Методическая разработка урока русского языка в 3 классе на тему: "Правописание НЕ с глаголами"

  • docx
  • 13.05.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 127.Правописание частицы не с глаголами.docx

Дата: ____________________

Учитель ______________________________

Класс: 3

Урок: русский язык.

Тема: «Правописание частицы не с глаголами»

Цель урока: сформировать у учащихся 3 класса знания и навыки правописания частицы "не" с глаголами.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

- Учащиеся знают правило написания частицы "не" с глаголами.

- Учащиеся умеют различать глаголы с приставкой "недо-" и частицей "не".

- Учащиеся применяют полученные знания при выполнении упражнений и написании диктантов.

2. Метапредметные:

- Развитие у учащихся навыков анализа, сравнения и обобщения языковых явлений.

- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

- Развитие коммуникативных навыков при работе в парах и группах.

3. Личностные:

- Воспитание у учащихся внимательности и аккуратности при письме.

- Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

- Развитие самостоятельности мышления и творческих способностей учащихся.

Ход урока:

Этап 1. Мотивационный момент

Учитель: Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по стране Русского языка. Вас ждут интересные задания и загадки, которые помогут нам открыть новые знания. Вы готовы? Тогда в путь!

Этап 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Учитель: Ребята, послушайте внимательно две фразы: "Маша не играла на улице" и "Маша недоиграла партию в шахматы". Как вы думаете, одинаково ли пишется "не" с глаголами в этих предложениях?

Ученики: Нет, в первом предложении "не" пишется отдельно, а во втором - слитно.

Учитель: Верно! А как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Ученики: Правописание частицы "не" с глаголами.

Учитель: Молодцы! Действительно, сегодня мы будем учиться правильно писать частицу "не" с глаголами. А какую цель мы поставим перед собой на этом уроке?

Ученики: Научиться различать случаи раздельного и слитного написания "не" с глаголами и правильно применять эти знания на практике.

Этап 3. Освоение нового материала

1) Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Учитель: Давайте вспомним, что такое глагол?

Ученики: Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы "что делать?" и "что сделать?".

Учитель: Отлично! А теперь запишем в тетрадях правило: частица "не" с глаголами пишется раздельно. Например: не читал, не пел, не играл.

Исключение составляют глаголы, которые без "не" не употребляются. Они пишутся с "не" слитно. Например: ненавидеть, невзлюбить, неволить.

А теперь выполним упражнение 1 в тетради. Спишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

1. Мальчик (не)хотел обидеть друга.

2. Собака (не)навидела кошек.

3. Дедушка (не)доглядел за внуком.

4. Он (не)годовал от такого обращения.

 

2) Проверка первичного усвоения

Учитель: Давайте проверим, как вы усвоили новый материал. Я буду называть глаголы, а вы поднимайте карточки: зелёную, если "не" пишется отдельно, и красную - если слитно.

- Ненавидеть (красная карточка)

- Не слышал (зелёная карточка)

- Невзлюбить (красная карточка)

- Не прочитал (зелёная карточка)

Молодцы, вижу, что вы хорошо разобрались в теме!

Этап 4. Физминутка

Этап 5. Применение изученного материала

1) Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Учитель: А теперь выполним упражнение 2 в тетрадях. Спишите текст, вставляя частицу "не" где необходимо.

Мальчик (не) хотел идти в школу. Он (не)навидел математику и (не)долюбливал русский язык. Вчера он (не)выучил стихотворение и (не)сделал домашнее задание. Сегодня ему придётся (не)легко.

2) Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Учитель: Ребята, попробуйте составить небольшой рассказ (3-4 предложения) о своём домашнем питомце, используя глаголы с частицей "не". Если у вас нет питомца, можете пофантазировать.

(Дети составляют рассказы и зачитывают их вслух, объясняя написание "не" с глаголами)

Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия

Учитель: Ребята, давайте подведём итоги нашего урока. Какую тему мы сегодня изучали?

Ученики: Правописание частицы "не" с глаголами.

Учитель: Верно! А какие правила мы узнали?

Ученики: Частица "не" с глаголами пишется раздельно, за исключением глаголов, которые без "не" не употребляются - с ними "не" пишется слитно.

Учитель: Молодцы! Вы отлично поработали сегодня на уроке. А теперь оцените свои достижения: поднимите зелёный смайлик, если вам всё было понятно и вы уверенно справлялись с заданиями; жёлтый - если остались некоторые вопросы; красный - если тема пока вызывает затруднения.