Методическая разработка воспитательного мероприятия. Командная игра по толерантности "Мосты дружбы"

  • pdf
  • 07.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методическая разработка воспитательного мероприятия. Командная игра по толерантности PDF.pdf

 

 Методическая разработка

воспитательного мероприятия  

 

  

 

 

  Командная игра по толерантности  

«Мосты дружбы»

 

 

        

 

                                       Автор-составитель:  Лизнева Юлия Владимировна,

 учитель начальных классов,

 ГБОУ Гимназия №441

 

 

 

          

 

 

2022г

                                                        Пояснительная записка

 

      Тематическое направление воспитательного мероприятия: духовное и нравственное воспитание.

      Тема воспитательного мероприятия: командная игра по толерантности «Мосты дружбы».

 

Актуальность:

 

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. 

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. 

Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни. Очень разнообразен и национальный состав классов. Нужно знакомить с обычаями, традициями и культурой разных народов. Необходимо заинтересовать  учащихся и работать над формированием уважительного отношения к культуре разных народов. Мы должны научиться понимать друг друга»…

 

      Целевая аудитория воспитательного мероприятия:  4 класс, 10 лет

      Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя.

Наша страна-великая многонациональная держава. Очень разнообразен и национальный состав классов. В связи с этим необходимо воспитывать в детях доброту, щедрость души, толерантное отношение к друг другу, разным народам, уважение и любовь к своей стране. Необходимо заинтересовать учащихся и работать над формированием уважительного отношения к культуре разных народов, знакомить с обычаями. Воспитательное мероприятие по толерантности «Мосты дружбы» помогает достичь запланированных результатов духовно-нравственного воспитания детей и оказать действенное влияние на повышение уровня толерантности младших школьников. Такое мероприятие помогает учащимся научиться понимать друг друга, уважать культуру и обычаи других народов, овладеть умением держаться на сцене, публично выступать перед аудиторией, защищая свои идеи, проекты, достижения. 

 

 

      Цель воспитательного мероприятия: формирование толерантных качеств младших школьников. 

      Задачи воспитательного мероприятия:

1.      Познакомить с символикой Российской Федерации.

2.      Сориентировать на ценности человеческой личности.

3.      Сформировать положительную мотивацию.

4.      Формировать системные представления о государственных символах России.

5.      Формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране и странам ближнего зарубежья.

6.      Развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас.

7.      Развивать потребности в нравственном совершенствовании.

8.      Воспитывать чувство любви к родному Отечеству.

9.      Воспитывать чувство уважения друг другу, к обычаям, традициям  и культуре разных народов, толерантности.

 

Планируемы результаты воспитательного мероприятия:

 

1.      Учащиеся задумаются о своем поведении по отношению к сверстникам, близким людям.

2.      Проанализируют и постараются правильно оценят свои поступки.

3.      Станут терпимее и доброжелательнее к окружающим людям.

4.      Повысят интерес к культуре и обычаям других народов.

 

     Форма проведения воспитательного мероприятия:

Мероприятие по толерантности «Мосты дружбы» проводится в виде командной игры,  среди учащихся 4-х классов. Данная форма проведения мероприятия позволяет раскрыть довольно серьезную тему и заинтересовать детей начальных классов. В основе мероприятия лежит деятельностный подход, который позволяет вовлечь всех обучающихся в работу по формированию толерантных качеств младших школьников. Ориентировано на личностные, метапредметные и предметные результаты. При проведении воспитательного мероприятия используется индивидуальная, парная и групповая формы работы. Все этапы  связаны между собой.  

 

     Педагогические технологии, используемые для достижения планируемых результатов:

1.      Технология сотрудничества.

2.      Системно-деятельностный подход.

3.      Здоровье-сберегающая технология.

4.      Личностно-ориентированная технология.

5.      Игровая технология.

6.      ИКТ

     Методы, используемые для достижения планируемых результатов: словесные, наглядные, практические.

     Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия:

Кадровые: 2 ведущих, члены жюри, родители учащихся, учащиеся 4-х классов.

Материально-технические: мультимедийная установка, диск с презентацией «Символы государства российского», флаги разных государств для оформления сцены, гербы разных государств для оформления сцены, фонограммы с музыкой, таблички для жюри-4шт, жетоны для команд-21 шт, , грамоты- 9 щтук, ладошки для рефлексии, столы для команд-3шт., стулья для команд-21шт.. стол для жюри-2шт., стулья для жюри-4шт., конверты для заданий-15 шт., медали -3 шт., ладошки для рефлексии-50шт., микрофон, протокол жюри-1шт.        Место проведения: Актовый зал

  

 

Раздаточные: конверты с заданиями

Информационные: плакат 

 

Рекомендации по использованию методической разработки в практике классных руководителей:

Данная методическая разработка воспитательного мероприятия «Мосты дружбы» может быть использована в работе педагогами, классными руководителями, воспитателями группы продленного дня, педагогамиорганизаторами для воспитания культуры общения обучающихся в духе

«толерантности». 

Основная часть

 

Описание подготовки воспитательного мероприятия:

 

В начале года дети получают задание собрать материал по странам ближнего зарубежья и России. К мероприятию учащиеся готовятся заранее. Изучают символику, традиции, обычаи, достопримечательности. Оформляют материал в виде сообщений, стенгазет, готовят презентации. Шьют национальные костюмы, приготовляют национальные блюда, разучивают национальные танцы. Помогают учащимся в этой работе классный руководитель, родители. Итогом данной работы является проведение  игры «Мосты дружбы», где ребята показывают свои знания, которые накопили за целый год. Данное мероприятие проводится в виде  игры по странам и государствам, с показом презентации. Каждый класс представляет свою страну: дети одеваются в национальные костюмы, показывают  национальные танцы, отгадывают задания, обмениваются мнениями. В конце подводятся итоги, объявляются победители, проводится чаепитие  вместе с родителями  за круглым столом.  На протяжении всей игры, ответы оценивает жюри, в состав которого входят: представители родительского комитета каждого класса, педагог-организатор, завуч по воспитательной работе, старшеклассники.  На протяжении всего воспитательного мероприятия, учащиеся проходят следующие этапы:

1.      Представление команд /название, капитан команды/

2.      Представление жюри

3.      Жеребьевка команд, для показа домашнего задания

4.      Показ презентации «Символика государства российского»

5.      Конкурс «Символика»

6.      Конкурс « Столица»

7.      Конкурс «Национальный костюм»

8.      Конкурс «Узнай по описанию»

9.      Конкурс «Домашнее задание»

10.  Подведение итогов жюри

11.  Награждение команд

12.  Чаепитие

13.  Рефлексия

 

 

 

 

 

 Описание проведения воспитательного мероприятия:

 

Сценарий воспитательного мероприятия по толерантности

 «Мосты дружбы»

 

 

1  ВЕДУЩИЙ:

 

-Здравствуйте! Мы приветствуем собравшихся в этом зале. Посвящаем нашу встречу Дню толерантности и говорим сегодня о дружбе разных стран и людей разных национальностей.

 

2  ВЕДУЩИЙ :

 

-Мы говорим на разных языках, различаются наши: культура и обычаи, но хот мира и процветания для своего народа, своей Родины. 

 

1  ВЕДУЩИЙ:

 

-Давайте постараемся стать ближе друг для друга, давайте интересоваться историей развития и культурой других стран, давайте стремиться к сотрудничеству и будем с детства учиться «наводить» мосты интернациональной дружбы.

 

2  ВЕДУЩИЙ:

 

-Россия всегда была и будет надежным другом других стран. Мы живём в стране могучей- Самой светлой, самой лучшей. Широки ее просторы- Есть леса, поля и горы. О, Россия-мать-родная Родина, судьба моя. Для тебя стихи слагаю- Процветай –земля моя!

 

1  ВЕДУЩИЙ:

 

-Что же такое для человека Родина? Что он считает своей родиной? Страну, в которой живет, дом, где родился, березку у родного порога, место, где жили его предки? Наверное, все это и есть  родина, то есть родное место.

 

2  ВЕДУЩИЙ:

 

-Давайте послушаем стихи русских поэтов.

Дети читают стихи.

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

                                     /С.Есенин/ 

В поле звон раздается лазоревый, Льется с птичьими трелями в лад. Почему-то в России особенно Колокольчики нежно звучат.

                             /Я.Козловский/

 

Отдохну-ка, сяду у лесной опушки!

Вон вдали соломой крытые избушки, И бегут над ними тучи вперегонку Из родного края в дальнюю сторонку. Белые березки, жидкие осины, Пашни да овраги-грустные картины! Не пройдешь без думы, без тяжелой, мимо Что же к ним все тянет так неодолимо? 

                                       /А.Плещеев/ 

Топи да болота, синий плат небес.

Хвойной позолотой взвенивается лес. Тенькает синица меж лесных кудрей, Темным елям снится гомон косарей.

По лугу со скрипом тянется обоз-

Суховатой липой пахнет от колес

Слушают ракиты посвист ветряной… Край ты мой забытый,

Край ты мой родной!...

 

1  ВЕДУЩИЙ:

 

-Откуда произошло само слово РОДИНА? Выступление детей.

-Слово РОДИНА произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово РОД обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город пламени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу .

РОДИТЬ-произвести на свет потомство.

РОДИТЕЛИ-отец и мать, у которых рождаются дети.

 

2  ВЕДУЩИЙ:

 

Мы живем в стране могучей-

Самой светлой, самой лучшей. Широки ее просторы-

Есть леса, поля и горы.

 

О, Россия-мать-родная Родина, судьба моя. Для тебя стихи слагаю- Процветай-земля моя!

 

1  ВЕДУЩИЙ:

 

-Каждый человек живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. А олицетворяют родную землю ее символы.

 

2  ВЕДУЩИЙ:

 

-Важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать, что символизируют, иметь представление об их истории. Наши символы-часть российской истории, воплощение ее героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны.

 

1  ВЕДУЩИЙ:

 

-Судьбы десятков людей, их деятельность, творчество нашли отражение в создании государственной символики России.

 

2  ВЕДУЩИЙ:

 

-Давайте совершим заочное путешествие по «Символам государства российского» 

-Какова же история флага?

-Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное  полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос:

верхняя-белого, средняя-синего, нижняя-красного цвета. 

-А что символизируют цвета Российского флага?

-История современного российского флага ведет свое летоисчисление из далеких времен царя Алексея Михайловича (XVIIв). В период его царствования с Россией воссоединились Малороссия (нынешняя Украина) и Белоруссия. Благодаря этому и появился триколор (флаг с тремя полосами). Красный цвет соответствовал великороссам (русским), синий –малороссам (украинцам), белый-белорусам.

-Еще одним символом государства российского является герб.

-У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый орел. Орел-символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Российский двуглавый орел, продолжая традиции православной Византии, символизирует собой незыблемость и верность православия с той древней поры, когда Россия стала хранительницей и преемницей. Грудь орла украшена щитом с иконным изображением Георгия Победоносцазащитника Отечества, борющегося со змием. В этом гербе отразилась постоянная борьба добра и зла.

Три короны над двуглавым орлом означают единую связь трех дружественных народов-русских, украинцев, белорусов. 

Скипетр и держава в лапах орла-царские регалии, которые служат воплощением государственного порядка и верности закону.

Внутри Российского герба-герб Москвы. На нем, красном фоне изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона. Герб-эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.

Одним из главных символов России является Государственный гимн. Слова гимна отражают историю страны   во всех странах мира.

Обычно музыка гимна-торжественная, эмоционально приподнятая, а слова величавые.

Автор  слов гимна России-знаменитый писатель и драматург Сергей Михалков. Автор музыки гимна России-композитор А.Александров. Кроме того, А.Александров – организатор знаменитого во всем мире Ансамбля песни и пляски Российской армии, который носит теперь его имя.

Гимн –главная государственная песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Гимн исполняют и слушают стоя.

 

1  ВЕДУЩИЙ:

 

     Россия-это одна из самых больших стран в мире. Именно  в нашей стране расположено большое количество заповедников, заказников, имеется много полезных ископаемых, лесных и водных ресурсов.

 

2  ВЕДУЩИЙ:

 

-Но мы говорим не только о России. Вы подбирали материал, делали стенгазеты и узнавали о наших соседях-странах Ближнего зарубежья. 

-Посмотрим, как поработают и покажут себя представители  3-х классов.

-В нашей игре принимают участие 3 команды. 

Представление команд и капитанов. Представление жюри.

 

1 ВЕДУЩИЙ:

 

-Перед игрой мы провели жеребьевку. -Итак, мы начинаем нашу игру.

 

КОНКУРС «СИМВОЛИКА»

 

-Первый конкурс называется «Символика». 

Каждой команде выдается конверт. В конверте находится флаг и герб государства. Участникам нужно определить к какому государству относится  данный флаг и  герб.

/ПРИЛОЖЕНИЕ №2/

 

КОНКУРС  «СТОЛИЦА»

-Второй конкурс называется «Столица». Каждой команде выдается конверт. В конверте находятся буквы. Из букв нужно составить название столицы и определить к какому государству она принадлежит. 

/ПРИЛОЖЕНИЕ №3/

 

КОНКУРС «НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ»

-Третий конкурс называется «Национальный костюм». Каждой команде выдается  мозаика. Участникам нужно собрать мозаику , назвать национальный костюм и определить к какой стране он принадлежит.

Конкурс оценивает жюри

 

 

КОНКУРС «УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ»

-Четвертый конкурс называется «Угадай по описанию». Каждая команда получает карточку с описанием страны. Участникам нужно отгадать, к какой стране подходит это описание.

 

КАРТОЧКА №1

2/3 территории-леса. Много заповедников. Национальный заповедник-Беловежская пуща. Проживают люди разных национальностей. Президент Лукашенко. Крупные города-Витебск, Брест, Минск. Денежная единица-белорусский рубль. БЕЛОРУССИЯ/

 

КАРТОЧКА №2

Страна Закавказья. Граничит с Азербайджаном. Более половины территории-степи. Крупная река-Аракс, высокая гора-Арарат. Глава страны президент, денежная единица-драм. В настоящее время экономика страны находится в кризисе .Россия и Белоруссия-важные торговые партнеры. /АРМЕНИЯ/

 

КАРТОЧКА №3

Страна Средней Азии. Омывается Каспийским морем, граничит с Россией. 3% территории-лес. Остальная –степи, пустыни. Проживают люди разных национальностей. Глава-президент Назарбаев, денежная единица-тенге.

/КАЗАХСТАН/

 

КАРТОЧКА №4

Страна Кавказа. Граничит с Россией. Богата нефтью. Омывается каспийским морем.

50% территории-горы. Есть пустыни, степи. На территории страны много рек.

Самая крупная-Кура. Глава –президент. Денежная единица-манат./АЗЕРБАЙДЖАН/

 

КАРТОЧКА №5

Страна Средней Азии. Это горная страна. Степи, полупустыни. Горы –Памир, Алтайские горы. Богата нефтью, ураном, ртутью. Нет выхода к морю.

Реки:Сырдарья, притоки Амударьи. Глава президент.Денежная единица-сомони.Город

Душанбе. /ТАДЖИКИСТАН/

 

КАРТОЧКА №6

Страна занимает первое место в мире по занятости.60%-леса. Богата полезными ископаемыми. Более 100 народов проживает в ней. Глава страны-президент. Денежная единица-рубль. Крупные реки:Волга, Иртыш, Лена. Города:Новосибирск, Санкт-Петербург, Новгород.

Конкурс оценивает жюри

 

КОНКУРС  «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ»

-Каждая команда представляет свою страну.  Это стихи, песни, танцы, показ национальных костюмов, национальная кухня. /ПРИЛОЖЕНИЕ №5/

 

Жюри оценивает команды. Подведение итогов /приложение №6/

 

 

Рефлексия.

 

1 ВЕДУЩИЙ:

 

-Вот и подошла наша игра к концу. А сейчас  все участники и гости, возьмите  цветные ладошки и попробуйте написать, а что для вас,  значит слово «Толерантность». Счастья Вам всем, мира и радости! До свидания! До новых встреч!.

 

 

Фоторепортаж /приложение №7/

 

 

 

 

Список литературы:

 

1.      Пчелов Е. В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн : учеб. пособие. – М. : Рус. слово, 2002. – 135 с. : ил.

2.      Соболева Н. А. Символы России / Н. А. Соболева, В. А. Артамонов. – М. : Панорама, 1993. – 208 с. : ил.

3.      Голованова, М. П. Государственные символы России [Текст]/ М.П. Голованова, В.С. Шергин; ил. Р. И. Маланичева, О.К. Позиненко. – М.: РОСМЭН- ПРЕСС,

2004. - 160 с.

4.      Народы России. Праздники, обычаи, обряды  [Текст]: энциклопедия /  М. М. Бронштейн , Н. Л.  Жуковская.  -  М.:  Росмэн-пресс,  2008.  -   103 с.:  ил.

5.      Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992

6.      Ривина Е. Знакомим дошкольников и младших школьников с гербом и флагом России. - М., 2002.

 

Интернет-источники:

1.      http://mounataljino.ucoz.ru/sajt/kbs/rekomendacii.pdf

2.      http://info.rounb.ru/elbibl/el_res/Simvoly/books.html

3.      https://touristam.com/natsionalnye-kostyumy-narodov-mira.html

 

 

Приложения:  

   

1.    https://disk.yandex.ru/i/9VNtREyzRaqBLQ

2.    https://disk.yandex.ru/i/tmNj1Dlz_zQFBg

3.    https://disk.yandex.ru/i/JG_340XEg89NOg

4.    https://disk.yandex.ru/i/Q0tDET0h8Cb0uQ

5.    https://disk.yandex.ru/i/XbnkDFbmzk0LPA

6.    https://disk.yandex.ru/i/BCxzmgbq0pckWw

7.    https://disk.yandex.ru/i/EulUEgFCqkvuVw

8.    https://disk.yandex.ru/i/T3f0c9kVyIpjpw