Министерство образования Ставропольского края
государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
«ДЕТСКИЙ ДОМ (смешанный) № 32»
__________________________________________________________________
357500 г. Пятигорск, ул. Лермонтова, 3
(8793) 33-58-90 detdom32@mosk.stavregion.ru
Методическая разработка воспитательного мероприятия
«Наше условие – долой сквернословие»
Разработала: Гайдашова Ю.Н.,
воспитатель
2023г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность выбранной темы определяется тем, что не нормативная лексика все больше загрязняет язык, он становится примитивным. Нецензурные слова заполнили лексику русскоговорящего народа.
Дети и взрослые матерятся, когда ругаются и когда восхищаются чем-либо, не имея в словарном запасе других слов, которые могли бы выразить эмоциональную окраску своего настроения.
Используя в своей речи нецензурные выражения, подростки не задумываются, что тем самым они предопределяют свою судьбу. Сквернословие стало "нормой", которая закладывается в детстве, в годы учебы. В дальнейшем будет затруднена социальная адаптация, станет сложно и невозможно вхождение в иные социальные группы, чьи ценности не допускают использования сквернословия, будет затруднено налаживание деловых контактов, и, в конце концов, не будут понимать, почему люди не принимают их. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, искажает сознание.
Занятие является авторской разработкой в технологии проектирования и нацелено на формирование у ребят универсальных учебных действий. Прежде всего: коммуникативных, обеспечивающих социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; личностных: формирующих умение соотносить свои поступки и с принятыми в социуме этическими принципами; знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект своего поведения; понимать и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивать события; а так же развитие познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.
Данное занятие одно из структуры мероприятий по формированию нравственных навыков подростков. Занятие проводится, как час общения с подростками 13-15 лет. В этом возрасте подросткам присуще потребность занять свое место в коллективе, самоутвердиться, ориентироваться на оценки и суждения сверстников, а не взрослого, чувствовать себя взрослыми, пытаться подражать старшим, и значимым для себя взрослым используют не нормативную лексику в своей речи. В тоже время это является защитной реакцией на воздействия, которые противоречат потребностям подростка.
Многие ребята группы попали в учреждение из асоциальных семей, где ненормативная лексика является нормой, для нас эта проблема стоит особенно остро. Употребление ругательств и нецензурных выражений без всякого на то повода и причины в будущем приведет к проблемам социализации подростка после окончания школы - интерната.
Цель занятия: Развивать негативное отношение к использованию в речи сквернословия и нецензурных выражений в подростковом возрасте (13-15 лет) через анализ моделей жизненно-значимых ситуаций.
Задачи:
образовательная:
- расширять представление детей о влиянии нецензурных выражений на организм человека;
- актуализировать знания социальных норм и расширить представления о нормах речевой культуры, о влиянии нецензурной речи на развитие сознания человека;
-познакомить воспитанников с историей появления сквернословия на Руси;
воспитательная:
- воспитывать ценностно-смысловую ориентацию подростков, умение соотносить свои поступки с будущим результатом;
- развивать потребность осознавать суть жизненно-важных ситуаций и свою роль в этих ситуациях;
развивающая:
- формировать умение работать в группах, умение слушать и слышать других;
- продолжать развивать умения работы в группе;
- пополнять активный словарь подростков (за счет использования слова «копролалия»);
- развивать умения строить речевые высказывания в соответствии с ситуацией общения;
- формировать умение представлять результат групповой работы, аргументировать свою точку зрения;
-развивать умение удерживать в памяти и анализировать обстоятельства ситуации и осознавать их согласно алгоритму;
- развивать умение пользоваться алгоритмом анализа жизненно-важных ситуаций;
Оборудование:
1. Презентация;
2. Ватманы, маркеры, листы бумаги, ручки;
Ожидаемые результаты.
- Привлечение внимания воспитанников к проблемам современного русского языка, и в частности к сквернословию и причинам его возникновения;
- Осознание значимости бережного отношения к своему родному языку как основе духовно-нравственной жизни человека в окружающем социуме;
- Повышение уровня речевой культуры посредством уменьшения до минимума случаев сквернословия на территории детского дома.
Этапы занятия/ цели |
Деятельность педагога |
Деятельность воспитанника |
Развиваемые качества |
1.Орг. момент
Цель: Настроить детей на беседу |
Приветствие детей |
*слушает педагога, настраивается на работу |
1.Развитие волевых качеств. 2.Формирование умения слушать и слышать педагога в рамках специально-организованной учебной деятельности. 3.Развитие произвольности внимания: умение переключаться с одного вида деятельности на другой. |
2.Актуализация знаний
Цель: актуализация ЗУН, достаточных для открытия нового знания. |
1.Организует диалог -Ребята, наступила зима, а с зимой приходят к нам многие болезни. -А вы часто болеете? -А какими болезнями вы болели или ваши близкие? -Как вы себя чувствуете, когда болеете? -Какой можно сделать вывод?(болеть хорошо или плохо) Вывод: на свете много существует болезней, которыми мы можем заболеть и любая болезнь негативно влияет на наше состояние. |
*дети отвечают на вопросы, делают выводы |
1. Формирование умение структурировать знания. 2. Развитие логических операций мышления: умения анализировать, делать выводы. |
|
Педагог знакомит с новым понятием: -Вчера в научном журнале я прочитала о такой болезни – «копролалия». -Как вы думаете, что это за болезнь? -Произнесите слово про себя и подумайте опасна ли она? Почему? -Давайте разберем это слово по частям: - копрос – грязь - лалия – речь -Попробуйте в группах дать определение данной болезни.
Проверка результатов работы групп.
Вывод педагога: «копролалия» - болезненное, иногда непреодолимое влечение к нецензурной брани в различных ситуациях.
|
-предположения детей
-работа в мини-группах
Представление результатов работы групп.
|
1.Формирование метапредметных коммуникативных умений: -организовывать взаимодействие в группе(договариваться друг с другом и т.д.), - оформлять свои мысли в устное высказывание. 2. Развитие логических операций мышления: синтеза, умения выдвигать предположения и обосновывать свою точку зрения. |
3.Постановка проблемы
Цель: выявление затруднений по заданной ситуации в индивидуальной форме. |
Педагог подводит детей к проблеме, предлагая решить ситуацию общения:
«Представьте ситуацию: к вам приезжает друг, с которым вы давно не общались, а вы ему говорите: «У меня копролалия!»
-Что он вам ответит? -Почему ваш друг задаст вам такой вопрос? -Кто сам задавал такой вопрос? Кому задавали такой вопрос? Что значит «человек не понял, что сказал?» Что не учитывает человек в беседе, когда ему задают данный вопрос?
|
-ответы детей: * «Что это такое?» * «Ты понял, что сказал?» и т.д.
|
1.Формирование умения формулировать проблему. 2.Формирование умения осознанно строить речевое высказывание. 3.Формирование умения выделять главное и соотносить личным опытом.
|
4.«Открытие» воспитанниками нового знания
Цель: составление алгоритма решения проблемы.
|
Педагог записывает ответы на доску: - ситуация общения -люди, с которыми общается -цели общения -уровень воспитанности других людей -свою роль и роль другого человека в ситуации общения.
Вывод: человек заболел копролалией, у него не получается себя контролировать, он как марионетка, которой управляют бранные слова, он как механическая игрушка, которая не осознает последствий своих действий, которой тяжело остановиться вовремя.
-Как вы считаете, насколько важно уметь понимать ситуацию общения, свою роль и роль другого человека в ней? Давайте попробуем разобраться. |
Составление алгоритма решения на заданную проблему
Предположения детей |
1.Актуализация знаний учащихся о социальных нормах и расширение представлений о нормах речевой культуры.
|
5.Первичное закрепление
Цель: решение воспитанниками новой проблемы с помощью выбранного метода |
Педагог предлагает ситуации: 1. «Вася Р., будучи воспитанником детского дома, всегда мечтал делать то, что у него хорошо получалось, а именно евроремонты. Он был очень аккуратным, творчески подходил к любому делу, имел способности к строительству. Но в общении с людьми Вася злоупотреблял матерными выражениями. Закончив учебное заведение, ему предлагают устроиться на работу в организацию, которая занимается евроремонтом, но данная организация не приветствует использование бранных слов в речи своих работников. Это понижает престиж организации. Как сложится жизнь Васи в данной ситуации?»
2. «Девушка Света, бывший воспитанница детского дома, работает в продуктовом магазине. Ей очень нравился молодой человек, который был постоянным покупателем в данном магазине. Света видела, что он был очень вежливым с продавцами, всегда улыбался. Возможно, она была бы не прочь видеть его своей второй половинкой. Однажды, молодой человек попытался завести с ней разговор, но Свете было трудно себя контролировать и через слово у нее звучало матерное выражение. В следующий раз, придя в магазин, молодой человек не обращал на Свету внимания. Девушка не понимала – почему?»
Проверка результатов работы групп. |
Разбор ситуаций, работа в группах
Представление результатов работы групп |
1. Воспитание ценностно-смысловой ориентации подростков, умение соотносить свои поступки с будущим результатом. 2. Формирование метапредметных коммуникативных умений: -организовывать взаимодействие в группе(договариваться друг с другом и т.д.), - оформлять свои мысли в устное высказывание. 3.Формирование умения планировать свои действия, прогнозировать результат своих действий. 3.Развитие логических операций мышления: умения анализировать, выделять главное, соотносить алгоритм действий с ситуацией.
|
|
Педагог задает вопросы: - С какими молодыми людьми будет общаться Света? Почему? Как сложиться ее судьба? -Реализуется ли мечта Васи стать успешным строителем? -Что не учли молодые люди, попав в жизненно-важные ситуации? -Что они не привыкли делать? -К чему привело неосознанное употребление матерных слов в речи?
Педагог обобщает ответы детей, делает вывод: непреодолимое желание в подростковом возрасте быть взрослым приводит к тому, что подросток перенимает те образцы поведения, которые в будущем мешают ему жить, от которых сложно избавиться, после которых ломаются собственные мечты, становится невозможным достижение определенных целей.
Вопросы: -Можно ли вылечиться от болезни копролалии? Что для этого надо сделать?
|
Ответы на вопросы |
|
6.Рефлексия
Цель: анализ, переработка личного опыта с учетом полученных знаний |
Педагог предлагает дополнить предложения: -Сегодня на занятии я понял, что…., потому что…. -Я изменил мнение о…, потому что…. -Я задумался о…., потому что…
*Педагог анализирует ответы детей, оценивает эффективность работы как со стороны взрослого, так и со стороны ребенка, прогнозирует дальнейшую работу исходя из запросов воспитанников.
|
Ответы детей |
1.Формирование умения строить речевое высказывание в устной форме. 2.Коррекция личных представлений воспитанников о моральном выборе на основе социальных и личностных ценностей. 3. Развивать потребность осознавать суть жизненно-важных ситуаций и свою роль в этих ситуациях;
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.