Методическая разработка урока русского языка в 4 классе на тему: «Изменение имён существительных по падежам»
Цель: создание условий для формирования представлений учащихся о падежных формах на основе знания вопросов и вспомогательных слов, формирование первичных умений изменять имена существительные по падежам.
Задачи:
Обучающие:
Ÿактуализировать знания об имени существительном на основе приема «Кластер»;
Ÿ сформировать умение изменять имена существительные по падежам, правильно определять падеж имён существительных в единственном числе.
Развивающие:
Ÿ развивать умения различать имена существительные по грамматическим признакам; умения склонять имена существительные, определять падеж имен существительных;
Ÿ способствовать развитию орфографической зоркости, речи, мышления;
Ÿ содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в парах;
Ÿ самостоятельно оценивать результат своей деятельности, находить и исправлять собственные ошибки.
Ÿ содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
Воспитательные:
Ÿсодействовать формированию мотивов учения, ответственного отношения к знаниям;
Ÿ воспитывать умение слушать и принимать точку зрения собеседника; проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в совместной деятельности;
Ÿ развивать умения работать в группах, доказывать свою или принимать точку зрения другого ученика.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
· определять грамматические признаки имен существительных;
· изменять имена существительные по падежам;
· определять падеж имен существительных по вопросам;
· различать имена существительные в начальной форме и в формах косвенных падежей.
Личностные:
· самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
Метапредметные:
Ÿ понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
· уметь определять, формулировать цель на уроке с помощью учителя,
Ÿ выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
Ÿ выполнять учебные действия, сопровождаемые громкой речью;
· оценивать правильность выполненных действий на уровне адекватной оценки;
Ÿ вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета сделанных ошибок.
Формируемые УУД:
познавательные :самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; анализ и синтез;
коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера;
регулятивные: постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала;
личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Технические средства обучения: мультимедийное оборудование, ноутбук, презентация.
Оборудование: учебник, тетрадь, доска, презентация, карточки, алгоритм.
Основные понятия: падеж, названия падежей, словоизменение, словообразование.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Методы и формы обучения:
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Ход урока
Этапы урока
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
1. Организационно – мотивационный.
|
Создание положительной мотивации на уроке. - Здравствуйте, ребята. Вот звонок нам дал сигнал: поработать час настал. Так что время не теряем и работать начинаем.
|
Доброжелательный настрой на урок. Приветствие учителя. Готовность к уроку.
|
Регулятивные УУД: создание условий для положительного настроя на урок, включение в деятельность. Коммуникативные УУД: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные УУД: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
2.Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности. |
- Ребята, чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока, я предлагаю вам прослушать одну грамматическую сказку Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать - Именительный. Родился - стал Родительный. Пока он был малышом, ему все давали, и он стал Дательный. Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный. Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный. -Как вы думаете, о чём речь? Что нас сегодня будет интересовать? -На какой вопрос нам предстоит сегодня ответить? -Какие задачи поставим перед собой?
|
Слушают сказку, формулируют тему урока.
Вспоминают подсказку
Ответы детей.
-Изменение по падежам имён существительных. -Как определить падеж имени существительного. -Вспомнить падежи имён существительных и поупражняться в их определении.
|
Познавательные УУД: Ÿ самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Ÿ осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Ÿ анализ объектов с целью выделения их признаков; Ÿ синтез, анализ; Коммуникативные УУД: Ÿ инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; Ÿ разрешение конфликтов; Ÿконтроль, коррекция, оценка действий партнера и собственных действий; Регулятивные УУД: Ÿ постановка учебной задачи; Ÿ определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; Ÿ предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; Ÿ принимают и сохраняют учебные задачи. |
3. Усвоение новых знаний и способов действий. |
-Кто из вас, ребята, помнит, сколько падежей в русском языке, названия падежей, падежные вопросы, помогающие их распознать? -Вспомните, как сокращенно обозначают названия падежей. / подсказка Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пелёнку/
-Выполните упр.116. - Организует проверку, подводит к формулированию вывода. Работа по вопросам. - Сравните, что изменилось, основа или окончание? -Почему существительное меняет в тексте окончание? - Какое еще слово в тексе в разных формах? (Артемка) |
-В русском языке 6 падежей. Ответы детей.
Выполняют задание -Изменяется по вопросам или падежам. Заполняют лист самооценки
Записывают предложение, определяют падеж.
Коллективная работа по заданию учебника. Один ученик работает у доски, все дети участвуют в разборе упражнения. Выписывают слово цирк в разных формах с вопросами, выделяют окончание и основу. Один ученик работает у доски. С цирком (с чем?) Вокруг цирка (вокруг чего?) К цирку (к чему?) Цирк (что?) В цирке (в чем?) Наблюдают за словоизменением, отвечают на вопросы учителя.
|
Регулятивные УУД: Ÿумение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; Ÿ оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Ÿ осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД: Ÿ умеют извлекать информацию из презентации; Ÿделают вывод по поставленной проблеме; Коммуникативные УУД: Ÿумеют слушать и понимать других; Ÿ умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Ÿ умеют оформлять свои мысли в устной форме; Личностные УУД: Ÿ способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; Ÿ проявляют познавательный интерес к изучению учебного материала |
4. Физминутка. |
С физминуткой я дружу Свою спину разогну. Руки кверху подниму, А потом их отпущу. А потом попрыгаю, Ножками подрыгаю. Ручками похлопаю. Ножками потопаю. Сяду я за партой стройно, Чтоб себя вести спокойно. |
Выполнение физкультминутки вместе с учителем. |
|
5. Самостоятельное применение знаний. Практическая деятельность.
|
Дает задания проблемного характера для закрепления знаний и умений.
Работа в малых группах. Карточка 1. Задание: найдите лишнее словосочетание. Подлетел к березке, промчался по лесу, подкрался к щенку, упало в землю.
Карточка 2. Задание: найдите лишнее словосочетание. Вырос у колоска, сидел за столом, рисовал карандашом, зашёл за другом.
Карточка 3. Задание: найдите лишнее словосочетание. Слетел с дерева, отплыл от берега, пришел из магазина, росли в поле.
Карточка 4. Задание: найдите лишнее словосочетание. Плывет по ручью, светит на небе, спит в тишине, услышал в лесу.
Проверка:упало в землю, вырос у колоска, росли в поле, плывет по ручью.
- Какие знания применили, выполняя это задание? - Что можно составить из словосочетаний?
Задание: составьте предложение. В, зёрнышко, упало, землю, тёплую, колосок, и, вырос, крепкий. - Какое это предложение? - Почему? - Укажите в предложении грамматическую основу, определить падеж у существительных. - Чтобы определить падеж у имен существительных в предложении нужно вспомнить алгоритм.
- Что можно составить из предложений? - Предлагаю поработать с текстом. Задание: Спиши. Вставь пропущенное слово, определи падеж. Придумай заголовок. Заколосилось золотое поле. Пришло время для уборки_________. День и ночь трудятся комбайнёры, убирая __________. Идут и идут машины, заполненные ______.
- Кому было легко? - Кому было трудно? - В чем заключались трудности? - Что помогло справиться с заданием? - Хотите проверить знания по теме урока? Предлагаю выполнить тест. Тест: Задание: если согласны с утверждением, поставьте - плюс, если нет – минус. 1.Изменение сущ. по падежам и вопросам называется склонением. + 2.В русском языке 5 падежей. - 3. И. п. отвечает на вопросы: кто? что? + 4. Вышел из дома - Д.п. - 5. Подошёл к маме - Д.п + 6. Спас от гибели - Р.п. + 7. Лежал на диване - Т.П.+ 8. Горжусь братом - Т.п +
|
Выполняют задания. Работают в малых группах.
Знания падежей и падежных вопросов. Из словосочетаний можно составить предложения.
В тёплую землю упало зёрнышко, и вырос крепкий колосок. Сложное Две грамматические основы
Алгоритм (карточка)
Текст
Заколосилось золотое поле. Пришло время для уборки урожая (Р.п.). День и ночь трудятся комбайнёры, убирая хлеб (В.п.). Идут и идут машины, заполненные зерном (Т.п.).)
Алгоритм. Таблица падежей.
Взаимопроверка: (1.+, 2.-, 3.+,4.-, 5.+, 6.+, 7.+, 8.+) Взаимооценка. |
Регулятивные УУД: Ÿ определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; Ÿ предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; Ÿ оценивание качества и уровня усвоения материала. Коммуникативные УУД: Ÿ умеют слушать и понимать других; Ÿ умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Ÿ умеют оформлять свои мысли в письменной форме. Познавательные УУД: Ÿ осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Ÿ анализ объектов с целью выделения их признаков; Ÿ синтез. Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
|
6.Итоги урока. Рефлексия
|
Обобщение изученного материала.
1. Какая часть слова изменяется при склонении имён существительных? 2. В каком падеже имена существительные отвечают на вопросы кто? что? 3. Сколько в русском языке косвенных падежей? - Какие цели мы ставили на уроке? - Достигли ли мы целей? - Что у нас получилось хорошо? За что можем себя похвалить? - Что осталось непонятным? - Оцените свою работу на уроке по листу самооценки. |
Итоги. Обобщение. Рефлексия. Подводят итог урока вместе с учителем. Отвечают на поставленные вопросы.
Окончание
в именительном падеже, нач. форма 5 падежей - Вспомнить падежи имен существительных и поупражняться в их определении Ответы детей
Работают с листом самооценки, выставляют оценки за урок и показывают настроение.
|
Познавательные УУД: ориентируются в своей системе знаний. Личностные УУД: проявляют интерес к предмету, стремятся к обобщению знаний по теме урока. Регулятивные УУД: оценивают собственную деятельность на уроке.
|
7. Инструктаж по выполнению домашнего задания
|
Проведение инструктажа. - Запишите домашнее задание. Выучить таблицу «Падежи» на стр. 110. Упр.139, с.83 |
Осмысление домашнего задания. Записывают домашнее задание. Задают вопросы. |
Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.