Номинации
«Методическая разработка внеклассного мероприятия»
1-я группа — молодые педагоги (стаж работы до 5 лет)
Конспект мероприятия на тему: «Юбилейная дата-Центру подготовки космонавтов исполнилось 60 лет» для 1класса.
Разработала: учитель начальных классов ГБОУ ООШ с. Заплавное
Ерицева Е.Н.
Цель: закрепление знаний детей о космосе, космонавтах, о работе «Центра подготовки космонавтов».
Задачи:
1. Обеспечение развития первичных представлений о выдающихся космонавтах, важности их деятельности для технического прогресса нашей страны;
2. Создание условий для приобретения опыта:
-проявления интереса к социальным событиям, в том числе отраженным в средствах массовой информации, обсуждениях их со взрослыми и сверстниками;
3. Совершенствовать двигательные умения и навыки, развивать чувство равновесия, координацию движений, крупную и мелкую моторику рук.
- формировать знание об основах здорового образа жизни.
- формировать положительные эмоциональные и нравственно-волевые качества детей: дружба, взаимовыручка, чувство гордости за свою страну.
Материалы и оборудование:
- плакат с изображением планет солнечной системы,
- портреты известных российских космонавтов,
- фильм студии «Роскосмос» о работе ЦПК, экран с проектором, иллюстрации тренажеров, используемых для тренировки космонавтов, 2 гимнастических палки, 2 обруча с «тросами-верёвками».
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение отрывков из книги космонавта Алексея Леонова «Выхожу в космос», разгадывание загадок о космосе и космических телах, изготовление коллективной работы «Солнечная система», познавательные беседы «Первый человек в космосе», «Женщины-космонавты», «Планета Земля-наш дом».
Ход мероприятия:
Дети входят в зал. Перед ними стенд с плакатом солнечной системы. На стене фотографии известных космонавтов СССР и России
Учитель: Здравствуйте, ребята! Мальчишки и девчонки! Я приветствую вас в первом Центре подготовки юных космонавтов. В этом году юбилейная дата- Центру подготовки космонавтов исполнилось 60 лет.
- Давайте сегодня поздороваемся не совсем обычным способом.
-Сначала мы с вами познакомимся и пошлём друг другу сигнал.
Проводится коммуникативная игра «Передай сигнал».
-Мы с вами встанем в круг, возьмёмся за руки. Я первой называю своё имя, слегка сжимаю руку рядом стоящего , и сообщаю о том, что «сигнал отправлен». И так далее, последний стоящий называет своё имя и говорит «сигнал получен».
Учитель: - А теперь нас ждет увлекательная программа по подготовке в космонавты.
-Самое главное - космонавт должен быть физически здоров и заботиться о своем здоровье.
Рано утром я проснусь, на зарядку становлюсь!
Приседаю и скачу, космонавтом стать хочу.
Дети выполняют комплекс упражнений утренней гимнастики ( в кругу)«Если очень захотеть, можно в космос полететь».
Учитель: Кто из вас хотел бы полететь в космическое путешествие? (Ответы детей).
-Тогда я предлагаю приступить к работе!
-Чтобы лететь в космос, надо много знать. Будущие космонавты должны изучить, как работают приборы и аппараты ракеты, научиться управлять самой ракетой. Надо обязательно изучить звёздное небо. Космонавт должен знать, где какая планета находится и как называется.
-Авы, ребята, знаете названия планет нашей галактики? (Дети высказываются).
-Давайте вместе вспомним, как называются планеты солнечной системы, с помощью стихотворения-считалки.
(Дети подходят к плакату с изображением планет солнечной системы, вместе с учителем читают считалку А. Хайта).
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четвертый - Марс,
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
Восьмой - Нептун.
Знаем мы планеты все,
А живем мы на Земле!
Учитель: - Молодцы, ребята! Вижу, вы подготовились! - А знаете ли вы, кто из людей первым побывал в космосе? (Дети высказывают свои предположения).
- Да, вы правы! Первым в космос полетел наш космонавт – Юрий Гагарин, 12 апреля 1961 года. Именно в этот день в России отмечают День космонавтики. (Показать портрет Ю. Гагарина ).
Юрий Гагарин на ракете «Восток» поднялся в космическое пространство и сделал виток вокруг Земли.
- А каких ещё космонавтов вы знаете? Чем они знамениты? (Дети дают ответы. Учитель сопровождает ответы детей показом фотографий космонавтов: А. Леонов, В. Терешкова, С. Савицкая).
Учитель: Ребята давайте отдохнём.
ФИЗМИНУТКА:
Прошу всех встать врассыпную, чтобы никто никому не мешал. Я буду говорить слова и показывать движения, а вы будете повторять за мной слова и выполнять упражнения. (Дети выполняют физкультминутку «Будем очень мы стараться»).
Будем очень мы стараться
Дружно спортом заниматься.
Бегать быстро, словно ветер,
Плавать лучше всех на свете,
Приседать и вновь вставать,
И гантели поднимать.
Станем сильными, и завтра
Всех возьмут нас в космонавты!
Учитель: Космонавты обучаются своей профессии длительный период времени, в среднем от 5 — 6 до 10 — 12 лет. Задачи, решаемые в космосе, требуют развитого интеллекта. Человек с высокоразвитым интеллектом сможет больше увидеть, больше воспринять и серьезно задуматься над увиденным. До того как выйти в открытый космос, космонавт проходит много всяческих тренировок и обследований.
-У космонавтов должен быть очень хорошо развит вестибулярный аппарат, который отвечает за сохранения равновесия. Тренировки в ЦПК проходят на специальном тренажере - центрифуге.(показ иллюстрации)
-Центрифуга вращается в трёх плоскостях. Если кто – нибудь из вас уже летал на самолёте, то знайте, там пассажиры испытывают перегрузку равную 2-м единицам. А при 4-х единицах люди теряют сознание
-Космонавты выдерживают нагрузку до 9 единиц.
Детям демонстрируется отрывок из фильма о работе ЦПК.
Учитель: Ребята вы хотите попробовать себя в роли космонавта. Сейчас мы проверим, сможете ли вы стать космонавтами.
Игра «Центрифуга».
Учитель: Ребята, строимся в две колонны.
-По очереди – подходите к учителю, стоя на полу, выполняете вращения вокруг своей оси (6 раз) с помощью взрослого, затем идёте по прямой линии (полоска цветного скотча, приклеена к полу) до стойки и обратно.
Учитель: Молодцы. И с этим испытанием вы справились.
-Космонавтам приходится очень длительное время находиться в состоянии невесомости. Для тренировки состояния невесомости используются транспортные самолеты – лаборатории. Находясь в самолете, космонавты привыкают к состоянию невесомости, тренируются надевать скафандры. Внутри самолета мягкая обшивка, прикреплены специальные поручни. Рядом с кабиной пилотов находятся кресла испытательной бригады и врачей. Сначала самолет поднимается на высоту 6000 метров, потом под углом 45 градусов за 15 секунд набирает высоту 9000 метров. Летит горизонтально от 22 до 28 секунд и именно в этот момент наступает состояние невесомости.
Дети смотрят продолжение фильма.
Игра «Невесомость».
Учитель: Под медленную музыку вы будите выполнять движения, имитирующие состояние невесомости. Музыка останавливается и вы должны быстро взяться за поручень (обруч, который держит учитель).
Учитель: Отлично. Это испытание вы тоже сдали на отлично.
-Тренировка космонавтов для выхода в открытый космос проводится в гидролаборатории – специальном бассейне. Диаметр бассейна 23 метра, глубина – 12 метров. Первый выход в открытый космос осуществил в 1965 году Алексей Архипович Леонов. Сейчас для выхода в открытый космос используют специальное кресло – ранец, его вес 218 килограммов. Длина троса - 100 метров.
Дети смотрят продолжение фильма.
Эстафета «Выход в открытый космос».
Учитель: Построились в две команды. Вам будет дан обруч (представьте, что это скафандр космонавта) . К нему привязана веревка длиной 3 метра, другой конец верёвки привязан к палочке. Вы встаёте в пары. Командир – берёт палочку в руки, а товарищ – космонавт встаёт во внутрь обруча, командир разматывает постепенно верёвку отпуская товарища в открытый космос , он отходит к противоположной стороне зала. По команде командира корабля (по моему сигналу) «вернуться на станцию», командир, держащий палочку, начинает наматывать веревку, чтоб вернуть напарника в корабль.
Учитель: Вы отлично справились и с этим испытанием.
Первый полет Ю. А. Гагарина длился 108 минут. А сегодня экипажи космонавтов находятся на орбите по несколько месяцев. Одни экипажи сменяют другие.
Эстафета «Смена экипажей»
Учитель: Строимся в две команды напротив друг друга.
По моей команде, первый космонавт, стоящий первым, проползает на четвереньках по туннелю из обручей в другой отсек, к другой команде , рукопожатием передаёт эстафету и встает в конец колонны.
Учитель: Замечательно. Молодцы!
-После перехода в спускаемый аппарат, космонавты возвращаются на Землю. Сейчас мы будем отрабатывать спуск на Землю. Всем занять место в спускаемом аппарате.
Игра «парашют».
Учитель: Построились в одну колонну на расстоянии 2-х шагов. Держа над собой обруч (имитация парашюта) вы выполняете прыжок со скамейки на мат.
Учитель: Вот и приземлились наши космонавты на землю. Вам понравилось быть в роли космонавтов?
Подведение итогов: Ребята о чём мы с вами сегодня говорили? Чему мы сегодня с вами научились?
- Я могу с уверенностью сказать, что все вы, ребята, справились с сегодняшними заданиями, успешно прошли курс обучения в Центре юных космонавтов. Думаю, что вы заслужили награду. Каждый из вас получает «Медаль юного космонавта».
Гордитесь этим! Большое всем спасибо! Молодцы!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.