Методическая разработка воспитательного мероприятия «Наше условие – долой сквернословие»

  • Раздаточные материалы
  • docx
  • 05.09.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект занятия «Наше условие – долой сквернословие» 13-15 лет.docx

Министерство образования Ставропольского края

государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей,

«ДЕТСКИЙ ДОМ (смешанный) № 32»

__________________________________________________________________

357500 г. Пятигорск, ул. Лермонтова, 3

(8793) 33-58-90 detdom32@mosk.stavregion.ru

 

 

 

Методическая разработка воспитательного мероприятия

«Наше условие – долой сквернословие»

 

 

Разработала: Гайдашова Ю.Н.,

воспитатель

 

 

 

 

 

2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность выбранной  темы определяется тем, что не нормативная лексика все больше загрязняет язык, он становится примитивным. Нецензурные слова  заполнили лексику русскоговорящего народа.

 Дети и взрослые матерятся, когда ругаются и когда восхищаются чем-либо, не имея в  словарном запасе других слов, которые могли бы выразить эмоциональную окраску своего настроения.

Используя в своей речи нецензурные выражения, подростки не задумываются, что тем самым они предопределяют свою судьбу. Сквернословие стало "нормой", которая  закладывается в детстве, в годы учебы. В дальнейшем  будет затруднена социальная адаптация, станет сложно и невозможно вхождение в иные социальные группы, чьи ценности не допускают использования сквернословия, будет затруднено налаживание деловых контактов, и, в конце концов, не будут понимать, почему люди не принимают их.  Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, искажает сознание.

          Занятие является авторской разработкой в технологии проектирования и нацелено на формирование у ребят  универсальных учебных действий. Прежде всего: коммуникативных, обеспечивающих социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; личностных: формирующих умение соотносить свои поступки и с принятыми в социуме этическими принципами; знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект своего поведения; понимать и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивать события; а так же развитие познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.

 Данное занятие одно из структуры мероприятий по формированию  нравственных навыков подростков. Занятие проводится, как час общения с подростками   13-15 лет. В этом возрасте  подросткам  присуще потребность занять свое место в коллективе, самоутвердиться, ориентироваться на оценки и суждения сверстников, а не взрослого,  чувствовать себя взрослыми, пытаться подражать старшим, и значимым для себя взрослым используют не нормативную лексику в своей речи. В тоже время это является защитной реакцией на воздействия, которые противоречат потребностям подростка. 

Многие ребята группы попали в учреждение из асоциальных семей, где ненормативная лексика является нормой, для нас эта проблема стоит особенно остро. Употребление ругательств и нецензурных выражений  без всякого на то повода и причины в будущем приведет к проблемам социализации подростка после окончания школы - интерната.

Цель занятия: Развивать негативное отношение к использованию в речи сквернословия и нецензурных выражений в подростковом возрасте (13-15 лет)  через анализ моделей  жизненно-значимых ситуаций.

Задачи:

образовательная:

- расширять представление детей о влиянии нецензурных выражений на организм человека;

- актуализировать знания социальных норм и расширить  представления о нормах речевой культуры, о влиянии нецензурной речи на развитие сознания человека;

-познакомить воспитанников с историей появления сквернословия на Руси;

воспитательная:

- воспитывать ценностно-смысловую ориентацию подростков, умение соотносить свои поступки с будущим результатом;

- развивать потребность осознавать суть жизненно-важных ситуаций и свою роль в этих ситуациях;

развивающая:

- формировать умение работать в группах, умение слушать и слышать других;

-  продолжать развивать умения работы в группе;

-  пополнять активный словарь подростков (за счет использования слова «копролалия»);

- развивать умения строить речевые высказывания в соответствии с ситуацией общения;

- формировать умение представлять результат групповой работы, аргументировать свою точку зрения;

-развивать  умение удерживать в памяти и анализировать обстоятельства ситуации и осознавать их согласно алгоритму;

- развивать умение пользоваться алгоритмом анализа жизненно-важных ситуаций;

Оборудование:

1. Презентация;

2. Ватманы, маркеры, листы бумаги, ручки;

 

Ожидаемые результаты.

   - Привлечение внимания воспитанников к проблемам современного русского языка, и в частности к  сквернословию и причинам его возникновения;

  - Осознание значимости бережного отношения к своему родному языку как основе духовно-нравственной жизни человека в окружающем социуме;

   - Повышение уровня речевой культуры посредством  уменьшения до минимума случаев сквернословия на территории детского дома.

Этапы занятия/ цели

Деятельность педагога

Деятельность воспитанника

Развиваемые качества

1.Орг. момент

 

Цель: Настроить детей на беседу

Приветствие детей

*слушает педагога, настраивается на работу

1.Развитие волевых качеств.

2.Формирование умения слушать и слышать педагога в рамках специально-организованной учебной деятельности.

3.Развитие произвольности внимания: умение переключаться с одного вида деятельности на другой.

2.Актуализация знаний

 

Цель: актуализация ЗУН, достаточных для открытия нового знания.

1.Организует диалог

-Ребята, наступила зима, а с зимой приходят к нам многие болезни.

-А вы часто болеете?

-А какими болезнями вы болели или ваши близкие?

-Как вы себя чувствуете, когда болеете?

-Какой можно сделать вывод?(болеть хорошо или плохо)

Вывод: на свете много существует болезней, которыми мы можем заболеть и любая болезнь негативно влияет на наше состояние.

*дети отвечают на вопросы, делают выводы

1. Формирование умение структурировать знания.

2. Развитие логических операций мышления: умения анализировать, делать выводы.

 

Педагог знакомит с новым понятием:

-Вчера в научном журнале я прочитала о такой болезни – «копролалия».

-Как вы думаете, что это за болезнь?

-Произнесите слово про себя и подумайте опасна ли она? Почему?

-Давайте разберем это слово по частям:  - копрос – грязь

- лалия – речь

-Попробуйте в группах дать определение данной болезни.

 

Проверка результатов работы групп.

 

Вывод педагога: «копролалия» - болезненное, иногда непреодолимое влечение к нецензурной брани в различных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

-предположения детей

 

 

 

 

 

-работа в мини-группах

 

Представление результатов работы групп.

 

 

 

 

 

 

1.Формирование

метапредметных коммуникативных умений:

-организовывать взаимодействие в группе(договариваться друг с другом и т.д.),

- оформлять свои мысли в устное высказывание.

2. Развитие логических операций мышления: синтеза, умения выдвигать предположения и обосновывать свою точку зрения.

 

3.Постановка проблемы

 

Цель: выявление затруднений по заданной ситуации в индивидуальной форме.

Педагог подводит детей к проблеме, предлагая решить ситуацию общения:

 

«Представьте ситуацию: к вам приезжает друг, с которым вы давно не общались, а вы ему говорите: «У меня копролалия!»

 

-Что он вам ответит?

-Почему ваш друг задаст вам такой вопрос?

-Кто сам задавал такой вопрос? Кому задавали такой вопрос?

Что значит «человек не понял, что сказал?»

Что не учитывает человек в беседе, когда ему задают данный вопрос?

 

 

 

 

 

 

 

-ответы детей:

* «Что это такое?»

* «Ты понял, что сказал?» и т.д.

 

 

 

 

1.Формирование умения формулировать проблему.

2.Формирование умения осознанно  строить речевое высказывание.

3.Формирование умения выделять главное и соотносить личным опытом.

 

4.«Открытие» воспитанниками нового знания

 

Цель: составление алгоритма решения проблемы.

 

 

Педагог записывает ответы на доску:

- ситуация общения

-люди, с которыми общается

-цели общения

-уровень воспитанности других людей

-свою роль и роль другого человека в ситуации общения.

 

Вывод: человек заболел копролалией, у него не получается себя контролировать, он как марионетка, которой управляют бранные слова, он как механическая игрушка, которая не осознает последствий своих действий, которой тяжело остановиться вовремя.

 

-Как вы считаете, насколько важно уметь понимать ситуацию общения, свою роль и роль другого человека в ней?

Давайте попробуем разобраться.

Составление алгоритма решения на заданную проблему

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предположения детей

1.Актуализация

 знаний учащихся о социальных нормах и расширение  представлений о нормах речевой культуры.

 

 

5.Первичное закрепление

 

 

Цель: решение воспитанниками новой проблемы с помощью выбранного метода

Педагог предлагает ситуации:

1.                «Вася Р., будучи воспитанником детского дома, всегда мечтал делать то, что у него хорошо получалось, а именно евроремонты. Он был очень аккуратным, творчески подходил к любому делу, имел способности к строительству. Но в общении с людьми Вася злоупотреблял матерными выражениями. Закончив учебное заведение, ему предлагают устроиться на работу в организацию, которая занимается евроремонтом, но данная организация не приветствует использование бранных слов в речи своих работников. Это понижает престиж организации. Как сложится жизнь Васи в данной ситуации?»

 

 

2.                  «Девушка Света, бывший воспитанница детского дома, работает в продуктовом магазине. Ей очень нравился молодой человек, который был постоянным покупателем в данном магазине. Света видела, что он был очень вежливым с продавцами, всегда улыбался. Возможно, она была бы не прочь видеть его своей второй половинкой. Однажды, молодой человек попытался завести с ней разговор, но Свете было трудно себя контролировать и через слово у нее звучало матерное выражение. В следующий раз, придя в магазин, молодой человек не обращал на Свету внимания. Девушка не понимала – почему?»

 

Проверка результатов работы групп.

 

Разбор ситуаций, работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представление результатов работы групп

1. Воспитание ценностно-смысловой ориентации подростков, умение соотносить свои поступки с будущим результатом.

2. Формирование

метапредметных коммуникативных умений:

-организовывать взаимодействие в группе(договариваться друг с другом и т.д.),

- оформлять свои мысли в устное высказывание.

3.Формирование умения планировать свои действия, прогнозировать результат своих действий.

3.Развитие логических операций мышления: умения анализировать, выделять главное, соотносить алгоритм действий с ситуацией.

 

 

Педагог задает вопросы:

- С какими молодыми людьми будет общаться Света? Почему? Как сложиться ее судьба?

-Реализуется ли мечта Васи стать успешным строителем?

-Что не учли молодые люди, попав в жизненно-важные ситуации?

-Что они не привыкли делать?

-К чему привело неосознанное употребление матерных слов в речи?

 

Педагог обобщает ответы детей, делает вывод: непреодолимое желание  в подростковом возрасте быть взрослым приводит к тому, что подросток перенимает те образцы поведения, которые в будущем мешают ему жить, от которых сложно избавиться, после которых ломаются собственные мечты, становится невозможным достижение определенных целей.

 

Вопросы:

-Можно ли вылечиться от болезни копролалии? Что для этого надо сделать?

 

 

Ответы на вопросы

 

6.Рефлексия

 

Цель: анализ, переработка личного опыта  с учетом полученных знаний

Педагог предлагает дополнить предложения:

-Сегодня на занятии я понял, что…., потому что….

-Я изменил мнение о…, потому что….

-Я задумался о…., потому что…

 

*Педагог анализирует ответы детей, оценивает эффективность работы как со стороны взрослого, так и со стороны ребенка, прогнозирует дальнейшую работу исходя из запросов воспитанников.

 

Ответы детей

1.Формирование умения строить речевое высказывание в устной форме.

2.Коррекция личных представлений воспитанников о моральном выборе на основе социальных и личностных ценностей.

3. Развивать потребность осознавать суть жизненно-важных ситуаций и свою роль в этих ситуациях;

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru