Внеклассное мероприятие "Игра-путешествие по истории Древнего мира". 5-й класс
Игра проводится во внеурочное время и предполагает перемещение команд из одной учебной аудитории (станции) в другую. Содержание охватывает темы “Древний Восток” и “Древняя Греция”.
Альтернатива применения разработки мероприятия:
Цель мероприятия: повышение познавательной активности обучающихся и качества усвоения материала через нетрадиционную форму повторения материала и закрепления изученного.
Задачи мероприятия:
Предварительная организация мероприятия:
Оборудование:
Исторические карты, иллюстрации
Карточки с названиями станций
Карточки с задачами, терминами, определениями
Муляжи продуктов (или настоящие продукты)
Секундомер
Правила, действующие в ходе игры:
Ход мероприятия
Задания и критерии оценивания для станций.
Примечание: в представленном – табличном виде задания раздаются помощникам и жюри на соответствующей станции. Для команд готовятся отдельные карточки с заданиями.
I. Станция “Блиц” (репродуктивные вопросы).
1. |
Первая столица объединенного Египта |
Мемфис |
2. |
Повелитель Египта, его правитель. |
Фараон |
3. |
Грамотный египтянин, находящийся на службе у фараона, собирал налоги. |
Писец |
4. |
Знатные, знаменитые люди, советники фараона. |
Вельможи |
5. |
Самый главный бог Древнего Египта, чьим сыном считался фараон. |
Амон – Ра |
6. |
Египетский бог, фараон и судья в царстве мертвых. |
Осирис |
7. |
Бог земли в Древнем Египте. |
Геб |
8. |
Необычные существа с туловищем льва и головой человека - охранники пирамид. |
Сфинксы |
9. |
Священная книга христиан. |
Библия |
10. |
Царь Междуречья, создатель первых письменных законов. |
Хаммурапи |
11. |
Правила, по которым, согласно учению христиан должны жить люди. |
Заповеди |
12. |
Греческий город – государство с прилегающими к нему территориями. |
Полис |
13. |
Простой народ в Греции. |
Демос |
14. |
Избранные 9 правителей в Афинах. |
Архонты |
15. |
Богиня охоты в Греции. |
Артемида |
16. |
Группы людей с определенными правами и обязанностями, на которые делилось общество в Индии. |
Касты |
17. |
Герой поэмы Гомера, придумавший хитрость с троянским конем. |
Одиссей |
18. |
Место жительства греческих богов. |
Гора Олимп |
19. |
Бог – вестник греческих богов, покровитель торговли. |
Гермес |
20. |
Способ письма в Двуречье. |
Клинопись |
21. |
Непроходимые леса в Индии. |
Джунгли |
22. |
Главный строительный материал в Двуречье. |
Глина |
23. |
Люди, лишенные свободы. |
Рабы |
24. |
Материал для письма в Китае. |
Бамбук |
25. |
Напиток, пришедший к нам из Китая. |
Чай |
26. |
Какой вид войска впервые стали широко использовать в Ассирии. |
Конница |
27. |
Бог грома и молнии в Греции. |
Зевс |
28. |
Низшие божества в Греции. |
Нимфы и сатиры |
29. |
Поэма Гомера о Троянской войне. |
“Илиада” |
30. |
Свернутый в трубку лист папируса. |
Свиток |
За каждый правильный ответ по 1 баллу.
Максимальное количество баллов – 30.
Время выполнения (максимум) – 15–20 минут.
II. Станция “Размышлялки” (логические задачи).
1. |
Из дошедших до нас документов мы узнаем, что в Древнем Египте можно было приобрести дом в обмен на кровать. Не слишком ли маленькая цена? Подумайте, чем можно объяснить возможность такого обмена. |
Строевой лес, из которого изготавливали мебель, был привозным, стоил дорого. Дома строили из сырцового кирпича, который стоил дешево. (3 балла) |
2. |
На многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага – “папир”, по-английски – “пэйпер”, по-французски – “папье”. По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же слова. Что это за слово? Обоснуйте свою мысль. |
Папирус, т.к. это был первый материал для письма, близкий к бумаге. (2 балла) |
3. |
В гробнице фараона Тутанхамона, жившего более 3000 лет назад, найдено множество предметов из золота, общим весом несколько тысяч килограммов. И всего только три железных предмета: подставка для головы фараона, железный кинжал, железная застежка для браслета. Почему в гробнице было так мало железных предметов? |
Железа в Египте почти не было. Оно считалось драгоценным материалом. Железные предметы, по-видимому привозились из Малой Азии. (3 балла) |
4. |
Кто из греческих героев мифов мог бы выразить свое родительское горе такими словами? “Афиняне, я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мне умереть, чем видеть этот страшный цвет парусов! Мой сын погиб…Будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу!” |
Царь Афин – Эгей. В честь него названо Эгейское море. (2 балла) |
5. |
Два индийца сидят за низким столом друг против друга. Судя по их разговору, оно – злейшие враги, но почему-то они улыбаются, нет ненависти на их лицах. - Это было лучшее из выигранных мною сражений! – хвастается один. – Помнишь, как мой любимец слон топтал твою пехоту? - Все было так, но в этот момент моя конница прорвалась в твой тыл и уничтожила твои колесницы. – ответил второй. - Совсем ненадолго,- возражает первый. – Притворным отступлением я заманил в ловушку твоего царя, и ты вынужден был сдаться. - Не зазнавайся! В следующий раз выиграю я, - ответил второй. О каких сражениях идет речь? |
Речь идет об игре в шахматы, придуманной в Индии. (5 баллов) |
6. |
Более трех тысяч лет назад в Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили на овладение письмом и чтением долгие – долгие годы. Напротив, в древних городах Библе, Тире и Сидоне школьники, едва начав учиться, через несколько недель могли записать и прочитать несложный текст. Чем объяснить различие в сроках обучения грамоте в данном случае? |
В Египте были иероглифы (несколько тысяч), в Двуречье – клинопись, а в Финикии придумали алфавит, где было всего 22 согласных буквы. (5 баллов) |
7. |
Греки были умеренны в еде и питье. Вино не пили чистым, а разбавляли его водой. Пьянство осуждали. Для кого из героев поэм Гомера и при каких обстоятельствах злоупотребление вином имело роковые и необратимые последствия? |
Страшный циклоп - людоед Полифем, который лишился единственного глаза, потому что заснул, опьянев от выпитого вина. “Тут повалился он навзничь… не в меру напившись” пишет Гомер. (5 баллов) |
8. |
Перед вами продукты: инжир, лук, утка, картофель, чеснок, виноград, финики, кукуруза, помидор, мед. Какие из них не входили в рацион египтян? Выберите 3 продукта. |
Картофель, помидор, кукуруза. (5 баллов) |
Максимальное количество баллов – 30.
Время выполнения (максимум) – 15 - 20 минут.
III. Станция “Картографическая”.
1. |
Укажите древние государства, которые находились на полуостровах (назовите их). |
Индия – полуостров Индостан Греция – Балканский полуостров (4 балла, по 1 баллу за каждую позицию) |
2. |
Определите по очертаниям, где изображены Египет, Индия, Финикия и Палестина, Китай, Двуречье. |
1 – Индия, 2 – Египет, 3 – Двуречье, 4 – Палестина и Финикия, 5 – Китай. (5 баллов, по 1 баллу за каждую позицию) |
3. |
Рассмотрите иллюстрации и соотнесите их со страной, где это встречалось, было построено или изобретено. |
1 – Индия (Будда) 2 – Египет (пирамида) 3 – Двуречье (глиняная табличка с клинописным текстом) 4 – Финикия (корабль) 5 – Китай (компас) 6 – Греция (статуя богини Афины) (6 баллов, по 1 баллу за каждую позицию) Примечание: если укажут, что корабль можно отнести и к Финикии, и к Греции – поощрительный балл. |
4. |
Жители Египта побывали в одной из стран Передней Азии и заявили, что в ней реки текут наоборот. Как вы думаете, в какую страну ездили египтяне? Покажите ее на карте. |
Египтяне были в Междуречье, где реки текут в противоположном Нилу направлении. (5 баллов, с названием рек) |
5. |
Покажите на карте страну, которая стала одной из крупных держав при правителе Дарии I. |
Это – Персия. (5 баллов, за название и верное обозначение на карте). |
6. |
Покажите страну в юго – восточной Азии, находящуюся на большой равнине. |
Китай, который находится на Великой китайской равнине. (5 баллов, за показ и название) |
Максимальное количество баллов – 30.
Время выполнения (максимум) – 15-20 минут.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.