Методическая разработка воспитательного мероприятия «Наше условие – долой сквернословие»
Оценка 4.9

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Наше условие – долой сквернословие»

Оценка 4.9
Раздаточные материалы
docx
воспитательная работа
05.09.2023
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Наше условие – долой сквернословие»
Конспект занятия «Наше условие – долой сквернословие» 13-15 лет.docx

Министерство образования Ставропольского края

государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей,

«ДЕТСКИЙ ДОМ (смешанный) № 32»

__________________________________________________________________

357500 г. Пятигорск, ул. Лермонтова, 3

(8793) 33-58-90 detdom32@mosk.stavregion.ru

 

 

 

Методическая разработка воспитательного мероприятия

«Наше условие – долой сквернословие»

 

 

Разработала: Гайдашова Ю.Н.,

воспитатель

 

 

 

 

 

2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность выбранной  темы определяется тем, что не нормативная лексика все больше загрязняет язык, он становится примитивным. Нецензурные слова  заполнили лексику русскоговорящего народа.

 Дети и взрослые матерятся, когда ругаются и когда восхищаются чем-либо, не имея в  словарном запасе других слов, которые могли бы выразить эмоциональную окраску своего настроения.

Используя в своей речи нецензурные выражения, подростки не задумываются, что тем самым они предопределяют свою судьбу. Сквернословие стало "нормой", которая  закладывается в детстве, в годы учебы. В дальнейшем  будет затруднена социальная адаптация, станет сложно и невозможно вхождение в иные социальные группы, чьи ценности не допускают использования сквернословия, будет затруднено налаживание деловых контактов, и, в конце концов, не будут понимать, почему люди не принимают их.  Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, искажает сознание.

          Занятие является авторской разработкой в технологии проектирования и нацелено на формирование у ребят  универсальных учебных действий. Прежде всего: коммуникативных, обеспечивающих социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; личностных: формирующих умение соотносить свои поступки и с принятыми в социуме этическими принципами; знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект своего поведения; понимать и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивать события; а так же развитие познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.

 Данное занятие одно из структуры мероприятий по формированию  нравственных навыков подростков. Занятие проводится, как час общения с подростками   13-15 лет. В этом возрасте  подросткам  присуще потребность занять свое место в коллективе, самоутвердиться, ориентироваться на оценки и суждения сверстников, а не взрослого,  чувствовать себя взрослыми, пытаться подражать старшим, и значимым для себя взрослым используют не нормативную лексику в своей речи. В тоже время это является защитной реакцией на воздействия, которые противоречат потребностям подростка. 

Многие ребята группы попали в учреждение из асоциальных семей, где ненормативная лексика является нормой, для нас эта проблема стоит особенно остро. Употребление ругательств и нецензурных выражений  без всякого на то повода и причины в будущем приведет к проблемам социализации подростка после окончания школы - интерната.

Цель занятия: Развивать негативное отношение к использованию в речи сквернословия и нецензурных выражений в подростковом возрасте (13-15 лет)  через анализ моделей  жизненно-значимых ситуаций.

Задачи:

образовательная:

- расширять представление детей о влиянии нецензурных выражений на организм человека;

- актуализировать знания социальных норм и расширить  представления о нормах речевой культуры, о влиянии нецензурной речи на развитие сознания человека;

-познакомить воспитанников с историей появления сквернословия на Руси;

воспитательная:

- воспитывать ценностно-смысловую ориентацию подростков, умение соотносить свои поступки с будущим результатом;

- развивать потребность осознавать суть жизненно-важных ситуаций и свою роль в этих ситуациях;

развивающая:

- формировать умение работать в группах, умение слушать и слышать других;

-  продолжать развивать умения работы в группе;

-  пополнять активный словарь подростков (за счет использования слова «копролалия»);

- развивать умения строить речевые высказывания в соответствии с ситуацией общения;

- формировать умение представлять результат групповой работы, аргументировать свою точку зрения;

-развивать  умение удерживать в памяти и анализировать обстоятельства ситуации и осознавать их согласно алгоритму;

- развивать умение пользоваться алгоритмом анализа жизненно-важных ситуаций;

Оборудование:

1. Презентация;

2. Ватманы, маркеры, листы бумаги, ручки;

 

Ожидаемые результаты.

   - Привлечение внимания воспитанников к проблемам современного русского языка, и в частности к  сквернословию и причинам его возникновения;

  - Осознание значимости бережного отношения к своему родному языку как основе духовно-нравственной жизни человека в окружающем социуме;

   - Повышение уровня речевой культуры посредством  уменьшения до минимума случаев сквернословия на территории детского дома.

Этапы занятия/ цели

Деятельность педагога

Деятельность воспитанника

Развиваемые качества

1.Орг. момент

 

Цель: Настроить детей на беседу

Приветствие детей

*слушает педагога, настраивается на работу

1.Развитие волевых качеств.

2.Формирование умения слушать и слышать педагога в рамках специально-организованной учебной деятельности.

3.Развитие произвольности внимания: умение переключаться с одного вида деятельности на другой.

2.Актуализация знаний

 

Цель: актуализация ЗУН, достаточных для открытия нового знания.

1.Организует диалог

-Ребята, наступила зима, а с зимой приходят к нам многие болезни.

-А вы часто болеете?

-А какими болезнями вы болели или ваши близкие?

-Как вы себя чувствуете, когда болеете?

-Какой можно сделать вывод?(болеть хорошо или плохо)

Вывод: на свете много существует болезней, которыми мы можем заболеть и любая болезнь негативно влияет на наше состояние.

*дети отвечают на вопросы, делают выводы

1. Формирование умение структурировать знания.

2. Развитие логических операций мышления: умения анализировать, делать выводы.

 

Педагог знакомит с новым понятием:

-Вчера в научном журнале я прочитала о такой болезни – «копролалия».

-Как вы думаете, что это за болезнь?

-Произнесите слово про себя и подумайте опасна ли она? Почему?

-Давайте разберем это слово по частям:  - копрос – грязь

- лалия – речь

-Попробуйте в группах дать определение данной болезни.

 

Проверка результатов работы групп.

 

Вывод педагога: «копролалия» - болезненное, иногда непреодолимое влечение к нецензурной брани в различных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

-предположения детей

 

 

 

 

 

-работа в мини-группах

 

Представление результатов работы групп.

 

 

 

 

 

 

1.Формирование

метапредметных коммуникативных умений:

-организовывать взаимодействие в группе(договариваться друг с другом и т.д.),

- оформлять свои мысли в устное высказывание.

2. Развитие логических операций мышления: синтеза, умения выдвигать предположения и обосновывать свою точку зрения.

 

3.Постановка проблемы

 

Цель: выявление затруднений по заданной ситуации в индивидуальной форме.

Педагог подводит детей к проблеме, предлагая решить ситуацию общения:

 

«Представьте ситуацию: к вам приезжает друг, с которым вы давно не общались, а вы ему говорите: «У меня копролалия!»

 

-Что он вам ответит?

-Почему ваш друг задаст вам такой вопрос?

-Кто сам задавал такой вопрос? Кому задавали такой вопрос?

Что значит «человек не понял, что сказал?»

Что не учитывает человек в беседе, когда ему задают данный вопрос?

 

 

 

 

 

 

 

-ответы детей:

* «Что это такое?»

* «Ты понял, что сказал?» и т.д.

 

 

 

 

1.Формирование умения формулировать проблему.

2.Формирование умения осознанно  строить речевое высказывание.

3.Формирование умения выделять главное и соотносить личным опытом.

 

4.«Открытие» воспитанниками нового знания

 

Цель: составление алгоритма решения проблемы.

 

 

Педагог записывает ответы на доску:

- ситуация общения

-люди, с которыми общается

-цели общения

-уровень воспитанности других людей

-свою роль и роль другого человека в ситуации общения.

 

Вывод: человек заболел копролалией, у него не получается себя контролировать, он как марионетка, которой управляют бранные слова, он как механическая игрушка, которая не осознает последствий своих действий, которой тяжело остановиться вовремя.

 

-Как вы считаете, насколько важно уметь понимать ситуацию общения, свою роль и роль другого человека в ней?

Давайте попробуем разобраться.

Составление алгоритма решения на заданную проблему

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предположения детей

1.Актуализация

 знаний учащихся о социальных нормах и расширение  представлений о нормах речевой культуры.

 

 

5.Первичное закрепление

 

 

Цель: решение воспитанниками новой проблемы с помощью выбранного метода

Педагог предлагает ситуации:

1.                «Вася Р., будучи воспитанником детского дома, всегда мечтал делать то, что у него хорошо получалось, а именно евроремонты. Он был очень аккуратным, творчески подходил к любому делу, имел способности к строительству. Но в общении с людьми Вася злоупотреблял матерными выражениями. Закончив учебное заведение, ему предлагают устроиться на работу в организацию, которая занимается евроремонтом, но данная организация не приветствует использование бранных слов в речи своих работников. Это понижает престиж организации. Как сложится жизнь Васи в данной ситуации?»

 

 

2.                  «Девушка Света, бывший воспитанница детского дома, работает в продуктовом магазине. Ей очень нравился молодой человек, который был постоянным покупателем в данном магазине. Света видела, что он был очень вежливым с продавцами, всегда улыбался. Возможно, она была бы не прочь видеть его своей второй половинкой. Однажды, молодой человек попытался завести с ней разговор, но Свете было трудно себя контролировать и через слово у нее звучало матерное выражение. В следующий раз, придя в магазин, молодой человек не обращал на Свету внимания. Девушка не понимала – почему?»

 

Проверка результатов работы групп.

 

Разбор ситуаций, работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представление результатов работы групп

1. Воспитание ценностно-смысловой ориентации подростков, умение соотносить свои поступки с будущим результатом.

2. Формирование

метапредметных коммуникативных умений:

-организовывать взаимодействие в группе(договариваться друг с другом и т.д.),

- оформлять свои мысли в устное высказывание.

3.Формирование умения планировать свои действия, прогнозировать результат своих действий.

3.Развитие логических операций мышления: умения анализировать, выделять главное, соотносить алгоритм действий с ситуацией.

 

 

Педагог задает вопросы:

- С какими молодыми людьми будет общаться Света? Почему? Как сложиться ее судьба?

-Реализуется ли мечта Васи стать успешным строителем?

-Что не учли молодые люди, попав в жизненно-важные ситуации?

-Что они не привыкли делать?

-К чему привело неосознанное употребление матерных слов в речи?

 

Педагог обобщает ответы детей, делает вывод: непреодолимое желание  в подростковом возрасте быть взрослым приводит к тому, что подросток перенимает те образцы поведения, которые в будущем мешают ему жить, от которых сложно избавиться, после которых ломаются собственные мечты, становится невозможным достижение определенных целей.

 

Вопросы:

-Можно ли вылечиться от болезни копролалии? Что для этого надо сделать?

 

 

Ответы на вопросы

 

6.Рефлексия

 

Цель: анализ, переработка личного опыта  с учетом полученных знаний

Педагог предлагает дополнить предложения:

-Сегодня на занятии я понял, что…., потому что….

-Я изменил мнение о…, потому что….

-Я задумался о…., потому что…

 

*Педагог анализирует ответы детей, оценивает эффективность работы как со стороны взрослого, так и со стороны ребенка, прогнозирует дальнейшую работу исходя из запросов воспитанников.

 

Ответы детей

1.Формирование умения строить речевое высказывание в устной форме.

2.Коррекция личных представлений воспитанников о моральном выборе на основе социальных и личностных ценностей.

3. Развивать потребность осознавать суть жизненно-важных ситуаций и свою роль в этих ситуациях;

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования Ставропольского края государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «ДЕТСКИЙ

Министерство образования Ставропольского края государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «ДЕТСКИЙ

Актуальность выбранной темы определяется тем, что не нормативная лексика все больше загрязняет язык, он становится примитивным

Актуальность выбранной темы определяется тем, что не нормативная лексика все больше загрязняет язык, он становится примитивным

Данное занятие одно из структуры мероприятий по формированию нравственных навыков подростков

Данное занятие одно из структуры мероприятий по формированию нравственных навыков подростков

Оборудование: 1. Презентация; 2

Оборудование: 1. Презентация; 2

Привлечение внимания воспитанников к проблемам современного русского языка, и в частности к сквернословию и причинам его возникновения; -

Привлечение внимания воспитанников к проблемам современного русского языка, и в частности к сквернословию и причинам его возникновения; -

Цель: актуализация ЗУН, достаточных для открытия нового знания

Цель: актуализация ЗУН, достаточных для открытия нового знания

Формирование умение структурировать знания

Формирование умение структурировать знания

Проверка результатов работы групп

Проверка результатов работы групп

Что он вам ответит? -Почему ваш друг задаст вам такой вопрос? -Кто сам задавал такой вопрос?

Что он вам ответит? -Почему ваш друг задаст вам такой вопрос? -Кто сам задавал такой вопрос?

Педагог записывает ответы на доску: - ситуация общения -люди, с которыми общается -цели общения -уровень воспитанности других людей -свою роль и роль другого человека в…

Педагог записывает ответы на доску: - ситуация общения -люди, с которыми общается -цели общения -уровень воспитанности других людей -свою роль и роль другого человека в…

Как вы считаете, насколько важно уметь понимать ситуацию общения, свою роль и роль другого человека в ней?

Как вы считаете, насколько важно уметь понимать ситуацию общения, свою роль и роль другого человека в ней?

Педагог предлагает ситуации: 1

Педагог предлагает ситуации: 1

Это понижает престиж организации

Это понижает престиж организации

Педагог задает вопросы: - С какими молодыми людьми будет общаться

Педагог задает вопросы: - С какими молодыми людьми будет общаться

ответы детей, делает вывод: непреодолимое желание в подростковом возрасте быть взрослым приводит к тому, что подросток перенимает те образцы поведения, которые в будущем мешают ему…

ответы детей, делает вывод: непреодолимое желание в подростковом возрасте быть взрослым приводит к тому, что подросток перенимает те образцы поведения, которые в будущем мешают ему…

Что для этого надо сделать?

Что для этого надо сделать?

Ответы детей 1.Формирование умения строить речевое высказывание в устной форме

Ответы детей 1.Формирование умения строить речевое высказывание в устной форме
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.09.2023