Описание методической разработки воспитательного мероприятия
«Помните, через года, через века…»
Пояснительная записка
Мероприятие является одним из цикла мероприятий, проводимых в русле гражданско-патриотического воспитания младших школьников. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, уважения к её славному героическому прошлому. Мероприятие составлено в форме литературно-музыкальной композиции и предназначено для учащихся 1-х классов.
Актуальность выбранной темы:
Вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро. Современная молодежь мало знает о подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны. С каждым годом всё меньше и меньше остается ветеранов той страшной войны. Но воспоминания об этих людях должны сохраниться. Необходимо уделять больше внимания мероприятиям, воспитывающим патриотизм; знакомить детей с произведениями о войне, организовывать встречи с ветеранами. И такие мероприятия помогают осуществить поставленные цели и задачи.
Место мероприятия в системе воспитательной работы:
Данное мероприятие соответствует возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, направлено на реализацию поставленных целей и задач, занимает важное место в системе воспитательной работы по направлениям: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Гражданско-патриотическое воспитание детей начинается еще в детском саду и плавно перетекает в школу. Данное мероприятие разработано для обучающихся начальных классов в преддверии Праздника Дня победы и ориентировано на воспитание нравственно - патриотических качеств подрастающего поколения.
На основе реальных событий, воспоминаний, художественной и познавательной литературы, наглядных пособий и презентаций о временах Великой Отечественной войны происходит развитие одного из самых сильных чувств - чувства любви к Родине. Без него человек не ощущает своих корней, не знает истории своего народа. Принимая участие в подобных мероприятиях, очень важно донести до ребенка чувство личной ответственности за свою Родину и ее будущее. Пробудить в детях любовь к родной земле, формируя такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны.
Цель:
· Воспитывать патриотизм и любовь к родине, уважение к историческому прошлому своего народа, пробуждать интерес к историческим событиям.
Задачи:
1.Способствовать развитию интереса учащихся к истории своей Родины, ее прошлому, ее настоящему. Поддерживать инициативу и творчество учащихся.
2.Воспитывать у учащихся уважительное отношение к нравственным ценностям своей Родины. Стимулировать у детей нравственные мотивы поведения. Укреплять связь поколений.
Планируемые результаты:
Стандарт начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Для формирования именно такой личности мы должны формировать определенные универсальные учебные действия. Согласно ФГОС НОО выделяется 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Данное мероприятие формирует следующие УУД:
-личностные:
формировать мотивы, реализующие потребность в изучении истории своей страны, Родины;
развивать доброжелательность, доверие и внимательность к окружающим;
формировать готовность к сотрудничеству;
воспитывать патриотические чувства.
-регулятивные:
формировать готовность к организации своей деятельности;
формировать способность принимать цели занятия;
формировать умение адекватно принимать оценку результатов своей деятельности;
формировать готовность преодолевать трудности.
-познавательные:
формировать мотивы познавательной деятельности;
учить использовать знаково-символическое моделирование.
-коммуникативные:
формировать умение оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
формировать умение вступать в диалог, договариваться, находить общее решение;
формировать уважение к другой точке зрения;
формировать умение аргументировать свою позицию.
Форма проведения:
литературно-музыкальная композиция с элементами театрализованного представления.
Для проведения мероприятия используются следующие методические приёмы:
- литературно-музыкальная композиция;
- мультимедийная презентация (показ слайдов).
Ресурсное обеспечение:
• Реквизит: макет памятника у вечного
огня; цветы для возложения
• Музыкальное оформление:
колокола памяти;
Р. Рождественский «Помните…»;
песня «День Победы»;
минута молчания;
салюты
Методические рекомендации:
-патриотическое воспитание является одним из важных компонентов в воспитании младших школьников. Знание истории своего народа и его культуры поможет молодому поколению в будущем с уважением и гордостью относиться к своей Родине и ветеранам. Тема Великой Отечественной войны будет актуальна во все времена. Память о Победе в Великой Отечественной войне передается из поколения в поколение. Необходимо всеми силами сохранить ее у подрастающего поколения, пробудить в детях любовь к родной земле и передать детям чувство ответственности за Россию и ее будущее.
-материал проведенного мероприятия можно использовать для закрепления на классных часах, уроках Мужества, уроках литературного чтения, в театральных кружках, в школьных библиотеках.
Основная часть
- составление плана работы;
-разработка сценария Торжественного мероприятия «Помните, через года, через века…»
- создание мультимеда-презентации;
-подбор музыкальных произведений на военную тему;
- подготовка бесед и презентаций о празднике;
- оформление тематической выставки литературы, посвященной Великой
Отечественной войне «Война! Твой горький след – и в книгах, что на
полках…»;
- разучивание стихов и чтение произведений художественной литературы,
посвященных Великому Празднику Победы;
-инсценировка сценки довоенного времени;
-просмотр художественных и мультипликационных фильмов о ВОВ.
Сценарий:
Звучит довоенная музыка. Мать заплетает косички маленькой дочери.
- Снова дралась во дворе?
- Ага!
Мама, но я же не плакала!..
Вырасту, выучусь на моряка.
Я уже в ванной плавала!..
- Боже, не девочка, а беда!
Сил моих больше нету…
- Мама, а вырасту я когда?
- Вырастешь, ешь котлету…
- Мама, купим живого коня?
- Коня?! Да что ж это делается?!
- Мама, а в лётчики примут меня?
- Примут, куда они денутся?!
Ты же из каждого, сатана,
Душу сумеешь вытрясти!..
- Мама, а правда, что будет война, и я не успею вырасти?
Звучат разрывы и вой серены. Голос Левитана – объявление начала войны. Мать заслоняет собой дочь, и, согнувшись, с ужасом смотря вверх, они убегают.
Звучат слова «Помните…»
Ведущий. Навеки останутся в памяти людей даты 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года.
1418 дней и ночей шла война. Она унесла более 27 миллионов жизней наших людей. Пожалуй, нет в нашей стране семьи, которой не коснулась бы война, которая не пережила бы тяжесть военных лет.
Ученик 1
Нет больше Алёнки,
Девчонки босой,
Весёлой Алёнки
С пушистой косой.
Тяжёлые танки
Полями прошли,
Алёнкино детство,
Как травку, смели.
Ученик 2
Постарела мать за много лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война.
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мёртвых, что в земле лежат.
Сколько
их в то дальнее село,
Мальчиков безусых, не пришло.
Ученик 3
Стоит белоголовый
Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс!
При нём избу его
спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Ведущий. Непобедимой силой всех людей была огромная любовь к Родине. Героически сражались и защищали свою любимую страну все народы нашей Родины и на фронте, и в тылу.
Ученик 4
Была простая бабушка
У Вовки Черемных,
Ничем не выделялась
Она среди других.
Но вот пришёл однажды
Какой-то генерал.
Он крепко-крепко бабушку
При всех расцеловал.
Весь вечер вспоминали
Они военный год…
Ученик 5
Так устала —
руки не поднять,
Не до дров, — согреюсь под шинелью.
Прилегла, но слышу, что опять
По окопам нашим бьют шрапнелью.
Из землянки выбегаю в ночь,
А навстречу мне рванулось пламя.
Мне навстречу — те, кому помочь
Я должна спокойными руками.
Да ещё
сияющий комбат
Руки мне протянет после боя:
— Старшина, родная! Как я рад,
Что опять осталась ты живою!
Звучат колокола … (в записи) На фоне записи ведётся разговор взрослого и ребёнка
Ведущий ребёнок: Что это? Ты слышишь?
Ведущий взрослый: Это колокола. Колокола памяти …
Ребенок: Памяти? А разве такие бывают?
Взрослый: Бывают, слушай! Это говорит сама память …
Ребенок: Но разве память бывает живой?
Взрослый: А ты не веришь? Человек может умереть дважды:
Там, на поле боя, когда его догонит пуля,
А второй раз – в памяти народной.
Второй раз умирать страшнее.
Второй раз человек должен жить!
Памяти павших, памяти вечно молодых солдат и офицеров, оставшихся на фронтах Великой Отечественной войны, посвящается…
Ученик 6
Наши деды подвиг совершили —
От фашистов родину отбили!
И не важно сколько лет пройдет
Подвиг их в сердцах у нас живёт.
Вспомним всех, кто не вернулся с боя,
Молча вспомним их, конечно стоя.
Вечный им огонь пускай горит
И от нас спасибо говорит.
Ученик 7
Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись!
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты: рыбак, шахтёр,
Учёный иль пастух, -
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал всё, что мог.
Себя в бою не пожалел
И Родину сберег.
Ученик 8
Пусть пулеметы не
строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города…
Мир нужен на земле всегда!
Ведущий. Фашистские орды разрушили на нашей земле 1710 городов, превратили в пепелище
70 000 сел и деревень, оставили без крова более 25 миллионов человек. Но наш народ верил в победу…
Ученик 9
За мир сражались наши деды,
Их подвиг помним мы всегда.
Я поздравляю с Днем Победы!
Пусть гордости горит звезда!
Ученик 10
Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.
Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
Ученик 11
Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.
Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы
– Это значит – нет войны.
Ученик 12
За мужество в бою,
За вашу боль, за ваши раны,
За жизнь счастливую мою –
Земной поклон вам, ветераны!
Ученик 13
За то, что увидели утра рассвет,
За то, что войны в наши дни больше нет,
За ваши глаза, не забытые раны,
Спасибо большое вам всем, ветераны!
Дети кланяются ветеранам и по очереди возлагают цветы к макету памятника под музыку «День Победы»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.