Методическая разработка урока русского языка в 4 классе на тему: "Речевая культура диалога"
Оценка 4.7

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе на тему: "Речевая культура диалога"

Оценка 4.7
docx
13.05.2024
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе на тему: "Речевая культура диалога"
Урок 137.Речевая культура диалога..docx

Дата: ____________________

Предмет: русский язык

Класс: 4

Тема: «Речевая культура диалога».

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями речевой культуры при ведении диалога, научить правильно строить диалогическую речь и соблюдать нормы речевого этикета.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Знать определение диалога и его основные признаки.

- Понимать особенности речевой культуры при ведении диалога.

- Уметь составлять диалоги на различные темы, соблюдая нормы речевого этикета.

- Различать диалог и монолог, правильно оформлять их на письме.

Метапредметные:

- Развивать умение слушать собеседника и вести диалог.

- Формировать навыки сотрудничества при работе в парах и группах.

- Развивать связную устную и письменную речь.

- Учиться оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Личностные:

- Осознавать значимость речевой культуры в общении с людьми.

- Проявлять позитивное отношение к правильной и грамотной речи.

- Осваивать нормы речевого этикета.

- Развивать готовность слушать собеседника и вести диалог.

Ход урока:

Этап 1. Актуализация знаний

Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть. Давайте проверим, все ли у нас готово к уроку. Приготовьте, пожалуйста, учебники, тетради и ручки. Сядьте удобно и выпрямите спинки. Надеюсь, вы готовы хорошо поработать и узнать что-то новое!

- Ребята, давайте сейчас выполним одно задание из ВПР, на интерактивной доске?

Этап 2.Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Ребята, давайте разгадаем загадки и подумаем, как они связаны с темой нашего урока:

Друг друга не видят, а разговаривают.

(Телефон)

На ней лица разные, она и площадка, и место встречи.

(Социальная сеть)

Как вы думаете, о чем могут говорить люди по телефону или в социальных сетях? Правильно, они ведут диалог, беседу друг с другом. Значит, сегодня мы будем учиться культуре речи в диалоге, как правильно и вежливо разговаривать. 

Этап 3. Освоение нового материала

1) Для начала давайте разберемся, что такое диалог. Диалог - это разговор между двумя или несколькими людьми, обмен репликами. В диалоге важно не только то, ЧТО мы говорим, но и КАК, то есть соблюдать речевой этикет.

Откройте тетради, запишите число и тему урока "Речевая культура диалога".

Запишите правила ведения диалога:

1. Внимательно слушать собеседника, не перебивать.

2. Говорить по очереди, не разговаривать одновременно.

3. Высказываться вежливо, не обижать собеседника. 

4. Подбирать слова и интонацию в зависимости от ситуации общения.

Приведу пример. Друзья Миша и Саша разговаривают по телефону:

- Привет, Миша! Давно тебя не слышал. Как дела?

- Привет, Саша. Да нормально всё, в школе много задают. А у тебя как?

- Тоже учёбой занят. Слушай, может в выходные погуляем, в кино сходим?

- Отличная идея! Давай в субботу созвонимся и договоримся.

- Договорились! Тогда до встречи!

- Пока, до скорого!

Видите, ребята, мальчики вежливо поприветствовали друг друга, поинтересовались делами, обсудили планы. В конце попрощались. Диалог прошёл в дружелюбной манере.

2) А теперь ваша очередь! Разделитесь на пары и составьте диалог на тему "Разговор одноклассников после уроков". Один предлагает пойти в гости, другой вежливо отказывается, объясняя причину. Запишите диалог в тетради. Желающие пары могут разыграть диалог по ролям перед классом.

Этап 4. Физминутка

Этап 5. Применение изученного материала

1) Молодцы, ребята! Теперь вы знаете правила культурного диалога и умеете их применять. Давайте представим, что вам звонит незнакомый человек. Как вежливо ответить на звонок? Разыграйте ситуацию в парах. Примерный диалог запишите в тетради. 

2) Поразмышляйте, всегда ли реальные диалоги людей проходят так культурно, как мы учились сегодня? К сожалению, не всегда. Часто люди допускают грубость и бестактность, особенно в интернет-общении. Давайте проверим ваши знания речевой культуры на примерах из жизни.

Задание: Исправьте ошибки в СМС-переписке друзей, чтобы диалог стал более вежливым и культурным:  

- Слы, ты где пропал? Выходи гулять.

- Не, не могу, предки не пускают.

- Ну и сиди дома, лошара!

- Слышь, ты че обзываешься?! Сам такой!

Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия

Наш урок подошёл к концу. Давайте вспомним, чему мы научились сегодня:

- Что такое диалог?

- Какие правила нужно соблюдать в диалоге?

- Как вежливо общаться по телефону и в переписке?

Если у вас остались вопросы по теме, задайте их сейчас.

Оцените, насколько хорошо вы усвоили новый материал, с помощью смайликов:

😊 - всё понятно, могу вести культурный диалог

😐 - в целом понятно, но нужно ещё потренироваться

️ - много непонятного, нужно повторить тему

Спасибо за работу на уроке! Продолжайте соблюдать речевую культуру не только на уроках, но и в жизни. До новых встреч!


 

Дата: ____________________ Предмет: русский язык

Дата: ____________________ Предмет: русский язык

А теперь ваша очередь! Разделитесь на пары и составьте диалог на тему "Разговор одноклассников после уроков"

А теперь ваша очередь! Разделитесь на пары и составьте диалог на тему "Разговор одноклассников после уроков"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2024