Методическая разработка урока русского языка в 7 классе на тему: «Понятие о деепричастном обороте»
Цели урока:
1) познакомить учащихся с понятием «деепричастный оборот»; его ролью в предложении; с правилами пунктуационного выделения;
2) формировать навык определения деепричастного оборота как члена предложения, умения находить деепричастные обороты в предложении, обосновывать постановку знаков препинания при них; умения производить синонимичную замену деепричастного оборота частью СПП, конструировать предложения по заданным моделям с использованием деепричастных оборотов;
3) воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Этап проверки домашнего задания
1. Упр. 275.
1. Вода журчала и пела, наполняя ночь усыпительным плеском. 2. Дождь, весело стуча за окном, лихо шумел в густой листве деревьев. 3. – (преобразование невозможно, так как это ССП). 4. Иней, сыплясь на лицо, щекотал щёки, как холодный пушок. 5. – (преобразование невозможно, так как это ССП). 6. Митя, оглянувшись, увидел, как две-три чайки плавно скользнули над водою. 7. Ласточка, с щебетаньем влетев в сени, опять унеслась стрелою на воздух.
2.Карточки для индивидуального опроса
III. Этап актуализации опорных знаний
- Перестройте предложение (на доске написать!), вместо выделенного фрагмента употребив причастный оборот. Графически объясните постановку знаков препинания. Что такое причастный оборот? От чего зависит постановка знаков препинания при причастном обороте?
Мужчинане раздумывал ни минуты и бросился спасать тонущего ребенка. |
|
Мужчина, не раздумывавший ни минуты, бросился спасать тонущего ребенка. сущ., |прич. об.|, … |
|
IV. Изучение нового материала
1. Объявление темы. Определение целей урока.
2. Эвристическая беседа.
Перестройте предложение, вместо выделенного глагола употребив деепричастие. Есть ли у деепричастия зависимые слова, как их найти? Предположите, как может называться конструкция «деепричастие + зависимое слово».
Мужчинане раздумывал ни минуты и бросился спасать тонущего ребенка. |
|
Мужчина, не раздумывавший ни минуты, бросился спасать тонущего ребенка. сущ., ||, … |
Мужчина, не раздумывая ни минуты, бросился спасать тонущего ребенка. … , |дееприч. об.|, глаг. |
СЛАЙДВыводы:
1. Деепричастный оборот – это …
2. Дееприч. оборот обозначает…
3. Дееприч. оборот в предложении выступает в роли …
4. Дееприч. оборот на письме …
- Изменится ликоличество знаков препинания, если деепричастный оборот окажется в начале, в середине, в конце предложения?
3. Чтение правила на с. 151
V. Закрепление изученного материала
1. Упр. 277 (предл. 1,3 – вариант 1, предл. 2,6 – вариант 2. Выполнить п. 2!!!)
!!! Отработка умения находить дееприч. оборот в тексте и правильно ставить знаки преп-я при нём.
1. Вот и солнце, | удаляясь на покой |, опускается за сонною рекой. 2. |Сверкая | и | искрясь |, осыпался иней с древесных вершин. 3. Со всех крыш нежно звенела, | обещая солнце и радость |, весенняя капель. 4. – 5. – 6. | Остановившись на обрыве|, девушка смотрела, как, | взбираясь на косогор |, бегут по крутой горной тропе осторожные лошади.
2. Составление памятки «Как найти деепричастный оборот»
1. Найдите деепричастие по вопросу (что делая? что сделав?).
2. От деепричастия попытайтесь задать вопрос к другим словам.
3. Если такие слова имеются, деепричастный оборот есть.
4. Если таких слов нет, деепричастие одиночное.
3. Конструирование предложений (Слайд 19). Предл. 1, 2 устно, предл. 3 письм.
4.Упр. 278 (предл. 1,2,3, 4 устно (по вариантам), предл. 5, 6 (письм. по вариантам)
!!! Отрабатывается умение правильно находить место деепричастному обороту в тексте.
1. Притаившись на одной ноге, терпеливо поджидает лягушек цапля. 2. За окном шуршит и плещет дождь, смывая поблёкшие краски леса. 3. Ветви деревьев создали внизу полумрак, скупо процеживая солнечные лучи. 4. Мальчики, быстро одевшись, отправились в знакомую бухточку. 5. Сорока громко застрекотала и полетела прочь, распустив хвост. 6. Алексей, позавтракав и умывшись, вздохнул и снова медленно побрёл по дороге.
Физминутка
5. Распространение предл-й деепр. оборотами (Слайд 20 «Берёзовая роща»). (Предл. 1 коллективно, предл. 2, 3 – вариант 1, предл. 4, 5 – вариант 2).
1. Солнце ласково светит сквозь листву берёз.
2. На жёлтом фоне белеют стволы берёзок.
3. Берёзовую рощу заливает золотой свет.
4. Тянутся к солнцу тонко-ствольные берёзоньки.
5. Мы любим это светлое дерево.
6. Упр. 279.Наблюдение над языковым материалом.Чтение правила на с. 153.
Вывод: деепричастный оборот, выраженный фразеологизмом, запятыми не выделяется.
7. «Аукцион фразеологических оборотов»
По значению определите, как звучат фразеологизмы, в составе которых сохранились деепричастия. Составьте предложения с любыми двумя, запишите, объясните знаки препинания.
Работать хорошо и усердно(засучив рукава, не покладая рук, не разгибая спины),
работать плохо (спустя рукава),
сидеть без дела (сложа руки),
бежать быстро (сломя голову, высунув язык),
ходить с пренебрежением к другим (задрав нос),
слушать очень внимательно (затаив дыхание, раскрыв рот),
уйти ни с чем, не добиться желаемого (не солоно хлебавши),
без особого на то желания (скрепя сердце),
говорить по чистой совести (положа руку на сердце),
слушать с необыкновенным интересом (развесив уши).
8.Комментированное выполнение упр. 280
3. Отдыхать – это вовсе не значит, что надо сидеть сложа руки. 5. К хозяйству своему адмирал Старк относился спустя рукава, поэтому на корабле не было даже второго комплекта снарядов. 7. Казак ударил лошадь нагайкой и поскакал очертя голову.
!!! Воспит. момент: бить лошадь нагайкой. Вспомнить Жилина и Костылина, их отношение к лошадям.
Происхождение фразеологизма «очертя голову». Был один из суеверных языческих обычаев. В далекие времена воины, перед тем как выступить в открытый бой с противником, очерчивали вокруг своих голов магические круги концом меча. Наши предки верили, что данный обряд способен сделать вражеские удары значительно слабее и сохранить воинов невредимыми.
После того как круг был очерчен, вояки бесстрашно бросались в бой, полагая, что теперь их жизнь оберегается добрыми духами. Разумеется, спастись удавалось лишь тем, кто искусно владел мечом и навыками обороны. Ещё у наших предков одним из наиболее распространенных суеверий было то, согласно которому можно защититься от злых духов, очертив вокруг себя круг.
Крылатое выражение «очертя голову» символизирует безрассудство и чаще всего употребляется в неодобрительном контексте.
9. Сам. работа.
Вставить буквы, расставить знаки препинания.
В народе сущ_ству_т п_верье, что пост_яв в тени ч_ремухи человек _тпугнёт нач_нающ_юся б_лезнь. В м_мент цв_тения ч_ремуха выделяя гр_мадное ко(л,лл)ичество летучих фитонцидов губительно действует на м_кробы. Букет ч_ремухи оставле(н,нн)ый в закрыт_й комн_те способен вызвать г_ловную боль и не_домогание. Фитонциды ч_ремухи во время Великой Отеч_стве(н,нн)ой войны использ_вали в госп_талях излеч_вая гнойные раны.
10.Выполнение творческого задания (на доске схемы!)
1. Составьте по данным схемам предложения на тему: Как я иду отвечать выученный урок», (в предложении могут употребляться другие второстепенные члены предложения)
1. [,||].
2. [,||, ].
3. [||, и ].
Расскажите о том, как вы возвращаетесь домой после удачного или не очень удачного дня в школе, используя следующие деепричастия с зависимыми словами: бежать, весело перепрыгивая через лужи; идти, спотыкаясь на каждом шагу; возвращаться, гордясь полученной отметкой; мучиться, предчувствуя огорчение мамы.
VI. Этап обобщения и систематизации знаний
- Закончите формулировку.
• Деепричастный оборот - это ...
• Деепричастный оборот на письме выделяется запятыми, если ...
• Деепричастный оборот на письме не выделяется запятыми, если ...
- Определите, где необходимо поставить недостающие знаки препинания.
1. Учитесь, читайте, размышляйте извлекая из всего самое полезное (Н. Пирогов).
2. Нет пользы в том, что ты много знал не умея применить знания на практике (Ф. Петрарка).
3. Чтобы многого добиться, нужно работать не покладая рук.
!!! Воспит. момент: положительное отношение к труду.
VII. Рефлексивный этап
Отметьте те утверждения, которые соответствуют вашим достижениям:
• могу сформулировать, что такое «деепричастный оборот»;
• научился находить деепричастный оборот в предложении;
• знаю, каким членом предложения является деепричастный оборот;
• могу объяснить знаки препинания при деепричастном обороте;
• умею отличать деепричастный оборот от причастного.
VIII. Этап предъявления домашнего задания
§33, упр. 281 или составьте инструкцию по выполнению любого действия (физического упражнения, приготовлению какого-либо блюда, выполнения домашнего задания по какому-либо предмету), используя 5-6 деепричастных оборотов.
В. 1. Сам. работа. Вставить буквы, расставить знаки препинания. Ф.И. _____________________
В народе сущ_ству_т п_верье, что пост_яв в тени ч_ремухи человек _тпугнёт нач_нающ_юся б_лезнь. В м_мент цв_тения ч_ремуха выделяя гр_мадное ко(л,лл)ичество летучих фитонцидов губительно действует на м_кробы. Букет ч_ремухи оставле(н,нн)ый в закрыт_й комн_те способен вызвать г_ловную боль и не_домогание. Фитонциды ч_ремухи во время Великой Отеч_стве(н,нн)ой войны использ_вали в госп_талях излеч_вая гнойные раны.
Творческое задание. Составь по данным схемам предл-я на тему «Возвращение домой после удачного дня в школе» (в предл-и могут употребляться другие второстепенные члены предл-я).
1. [,||].
2. [,||, и ].
В. 2. Сам. работа. Вставить буквы, расставить знаки препинания. Ф.И. _____________________
В народе сущ_ству_т п_верье, что пост_яв в тени ч_ремухи человек _тпугнёт нач_нающ_юся б_лезнь. В м_мент цв_тения ч_ремуха выделяя гр_мадное ко(л,лл)ичество летучих фитонцидов губительно действует на м_кробы. Букет ч_ремухи оставле(н,нн)ый в закрыт_й комн_те способен вызвать г_ловную боль и не_домогание. Фитонциды ч_ремухи во время Великой Отеч_стве(н,нн)ой войны использ_вали в госп_талях излеч_вая гнойные раны.
Творческое задание. Составь по данным схемам предл-я на тему «Как я иду отвечать выученный урок»(в предл-и могут употребляться другие второстепенные члены предл-я).
1. [,||, и ].
2. [||, ].
В. 1. Сам. работа. Вставить буквы, расставить знаки препинания. Ф.И. _____________________
В народе сущ_ству_т п_верье, что пост_яв в тени ч_ремухи человек _тпугнёт нач_нающ_юся б_лезнь. В м_мент цв_тения ч_ремуха выделяя гр_мадное ко(л,лл)ичество летучих фитонцидов губительно действует на м_кробы. Букет ч_ремухи оставле(н,нн)ый в закрыт_й комн_те способен вызвать г_ловную боль и не_домогание. Фитонциды ч_ремухи во время Великой Отеч_стве(н,нн)ой войны использ_вали в госп_талях излеч_вая гнойные раны.
Творческое задание. Составь по данным схемам предл-я на тему «Возвращение домой после удачного дня в школе» (в предл-и могут употребляться другие второстепенные члены предл-я).
1. [,||].
2. [,||, и ].
В. 2. Сам. работа. Вставить буквы, расставить знаки препинания. Ф.И. _____________________
В народе сущ_ству_т п_верье, что пост_яв в тени ч_ремухи человек _тпугнёт нач_нающ_юся б_лезнь. В м_мент цв_тения ч_ремуха выделяя гр_мадное ко(л,лл)ичество летучих фитонцидов губительно действует на м_кробы. Букет ч_ремухи оставле(н,нн)ый в закрыт_й комн_те способен вызвать г_ловную боль и не_домогание. Фитонциды ч_ремухи во время Великой Отеч_стве(н,нн)ой войны использ_вали в госп_талях излеч_вая гнойные раны.
Творческое задание. Составь по данным схемам предл-я на тему «Как я иду отвечать выученный урок»(в предл-и могут употребляться другие второстепенные члены предл-я).
1. [,||, и ].
2. [||, ].
ПОНЯТИЕ О ДЕЕПРИЧАСТНОМ ОБОРОТЕ
А) 1. Восстановите недостающую информацию.
Деепричастие – это ______ ______, обозначающая в предложении ______ действие и отвечающая на вопросы ______? _______? . Деепричастия обладают признаками двух частей речи - ______ и ______. В предложении выступают в роли ______.
2. Выпишите деепричастия.
а) увидел; б) шлёпая; в) поднявшись; г) принявший; д) свежо.
3. Отредактируйте предложения с ошибками в употреблении деепричастий.
Возвращаясь из школы, меня застала гроза.
Осмотрев дом, он мне показался очень ветхим.
Б) 1. Восстановите недостающую информацию.
Деепричастия обладают признаками двух частей речи - ______ и ______. Деепричастия бывают ______и ______ вида, например: ______ ; переходные и ______ , например: ______; ______и невозвратными, например: ______.
2. Выпишите деепричастия.
а) увидев; б) шлёпать; в) поднявшийся; г) приняв; д) жарко.
3. Отредактируйте предложения с ошибками в употреблении деепричастий.
Сделав уроки, у меня заболели глаза.
Вернувшись из деревни, мне долго снилась наша река.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.