Методическая разработка урока русского языка в 4 классе на тему: «Изменение имён существительных по падежам»
Оценка 4.9

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе на тему: «Изменение имён существительных по падежам»

Оценка 4.9
docx
30.01.2024
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе на тему: «Изменение имён существительных по падежам»
urok_rus.yaz_.4_klass.docx

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе на тему: «Изменение имён существительных по падежам»

Цель: создание условий для формирования представлений учащихся о падежных формах на основе знания вопросов и вспомогательных слов, формирование первичных умений изменять имена существительные по падежам.

Задачи:

Обучающие:

Ÿактуализировать знания об имени существительном на основе приема «Кластер»;

Ÿ сформировать умение изменять имена существительные по падежам, правильно определять падеж имён существительных в единственном числе.

Развивающие

Ÿ развивать умения различать имена существительные по грамматическим признакам; умения склонять имена существительные, определять падеж имен существительных;

Ÿ способствовать развитию орфографической зоркости, речи, мышления;

Ÿ содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также  работать в парах;

Ÿ самостоятельно оценивать результат своей деятельности, находить и исправлять собственные ошибки.

Ÿ содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.

Воспитательные: 

Ÿсодействовать формированию мотивов учения, ответственного отношения к знаниям;

Ÿ воспитывать умение слушать и принимать точку зрения собеседника; проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в совместной деятельности;

Ÿ развивать умения работать в группах, доказывать свою или принимать точку зрения другого ученика.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

·         определять грамматические признаки имен существительных;

·         изменять имена существительные по падежам;

·         определять падеж имен существительных по вопросам;

·         различать имена существительные в начальной форме и в формах косвенных падежей.

 

 

Личностные:

·  самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

Метапредметные:

Ÿ понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

·  уметь определять, формулировать цель на уроке с помощью учителя,

Ÿ выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

Ÿ выполнять учебные действия, сопровождаемые громкой речью;

·  оценивать правильность выполненных действий на уровне адекватной оценки;

Ÿ вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета сделанных ошибок.

Формируемые УУД:

познавательные :самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; анализ и синтез;

коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера;

регулятивные: постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала;

личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Технические средства обучения: мультимедийное оборудование, ноутбук, презентация.

Оборудование: учебник, тетрадь, доска, презентация, карточки, алгоритм.

Основные понятия: падеж, названия падежей, словоизменение, словообразование.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы и формы обучения:

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая



Ход урока

Этапы урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

1.                  Организационно – мотивационный.

 

Создание положительной мотивации на уроке.

- Здравствуйте, ребята.

Вот звонок нам дал сигнал:

поработать час настал.

Так что время не теряем

и работать начинаем.

 

Доброжелательный настрой на урок.

Приветствие учителя.

Готовность к уроку.

 

Регулятивные УУД:

создание условий для положительного настроя на урок, включение в деятельность.

Коммуникативные УУД:

планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные УУД:

понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

2.Актуализация знаний.

Самоопределение к деятельности.

- Ребята, чтобы определить  тему нашего сегодняшнего урока, я предлагаю вам  прослушать одну грамматическую сказку

Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать - Именительный. 

Родился - стал Родительный. 

Пока он был малышом, ему все давали, и он стал Дательный. 

Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный. 

Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный. 

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный. 

-Как вы думаете, о чём речь? Что нас сегодня будет интересовать?

-На какой вопрос нам предстоит сегодня ответить?

-Какие задачи поставим перед собой?

 

 

Слушают сказку, формулируют тему урока.

 

Вспоминают подсказку

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

-Изменение по падежам имён существительных.

-Как определить падеж имени существительного.

-Вспомнить падежи имён существительных и поупражняться в их определении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

Ÿ самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Ÿ осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Ÿ анализ объектов с целью выделения их признаков;

Ÿ синтез, анализ;

Коммуникативные УУД:

Ÿ инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Ÿ разрешение конфликтов; Ÿконтроль, коррекция, оценка действий партнера и собственных действий;

Регулятивные УУД:

Ÿ постановка учебной задачи;

Ÿ определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

Ÿ предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

Ÿ принимают и сохраняют учебные задачи.

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

-Кто из вас, ребята, помнит,  сколько падежей в русском языке, названия падежей, падежные вопросы, помогающие их распознать?

-Вспомните, как сокращенно обозначают названия падежей.

/ подсказка  Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пелёнку/

 

 

 

 

 

-Выполните упр.116.

- Организует проверку, подводит к формулированию вывода. 

Работа по вопросам.

- Сравните, что изменилось, основа или окончание?

-Почему существительное меняет в тексте окончание?

- Какое еще слово в тексе в разных формах? (Артемка)

-В русском языке 6 падежей.

Ответы детей.

 

 

 

 

Выполняют задание

-Изменяется по вопросам или падежам.

Заполняют лист самооценки

 

Записывают предложение, определяют падеж.

 

 

 

Коллективная  работа по заданию учебника.

Один ученик работает у доски, все дети участвуют в разборе упражнения.

 Выписывают слово цирк в разных формах  с вопросами, выделяют окончание и основу.

Один ученик работает у доски.

С цирком (с чем?)

Вокруг цирка (вокруг чего?)

К цирку (к чему?)

Цирк (что?)

В цирке (в чем?)

Наблюдают за словоизменением, отвечают на вопросы учителя.

 

Регулятивные УУД:

Ÿумение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

Ÿ оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Ÿ осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

Ÿ умеют извлекать информацию из  презентации;

Ÿделают вывод по поставленной проблеме;

Коммуникативные УУД:

Ÿумеют слушать и понимать других;

Ÿ умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Ÿ умеют оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные УУД:

Ÿ способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием;

Ÿ проявляют познавательный интерес к изучению учебного материала

4. Физминутка.

С физминуткой я дружу

Свою спину разогну.

Руки кверху подниму,

А потом их отпущу.

А потом попрыгаю,

Ножками подрыгаю.

Ручками похлопаю.

Ножками потопаю.

Сяду я за партой стройно,

Чтоб себя вести спокойно.

Выполнение физкультминутки вместе с учителем.

 

5. Самостоятельное применение знаний. Практическая деятельность.

 

Дает задания проблемного характера для закрепления знаний и умений.

 

Работа в малых группах.

Карточка 1.

Задание: найдите лишнее словосочетание.

Подлетел к березке, промчался по лесу, подкрался к щенку,

упало в землю.

 

Карточка 2.

Задание: найдите лишнее словосочетание.

Вырос у колоска, сидел за столом, рисовал карандашом, зашёл за другом.

 

Карточка 3.

Задание: найдите лишнее словосочетание.

Слетел с дерева, отплыл от берега, пришел из магазина, росли в поле.

 

Карточка 4.

Задание: найдите лишнее словосочетание.

Плывет по ручью, светит на небе, спит в тишине, услышал в лесу.

 

Проверка:упало в землю, вырос у колоска, росли в поле, плывет по ручью.

 

- Какие знания применили, выполняя это задание?

- Что можно составить из словосочетаний?

 

Задание: составьте предложение.

В, зёрнышко, упало, землю, тёплую, колосок, и, вырос, крепкий.

- Какое это предложение?

- Почему?

- Укажите в предложении грамматическую основу, определить падеж у  существительных.

- Чтобы определить падеж у имен существительных в предложении нужно вспомнить алгоритм.

 

- Что можно составить из предложений?

- Предлагаю поработать с текстом.

Задание: Спиши. Вставь пропущенное слово, определи падеж. Придумай заголовок. 

    Заколосилось золотое поле. Пришло время для уборки_________. День и ночь трудятся комбайнёры, убирая __________. Идут и идут машины, заполненные ______.

 

- Кому было легко?

- Кому было трудно?

- В чем заключались трудности?

- Что помогло справиться с заданием?

- Хотите проверить знания по теме урока?

Предлагаю выполнить тест.

Тест:

Задание: если согласны с утверждением, поставьте - плюс, если нет – минус.

1.Изменение сущ. по падежам и вопросам называется склонением. +

2.В русском языке 5 падежей. -

3. И. п. отвечает на вопросы: кто? что? +

4. Вышел из дома - Д.п. -

5. Подошёл к маме - Д.п +

6. Спас от гибели - Р.п. +

7. Лежал на диване - Т.П.+

8. Горжусь братом - Т.п +

 

Выполняют задания.

Работают в малых группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знания падежей и падежных вопросов.

Из словосочетаний можно составить предложения.

 

 

 

В тёплую землю упало зёрнышко, и вырос крепкий колосок.

Сложное

Две грамматические основы

 

 

 

 

Алгоритм (карточка)

 

 

 

 

Текст

 

 

 

 

 

 

 

Заколосилось золотое поле. Пришло время для уборки урожая (Р.п.). День и ночь трудятся комбайнёры, убирая хлеб (В.п.). Идут и идут машины, заполненные зерном (Т.п.).)

 

 

 

 

 

Алгоритм. Таблица падежей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимопроверка:  (1.+, 2.-, 3.+,4.-, 5.+, 6.+, 7.+, 8.+)

Взаимооценка.

Регулятивные УУД:

Ÿ определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

Ÿ предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

Ÿ оценивание качества и уровня усвоения материала.

Коммуникативные УУД:

Ÿ умеют слушать и понимать других;

Ÿ умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Ÿ умеют оформлять свои мысли в письменной форме.

Познавательные УУД:

Ÿ осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Ÿ анализ объектов с целью выделения их признаков;

Ÿ синтез.

Личностные УУД:

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

 

6.Итоги урока. Рефлексия

 

Обобщение изученного материала.

 

 

 

1. Какая часть слова изменяется при склонении имён существительных?

2. В каком падеже имена существительные отвечают на вопросы кто? что?

3. Сколько в русском языке косвенных падежей? 

- Какие цели мы ставили на уроке?

- Достигли ли мы целей?

- Что у нас получилось хорошо? За что можем себя похвалить?

- Что осталось непонятным?

- Оцените свою работу на уроке по листу самооценки.

Итоги. Обобщение. Рефлексия.

Подводят итог урока вместе с учителем.

Отвечают на поставленные вопросы.

 

Окончание

 

 

в именительном падеже, нач. форма

5 падежей

- Вспомнить падежи имен существительных и поупражняться в их определении

Ответы детей

 

Работают с листом самооценки, выставляют оценки за урок и показывают  настроение.

 

 

 

Познавательные УУД:

ориентируются в своей системе знаний.

Личностные УУД:

проявляют интерес к предмету, стремятся к обобщению знаний по теме урока.

Регулятивные УУД:

оценивают собственную деятельность на уроке.

 

7. Инструктаж по выполнению домашнего задания

 

Проведение инструктажа.

- Запишите домашнее задание.

Выучить таблицу «Падежи» на стр. 110.

Упр.139, с.83

Осмысление домашнего задания.

Записывают домашнее задание.

Задают вопросы.

Регулятивные УУД:

принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения

 


 

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе на тему: «

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе на тему: «

Технические средства обучения: мультимедийное оборудование, ноутбук, презентация

Технические средства обучения: мультимедийное оборудование, ноутбук, презентация

Ход урока Этапы урока

Ход урока Этапы урока

Творительный. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь

Творительный. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь

Какое еще слово в тексе в разных формах? (Артемка)-В русском языке 6 падежей

Какое еще слово в тексе в разных формах? (Артемка)-В русском языке 6 падежей

Вырос у колоска , сидел за столом, рисовал карандашом, зашёл за другом

Вырос у колоска , сидел за столом, рисовал карандашом, зашёл за другом

Чтобы определить падеж у имен существительных в предложении нужно вспомнить алгоритм

Чтобы определить падеж у имен существительных в предложении нужно вспомнить алгоритм

Вышел из дома - Д.п. - 5. Подошёл к маме -

Вышел из дома - Д.п. - 5. Подошёл к маме -

Оцените свою работу на уроке по листу самооценки

Оцените свою работу на уроке по листу самооценки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2024