Дата: ____________________
Предмет: русский язык
Класс: 4
Тема: «Речевая культура диалога».
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями речевой культуры при ведении диалога, научить правильно строить диалогическую речь и соблюдать нормы речевого этикета.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знать определение диалога и его основные признаки.
- Понимать особенности речевой культуры при ведении диалога.
- Уметь составлять диалоги на различные темы, соблюдая нормы речевого этикета.
- Различать диалог и монолог, правильно оформлять их на письме.
Метапредметные:
- Развивать умение слушать собеседника и вести диалог.
- Формировать навыки сотрудничества при работе в парах и группах.
- Развивать связную устную и письменную речь.
- Учиться оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Личностные:
- Осознавать значимость речевой культуры в общении с людьми.
- Проявлять позитивное отношение к правильной и грамотной речи.
- Осваивать нормы речевого этикета.
- Развивать готовность слушать собеседника и вести диалог.
Ход урока:
Этап 1. Актуализация знаний
Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть. Давайте проверим, все ли у нас готово к уроку. Приготовьте, пожалуйста, учебники, тетради и ручки. Сядьте удобно и выпрямите спинки. Надеюсь, вы готовы хорошо поработать и узнать что-то новое!
- Ребята, давайте сейчас выполним одно задание из ВПР, на интерактивной доске?
Этап 2.Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Ребята, давайте разгадаем загадки и подумаем, как они связаны с темой нашего урока:
Друг друга не видят, а разговаривают.
(Телефон)
На ней лица разные, она и площадка, и место встречи.
(Социальная сеть)
Как вы думаете, о чем могут говорить люди по телефону или в социальных сетях? Правильно, они ведут диалог, беседу друг с другом. Значит, сегодня мы будем учиться культуре речи в диалоге, как правильно и вежливо разговаривать.
Этап 3. Освоение нового материала
1) Для начала давайте разберемся, что такое диалог. Диалог - это разговор между двумя или несколькими людьми, обмен репликами. В диалоге важно не только то, ЧТО мы говорим, но и КАК, то есть соблюдать речевой этикет.
Откройте тетради, запишите число и тему урока "Речевая культура диалога".
Запишите правила ведения диалога:
1. Внимательно слушать собеседника, не перебивать.
2. Говорить по очереди, не разговаривать одновременно.
3. Высказываться вежливо, не обижать собеседника.
4. Подбирать слова и интонацию в зависимости от ситуации общения.
Приведу пример. Друзья Миша и Саша разговаривают по телефону:
- Привет, Миша! Давно тебя не слышал. Как дела?
- Привет, Саша. Да нормально всё, в школе много задают. А у тебя как?
- Тоже учёбой занят. Слушай, может в выходные погуляем, в кино сходим?
- Отличная идея! Давай в субботу созвонимся и договоримся.
- Договорились! Тогда до встречи!
- Пока, до скорого!
Видите, ребята, мальчики вежливо поприветствовали друг друга, поинтересовались делами, обсудили планы. В конце попрощались. Диалог прошёл в дружелюбной манере.
2) А теперь ваша очередь! Разделитесь на пары и составьте диалог на тему "Разговор одноклассников после уроков". Один предлагает пойти в гости, другой вежливо отказывается, объясняя причину. Запишите диалог в тетради. Желающие пары могут разыграть диалог по ролям перед классом.
Этап 4. Физминутка
Этап 5. Применение изученного материала
1) Молодцы, ребята! Теперь вы знаете правила культурного диалога и умеете их применять. Давайте представим, что вам звонит незнакомый человек. Как вежливо ответить на звонок? Разыграйте ситуацию в парах. Примерный диалог запишите в тетради.
2) Поразмышляйте, всегда ли реальные диалоги людей проходят так культурно, как мы учились сегодня? К сожалению, не всегда. Часто люди допускают грубость и бестактность, особенно в интернет-общении. Давайте проверим ваши знания речевой культуры на примерах из жизни.
Задание: Исправьте ошибки в СМС-переписке друзей, чтобы диалог стал более вежливым и культурным:
- Слы, ты где пропал? Выходи гулять.
- Не, не могу, предки не пускают.
- Ну и сиди дома, лошара!
- Слышь, ты че обзываешься?! Сам такой!
Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия
Наш урок подошёл к концу. Давайте вспомним, чему мы научились сегодня:
- Что такое диалог?
- Какие правила нужно соблюдать в диалоге?
- Как вежливо общаться по телефону и в переписке?
Если у вас остались вопросы по теме, задайте их сейчас.
Оцените, насколько хорошо вы усвоили новый материал, с помощью смайликов:
😊 - всё понятно, могу вести культурный диалог
😐 - в целом понятно, но нужно ещё потренироваться
☹️ - много непонятного, нужно повторить тему
Спасибо за работу на уроке! Продолжайте соблюдать речевую культуру не только на уроках, но и в жизни. До новых встреч!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.