Дата: ____________________
Учитель ______________________________
Класс: 3
Урок: русский язык.
Тема: «Правописание частицы не с глаголами»
Цель урока: сформировать у учащихся 3 класса знания и навыки правописания частицы "не" с глаголами.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
- Учащиеся знают правило написания частицы "не" с глаголами.
- Учащиеся умеют различать глаголы с приставкой "недо-" и частицей "не".
- Учащиеся применяют полученные знания при выполнении упражнений и написании диктантов.
2. Метапредметные:
- Развитие у учащихся навыков анализа, сравнения и обобщения языковых явлений.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
- Развитие коммуникативных навыков при работе в парах и группах.
3. Личностные:
- Воспитание у учащихся внимательности и аккуратности при письме.
- Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
- Развитие самостоятельности мышления и творческих способностей учащихся.
Ход урока:
Этап 1. Мотивационный момент
Учитель: Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по стране Русского языка. Вас ждут интересные задания и загадки, которые помогут нам открыть новые знания. Вы готовы? Тогда в путь!
Этап 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Учитель: Ребята, послушайте внимательно две фразы: "Маша не играла на улице" и "Маша недоиграла партию в шахматы". Как вы думаете, одинаково ли пишется "не" с глаголами в этих предложениях?
Ученики: Нет, в первом предложении "не" пишется отдельно, а во втором - слитно.
Учитель: Верно! А как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?
Ученики: Правописание частицы "не" с глаголами.
Учитель: Молодцы! Действительно, сегодня мы будем учиться правильно писать частицу "не" с глаголами. А какую цель мы поставим перед собой на этом уроке?
Ученики: Научиться различать случаи раздельного и слитного написания "не" с глаголами и правильно применять эти знания на практике.
Этап 3. Освоение нового материала
1) Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Учитель: Давайте вспомним, что такое глагол?
Ученики: Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы "что делать?" и "что сделать?".
Учитель: Отлично! А теперь запишем в тетрадях правило: частица "не" с глаголами пишется раздельно. Например: не читал, не пел, не играл.
Исключение составляют глаголы, которые без "не" не употребляются. Они пишутся с "не" слитно. Например: ненавидеть, невзлюбить, неволить.
А теперь выполним упражнение 1 в тетради. Спишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
1. Мальчик (не)хотел обидеть друга.
2. Собака (не)навидела кошек.
3. Дедушка (не)доглядел за внуком.
4. Он (не)годовал от такого обращения.
2) Проверка первичного усвоения
Учитель: Давайте проверим, как вы усвоили новый материал. Я буду называть глаголы, а вы поднимайте карточки: зелёную, если "не" пишется отдельно, и красную - если слитно.
- Ненавидеть (красная карточка)
- Не слышал (зелёная карточка)
- Невзлюбить (красная карточка)
- Не прочитал (зелёная карточка)
Молодцы, вижу, что вы хорошо разобрались в теме!
Этап 4. Физминутка
Этап 5. Применение изученного материала
1) Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Учитель: А теперь выполним упражнение 2 в тетрадях. Спишите текст, вставляя частицу "не" где необходимо.
Мальчик (не) хотел идти в школу. Он (не)навидел математику и (не)долюбливал русский язык. Вчера он (не)выучил стихотворение и (не)сделал домашнее задание. Сегодня ему придётся (не)легко.
2) Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
Учитель: Ребята, попробуйте составить небольшой рассказ (3-4 предложения) о своём домашнем питомце, используя глаголы с частицей "не". Если у вас нет питомца, можете пофантазировать.
(Дети составляют рассказы и зачитывают их вслух, объясняя написание "не" с глаголами)
Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия
Учитель: Ребята, давайте подведём итоги нашего урока. Какую тему мы сегодня изучали?
Ученики: Правописание частицы "не" с глаголами.
Учитель: Верно! А какие правила мы узнали?
Ученики: Частица "не" с глаголами пишется раздельно, за исключением глаголов, которые без "не" не употребляются - с ними "не" пишется слитно.
Учитель: Молодцы! Вы отлично поработали сегодня на уроке. А теперь оцените свои достижения: поднимите зелёный смайлик, если вам всё было понятно и вы уверенно справлялись с заданиями; жёлтый - если остались некоторые вопросы; красный - если тема пока вызывает затруднения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.