Методическая разработка внеклассного мероприятие «Урок патриотизма», посвящённый битве под Москвой
Оценка 4.9

Методическая разработка внеклассного мероприятие «Урок патриотизма», посвящённый битве под Москвой

Оценка 4.9
Культурные мероприятия
docx
05.02.2023
Методическая разработка внеклассного мероприятие «Урок патриотизма», посвящённый битве под Москвой
методическая разработка Москва.docx

Краевое государственное профессиональное образовательное автономное учреждение

«Камчатский политехнический техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка внеклассного мероприятие «Урок патриотизма», посвящённый битве под Москвой

 

 

 

 

 

 

Разработчик: Макарова Ю.В., преподаватель социально-гуманитарных               дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петропавловск-Камчатский -2022

 

Рассмотрено и утверждено                                                       «Утверждено»

на заседании ЦК                                                                         Зам.директора

общепрофессионального цикла                                   по воспитательной работе

протокол № 5 от 11.01.2022                                     ______    А.Н.Ярочкина

председатель ЦК ___А.А. Жигульский

 

 

 

Организация-разработчик: КГПАОУ «Камчатский политехнический техникум»

Разработчик: Макарова Ю.В., преподаватель социально-гуманитарных дисциплин, первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рецензия

Методическая разработка содержит практические материалы по организации внеклассных мероприятий или учебных занятий по теме: «Урок патриотизма», посвящённому битве под Москвой. Преподавателем проведена подготовительная работа по подбору материала, подготовке презентации и составлению текста, а также подборки видео хроники. Основной образовательной технологией при проведении мероприятия является информационно - коммуникационная технология, достоинством которой являются возможность воздействовать на формирование мотивации учащегося к обучению, сообщение разного рода сведений и формирование навыков и умений по отбору и систематизации информации, она помогает добиваться совершенствования самого процесса преподавания.

Ознакомление учащихся с определенными дисциплинами вне учебного плана позволяет студентам научиться адаптации к разным условиям. Форма проведения внеклассных занятий принципиально отличается от работы на занятиях. Большой упор в организации мероприятий, проводимых во внеклассное время, делается на самостоятельность студентов и вырабатывает в них необходимые для успешной учебы навыки.

 

 

 

Заместитель директора

по воспитательной работе                                                      А.Н.Ярочкина

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Воспитательное мероприятие Урок патриотизма», посвящённое битве под Москвой является актуальным, так как всё меньше остаётся живых свидетелей событий той войны.

 Воспитательное мероприятие – «Битва за Москву!», апробировалось на уроках истории и литературы и вызвало большой интерес учащихся при его подготовке и проведении. Оно имеет большую социальную значимость, так как направлено на изучение героического прошлого своей Родины, воспитание гражданского самосознания, гражданственности, патриотизма, национальной гордости, уважения к героическому прошлому своего народа, своих близких, на формирование гражданской позиции, гражданского самоопределения.

Занятие ориентировано на подростковые группы, поэтому предполагает не только возможность ознакомления учащихся с воспитывающей информацией (посредством видеопрезентации или рассказа педагога), но и организацию интерактивных форм работы с этой информацией.

Педагог напоминает учащимся о героическом прошлом наших ветеранов, нашего старшего поколения, защитивших страну в Великой Отечественной войне. Рассказывает о подвиге отцов, воинов, защищающих, русский мир, русскую культуру от уничтожения.

Студенты принимали активное участие в организации, планировании, подготовке и проведении данного мероприятия, что способствует воспитанию таких важных личностных качеств как: целеустремлённость, ответственность, дисциплинированность, исполнительность и др. Кроме того, обучающиеся сами занимались поиском, сбором информации о своих родственниках, земляках, принимавших участие в боевых действиях по защите своей Родины, что повысило личностную значимость коллективного дела и увеличило интерес к изучаемому материалу.

Воспитательное дело «Битва за Москву!» является одной из форм образовательной деятельности в целостном педагогическом процессе ОУ.

Цель мероприятия.

Расширить у учащихся знаний о Великой Отечественной войне 1941-1945 года, ее защитниках и их подвигах, развить у детей представления о том, что защита Родины – священная обязанность каждого человека.

Задачи мероприятия.

Воспитание уважения к борцам за свободу, чувства гордости за свой народ, отстоявший свободу и независимость Отчизны в суровые годы.

Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, к истории своей малой родины, бережное отношение к ветеранам.

Развитие познавательных и творческих интересов.

Мероприятие приурочено к празднованию дня Воинской Славы России 5 декабря - день начала контрнаступления советских войск под Москвой в годы Великой Отечественной войны.

Для проведения мероприятия используются следующие методические приёмы:

- историко-литературная композиция;

- мультимедийная презентация (показ слайдов);

- фрагменты фильмов.

Оборудование: телевизор, магнитофон, фонограммы, кино- и видеофрагменты, карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», плакат «Родина-мать зовет!», рисунки студентов, посвященные битве под Москвой, выставка книг о войне.

Ход мероприятия

Ведущий 1: Цитатой к нашей сегодняшней теме являются слова:

Народ, забывший свою историю

умрет – помни о своем народе и

о своей истории.

Без памяти нет будущего, это – истина.

 (Виноградов Станислав)

Ведущий 2:

Прошла война, прошла страда,

 Но боль взывает к людям.

Давайте, люди, никогда об этом не забудем!

Ведущий 1: Первым днём воинской славы России, открывшим счёт её победам в Великой Отечественной войне, является 5 декабря - День начала контрнаступления советских войск под Москвой. В битве, которая по количеству войск и военной техники, размаху и напряжённости операций, трагичности и величию её событий - одна из крупнейших в истории войн.

Звучит песня «Защитники Москвы».

Ведущий 2: В течение 203 суток (30.09.41 г. - 20.04.42 г.) свыше 7 млн. солдат и офицеров, до 53 тыс. орудий и миномётов, около 6,5 тыс. танков и более 3 тыс. боевых самолётов германского вермахта и Советских Вооружённых Сил вели яростное противоборство между собой. Пламя сражений охватило территорию до 1 тыс. км по фронту в свыше 350 км в глубину, что по площади больше десяти таких стран, как Бельгия.

Победа Красной Армии под Москвой явилась решающим военным событием первого года Великой Отечественной войны и первым крупным поражением Германии в ходе всей второй мировой войны.

Фрагмент документального фильма об обороне Москвы

Ведущий 1:

Он велел, чтоб разгромили,

Растоптали и сожгли

Все, что дружно мы хранили,

Пуще глаза берегли,

Чтобы мы нужду терпели,

Наших песен петь не смели

Возле дома своего,

Чтобы было все для немцев,

Для фашистов-иноземцев.

Ведущий 2: 30 сентября 2-я танковая группа под командованием генерала Гудериана перешла в наступление на Москву. Операция по захвату столицы - «Тайфун» началась. Немецкие войска сильно превосходили советские как количеством людей, так и вооружением. 2 октября перешли в наступление две другие танковые группировки. Советские войска стали отступать к Москве.

Ведущий 1: Согласно секретной директиве №35 от 6 сентября 1941 года, население столицы подлежало полному истреблению. Гитлер планировал провести парад на Красной площади 7 ноября, перезимовать в Москве, а весной двинуться на восток.

Ребята как Вы думаете, а что же должно было стать со столицей?

Ведущий 2: Её планировали сначала взорвать, превратив в гигантский бассейн «Москва». И в честь немецкого оружия на берегу должна была встать гордая стена из красного гранита, которая венчала бы волю победителя и приводила в трепет народы. Многие тонны этого камня для этого уже были доставлены под Москву. Но русский народ распорядился по-своему.

Ведущий 1: По планам немецкого командования уничтожение Москвы должно было начаться с воздуха. Вражеская авиация предприняла первый налет на Москву в ночь на 22 июля. С этого момента по 22 декабря 1941 года было 122 налета.

Ведущий 2: Основную роль в противовоздушной обороне города играли летчики и зенитчики Московского корпусного района противовоздушной обороны. Они перехватывали вражеские самолеты на подступах к городу, уничтожали их или вынуждали вернуться на свои аэродромы. Около 1300 фашистских самолетов были уничтожены под Москвой. Только немногим удалось прорваться в город.

Ведущий 1: До последнего патрона бились в воздушных схватках наши летчики-истребители. С первых дней войны летчик-истребитель Виктор Талалихин охранял столицу от налетов вражеской авиации.7 августа 1941 года он одним из первых в истории Великой Отечественной войны совершил ночной таран, сбив фашистский бомбардировщик, за что был удостоен звания Героя Советского Союза. А 27 октября того же года он погиб смертью храбрых на 43-м километре от Москвы, недалеко от Подольска.

Ведущий 2: Штыки от стужи побелели,

Снега мерцали синевой.

Мы, в первый раз надев шинели,

Сурово бились под Москвой.

Безусые, почти что дети,

Мы знали в яростный тот год,

Что вместо нас никто на свете

За этот город не умрет.

Алексей Сурков

Ведущий 1: Автор знаменитой песни «В землянке», на самом деле это были строки из письма его жене. Рожденная зимой 1941 года в битве под Москвой, песня распространилась по всем фронтам.

Звучит песня "В землянке»

Ведущий 2: Гитлер планировал провести 7 ноября парад на Красной площади. 7 ноября 1941 года.1 ноября Г.К. Жуковым и И.И. Сталиным был принят указ о проведении парада 7 ноября на Красной площади. И парад состоялся – но парад советских войск, в честь 24-й годовщины Октябрьской революции, солдаты шли с Красной площади на передовую.

Ведущий 1: Военный парад готовили в условиях такой строгой секретности, что он стал полной неожиданностью для всех, в том числе и для немецкого командования. Советские солдаты маршировали вдоль Кремлёвской стены, мимо Мавзолея и стоящего на его трибуне Сталина.

Видеохроника парада на Красной площади

Ведущий 2: Верховный Главнокомандующий произнёс речь, обращаясь к защитникам Москвы и всему народу: «…Война, которую вы ведёте, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!»

Ведущий 1: «И по брусчатке, шаг чеканя строем,

Давая клятву павшим и живым,

С парада уходили в пекло боя

Плечом к плечу защитники Москвы!»

Ведущий 2: Особенно упорный характер бои носили в районе Волоколамска. Здесь оборонялась 16-я армия, в состав которой входила 316-я стрелковая дивизия во главе с генерал-майором И. В. Панфиловым. (Слайд 21)

Ведущий 1: На рассвете 16 ноября 1941 года у разъезда Дубосеково, где позицию занимали двадцать восемь бойцов панфиловской дивизии, появились вражеские самолеты, ударила немецкая артиллерия. Ливень бомб и снарядов обрушился на панфиловцев. Решив, что после мощного артобстрела и бомбежки на наших позициях никого не осталось в живых, гитлеровцы ринулись в атаку.

Ведущий 2: В разгар боя к бойцам взвода приполз политрук роты Василий Клочков. Гитлеровцы бросили против горстки советских воинов более двадцати танков.

Но и эта бронированная лавина не устрашила бойцов. Гранатами, бутылками с горючей смесью встретили они врага. В первые минуты было уничтожено три танка. Это вселило в воинов уверенность в своих силах. Четыре часа продолжался ожесточенный бой. Не удалось гитлеровцам прорваться через рубеж отважных панфиловцев.

Ведущий 1: Передышка оказалась короткой. Вскоре в дымке наступающих сумерек опять показались вражеские танки. Тридцать — сосчитал политрук Клочков.

- Друзья! — крикнул он. — Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!

Ведущий 2: Слова политрука бойцы восприняли, как приказ Родины сражаться до последней капли крови. Подпустив танки на десять — пятнадцать метров, смельчаки вступили в неравный бой.

Ведущий 1: Мужество и верность воинскому долгу двадцати восьми богатырей оказались крепче вражеской стали. Они уничтожили двадцать пять танков противника. Ценой своей жизни панфиловцы задержали врага, не допустив прорыва фашистских танков по Волоколамскому шоссе. Только четверо бойцов осталось в живых. Остальные погибли в этом беспримерном бою.

Ведущий 2: Под Москвой для немцев начались дни величайших испытаний. Боевой дух германских солдат заметно падал. Немецкий ефрейтор писал из-под Москвы: «Мы шагаем по немецким трупам и оставляем в снежных сугробах своих раненых. Сегодня мы шагаем по трупам тех, кто пал впереди, завтра мы станем трупами, и нас также раздавят орудия и гусеницы».

Ведущий 1: Один немецкий солдат написал в своём дневнике: «Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них сражаются и погибают как герои».

Ведущий 2: 5-6 декабря советские войска под Москвой перешли в контрнаступление.

Ведущий 1: К началу января 1942 г. враг был отброшен от Москвы на 100-150 км. Непосредственная угроза Москве была устранена. Окончательно был развеян миф о «молниеносной войне» против СССР, потерпел крах план «Тайфун».

Ведущий 2: Битва под Москвой закончилась 20 апреля 1942 года. Победа способствовала подъёму морального духа: все увидели, что фашистов можно бить, а значит, их можно победить! Укрепилась уверенность в Победе, той, единственной, «одной на всех».

Звучит песня «Журавли»


 

Краевое государственное профессиональное образовательное автономное учреждение «Камчатский политехнический техникум»

Краевое государственное профессиональное образовательное автономное учреждение «Камчатский политехнический техникум»

Рассмотрено и утверждено «Утверждено» на заседании

Рассмотрено и утверждено «Утверждено» на заседании

Рецензия Методическая разработка содержит практические материалы по организации внеклассных мероприятий или учебных занятий по теме: «Урок патриотизма», посвящённому битве под

Рецензия Методическая разработка содержит практические материалы по организации внеклассных мероприятий или учебных занятий по теме: «Урок патриотизма», посвящённому битве под

Пояснительная записка Воспитательное мероприятие

Пояснительная записка Воспитательное мероприятие

Цель мероприятия. Расширить у учащихся знаний о

Цель мероприятия. Расширить у учащихся знаний о

Виноградов Станислав) Ведущий 2:

Виноградов Станислав) Ведущий 2:

Для фашистов-иноземцев. Ведущий 2: 30 сентября 2-я танковая группа под командованием генерала

Для фашистов-иноземцев. Ведущий 2: 30 сентября 2-я танковая группа под командованием генерала

Великой Отечественной войны совершил ночной таран, сбив фашистский бомбардировщик, за что был удостоен звания

Великой Отечественной войны совершил ночной таран, сбив фашистский бомбардировщик, за что был удостоен звания

Александра Невского, Дмитрия Донского,

Александра Невского, Дмитрия Донского,

Подпустив танки на десять — пятнадцать метров, смельчаки вступили в неравный бой

Подпустив танки на десять — пятнадцать метров, смельчаки вступили в неравный бой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2023