Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике "Физика повсюду"

  • Игры
  • pdf
  • 09.06.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внеклассное мероприятие по физике "Физика повсюду" было проведено в рамках декады точных наук, среди обучающихся первого курса.
Иконка файла материала методическая разработка.pdf

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

«Балашовский политехнический лицей»

 

 

Методическая разработка внеклассного занятия 

« 

 

                                

                    

 

 

Автор       разработки: преподаватель физики                

Гулевская Елена Владимировна

Балашов, 2022

Введение

Поиск новых форм и приемов обучения в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. Обучение должно быть направлено на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность,

т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

Это можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.

Особое значение имеет командная игра. В ней развивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинять личные интересы интересам коллектива. Использование интеллектуальных игр способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению.Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться и знать.

Актуальность данной разработки заключается в том, что на данном занятии используются активные методы обучения, цель которых создать условия для глубокого усвоения материала, формирования умений применять полученные знания в практической деятельности, выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.  

Цель разработки – оживить сложную физику введением в нее элементов игры, способствующих отвлечься от привычной формы проведения занятий, стимулировать лучшее запоминание материала, а также способствовать повышению мотивации.  

Метапредметные: воспитание ответственности за выполняемую работу в команде; развитие у обучающихся творческого мышления, внимания, логического мышления и других качеств личности.

Личностные: развитие навыков частично- поисковой познавательной деятельности обучающихся; воспитание аккуратности, точности, самостоятельности, привитие навыков групповой работы, сотрудничества.

ЛР 1.  Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.  ЛР 2. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.   

-ЛР 3. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. ЛР 4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». 

ЛР 5. Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей   многонационального народа России. 

ЛР 6.  Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.  

ЛР 7. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.  

ЛР 8. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. 

ЛР 9. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. 

ЛР 10. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.

ЛР 11. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.  

Задачи:

1.     изучить методику проведения интеллектуальной игры;

2.     разработать задания и вопросы о физических явлениях и процессах;

3.     продумать сценарий проведения игры;

4.     оформить презентацию для проведения игры;

5.     систематизировать весь материал в методическую разработку.

 Такое мероприятие предполагает использование комбинации имитационных и эвристических методов, позволяющих решить поставленные задачи наиболее оптимальным образом. Представленный сценарий учитывает возрастные особенности студентов, уровень подготовленности участников, возможные эмоциональные воздействия, а также психологическую атмосферу  всего мероприятия в целом.

 

 

1.Основная  часть         

Интеллектуальная игра как форма обучения

В  современном мире высокими темпами развивается наука,

увеличивается скорость поступления и переработки информации.Любая технология обладает средствами, активизирующими и деятельность обучающихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.Каждый обучающий хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися.

    Интеллектуальная игра является одной из эффективных  форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной   деятельности       –        усвоение     фактов, значимых  дат,  исторических имен и других событий.

Игра  требует от студента мобилизации всех умений, побуждает осваивать и углублять новые знания, расширяет его кругозор и, самое главное, заставляет овладевать целым комплексом важных «взрослых» умений, в первую очередь, коммуникативных. Развиваются способности подростков к восприятию, сопереживанию.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет ряд функций: развлекательную, коммуникативную, игротерапевтическую, диагностическую, а также функции самореализации, коррекции и социализации. Назначение интеллектуальных игр – развитие познавательных процессов у студентов (восприятие, внимание, память, наблюдательность, сообразительность и другие) и закрепление знаний, приобретаемых на уроке. Характерным для каждой интеллектуальной игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о предмете в целом и о его существенных особенностях и т. д. В любом смысле игра носит обучающий характер.

Времена меняются, но игры и принципы их проведения остаются. Существуют определенные требования к организации интеллектуальных игр:

     Игра – форма деятельности обучающихся, в которой открывается

простор для личной активности и творчества.

     Игра должна быть построена на интересе, участники должны

получать удовольствие от игры.

     Обязателен элемент соревнования между участниками игры Игра должна быть доступной, цель игры – достижимой, оформление – красочным, разнообразным.

     Игры          должны      соответствовать определенным

учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

     Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с

учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.

     Игры должны базироваться на определенном дидактическом

материале и методике его применения.

Исходя,  из требований можно сформулировать основные цели, которые преследует игра:

      вызвать интерес к теме;

      спровоцировать потребность работы с учебной литературой;

      направить мыслительные процессы на самостоятельное познание

сути вопроса.      

    Итак, игра – явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму        существования    всех   без    исключения         сторон жизнедеятельности        коллектива. Игра способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе. Игра является эффективным средством формирования личности, его морально-волевых качеств, в ней  реализуется потребность воздействия на мир. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.  

Использование интеллектуальных игр создаёт учебную мотивацию, позволяет воспитывать наблюдательность, умение работать в группе, слушать и слышать других, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребят. Дети становятся более свободными и независимыми, самостоятельными и ответственными, творческими, активными. Именно к этому призывает концепция модернизации российского образования.

2.       Методика проведения внеклассного мероприятия

Сценарий игры "Физика повсюду"- представляет собой внеклассное мероприятие с прохождением различных раундов с разноуровневыми заданиями в целях закрепления знаний по дисциплине.  

Игра проводится под руководством преподавателя, являющегося судьей интеллектуальной игры. Помощь в проведении игры могут  осуществлять наблюдатели и секретари. Наблюдатель осуществляет контроль за соблюдением времени. Секретари осуществляют подсчет голосов и осуществляют контроль соблюдения правил игры.

Участники самостоятельно образуют команды не более 6 человек.

       Все команды играют по очереди.

       Преподаватель  читает вопрос. Все вопросы сопровождаются презентацией на экране.

       По сигналу начинается отчет времени для обсуждения вопроса. Время обсуждения вопросов составляет 1минуту. По истечении времени Команда озвучивает свой вариант ответа. Если ответ дан не правильный, то соперники могут заработать балл.

       Каждый правильный ответ во всех раундах оценивается в один балл.

Секретарь заносит результаты в оценочный лист  или на доску.

       Победителям становится команда набравшая наибольшее количество баллов.

       Участникам победившей команды вручается диплом победителей в игре. Всем командам вручаются дипломы участников в игре ( Приложение ) и подарки.

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Игра — это средство развития интеллекта и эрудиции обучающихся, причем, в отличие от предметных олимпиад, научных конференций и других конкурсов, игры позволяют превратить серьезную интеллектуальную деятельность в яркое зрелище, увлекательное состязание и просто праздник. Именно поэтому в интеллектуальные игры с интересом играют все.

В ходе игры студенты приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность студентов, способность переключать внимание, повышается эрудиция игроков, вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, они не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают навыки, фантазию и т.п. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Использование интеллектуальных игр создаёт учебную мотивацию, позволяет воспитывать наблюдательность, умение работать в группе, слушать и слышать других, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребят. Дети становятся более свободными и независимыми, самостоятельными и ответственными, творческими, активными. Именно к этому призывает концепция модернизации российского образования.