Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Каслинский промышленно-гуманитарный техникум»
Верхнеуфалейский филиал
Методическая разработка
урока УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП 02
Профессия 43.01.09 Повар, кондитер
Профессиональный модуль.02
Приготовление, ОФОРМЛЕНИЕ И ПОДГОТОВКА К РЕАЛИЗАЦИИ ГОРЯЧИх БЛЮД, КУЛИНаРНЫХ изделий, ЗАКУСОК РАЗНООБРАЗНОГО АССОРТИМЕНТА
Тема Приготовление бульонов
|
Выполнила: Росс Наталья Валентиновна, мастер производственного обучения профессия Повар, кондитер ГБПОУ КПГТ Верхнеуфалейский филиал
|
Верхний Уфалей
2024
Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия учебной практики по программе профессионального модуля: ПМ.02 Приготовление, оформление и подготовка к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента.
Тема занятия: «Приготовление бульонов», изучается обучающимися в составе программы УП02. Для достижения максимального результата подобраны методы:
Словесные: беседа, объяснение, письменное инструктирование;
Наглядные: личный показ мастером трудовых приемов и операций, демонстрация;
Практические: тренировочные упражнения по подготовке сырья, приготовлению бульонов
Формы организации учебной деятельности: фронтально-групповая, индивидуальная и бригадная.
Данное занятие спланировано в форме классического урока учебной практики с продолжительностью 6 академических часов, состоящего из четырех основных этапов: организационной части, водного, текущего и заключительного инструктажей, на каждом этапе занятия мастер следует конкретной цели.
Структурные элементы урока:
Элементы организационной части: взаимное приветствие, проверка наличия студентов, проверка внешнего вида. Основная цель организационной части, общий настрой на учебное занятие. Продолжительность организационной части 3минуты.
Вводный инструктаж –длится 30минут. Основная его цель- создать ориентировочную основу деятельности, здесь мастером дается целевая установка, выявляются пробелы в знаниях обучающихся, проводится работа по их устранению, подробно разбирается задание УПР, демонстрируются мастером новые приемы для обучающихся. Чтобы удостовериться, что все обучающиеся справятся с заданием, проводится закрепление вводного инструктажа в форме опроса, где вопросы несут практическую направленность. Элементы вводного инструктажа: сообщение темы и цели занятия, выявление знаний студентов по материалу урока, личный показ трудовых приемов и операций мастером, закрепление вводного инструктажа.
Текущий инструктаж занимает большую часть учебного времени, его продолжительность 5академических часов. Основная цель текущего инструктажа- предупреждать ошибки. Элементы текущего инструктажа: расстановка обучающихся по рабочим местам, выдача задания и инструкционной документации, самостоятельное выполнение тренировочных упражнений обучающимися, входе которых мастер проводит целевы обходы рабочих мест обучающихся с целью контроля, обращая внимание на
организацию рабочего места;
последовательность выполнения операций подготовки сырья;
приготовления полуфабрикатов;
товарное соседство;
соблюдение правил санитарии и гигиены на рабочем месте;
соблюдение правил охраны труда и техники безопасности.
В заключение текущего инструктажа обучающиеся убирают свои рабочие места, сдают выполненные работы мастеру, он принимает выполненные УПР обучающимися и дает органолептическую оценку качества, обращая внимание на выход, внешний вид, форму, размер, консистенцию и запах изделий. Последним этапом занятия проводится заключительный инструктаж, продолжительность которого составляет 12мин.
Основная цель заключительного инструктажа- подведение итогов урока. Мастер совместно с обучающимися анализируют достижение цели урока, разбирают допущенные ошибки, выявляют лучшие работы, мастер аргументируя выставляет оценку за урок, выдает домашнее задание, с полным его разъяснением и проводит рефлексию.
К разработке прилагаются: технологические карты по приготовлению бульона мясного, бульона из птицы, инструкционно- технологическая карта самоконтроля по варке бульонов.
Название специальности: 43.01.09 Повар, кондитер.
Название МДК (ПМ): ПМ.02 Приготовление, оформление и подготовка к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента.
Тип занятий: учебная практика.
Тема занятия: Приготовление бульонов
Формируемые общие компетенции (ПК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
Формируемые профессиональные компетенции(ПК
ПК 2.1. Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для приготовления горячих блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента в соответствии с инструкциями и регламентами.
ПК 2.2. Осуществлять приготовление, непродолжительное хранение бульонов, отваров разнообразного ассортимента.
Ход урока
Вводный инструктаж
Тип занятия: Урок по выполнению учебно-производственных работ;
Вид занятия: Урок формирования первоначальных умений путем выполнения тренировочных упражнений по подготовке сырья, приготовлению бульонов.
Методы проведения занятия: беседа, объяснение; показ трудовых приемов мастером, демонстрация; практические –тренировочные упражнения.
Оснащение:
-оборудование весы электронные , пароконвектомат, плита индукционная, производственные столы, раковины.
посуда: миска, тарелка мелкая столовая, ложка столовая, вилка поварская, лоток, сито, сковорода наплитная, гастроемкость
инструменты и приспособления: нож кухонный, доска разделочная красная, желтая, зеленая, нож поварской, нож коренчатый
сырье: продукты согласно сборнику рецептур блюд и изделий
УМО :презентация, раздаточный материал для опроса, инструкционная карта, технологическая карта.
Межпредметные связи:
ОП.02Физиологияпитаниясосновамитовароведенияпродовольственныхтоваров-ОП.03Техническоеоснащениеиорганизациярабочегоместа
МДК 01.01, МДК02.01
Структура занятия
ОК, ПК |
Элементы компетенций (с учетом темы занятия) |
Цели занятий |
Этапы занятия |
Методы формирования |
Средства формирования |
ОК.1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности ПК 2.1 ПК 2.2 |
Выбирать рецепт приготовления бульона, посуду, инвентарь
|
Обучающая: Формирование умений выбирать рецепт приготовления бульона, посуду, инвентарь (ОК 1, ПК 2.1, ПК 2.2) |
Вводный инструктаж |
Выполнение практического задания: выбрать из предложенных вариантов рецепт для приготовления бульонов, выбрать посуду и инвентарь для приготовления бульона (ОК 1) |
Сборник рецептур
Посуда и инвентарь |
ОК.2 Осуществлять поиск и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности ПК 2.1, ПК 2.2,
|
Осуществлять поиск информации о рецептурах приготовления бульона
|
Развивающая: Совершенствование интеллектуальных умений осуществлять поиск информации о рецептурах приготовления бульона (ОК 2) развитие мышления, умения анализировать и обобщать информацию |
Вводный инструктаж |
Выполнение практического задания: Найти информацию в Сборнике рецептур о рецептах приготовления бульона (ОК 2)
|
Сборник рецептур |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие |
Планировать профессиональное развитие
реализовывать собственное профессиональное развитие
|
Развивающая: профессиональное развитие (ОК 3) |
Вводный инструктаж
Текущий инструктаж
|
беседа о современных тенденциях приготовления бульонов, выступления студентов с докладами (ОК 3)
выполнение практического задания: приготовление бульона с учетом современных тенденций приготовления (ОК 3)
|
Презентация «Современные тенденции приготовления бульонов»
Оборудование, посуда инвентарь, сырье, технологическая карта |
ОК.4 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами ПК 2.1, ПК 2.2,
|
Работать в бригаде, эффективно взаимодействовать с коллегами |
Воспитательная: формирование умения работать в бригаде, эффективно взаимодействовать с коллегами, воспитание коммуникабельность, толерантность, организаторские способности (ОК 4) |
Вводный инструктаж
Текущий инструктаж |
Распределение обязанностей в бригаде (ОК 4)
Выполнение практического задания в бригаде: приготовление бульона (ОК 4)
|
Оборудование, посуда инвентарь, сырье, технологическая карта |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
|
Осуществлять устную коммуникацию
|
Воспитательная: воспитание коммуникативности (ОК 5)
|
Вводный инструктаж
Заключительный инструктаж |
Опрос устный по вопросам: - - - Рассказ студентов о результатах работы. Обсуждение требований к качеству бульона |
Презентация «вопросы для опроса»
Приготовленные блюда |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
|
демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
|
Воспитательная: формирование осознанного поведения на основе требований ОТ (ОК 6)
|
Вводный инструктаж
Текущий инструктаж |
Рассказ о правилах ТБ на рабочем месте
Контроль за соблюдением о правил ТБ на рабочем месте |
|
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
|
Содействовать сохранению окружающей среды,
ресурсосбережению,
|
Воспитательная: воспитание бережного отношения к окружающей среде, ресурсам (ОК 7)
|
Вводный инструктаж
Заключительный инструктаж |
Беседа о бережном отношении к окружающей среде, ресурсам (вода, сырье, электричество)
Беседа о бережном отношении к окружающей среде, ресурсам (вода, сырье, электричество) |
Презентация «Бережное отношение к окружающей среде, ресурсам» |
ОК.9 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности ПК 2.2, |
Использование информационных технологий |
Обучающая: Формирование умения использовать ИКТ при калькуляции блюд (ОК 9) |
Текущий инструктаж |
Выполнение практического задания: сделать калькуляцию блюда с использованием ИКТ
|
ИКТ |
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. |
Пользоваться профессиональной документацией (сборник рецептур) |
Обучающая: Формирование умений пользоваться профессиональной документацией (сборник рецептур) (ОК 10) |
Вводный инструктаж |
Выполнение практического задания: Найти информацию в Сборнике рецептур о рецептах приготовления бульона
|
Сборник рецептур |
ПК 2.1. Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для приготовления горячих блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента в соответствии с инструкциями и регламентами.
|
Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для приготовления горячих блюд в соответствии с инструкциями и регламентами |
Обучающая: Формирование умения подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для приготовления бульона в соответствии с инструкциями и регламентами (ПК 2.1) |
Вводный инструктаж |
Выполнение практического задания: подготовить рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для приготовления бульона в соответствии с рецептом |
оборудование, сырье, исходные материалы |
ПК 2.2. Осуществлять приготовление, непродолжительное хранение бульонов, отваров разнообразного ассортимента.
|
Осуществлять приготовление, непродолжительное хранение бульонов разнообразного ассортимента. |
Обучающая: Формирование умения осуществлять приготовление, непродолжительное хранение бульонов разнообразного ассортимента (ПК 2.2) |
Текущий инструктаж |
Выполнение практического задания: приготовление бульона
|
Оборудование, посуда инвентарь, сырье, технологическая карта |
Технологическая карта
Бульон мясной
Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: учеб.пособие для нач.проф.образования/Н.Э.Харченко. – 3-е изд.,стер.-М.:Издательский Центр «Академия», 2008.
Рецепт № 566
№ |
Продукты |
Масса, г |
|
Брутто |
Нетто |
||
1 |
Кости мясные (трубчатые, тазовые , грудные) |
200 |
200 |
2 |
Говядина(лопаточная, подлопаточная части, грудинка, покромка) |
101 |
75 |
3 |
Лук репчатый |
12 |
10 |
4 |
Петрушка |
7 |
5 |
5 |
Морковь |
13 |
10 |
6 |
Вода |
1400 |
1400 |
|
Выход |
|
1000 |
Технология приготовления.
Кости , промытые и нарубленные на куски по 5-6 см, заливают холодной водой и доводят при нагреве при сильном нагреве. Образовавшуюся пену, уменьшив нагрев, снимают шумовкой. Костный бульон варят в течение 3-3.5 ч, при слабом кипении , удаляя жир. После этого в бульон кладут промытое мясо, у которого предварительно срезают жир и продолжают варить бульон при слабом кипении до его готовности. За 30-40 мин до окончания варки в бульон добавляют очищенные и произвольно нарезанные репчатый лук, петрушку и морковь. После снятия жира с готового бульона его процеживают через частое сито или марлю.
Вареное мясо используют для приготовления суфле, бефстроганова и других вторых блюд(диеты №1,5,7,8,9,10).
Приложение № 2
Технологическая карта
Бульон из птицы
Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: учеб.пособие для нач.проф.образования/Н.Э.Харченко. – 3-е изд.,стер.-М.:Издательский Центр «Академия», 2008.
Рецепт 645
№ |
Наименование продуктов |
На 1 литр |
На 2 литра |
|
|
брутто |
нетто |
брутто |
нетто |
||
1 |
Птица(мясо, кости птицы, субпродукты) |
300 |
300 |
|
|
2 |
Лук |
25 |
25 |
|
|
3 |
Морковь |
10 |
8 |
|
|
4 |
Вода |
1300 |
1300 |
|
|
|
Выход |
- |
1000 |
- |
|
Последовательность приготовления:
1. Подготовленные продукты заливают холодной водой
2. Варят при слабом кипении 1-2 часа
3. Морковь и лук нарезают на половинки и подпекают без жира до образования светло – коричневой корочки
4. За 30-40 минут до готовности добавляют подпечённые морковь и лук
5. Готовый бульон отстаивают и процеживают
6. Доводят до кипения
Требования к качеству:
Внешний вид: прозрачный
Цвет: желтоватый оттенок
Вкус и запах: приятный, без посторонних привкусов и запахов, с ароматом кореньев.
Инструкционно - технологическая карта самоконтроля
Приготовление бульонов
Наименование операций |
Трудовые приёмы |
Технические условия |
Оборудование |
1.Организация рабочего места |
|
|
|
· Для варки бульона |
На производственном столе стоит кастрюля, тарелка с ложкой |
Посуда чистая |
Производственный стол, кастрюля, столовая ложка, |
· Для первичной обработки овощей |
На производственном столе стоит ёмкость с чистыми овощами, доска разделочная, нож |
Морковь (8 грамм) и лук (25 гр) чистые |
Ёмкость, тарелка, нож, доска разделочная |
2. Подготовка продуктов |
Удаляют лёгкие и почки из тушки птицы или супового набора |
отсутствие не пищевых отходов |
Производственный стол, кастрюля, ложка |
Промывают несколько раз прохладной водой |
чистый полуфабрикат |
||
Закладывают суповой набор в кастрюлю, заливают холодной водой, |
Вес супового набора 300 гр Заливают водой 1литр 300мл |
||
Производят нарезку моркови и репчатого лука |
чистые овощи, нарезают на половинки
|
Ёмкость, нож, доска разделочная |
|
Подготовленные морковь и лук запекают без жира |
До светло – коричневой корочки |
Сковорода, лопаточка или вилка |
|
3. Приготовление бульона |
Кастрюлю с суповым набором ставят на плиту |
Дно кастрюли сухое, закрывают кастрюлю крышкой |
Плита электрическая, кастрюля, ложка, тарелка, сито, марля. |
Доводят до кипения, уменьшают нагрев |
Бурное кипение придаёт мутный цвет бульону |
||
Варят при слабом кипении, снимая пену и жир |
Пена образует хлопья Жир придаёт мутность |
||
Через 30-40 минут кладут подпечённые коренья и лук |
Происходит ароматизация бульона, изменение цвета, насыщение бульона питательными веществами, находящимися в овощах, т.е бульону придаётся цвет, вкус и аромат. |
||
Варят бульон 1-2 часа
|
Время варки зависит от вида сырья |
||
Вынимают суповой набор Готовый бульон отстаивают, процеживают через сито и марлю и доводят до кипения. |
Для получения прозрачного бульона |
||
4 Подача |
Используют для приготовления: · Прозрачных супов · Соусов · В качестве жидкой основы заправочных супов · В качестве самостоятельного блюда |
Внешний вид: прозрачный Цвет: желтоватый оттенок Вкус и запах: приятный, без посторонних привкусов и запахов, с ароматом кореньев. Консистенция: жидкая. Температура подачи 70-75 С |
Подогретая тарелка, разливательная ложка. |
Актуализация опорных знаний
|
Вопросы |
ответы |
1 |
Что может служить жидкой основой для приготовления супов |
Бульон, отвар овощной, грибной, молоко, квас |
2 |
Назовите виды бульонов |
Мясной, костный, мясокостный, рыбной, из птицы |
3 |
Назовите способ тепловой обработки овощей, используемых для варки бульона |
подпекание |
4 |
Какой водой заливают продукты для варки бульона |
холодной |
5 |
Что необходимо удалять с поверхности бульона при варке |
Пену и жир |
6 |
При каком кипении варят бульон |
При медленном. |
7 |
Чем необходимо пользоваться при переносе горячей посуды |
Прихватками |
8 |
При каких условиях приступают к санитарной обработке электрической плиты |
После её отключения и остывания |
9 |
Как открывают крышку кастрюли |
В сторону или на себя |
10 |
Требования санитарии, перед началом работы |
Одеть спец.одежду, вторую обувь, убрать волосы под головной убор, ногти коротко подстрижены, без лака, отсутствуют предметы украшения. |
11 |
Ваши действия в целях экономии электроэнергии |
не допускать простоя включенных электроконфорок. |
Вопросы для закрепления и
обобщения изученного материала
|
Вопросы |
ответы |
1 |
Использование бульона |
Для приготовления супов, соусов и как самостоятельное блюдо |
2 |
Способ тепловой обработки, используемый для варки бульона |
основной способ |
3 |
Температура подачи первых блюд |
70 - 75С |
4 |
Почему бульон наливают в подогретую тарелку |
Чтобы сохранить температуру подачи |
5 |
Почему нельзя допускать попадание жидкости на поверхность конфорок |
Поверхность плиты может потрескаться |
6 |
Почему наплитная посуда должна иметь ровное дно и плотно прилегать к поверхности конфорки |
Для лучшей передачи тепла |
7 |
Почему крышку кастрюли открывают «на себя» |
Чтобы не получить ожог паром. |
8 |
Что необходимо произвести после приготовления бульона |
Дать отстаяться, процедить и довести до кипения |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.