Методическая разработка внеклассного мероприятия "Математика-царица наук"
Оценка 4.9

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Математика-царица наук"

Оценка 4.9
docx
30.04.2023
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Математика-царица наук"
3. математика-царица наук.docx

Частное учреждение

профессиональная образовательная организация

ТЕХНИКУМ «БИЗНЕС И ПРАВО»

 

 

 «Математика-царица наук»

Методическая разработка внеклассного мероприятия для студентов первого курса

 

 

 

 

 

Разработал и провел:

преподаватель

математики и информатики

Косяченко А.Н.

 

 

 

Белореченск, 2022

Тема: «Математика-царица наук»

Цели мероприятия:

Методическая – усовершенствование использования нетрадиционных форм и методов организации внеурочной деятельности обучающихся.

Воспитательная – усовершенствование навыков сотрудничества, умения отстаивать свою точку зрения, воспитание чувства ответственности. Воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию знаний. Прививать интерес к математике.

Обучающая – в игровой форме повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор. Выработка навыков нешаблонного и логического мышления при решении нестандартных заданий.

Развивающая – развитие творческих способностей студентов, познавательного интереса, интеллекта, речи, памяти, внимания.

Формы и методы организации мероприятия: интерактивная игра, конкурсы.

Межпредметные связи: связь математики с другими науками.

Обеспечение мероприятия:

Методическое: методическая разработка мероприятия; раздаточный материал для конкурсов

Технические средства обучения:

- компьютер;

- проектор;

Наглядные пособия:

- презентация;

- интерактивная игра.

Ход мероприятия:

Ведущий:

«Математика – царица всех наук!»

Тем, кто учит математику,

Тем, кто учит математике,

Тем, кто любит математику,

Тем, кто ещё не знает, что может любить математику,

Посвящается наша встреча!

Мы рады приветствовать всех собравшихся. Сегодня мы приглашаем на сцену команды 1 курсов нашего техникума, которые делают первые шаги сегодня, здесь, на этой сцене и надеются на вашу поддержку и понимание.

1) Представление команд:

2) Представление жюри

Вбегает студент: У меня для вас - во-о-от такая новость! Всех преподавателей  направили на семинар, остались лишь математики. И у нас сегодня – 6 пар математики!

2 студент: (из зала) Да не может такого быть! Нельзя же так издеваться над детьми!

Ведущий. Да, сегодня мы с вами проведем необычные уроки математики. Вы посмотрите на привычные вещи другими глазами. Итак, первая пара–

ЛИТЕРАТУРА

Студент: Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни.

Великий русский поэт был большим любителем математики и в своих вольных и невольных переездах из одного места службы в другое всегда возил с собою учебник математики.

Гипотеза о форме цифр

В материалах записных книжек Пушкина за 1835 год содержится гипотеза о происхождении формы цифр:

https://pandia.ru/text/78/122/images/image001_200.jpg

«Форма цифр арабских составлена из следующей фигуры: АВ (1), АВI)С (2), АВЕСВ (3), АВЕ + АЕ (4). Русские цифры составлены по тому же образцу». Следует, однако, признать, что эта гипотеза поэта для объяснения формы наших цифр не имеет никакого исторического обоснования.

Поистине крылатыми стали слова Пушкина: «Поверил я алгеброй гармонию».

В критической статье, посвященной работе, Пушкин в 1826 году писал: «Вдохновенье нужно в поэзии, как и в геометрии». Примерно в это же время, по уже по другому поводу, поэт в своей тетради запишет: «Вдохновенье нужно в геометрии, как и в поэзии», поменяв местами слова о геометрии и поэзии. Этим он подчеркнул равноправие поэзии и геометрии перед вдохновением.

Студент 2.

Если ты в жизни, хотя на мгновенье

Истину в сердце своём ощутил,

Если луч правды сквозь мрак и сомненье

Ярким сияньем твой путь озарил:

Чтобы в решеньи своём неизменном

Рок ни назначил тебе впереди -

Память об этом мгновенье священном

Вечно храни, как святыню, в груди

Тучи сберутся громадой нестройной,

Небо покроется чёрною мглой,

С ясной решимостью, и с верной спокойной

Бурю ты встреть и померься с грозой.

Это стихотворение принадлежит выдающемуся учёному-математику Софье Васильевне Ковалевской. В ней жили математик и поэт. Они одновременно родились, росли, учились, писали научные труды и стихи. В течение 6 лет Ковалевская занималась только поэзией, затем вновь вернулась к математике.

Служение математике представляла себе неотрывным от служения литературе. "Мне кажется, - говорила она, - что поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. И это должен математик".

Для многих казалось странным, как она сочетает математику с поэзией. По этому поводу Ковалевская писала: "Многие, которым никогда не представлялось случая более глубоко узнать математику, считают её наукой сухой. В сущности, же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего времени говорит совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе".

 

Ведущий: Учителя математики часто говорят: «Разжевали теорему, только проглотите». В одном из литературных произведений встречаются такие слова: «Каждая теорема с доказательством тщательно переписывается на тоненькой облатке чернилами, составленными из микстуры от головной боли. Ученик глотает облатку натощак и в течение трех следующих дней не ест ничего, кроме хлеба и воды. Когда облатка переваривается, микстура поднимается в его мозг, принося с собой туда же теорему». Этот способ обучения математике описывается в книге «Путешествия Гулливера».

Студент 3.

А теперь посмотрим, как вы сочетаете в себе знания математики и литературы. Вопросы литературные. ПРАВИЛА: Время на обсуждение - 20 секунд. Готовность - поднятая рука.

1. У известного русского поэта есть такие строки " Мы почитаем всех нулями, а единицами - себя". Кто, таким образом, воспевал знаки двоичной системы?

2.Какой русский писатель, дипломат окончил физико-математический факультет?

3.В сказке "Конек-горбунок" мы встречаем следующие слова: "Приезжаю - тьма народу! Ну ни выходу, ни входу!". Сколько было народа?

4.Название какой кривой является в то же время литературным термином? (гипербола)

5.Кто из великих русских писателей составлял задачи по арифметике?

6."В математике есть своя красота, как в поэзии". Кто произнес эти слова?

 

ПЕРЕМЕНА - жюри подводит итоги, выступление

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Ведущий: Произведение одного среднеазиатского астронома и математика (787-850) называлось "Китаб мухтасар аль джебр ва-л-мукабала". Переводчик перевел все слова, слово "аль джебр" просто записал латинскими буквами. У него получилось слово - алгебра. Многие понятия и математические термины имеют иностранное происхождение. Посмотрим, как вы знаете иностранные языки.

1.Переведите на русский язык греческие слова - моно, ди, поли и латинские - уни, би, мульти (один, два, много)

2.Какая цифра в переводе с латинского означает " никакая"? (0)

3.Скажите по-гречески окружность, если для нас это часть страны, области, города, отдаленная от центра (периферия)

4.У греков это натянутая тетива, а у прямоугольного треугольника что? (гипотенуза)

5.Переведите на русский язык: «Радикал из полинома» (корень из многочлена)

6.Какой геометрический термин образовался от латинского слова "отвесный"? (перпендикуляр)

ПЕРЕМЕНА - жюри подводит итоги, выступление

МУЗЫКА

Ведущий: Как вы думаете, математика имеет отношение к музыке?

Нет? Напрасно вы так думаете. Еще древнегреческий математик Пифагор относил к математике арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Именно Пифагор ввел понятие гамма, которое окрестили - пифагоров строй.

Сначала мы с вами проведем разминку, предлагаю вам вспомнить песни, в которых встречаются числа или математические термины. Команды отвечают по очереди.

Вопросы музыкальные (20 секунд на размышление)

1.Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби).

2.Люди какой профессии постоянно смотрят на 5 параллельных линий? (музыканты или дирижеры)

ПЕРЕМЕНА - жюри подводит итоги.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

Ведущий:

В. Гюго заметил, что разум человеческий владеет 3 ключами, позволяющими людям знать, думать и мечтать. Ключи эти следующие - буква, нота и цифра.

Давайте, определим, как вы умеете сочетать буквы и цифры.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА - тема урока " числительные"

1.Команды должны будут по очереди прочитать предложения с числительными.

2. Вопросы (20 секунд на размышление)

1.Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (Корень).

2.Какие прилагательные русского языка в математике становятся именами существительными? (прямая, кривая, ломаная, касательная, секущая, наклонная)

3.Какая цифра в русском языке является глаголом повелительного наклонения единственного числа? (три!)

4.С буквой "и" –э то глагол русского языка настоящего времени, являющийся синонимом глагола "движет". С буквой "е" - это существительное, обозначающее сторону прямоугольного треугольника. (катит - катет)

ПЕРЕМЕНА - жюри подводит итоги.

ИСТОРИЯ

Сценка:

Евклид и Архимед

Там, где с морем
Сливается Нил,
В древнем жарком краю
Пирамид
Математик греческий жил —
Многознающий,
Мудрый Евклид.
Геометрию он изучал,
Геометрии он обучал.
Написал он великий труд,
Эту книгу
“Начала” зовут.
Чтоб попасть к нему
В ученики
И постигнуть мудрость
Старика,
Морем плыли,
Шли издалека...

А вопросы были нелегки:
— Что есть точка?

— Вопрошал Евклид,
Взглядом обводя своих гостей.
— Точка — это то,
В чем нет частей, —

Архелай кудрявый говорит.
— Правильно ответил, Молодец! —

Улыбнулся ласково мудрец.
Ну, а в чем же линии секрет?
-- Есть длина, А ширины в ней нет!
— Снова в точку.

Я б хотел узнать, для чего ученым хочешь стать?
Ведь дороги к знаньям непросты!
--Я богатым стать хочу, Как ты!
Я слыхал: наука — это клад!

Я уверен: ты, Евклид, богат!

Две монеты достает мудрец,

Их берет растерянный юнец.
- Все, ступай! — Ученый говорит.

— Ты теперь богаче, чем Евклид.
Теплый ветер вдруг подул сильней,

Пальмы закачал на берегу.
— Кто поделит круг на шесть частей?

Архилок поднялся: Я смогу!

Осветило солнце светлый лик.

Циркуль сжав уверенно в руке,

Круг он ловко делит на песке.

Головой кивнул ему старик:
—Хорошо!
Потом спросил Евклид:
— А тебя к науке что манит? —

Юношу погладил по плечу.
— Знаменитым стать, как ты, хочу.

Слышу всюду: “Как умен Евклид!”

Значит, славу знание сулит!

Взял Евклид заточенный тростник.

Пишет на папирусе старик:
“Люди! Он умней, чем я, Евклид”,
—На, иди!
Теперь ты знаменит.
Ну, а третий думает о чем?

Что-то чертит, чем-то увлечен.
— Что ты чертишь?
— Линии черчу.
Теорему доказать хочу,
Но другим путем, не как Евклид, —

Юноша упрямо говорит.
Слезы на глазах у старика:
Он нашел себе ученика.
— Кто же ты?
И слышит он в ответ:
— Я из Сиракуз. Я Архимед.

Вопросы для команд:

1.Петр Первый хорошо знал адицию, субстракцию, мультипликацию и дивизию. В его времена эти действия знали далеко не все, и Петр настойчиво заставлял изучать это своих сподвижников. Сейчас это знает каждый школьник. Как он это называет?

( + - * /)

2. Что на Руси раньше называли " ломаными числами" (дроби)?

3.Сколько подвигов совершил Геракл? (12)

4.О какой науке Цицерон сказал: " Греки изучали её, чтобы познать мир, а римляне - для того, чтобы измерять земельные участки"

5.Летописец сообщает, что строительство Успенского Собора в Кремле велось "в кружало и правило". К помощи каких инструментов прибегли мастера? (циркуль и линейка)

6. Петр Первый издал указ: " Учить всех дворянских детей "цифири и геометрии", а тем, кто не усваивал этих премудростей он запрещал … что? (жениться)

7.Почему в Египте строители пирамид использовали веревку с 12 узелками? (треугольник со сторонами 3,4,5 (12) - прямоугольный)

8. Назовите любимую фразу Евклида, которую вы часто произносите на уроках геометрии. (что и требовалось доказать).

ПЕРЕМЕНА - жюри подводит итоги.

МАТЕМАТИКА

Настало время урока математики для капитанов команд. Капитаны будут сегодня сдавать экзамен. Каждому предлагаю тест из 12 блиц-вопросов, на которые вы отвечаете на специальном бланке.

1) Как назывался главный труд древнегреческого математика Евклида? А) "Основы" Б) "Начала" В) "Старты" Г) " Истоки"

2) Какой раздел математики греки называли " искусством чисел"?А) Арифметика Б) Алгебра В) Математический анализ Г) теория чисел

3) Какие бывают современные фотоаппараты? А) Цифровые Б) Числовые В) Формульные Г) Логарифмические?

4) Какие числа употребляются при счете? А) Природные Б) Естественные В) Натуральные Г) Искусственные

5) Как называют незаинтересованного в конфликте между сторонами, беспристрастного? А) Третья сторона Б) пятая сторона, В) Седьмая сторона Г) десятая сторона

6) Как называют верхний угол футбольных ворот? А) Десятка Б) девятка В) Шестерка Г) Пятерка

7) Как в древнерусском счете называлось число 100 тысяч? А) Легион Б) Когорта В) Полк г) Орда

8) Какое из этих выражений является синонимом слова "мало" А) Куры не клюют Б) Пруд пруди В) Кот наплакал Г) Ворона накаркала

9) Под каким псевдонимом выступает на арене главный герой оперетты Кальмана "Принцесса цирка"? А) Сэр Игрек Б) Мистер ИКС В) Лорд Зет Г) Синьор Пи

10) Какими бывают математические неравенства? А) Неточными Б) нестрогими В) Невежливыми г) Невоспитанными

11) Закончите название книги Дж. Толкиена " Властелин,,,"А) Пирамид Б) Шаров В) Колец Г) Икосаэдров

12) Закончите русскую пословицу" Всякому мила своя,,,,"А) высота Б)сторона В) медиана Г) биссектриса

Последнее испытание: “НА ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ”

Командам одновременно на 3 сек. показывается карточка. Задание: найти сумму чисел. (На карточке нарисованы квадрат, круг и треугольник. В них соответственно числа: 9, 4, 3).

На самом деле задаются следующие вопросы:

- Какое число записано в квадрате?

- Каким цветом нарисован круг?
- В какой фигуре записано число 9?
- Какая фигура стоит последней?

Ведущий: Сдавайте свои ответы на стол жюри, пока они подводят итоги.

Сегодня с нами были те,

Кто учит с увлеченьем,

Все, кто любит загадки и приключенья,

Все, кто любознателен, трудолюбив, настойчив.

Итак, друзья, мы уроки провели,

Все сделали для вас мы, что могли.

Желаем к математике вам прилагать старанье.

Всего вам доброго, друзья, и до свиданья!!!

А сейчас время предъявить Вам счет.

Жюри объявляет результаты, награждает команду - победительницу медалями и "5" по математике, а самых активных членов команд – ПРИЗАМИ.

Ведущий: Я хотел бы закончить наш встречу словами: Гаусса: «Математика - царица всех наук», именно поэтому мы продолжаем изучать математику в нашем техникуме!


 

Скачано с www.znanio.ru

Частное учреждение профессиональная образовательная организация

Частное учреждение профессиональная образовательная организация

Тема: «Математика-царица наук»

Тема: «Математика-царица наук»

Вбегает студент: У меня для вас - во-о-от такая новость!

Вбегает студент: У меня для вас - во-о-от такая новость!

Рок ни назначил тебе впереди -

Рок ни назначил тебе впереди -

В сказке "Конек-горбунок" мы встречаем следующие слова: "Приезжаю - тьма народу!

В сказке "Конек-горбунок" мы встречаем следующие слова: "Приезжаю - тьма народу!

Люди какой профессии постоянно смотрят на 5 параллельных линий? (музыканты или дирижеры)

Люди какой профессии постоянно смотрят на 5 параллельных линий? (музыканты или дирижеры)

В ученики И постигнуть мудрость

В ученики И постигнуть мудрость

Слышу всюду: “Как умен Евклид!”

Слышу всюду: “Как умен Евклид!”

ПЕРЕМЕНА - жюри подводит итоги

ПЕРЕМЕНА - жюри подводит итоги

Каким цветом нарисован круг? -

Каким цветом нарисован круг? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2023