Методическая разработка урока русского языка в 4 классе на тему: «Собственные и нарицательные имена существительные»
Ход урока:
I.Организационное начало урока.Мобилизующий этап(1 мин.)
Задача: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа высказывания.
1. - Ребята, прочитайте девиз нашего урока:
«Тот, кто хочет много знать,
Должен сам все постигать»
- Как вы думаете, какое главное слово в этом изречении? ( Сам)
- А можно ли заставить кого – то учиться? ( Нет он должен сам этого захотеть).
- Я уверена, что вы хотите учиться. Желаю вам на этом уроке многому
научиться и получить хорошие отметки.
- На уроке мы будем писать, думать и сделаем в области русского языка открытие.
2. Совершенствование навыка каллиграфии.
1. Угадай слово:
Он на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда,
Двойное р содержит он
И называется ……(перрон)
- Сегодня на уроке пишем буквы «ПЭ» заглавную и строчную (1 мин.)
- Предлагаю испытать свои силы и выполнить «Тест умным детям от
Лисички Хитроумовой».
- Хотите попробовать? Тогда начинаем.
Задание № 1 – тест с ключом.
- Какую часть речи изучаем? (Имя существительное)
- После прочтения вопроса выберите и запишите номер правильного по вашему мнению ответа.
1.Имя существительное – это …
1) Член предложения.
2) Часть слова.
3) Часть речи.
2. Какое из указанных слов не является именем существительным?
1)пятёрка
2) пятак
3) пять
4) пятиклассник
3. Что является начальной формой имени существительного?
1)И.п., ед.ч.
2) В.п., ед.ч.
3) И.п., мн.ч.
4) В.п., мн.ч.
4.Имена существительные изменяются
1) По родам.
2) Только по числам.
3) По числам и падежам.
4) По родам, числам и падежам.
5.Найди имя существительное мужского рода
1) Желе.
2) Кофе.
3) Какао.
6.В какой строчке записаны имена существительные 3 склонения ?
1)лошадь, тишь, молодёжь.
2) дядя, река, заря, юноша.
3) пень, облако, сугроб.
7.Какие окончания имеют имена существительные 1 склонения?
1) - А, - Я.
2) - О, - Е.
3) -
8.Одушевленные существительные отвечают на вопрос
1) что?
2) кто?
- Код правильных ответов: 3 3 1 3 2 1 1 2
- Кто не допустил ошибок в тесте?
- У кого 1-2 ошибки?
- Оцените себя за выполнение теста.
- Сдайте карточки, я проверю объективность ваших оценок и уровень знаний класса по теме. Оценки сообщу на следующем уроке.
Физкультурная пауза.
II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии ( 5 – 6 мин.)
Определение темы урока.
- Какую часть речи мы изучаем? «Имя существительное».
- Как вы думаете, всё ли мы знаем об имени существительном?
- Предлагаю игру «Зашифрованное слово». Я буду показывать вам транскрипцию слова – а вы расшифровывать и записывать его буквами в тетрадь. Начинаем…
[роза]
Роза,
роза,
[шарик]
Шарик,
шарик,
[зэ'мл'а]
Земля,
земля
- Я увидела в ваших тетрадях разные варианты написания слова. Кто написал слово с заглавной буквы? А почему? А кто со строчной? Почему? Кого имели ввиду?
роза - Роза, шарик – Шарик, земля - Земля
- Записанные слова помогут нам определить тему урока.
- Что между ними общего? (Они – имена существительные)
Розароза
Шарикшарик
Земляземля
- А по какому признаку я разместила их в два столбика? (в первом – слова, которые написаны с заглавной буквы, во втором – со строчной)
- Правильно.
Как их можноназвать?
В русском языке для этих групп слов есть названия, с которыми мы с вами ещё не встречались – слова, которые всегда пишутся с заглавной буквы называются «собственные», слова, которые всегда пишутся со строчной буквы называются «нарицательные».
Дети формулируют тему урока и ставят перед собой задачи, которые они должны решить на уроке.
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Сформулируйте тему урока.
Собственные и нарицательные имена существительные.
3. Целеполагание.
Определите, какие цели и задачи мы должны поставить перед собой.
Повторитьимена существительные.
Различатьсобственные и нарицательные имена существительные.
Правильно писатьсобственные и нарицательные имена существительные.
4.Этап усвоения новых знаний
Упр.1 стр. 66.правило стр. 66 – 67.
Прочитайте выразительно.
- Почему некоторые слова в середине предложения записаны с заглавной буквы?
- Давайте запишем несколько из них в том порядке, в котором я буду показывать нарицательные, в два столбика.
страна – Россия
река - Обь, Енисей, Волга
город – Москва, Владимир.
поэт - Пушкин, Есенин, Некрасов
- кто такой Пётр Ильич Чайковский? (композитор).
- А Иван Иванович Шишкин? (художник)
- Давайте откроем ещё одно отличие нарицательных и собственных имён существительных.
- Как мы можем изменить имя существительное? (по числам)
- Изменим нарицательные из первого столбика:
- Теперь изменим собственные. Почему не можем изменить сущ. второго столбика?
- Кто готов сделать вывод?
- Подведём итог, что нового узнали на уроке.
Имена существительные делятся на две группы: собственные и нарицательные.
Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы. Значит, ФИО, имена сказочных героев, и названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор, а ещё клички животных - это собственные имена существительные. Они пишутся с заглавной буквы, а названия одинаковых или однородных предметов- это имена нарицательные, они пишутся со строчной буквы.
В нарицательном имени существительном заключено лексическое значение слова.
Собственные имена существительные не изменяются по числам.
- Для того, чтобы правильно применять правило, мы должны чётко знать, какие группы слов относятся к собственным именам существительным
- Предлагаю узнать, почему имена собственные и нарицательные так назвали.
- Обратимся к учебнику – стр. 66. Прочитайте правило и найдите ответ на поставленный вопрос. Вам в помощь слайд, на котором зелёным цветом указано значение данных слов на старославянском языке. А чёрным – современное значение.
- Какие имена существительные называют собственными?
- Какие имена существительные называют нарицательными?
Собственные Нарицательные
«собьство»«нарицати»
«своё», «называть»
«личное»,
«себе принадлежащее»
- Чем отличаются
нарицательные существительные от собственных? (пишутся со строчной буквы).
- Правильно.
Систематизация знаний
- Называю собственные имена существительные - хлопаете в ладоши над головой, нарицательные - поворачиваете голову в сторону
Тбилиси, пальто, Миссисипи, шоссе, меню, Осло, Миссури, кофе
- Чем похожи слова? ( несклоняемые)
Тбилиси, пальто, Миссисипи, шоссе,меню,Осло,Миссури,кофе
Разделите на 2 группы (собственные и нарицательные) устно
- Определите род собственных имён существительных?(проблемная ситуация)
-Где найдём информацию? (в учебнике) с. 67 правило
Чтение правила
10. Закрепление нового знания упр 2с. 67 - 68
Прочитайте стихотворение. Какое задание нужно сделать? ( самостоят. работа учащихся)
- Прочитайте. Какие слова выписали. Назовите род выделенных слов. (Эри-ср.р, Ориноко-ж.р., Ориноко-м.р.)
Поставьте их во множественное число. Какой вывод можно сделать? ( не изменяются по числам)
Чтение правила. Прочитайте правило .с 66
Задание по выбору:
· Найти 7 несклоняемых собственных существительных и определить их род
· с.66 -68 правило наизусть
игра “Лови ошибку”.
Учитель: Сейчас вы получите карточки, в каждой из них по два предложения, в каждом из которых есть два слова сходных по форме, но разных по значению: одно обозначает предмет, а другое – имя и фамилию. Запишите предложения в тетрадь пользуясь всеми правилами орфографии.
Дети получают карточки
УЛЕТЕЛ ОРЁЛ ЗА ГОРОД ОРЁЛ.
НАШ ШАРИК ПОЙМАЛ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК.
НЕ БОЙСЯ МОРОЗОВ, СЕРЁЖА МОРОЗОВ.
У ПАСТУХОВ ВЫСТУПАЛ АНДРЕЙ ПАСТУХОВ.
САША АБРИКОСОВ НАБРАЛ ТРИ ЯЩИКА АБРИКОСОВ.
ХОРОШИ ГРУШИ В КОРЗИНЕ У ГРУШИ.
КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ ИМЕЕТ ТРОН СЕРЕБРЯНЫЙ.
ПЯТЬ ГОРШКОВ ПРИНЁС ПЕТЯ ГОРШКОВ.
КОЛЯ АРБУЗОВ КУПИЛ ШЕСТЬ АРБУЗОВ.
НАША ПОЛЯ ВЕРНУЛАСЬ С ПОЛЯ.
ДОМИК ДЛЯ СКВОЦОВ ДЕЛАЛ АЛЁША СКВОРЦОВ.
Проверка работы.
1 задание:
Прочитай текст. Подчеркни имена собственные.
Москва.
Ранним утром встаёт солнце. Открывается красивый вид на Москву.
Город лежит на холмах. В центре Москвы находится Кремль. Днём на его башнях блестят орлы и звёзды. Ночью на синем небе звёзды горят алым светом. В Кремле работает Президент России Владимир Владимирович Путин. Правительство работает в Белом доме.
2 задание:
Прочитай и определи с заглавной или строчной буквы пишутся выделенные слова. Подчеркни нужную букву.
(П, п) осёлок (Т, т) атищево; (У, у)лица (С, с)оветская.; (К, к) ошка (М, м) урка и (П, п) ес (Д, д) ружок.
3 задание:
Придумай и запиши своё предложение, чтобы в нём было имя собственное.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.