Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Лесная сказка»
Пояснительная записка.
Птицы и звери, цветы и деревья взывают
к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь,
где живешь, - на расстоянии взгляда и голоса,
хотя бы на расстоянии вытянутой руки.
(Д.Лихачев)
Во все времена взаимоотношения между человеком и природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. Долгое время принято было считать, что Человек – это царь природы. Но непродуманное использование природных ресурсов показало, что человек лишь часть природы, причем неотъемлемая часть. И в настоящее время для сохранения жизни на земле необходимо освоение новых отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от природы.
Человек – часть природы, и если с детства он будет приучен заботиться о ней, говорить о природе, как о живой, о том, что она может и грустить, и радоваться, то вдумчивое отношение новых поколений поможет избежать глобальных экологических катастроф.
Успех же этой деятельности находится в прямой зависимости от уровня экологической образованности человека, его экологической культуры. В становлении этого качества личности исключительно важная роль принадлежит детству, так как маленький ребенок психологически более податлив на влияние извне, его мировоззренческие и нравственные позиции еще неустойчивы, а потому активно развиваются и утверждаются.
Экологическое образование не ограничивается только уроком. Оно имеет продолжение и во внеклассной и внешкольной работе. Проведение внеклассных мероприятий по данной теме имеет огромное образовательное и воспитательное значение. Дети знакомятся с разнообразием пернатых обитателей, учатся сострадать, оказывать посильную помощь и нести ответственность за «братьев наших меньших».
Дети часто слышат слова о том, что природу надо беречь. Но что стоит за этими фразами? Как научить ребенка любить окружающий его мир, внимательно и бережно относиться к любому проявлению жизни? И как объяснить, что чья-то жизнь имеет права на существование не меньше, чем его собственная?
Зима для пернатых – самая тяжелая пора. В это время им часто бывает трудно добывать корм, особенно, когда оттепели чередуются с морозами и все покрывается ледяной коркой. Птицы, особенно молодые, не успевают за короткий зимний день найти достаточно корма и гибнут от голода. Чтобы помочь зимующим птицам, необходимо постоянно подкармливать их в течение зимы.
Цель: привлечение внимания подрастающего поколения к проблеме подкормки зимующих птиц; воспитание положительных качеств личности: отзывчивости, состраданию.
Задачи:
1. Вовлечение обучающихся в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц.
2. Развитие потребности общения с природой и окружающим миром, ответственности за «братьев наших меньших».
3. Воспитание у учащихся активной жизненной позиции в сфере экологической и природоохранной деятельности.
Подготовка к мероприятию: учащиеся заранее оповещаются о теме мероприятия. Проводится беседа о видах кормушек и их назначении. Предлагается ребятам изготовить кормушки дома, под присмотром взрослых из подручных средств.
Сценарий мероприятия.
Ведущий 1Арина
Как хорошо в краю родном
Зимой, когда, как мех,
Леса, луга и все кругом
Покроет пышный снег.
Ф.Миронов.
Ведущий 2Алина
Здравствуйте, друзья!
- Сегодня мы отправимся в путешествие по зимнему лесу, поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму.
- Как называют таких птиц? (Зимующие птицы.)
Стук в дверь. Почтальон принес письмо.(Арсентий)
- Спасите! На помощь! Кто послал письмо? (Птицы).
- Поможем птицам?
- Чтобы им помочь, надо знать: какие птицы у нас зимуют, чем кормятся.
-Давайте мысленно перенесемся в зимний лес.
Танец
под музыку
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь,
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
Ведущая 1. - А какие птицы остались, вы сможете узнать сами, угадав их по описанию?
-Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит ... (Воробей).
Ведущая 2.
- По лесам, садам летаю,
Мушек, мошек собираю
И личинок, и жучков
Короедов, червячков,
А зимою на дорожке
Собираю часто крошки.
Я весёленькая птичка
И зовут меня… (Синица).
Ведущая 1.
-Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она? …(Ворона).
Ведущая 2.
-Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Верещунья белобока,
А зовут её ...(Сорока).
Ведущая 1.
-Птичка шумная, свищит.
Прозывался он - ямщик.
Схватит в клюв жука - еда.
По стволам туда- сюда
Ползает он целый день
Называют ... (Поползень)
Ведущая 2.
- Пестрая птичка,
Сама невеличка,
Песню на ветке завёл
Звонкоголосый ... (Щегол)
Ведущая 1.
-В клетке восседает,
Трели изливает,
Пародирует щегла,
И овсянку, воробья.
Вы узнали все друзья,
Это песни все … (Чижа).
Ведущая 2.
- Первый снежок над землёю кружится,
Белый ложится на серый пустырь.
Снег принесла красногрудая птица
С севера дальнего, птица… (Снегирь)
Ведущая 1.
- Раньше всех из птиц встает,
Солнцу песенку поет,
Все живое поднимает,
Как ту птичку называют? (Жаворонок).
Ведущая 2.
- Хохолочек на головке.
Птица яркая. Так ловко,
Будто дует кто в свирель,
Распевает ….. (Свиристель)
Ведущая 1.
- Днём спит, ночью летает,
Ухает, людей пугает.
В темноте горят глаза –
Всем мышам она гроза.
И зовут ее …..(Сова).
Частушки 2а (под музыку)
1. Чик-чирк, пришла зима.
Покормить бы нас пора!
Мы ребята-воробьята
Очень шустрые ребята!
2. Я сорока – белобока
Новость на хвосте несу –
Покормите птиц зимою,
Трудно им сейчас в лесу.
3. Свиристель, свиристель,
Что уселся ты на ель?
Хохолок свой поднимай,
На рябину прилетай!
4. Я – снегирь, люблю рябину,
В декабре я к вам лечу.
Не боюсь теперь я зиму –
Я с ребятами дружу!
5. Я – синица, хоть куда!
И находчива, умна!
По кормушкам я летаю
И все крохи собираю.
6. Покормили меня дети
Вкусною едою.
Хорошо живётся мне
Этою зимою!
Ведущая 2.
-Ребята, а как вы думаете, что для зимующих птиц страшнее холод или голод?
Я думаю...особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза.
Из десяти синиц выживают две. И чтобы помочь им, мы должны…
А что мы должны сделать, сейчас нам расскажут наши первоклассники
Стихи первоклассников
1-й Аня
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели.
К нам синицы прилетели.
2-й Соня
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
3-й Саша
А в четверг со всех краёв —
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей.
Голубь лакомился кашей.
4-й Дана
А в субботу на пирог.
Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Прилетел певец весенний-
Путешественник – скворец…
Вот и зимушке конец.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.