Доклад "Дифференцированное обучение"
Оценка 4.7

Доклад "Дифференцированное обучение"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
преподавание
Взрослым
26.03.2024
Доклад "Дифференцированное обучение"
Доклад "Дифференцированное обучение" содержит обзор основных теоретических и практических аспектов дифференциации обучения
Дифференцированное обучение.docx

Дифференцированное обучение

 

Благоразумный наставник - прежде всего

должен узнать свойства ума и характера

поручаемого ему ученика.

 

Марк Фабий Квинтилиан

 

Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой обучающихся с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа); а также часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми обучающимися содержания образования, которое может быть различным для разных обучающихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части (базового минимума). При этом каждая группа обучающихся, имеющая сходные индивидуальные особенности, идет своим путем. Процесс обучения в условиях дифференциации становится максимально приближенным к познавательным потребностям обучающихся, их индивидуальным особенностям.

Таким образом, цель дифференциации процесса обучения - обеспечить каждому обучающемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.

В понимании дифференциации можно выделить три основных аспекта:

1. Учет индивидуальных особенностей обучающихся.

2. Группирование учеников на основании этих особенностей.

3. Вариативность учебного процесса в группах.

Первый аспект - учет индивидуальных особенностей обучающихся -характерен и для дифференциации, и для индивидуализации. Учебный процесс строится с учетом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого обучающегося. Считается что дифференциация  - одно из средств реализации личностно - ориентированного обучения.

Дифференцированное обучение способствует раскрытию индивидуальности, выявлению способностей и склонностей личности, предполагает актуализацию функций личностного выбора.

Дифференциация может осуществляться на различных уровнях. Так, например, Рональд Де Гроот выделил три уровня дифференциации.

Первый - микроуровень, когда различный подход осуществляется к отдельным группам обучающихся  внутри класса. Этот уровень дифференциации иногда называется внутренней или внутриклассной.

Второй - мезоуровень, уровень школы, когда дифференциация осуществляется внутри школы между отдельными классами, профилями, направлениями.

Третий - макроуровень, дифференциация между школами, создание различных типов школ.

В наших условиях чаще всего учитель может реализовать только первый уровень дифференциации - внутреннюю дифференциацию.

С этой целью рекомендуется провести диагностику с целью выявления уровня обучаемости и обученности.

Обученность - объем и глубина знаний ученика по предмету; уровень овладения предметными умениями и навыками.  Обучаемость - уровень учебных возможностей обучающегося, уровень самостоятельности в учебной деятельности.

Уровни обучаемости:

III уровень обучаемости - наиболее высокий, творческий уровень обучаемости (способность самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать новые способы решений и т. д.).

II уровень обучаемости - высокий, прикладной уровень обучаемости (способность активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации).

I уровень - репродуктивный уровень обучаемости, позволяющий обучающемуся понимать и запоминать новую информацию, применять ее по алгоритму.

< I - случаи, когда обучающийся не может на уроках данного предмета проявить даже минимальные возможности (группа учебного риска).

По Л. С. Выготскому, уровень обучаемости обуславливает зону ближайшего развития, то есть то пространство, в котором обучающийся успешно взаимодействует с учителем в учебной работе, уровень обучаемости определяет для учителя долю необходимой помощи, формы и приёмы индивидуальной мотивации каждого обучающегося. Уровень обучаемости -  динамический, изменяющийся параметр, и рост этого параметра, даже небольшой, наиболее точно определяет результативность учебного процесса.

Методика Третьякова П. И. и Сенниковского И. Б.

1.            Учитель выбирает небольшой по объёму новый учебный материал базисного характера.

2.            Перед изучением нового повторяет пройденный материал, необходимый для усвоения новых знаний.

3.            Учитель даёт  новый материал.

4.            Учитель показывает образец применения нового материала в новой ситуации.

5.            Учитель организует самостоятельную работу обучающихся.

При проведении работы необходимо:

1.            Включать три канала восприятия.

2.            Учитывать темп.

3.            Можно при необходимости оказать дозированную помощь.

Примерное задание для самостоятельной работы (за определённый промежуток времени – до 10 минут).

1.            Напишите, что вы узнали нового.

2.            Ответьте на вопрос по содержанию учебного материала.

3.            Выпишите задание по образцу.

4.            Выполните задание в изменённой ситуации.

5.            Примените полученные знания в новой ситуации.

Параметры:

Восприятие (задание 1).

Понимание (задание 2).

Применение по образцу (задание 3).

Применение в изменённой ситуации (задания 4,5).

Если задания выполнены все, можно говорить о третьем, самом высоком уровне обучаемости школьника. Если он справился с четырьмя заданиями – второй. Уровень так же достаточно высокий. Если выполнено три и менее заданий – первый уровень. Лишь в том случае, если обучающийся не выполнил ни одного задания, можем говорить о нулевом уровне. Этот уровень фиксируем в том случае, если обучающийся совсем ничего не сделал.

Уровень обученности обучающихся осуществляется через анализ контрольных работ, анализ промежуточной аттестации.

Поэтому формировать группы обучающихся с целью реализации дифференцированного подхода целесообразно с учетом уровня обучаемости и обученности школьников.

Организуя урок, я стараюсь использовать методы и приёмы, направленные на осуществление личностно-ориентированного обучения. Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».

На уроках использую:

индивидуальную форму работы с обучающимися, это самостоятельные работы, работа по карточкам (индивидуальные, для коррекции знаний);

фронтальную форму работы с обучающимися (опрос, беседа, математические диктанты);

индивидуализированную форму работы с обучающимися, где обучающийся сам выбирает задание в соответствии с уровнем обученности.

На уроках часто применяю работу в парах: ученик-ученик (сильный со слабым, или же ребята одного уровня); они работают с учебником, проговаривают правила, выполняют задания.

Дифференцированные задания готовлю к уроку заранее, на карточках. Их можно разделить на два вида: обязательные задания и дополнительные задания.

Обязательные задания способствуют умению правильно применять изученное правило, их должно быть огромное количество, они должны быть посильны для каждого обучающегося. Также ребятам интересно выполнять такие задания «по цепочке», когда к доске может и должен выйти каждый обучающийся.

Дополнительные задания рассчитаны для тех обучающихся, которые справились с обязательными заданиями и у них есть время для самостоятельной работы. Эти задания повышенной трудности на применение материала, требующие сравнения, анализа, определённых выводов. Качество и количество заданий может быть разным, но доступным для усвоения правила на данном этапе. Также при выполнении контрольных и проверочных работ обязательно предусматриваю дополнительные задания, которые зачастую могут оцениваться отдельно от всей работы; тогда сильный ученик, справившись с заданием раньше остальных обучающихся, оставшееся время урока будет занят их выполнением.

Наталья Мороз, учитель математики и информатики ГОУ ЛНР «Софиевская школа №31»


 

Дифференцированное обучение

Дифференцированное обучение

Первый аспект - учет индивидуальных особенностей обучающихся -характерен и для дифференциации, и для индивидуализации

Первый аспект - учет индивидуальных особенностей обучающихся -характерен и для дифференциации, и для индивидуализации

II уровень обучаемости - высокий, прикладной уровень обучаемости (способность активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации)

II уровень обучаемости - высокий, прикладной уровень обучаемости (способность активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации)

Примерное задание для самостоятельной работы (за определённый промежуток времени – до 10 минут)

Примерное задание для самостоятельной работы (за определённый промежуток времени – до 10 минут)

На уроках часто применяю работу в парах: ученик-ученик (сильный со слабым, или же ребята одного уровня); они работают с учебником, проговаривают правила, выполняют задания

На уроках часто применяю работу в парах: ученик-ученик (сильный со слабым, или же ребята одного уровня); они работают с учебником, проговаривают правила, выполняют задания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2024