Методическая разработка урока"Серебряный век русской поэзии"

  • pdf
  • 10.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методическая разработка Серебряный век русской поэзии.pdf

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Мичуринский государственный аграрный университет» Центр-колледж прикладных квалификаций

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка учебного занятия 

«Серебряный век русской поэзии. Основные литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм» по дисциплине «Литература»

 

 

 

Подготовила 

преподаватель литературы

Лазина Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мичуринск, 2021

 

 

 

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Литература» предназначена  для организации урока, посвященного поэзии «Серебряного века». В основе занятия знакомство с литературными течениями начала XX века. Материал содержит информацию об основных исторических событиях, повлиявших на развитие литературы, об истоках происхождения символизма, акмеизма и футуризма, об их сходстве и различии.

Содержание работы  направлено на формирование познавательного интереса к  русской литературе начала XX века, на развитие навыков анализа лирического произведения и расширение читательского кругозора.

Методическая разработка раскрывает методику проведения урока, содержит план и конспект занятия, сопровождаемые компьютерной презентацией и видеофайлами.

Материал может быть использован для организации учебных занятий по дисциплине «Литература» в учебных заведениях разного уровня.   

 

 

 

 

Оглавление  Введение........................................................................................ 3

Подготовительная работа..................................................................................... 4

План занятия........................................................................................................ 5

Методические рекомендации............................................................................... 7

Организация занятия............................................................................................ 7

Изложение нового материала............................................................................... 7

Закрепление изученного материала..................................................................... 7

Подведение итогов проведенного занятия........................................................... 7

Задание для самостоятельной работы обучающихся во внеурочное  время........ 8

Заключение.......................................................................................................... 8

Литература........................................................................................................... 8

Приложение......................................................................................................... 9

 

Введение 

 

Рубеж XIX–XX вв. был переломным временем не только в социальнополитической, но и духовной жизни России. Великие потрясения отразились на культурном развитии страны. Индустриальная эпоха навязывала свои условия и нормы жизни, разрушая традиционные ценности людей. Конец XIX  начало XX веков русский философ Н.А. Бердяев назвал «Серебряным веком». Расцвет национальной культуры был логическим продолжением традиций пушкинского «Золотого века». Это было время модерна, связанное с тревожным предчувствием социальных катаклизмов,  революций и войн, краха и потрясений.

          Поэзия «Серебряного века» отмечена беспримерным в истории культуры духовным всплеском. Нам известна лишь малая часть культурного богатства, накопленного человечеством. Поэты и философы «Серебряного века» стремились к овладению всеми  пластами мировой культуры.

Материал данного занятия позволяет проследить движение поэзии «Серебряного века» от символизма к авангардистским течениям, отметить богатство поэтической образности, увидеть поэтические возможности слова и ритма. В данной разработке делаются акценты на тех чертах поэтики того или иного автора, которые характерны для течения. Особое внимание уделяется анализу стихотворений, так как анализ поэтического текста вызывает особые трудности у обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовительная работа

 

В наиболее концентрированном виде атмосфера «Серебряного века» получила своё выражение в первые полтора десятилетия двадцатого века. Это был расцвет литературы русского модерна во всём многообразии его художественных, философских, религиозных поисков и открытий. Первая мировая война, Февральская буржуазно-демократическая и Октябрьская социалистическая революции отчасти провоцировали, отчасти формировали этот культурный контекст, а отчасти были спровоцированы и сформированы им. Представители «Серебряного века» стремились к преодолению позитивизма, отказу от наследия «шестидесятников», отрицали материализм, равно как и идеалистическую философию.

При подготовке к уроку преподаватель определяет технологии, методы и приемы, которые будут применяться при объяснении нового материала. Для характеристики исторической обстановки в стране подбирается видео материал, который позволит обучающимся понять, под влиянием каких событий формировалась поэзия, какое настроение преобладало в обществе.

Часть обучающихся получает задание выучить стихотворения поэтов, которые представляют разные течения.

Условно все обучающиеся делятся на три группы. Каждая группа представляет собой конкретное течение: символисты, акмеисты, футуристы. Предварительно к занятию каждой группе необходимо подготовить материал, который позволил бы им раскрыть сущность своего течения. Группы должны подготовиться к литературным дебатам и доказать, что именно их течение имеет преимущество перед всеми остальными.

Преподаватель готовит необходимый раздаточный материал: тексты стихотворений, карточки с заданиями для закрепления материала.

Большая работа проводится преподавателем при подготовке презентации, подбирается видеоматериал для более глубокого эмоционального восприятия и передачи соответствующей атмосферы и духа времени.

На занятии используются технологии проблемного и развивающего обучения, которые позволяют обучающимся осознать значимость изучаемого материала, развить мыслительные и творческие способности, сформировать нестандартное мышление. Разнообразие учебных ситуаций стимулирует рефлексию, а учебно – поисковая деятельность в режиме диалога способствует развитию умения самостоятельно добывать знания. 

Применение информационно – коммуникативных технологий на уроке позволяет развить умение обучающихся работать с информацией, активизировать их познавательную деятельность и учебную мотивацию.

 

 

 

 

 

План занятия 

 

по   дисциплине  «Литература»

Тема: «Серебряный век русской поэзии. Основные литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм»

Цель: формирование представлений обучающихся о литературных течениях поэзии «Серебряного века».

Задачи:

образовательная: познакомить обучающихся с литературными течениями поэзии «Серебряного века», научить выявлять их признаки в поэтических текстах;

воспитательная: способствовать воспитанию эстетического вкуса и чувства прекрасного посредством принципа связи искусства с жизнью;

развивающая:    развивать   навыки       выразительного   чтения        и        анализа поэтического текста, умение выражать свои мысли и чувства правильным литературным языком.

Вид занятия: лекция с элементами беседы и дискуссии.

Тип: изучение нового материала

Используемые технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, информационно – коммуникативные технологии

Оборудование и обеспечение занятия: мультимедийный проектор, экран, компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

 

Этапы и содержание занятия:

 

1.   Вступительная часть занятия (10 минут):

1.1.   Оценка готовности обучающихся к занятию.

 1.2Мотивация темы; цели занятия.

 1.3. План занятия.

Постановка проблемного вопроса:

Почему,  несмотря на существование различных подходов поэтов серебряного века к творчеству, об этом периоде говорят так:  «Серебряный век – явление русской культуры, основанное на глубинном единстве всех его творцов»?

В чем же проявляется это глубинное единство?

(словесный, наглядный методы)

 

 2.Основная часть занятия - словесный, наглядный, практический методы(70 минут):

2.   1.Общая характеристика поэзии «Серебряного века» (Осознание сущности проблемы):

а) временные границы периода (просмотр видеофильма, схема);

б) характеристика направлений: реализм, модернизм;

в) характеристика основных течений модернизма: символизм, акмеизм, футуризм (схема, анализ поэтических текстов, прослушивание аудиозаписи).

2.2. Литературные дебаты (работа в группах: символисты, акмеисты, футуристы; выдвижение гипотез)).

 

3.   Заключительная часть занятия - словесный, практический методы  (10 минут):

3.1.   Обобщение, выводы по теме.

3.2.   Контроль качества усвоения и осмысления материала:

-   исправление ошибок в литературоведческих суждениях;

-   определение по тексту стихотворения течения эпохи «Серебряного века»,  выявление признаков;

-   обсуждение проблемного вопроса (выводы по решению проблемы).

3.3. Домашнее задание:

1.Составить литературоведческий диктант по теме «Серебряный век русской поэзии». 2.Составить устный рассказ «Мой любимый поэт серебряного века».

 

Учебно-методическая карта занятия

 

Этап занятия

 

Метод

Отведенное время

Вступительная часть занятия

Орг. момент

Словесный

10 мин

Основная часть занятия

Технологии проблемного и

развивающего обучения,

информационнно–

коммуникативные технологии

Актуализация опорных знаний

 

Словесный 

Устный опрос

Слайдовая презентация

Видеофильм

10 мин

Изучение нового материала

 

Словесный

Беседа

Анализ поэтического текста

Демонстрационный с элементом проблемного обучения

Литературные дебаты

50 мин

Закрепление нового материала

Словесный Интеллектуальная разминка

10 мин

Заключительная часть занятия

Подведение итогов

Словесный

8 мин

Домашнее задание

1.Составить литературоведческий

диктант          по        теме «Серебряный век русской поэзии».

2.Составить устный рассказ «Мой любимый поэт серебряного века».

 

2 мин

 

 

Методические рекомендации

 

Организация занятия

 

Для успешной работы на уроке необходимо с первых минут создать атмосферу доброжелательности и трудоспособности. 

Для работы в группах перед занятием столы должны стоять полукругом. Заранее приготавливаются карточки с надписями: «символисты», «акмеисты», «футуристы». Распечатываются для анализа тексты стихотворений. Для показа презентации и видеофильма подготавливается аппаратура.

 

Изложение нового материала 

 

Изложение нового материала следует начать с актуализации опорных знаний. Преподаватель выясняет у обучающихся, что они знают об эпохе начала XX века. Звучат стихотворения золотого и серебряного веков, обучающиеся выявляют разницу в текстах, эмоциональном настрое.

Материал занятия основан на использовании технологий проблемного и развивающего обучения. Первоначально обучающимся задается проблемный вопрос, на который они должны будут найти ответ в ходе занятия.

С помощью видеоматериала обучающиеся пытаются решить проблемную ситуацию, которая связана с выявлением влияния  исторических событий на развитие литературы, с определением временных границ эпохи «Серебряного века». Путем выдвижения разных гипотез они выявляют разницу между такими литературными течениям, как реализм и модернизм. 

Следующий этап занятия – литературные дебаты. В них участвуют три группы: символисты, акмеисты, футуристы. Пользуясь раздаточным материалом и своей заранее подготовленной информацией, каждая группа должна как можно ярче представить свое течение и доказать его преимущество перед остальными. Обучающиеся выявляют особенности, читают характерные стихотворения и анализируют их. Отличительные черты каждого течения записываются в тетрадь. В ходе дебатов оппоненты выдвигают разные гипотезы.

 

Закрепление изученного материала

 

         Для закрепления материала предлагается интеллектуальная разминка. Проводится жребий, в ходе которого каждая из групп вытягивает задание. Обучающиеся исправляют ошибки в литературоведческих суждениях, по тексту стихотворения пытаются определить течение и выявить его характерные черты.

 

Подведение итогов проведенного занятия

 

При подведении итогов занятия обучающиеся выявляют, что отличает поэтов эпохи «Серебряного века» и что их объединяет? Они приходят к убеждению, что поэты Серебряного века по – разному воспринимали происходящее в стране и отображали реальность, но все они являлись яркими представителями одного времени. Обучающиеся возвращаются к решению проблемного вопроса: глубинное единство всех творцов эпохи Серебряного века проявилось в ощущении хаоса и душевной дисгармонии, в новом подходе  к слову, образу, ритму и структуре поэтического произведения. Они пытаются подвести итог и дать ответ на вопрос: какое значение имела поэзия Серебряного века для развития русской литературы 20 века?

 

Задание для самостоятельной работы обучающихся во внеурочное время

 

         В качестве домашнего задания предлагается составить литературоведческий диктант по теме «Серебряный век русской поэзии» и подготовить устное сообщение на тему: «Мой любимый поэт серебряного века».

 

Заключение 

Поэты «Серебряного века» верили в искусство, в силу слова. Поэтому для их творчества показательно погружение в стихию, поиск новых средств выражения. Они заботились не только о смысле, но и о стиле — для них был важен звук и музыка слова. 

Русская литература «Серебряного века»наделена следующими чертами: любовь к малой Родине, следование стародавним обычаям и традициям морали, широкое применение религиозной символики. Многие авторы старались обратиться к народным сюжетам и образам. Надоевшая всем городская культура обрела черты отрицания. 

Серебряный век оставил русской литературе богатейшее наследие и пополнил фонд отечественной литературы яркими и запоминающимися произведениями.

 

Литература

1.                 Барковская Н.В. Поэзия “серебряного века”. Учеб.пособие. Издание 3-е / Н.В. Барковская.- Екатеринбург.- 2010. - 194 с.

2.                 Литература.11 класс: поурочные планы по учебнику под.ред. В.П. Журавлева.Iполугодие / авт.-сост. Н.Е. Щетинкина. - Изд. 2-е, доп. Волгоград: Учитель, 2010. - 379с.

3.                 Серебряный век русской культуры[электронный ресурс]. – Режим

доступаhttps://foxford.ru/wiki/istoriya/serebryanyy-vek-russkoy-kultury

4.                 «Серебряный век» русской литературы [электронный ресурс]. – Режим

доступа http://trassa.narod.ru/lekzia/techenia/symbolism.htm

 

 

Приложение 1.

Конспект занятия по дисциплине «Литература» 

на тему: «Серебряный век русской поэзии. Основные литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм»

 

Преподаватель: Конец девятнадцатого века... Начало двадцатого... Рубеж веков... Ощущение кризиса, потрясений, катастрофичности. Александр Александрович Блок писал о нем так

Двадцатый век...еще бездомней, еще страшнее жизни мгла, еще чернее и огромней тень Люциферова крыла и отвращение от жизни, и к ней безумная любовь, и страсть, и ненависть к Отчизне... и черная земная кровь сулит нам, раздувая вены все разрушая рубежи неслыханные перемены невиданные мятежи...

Отрывок из видеофильма (первые 39сек.)

Философ Николай Бердяев назвал его Русским культурным Ренессансом, а поэт и критик Николай Оцуп писал о нем так: «По силе и энергии, по обилию удивительных созданий поэзия этого периода является достойным продолжением поэзии «золотого века».

Вспомним, какой период в русской литературе мы называем «золотым веком» и творчество какого поэта характерно для этого периода?

Прослушаем два стихотворения: А.С. Пушкин «Я помню чудное мгновенье» и М. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной».

 

Чтец: Марина Цветаева

Мне нравится, что вы больны не мной,                 

Мне нравится, что я больна не вами, Что никогда тяжелый шар земной Не уплывет под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной - Распущенной - и не играть словами, И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами. 

 

Чтец: А.С. Пушкин

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты.

 

Преподаватель: Какой теме посвящены эти стихи? Одинаковое ли настроение создается у вас при их восприятии?Какое из этих стихотворений относится к эпохе «Серебряного века», а какое к эпохе «Золотого века»?

Продолжение прил.1 Запись в тетради.

Таким образом, на примере этих стихотворений мы видим, что поэзия «золотого века» передает ощущение полноты жизни и радости бытия, а поэзия «Серебряного века» передает дисгармонию, разочарование и душевную усталость. Неслучайно «Золотой век» русской поэзии сравнивают с солнцем, а «Серебряный» - с луной. Луна – это символ ущерба, умирания, ощущение грядущих перемен. А. Блок так писал о начале 20 век: «Неслыханные перемены, Невиданные мятежи…».

Преподаватель: Что же было на рубеже 19-20 веков? Представьте, что  у вас на глазах уходит век Пушкина, Тургенева, Достоевского, уходит век дуэлей и  декабристов. Теперь вместо канделябров будут лампочки, а вместо бричек – автомобили. Все началось в 1890 г.  Тогда все понимали, что современное искусство в упадке. Мережковский читает лекцию и говорит, что реализм в кризисе, искусство устарело. В 19 веке все было понятно. Вот романтизм: есть герой, который противостоит себе, обществу. Мы точно знали, с чем имеем дело. Теперь все по- другому.

Вспомните, какие исторические события произошли в России в первой половине XIX века? Как вы думаете, оказали ли они влияние на литературу начала века?

Видеофильм по истории начала 20 века (с 40с. до 1.53., 02.32 до 03.20.)

Попробуем определить временные границы «Серебряного века». Принято определять границы «серебряного века» всего лишь четвертью столетия: 1890-1913 годы. Однако с обеих сторон эти границы весьма спорны. В научных трудах за начало обычно принимается середина 1890-го – Мережковский и ранний Брюсов. Концом этого периода считают либо 1917г. (октябрьская революция), либо 1921г. – гибель А.Блока и Н.Гумилева.

(запись схемы в тетради)

 

 

 

 

 

Но в то же время к поэтам «серебряного века» относят Ахматову, Мандельштама, Пастернака, Цветаеву, которые создавали свои стихи и после 1920-го, и после 1930-го годов.

Таким образом, мы видим, что временные границы поэзии «Серебряного века» весьма спорны.

Вспомним. Какое же направление в литературе второй половины XIX века считалось основным? (Реализм). Что характерно для этого направления?

Слайд с определением реализма и модернизма (записать в тетрадь).

Реализм (от латинского «вещественный») – литературное направление, особенностями которого являются изображение жизни в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.

В начале XX  века в русской литературе наряду с реализмом появилось новой направление – модернизм. Александр Блок писал в это время: "Солнце наивного реализма закатилось".


 

Модернизм – (от лат. modernus — «современный, недавний») — это направление в искусстве, характеризуемое разрушением устоявшихся представлений, традиционных идей, форм, жанров и поиском новых способов восприятия и отражения действительности.  Модернизм разделился на несколько течений.

 

Данную схему обучающиеся записывают в тетрадь.

 

ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕЧЕНИЯ НАЧАЛА 20 ВЕКА.

 

           

РЕАЛИЗМ                                                                       МОДЕРНИЗМ

                                                                                                          

 

                                                                                              ТЕЧЕНИЯ

                                                                 

 

                                                         СИМВОЛИЗМ            АКМЕИЗМ          ФУТУРИЗМ

                                                 Валерий Брюсов               Николай Гумилев        Велимир Хлебников

                                            Константин Бальмонт         Анна АхматоваВладимир Маяковский

                                                  Андрей Белый              Сергей Городецкий         Игорь Северянин

                                                 Александр Блок           Осип Мандельштам        Василий Каменский                                          Иннокентий Анненский        

 

Символисты:

«Жёлтым шелком, жёлтым шелком...» Валерий Яковлевич Брюсов Желтым шелком, желтым шелком

По атласу голубому Шьют невидимые руки. К горизонту золотому

Ярко-пламенным осколком

Сходит солнце в час разлуки.

Тканью празднично-пурпурной

Убирает кто-то дали, Расстилая багряницы,

И в воде желто-лазурной Заметались, заблистали

Красно-огненные птицы.

 

Символи зм (фр. Symbolisme)— одно из крупнейших течений в искусстве (литературе, музыке и живописи),    характеризуемое       стремлением к          новаторству, использованием символики, недосказанности,      намёков,         таинственных и загадочных образов. Символисты искали прямое соответствие между звуком и смыслом, между цветом и смыслом, между звуком и цветом.Ключевым понятием символизма является символ –многозначное иносказание. В 1903 году символисты организовали свое литературное объединение «Аргонавты».

Акмеисты:

Николай Гумилев

Кенгуру

Сон меня сегодня не разнежил,

Я проснулась рано поутру И пошла, вдыхая воздух свежий, Посмотреть ручного кенгуру.

 

Он срывал пучки смолистых игол,

Глупый, для чего-то их жевал, И смешно, смешно ко мне запрыгал, И еще смешнее закричал.

 

У него так неуклюжи ласки

Но и я люблю ласкать его,

Чтоб его коричневые глазки Мигом осветило торжество.

 

Запись в тетради(в схеме указать поэтов – акмеистов).

Акмеизм (от греч.аkme – высшая степень чего-либо, расцвет, вершина, острие) -  это литературное течение начала XX века, провозглашавшее материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Акмеисты обращались к человеку, к «подлинности» его чувств. Основателем течения был Н.Гумилев. В 1911г. акмеисты организовали свое литературное объединение «Цех поэтов».

 

Футуристы

В. Маяковский «Ночь» Багровый и белый отброшен и скомкан, в зеленый бросали горстями дукаты, а черным ладоням сбежавшихся окон раздали горящие желтые карты. Бульварам и площади было не странно увидеть на зданиях синие тоги. И раньше бегущим, как желтые раны, огни обручали браслетами ноги.

Толпа — пестрошерстая быстрая кошка — плыла, изгибаясь, дверями влекома; каждый хотел протащить хоть немножко громаду из смеха отлитого кома. Я, чувствуя платья зовущие лапы, в глаза им улыбку протиснул, пугая ударами в жесть, хохотали арапы, над лбом расцветивши крыло попугая.

 

         

            В стихотворении можно выделить образы ночного города и человеческой толпы. Сам Маяковский не раскрывал смысла своего стихотворения. На сегодняшний день наиболее распространенным является мнение, что поэт описал ночной игорный дом. Он испытывал к буржуазному обществу огромную ненависть и презрение и не скрывал своих чувств.В произведении чувствуется негативная оценка автора. Толпа, напоминающая «пестрошерстную быструю кошку», стремится урвать свою долю из предстоящего развлечения.

Запись в тетради

Футуризм(от лат.Futurum –будущее) – это авангардное направление в искусстве и литературе первой четверти XX в., которое  отрицало культурные традиции и выдвигало идею рождения сверхискусства, способного преобразить мир. Футуристы экспериментировали в области лексики, синтаксиса, ритмики, рифмы.

 

           Литературные дебаты (защита мнений). Все обучающихся делятся на три группы согласно трем течениям эпохи «Серебряного века»: 1 группа - «Символисты», 2 группа – «Акмеисты», 3  группа – «Футуристы». Пользуясь раздаточным материалом, в течение 10 минут каждая из групп должна представить свое течение так, чтобы всем присутствующим была понятна поэзия этого направления, ее основная мысль и особенность).

 

(Дебаты сопровождаются показом презентации, чтением стихотворений, прослушиванием музыкальных произведений).

 

1 группа «Символисты».

 

            Чтец 1:Символизм появился в России в 90-х годах 19 века. Слово  «символизм» французского происхождения symbolisme—  что означает знак, символ.

Реальный мир для нас,символистов, вторичен. Гораздо важнее другой мир, мир души, с которым нас и связывают символы. Мы пытаемся использовать в своих текстах некие образы. Например, тени, ночь, тишина, тайна, луна. Мы убеждены, что реальный мир с его предметами, чувствами и переживаниями необходимо передавать посредством художественного символа. Символизм делает поэзию одухотворенной, прозрачной. Поэты – символисты свободны от политики. В творчестве мы обращаемся к  мифам, легендам и народным сказаниям, потому что большая их часть построена по принципу символа. Символизм – это культ красоты. Для него характерны цветопись и музыкальность. Мы убеждены, что музыка универсальна, она связывает разные миры. Именно поэтому многие наши стихотворения положены на музыку. 

 

Звучит песня на слова В. Брюсова «Мне грустно».

 

           Чтец 2: Мы прослушали с вами песню на слова Валерия Брюсова «Мне грустно», которая отчетливо передает настроение эпохи «Серебряного века». Я прочитаю вам еще одно стихотворение этого поэта – символиста, чтобы вы могли ближе соприкоснуться с поэзией этого течения, понять его сущность.

 

 

 

 

 

Валерий Брюсов «Творчество»

 

Тень несозданных созданий

Колыхается во сне,

Словно лопасти латаний На эмалевой стене.

 

Фиолетовые руки

На эмалевой стене

Полусонно чертят звуки

В звонко-звучной тишине.

 

И прозрачные киоски,

В звонко-звучной тишине, Вырастают, словно блестки, При лазоревой луне.

 

Всходит месяц обнаженный

При лазоревой луне…

Звуке реют полусонно, Звуки ластятся ко мне.

 

Тайны созданных созданий

С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене.

 

          Чтец 3:Стихотворение «Творчество» было написано Брюсовым в марте 1895 года. После первого прочтения этого стихотворения у читателя создается ощущение безумия. Чтобы уловить его смысл, необходимо прочитать текст несколько раз. Брюсов пытается отобразить в нем процесс создания чего-то нового, творческий процесс, не совсем понятный обывателю. 

В стихотворении нет ни четкого лирического героя, ни логически связанных явлений. Нам очень сложно пересказать его. Все представляемое – образы, символы, процесс. Творческий путь окутан тайной, мраком, размытыми несуществующими созданиями и тенями. Тайна эта раскрывается лишь тогда, когда процесс завершен, когда творец достигает желаемого и являет свое произведение миру.

Подчеркивает необычность и даже некий мистицизм и композиция стихотворения: каждая последняя строка в четверостишии повторяется во второй строке следующего (показать на тексте). Это создает некую цикличность, замкнутость созидания. Образы в произведении создаются с помощью своеобразной лексики – «фиолетовые руки на эмалевой стене», «лопасти латаний», «звонко-звучная тишина».

Брюсов использует такие нехарактерные для литературы приемы, как цветопись и звукопись. Весь текст пронизан фиолетовыми и лазурными оттенками (фиолетовые руки, на эмалевой стене, при лазоревой луне). 

В стихотворении поэт использует прием аллитерации, т.е. повторение согласных звуков в словах (лопасти латаний на эмалевой стене, звуки в звонко – звучной тишине). Аллитерация создает музыкальность произведения, несмотря на отсутствие какой-либо динамики. В совокупности поэт представляет странный, фантастический мир творческого процесса, наполненный цветом, звуком и, как ни странно, звонко-звучной тишиной.

В качестве литературных приемов Брюсовым используются эпитеты («фиолетовые руки», «на эмалевой стене»), метафоры («месяц обнаженный»), олицетворения («киоски вырастают», «звуки ластятся», «трепещет тень»).

 

            Чтец 4:Символисты не стремятся к тому,  чтобы их поэзия была понятной, логичной и ясной, наоборот, мы утверждаем, что искусство должно быть загадочным, таинственным. Оно должно оставаться недопонятым, вызывая тем самым стремление узнать и понять больше. Наше направление представлено самым большим количеством поэтов. ЭтоИннокентий Анненский, Константин Бальмонт, Андрей Белый, Александр Блок, Валерий Брюсов и другие.

Итак, если перед вами то, что напоминает слова песни, что – то загадочное и тайное, то помните, это символизм. Мы, символисты, убеждены, что это самое главное течение эпохи серебряного  века, так как именно на его основе возникли все остальные течения.

 

2 группа «Акмеисты».

Чтец 1: Акмеизм возник в России в 10-е годы XX века. Слово «акмеизм» греческого происхождения akme` —  в переводе означает высшая степень чего-либо, цветущая сила. Итак, начался XX век, жизнь меняется, идет русско – японская война происходит первая русская революция. Людям некогда разбирать символы. И в 1909г. сами символисты стали говорить о кризисе. Тогда несколько символистов объявили себя преодолевшими символизм. Так появились мы - акмеисты.  Основателем этого течения был Н. Гумилев. Он объединил всех акмеистов  в группу «Цех поэтов», которая позже начала издавать журнал «Аполлон». Мы, акмеисты, пришли к убеждению, что в поэзии необходимо уйти от сложности и многозначности. Теперь во главе угла должен стоять не символ, а предмет. Творчество – это не связь с Богом, а ремесло. Материальный мир, простота, утонченность – вот что должно быть в основе поэзии. В наших текстах много предметов и деталей, мистики нет вовсе, а метафор меньше.

 

Чтение стихотворения.

 

Чтец 2:  Николай Гумилев «Рабочий».

 

Он стоит пред раскаленным горном, Невысокий старый человек. Взгляд спокойный кажется покорным От миганья красноватых век.

 

Все товарищи его заснули, Только он один еще не спит: Все он занят отливаньем пули, Что меня с землею разлучит.

 

Кончил, и глаза повеселели.

Возвращается. Блестит луна. Дома ждет его в большой постели Сонная и теплая жена.

 

 

 

Пуля, им отлитая, просвищет

Над седою, вспененной Двиной,

 

Пуля, им отлитая, отыщет

Грудь мою, она пришла за мной.

 

Упаду, смертельно затоскую,

Прошлое увижу наяву,

Кровь ключом захлещет на сухую, Пыльную и мятую траву.

 

И Господь воздаст мне полной мерой За недолгий мой и горький век. Это сделал в блузе светло-серой Невысокий старый человек.

 

Чтец 3: Стихотворение «Рабочий» впервые было напечатано 1918 году. В то время Гумилев — еще молодой, но уже прошедший Первую Мировую войну, воин, размышляющий о смысле человеческого существования. Несмотря на то, что стихотворение написано в то время, когда акмеизм уже сдал свои позиции, поэт остался в нем верен своему течению. После первого прочтения стихотворения сразу понятен смысл и тема. Мы можем сказать, о чем оно. У нас есть конкретный герой – это рабочий, который занят отливанием пули. Первая строка стихотворения – своеобразный портрет главного героя: невысокий, старый, с покрасневшими от усталости глазами. Поэт как бы предчувствует свою смерть. Он убежден, что пуля, отлитая рабочим, найдет его на поле брани. В эту минуту вся жизнь пронесется у него перед глазами. В последних строчках стихотворения в образе рабочего представлена смерть.

 

Чтец 4: Как мы видим на примере этого стихотворения, тексты акмеистов точны, логичны, стройны и ясны. Мы стремимся к пушкинскому языку. В наших текстах легко выделить тему, содержание, основную мысль; стихотворениелегко понять и выучить. Среди  поэтов-акмеистов такие известные имена, как Анна Ахматова, Николай Гумилев, Сергей Городецкий, Осип Мандельштам.

Таким образом, если перед вами текст, в котором изображена четкая картина, много деталей, и он легко запоминается, то это акмеизм.

 

3 группа «Футуристы»

Чтец 1:Слово футуризм произошло от латинского futurum — в переводе означает будущее.Это одно из основных авангардистских течений в европейском искусстве начала XX века, получившее наибольшее распространение в Италии и России. Идеи футуризма нашли выражение в литературе, театре, музыке, кинематографе.

Весь мир вокруг меняется, но почему – то вся ваша новая поэзия звучит как – то по – старому. Если менять, то менять все: идею, ритмику, строфику, язык, слово. Наступило время футуризма. Весь футуризм – это большой вызов. Тут поэт – не проводник в другой мир, как у символистов, и не ремесленник, как для акмеистов. Тут поэт – это сверхчеловек. Он должен разрушить все старое и построить все новое. Что делает футуризм? Он сбрасывает с парохода современности все старье, борется с окостеневшим языком, расшатывает синтаксис. Знаки препинания? Можно без них. Ритм? Какой захочется. Слова? Мы,футуристы, провозглашаем за собой право придумывать слова. «Задолиция полиция»,- придумал Маяковский. Это течение тесно связано с живописью и с графикой. Большинство  из нас рисует. Даже свои собрания мы проводим вместе с собраниями художников. Особое внимание футуристы уделяют метафоре. Мы боремся со здравым смыслом. Наша поэзия эпотажна. Причем эпотажны и тексты, и их исполнение. Даже мы сами выглядим эпотажно. 

 

Чтение стихотворения 

 

Чтец 2: Владимир  Маяковский «А вы могли бы?»

 

Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?

 

Чтец 3:Стихотворение написано в 1913 г. и является одним из первых серьезных заявлений автора о себе.

Лирический герой проводит резкую черту между собой и обыденностью окружающего мира. Он намерен решительно преобразовать серость «будня».

В стихотворении создаётся особый предметный ряд: блюдо студня - океан, чешуя рыбы - зов губ, водосточная труба - флейта. Эти зрительные образы возникают по ассоциации. Как понимать: “смазал карту будня, плеснувши краску из стакана”? Это означает, что художник может преобразовать окружающий мир. Главное в этом произведении – это речевой такт(Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана).Это приближает стихотворную речь к разговорной. Я как будто не читаю стихотворение, а разговариваю с вами.

Маяковский использует сложные метафоры («блюдо студня», «косые скулы океана»), которые с трудом поддаются восприятию. По классическим представлениям они должны означать перенесение свойств одного предмета на другой по общему признаку. Но Маяковский создает метафоры совершенно произвольно, исключительно по собственным представлениям. Он не учитывает сходство предметов, а основывается на произведенном эффекте.

В этом стихотворении лирический герой противопоставляет себя серой массеи создает свой уникальный мир, где «на чешуе жестяной рыбы» можно прочесть «зовы новых губ».

В заключительных строчках Маяковский обращается с риторическим вопросом к читателям (а вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?) «Ноктюрн… на флейте водосточных труб» сыграть никому не удастся. Только автор уверен в своих безграничных возможностях. Богатое воображение и способность всегда «плыть против течения» — залог его уверенности.

Маяковский считал, что ему подвластно все, не существует никаких границ и пределов. Но в гордом и самоуверенном тоне чувствуется тоска поэта от одиночества. Финальный вопрос – это также попытка найти единомышленников. 

Чтец 4:Мы, футуристы, отрицаем культурные традиции и выдвигаем идею рождения сверхискусства, способного преобразить мир. Необходимое условие нашего существования – литературный скандал. Для нас характерно бунтарство, анархичность мировоззрения,  выражение массовых настроений толпы. Бунтарство проявляется в наших экспериментах  в области лексики, синтаксиса, ритмики, рифмы. В наших стихотворениях может не быть цели, темы, смысла и рифмы.

Среди поэтов – футуристов такие известные имена, как Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Игорь Северянин, Василий Каменский и другие.

Итак, если перед вами текст непонятного содержания, с выдуманными словами или с абсолютно неприличным синтаксисом, то скорее всего перед вами футуризм.

Закрепление: Группы тянут жребий: 

1)         Выбирают      карточки,       в          которых         необходимо   исправить      ошибки в литературоведческих суждениях:

А)Для поэтического языка символистов были характерны повышенная музыкальность, активное словотворчество (создание неологизмов), тяготение к ясному и четкому пушкинскому стилю.

Ответ: Для символистов нехарактерно активное словотворчество и стремление к абсолютной ясности точности поэтического языка.

Б) Образный строй лирических произведений акмеистов отличают неопределенность, расплывчатость поэтических формулировок, нарочитое внимание к мелочам, эстетизация вкусовых ощущений.

Ответ: Ошибочным является утверждение о расплывчатости поэтических формулировокв лирике акмеистов: стремление к ясности и точностив максимальной степени отличает их поэтический язык.

В) Для футуризма характерно отрицание культурных традиций и провозглашение сверхискусства. Футуристы выступали за возвращение слову изначального смысла. Они отмечали связь своей поэзии с музыкой.

Ответ: Футуристы не выступали за возвращение слову первоначального смысла. Это было характерно для акмеистов. Они отмечали связь своей поэзии с живописью, многие из них были художниками.

2)Каждая из групп выбирает текст стихотворения, по которому необходимо определить течение и обозначить его признаки.

 

Текст 1:Город спит, окутан мглою, Чуть мерцают фонари... Там далёко, за Невою, Вижу отблески зари.

В этом дальнем отражении,

В этих отблесках огня

Притаилось пробужденье

Дней тоскливых для меня.

 

Ответ: А.Блок «Город спит, окутан мглою» - символизм.

Текст 2:Дверь полуоткрыта,

Веют липы сладко…

На столе забыты Хлыстик и перчатка. Круг от лампы желтый… Шорохам внимаю.

 

 

 

Отчего ушел ты? Я не понимаю…

Радостно и ясно Завтра будет утро.

Эта жизнь прекрасна, Сердце, будь же мудро.

Ты совсем устало, Бьешься тише, глуше…

Знаешь, я читала,

Что бессмертны души.

 

Ответ: Анна Ахматова «Дверь полуоткрыта…» 1911г. – акмеизм.

 

Текст 3: Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристо, остро!

Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском! Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

 

Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!

Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буеров!

Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили! Ананасы в шампанском – это пульс вечеров!

 

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском Я трагедию жизни претворю в грезофарс...

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс!

 

Ответ: Игорь Северянин «Увертюра», 1915г. – футуризм.

(запись в тетрадях)

Преподаватель: Мы видим полнейшую разобщенность, непримиримость во взглядах на то, каким должно быть искусство и как нужно писать стихи.

А что объединяет поэтов этих направлений?

Обучающиеся: Все они современники, их объединяет время, сама эпоха;

-     им было свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии; - они трепетно относятся к слову, образу, ритму; все они новаторы структуры поэтического произведения;

-     их сближает беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему.

(запись в тетрадях)

Преподаватель: Какое значение имела поэзия Серебряного века для развития русской литературы 20 века? Обучающиеся:

-     выражала настроение времени;

-     определила поиски новых путей в искусстве;

-     дала огромное разнообразие творческих индивидуальностей таких поэтов, как Блок,

Маяковский, Ахматова;

-     привлекала читателя к сотворчеству.


Рецензия

на методическую разработку  учебного занятия по дисциплине «Литература»

«Серебряный век русской поэзии. Основные литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм»

 

 

Автор: Лазина Надежда Александровна, преподаватель литературы центра – колледжа прикладных квалификаций ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ.

 

Данная методическая разработка содержит материал, предназначенный для организации и проведения учебного занятия по дисциплине «Литература», посвященного периоду поэзии «Серебряного века». 

Работа включает в себя все основные разделы: введение, подготовительную работу, план проведения занятия, методические рекомендации, заключение и используемый список литературы. Преподавателем описаны все используемые технологии и методы, обозначены цели, отражена актуальность предлагаемого материала и его практическая значимость. Работа построена логически грамотно, язык прост и  доступен. 

В основе занятия знакомство с литературными течениями начала XX века. Материал содержит информацию об основных исторических событиях, повлиявших на развитие литературы, об истоках происхождения символизма, акмеизма и футуризма, об их сходстве и различии.

Содержание работы  направлено на формирование познавательного интереса к  русской литературе начала XX века, на развитие навыков анализа лирического произведения и расширение читательского кругозора обучающихся.

Методическая разработка раскрывает методику проведения урока, содержит план и конспект занятия, сопровождаемые компьютерной презентацией и видеофайлами.

Материал может быть использован для организации учебных занятий по дисциплине «Литература» в учебных заведениях разного уровня.   

 

 

Директор центра – колледжа

прикладных квалификаций

ФГБОУ  ВО Мичуринский ГАУ                                                     Е.В. Баженов

 

 

Исп. цикловая методическая комиссия      общеобразовательных дисциплин 

центра – колледжа прикладных квалификаций 

ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ,

Лазина Н.А., председатель методической комиссии.

Посмотрите также