Методическая разработка
воспитательного мероприятия
преподаватель общественных дисциплин
Глебова Елена Викторовна
ГБПОУ СО «Балашовский политехнический лицей»
Тема: «Я - волонтер!»
Цели:
- оказание позитивного влияния наобучающихся при выборе ими жизненных ценностей;
- развитие волонтёрского движения в лицее;
- формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с волонтёрской деятельностью
Развивающие:
- способствовать развитию внимания, памяти, мышления, умению анализировать и делать выводы
Воспитательные:
- пробуждать интерес к волонтёрству;
- воспитывать чувство взаимопомощи, критичность мышления и доверительные отношения;
- учить выслушивать мнения одногрупников, правильно реагировать на их замечания
Планируемые результаты:
Предметные:
- сформулировать понятие волонтёр;
- научиться извлекать нужную информацию;
- проводить обобщение, делать выводы
Личностные:
- развивать навыки работы в сотрудничестве;
- развивать учебно-познавательный интерес;
- развивать положительную мотивацию к внеклассной деятельности
Метапредметные:
- научить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- учитывать разные мнения, интересы и обосновывать свою позицию
Формирование УУД:
Личностные:
-развивать высокую творческую активность при выполнении коллективных заданий;
-оценивать свои трудности и достижения.
Регулятивные:
- способствовать развитию волевых качеств учащихся при включении детей в деятельность
Ход классного часа
Настрой обучающихся на положительные эмоции.
По доброй воле вы всегда
На помощь день и ночь спешите.
Сквозь дни, недели и года
Дела благие вы вершите.
О ком говорится в стихотворении?
Речь идет о волонтёрах. Волонтёры, волонтёрское движение – тема нашего классного часа.
В разных уголках мира существует традиция посвящать год какому-то важному событию или явлению. Россия в этом вопросе не осталась в стороне, такая практика прижилась у нас и становится все более популярной и значимой. Прошедший год был объявлен Годом экологии,а 2018 год объявлен президентом России Владимиром Путиным Годом волонтёра и добровольца. "Это будет ваш год, год всех граждан страны, чья воля, энергия, великодушие и есть главная сила России", — сказал Путин, выступая на церемонии вручения премии "Доброволец России". Президент РФ отметил, что "подобных примеров гражданского участия и солидарности с каждым годом становится все больше, больше и больше".
В России около семи миллионов человек вовлечены в волонтёрское движение, и они пользуются уважением и поддержкой в обществе.
Согласно опросам, две трети населения нашей страны готовы оказать помощ незнакомому человеку, попавшему в беду.
Кого называют волонтёрами? (Выступление обучающегося)
В переводе с французского «волонтёр» означает «доброволец». Представители волонтёрского движения искренне считают, что выполнять значимые общественные работы и оказывать помощь нуждающимся следует не ради материальной заинтересованности, а совершенно бескорыстно. Фактически волонтёр – это человек, который выполняет общественно значимую работу на безвозмездной основе. Вознаграждением за труд волонтёров становится признательность и благодарность людей.
Доброволец или волонтёр –человек, безвозмездно отдающи свои силы, талант и энергию на общее благо. Добрая воля и активная жизненная позиция, -основные принципы волонтёрства.
Особенности волонтёрского движения в России
В основе волонтёрского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому.
В России волонтёрское движение стало зарождаться в конце 80-х годов, хотя, если заглянуть в историю, следует признать, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников. Однако современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтёры незаменимы.
Волонтёры — это люди, которые создают приюты для бездомных животных, помогают старикам в больницах и хосписах и готовы сутками искать пропавших людей. Волонтёры "Победы" заботятся о ветеранах, ухаживают за памятниками героям Великой Отечественной. Себя они называют одной большой волонтёрской семьей, потому что их объединяет общая цель — нести добро людям.
Волонтёры трудятся в больницах и социальных учреждениях, помогают найти пропавших людей, оказывают посильную помощь пострадавшим в стихийных бедствиях, сохраняют природу и наши памятники культуры, нашу культуру, восстанавливают имена погибших солдат, помогают в проведении крупнейших международных мероприятий. Таких примеров гражданского участия и солидарности с каждым годом становится все больше и больше!
Забота о ближнем, милосердие, готовность прийти на помощь всем миром, служить Отечеству — в душе, в характере, в культуре нашего народа.
Преподаватель: Ребята, давайте вспомним из истории и литературы волонтерские организации
Обучающиеся: Гайдар «Тимур и его команда», пионеры, комсомольцы.
Преподаватель: В Российской Федерации волонтёры (в отличие от существовавших когда-то пионерской и комсомольской организаций) не объединены и не имеют единой государственной или негосударственной поддержки. Говорить о волонтёрском движении как о явлении можно, только учитывая, что все волонтёры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом — помогать людям.
-Ребята, а скажите каковы перспективы развития волонтерского движени:
Обучающиеся:
-Волонтерство - это встречи с интересными людьми, новые знакомства.
-Это возможность осуществить свои мечты, раскрыть таланты и внутренний потенциал.
-Волонтерство - это приобретение практических знаний, умений, навыков, которые могут быть полезными как в профессии, так и в повседневной жизни
-Волонтерство – это памятные сувениры, праздничные мероприятия, экипировка с символикой
Преподаватель: Ребята, какие виды добровольческой деятельности вам известны, а может быть знакомы не понаслышке?
Примерный перечень видов добровольческой (волонтерской) деятельности:
1. Событийное волонтерство - организация и проведение мероприятий (общегородских, всероссийских и международных);
2. Социальное волонтерство (сопровождение пожилых людей; работа с детьми из детских домов) ;
3. Волонтерство Победы;
4. Культурное волонтерство (организация экскурсий, как пример);
5. Участие в выполнении специальных работ (пожаротушение, поисково-спасательные работы, общественный порядок)
6. Профилактика здорового и безопасного образа жизни;
7. Информационное обеспечение добровольческой деятельности;
8. Медицинская помощь (волонтеры-медики);
9. Благоустройство территорий и памятных мест, трудовые десанты (участие в экологических акциях, субботниках) и др..
Преподаватель: Люди с общими интересами создают волонтерские объединения с общими целями. Предлагаю вашему вниманию деловую игру «Волонтерская организация»
Перед вами стоит 4 задачи:
1. помочь приюту бездомных животных, который находится на грани банкротства
2. организовать досуг детей из неблагополучных семей в летний период
3. оказать помощь одиноко проживающим пожилым людям
4. провести яркое спортивно-игровое мероприятие в День Здоровья
Необходимо:
1. придумать название вашей волонтерской организации
2. рассказать как вы будете решать поставленную перед вами задачу
3. пригласить окружающих поддержать вашу инициативу
Выполнение заданий обучающимися.
- просмотр ролика
Подведение итогов.
Вывод:
Во многих странах мира существуют волонтёрские движения, а добровольцы считаются важными и уважаемыми людьми. Развитие волонтёрства показывает осознанное стремление людей принимать активное участие в глобальном процессе – развитии гражданского общества.
Для каждого же отдельно взятого волонтёра добровольчество представляет возможность развития личности и реализацию таких потребностей, как:
- внутренняя психологическая потребность быть нужным;
- потребность в общении и уважении;
- развитие лидерских способностей;
- способ поделиться своим опытом;
- защита своих прав и интересов;
- возможность жить интересной и яркой жизнью;
- потребность в самореализации;
- потребность в профессиональном опыте и т.д.
Именно поэтому на сегодняшний день институт волонтёрства распространен практически во всех странах мира и становится с каждым днем все более значимым ресурсом развития общества.
Рефлексия
- Памятки волонтеров
с
Волонтёрское движение как форма социальной помощи
Активную помощь волонтеры оказывают тем слоям населения, которые в наибольшей степени нуждаются в участии и социальной заботе. Добровольцев часто можно встретить в службах социальной защиты населения, в домах для престарелых. В сферу деятельности волонтеров попадают также учреждения для лиц с ограниченными возможностями и детские дома. Волонтёры участвуют в сборе вещей для тех, кто оказался в зоне стихийного бедствия или пострадал после пожара.
Нельзя сказать, что абсолютно во всех случаях работа волонтеров не оплачивается. Но чаще всего добровольцы работают в обмен на приобретение опыта, знаний и навыков, установления полезных личных контактов. Для молодых людей волонтёрская деятельность часто становится первой ступенькой на пути к профессиональному росту и способом сделать осознанный выбор будущей сферы своей основной деятельности.
Волонтёрское движение готовит кадры для общественных и неправительственных организаций. Добровольцы имеют неоценимый опыт социального взаимодействия и часто лучше любых чиновников владеют ситуацией в выбранной ими сфере деятельности. Работа в качестве добровольца способствует формированию лидеров, которые готовы принять участие в деятельности государственных и общественных структур, ответственных за работу в социальной сфере.
Волонтёрство в школе
Взрослые хотят видеть подростков добрыми, отзывчивыми, душевными людьми. Но эти качества не возникают сами по себе. Их необходимо формировать и развивать. В этом важном процессе неоценимую помощь в школьной стране оказывает волонтёрское движение. Старшему поколению ближе слово «добровольчество», а молодому приглянулось «волонтёрство». Чего спорить? Волонтеры или добровольцы – это люди, безвозмездно отдающие свое время и силы на благо других людей. И у подростков возникает потребность что-то делать сообща, и не просто делать, а совершать добрые поступки.
Что испытывает подросток, когда помогает кому-то? Радость, удовлетворение, чувство собственной значимости и пользы?
Возможно. Но главное в том, что они отдают частичку своей души другому человеку.
Сформулируем заповеди волонтёров:
· найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его;
· раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности;
· помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье;
· оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.