Методическая разработка внеурочного образовательной игрового "Биодобавки и другие компоненты продуктов"
Оценка 4.9

Методическая разработка внеурочного образовательной игрового "Биодобавки и другие компоненты продуктов"

Оценка 4.9
pdf
20.04.2021
Методическая разработка внеурочного образовательной игрового "Биодобавки и другие компоненты продуктов"
Квест Подгузов Н.А. СШ 124.pdf

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №124

Красноармейского района города Волгограда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

 

КВЕСТ - ИГРА

ПОД ЗНАКОМ «Е», Что мы едим и пьем.

 

Подгузов Николай Александрович, учитель биологии  муниципального общеобразовательного учреждения

"Средняя школа № 124

Красноармейского района Волгограда" педагог дополнительного образования ГБОУ ДО ВСДЮТи

 

 

 

 

Волгоград-2020

 

 Использование знаний, полученных на уроках биологии, для практических целей, лучшего запоминания, можно использовать в интерактивной форме, которую предоставляет игровая технология реализации квеста. 

Квест сегодня приобрел большую популярность у людей разных поколений. В сознании многих, квест – это развлекательная игра, время проведения досуга. Собственно, понятие «квест» (от англ. quest – поиски) и обозначает игру, требующую от участника решения умственных задач для продвижения по сюжету. Но эту форму деятельности можно эффективно использовать и в образовательном образовательного процесса, особенно в сфере дополнительного образования или внеурочной деятельности.

Данный квест был разработан и проведен на базе МОУ СШ № 124 в рамках реализации региональной инновационной площадки «Экологическое образование и воспитание учащихся в образовательном пространстве школы в контексте требований ФГОС». Цель: создание условий для применения на практике полученных знаний о здоровом и полноценном питании.

Задачи игры:

*   Уточнить представление детей о здоровой пище.

*   Освоить некоторые навыки исследовательской деятельности и эксперимента,

*   Приучаться работать в команде, слушать мнение друзей, вместе находить правильный ответ.

*   Получать удовольствие от совместной игры.

*   Участники: дети 5-7 класса (при изменении некоторых заданий, возрастные рамки можно сдвинуть), старшеклассники – ответственные на этапах.

 

Описание игры:

            Дети делятся на несколько команд по 5-6 человек, в зависимости от количества участников. Каждая команда получает маршрутный лист с указанием этапов. За каждый правильный ответ команда получает определѐнное количество баллов, в зависимости от точности выполнения и подсказку (слово).     

            Команда победительницей считается не только та, которая набрала больше всего количество баллов, но и разгадало фразу – предложение, составленное из слов подсказок, полученных на каждом этапе. (Например фраза из мультфильма «Вини-Пух идѐт в гости»:  «И это всѐ потому что у кого-то слишком узкие двери. - Нет! Всѐ потому, что кто-то слишком много ест!» (Слова подсказки: ДВЕРИ, МНОГО, СЛИШКОМ, УЗКИЕ, ЕСТ, ПОТОМУ ЧТО, И ЭТО)

            Особенность этой игры в том, что на каждом этапе ответственные

(старшеклассники) рассказывают участникам команд о том аспекте здорового питания, которому посвящена станция, а затем дети выполняют задание по соответствующей теме.

            Помимо решения образовательных и воспитательных задач по основной теме

«Наше здоровье во многом зависит от того, что мы едим»», игра решает и коммуникативные задачи, лидерства, способность работать в команде, взаимодействуя друг с другом, учатся слушать и слышать друг друга, совместно находить правильное решение задачи.

            В конце игры-путешествия все команды собираются вместе, подводятся итоги, команды-победители награждаются. Можно предложить наградить по нескольким номинациям: самую быструю команду, самую дружную команду, самую творческую команду и т.п. чтобы никто не остался незамеченным.

Ход квеста :

            Участники игры собираются на СТАРТЕ для получения маршрутных листов и инструктажа. Игру можно проводить как в помещении (отдельные этапы) так и на улице. Каждый этап можно зашифровать определѐнным символом, рисунком, словом который надо разгадать, чтобы попасть на него. Например:

«Витамины» - аскорбиновая кислота,

«Загадки» - ребус,

«Еда полезная и вредная» - знаки «+» и «-»,

«Зеленая аптека» - зелѐный крест,

«Сказка» - репа,

«Нитраты» - пакетик с мочевиной (др. азотного удобрения) «Молоко» - пробирку с молоком, «Плесень» - гриб.

Команды представляются (название, девиз), получают маршрутный лист.

Этапы квеста: 

1. «Загадка». Необходимо отгадать загадки. А также с помощью микроскопа найти микропрепарат с дрожжами.  

Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу, Надоела мне квашня, Посадите в печь меня. 

(Тесто)

***

Без рук, без ног, А в гору лезет.

(Тесто)

*** 

Бьют меня палками,     

Жмут меня камнями,

Держат меня в огненной пещере, Режут меня ножами.

За что меня так губят? За то, что любят…(Хлеб)

***  меньше корытца, а мешок муки поднимает что это?.. (Дрожжи).

 

2.  «Еда полезная и вредная»

На столе лежат продукты полезные: фрукты, овощи, ягоды, молочные продукты и т.п..

«вредные»: чипсы, сухарики, кукурузные палочки, попкорн, пепси-кола и т. д.

Необходимо разделить их на соответствующие группы и объяснить: почему эти продукты вредны. Проанализировать содержание и  состав продуктов.

3.  «Зеленая аптека»

Определить представленные растения (в отсутствии натуральных можно использовать фотографии, рисунки, гербарий), дать им названия и рассказать, как они могут применяться в качестве лекарственных препаратов.

Примеры: липа, малина, подорожник, ромашка, шиповник и т.п.

Станция 4. «Витамины»

По представленной методике определить количество витамина С в различных продуктах:

апельсин, лимон, яблока, капуста. (Информация в Приложении.) 5. «Сказка»

Викторина «Овощи и фрукты в литературе»

— Как называлась река в сказке Н. Носова «Незнайка и его друзья»? (Огуречная) — В каком произведении итальянского сказочника Джанни Родари действующие лица – овощи и фрукты? («Чипполино»)

— В какой сказке действие разворачивается вокруг корнеплода? («Репка»)

— А в какой — вокруг яйца? («Курочка — Ряба»)

— Про какие вкусные и полезные фрукты Мальвина задала Буратино задачку, а он решил еѐ неправильно? (Про яблоки)

— Какой круглый продукт из муки не хотел, чтобы его съели, и поэтому убежал от хозяйки? (Колобок)

— Какой вкусный круглый овощ оранжевого цвета превратился в одной из сказок в средство передвижения? (Тыква в сказке «Золушка»).

— В ящике с какими вкусными круглыми оранжевыми фруктами нашли очень милого сказочного героя с огромными ушами? (С апельсинами)

--- Что сбрасывала с саней лиса? (рыбу)

6.  «Нитраты – это страшно?»

С помощью экспресс-полосок  или тестера для определения нитратов, провести мини исследование некоторых продуктов: картофель, свекла, морковь, яблоко, салат и т.п.

Объяснить почему нитраты нужны растениям. (Информация в Приложении.)

7.  «Плесень»

Подготовить  микропрепарат из плесени, рассмотреть его под микроскопом, зарисовать.

Объяснить в каком случае плесневые грибки могут быть полезными, а в каком вредные. 

8.  «Пейте дети молоко». 

С помощью простой методики определить наличие крахмала в творожной массе и мела в молочном продукте (можно такие ненатуральные продукты купить или самостоятельно приготовить с добавлением соответствующих веществ). (Информация в Приложении.)

9.  «ГМО – это не страшно». Соцопрос.

Подготовить опросник. Провести соцопрос по ГМО (генно-модифицированные организмы). Проанализировать. (Информация в Приложении.) Источники: 

1.  Джим Уиз "Занимательная химия, физика, биология" М. АСТ,2008г.;

2.  Зубкова Н.М. "Научные ответы на детские "почему". Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет" М.. Речь. 2013г..

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Содержательная информация и методики для проведения КВЕСТА

Все живые организмы, в том числе и мы, состоим из органических веществ прежде всего из белков, липидов, углеводом и нуклеиновых кислот. При том на первый взгляд ДНК главенствуют в нашей жизни. Но они можно сказать управляют всеми процессами а жизнь на земле белковая. Ведь белки составляют 10-20% от сырой массы и 50-80% от сухой массы клетки животных.

А белки надо сделать. Из чего?............ (аминокислот)

А откуда взять их или создать из чего?  - из веществ которые находятся во вне организма. А каким образом эти вещества могут попасть в наш организм? …………. (с питанием, дыханием или кожные покровы).

Но как вы догадываетесь, что те вещества, которые проникают к нам через легкие навряд ли участвуют в синтезе белков, тем более это относится и к кожным покровам. Остается пищеварительная система. Т.е. получается мы состоим из того что мы едим. И точно так же как здание зависит от качества кирпичей, цемента, металлоконструкций, так и наш организм, его здоровье зависит от качества продуктов питания. Вот в чем важнейший смысл, когда мы говорим о здоровом питании и качества  продуктов. СЛАЙД или рисунок ЯБЛОКО. 

Обозначения природных веществ, содержащихся в натуральных продуктах.

 

 

Вот взгляните на следующую иллюстрацию. Страшно?...........

Не так всѐ страшно, если мы присмотримся и призадумаемся: здесь химические или тривиальные названия многих химических веществ (компонентов продуктов полученных от живых организмов) заменены  на общепринятую классификацию. Так знаменитая аскорбиновая кислота(витамин С) – это тоже Е300, а витамин В2 –рибофлавин обозначается Е101. Нас часто пугают всякими Е или, например, нитратами. Так ли они опасны и что мы знаем о них?.................

Нитраты – это соли азотной кислоты (тривиальное название селитра). Растения используют азот из соли для построения клеток организма, создания хлорофилла, тех же аминокислот. Казалось бы азот можно добывать из………… (воздуха), но на это способны не многие. Кто? ……(азотофиксирующие бактерии (клубеньковые)).

Иногда нитратов может оказаться в переизбытке. Почему? ……. (нерациональное использование азотных удобрений –большие дозы). Сами по себе они не опасны. Но уже в растениях, а затем  в организме человека при поедании продукта, содержащего нитраты, происходит восстановление их до нитритов, то есть они начинают переходить в соли азотистой кислоты HNO2, имеющими высокую токсичность.

Где нитратов больше, в каких частях овощей и фруктов?  Во фруктах их содержится гораздо меньше, чем овощах и зелени. Причѐм в разных частях разное количество. Недозрелые плоды всегда имеют их больше, потому что ещѐ идѐт процесс питания и созревания.

Чаще всего нитраты содержаться в части плодов ближе к плодоножке, клубней к кожуре, луковиц или корнеплодов к сердцевине  или ботве

Некоторые признаки избытков нитратов можно определить и визуально: 

 Их больше у крупных плодов, если только это не сортовой признак. Вес и объѐм им нагоняют усиленными подкормками и стимуляторами.

Отсутствие сладости у плода, сладкого по определению (например, дыня, арбуз). Наличие уплотнений, нехарактерная более светлая окраска прожилок, концентрических кругов.

Отсутствие должного аромата.

Семена не вызревшие.

В тепличных зимних овощах нитратов всегда больше, потому тепличный огурец в разрезе желтоватый на цвет, скользкий на ощупь, неприятный на вкус. Это не всегда можно заметить или это не так ярко выражено.

Но можно определить нитраты и более профессиональным способом. Чем мы сейчас и займемся.

Определение нитратов с помощью экспресс-анализа- специализированной индикаторной бумагой и тест-прибором.

Кроме того, мы попробуем ответить еще на один вопрос: что мы пьем?

В принципе за качеством воды у нас должно следить государство, но вот такой параметр как жесткость воды может иметь большое значение для здоровья и некоторых бытовых проблем (стирка, приготовление напитков, еды и пр.) 

Жесткость воды в России выражается в миллиграмм-эквивалентах на один литр.  Мягкая вода имеет 4 мг-экв/л,  полужесткая - 4-8 мг-экв/л,  жесткая - 8-12 мг-экв/л,  очень жесткая - от 12 мг-экв/л. 

Допустимая предельная норма жесткости воды централизованного водоснабжения - 7 мг-экв/л.

Попробуем проверить и качество фильтров – насколько они  способны устранить жесткость (в том числе и фильтры просроченные).

Методика определения наличия витамина С методом йодометрии

Йодометрия - метод окислительно-восстановительного титрования, основанный на реакциях, связанных с окислением восстановителей свободным йодом I2.

Взаимодействие аскорбиновой кислоты с йодом происходит по уравнению: С6Н8О6 + I2 = С6Н6О6 + 2 НI.

 

В качестве рабочего раствора используется титрованный раствор йода, который готовится из 5% аптечной йодной настойки. Окончание реакции фиксируется по изменению окраски раствора крахмала на синюю. Оборудование: 5% раствор йода;

вода, крахмальный клейстер, 1% раствор соляной кислоты HCl

пестик, ступка, нож, колба, воронка; химический стакан, пипетка.

Объекты исследования: овощи, фрукты и соки.

Ход работы:

Отмерить 20 мл свежевыжатого сока апельсина и разбавить его водой до объѐма 100 мл; добавить 1 мл крахмального клейстера;

добавить по каплям 5% раствора йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего, в течение 10-15 сек. с помощью пипетки посчитать, сколько капель содержится в одном мл

Зная, объѐм затраченного раствора йода можно определить количество аскорбиновой кислоты в определѐнном объѐме исследуемого материала.

Выполнение тестирования на нитраты экспресс-методом:

Извлечь индикаторную полоску из пакета.

Отрезать участок индикаторной полоски размером приблизительно 0,5 x 0,5 см.

Погрузить участок индикаторной полоски в исследуемую жидкость на 5-7 сек, или приложить к срезу плода до полного смачивания участка полоски. Полимерное покрытие не снимать!

Выдержать участок индикаторной полоски на воздухе 2-3 мин.

Определить концентрацию нитратов, сравнив окраску участка индикаторной полоски с образцами окраски контрольной шкалы. Выбрать наиболее близкий по интенсивности окраски образец контрольной шкалы.

*     Концентрация нитратов в исследуемой жидкости соответствует значению концентрации выбранного образца окраски контрольной шкалы.

*     После проведения тестирования неиспользованные индикаторные полоски убрать в пакет. Тест-полоски Нитраты. Внимание! Для эталона сравнения использовать напечатанную на бумаге шкалу, прилагаемую к набору. Изображение на экране зависит от настроек цветопередачи.

 

 

Выявление в молоке примесей соды и мела

Чтобы молоко долго не портилось, производители добавляют в него мел или соду. Выявить эти примеси в молоке (если только производитель не нормализовал уровень рН молока после их добавки) можно добавлением уксусной кислоты — молоко мгновенно скиснет (створожится), а появление пены будет свидетельствовать о наличии мела или соды в молоке.

Определение в молоке крахмала и муки

Для увеличения вязкости молока (его густоты) к нему могут добавить крахмал или муку.

Такое молоко считается фальсифицированным.

В пробирке смешать 5 мл молока и 3 капли настойки йода или люголевского раствора. При наличии крахмала молоко окрасится в синий цвет, а при его отсутствии в бледножелтый.

 

СОЦОПРОС

Очень часто в исследовательских и проектных работах мы используем такую методику ка социальный опрос. Но всегда ли она эффективна? Всегда ли результаты репрезентативны и им можно доверять?

Например, мы проводим исследование по влиянию кофе на здоровье, активность человека и опрашиваем учащихся школы: Пьете ли вы крепкий кофе по утрам? Опросив 200 человек, мы получаем результат, что пью кофе всего 6 человек т.е. 3%. При этом мы не учитываем, что среди опрашиваемых более половины учащихся начальной школы, которым вообще не рекомендуется его пить и родители не наливают. То же самое мы можем сказать при изучении заболеваемости: есть детские заболевания, есть болезни пожилого возраста. Еще один момент: о чем вы спрашиваете. Отвечающий как минимум должен иметь понятие о предмете опроса или же тогда вопрос должен быть поставлен об осведомленности.

Так, например, вещество дигидроген монооксид, используемое в ядерных реакторах, многих опасных химических производствах, в больших количествах с отходами оно попадает в мировой океан. От него ежегодно гибнет более 370 000 человек. Что необходимо сделать с этим веществом?......... Парламентарии некоторых государств потребовали запретить использование его на территории страны. Оказалось это шуткаисследование ученых. Ведь дигидроген монооксид – это вода.

То же самое можно сказать и о ГМО. От этого слова многие люди шарахаются.

Что такое ГМО? ………….Кто бы мог назвать конкретный пример ГМО?.............

А ведь все мы присутствующие здесь ГМО – генно- модифицированные организмы.  Каждый новый потомок (ребенок) отличается от своих предков на порядок 100 мутаций генов. Поэтому, каждый вновь появившийся на свет является генно-модифицированным и мы с гордость знания можем говорить Я есть ГМО. Наши модификации случайны (кроссинговер, дрейф генов, мутации). Ученые же целенаправленно изменяют гены, чтобы получить пользу, порой жизненно необходимы. Так например ГМО-рис в отличие от традиционного содержит в себе ген позволяющий синтезировать бета-каротин – предшественник витамина А и тем самым спасает от заболеваний многие миллионы жителей юго-восточной Азии особенно детей ( в ом числе от куриной слепоты).  И так : да здравствует ГМО!

Сейчас вам предстоит провести соцопрос по двум направлениям: одно обязательное по

ГМО, второе на ваш выбор (мусор, энергосбережение, охрана животных и пр.) Инструкция для проведения соопроса

Подготовьте опросники. Не более 5-6 вопросов. Вам нужна статистика для более достоверного результата. И несколько советов по тому как проводить соцопрос. Более полная информация на столах в инструкциях.

Прежде всего, до того, как к нему приступить, нужно чѐтко определить процедуру и цели исследования. То есть, процедуре опроса всегда предшествует разработка исследовательской программы, понимание задач и целей, гипотез и категорий анализа. Вопросы должны быть понятно и чѐтко сформулированы, с соблюдением языковых норм. Формулировка этих вопросов обязательно должна соответствовать культурному уровню респондента. Так же общее число вопросов должно входить в рамки здравого смысла, чтобы не утомить опрашиваемого. Возможность усмотрения в вопросах оскорбительного для респондента подтекста категорически исключена.

Исходя из этого, нам понадобится план проведения социологического опроса, а так же опросный лист. Очень важно учитывать социальные и демографические характеристики респондентов, иначе опрос теряет всякий смысл. Поэтому опросный лист должен иметь часть, называемую паспортной, куда заносятся данные об опрашиваемом.

Далее, следует объяснить всем опрашиваемым, для чего вы проводите данное мероприятие, раскрыть перед ними его цель.

После того, как все предварительные процедуры выполнены, переходим непосредственно к опросу. По мере его проведения ответы респондентов отмечаются в специальной анкете, для дальнейшей работы с полученной информацией.

Когда опрос завершѐн, необходимо обработать результаты анкеты:

1.  Подсчитываем количество ответов на каждый из заданных вопросов.

2.  Заносим полученные результаты в таблицу.

3.  Анализируем результаты и на их основании делаем выводы.

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №124

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №124

Использование знаний, полученных на уроках биологии, для практических целей, лучшего запоминания, можно использовать в интерактивной форме, которую предоставляет игровая технология реализации квеста

Использование знаний, полученных на уроках биологии, для практических целей, лучшего запоминания, можно использовать в интерактивной форме, которую предоставляет игровая технология реализации квеста

В конце игры-путешествия все команды собираются вместе, подводятся итоги, команды-победители награждаются

В конце игры-путешествия все команды собираются вместе, подводятся итоги, команды-победители награждаются

Необходимо разделить их на соответствующие группы и объяснить: почему эти продукты вредны

Необходимо разделить их на соответствующие группы и объяснить: почему эти продукты вредны

ПРИЛОЖЕНИЕ Содержательная информация и методики для проведения

ПРИЛОЖЕНИЕ Содержательная информация и методики для проведения

Е101. Нас часто пугают всякими

Е101. Нас часто пугают всякими

Попробуем проверить и качество фильтров – насколько они способны устранить жесткость (в том числе и фильтры просроченные)

Попробуем проверить и качество фильтров – насколько они способны устранить жесткость (в том числе и фильтры просроченные)

Выявление в молоке примесей соды и мела

Выявление в молоке примесей соды и мела

А ведь все мы присутствующие здесь

А ведь все мы присутствующие здесь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2021