Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "ТУРНИР ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА"
Оценка 5

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "ТУРНИР ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Оценка 5
Игры
docx
русский язык
10 кл—11 кл
27.01.2020
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "ТУРНИР ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА"
Игра, в ходе которой проверяются знания всех уровней русского языка, начиная с орфоэпии и заканчивая синтаксисом
Внекл мероприятие РУС ЯЗ.docx

Министерство здравоохранения Республики Башкортостан

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Республики Башкортостан

«Стерлитамакский медицинский колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

внеклассного мероприятия по русскому языку

«Турнир знатоков русского языка»

 

 

 

 

                                                          

                                                                            Преподаватель: Габитова Т.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели и задачи:

- развитие творческих способностей, логического мышления обучающихся;

- повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора;

- повышение интереса к учебно-познавательной деятельности;

- формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;

- формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;

- воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.

(В игре принимают участие две команды. В качестве домашнего задания они должны придумать название, эмблему и девиз своей команды, оригинальное представление).

Оборудование: высказывание А.Н.Толстого, мультимедийный проектор или карточки-задания, жетоны-звёзды

 

Ход игры.

1.Вступительное слово ведущего:

- Добрый день! 

Главный гость сегодня – его величество Русский язык

С самого раннего детства и до глубокой старости жизнь человека связана

с языком. Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку,

технику, ремёсла, то есть саму жизнь. Поэтому изучайте свой родной

язык.  

Писатель Алексей Николай Толстой говорил: «Русский народ создал

русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как

стрела, задушевный, как песня над колыбелью…»

 

 Сегодня мы с вами собрались на “Турнир знатоков русского языка”.  

Наши участники  будут   бороться за звание знатока русского языка.

 2. Представление участников.

- Наш турнир будет состоять из девяти туров.

1. Орфоэпический.

2. Фонетический.

3. Лексический.

4. Фразеологический.

5. Морфемный.

6. Морфологический.

7. Пунктуационный.

8. Редакторский.

9. Блиц-опрос.

За каждый правильный ответ вы будете получать звезду. В финал выйдут участники, которые набрали наибольшее количество звезд. Для них будет проведен блиц-опрос, который и выявит знатока русского языка.

ХОД ИГРЫ:

1 тур - Орфоэпический.

Задание:

Поставьте ударение в словах и правильно произнесите их:

алфавит, звонит, досуг, упрочить, бытие, каталог, средства, фармация, торты.

 

2 тур – Фонетический.

Задание:

а) Укажите слово, в котором все согласные звуки твёрдые, запишите транскрипцию этого слова:

хороший,  мачта, роскошь, свисток.

б) Произведите фонетический разбор слова  поёте

 

3 тур – Лексический.

Задание:

Что обозначают данные слова? Укажите лексические значения слов.  

а) Адаптация

б) Булимия
в) Рефлексия

г) Ремиссия 

д) Симуляция 

е) Тахикардия

 

4 тур - Фразеологический.

1. Что такое ахиллесова пята?

а) пятка с мозолью  б) слабое место   в) сильный удар    г) крепкий нажим

2.Что означает оседлать своего (любимого)  конька?

а) отдыхать на диване  б) распространяться на излюбленную тему    в) гонять

на мотоцикле   г) навалиться на мороженое

3. Что значит кануть в Лету?

а ) уехать в командировку   б) быть забытым    в) погрузиться в мечты    

г) зависнуть в Интернете

4. Объяснить значение фразеологизмов:

·         Битый час;

·         Валять дурака;

·         Почивать на лаврах;

·         Собаку съел;

·         Скрепя сердце;

·         Фома неверующий;

·         Как зеницу ока;

·         Повесил нос;

·         Гол как сокол;

·         Львиная доля;

·         С гулькин нос;

·         Бок о бок;

·         Глаза слипаются.

 

5 тур – Морфемный.

Задание.

Сделайте морфемный и словообразовательный разбор слов:

звоночек

горение

безжизненный

желтоватый

написать

 

6 тур – Морфологический.

 Блиц – опрос. 

1. Какие части речи изменяются по падежам, числам, родам?

а) существительное;

б) прилагательное;

в) глагол.

2. Назовите разносклоняемые имена существительные?

3. Что называется спряжением глагола?

а) изменение глагола по падежам;

б) изменение глагола по родам и числам;

в) изменение глагола по лицам и числам.

4.У глагола есть спряжения. Сколько их?

а) одно:

б) три;

в) два.

5. Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

6. На какие вопросы отвечает прилагательное?

а) Что делать? Что сделал?

б) Какой? Чей?

в) Когда? Где?

7. Что обозначает прилагательное?

а) предмет;

б) признак предмета;

в) действие предмета.

8. Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения?

а) притяжательные;

б) качественные;

в) качественные, относительные, притяжательные.

9. Определить разряд имён прилагательных

а) весёлый;

б) золотой (человек);

в) золотой (браслет);

г) лисья (нора);

д) лисья (шуба);

е) лисья (улыбка);

ж) утренний.

 

7 тур – Пунктуационный.

Согласны ли вы с тем, как поставлены знаки препинания в предложениях?

Аргументируйте свой ответ.

1)Когда я вечером шел с грохотом и шумом, мимо нас промчался поезд.

2)Коля стоял во дворе, который был огорожен забором и ждал брата.

3)  Вокруг каждого дома росли цветы - маргаритки, ромашки, одуванчики.

8 тур – Редакторский.

Задание:

Прочитайте текст. Отредактируйте: исправьте речевые ошибки, орфографические; расставьте правильно знаки препинания. Перепишите текст, исправьте речевые ошибки.

Что-то там на доске написанное? У скольки учеников ни спросишь, все не знают. И как с ими разговаривать? И чему их учит ихние родители?

Просто смешно. Вот, значит, подошел я к Сашке и спрашиваю, чего это

евонный дед не научил его трудолюбию. А он по-мойму ниче не сображат,

не знает даже, как его звать. Это я пошутил. Значит, иду Дале. Глядь-

опять че-то написано. А покаковски, неопнятно. Так я и ушел, прямо-таки

убег ни с чем.

9 тур - Блиц-турнир. Вопросы – шутки  для финалистов.

1. Какая змея бывает наречием?

2. Что  стоит  посредине  земли? 

3.  Подберите    слово,    прочтение    которого    слева    направо    давало    бы 

название  рыбы,   а   справа  налево  – название  известного   европейского 

города.

4.  Как    большой    дом    превратить    в    маленький?         

5.  Название  какой  национальности  является  прилагательным,  которое

употребляется в роли существительного?

6. О  чём  ведётся  разговор?   

- Это  чёрная?                                          

- Нет,  это  красная?                             

- А  почему  она  белая?

- Потому  что  зелёная.

7. Какая  столица  одного  зарубежного  государства  стоит  на  скошенной 

траве?

8. Как  называются  жители  Дании?      

9. Как  называются  жители  Швеции?

10. Как  называются  жители  Литвы?     

11. Как  называются  жители  Латвии?    

12. Назовите  несколько  слов,  начинающихся  с  четырёх  согласных?

13. Назовите  деепричастие,  в  котором  было  бы  три  буквы   Я.

                                                                    

3.  Заключительное   слово  ведущего.

      

 Подведение  итогов.

      

       Научившись  легко  преодолевать  трудности   в  изучении  русского 

языка,  вы  будете  получать  удовольствие  там,  где  раньше  испытывали 

муки    и    страдания.    Ведь    русский    язык    удивительный,    интересный, 

увлекательный  и  совсем – совсем  не  скучный.   

 

Награждение.

 

Эталон ответа:

1 тур - Орфоэпический.

алфавИт, звонИт, досУг, упрОчить, каталОг, срЕдства, фармацИя, тОрты, откУпорить.

 

2 тур – Фонетический.

Задание:

а) роскошь  [роскаш]

б) по-ё-те [пай'от'и]

      п  [в] – согл., глух., парн., тв., парн.

      о  [а] – гласн., безуд.

      ё  [й'] – согл., сонорн., мягк., непарн.

          [о] – гласн., уд.

      т  [т']- согл., глух., парн., мягк., парн.

      е  [и] – гласн., безуд.   

     5 б.. 6 зв.

 

3 тур – Лексический.

Лексические значения слов

а) Адаптация (лат.) – процесс приспособления организма к изменившимся условиям существования;

б) Булимия (греч.) – патологическое, резко усиленное  чувство голода, нередко сопровождающееся общей слабостью и болями в животе; наблюдается при гиперинсулинизме, поражениях головного мозга;
в) Рефлексия (лат. reflexio отражение ) - размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния;

г) Ремиссия (от лат. remitto отпускать, ослаблять) - этап течения болезни, характеризующийся временным ослаблением или исчезновением её проявлений;

д) Симуляция - (от лат. simulatio притворство) - имитация человеком симптомов болезни, которой у него нет;

е) Тахикардия (от греч. tachys быстрый + греч. kardia сердце) - повышенная частота сердечных сокращений (более 100 в 1 мин.).

 

4 тур - Фразеологический.

1. Что такое ахиллесова пята?

б) слабое место    

2. Какое из приведённых ниже лексических значений соответствует    фразеологическому обороту « втоптать в грязь»?

 в) несправедливо обвинить

 3. Что значит кануть в Лету?

б) быть забытым  

4. Значение фразеологизмов:

·         Битый час; (очень долго, целый час);

·         Валять дурака; (ничего не делать, бездельничать);

·         Почивать на лаврах; (добившись чего-либо, успокаиваться на достигнутом);

·         Собаку съел; (приобрёл богатый опыт, основательные знания в чём-либо)

·         Скрепя сердце; (с большой неохотой, вопреки желанию делать что-либо);

·         Фома неверующий; (очень недоверчивый человек);

·         Как зеницу ока; (бдительно, очень заботливо);

·         Повесил нос; (расстроился, огорчился);

·         Гол как сокол; (крайне беден);

·         Львиная доля; (большая часть);

·         С гулькин нос;(очень мало);

·         Бок о бок; (совсем рядом);

·         Глаза слипаются; (мучительно хочется спать).

 

5 тур – Морфемный.

Морфемный и словообразовательный разбор слов:

           Звон-оч-ек  (суффиксальный)

 Гор-ени-е   (суффиксальный)

            Без-жизн-енн-ый  (приставочно-суффиксальный)

            Стол-ик  (суффиксальный)

            Желт-оват-ый  (суффиксальный)

            На-пис-а-ть   (приставочный)

 

 6 тур – Морфологический.

Блиц – опрос. 

1. Какие части речи изменяются по падежам, числам, родам?

б) прилагательное;

2. Назовите разносклоняемые имена существительные?

 10 сущ. ср. р. на –мя: имя, вымя, семя, стремя, бремя, темя, пламя, племя, знамя, время;

1 сущ. муж. р.: путь.

3. Что называется спряжением глагола?

в) изменение глагола по лицам и числам.

4.У глагола есть спряжения. Сколько их?

в) два.

5. Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

На –ить, кроме брить, стелить;

4 глагола на ать: гнать, держать, слышать, дышать;

7глаголов на еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, вертеть, терпеть.

6. На какие вопросы отвечает прилагательное?

б) Какой? Чей?

7. Что обозначает прилагательное?

б) признак предмета

8. Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения?

б) качественные

9. Определить разряд имён прилагательных

а) весёлый (качественное)

б) золотой (человек) (качественное)

в) золотой (браслет) (относительное)

г) лисья (нора) (притяжательное)

д) лисья (шуба) (относительное)

е) лисья (улыбка) (качественное)

ж) утренний (относительное)

 

 7 тур – Пунктуационный.

1)Когда я вечером шел, с грохотом и шумом мимо нас промчался поезд.

СПП.  (Когда - =), [= -].

2)Коля стоял во дворе, который был огорожен забором, и ждал брата.

СПП.  [= -, (который =), и =].

3)  Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики.

ПП с однородными членами и обобщающим словом. [= -:  -,-,-].

 

8 тур – Редакторский.

Что там на доске написано? У скольких учеников ни спросишь,  не знают. И как с ними разговаривать? И чему их учат родители? Просто смешно. Вот подошел я к Сашке и спрашиваю, почему дед не научил его трудолюбию. А он , по-моему, ничего не соображает, не знает даже, как его зовут. Это я пошутил.  Иду далее. Смотрю: опять что-то написано. А как,  не понятно. Так я и ушел ни с чем.

 

9 тур - Блиц-турнир. Вопросы – шутки  для финалистов.

1. Какая змея бывает наречием? (Уж)

2. Что  стоит  посредине  земли?  ( М)

3.  Подберите    слово,    прочтение    которого    слева    направо    давало    бы 

название  рыбы,   а   справа  налево  – название  известного   европейского 

города.   ( НАЛИМ)

4.  Как    большой    дом    превратить    в    маленький?        (ПРИ      ПОМОЩИ 

СУФФИКСА  - ИК  ДОМИК)

5.  Название  какой  национальности  является  прилагательным,  которое

употребляется в роли существительного? (русский)

6. О  чём  ведётся  разговор?   

- Это  чёрная?                                        (Разговор  о  красной  смородине,   

- Нет,  это  красная?                             которая еще не созрела.)

- А  почему  она  белая?

- Потому  что  зелёная.

7. Какая  столица  одного  зарубежного  государства  стоит  на  скошенной 

траве? ( Париж  на  Сене.)

8. Как  называются  жители  Дании?      ( датчане )

9. Как  называются  жители  Швеции?   ( шведы )

10. Как  называются  жители  Литвы?      ( литовцы)

11. Как  называются  жители  Латвии?     ( латыши)

12. Назовите  несколько  слов,  начинающихся  с  четырёх  согласных?

              ( ВСПЛЕСК,  ВЗГЛЯД,  ВСТРЕЧА,  ВСТРЕВОЖЕННЫЙ )

13. Назовите  деепричастие,  в  котором  было  бы  три  буквы   Я.

                                                                     ( ЯВЛЯЯСЬ )

 


 

Министерство здравоохранения Республики

Министерство здравоохранения Республики

Цели и задачи: - развитие творческих способностей, логического мышления обучающихся; - повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора; - повышение интереса к учебно-познавательной деятельности; -…

Цели и задачи: - развитие творческих способностей, логического мышления обучающихся; - повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора; - повышение интереса к учебно-познавательной деятельности; -…

Редакторский. 9. Блиц - опрос

Редакторский. 9. Блиц - опрос

Валять дурака; ·

Валять дурака; ·

Какой? Чей? в) Когда? Где? 7

Какой? Чей? в) Когда? Где? 7

Что стоит посредине земли? 3

Что стоит посредине земли? 3

Задание: а) роскошь [роскаш] б ) по-ё-те [пай'от'и] п [в] – согл

Задание: а) роскошь [роскаш] б ) по-ё-те [пай'от'и] п [в] – согл

Фома неверующий; (очень недоверчивый человек); ·

Фома неверующий; (очень недоверчивый человек); ·

Определить разряд имён прилагательных а) весёлый (качественное) б) золотой (человек) (качественное) в) золотой (браслет) (относительное) г) лисья (нора) ( притяжательное) д) лисья (шуба) (относительное) е)…

Определить разряд имён прилагательных а) весёлый (качественное) б) золотой (человек) (качественное) в) золотой (браслет) (относительное) г) лисья (нора) ( притяжательное) д) лисья (шуба) (относительное) е)…

А почему она белая? -

А почему она белая? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2020