / Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут. — М:Дрофа, 2017.

2                    Левитан Е.П. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс. : учебник для общеобразоват. организаций / Е.П.Левитан. — М. : Просвещение, 2018. 3 Астрономия : учебник для проф. образоват. организаций / [Е.В.Алексеева, П.М.Скворцов, Т.С.Фещенко, Л.А.Шестакова], под ред. Т.С. Фещенко. — М. : Издательский центр «Академия», 2018.

4                    Чаругин          В.М.    Астрономия. Учебник         для      10—11             классов

/В.М.Чаругин.—М. :Просвещение, 2018.

5                    Засов А.В., Сурдин В.Г. Астрономия 10-11 класс – Общество с ограниченной ответственностью «БИНОМ. Лаборатория знаний» -2018.

6. Видеоуроки в сети интернет http://videouroki.net/ -  

 

 


Технологическая карта учебного занятия

Этап урока

Время, мин

Содержание учебного материала

Методы  и приемы работы

Форма организации учебной

деятельности обучающихся

Деятельность преподавателя

Деятельность  обучающихся

Организацио нный момент

2

Приветствие. Настроить учащихся на работу. Организация внимания. Здравствуйте ребята. У нас будет необычный урок. 

Ваша группа сегодня будет в роли космической группы исследователей.

Беседа

Фронтальная

Приветствие студентов

Приветствуют преподавателя

Введение в учебную ситуацию

3

Вступительное слово преподавателя:

-число и тема урока; -цель урока;

-задачи урока.

Рассказ

Фронтальная

Формулирован

ие темы урока,

цели и задач урока

Запись числа и темы урока в тетрадях

Актуализация знаний

10

   На дом было задано задание: Повторить изученный на 1 курсе материал по теме: Космос. Для этого необходимо было посмотреть видеоролик и презентацию с образовательного ресурса РЭШ на тему «Освоение космоса и его роль в жизни человечества», выполнить тренировочные задания для закрепления материала и отгадать тематический красворд. https://resh.edu.ru/subject/lesson/5775/train/153712/   

Учащимся дается задание (раздаточный материал

ПРИЛОЖЕНИЕ 1) Перед вами шесть космонавтов. Их фамилия, имя, отчество, позывной. Ваша задача соединить в одно целое.

И получить зашифрованный код 

Рассказ

Фронтальная

Повторение ранее

изученного материала

Слушатель

Проектирова ние деятельности студентов

12

В этом году юбилей первого полета, как вы думаете кого? (дети отвечают) Правильно. Первой женщины в космос! Кто знает, как ее зовут? 

Давайте посмотрим небольшой короткий

Объяснен ие

материала

Фронтальная, индивидуальная

Пояснение

        решения

каждой задачи

Конспект решения заданий в тетрадях.

Этап урока

Время, мин

Содержание учебного материала

Методы  и приемы работы

Форма организации учебной

деятельности обучающихся

Деятельность преподавателя

Деятельность  обучающихся

 

 

мультфильм о жизни этой великой женщины.

https://youtu.be/Up3c7xfHpM8  

 

 

 

 

Викторина

8

Конкурс «Гонка за лидером». Дети делятся на 3 команды (1-2-3 ряд). Командам по очереди задаются вопросы. За каждый правильный ответ получают жетон – звездочку. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Самостоя тельная работа

Фронтальная, индивидуальная

Наблюдение

 

Решение заданий в

тетрадях, запись ответов.

Домашнее задание

2

Составить кроссворд по теме «Первая женщина в Космосе»

Рассказ

Фронтальная

Инструктаж по выполнению

домашнего задания

Запись задания на дом.

Подведение итогов занятия

3

Определяется студентами достигнута ли цель урока. Выставляются оценки.

Рассказ

Индивидуальна я

Подведение итогов

выставление оценок за работу на занятии.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задание .  «Их знают все или Великолепная шестерка»

Перед вами шесть космонавтов. Их фамилия, имя, отчество, позывной. Ваша задача соединить в одно целое. И получить зашифрованный код

 

1. Юрий Алексеевич Гагарин

1.«Чайка»

2. Алексей Архипович Леонов

2.«Беркут»

3. Владимир Михайлович Комаров

3.«Алмаз»

4. Валентина Владимировна Терешкова

4.«Рубин-1»

5. Павел Романович Попович

5.«Кедр»

6. Георгий Михайлович Гречко

6.«Зенит-2»

 

 

 

Ответ: 534126

(Гагарин Ю.А.) – 5  (Леонов А.А.) – 3

(Комаров В.М.) – 4

(Терешкова В.В.) – 1

(Попович П.Р.) – 2

(Гречко М.Г.) – 6

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Викторина «Гонка за лидером»

1.                       Когда состоялся исторический полёт Валентины Терешковой? Ответ: 16 июня 1963 года

2.                       Какова длительность этого полёта? Ответ: 2 суток 22 часа 50 мин

3.                       Как назывался космический корабль, на котором Валентина Владимировна совершила свой исторический полет? Ответ: «Восток-6»

4.                       Какой позывной был у первой женщины-космонавта? Ответ: «Чайка»

5.                       Сколько лет было Валентине Владимировне, когда она совершила полёт в далёкий космос? Ответ: 26 лет

6.                       Была ли у Валентины Терешковой предварительная лётная подготовка, как, например, у американских астронавтов, для которых быть квалификационным лётчиком-испытателем являлось обязательным условием? Ответ: нет

7.                       Каким видом спорта занималась Терешкова? Ответ: Валентина Терешкова занималась парашютным спортом

8.                       Отличалась ли конструкция корабля «Восток-6», пилотируемого Терешковой, от предыдущих «мужских» Востоков? Ответ: некоторые элементы корабля «Восток-6» были изменены под возможности женщины.

9.                       Валентина Терешкова летала на пилотируемом космическом корабле «Восток-6». А был ли полёт на «Востоке-7»? Ответ: нет, «Восток-6» — последний пилотируемый космический корабль по программе «Восток». Далее летали корабли серии «Союз»

10.                   Отличается ли женский скафандр от мужского? Ответ: да. Намеренно для полёта Терешковой была разработана конструкция скафандра, приспособленная для женского организма

11.                   Какой космический корабль одновременно с «Восток-6» находился на орбите? Ответ: корабль «Восток-5», который пилотировал космонавт Валерий Быковский

12.                   Сколько раз в сутки женщина-космонавт должна была принимать пищу на борту? Ответ:

4 раза

13.                    Какую фразу, ставшую знаменитой, произнесла Терешкова перед стартом? Ответ: «Эй! Небо! Сними шляпу!»

14.                    Старт корабля, пилотируемого Терешковой осуществлялся с «гагаринской» площадки или нет? Ответ: нет, старт был произведен с дублирующей площадки

15.                    Какой фильм обычно смотрели (и сейчас смотрят) русские космонавты накануне старта? Ответ: фильм «Белое солнце пустыни»

16.                    Какими были метеоусловия, в которых садилась Терешкова? Ответ: Терешкова садилась в грозу при низкой облачности

17.                    Валентина Терешкова награждена орденом, который вручается реже, чем все иные награды Русской православной церкви. Как называется этот орден? Ответ: орден «Славы и чести» (I степени)