Методическая разработка урока по учебному предмету "Литература" на тему "Рассказ Л.Н. Толстого "После бала"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 31.07.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по учебному предмету «Литература», 8 класс на тему: «Рассказ Л.Н. Толстого «После бала».
Иконка файла материала МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа поселка свх. Агроном»

Лебедянского муниципального района Липецкой области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по учебному предмету «Литература»,

8 класс

на тему: «Рассказ Л.Н. Толстого «После бала». Мысль автора о моральной ответственности человека за всё происходящее вокруг»

 

 

 

 

 

 

 

Автор педагог

Солдатовой Елены Николаевны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок по литературе в 8 классе

Тема: Рассказ Л.Н. Толстого «После бала». Мысль автора о моральной ответственности человека за всё происходящее вокруг.

 

Цель урока:

Образовательные:

выявить первоначальное восприятие прочитанного рассказа; познакомить с историей создания; показать реалистическую основу произведения.

Развивающие:

развивать познавательный интерес к художественному слову;

развивать умение анализировать образы – персонажи с учётом авторской позиции. В процессе анализа произведения осмыслить основной конфликт, обнажить социальные противоречия царской России.

Воспитательные:

воспитывать умение внимательно слушать и слышать;

привлечь внимание учеников к проблеме духовности;

воспитывать нравственные качества личности: милосердие, уважение к человеку, доброту.

 

Тип урока: изучение нового материала

 

Методы обучения:

- словесный

- наглядный

- практический

- частично-поисковый

- интерактивный

- организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

- стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

- контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

Формы работы:

- фронтальная

- индивидуальная

- групповая

Методические приёмы аналитическая беседа, выразительное чтение, комментарий учителя, анализ текста.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, текст рассказа, иллюстрации, компьютер, слайдовая презентация.

Межпредметные связи: литература, русский язык, история, информатика, изобразительное искусство.

Образовательные результаты: выявление особенностей душевного состояния героя, основанных на контрасте, развитие навыков анализа художественного произведения, работа над культурой речи.

 

Ход урока

1. Организационное начало.

2. Объявление темы, цели урока, эпиграфа. (Слайд №1,2)

Перестроится мир не извне, а изнутри. И поэтому вся энергия на внутреннюю работу. 

Л. Толстой. Из «Дневников»

(Слайд № 3)

- (Слайд №1) Мы с вами продолжаем разговор о рассказе Л. Толстого «После бала». На прошлом уроке мы поговорили о жизненных источниках произведения, об истории создания рассказа, о том, что Л.Н. Толстой меняет название «Дочь и Отец» на «После бала», и пришли к выводу, что это не случайно. Главным для автора было показать внутренний мир своего героя, смену его чувств, его мыслей, его мировоззрений в одно утро.

1. Вступительное слово учителя.

- Давайте представим Льва Николаевича за работой (репродукция Н. Ге «Портрет Л. Н. Толстого»). (Слайд № 4)

 

(учащийся)

Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни. Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям. Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. Невидимая свеча ярко освещает лицо писателя, свет серебрит седины его, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника.

 

2. Вступительное слово учащегося о рассказе «После бала» (сообщения о рассказе сопровождение презентацией).

 

1 учащийся (Слайд № 5):

- Рассказ «После бала» был написан Л. Н. Толстым в начале XX века (в 1903 г.), хотя возвращает он нас к «Николаевской эпохе» - 40 годам прошлого столетия. Что же послужило источником для создания рассказа? Известно, что зерном повествования явилась история, которая произошла со старшим братом писателя – Сергеем Николаевичем.

 

2 учащийся:

- Но есть основание думать, что источником рассказа была и жизнь отца Толстого. Участник Отечественной войны, он вышел в отставку, потому что не считал для себя возможным служить. Даже все друзья его были люди такие же свободные, не служащие.

 

3. учащийся

- «Отец никогда ни перед кем не унижался, не изменял своего бойкого, веселого и часто насмешливого тона. И это чувство собственного достоинства увеличивало мою любовь, мое восхищение перед ним», - писал Лев Николаевич.

 

4. учащийся (Слайд № 6):

- Участник Крымской войны, писатель яростно отстаивал всю свою жизнь мысль о милосердии и сострадании, особенно по отношению к простому русскому солдату. Еще в 1855 году он работал над проектом о переформировании армии, где выступал против варварского наказания – «прогнания сквозь строй». (Прочитать отрывок из статьи в учебнике, с.29.)

 

5. учащийся:

- В рассказе два рассказчика: один – тот, кто знакомит читателя с Иваном Васильевичем, другой – сам Иван Васильевич. Первый рассказчик, это, по-видимому, молодой человек из компании молодых людей, к которым обращается и с которыми спорит Иван Васильевич. Перед нами по существу рассказ в рассказе.

 

6. учащийся:

- Надо отметить своеобразную роль вступления: оно знакомит нас с рассказчиком и настраивает на восприятие последующих событий. Повествование начинается внезапно и так же заканчивается. Перед нами вопрос, мучающий Ивана Васильевича и интересующий его собеседников: может ли человек сам управлять собою, совершенствовать себя – или все дело в среде, обстоятельствах, которые всегда сильнее наших намерений?

 

3. Слово учителя

- Посмотрите, как много мы знаем об этом человеке. Можем с полной уверенностью сказать, что Л. Н. Толстой – это личность, неординарный человек. Лев Толстой был велик не только как гениальный творец, мыслитель, но и как человек, как личность. В истории человечества такие люди, как Лев Толстой, появляются только веками.

 

4. Беседа по содержанию (Слайд № 7).

- Почему рассказ, большая часть которого посвящена изображению бала, называется «После бала»?

 

(Рассказ назван «После бала» потому, что всё изменение в чувствах и эмоциях Ивана Васильевича изменились именно в случившемся после бала. Самое значительное впечатление на него произвела сцена со сбежавшим татарином и полковником, отцом Вареньки. Именно этот случай и направил судьбу рассказчика в другую сторону. То есть, самый сильный толчок по эмоциям был нанесен после бала, поэтому так называется сам рассказ)

 

5. Чтение отрывка.

- Давайте перенесёмся на некоторое время на бал, послушаем музыку и посмотрим танец.  

Чтобы лучше понять атмосферу, царившую на балу и после бала. (Описание бала и описание улицы после бала). (Заранее подготовленный ученик читает описание бала на фоне музыки и танца со слов):

 

Чтец читает (Люба Щербакова):

«Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы. Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или  удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек. Вся зала следила за каждым движением пары».

 

- Какие чувства вы испытали от музыки и танца?

- А что чувствовал на балу главный герой Иван Васильевич?

 

6. Беседа по содержанию.

- Какими эпитетами рисует рассказчик зал, Вареньку в первой части рассказа?

- Почему все окружающее герой рассказа воспринимает «с восторженным умилением»?

 

Показ фрагмент бала. (Окунитесь в атмосферу праздника, музыки, того великолепия, которое царило на балах.)

 

- Как изменяется обстановка во второй части?

- Что видит Иван Васильевич утром?

(Описание улицы после бала) (Заранее подготовленный ученик) читает описание бала на фоне музыки и танца со слов):

 

Чтец читает (Алёна Тришина)

«С бала я уехал в пятом часу, пока доехал домой, посидел дома, прошло еще часа два, так что, когда я вышел, уже было светло. Была самая масленичная погода, был туман, насыщенный водою снег таял на дорогах, и со всех крыш капало. Жили Б. тогда на конце города, подле большого поля, на одном конце которого было гулянье, а на другом — девический институт. Я прошел наш пустынный переулок и вышел на большую улицу, где стали встречаться и пешеходы, и ломовые с дровами на санях, достававших полозьями до мостовой. И лошади, равномерно покачивающие под глянцевитыми дугами мокрыми головами, и покрытые рогожками извозчики, шлепавшие в огромных сапогах подле возов, и дома улицы, казавшиеся в тумане очень высокими, — все было мне особенно мило и значительно. Когда я вышел на поле, где был их дом, я увидал в конце его, по направлению гулянья, что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка».

 

7. Работа в группах.

Задание: провести наблюдения над текстом, выбрать ключевые слова, фразы из эпизодов. «На балу» - первая группа, «После бала» - вторая группа (Слайд № 8).

Таблица (Слайд № 9,10)

 

На балу

После бала

Краски, цветовая гамма

Бархатные платья, брильянтовая фероньерка, белые плечи, белые перчатки, белое платье с розовым поясом, атласные башмачки, море шампанского.

Что-то черное, страшное приближалось ко мне; что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека.

Описание внешности главного героя эпизода

Варенька

Сияющие, ласковые, милые глаза, зарумянившееся с ямочками лицо, радостная улыбка; смеялась, танцевала; восхищались, любовались.

Солдат

Спотыкающийся, корчившийся человек; наказываемый поворачивал сморщенное от страдания лицо; он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте»

Звуки, характер музыки

Бал был чудесный; музыканты знаменитые; мазурка, кадриль, вальс.

Доносилась какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка, бой барабанов.

Психологическое состояние рассказчика

1) Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла, способное на одно добро;

2) Я не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них;

3) Я обнимал в то время весь мир своей любовью; я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство (к отцу ее);

4) Бесконечно счастлив.

На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища; Но только стал засыпать, услыхал и увидел опять все и вскочил.

Описание полковника

Высокий, статный, красивый, свежий, лицо румяное, с подвитыми усами, радостная улыбка, выпячивающаяся грудь, любящий, внимательный отец.

Статная фигура двигалась рядом с наказываемым; Самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: «Будешь мазать? Будешь?»; Безжалостный, жестокий полковник, уверенный в своей правоте

 

Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?

Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий – это важный приём для постижения идеи рассказа.

Эти эпизоды органически связаны друг с другом. Контраст помог показать перелом в душе героя. Срывается маска с внешне благополучной, нарядной действительности.

Чем более праздничным, роскошным представлял герой себе мир вначале, тем неожиданнее, трагичнее, горше оказалось его прозрение.

 

Описанием  разных событий  писатель  противопоставляет душевное состояние героя, которое выявило сущность его характера.

Контраст как основной художественный прием рассказа.

Контраст (противопоставление) - приём ещё больше усиливающий протест писателя против лицемерия, насилия и унижения человеческого достоинства (Слайд № 11).

Иван Васильевич передаёт нам отчасти чувства самого Толстого, который отчаянно стремился найти «зелёную палочку» и уничтожить всё зло в людях.

Современники Толстого говорили, что «через Ясную Поляну пролёг нравственный меридиан мира».

Контраст между лёгким, блестящим, радостным балом и жёсткой, кровавой последней сценой даёт читателю полностью ощутить тот «щелчок», который произошёл в сознании Ивана Васильевича, прочувствовать его эмоции и мысли в тот момент.

В этом отношении Л. Н. Толстой – настоящий мастер.

 

Прослушать устный отзыв на рассказ «После бала» (ответы учеников)

8. Итог урока (Слайд № 12).

- А сейчас, заканчивая урок, давайте подведем итог: какую проблему мы попробовали на уроке решить?

(Это утро Чистого понедельника изменило всю жизнь героя. Он разочаровался в военной службе, так как увидел всю ее жестокость, увидел фальшь светской жизни и понял, что жить надо по Христианским законам. Этот смысл Толстой передает с помощью различных художественных средств.)

Значение рассказа огромно. Толстой, как мы видим, ставит широкие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие волочат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство?

Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему Толстой вспомнил случай, происшедший в годы юности, и положил его в основу своего рассказа. И как жить – выбирает каждый человек.

Стихи Юрия Левитанского соприкасаются со слова Л.Н. Толстого, взятые сегодня на уроке в качестве эпиграфа

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

 

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы –

Каждый выбирает по себе.

 

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

каждый выбирает по себе.

 

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею –

Каждый выбирает для себя.

 

 

 

 

9. Рефлексия.

- Я желаю вам, чтобы вас миновали такие потрясения, на душе было всегда светло, радостно.

10. Выставление отметок.

 

& Домашнее задание: письменная работа на тему «Какую из проблем, поставленных в рассказе Л. Н. Толстого «После бала», я считаю наиболее важной?». (Слайд № 13).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На балу

Краски, цветовая гамма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание внешности главного героя эпизода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звуки, характер музыки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологическое состояние рассказчика

 

 

 

 

 

 

 

Описание полковника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После бала

Краски, цветовая гамма

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание внешности главного героя эпизода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звуки, характер музыки

 

 

 

 

 

Психологическое состояние рассказчика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание полковника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ТЕМА

 

 

Рассказ Л.Н. Толстого «После бала».

Мысль автора о моральной ответственности человека за всё происходящее вокруг.

 

 

Эпиграф урока

 

 

Перестроится мир не извне, а изнутри. И поэтому вся энергия на внутреннюю работу

 

Л. Толстой. Из «Дневников»