Городской конкурс на лучшую методическую разработку,
посвященную 160-летию А.П.Чехова
Номинация
лучшая методическая разработка внеклассного мероприятия
Методическая разработка внеклассного мероприятия
в начальной школе
Литературная гостиная
“Такой родной Чехов”
Автор-составитель:
Черныш Елена Николаевна,
учитель начальных классов
МОБУ СОШ №8 им. А. Г. Ломакина
e-mail: chernysch.elena@mail.ru
Таганрог
2020
Пояснительная записка
Литературная гостиная «Такой родной Чехов», посвящена 160 летнему юбилею Антона Павловича Чехова. Данная методическая разработка поможет преподавателям литературы, школьным библиотекарям провести литературный юбилей великого человека.
Цель: расширить представление учащихся о личности писателя; показать современность и актуальность его произведений в наше время; способствовать развитию навыков выразительного чтения, актёрского мастерства.
Задачи:
· формировать интерес к произведениям А.П.Чехова, особенностям его драматургии;
· воспитывать в учащихся порядочность, интеллигентность, толерантность;
· развивать их эмоциональную восприимчивость, творческие способности, эстетический вкус.
Методы: слово учителя, сообщения учащихся с элементами беседы, чтение наизусть стихов и прозы, инсценировка.
Оформление:
стол, накрытый зеленой скатертью, на нем свечи, портрет А. П. Чехова, чернильница, перо.
Выставка детских рисунков “Герои произведений А.П.Чехова”.
Выставка книг с произведениями А.П.Чехова.
Электронная презентация «Такой родной Чехов».
Музыкальное сопровождение:
· Людвиг ван Бетховен «Лунная соната»;
· П.И. Чайковский «Октябрь», «Осенняя песня»;
· С.В. Рахманинов «Аве Мария», «Одиночество».
План проведения:
1.Вступление и заключение – стихи о Чехове
2. Выступление чтецов – ведущих вечера (в течение всего вечера).
3. Инсценировки из рассказов А.П. Чехова : «Ванька», «Репетитор», «Радость».
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ, посвященная 160 летнему юбилею Антона Павловича Чехова «Такой родной Чехов».
Звучит музыка Чайковского. На фоне музыки учитель сидит за столом, зажигает свечу.
Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Я рада новой встрече с Вами в нашей литературной гостиной.
Как хорошо вот так собраться
В старинный дом
И говорить о человеке,
Который близко нам знаком.
Уж потому, что здесь родился,
Учился, юношею стал,
Хоть взгляд, почти уже привычно
Скользит по памятным местам.
Но вот какая-то невзгода
И на душе нехорошо,
Вы томик Чехова берете,
И с ним приходит волшебство…
(«Памяти А.П. Чехова» Л. Харина)
Антон Павлович Чехов- замечательный русский писатель, наш земляк. Когда говоришь Чехов, возникает особое чувство счастья и гордости, потому что этот человек родился, жил и учился в нашем родном городе. В Таганроге все напоминает о Чехове: домик писателя, лавка Чеховых, улица Чехова, гимназия Чехова, театр имени Чехова, библиотека имени Чехова, скульптурные и архитектурные памятники …. Антон Павлович входит в жизнь каждого человека, разного возраста и разных профессий.
160 лет назад, 29 января 1860 года в небольшом домике в центре города, на Полицейской улице, родился маленький Антоша.
Ученик 1 : Чеховский домик – уютный, пленительный,
Где обитала большая семья.
В маленьких комнатках дух удивительный, -
В них так свежа, так жива старина!
Здесь собирались вечерями длинными, -
Шутки, остроты и Библии глас.
Были те годы Антоши счастливыми, -
Столько добра в них, невинных проказ.
Ветры Судьбы ткут узорами странными…
На перекрестках случайных дорог,
Чудился домик с зелёными ставнями, –
Тихий, желанный, родной Таганрог.
Домик, тропинка, в цветах подоконники,
Низкая дверь, невысокий порог.
Тянутся в дом восхищённо поклонники,
В дом, куда сам он вернуться не смог.
Ведущий1: Отец Антона Чехова- Павел Егорович воспитывал своих детей в большой строгости. Обязательным для сыновей занятием стала помощь отцу в торговле. «В детстве у меня не было детства»- говорил А.Чехов. Работу в продуктовой лавке детям приходилось совмещать с учебой в гимназии, репетициями в церковном хоре, молитвами. Кроме того, все сыновья должны были овладеть каким-либо ремеслом. Будущий писатель изучал портняжное дело.
Ученик 2: Запахнет чаем в лавке Чеховых,
Ступенька скрипнет под ногой,
Прошелестит листвой ореховой
Былое время за спиной.
В прихожей вешалка качнется,
Пальто отцово принимая,
Закатными лучами солнца
Намокший зонтик освещая.
Не будет пустоты музейной,
Ее заполнят разговоры
О том, что на дворах осенних
Уже зима завьюжит скоро.
Ученик 3: И значит, семьям в Таганроге
Сидеть в метель у самовара,
Молясь купеческому Богу
В клубах дымящегося пара.
И есть блины, икру, маслины,
И конус сахарной головки,
Воображать снегов вершиной
Под новогодние обновки.
Беспечность детства ощущая,
Как вкус варенья из клубники,
Ещё себя не представляя
Антоном Чеховым – великим…
(«В лавке Чеховых» О. Филиппова)
Ведущий 2: Уроки тоже готовили в лавке. Зимой там было так холодно, что чернила замерзали в чернильнице, а пальцы синели и не слушались. В гимназии учитель за плохо написанное задание ставил единицу, а отец за единицу порол детей. Став взрослым человеком, Чехов писал: «Я никогда не мог простить отцу своему, что в детстве он меня сек». В появившихся позже рассказах Чехов расскажет о детях, жизнь которых проходила в такой же лавке, как и у самого Антоши.
Ведущий 1: Предлагаем Вашему вниманию отрывок из рассказа «Ванька» (инсценировка).
АВТОР: Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкафа пузырёк с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать.
ВАНЬКА: «Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от Господа Бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался».
АВТОР: Ванька вздохнул, умакнул перо и продолжал писать:
ВАНЬКА: «А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья во двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне вычистить селёдку, а я начал с хвоста, а она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтобы чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой , на деревню, нету никакой моей возможности… Кланяюсь тебе в ножки и вечно буду Бога молить, увези меня отсюда, а то помру….»
АВТОР: Ванька потёр своим чёрным кулаком глаза и всхлипнул.
ВАНЬКА: «Я буду тебе табак тереть. Богу молиться, а если что, то секи меня как сидорову козу. Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь. А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду никому не дам, а помрёшь, стану за упокой души молить, всё равно как за мамку Пелагею….»
АВТОР: Ванька судорожно вздохнул и опять уставился в окно.
ВАНЬКА: «Приезжай, милый дедушка. Христом-Богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай».
АВТОР: Ванька свернул вчетверо исписанный лист. И вложил в конверт, купленный накануне за копейку… Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес.
ВАНЬКА: (пишет на конверте) «На деревню дедушке».
АВТОР: Потом почесался, подумал и прибавил:
ВАНЬКА: «Константину Макарычу».
АВТОР: Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе выбежал на улицу…. Отправить драгоценное письмо.
Ведущий 2: Евгения Яковлевна, мать Антона Павловича, по слухам, обладала удивительным даром рассказывать сказки. Вероятно, этот талант передался и детям: трое из них нашли себя именно в литературе. Антон Павлович на всю жизнь сохранил тёплые и доверительные отношения с матерью. «Для нас дороже матери ничего не существует», – писал Чехов. Вечера в семье было принято посвящать музыке: петь хором русские песни и церковные псалмы.
Звучит отрывок из церковного песнопения в исполнении детского хора (фонограмма)
Ведущий 1: По окончании гимназии, в 19 лет, Антон Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета. Антон учится на врача, но продолжает заниматься писательским трудом – пишет рассказы, повести, пьесы. Литературный труд становится для Антона Павловича основным источником заработка: с этого времени он регулярно публикуется на под разнообразными псевдонимами.
Ведущий 2: фрагмент рассказа «Репетитор»
Автор: Гимназист VII класса Егор Зиберов милостиво подает Пете Удодову руку. Петя, двенадцатилетний мальчуган в сером костюмчике, пухлый и краснощекий, с маленьким лбом и щетинистыми волосами, расшаркивается и лезет в шкап за тетрадками. Занятие начинается.
Согласно условию, заключенному с отцом Удодовым, Зиберов должен заниматься с Петей по два часа ежедневно, за что и получает шесть рублей в месяц. Готовит он его во II класс гимназии. (В прошлом году он готовил его в I класс, но Петя порезался.)
Учитель: Итак, займемся арифметикой... Берите доску. Какая следующая задача?
Петя плюет на доску и стирает рукавом.
Учитель (берет задачник и диктует): «Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 рублей. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 рублей за аршин, а черное 3 рубля?» Повторите задачу.
Петя: Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 рублей. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 рублей за аршин, а черное 3 рубля? (начинает делить 540 на 138)
Учитель: Для чего же это вы делите? Постойте! Впрочем, так... продолжайте. Остаток получается? Здесь не может быть остатка. Дайте-ка я разделю! (делит, получает 3 с остатком и быстро стирает)
Учитель: (в сторону, ероша волосы и краснея) Странно... Как же она решается? Гм!.. Это задача на неопределенные уравнения, а вовсе не арифметическая... (глядит в ответы и продолжает в сторону) Гм!.. странно... Сложить 5 и 3, а потом делить 540 на 8? Так, что ли? Нет, не то.
(Пете) Решайте же!
Удодов – отец: Ну, чего думаешь? Задача-то ведь пустяковая! Экий ты дурак, братец! Решите уж вы ему, Егор Алексеич.
Учитель берет в руки грифель и начинает решать. Он заикается, краснеет, бледнеет.
Учитель (краснея, бледнея, заикаясь): Эта задача, собственно говоря, алгебраическая, Ее с иксом и игреком решить можно. Впрочем, можно и так решить. Я, вот, разделил... понимаете? Теперь, вот, надо вычесть... понимаете? Или, вот что... Решите мне эту задачу сами к завтраму... Подумайте...
Петя ехидно улыбается.
Удодов тоже улыбается.
Учитель, сконфузившись, встает и начинает ходить из угла в угол.
Удодов-отец (вздыхает, берет счеты): И без алгебры решить можно. Вот, извольте видеть... (щелкает на счетах, и у него получается 75 и 63) Вот-с... по-нашему, по-неученому.
Учитель (с замиранием сердца поглядывая он на часы): Теперь диктант.
Автор: После диктанта — география, за географией — закон божий, потом русский язык, — много на этом свете наук! Но вот, наконец, кончается двухчасовой урок. Зиберов берется за шапку, милостиво подает Пете руку и прощается с Удодовым.
Учитель (берет шапку, милостиво подает руку Пете, прощается с Удодовым; говорит робко): Не можете ли вы сегодня дать мне немного денег? Завтра мне нужно взносить плату за учение. Вы должны мне за шесть месяцев.
Удодов-отец (бормочет, не глядя на Зиберова): Я? Ах, да, да… С удовольствием! Только у меня сейчас нету, а я вам через недельку... или через две...
Автор: Зиберов соглашается и, надев свои тяжелые, грязные калоши, идет на другой урок.
Учитель: В любую погоду Антон Чехов спешил оказать помощь нуждающимся, не разделяя их на богатых и бедных, часто посещая своих больных на дому. При этом он никогда не брал за работу денег. А также отказался от вознаграждения, которое получают участковые врачи. Во время холерной эпидемии Чехов работает земским врачом, обслуживает 25 деревень, строит три школы для крестьянских детей. Создаёт в Таганроге общественную библиотеку, которой жертвует более двух тысяч томов собственных книг.
Ученик 4: Должно быть всё прекрасно в человеке:
Душа и тело, мысли и дела…
Все утверждали: истина навеки!
Но убеждений тех пора давно прошла,
Ведь в нашем современном мире
Слова мирские канули в лета,
Их быстро и искусно заменили
Слова измена, ложь и клевета.
Об исцеленье душ не может быть и речи,
Но исцелятся, может (верю!), те,
В которых всё прекрасно: мысли, речи –
Так говорил Антоша Чехонте.
(«Должно быть всё прекрасно в человеке» - Елена Пастухова)
Ведущий 3: В 1890 году писатель совершает неблизкое путешествие на остров Сахалин. На острове Чехов провел перепись местного населения, собрал большое количество сведений о каторге и ссыльной колонии, а возвратившись, написал книгу «Остров Сахалин».
Инсценировка по рассказу А.П.Чехова «Радость».
Автор: Было 12 часов ночи. Митя Кулдаров влетел в квартиру своих родителей и быстро заходил по всем комнатам. Родители уже ложились спать. Сестра лежала в постели и дочитывала последнюю страницу романа. Братья-гимназисты спали.
Отец: Откуда ты?
Мать: Что с тобой?
Митя: Ох, не спрашивайте! Я никак не ожидал! Нет, я никак не ожидал! Это… это даже невероятно!
( Митя захохотал и сел в кресло, будучи не в силах держаться на ногах от счастья.)
Это невероятно! Вы не можете себе представить! Вы поглядите!
(Сестра спрыгнула с постели и, накинув на себя одеяло, подошла к брату. Гимназисты проснулись).
Мать: Что с тобой? На тебе лица нет!
Митя: Это я от радости, мамаша! Ведь теперь меня знает вся Россия! Вся! Раньше только вы одни знали, что на этом свете существует коллежский регистратор Дмитрий Кулдаров, а теперь вся Россия знает об этом! Мамаша!
(Митя вскочил, побегал по всем комнатам и опять сел.)
Мамаша: Да что такое случилось? Говори толком.
Митя: Вы живете, как дикие звери, газет не читаете, не обращаете никакого внимания на гласность, а в газетах так много замечательного! Ежели что случится, сейчас все известно, ничего не укроется! Как я счастлив. Ведь только про знаменитых людей в газетах печатают, а тут взяли да про меня напечатали!
Отец: Что ты? Где?
(Все подошли к нему)
Митя: Да-с! Про меня напечатали! Теперь обо мне вся Россия знает! Вы, мамаша, спрячьте этот номер на память! Будем читать иногда! Поглядите!
(Митя вытащил из кармана номер газеты, подал отцу и ткнул пальцем в место, обведенное синим карандашом.) Читайте!
(Отец надел очки)
Митя: Читайте же!
(Папаша кашлянул и начал читать)
Папаша: 29 декабря, в 11 часов вечера, коллежский регистратор Дмитрий Кулдаров, выходя из портерной, что на Малой Бронной, в доме Козихина, и находясь в нетрезвом состоянии…
Митя: Это я с Семеном Петровичем…Все до тонкостей описано! Продолжайте! Дальше! Слушайте!
Отец: ...и находясь в нетрезвом состоянии, поскользнулся и упал под лошадь стоявшего здесь извозчика, крестьянина деревни Дурыкиной, Юхновского уезда, Ивана Дротова. Испуганная лошадь, перешагнув через Кулдарова и протащив через него сани с находившимися в них второй гильдии московским купцом Степаном Луковым, помчалась по улице и была задержана дворниками. Кулдаров, вначале находясь в бесчувственном состоянии, был отведен в полицейский участок и освидетельствован врачом. Удар, который он получил по затылку…
Митя: Это я об оглоблю, папаша. Дальше! Вы дальше читайте!
Отец: ….который он получил по затылку, отнесен к легким. О случившемся составлен протокол. Потерпевшему подана медицинская помощь…»
Митя: Велели затылок холодной водой примачивать. Читали теперь? А? То-то вот! Теперь по всей России пошло! Дайте сюда!
(Митя схватил газету, сложил ее и сунул в карман.)
Митя: Побегу к Макаровым, им покажу…Надо еще Иваницким показать, Наталии Ивановне, Анисиму Васильевичу…Побегу! Прощайте!
(Митя надел фуражку с кокардой и, торжествующий, радостный, выбежал на улицу).
Ведущий 4: В 1890 году Антон Чехов выпустил сборник рассказов «Хмурые люди» с посвящением Петру Ильичу Чайковскому. Музыка занимала огромное место в жизни Чехова. С юных лет он любил симфоническую музыку, посещал спектакли, оперы, оперетты. В Таганроге он впервые услышал и музыку Чайковского.
Звучит музыка П.И.Чайковского в исполнении учащихся
Ученик 5: Хочется мне верить- не напрасно
Жил когда-то честно, не спеша
Человек, в котором все прекрасно
И лицо, и мысли, и душа.
(Н.Сапотницкий)
Звучит классическая музыка
Учитель: 15 июля 1904 года оборвалась земная жизнь писателя. Но жизнь его произведений продолжается и сейчас, она будет длиться целую вечность, пока в наших сердцах живет память об этом удивительном человеке. «Пройдут годы и столетия, и время сотрёт даже малую память о тысячах живущих ныне людей. Но далёкие, грядущие потомки, о счастье которых с такой очаровательной грустью мечтал Чехов, произнесут его имя с признательностью и с тихой печалью о его судьбе» (А. И. Куприн).
Ученик 6: Его я часто вспоминаю.
Вот и теперь передо мной
Стоит он, точно как живой,
Такой, каким его люблю и знаю:
Сухие, тонкие черты,
Волос седеющие пряди.
И эта грусть в глубоком взгляде,
Сосредоточенном и полном доброты.
Больной и бесконечно милый,
Он был похож на первоцвет,
Сквозь снег пробившийся на свет.
(Александр Федоров)
Учитель: Как хорошо вот так собраться
В старинный дом.
И говорить о человеке,
Который близко нам знаком!
Литература:
1. М. П. Чехов. Антон Чехов и его сюжеты.
М., 1923.
2. М. П. Чехов. Вокруг Чехова. Встречи и впечатления. Изд. 4-е. М.,
"Московский рабочий", 1964.
3. Н. С. Шер «Рассказы о русских писателях». М.: «Детская литература», 1960.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.