Методическая разработка урока русского языка в 1А классе по теме «Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ»
Оценка 4.6

Методическая разработка урока русского языка в 1А классе по теме «Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ»

Оценка 4.6
docx
12.05.2024
Методическая разработка урока русского языка в 1А классе по теме «Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ»
«Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ».docx

Предмет: Русский язык

Тема: «Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

Цель: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.

1. Организационный момент.

- Прозвенел звонок,

  Начинаем мы урок.

- Садитесь, посмотрите всё ли у вас готово к уроку?

2. Актуализация знаний.

Орфографическая минутка

- Списать. Подчеркнуть в словах буквосочетания с мягким шипящим согласным звуком.

Час, чай, чайник, чащачасть, свечачашка;

- Какое правило вспомнили, выполняя задание?(ча-ща)

- Как вы понимаете слово чаща? ( Густой частый лес, заросль)

3. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ

Ноч.ка

Поч.ка

Доч.ка

Ноч.ной

Соч.ный

Точный, скучный и мучной,

Вечный, сочный и речной,

Кочки, бочки, точки,

Дочки и сыночки,

Есть в словах ЧК, ЧН.

Знаем точно: в тех словах

Мы не пишем мягкий знак.

В сочетании ЧК

Места нет для смельчака.

Мягкий знак не нужен там,

Это сразу ясно нам!

 

- На какие три группы можно разделить слова?

 

Бол…      кол…цо           ноч… ной

 

лос…       кон…ки           хищ…ный

ден…       пал...то            кон…чик

- Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.

- Что вы о них можете сказать? (это мягкие согласные)

- Как обозначается на письме мягкость согласных? (буквами И, Е,Ё, Ю, Я и мягким знаком)

- Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? (мягким знаком)

- Во втором столбике? (мягким знаком)

- Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?

(мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова)- Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.

- Что вы можете сказать о них? (это тоже мягкие согласные)

- Какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? (никакую букву ставить не будем)

- Почему? ( в буквосочетаниях ЧН,ЧК,ЧТ,ЩН,НЧ мягкий знак не пишется)

- Попробуйте сформулировать цель урока.

4. Применение знаний и умений.

- Прочитайте. В какие две группы можно объединить слова?

Маленький, крошечный, звёздочка, письмо, хищный пальто, девочка, сильный, берёзонька, крыльцо, реченька, спички, ступеньки, тарелочка.

Запишите самостоятельно в две группы.

- Как произносятся звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЧТ, ЩН? (мягко)

- Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чём заключается опасность? (звук произносится мягко, но ь знак не пишется)

- Как называются такие опасные места в словах русского языка? (орфограммами)

Физ-ка «Черепаха» Для развития речи учащихся

Шла по полю черепаха (идём пальчиками)

И дрожала вся от страха (руки в кулачок, кулачки дрожат)

Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь! (большой и указательный пальцы «кусаются»)

Никого я не боюсь! (отрицание - указательным пальцем)

5. Обобщение и систематизация знаний.

Упражнения в написании слов с изученной орфограммой.

Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым.(краски и кисточка)

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Палочка в руке,

А ниточка в реке. (удочка)

В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки

Раздают всем огоньки. (спички)

На ветках плотные комочки,

В них не дремлют клейкие листочки.(почки)

Отгадайте, что за птичка:

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.(ласточка)

С именем вкусным,

Не бывает грустным,

Смотрит весело вокруг,

Он Незнайке лучший друг.(Пончик)

6. Контроль усвоения.

Кон…ки, поч..та, птен..чик, мен..ше, хищ..ник, бол…ной,оч..ки

- Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Подчеркните орфограмму. ( почта, птенчик, хищник,очки)

- Самопроверка. Один ученик читает слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.

7. Информация о д/з. , правило наизусть.

8. Рефлексия.

- Как называется орфограмма, с которой мы работали на уроке? (сочетания чк, чн ….)

- Что нужно помнить при написании слов с этой орфограммой?( пишем без ь знака)

Дерево знаний        

Сидим за партой, если не уверены в своих знаниях; встаём, если хорошо усвоили материал;

поднимаем руки, если уверены  в своих знаниях.

 


 

Предмет: Русский язык Тема: «Правописание буквосочетаний

Предмет: Русский язык Тема: «Правописание буквосочетаний

Бол… кол…цо ноч… ной лос… кон…ки хищ…ный ден… пал

Бол… кол…цо ноч… ной лос… кон…ки хищ…ный ден… пал

Дядя, длинный и худой, Носит воду бородой,

Дядя, длинный и худой, Носит воду бородой,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2024