Предмет: Русский язык
Тема: «Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»
Цель: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.
1. Организационный момент.
- Прозвенел звонок,
Начинаем мы урок.
- Садитесь, посмотрите всё ли у вас готово к уроку?
2. Актуализация знаний.
Орфографическая минутка
- Списать. Подчеркнуть в словах буквосочетания с мягким шипящим согласным звуком.
Час, чай, чайник, чаща, часть, свеча, чашка;
- Какое правило вспомнили, выполняя задание?(ча-ща)
- Как вы понимаете слово чаща? ( Густой частый лес, заросль)
3. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ
Ноч.ка
Поч.ка
Доч.ка
Ноч.ной
Соч.ный
Точный, скучный и мучной,
Вечный, сочный и речной,
Кочки, бочки, точки,
Дочки и сыночки,
Есть в словах ЧК, ЧН.
Знаем точно: в тех словах
Мы не пишем мягкий знак.
В сочетании ЧК
Места нет для смельчака.
Мягкий знак не нужен там,
Это сразу ясно нам!
- На какие три группы можно разделить слова?
Бол… кол…цо ноч… ной
лос… кон…ки хищ…ный
ден… пал...то кон…чик
- Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.
- Что вы о них можете сказать? (это мягкие согласные)
- Как обозначается на письме мягкость согласных? (буквами И, Е,Ё, Ю, Я и мягким знаком)
- Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? (мягким знаком)
- Во втором столбике? (мягким знаком)
- Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?
(мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова)- Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.
- Что вы можете сказать о них? (это тоже мягкие согласные)
- Какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? (никакую букву ставить не будем)
- Почему? ( в буквосочетаниях ЧН,ЧК,ЧТ,ЩН,НЧ мягкий знак не пишется)
- Попробуйте сформулировать цель урока.
4. Применение знаний и умений.
- Прочитайте. В какие две группы можно объединить слова?
Маленький, крошечный, звёздочка, письмо, хищный пальто, девочка, сильный, берёзонька, крыльцо, реченька, спички, ступеньки, тарелочка.
- Запишите самостоятельно в две группы.
- Как произносятся звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЧТ, ЩН? (мягко)
- Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чём заключается опасность? (звук произносится мягко, но ь знак не пишется)
- Как называются такие опасные места в словах русского языка? (орфограммами)
Физ-ка «Черепаха» Для развития речи учащихся
Шла по полю черепаха (идём пальчиками)
И дрожала вся от страха (руки в кулачок, кулачки дрожат)
Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь! (большой и указательный пальцы «кусаются»)
Никого я не боюсь! (отрицание - указательным пальцем)
5. Обобщение и систематизация знаний.
Упражнения в написании слов с изученной орфограммой.
- Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой,
И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым.(краски и кисточка)
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
А ниточка в реке. (удочка)
В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки
Раздают всем огоньки. (спички)
На ветках плотные комочки,
В них не дремлют клейкие листочки.(почки)
Отгадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.(ласточка)
С именем вкусным,
Не бывает грустным,
Смотрит весело вокруг,
Он Незнайке лучший друг.(Пончик)
6. Контроль усвоения.
Кон…ки, поч..та, птен..чик, мен..ше, хищ..ник, бол…ной,оч..ки
- Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Подчеркните орфограмму. ( почта, птенчик, хищник,очки)
- Самопроверка. Один ученик читает слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.
7. Информация о д/з. , правило наизусть.
8. Рефлексия.
- Как называется орфограмма, с которой мы работали на уроке? (сочетания чк, чн ….)
- Что нужно помнить при написании слов с этой орфограммой?( пишем без ь знака)
Дерево знаний
Сидим за партой, если не уверены в своих знаниях; встаём, если хорошо усвоили материал;
поднимаем руки, если уверены в своих знаниях.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.