Методическая разработка внеклассного мероприятия в начальной школе

Методическая разработка внеклассного мероприятия в начальной школе

Мероприятия
docx
русская литература
9 кл—11 кл
09.02.2020
Литературная гостиная «Такой родной Чехов», посвящена 160 летнему юбилею Антона Павловича Чехова. Данная методическая разработка поможет преподавателям литературы, школьным библиотекарям провести литературный юбилей великого человека. Цель: расширить представление учащихся о личности писателя; показать современность и актуальность его произведений в наше время; способствовать развитию навыков выразительного чтения, актёрского мастерства. Задачи: • формировать интерес к произведениям А.П.Чехова, особенностям его драматургии; • воспитывать в учащихся порядочность, интеллигентность, толерантность; • развивать их эмоциональную восприимчивость, творческие способности, эстетический вкус. Методы: слово учителя, сообщения учащихся с элементами беседы, чтение наизусть стихов и прозы, инсценировка.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

мероприятие.docx

Городской конкурс на лучшую методическую разработку,

посвященную 160-летию А.П.Чехова

 

 

 

 

Номинация

лучшая методическая разработка внеклассного мероприятия

 

 

 

Методическая разработка внеклассного мероприятия

в начальной школе

Литературная гостиная

“Такой родной Чехов”

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Черныш Елена Николаевна,

учитель начальных классов

МОБУ СОШ №8 им. А. Г. Ломакина

e-mail: chernysch.elena@mail.ru

 

 

 

Таганрог

2020


Пояснительная записка

Литературная гостиная  «Такой родной Чехов», посвящена 160 летнему юбилею Антона Павловича Чехова. Данная методическая разработка поможет преподавателям  литературы, школьным библиотекарям провести литературный юбилей великого человека.

 

Цель:  расширить представление учащихся о личности писателя; показать современность и актуальность его произведений в наше время; способствовать развитию навыков выразительного чтения, актёрского мастерства.

 

Задачи:

·         формировать интерес к произведениям А.П.Чехова, особенностям его драматургии;

·         воспитывать в учащихся порядочность, интеллигентность, толерантность;

·         развивать их эмоциональную восприимчивость, творческие способности, эстетический вкус.

 

Методы: слово учителя, сообщения учащихся с элементами беседы, чтение наизусть стихов и прозы, инсценировка.

 

Оформление:

стол, накрытый зеленой скатертью, на нем свечи, портрет А. П. Чехова, чернильница, перо.

Выставка детских рисунков “Герои произведений А.П.Чехова”.

Выставка книг с произведениями А.П.Чехова.

Электронная презентация «Такой родной Чехов».

 

Музыкальное сопровождение:

·       Людвиг ван Бетховен «Лунная соната»;

·       П.И. Чайковский «Октябрь», «Осенняя песня»;

·       С.В. Рахманинов «Аве Мария», «Одиночество».

 

План проведения:

1.Вступление и заключение – стихи о Чехове

2. Выступление чтецов – ведущих вечера (в течение всего вечера).

3. Инсценировки из рассказов А.П. Чехова : «Ванька», «Репетитор», «Радость».

 

 


 

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ, посвященная 160 летнему юбилею Антона Павловича Чехова «Такой родной Чехов».

Звучит музыка Чайковского. На фоне музыки учитель сидит за столом, зажигает свечу.

Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Я рада новой встрече с Вами в нашей литературной гостиной.

Как хорошо вот так собраться

В старинный дом

И говорить о человеке,

Который близко нам знаком.

 

Уж потому, что здесь родился,

Учился, юношею стал,

Хоть взгляд, почти уже привычно

Скользит по памятным местам.

 

Но вот какая-то невзгода

И на душе нехорошо,

Вы томик Чехова берете,

И с ним приходит волшебство…

(«Памяти А.П. Чехова» Л. Харина)

    Антон Павлович Чехов- замечательный русский писатель, наш земляк. Когда говоришь Чехов, возникает особое чувство счастья и гордости, потому что этот человек родился, жил и учился  в нашем родном городе. В Таганроге все напоминает о Чехове: домик писателя, лавка Чеховых, улица Чехова, гимназия Чехова, театр имени Чехова, библиотека имени Чехова, скульптурные и архитектурные памятники …. Антон Павлович входит в жизнь каждого человека, разного возраста и разных профессий.

    160 лет назад, 29 января 1860 года в небольшом домике в центре города, на Полицейской улице, родился маленький  Антоша. 

 

Ученик 1 : Чеховский домик – уютный, пленительный,

Где обитала большая семья.

В маленьких комнатках дух удивительный, -

В них так свежа, так жива старина!

Здесь собирались вечерями длинными, -

Шутки, остроты и Библии глас.

Были те годы Антоши счастливыми, -

Столько добра в них, невинных проказ.

Ветры Судьбы ткут узорами странными…

На перекрестках случайных дорог,

Чудился домик с зелёными ставнями, –

Тихий, желанный, родной Таганрог.

Домик, тропинка, в цветах подоконники,

Низкая дверь, невысокий порог.

Тянутся в дом восхищённо поклонники,

В дом, куда сам он вернуться не смог.

 

Ведущий1: Отец Антона Чехова- Павел Егорович воспитывал своих детей в большой строгости. Обязательным для сыновей занятием стала помощь отцу в торговле. «В детстве у меня не было детства»- говорил А.Чехов. Работу в продуктовой лавке детям приходилось совмещать с учебой в гимназии, репетициями в церковном хоре, молитвами. Кроме того, все сыновья должны были овладеть каким-либо ремеслом. Будущий писатель изучал портняжное дело.  

Ученик 2: Запахнет чаем в лавке Чеховых,

Ступенька скрипнет под ногой,

Прошелестит листвой ореховой

Былое время за спиной.

 

В прихожей вешалка качнется,

Пальто отцово принимая,

Закатными лучами солнца

Намокший зонтик освещая.

 

Не будет пустоты музейной,

Ее заполнят разговоры

О том, что на дворах осенних

Уже зима завьюжит скоро.

 

Ученик 3: И значит, семьям в Таганроге

Сидеть в метель у самовара,

Молясь купеческому Богу

В клубах дымящегося пара.

 

И есть блины, икру, маслины,

И конус сахарной головки,

Воображать снегов вершиной

Под новогодние обновки.

 

Беспечность детства ощущая,

Как вкус варенья из клубники,

Ещё себя не представляя

Антоном Чеховым – великим…

(«В лавке Чеховых» О. Филиппова)

 

Ведущий 2: Уроки тоже готовили в лавке. Зимой там было так холодно, что чернила замерзали в чернильнице, а пальцы синели и не слушались. В гимназии учитель за плохо написанное задание ставил единицу, а отец за единицу порол детей. Став взрослым человеком, Чехов писал: «Я никогда не мог простить отцу своему, что в детстве он меня сек». В появившихся позже рассказах Чехов расскажет о детях, жизнь которых проходила в такой же лавке, как и у самого Антоши.

Ведущий 1: Предлагаем Вашему вниманию отрывок из рассказа «Ванька» (инсценировка).

АВТОР: Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкафа пузырёк с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать.

 ВАНЬКА: «Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от Господа Бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался».

АВТОР: Ванька вздохнул, умакнул перо и продолжал писать:

ВАНЬКА: «А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья во двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул.    А на неделе хозяйка велела мне вычистить селёдку, а я начал с хвоста, а она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтобы чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю  люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой , на деревню, нету никакой моей возможности… Кланяюсь тебе в ножки и вечно буду Бога молить, увези меня отсюда, а то помру….»

АВТОР: Ванька потёр своим чёрным кулаком глаза и всхлипнул.

ВАНЬКА: «Я буду тебе табак тереть.  Богу молиться, а если что, то секи меня как сидорову козу.    Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь. А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду никому не дам, а помрёшь, стану за упокой души молить, всё равно как за мамку Пелагею….»

АВТОР: Ванька судорожно вздохнул и опять уставился в окно.

ВАНЬКА: «Приезжай, милый дедушка.  Христом-Богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин колодкой по голове  ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой.  Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай».

АВТОР: Ванька свернул вчетверо исписанный лист. И вложил в конверт, купленный накануне за копейку… Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес.

ВАНЬКА: (пишет на конверте)  «На деревню дедушке».

АВТОР: Потом почесался, подумал и прибавил:

ВАНЬКА: «Константину Макарычу».

АВТОР: Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе выбежал на улицу…. Отправить драгоценное письмо.

Ведущий 2:  Евгения Яковлевна, мать Антона Павловича, по слухам, обладала удивительным даром рассказывать сказки. Вероятно, этот талант передался и детям: трое из них нашли себя именно в литературе. Антон Павлович на всю жизнь сохранил тёплые и доверительные отношения с матерью. «Для нас дороже матери ничего не существует», – писал Чехов. Вечера в семье было принято посвящать музыке: петь хором русские песни и церковные псалмы.

Звучит отрывок из церковного песнопения в исполнении детского хора (фонограмма)

Ведущий 1: По окончании гимназии, в 19 лет, Антон Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета. Антон учится на врача, но продолжает заниматься писательским трудом – пишет рассказы, повести, пьесы. Литературный труд становится для Антона Павловича основным источником заработка: с этого времени он регулярно публикуется на под разнообразными псевдонимами.

Ведущий 2: фрагмент рассказа «Репетитор»

Автор: Гимназист VII класса Егор Зиберов милостиво подает Пете Удодову руку. Петя, двенадцатилетний мальчуган в сером костюмчике, пухлый и краснощекий, с маленьким лбом и щетинистыми волосами, расшаркивается и лезет в шкап за тетрадками. Занятие начинается.

Согласно условию, заключенному с отцом Удодовым, Зиберов должен заниматься с Петей по два часа ежедневно, за что и получает шесть рублей в месяц. Готовит он его во II класс гимназии. (В прошлом году он готовил его в I класс, но Петя порезался.)

 

Учитель: Итак, займемся арифметикой... Берите доску. Какая следующая задача?

Петя плюет на доску и стирает рукавом.

 Учитель (берет задачник и диктует): «Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 рублей. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 рублей за аршин, а черное 3 рубля?» Повторите задачу.

Петя: Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 рублей. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 рублей за аршин, а черное 3 рубля? (начинает делить 540 на 138)

Учитель: Для чего же это вы делите? Постойте! Впрочем, так... продолжайте. Остаток получается? Здесь не может быть остатка. Дайте-ка я разделю! (делит, получает 3 с остатком и быстро стирает)

Учитель:  (в сторону, ероша волосы и краснея) Странно... Как же она решается? Гм!.. Это задача на неопределенные уравнения, а вовсе не арифметическая... (глядит в ответы и продолжает в сторону) Гм!.. странно... Сложить 5 и 3, а потом делить 540 на 8? Так, что ли? Нет, не то.

(Пете) Решайте же!

Удодов – отец: Ну, чего думаешь? Задача-то ведь пустяковая! Экий ты дурак, братец! Решите уж вы ему, Егор Алексеич.

Учитель берет в руки грифель и начинает решать. Он заикается, краснеет, бледнеет.

Учитель (краснея, бледнея, заикаясь): Эта задача, собственно говоря, алгебраическая, Ее с иксом и игреком решить можно. Впрочем, можно и так решить. Я, вот, разделил... понимаете? Теперь, вот, надо вычесть... понимаете? Или, вот что... Решите мне эту задачу сами к завтраму... Подумайте...

Петя ехидно улыбается.

Удодов тоже улыбается.

Учитель, сконфузившись, встает и начинает ходить из угла в угол.

Удодов-отец (вздыхает, берет счеты): И без алгебры решить можно. Вот, извольте видеть... (щелкает на счетах, и у него получается 75 и 63)  Вот-с... по-нашему, по-неученому.

Учитель (с замиранием сердца поглядывая он на часы): Теперь диктант.

Автор: После диктанта — география, за географией — закон божий, потом русский язык, — много на этом свете наук! Но вот, наконец, кончается двухчасовой урок. Зиберов берется за шапку, милостиво подает Пете руку и прощается с Удодовым.

Учитель (берет шапку, милостиво подает руку Пете, прощается с Удодовым; говорит робко): Не можете ли вы сегодня дать мне немного денег? Завтра мне нужно взносить плату за учение. Вы должны мне за шесть месяцев.

Удодов-отец (бормочет, не глядя на Зиберова): Я? Ах, да, да… С удовольствием! Только у меня сейчас нету, а я вам через недельку... или через две...

Автор: Зиберов соглашается и, надев свои тяжелые, грязные калоши, идет на другой урок.

Учитель: В любую погоду Антон Чехов спешил оказать помощь нуждающимся, не разделяя их на богатых и бедных, часто посещая своих больных на дому. При этом он никогда не брал за работу денег. А также отказался от вознаграждения, которое получают участковые врачи. Во время холерной эпидемии Чехов работает земским врачом, обслуживает 25 деревень, строит три школы для крестьянских детей. Создаёт в Таганроге общественную библиотеку, которой жертвует более двух тысяч томов собственных книг.

Ученик 4: Должно быть всё прекрасно в человеке:

Душа и тело, мысли и дела…

Все утверждали: истина навеки!

Но убеждений тех пора давно прошла,

 

Ведь в нашем современном мире

Слова мирские канули в лета,

Их быстро и искусно заменили

Слова измена, ложь и клевета.

 

Об исцеленье душ не может быть и речи,

Но исцелятся, может (верю!), те,

В которых всё прекрасно: мысли, речи –

Так говорил Антоша Чехонте.

(«Должно быть всё прекрасно в человеке» - Елена Пастухова)

Ведущий 3: В 1890 году писатель совершает неблизкое путешествие на остров Сахалин. На острове Чехов провел перепись местного населения, собрал большое количество сведений о каторге и ссыльной колонии, а возвратившись, написал книгу «Остров Сахалин».

Инсценировка по рассказу А.П.Чехова «Радость».

 

Автор: Было 12 часов ночи. Митя Кулдаров влетел в квартиру своих родителей и быстро заходил по всем комнатам. Родители уже ложились спать. Сестра лежала в постели и дочитывала последнюю страницу романа. Братья-гимназисты спали.

Отец: Откуда ты?

Мать: Что с тобой?

Митя: Ох, не спрашивайте! Я никак не ожидал! Нет, я никак не ожидал! Это… это даже невероятно!

( Митя захохотал и сел в кресло, будучи не в силах держаться на ногах от счастья.)

Это невероятно! Вы не можете себе представить! Вы поглядите!

(Сестра спрыгнула с постели и, накинув на себя одеяло, подошла к брату. Гимназисты проснулись).

Мать: Что с тобой? На тебе лица нет!

Митя: Это я от радости, мамаша! Ведь теперь меня знает вся Россия! Вся! Раньше только вы одни знали, что на этом свете существует коллежский  регистратор Дмитрий Кулдаров, а теперь вся Россия знает об этом! Мамаша!

(Митя вскочил, побегал по всем комнатам и опять сел.)

Мамаша: Да что такое случилось? Говори толком.

Митя: Вы живете, как дикие звери, газет не читаете, не обращаете никакого внимания на гласность, а в газетах так много замечательного! Ежели что случится, сейчас все известно, ничего не укроется! Как я счастлив. Ведь только про знаменитых людей в газетах печатают, а тут взяли да про меня напечатали!

Отец: Что  ты? Где?

(Все подошли к нему)

Митя: Да-с! Про меня напечатали! Теперь обо мне вся Россия знает! Вы, мамаша, спрячьте этот номер на память! Будем читать иногда! Поглядите!

(Митя вытащил из кармана номер газеты, подал отцу и ткнул пальцем в место, обведенное синим карандашом.) Читайте!

(Отец надел очки)

Митя: Читайте же!

(Папаша кашлянул и начал читать)

Папаша: 29 декабря, в 11 часов вечера, коллежский регистратор Дмитрий Кулдаров, выходя из портерной, что на Малой Бронной, в доме Козихина, и находясь в нетрезвом состоянии…

Митя: Это я с Семеном Петровичем…Все до тонкостей описано! Продолжайте! Дальше! Слушайте!

Отец: ...и находясь в нетрезвом состоянии, поскользнулся и упал под лошадь стоявшего здесь извозчика, крестьянина деревни Дурыкиной, Юхновского уезда, Ивана Дротова. Испуганная лошадь, перешагнув через Кулдарова и протащив через него сани с находившимися в них второй гильдии московским купцом Степаном Луковым, помчалась по улице и была задержана дворниками. Кулдаров, вначале находясь в бесчувственном состоянии, был отведен в полицейский участок и освидетельствован врачом. Удар, который он получил по затылку…

Митя: Это я об оглоблю, папаша. Дальше! Вы дальше читайте!

Отец: ….который он получил по затылку, отнесен к легким. О случившемся составлен протокол. Потерпевшему подана медицинская помощь…»

Митя: Велели затылок холодной водой примачивать. Читали теперь? А? То-то вот! Теперь по всей России пошло! Дайте сюда!

(Митя схватил газету, сложил ее и сунул в карман.)

Митя: Побегу к Макаровым, им покажу…Надо еще Иваницким показать, Наталии Ивановне, Анисиму Васильевичу…Побегу! Прощайте!

(Митя надел фуражку с кокардой и, торжествующий, радостный, выбежал на улицу).

Ведущий 4: В 1890 году Антон Чехов выпустил сборник рассказов «Хмурые люди» с посвящением Петру  Ильичу Чайковскому. Музыка занимала огромное место в жизни Чехова. С юных лет он любил симфоническую музыку, посещал спектакли, оперы, оперетты. В Таганроге он впервые услышал и музыку Чайковского. 

Звучит музыка П.И.Чайковского в исполнении учащихся

Ученик 5: Хочется мне верить- не напрасно

Жил когда-то честно, не спеша

Человек, в котором все прекрасно

И лицо, и мысли, и душа.

(Н.Сапотницкий)

Звучит классическая музыка

Учитель: 15 июля 1904 года оборвалась земная жизнь писателя. Но жизнь его произведений продолжается и сейчас, она будет длиться целую вечность, пока в наших сердцах живет память об этом удивительном человеке. «Пройдут годы и столетия, и время сотрёт даже малую память о тысячах живущих ныне людей. Но далёкие, грядущие потомки, о счастье которых с такой очаровательной грустью мечтал Чехов, произнесут его имя с признательностью и с тихой печалью о его судьбе» (А. И. Куприн).

Ученик 6: Его я часто вспоминаю.
Вот и теперь передо мной
Стоит он, точно как живой,
Такой, каким его люблю и знаю:
Сухие, тонкие черты,
Волос седеющие пряди.
И эта грусть в глубоком взгляде,
Сосредоточенном и полном доброты.
Больной и бесконечно милый,
Он был похож на первоцвет,
Сквозь снег пробившийся на свет.

 (Александр Федоров)

Учитель: Как хорошо вот так собраться

В старинный дом.

И говорить о человеке,

Который близко нам знаком!

 

Литература:

1. М. П. Чехов. Антон Чехов и его сюжеты. М., 1923.
2. М. П. Чехов. Вокруг Чехова. Встречи и впечатления. Изд. 4-е. М., "Московский рабочий", 1964.
3. Н. С. Шер «Рассказы о русских писателях». М.: «Детская литература», 1960.


 

Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Олимпиада-аукцион для вас и ваших учеников с мгновенными наградами.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)