Методическая разработка
воспитательного мероприятия
Командная игра по толерантности
«Мосты дружбы»
Автор-составитель: Лизнева Юлия Владимировна,
учитель начальных классов,
ГБОУ Гимназия №441
2022г
Пояснительная записка
• Тематическое направление воспитательного мероприятия: духовное и нравственное воспитание.
• Тема воспитательного мероприятия: командная игра по толерантности «Мосты дружбы».
Актуальность:
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни. Очень разнообразен и национальный состав классов. Нужно знакомить с обычаями, традициями и культурой разных народов. Необходимо заинтересовать учащихся и работать над формированием уважительного отношения к культуре разных народов. Мы должны научиться понимать друг друга»…
• Целевая аудитория воспитательного мероприятия: 4 класс, 10 лет
• Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя.
Наша страна-великая многонациональная держава. Очень разнообразен и национальный состав классов. В связи с этим необходимо воспитывать в детях доброту, щедрость души, толерантное отношение к друг другу, разным народам, уважение и любовь к своей стране. Необходимо заинтересовать учащихся и работать над формированием уважительного отношения к культуре разных народов, знакомить с обычаями. Воспитательное мероприятие по толерантности «Мосты дружбы» помогает достичь запланированных результатов духовно-нравственного воспитания детей и оказать действенное влияние на повышение уровня толерантности младших школьников. Такое мероприятие помогает учащимся научиться понимать друг друга, уважать культуру и обычаи других народов, овладеть умением держаться на сцене, публично выступать перед аудиторией, защищая свои идеи, проекты, достижения.
• Цель воспитательного мероприятия: формирование толерантных качеств младших школьников.
• Задачи воспитательного мероприятия:
1. Познакомить с символикой Российской Федерации.
2. Сориентировать на ценности человеческой личности.
3. Сформировать положительную мотивацию.
4. Формировать системные представления о государственных символах России.
5. Формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране и странам ближнего зарубежья.
6. Развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас.
7. Развивать потребности в нравственном совершенствовании.
8. Воспитывать чувство любви к родному Отечеству.
9. Воспитывать чувство уважения друг другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов, толерантности.
Планируемы результаты воспитательного мероприятия:
1. Учащиеся задумаются о своем поведении по отношению к сверстникам, близким людям.
2. Проанализируют и постараются правильно оценят свои поступки.
3. Станут терпимее и доброжелательнее к окружающим людям.
4. Повысят интерес к культуре и обычаям других народов.
• Форма проведения воспитательного мероприятия:
Мероприятие по толерантности «Мосты дружбы» проводится в виде командной игры, среди учащихся 4-х классов. Данная форма проведения мероприятия позволяет раскрыть довольно серьезную тему и заинтересовать детей начальных классов. В основе мероприятия лежит деятельностный подход, который позволяет вовлечь всех обучающихся в работу по формированию толерантных качеств младших школьников. Ориентировано на личностные, метапредметные и предметные результаты. При проведении воспитательного мероприятия используется индивидуальная, парная и групповая формы работы. Все этапы связаны между собой.
• Педагогические технологии, используемые для достижения планируемых результатов:
1. Технология сотрудничества.
2. Системно-деятельностный подход.
3. Здоровье-сберегающая технология.
4. Личностно-ориентированная технология.
5. Игровая технология.
6. ИКТ
• Методы, используемые для достижения планируемых результатов: словесные, наглядные, практические.
• Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия:
Кадровые: 2 ведущих, члены жюри, родители учащихся, учащиеся 4-х классов.
Материально-технические: мультимедийная установка, диск с презентацией «Символы государства российского», флаги разных государств для оформления сцены, гербы разных государств для оформления сцены, фонограммы с музыкой, таблички для жюри-4шт, жетоны для команд-21 шт, , грамоты- 9 щтук, ладошки для рефлексии, столы для команд-3шт., стулья для команд-21шт.. стол для жюри-2шт., стулья для жюри-4шт., конверты для заданий-15 шт., медали -3 шт., ладошки для рефлексии-50шт., микрофон, протокол жюри-1шт. Место проведения: Актовый зал
Раздаточные: конверты с заданиями
Информационные: плакат
Рекомендации по использованию методической разработки в практике классных руководителей:
Данная методическая разработка воспитательного мероприятия «Мосты дружбы» может быть использована в работе педагогами, классными руководителями, воспитателями группы продленного дня, педагогамиорганизаторами для воспитания культуры общения обучающихся в духе
«толерантности».
Основная часть
Описание подготовки воспитательного мероприятия:
В начале года дети получают задание собрать материал по странам ближнего зарубежья и России. К мероприятию учащиеся готовятся заранее. Изучают символику, традиции, обычаи, достопримечательности. Оформляют материал в виде сообщений, стенгазет, готовят презентации. Шьют национальные костюмы, приготовляют национальные блюда, разучивают национальные танцы. Помогают учащимся в этой работе классный руководитель, родители. Итогом данной работы является проведение игры «Мосты дружбы», где ребята показывают свои знания, которые накопили за целый год. Данное мероприятие проводится в виде игры по странам и государствам, с показом презентации. Каждый класс представляет свою страну: дети одеваются в национальные костюмы, показывают национальные танцы, отгадывают задания, обмениваются мнениями. В конце подводятся итоги, объявляются победители, проводится чаепитие вместе с родителями за круглым столом. На протяжении всей игры, ответы оценивает жюри, в состав которого входят: представители родительского комитета каждого класса, педагог-организатор, завуч по воспитательной работе, старшеклассники. На протяжении всего воспитательного мероприятия, учащиеся проходят следующие этапы:
1. Представление команд /название, капитан команды/
2. Представление жюри
3. Жеребьевка команд, для показа домашнего задания
4. Показ презентации «Символика государства российского»
5. Конкурс «Символика»
6. Конкурс « Столица»
7. Конкурс «Национальный костюм»
8. Конкурс «Узнай по описанию»
9. Конкурс «Домашнее задание»
10. Подведение итогов жюри
11. Награждение команд
12. Чаепитие
13. Рефлексия
Описание проведения воспитательного мероприятия:
Сценарий воспитательного мероприятия по толерантности
«Мосты дружбы»
1 ВЕДУЩИЙ:
-Здравствуйте! Мы приветствуем собравшихся в этом зале. Посвящаем нашу встречу Дню толерантности и говорим сегодня о дружбе разных стран и людей разных национальностей.
2 ВЕДУЩИЙ :
-Мы говорим на разных языках, различаются наши: культура и обычаи, но хот мира и процветания для своего народа, своей Родины.
1 ВЕДУЩИЙ:
-Давайте постараемся стать ближе друг для друга, давайте интересоваться историей развития и культурой других стран, давайте стремиться к сотрудничеству и будем с детства учиться «наводить» мосты интернациональной дружбы.
2 ВЕДУЩИЙ:
-Россия всегда была и будет надежным другом других стран. Мы живём в стране могучей- Самой светлой, самой лучшей. Широки ее просторы- Есть леса, поля и горы. О, Россия-мать-родная Родина, судьба моя. Для тебя стихи слагаю- Процветай –земля моя!
1 ВЕДУЩИЙ:
-Что же такое для человека Родина? Что он считает своей родиной? Страну, в которой живет, дом, где родился, березку у родного порога, место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.
2 ВЕДУЩИЙ:
-Давайте послушаем стихи русских поэтов.
Дети читают стихи.
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
/С.Есенин/
В поле звон раздается лазоревый, Льется с птичьими трелями в лад. Почему-то в России особенно Колокольчики нежно звучат.
/Я.Козловский/
Отдохну-ка, сяду у лесной опушки!
Вон вдали соломой крытые избушки, И бегут над ними тучи вперегонку Из родного края в дальнюю сторонку. Белые березки, жидкие осины, Пашни да овраги-грустные картины! Не пройдешь без думы, без тяжелой, мимо Что же к ним все тянет так неодолимо?
/А.Плещеев/
Топи да болота, синий плат небес.
Хвойной позолотой взвенивается лес. Тенькает синица меж лесных кудрей, Темным елям снится гомон косарей.
По лугу со скрипом тянется обоз-
Суховатой липой пахнет от колес
Слушают ракиты посвист ветряной… Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!...
1 ВЕДУЩИЙ:
-Откуда произошло само слово РОДИНА? Выступление детей.
-Слово РОДИНА произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово РОД обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город пламени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу .
РОДИТЬ-произвести на свет потомство.
РОДИТЕЛИ-отец и мать, у которых рождаются дети.
2 ВЕДУЩИЙ:
Мы живем в стране могучей-
Самой светлой, самой лучшей. Широки ее просторы-
Есть леса, поля и горы.
О, Россия-мать-родная Родина, судьба моя. Для тебя стихи слагаю- Процветай-земля моя!
1 ВЕДУЩИЙ:
-Каждый человек живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. А олицетворяют родную землю ее символы.
2 ВЕДУЩИЙ:
-Важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать, что символизируют, иметь представление об их истории. Наши символы-часть российской истории, воплощение ее героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны.
1 ВЕДУЩИЙ:
-Судьбы десятков людей, их деятельность, творчество нашли отражение в создании государственной символики России.
2 ВЕДУЩИЙ:
-Давайте совершим заочное путешествие по «Символам государства российского»
-Какова же история флага?
-Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос:
верхняя-белого, средняя-синего, нижняя-красного цвета.
-А что символизируют цвета Российского флага?
-История современного российского флага ведет свое летоисчисление из далеких времен царя Алексея Михайловича (XVIIв). В период его царствования с Россией воссоединились Малороссия (нынешняя Украина) и Белоруссия. Благодаря этому и появился триколор (флаг с тремя полосами). Красный цвет соответствовал великороссам (русским), синий –малороссам (украинцам), белый-белорусам.
-Еще одним символом государства российского является герб.
-У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый орел. Орел-символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Российский двуглавый орел, продолжая традиции православной Византии, символизирует собой незыблемость и верность православия с той древней поры, когда Россия стала хранительницей и преемницей. Грудь орла украшена щитом с иконным изображением Георгия Победоносцазащитника Отечества, борющегося со змием. В этом гербе отразилась постоянная борьба добра и зла.
Три короны над двуглавым орлом означают единую связь трех дружественных народов-русских, украинцев, белорусов.
Скипетр и держава в лапах орла-царские регалии, которые служат воплощением государственного порядка и верности закону.
Внутри Российского герба-герб Москвы. На нем, красном фоне изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона. Герб-эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.
Одним из главных символов России является Государственный гимн. Слова гимна отражают историю страны во всех странах мира.
Обычно музыка гимна-торжественная, эмоционально приподнятая, а слова величавые.
Автор слов гимна России-знаменитый писатель и драматург Сергей Михалков. Автор музыки гимна России-композитор А.Александров. Кроме того, А.Александров – организатор знаменитого во всем мире Ансамбля песни и пляски Российской армии, который носит теперь его имя.
Гимн –главная государственная песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Гимн исполняют и слушают стоя.
1 ВЕДУЩИЙ:
Россия-это одна из самых больших стран в мире. Именно в нашей стране расположено большое количество заповедников, заказников, имеется много полезных ископаемых, лесных и водных ресурсов.
2 ВЕДУЩИЙ:
-Но мы говорим не только о России. Вы подбирали материал, делали стенгазеты и узнавали о наших соседях-странах Ближнего зарубежья.
-Посмотрим, как поработают и покажут себя представители 3-х классов.
-В нашей игре принимают участие 3 команды.
Представление команд и капитанов. Представление жюри.
1 ВЕДУЩИЙ:
-Перед игрой мы провели жеребьевку. -Итак, мы начинаем нашу игру.
-Первый конкурс называется «Символика».
Каждой команде выдается конверт. В конверте находится флаг и герб государства. Участникам нужно определить к какому государству относится данный флаг и герб.
/ПРИЛОЖЕНИЕ №2/
-Второй конкурс называется «Столица». Каждой команде выдается конверт. В конверте находятся буквы. Из букв нужно составить название столицы и определить к какому государству она принадлежит.
/ПРИЛОЖЕНИЕ №3/
-Третий конкурс называется «Национальный костюм». Каждой команде выдается мозаика. Участникам нужно собрать мозаику , назвать национальный костюм и определить к какой стране он принадлежит.
Конкурс оценивает жюри
-Четвертый конкурс называется «Угадай по описанию». Каждая команда получает карточку с описанием страны. Участникам нужно отгадать, к какой стране подходит это описание.
КАРТОЧКА №1
2/3 территории-леса. Много заповедников. Национальный заповедник-Беловежская пуща. Проживают люди разных национальностей. Президент Лукашенко. Крупные города-Витебск, Брест, Минск. Денежная единица-белорусский рубль. БЕЛОРУССИЯ/
КАРТОЧКА №2
Страна Закавказья. Граничит с Азербайджаном. Более половины территории-степи. Крупная река-Аракс, высокая гора-Арарат. Глава страны президент, денежная единица-драм. В настоящее время экономика страны находится в кризисе .Россия и Белоруссия-важные торговые партнеры. /АРМЕНИЯ/
КАРТОЧКА №3
Страна Средней Азии. Омывается Каспийским морем, граничит с Россией. 3% территории-лес. Остальная –степи, пустыни. Проживают люди разных национальностей. Глава-президент Назарбаев, денежная единица-тенге.
/КАЗАХСТАН/
КАРТОЧКА №4
Страна Кавказа. Граничит с Россией. Богата нефтью. Омывается каспийским морем.
50% территории-горы. Есть пустыни, степи. На территории страны много рек.
Самая крупная-Кура. Глава –президент. Денежная единица-манат./АЗЕРБАЙДЖАН/
КАРТОЧКА №5
Страна Средней Азии. Это горная страна. Степи, полупустыни. Горы –Памир, Алтайские горы. Богата нефтью, ураном, ртутью. Нет выхода к морю.
Реки:Сырдарья, притоки Амударьи. Глава президент.Денежная единица-сомони.Город
Душанбе. /ТАДЖИКИСТАН/
КАРТОЧКА №6
Страна занимает первое место в мире по занятости.60%-леса. Богата полезными ископаемыми. Более 100 народов проживает в ней. Глава страны-президент. Денежная единица-рубль. Крупные реки:Волга, Иртыш, Лена. Города:Новосибирск, Санкт-Петербург, Новгород.
Конкурс оценивает жюри
КОНКУРС «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ»
-Каждая команда представляет свою страну. Это стихи, песни, танцы, показ национальных костюмов, национальная кухня. /ПРИЛОЖЕНИЕ №5/
Жюри оценивает команды. Подведение итогов /приложение №6/
Рефлексия.
1 ВЕДУЩИЙ:
-Вот и подошла наша игра к концу. А сейчас все участники и гости, возьмите цветные ладошки и попробуйте написать, а что для вас, значит слово «Толерантность». Счастья Вам всем, мира и радости! До свидания! До новых встреч!.
Фоторепортаж /приложение №7/
Список литературы:
1. Пчелов Е. В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн : учеб. пособие. – М. : Рус. слово, 2002. – 135 с. : ил.
2. Соболева Н. А. Символы России / Н. А. Соболева, В. А. Артамонов. – М. : Панорама, 1993. – 208 с. : ил.
3. Голованова, М. П. Государственные символы России [Текст]/ М.П. Голованова, В.С. Шергин; ил. Р. И. Маланичева, О.К. Позиненко. – М.: РОСМЭН- ПРЕСС,
2004. - 160 с.
4. Народы России. Праздники, обычаи, обряды [Текст]: энциклопедия / М. М. Бронштейн , Н. Л. Жуковская. - М.: Росмэн-пресс, 2008. - 103 с.: ил.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992
6. Ривина Е. Знакомим дошкольников и младших школьников с гербом и флагом России. - М., 2002.
Интернет-источники:
1. http://mounataljino.ucoz.ru/sajt/kbs/rekomendacii.pdf
2. http://info.rounb.ru/elbibl/el_res/Simvoly/books.html
3. https://touristam.com/natsionalnye-kostyumy-narodov-mira.html
Приложения:
1. https://disk.yandex.ru/i/9VNtREyzRaqBLQ
2. https://disk.yandex.ru/i/tmNj1Dlz_zQFBg
3. https://disk.yandex.ru/i/JG_340XEg89NOg
4. https://disk.yandex.ru/i/Q0tDET0h8Cb0uQ
5. https://disk.yandex.ru/i/XbnkDFbmzk0LPA
6. https://disk.yandex.ru/i/BCxzmgbq0pckWw
7. https://disk.yandex.ru/i/EulUEgFCqkvuVw
8. https://disk.yandex.ru/i/T3f0c9kVyIpjpw
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.