Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме: "А. С. Пушкин - гений чистой красоты"
Оценка 4.6

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме: "А. С. Пушкин - гений чистой красоты"

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
русская литература
23.11.2022
Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме: "А. С. Пушкин - гений чистой красоты"
Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме: "А. С. Пушкин - гений чистой красоты"
Сценарий Пушкин.docx

 Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Луганской Народной Республики  «Краснолучский колледж технологии строительства и прикладного искусства»

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

     внеклассного мероприятия

     по теме: «А. С. Пушкин – гений чистой красоты»

 

 

 

                     Разработала: преподаватель

                      русского языка и литературы

                                       Павлюченко Светлана Владимировна

 

 

 

 

 

                             г. Красный Луч

Аннотация

Данная методическая разработка предназначена для приобщения обучающихся к высокой поэзии А. С. Пушкина.

Разработана в соответствии с планом воспитательной работы.

Может быть использована для обучающихся первого, второго и третьего курсов курсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «А. С. Пушкин – гений чистой красоты».

Цели и задачи:

1. Поддержать интерес к литературе, расширить кругозор обучающихся, воспитывать понимание красоты русского слова, актуализировать знания по литературе.

2. Предоставить возможность обучающимся выступить в роли актеров, научиться некоторым навыкам ораторского искусства, а также приобщиться к искусству декламации.

3. Развивать читательские интересы и формировать культуру чтения студентов.

4. Развивать у обучающихся творческие способности, эстетический вкус, воспитывать у них чувство прекрасного, способствовать раскрытию богатого духовного мира.

Оборудование: презентация, видеоролик, выставка книг.

Форма мероприятия: литературная гостиная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход мероприятия

1.     Организационный момент.

2.     Сообщение темы мероприятия.

Вед. 1:

Живем мы, дюжинные люди,

А гения давно уж нет,

И рвется тяжкий вздох из груди

При мысли о тебе, поэт!

Как скромный пир наш был бы громок,

Когда б тебя в своем дому

Сегодня встретил твой потомок,

И руку б ты пожал ему!

О, как бы шли ему седины!

Как был бы ясен и глубок

Вед.2:

Под ними взор его орлинный

И строгих дум полет высок!

Как в нашу странную эпоху,

Где вместе с жаждою добра

Мы видим мыслей суматоху,

Недостает его пера!

Недостает пера поэта,

И пусть прошло две сотни лет,

Душа его сегодня с нами,

Сегодня с нами наш поэт.

3.     Основная часть.

3.1.          Знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина.

Вед.1: Ещё в 1834 году Николай Васильевич Гоголь пророчески заметил: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте… Пушкин есть явление чрезвычайное, это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет»

Вед.2: В 2019 году мы отмечаем его 220-ый день рождения, а сегодня приглашаем нашего современника отправиться в пушкинское время, взглянуть на него глазами его близких, друзей, собратьев по перу, перелистать некоторые страницы его биографии.

Вед.1: 26 мая 1799 года по старому стилю (по новому стилю-6 июня) в Москве в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина и его жены Надежды Осиповны родился сын Александр. В семье родителей интересовались литературой и театром. Отец поэта и сам писал стихи на французском языке. В московской гостиной Пушкиных неоднократно бывали Карамзин и Крылов, Батюшков и Жуковский.

Вед.2:  Мать поэта Надежда Осиповна происходила из дворянской семьи, родоначальником которой был «арап Петра Великого» Ибрагим Ганнибал. Ещё в детстве привезли его в Россию с берегов далекой Африки, из Абиссинии.

Вед.1:  Мальчик рос не избалованным материнской лаской, недостаток которой восполнялся сердечной привязанностью и искренней любовью няньки - простой русской женщины- крестьянки Арины Родионовны Яковлевой.

Вед.2: Став взрослым, Александр посвятит ей свои стихи. Помните?

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых,

Давно, давно ты ждешь меня.

Вед.1:  Благодаря няне Пушкин с детства узнал красоту, силу и точность родной речи.

Вед.2:  Домашнее образование будущего поэта было бессистемным, и все же он вынес из него безупречное знание французского языка, страсть к чтению и любовь к «преданьям старины глубокой». Весной 1811 года отец Пушкина подал прошение о приеме Александра в Царскосельский лицей - новое учебное заведение, которое приравнивалось в правах к университетам.

Вед.1: Лицей - это и есть прежде всего образ полнокровной и, главное, одухотворенной юности. Тут и безоглядное озорство - от избытка сил. Тут и первичная прививка свободы и чести, совести и мужества. Тут святая, чисто юношеская надежда и потребность отдать, а не взять, поделиться, а не утаить. Тут первоначальный запас идеалов и верность идеалам.

Вед.2: Первый директор лицея Василий Федорович Малиновский, замечательный человек, умный, мечтающий о реформах, хочет просветить, развить своих воспитанников, вырастить их нужными для России. Он добился, чтобы карцера не заводили (он появится позже), телесных наказаний не было. Василий Федорович поселил всех лицеистов вместе. Посмотрите на экран. Вы видите коридор, по сторонам которого располагаются комнаты воспитанников. Александр Пушкин занимал комнату №14.

Вед.1: А это классная комната лицеистов, где проходили занятия. На предметах математического цикла Пушкин садился на последнюю парту, зато на уроках французского языка, истории и русской словесности был всегда впереди.

Вед.2:  В январе 1815 года на лицейском экзамене Александр Пушкин читал своё стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Все лицеисты волновались, когда узнали, что на этом экзамене будет присутствовать первый поэт того времени Державин.

Вед. 1: Пушкин вспоминал: «Я не в силах описать состояние души моей, когда я дошёл до стиха, где упоминается имя Державина. Голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом. Не помню, как я кончил чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении от меня, требовал, хотел обнять. Меня искали, но не нашли».

Вед.2:  После окончания лицея, поступив на государственную службу в Коллегию иностранных дел, Пушкин жил в Петербурге. Он вошёл в большой петербургский свет. Это мир чинов и наград, балов и развлечений, интриг и злословия. Но и в порывах вихря «жизни молодой» поэта не оставляют вольнолюбивые мечты.

Вед.1: Чтобы удалить крамольного поэта из Петербурга, царь Александр 1 в мае 1820 отправляет его как чиновника на службу в южные районы России. Вы видите фотографии мест, где был Пушкин в южной ссылке.

Вед.2: Счастливой неожиданностью оказалось для Пушкина его путешествие с семьей Раевских по Крыму и Кавказу. Здесь он встретил Марию Раевскую.

Вед.1: Мария Николаевна Раевская, впоследствии — Волконская, дочь прославленного героя Отечественной войны 1812 года Н. Н. Раевского.

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к ее ногам!

Как я желал тогда с волнами

Коснуться милых ног устами.

Вед.2: Эти строчки Пушкин записал, работая над романом «Евгений Онегин». Память поэта сохранила дорогие сердцу воспоминания: и море перед грозою, и юную 15-летнюю Марию, играющую с волнами, и чувство преклонения перед красотой женщины и окружающего мира.

Мария Раевская вновь и вновь являлась поэту: и в образе черкешенки в «Бахчисарайском фонтане», и в посвящении к «Полтаве».

Поймешь ли ты душою скромной

Стремленье сердца моего?

Иль посвящение поэта,

Как некогда его любовь,

Перед тобою без ответа

Пройдет, непризнанное вновь?

Вед.1: Говоря о взаимоотношениях Пушкина с женщинами, нельзя не вспомнить Амалию Ризнич, чувство к которой было омрачено ревностью.

Амалия Ризнич — 20-летняя жена одесского коммерсанта. Пушкин познакомился с ней в июле 1823 года и пережил сильное, хотя, видимо, и непродолжительное чувство. Умерла она в 1825 году в нишете в Италии. Исследователи колеблются в определении стихотворений, навеянных этим чувством. На ее смерть Пушкин написал стихотворение «Под небом голубым страны своей родной».

(Чтение стихотворения)

Вед.2: Осенью того же 1823 года в Одессе Пушкин встретил Елизавету Воронцову. Воронцова сразу же привлекла внимание поэта. Вспыхнувшее к ней чувство было глубоким и ярким и не осталось безответным. По настоянию Воронцова Пушкина выслали из Одессы в Михайловское. Он очень страдал.

Вед.1: Перед отъездом поэта Воронцова подарила ему на память свой портрет в золотом медальоне и кольцо с восьмигранным камнем из сердолика. Пушкин часами смотрел на портрет, вспоминая эту обаятельную женщину. Так появились эти прекрасные и печальные строки.

(Чтение стихотворения «Талисман»)

Вед.2: В 1824 году поэт по-прежнему изгнанник, только теперь он находится в своём имении Михайловское Псковской губернии. Пушкин лишён свободы передвижения. За ним установили двойной дозор: полицейский и церковный. Здесь поэт пробудет 2 долгих одиноких года. Только няня Арина Родионовна разделит с ним тяжёлую участь изгнанника.

Вед.1: Радостным событием в жизни Пушкина стал приезд в январе 1825 года лицейского товарища Ивана Пущина, который вспоминал: « Я привёз Пушкину в подарок «Горе от ума», он был очень доволен… начал читать её вслух. Потом мне прочёл кое-что своё.

Через 3 года сосланный на каторгу декабрист Пущин прочтёт написанные для него рукою Пушкина строки:

 

(чтение стихотворения И. И. Пущину)

 

Вед.2:  Летом 1825 года в соседнем Тригорском гостила Анна Петровна Керн. Пушкин видел её раньше в одном из Петербургских салонов, и новая встреча произвела на него огромное впечатление. За одну ночь поэт сочинил вдохновенный гимн любви « Я помню чудное мгновенье»

 

(чтение стихотворения «Я помню чудное мгновенье»)

 

Вед.1: А сейчас мы открываем самые прекрасные и самые трагические страницы в жизни Пушкина. Бурная молодость прошла. Жажда семейного счастья, стремление любить и быть любимым овладели им. Он встретил Наталью Гончарову в декабре 1828 года.

Вед.2: Наталья Николаевна Гончарова-Пушкина. В 1831 году стала женой Александра Сергеевича Пушкина. После его смерти уехала с детьми, а их было чётверо (Александр, Григорий, Мария и Наталья) в имение своего старшего брата Полотняный Завод, где прожила около двух лет. Спустя семь лет после смерти мужа вышла вторично замуж за генерал-майора Петра Петровича Ланского. Она трогательно заботилась о своих детях от Пушкина и трех дочерях от второго брака (Александре, Софии, Елизавете) и в этом видела смысл своей жизни.

Вед.1: Пушкин познакомился с 16-летней на балу, в 1828 году. Поэт сразу же обратил внимание на эту необычайно красивую девушку «Когда я увидел ее в первый раз то полюбил ее, голова у меня закружилась». По шутливому признанию поэта, Гончарова была его 113 любовью.

Стремление к семейному счастью, желание любить и быть любимым вот чем он жил в те годы. Дважды Пушкин просил руки Натальи Николаевны. «Участь моя решена. Я женюсь,— писал он, когда его предложение было принято.— Та, которую я любил целых два года, которую везде отыскивали глаза мои,— боже мой, она почти моя».

Ей он посвятил такие строки.

(Чтение стихотворение «Мадонна»)

 

Вед.2: 18 февраля 1831 года Пушкин венчается с Натальей Николаевной в московской церкви Большого Вознесения у Никитских ворот. При обмене кольцами кольцо Пушкина упало на пол. Потом у него погасла свеча. Он побледнел и сказал: «Всё – плохие предзнаменования». Этим предчувствиям суждено скоро сбыться.

Вед.1: А пока Пушкин уезжает из Москвы в Петербург. Последний прижизненный адрес поэта – набережная Мойки, 12. У поэта большая семья, четверо детей: Мария, Александр, Григорий и Наталья. Он писал: «Моё семейство умножается, растёт, шумит около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать, и старости нечего бояться».

Вед.2:  Но беда надвигалась. Царь пожаловал Пушкину звание придворного камер-юнкера. Такое звание давалось молодым людям, начинающим службу при дворе. Поэт посчитал такое назначение оскорблением для себя, взрослого человека и известного поэта. Теперь Пушкин должен был появляться при дворе. За его спиной плелись интриги, распространялись слухи, бросавшие тень на его жену.

Вед.1:  Чтобы защитить честь жены, поэт вызывает на дуэль обидчика – Дантеса. Дуэль состоялась 27 января 1837 года у Чёрной речки под Петербургом. Пушкин был тяжело ранен в живот. Для того времени ранение было смертельным.

29 января по старому стилю (10 февраля по новому стилю) Александр Сергеевич Пушкин скончался.

Вед.2: Похоронен поэт на фамильном кладбище Ганнибалов-Пушкиных в Святогорском монастыре на псковской земле недалеко от имения Михайловское.


Вед.1: У Черной речки возле леса,
В дымящемся туманами логу,
Еще чернеет пистолет Дантеса
На окровавленном снегу.

Сквозь все эпохи и меридианы
Коварный выстрел в нашу память вмерз.

Никак Россия не залижет рану,
Которую нанес ей подлый Жорж!

Россия-мать, разбойники гуляли
И убивали твой высокий свет.
Убитый — стал он бронзой на бульваре,
И выше слова — ПУШКИН — слова нет!

Вед.2: Творчество великого поэта и писателя многогранно. Читая произведения А. Пушкина, мы переносимся в разные времена, города, сказочные страны, встречаемся с необычными или очень похожими на нас персонажами. Взрослые и дети, открывая книгу Александра Сергеевича, погружаются в увлекательный мир художественного произведения. Этот мир раскрашен яркими красками. Мы с легкостью представляем все то, о чем нам хочет рассказать автор. Эти картины хорошо запоминаются, как самые лучшие моменты из детства. А детство – прекрасная пора!

3.2.          Просмотр видеоролика.

Вед.1: А сейчас предлагаем посмотреть видоролик с итересными фактами о Пушкине.

4.     Подведение итогов.

Викторина по сказкам А. С. Пушкина

Вед.1: Хорошо ли вам знакомы сказки Пушкина? Это мы сейчас и проверим!

Предлагаем поучаствовать в викторине, под названием «Сказки Пушкина».

Тестовые вопросы на экране. Если знаете ответ, поднимаете руку и отвечаете.

1.     Как начинается пушкинская «Сказка о рыбаке и рыбке»?

А. «Жили-были старик со старухой».
Б. «Жили-были дед да баба».
В. «Жил старик со своею старухой».
Г. «У моря, у синего моря, где волны шумят на просторе».

2.     Кем желала стать старуха из пушкинской «Сказки о золотой рыбке» в самой заветной своей мечте?

А. Княгиней тьмы.
Б. Владычицей морской.
В. Королевой красоты.
Г. Царицей полей.

3.     За что в "Сказке о рыбаке и рыбке" была наказана старуха?

А. За лень.
Б. За враньё.
В. За жадность.
Д. За плохое ведение домашнего хозяйства.

4.     Кто заклевал до смерти царя в сказке А.С. Пушкина?

А. Курочка Ряба.
Б Золотой петушок.
В. Жар-птица.
Г. Гадкий утёнок.

5.     Что три девицы под окном делали поздно вечерком в сказке Пушкина?

А. Ткали.
Б. Пряли.
В. Шили.
Г. Гадали.

6.     Какого роста родился сын царя Салтана Гвидон в сказке Пушкина?

А. В один дюйм.
Б. В один аршин.
В. С ноготок.
Г. С пальчик.
Д. С коломенскую версту.

7.     Что представляли собой ядрышки орехов, которые грызла белочка из сказки А.С. Пушкина?

А. Рубины.
Б. Сапфиры.
В. Жемчужины.
Г. Изумруды.

8.     Где пушкинский поп повстречал своего будущего работника Балду?

А. На бирже труда.
Б. На базаре.
В. На дороге.
Г. В церкви.

9.     За сколько человек ел Балда в сказке Пушкина?

А. За двоих.
Б. За троих.
В. За четверых.
Г.За семерых.

10. Сколько витязей отправилось искать Людмилу?

А. Трое.
Б. Четверо.
В. Семеро.
Г. Тридцать четыре.

11. «Я там был, мёд, пиво пил, / Да усы лишь обмочил». А на чьей свадьбе гулял поэт?

А. Царя Салтана.
Б. Князя Гвидона.
В. Королевича Елисея.
Г. Князя храброго Руслана.

Молодцы!

Конкурс «Продолжи стихотворение»

Вед.1: А сейчас мы предлагаем вам вспомнить самые известные всем строки из стихотворений Пушкина. Конкурс называется «Продолжи стихотворение». Мы читаем начало, а вы должны продолжить.

Вед.2: 1. У лукоморья дуб зеленый,

             Златая цепь на дубе том…

              (И днем и ночью кот ученый

              Всё ходит по цепи кругом).

 2. Уж небо осенью дышало,
   Уж реже солнышко блистало...
  (Короче становился день,
  Лесов таинственная сень 
  С печальным шумом обнажалась.)

3. Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный -

(Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры).

4. Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
(Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном).

5. Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
(Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать).

 

4. Заключение.

Вед 1: Мы с благодарностью относимся к творчеству нашего великого русского поэта и писателя А.С. Пушкина, который в своих произведениях говорит об очень важных вопросах жизни. Спасибо писателям и поэтам за их труд! А вам спасибо за внимание!











 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники

1.https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/04/23/literaturnaya-gostinaya-posvyashchyonnaya-dnyu-pamyati-a-s

2.https://nsportal.ru/shkola/stsenarii-prazdnikov/library/2019/04/10/stsenariy-literaturnoy-gostinoy-sobrane-pyostryh-glav


 

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Аннотация Данная методическая разработка предназначена для приобщения обучающихся к высокой поэзии

Аннотация Данная методическая разработка предназначена для приобщения обучающихся к высокой поэзии

Тема: « А. С. Пушкин – гений чистой красоты»

Тема: « А. С. Пушкин – гений чистой красоты»

Ход мероприятия 1. Организационный момент

Ход мероприятия 1. Организационный момент

Вед.1: Мальчик рос не избалованным материнской лаской, недостаток которой восполнялся сердечной привязанностью и искренней любовью няньки - простой русской женщины- крестьянки

Вед.1: Мальчик рос не избалованным материнской лаской, недостаток которой восполнялся сердечной привязанностью и искренней любовью няньки - простой русской женщины- крестьянки

Но и в порывах вихря «жизни молодой» поэта не оставляют вольнолюбивые мечты

Но и в порывах вихря «жизни молодой» поэта не оставляют вольнолюбивые мечты

Вед.2: В 1824 году поэт по-прежнему изгнанник, только теперь он находится в своём имении

Вед.2: В 1824 году поэт по-прежнему изгнанник, только теперь он находится в своём имении

Вед.2: 18 февраля 1831 года Пушкин венчается с

Вед.2: 18 февраля 1831 года Пушкин венчается с

Эти картины хорошо запоминаются, как самые лучшие моменты из детства

Эти картины хорошо запоминаются, как самые лучшие моменты из детства

А. Рубины. Б. Сапфиры. В. Жемчужины

А. Рубины. Б. Сапфиры. В. Жемчужины

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Источники 1.https://nsportal

Источники 1.https://nsportal
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.11.2022