Методическая разработка "Задания по формированию читательской грамотности на уроках истории"
Оценка 4.8

Методическая разработка "Задания по формированию читательской грамотности на уроках истории"

Оценка 4.8
docx
18.01.2023
Методическая разработка "Задания по формированию читательской грамотности на уроках истории"
Аттестационная работа.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аттестационная работа

в рамках КПК по дополнительной  профессиональной программе повышения квалификации «Обновление содержания и методики преподавания истории в условиях реализации ФГОС и предметных концепций»

«Задания по формированию читательской грамотности на уроках истории»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                    Выполнила:

учитель истории

МБОУ «Средняя школа №53» г. Иваново

Бараева Наталья Сергеевна

 

 

                                                               

 

 

 

«Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать

прочитанное – вот в чем главное»

К. Д. Ушинский

 

     Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    Проблема формирования читательской грамотности в современной школе является очень актуальной. Информационный поток, с которым школьники встречаются в интернете,  требует умений работать с информацией, структурировать её, анализировать, критически оценивать. ФГОС включают в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов».

    Уроки истории открывают много возможностей для формирования читательской грамотности. Из опыта работы учителя истории Бараевой Н. С. предложены следующие задания по работе с историческими документами, сочинениями и произведениями художественной литературы на формирование читательской грамотности:

1.      6 класс «Крестовые походы» (Приложение 1)

2.      6 класс. «Образование Древнерусского государства» (Приложение 2)

3.      7 класс «Правление Ивана Грозного». (Приложение 3)

4.      10 класс. Тема «Первая мировая война» Отрывок из романа Э. М. Ремарк «На Западном фронте без перемен» (Приложение 4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.  Учащиеся знакомятся с документом и формулируют проблему: Крестовые походы – освобождение или завоевание?

Из речи Папы Римского  Урбана 2 в Клермоне:

«Иерусалим есть пуп (центр) Земли! Реки там текут молоком и медом, это край плодороднейший - второй рай. Исторгните землю эту у нечестивого народа, покорите ее себе, спасите братьев, проживающих на востоке! Кто здесь горестен и беден, там будет радостен и богат! Тому, кто положит жизнь в битве, будут отпущены все грехи!»

 

Вопросы к документу:

1.Есть ли фразы, которые свидетельствуют об освободительных целях крестоносцев?

2.О захватнических?

3.Есть ли противоречие?

4.Какую проблему предстоит решить на уроке?

 

Приложение 2. В качестве закрепления темы «Образование Древнерусского государства» предлагается работа с документом:

«В год 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси... Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

 

1.Приведите название документа и имя его автора.

2. О каком событии идёт речь в отрывке? Что послужило его причиной?

3.Каковы были последствия описанного в историческом источнике события?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.  В рамках урока «Начало правления Ивана Грозного» учащиеся анализируют обстоятельства, в которых вырос молодой царь, и делают вывод об их влиянии на правление Ивана Грозного.

Задание:

- Прочитайте мнения историков о личности Ивана Грозного.

- Какие положительные и отрицательные стороны его личности отмечают авторы?

 - Какие события из детства повлияли на формирование личности царя?

Николай Михайлович Карамзин

«Рожденный с пылкой душою, редким умом, особенною силою воли, он имел бы все качества великого монарха, если бы воспитание усовершенствовало бы в нем дары природы. Но рано лишенный отца, матери и преданный в волю буйных вельмож, ослепленных безрассудным личным властолюбием, был на престоле несчастнейшим сиротой державы Российской: ибо не только для себя, но и для миллионов готовил несчастье своими пороками…Шуйские старались привязать к себе Иоанна исполнением всех его детских желаний: непрестанно забавляли, тешили во дворце шумными играми, в поле звериною ловлей, питали в нем наклонность к сластолюбию и даже жестокости. Например, любя охоту, он (Иван) любил не только убивать диких животных, но и мучить домашних, бросал их с высокого крыльца на землю, а бояре говорили: «Пусть державный веселится!» Окружив Иоанна толпою молодых людей, смеялись, когда он бесчинно резвился с ними или скакал по улицам, давил жен и старцев, веселился их криком. Тогда бояре хвалили в нем смелость. Они не думали толковать ему святых обязанностей венценосца, ибо не исполняли своих, не пеклись о просвещении юного ума, ибо считали его невежество благоприятным для их властолюбия».

Василий Осипович Ключевский.

«От природы царь получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый. Но обстоятельства, среди которых протекло детство Ивана, рано испортили этот ум, дали ему болезненное развитие. Иван рано осиротел… Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его всю жизнь сохранялось чувство сиротства, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: "Родственники мои не заботились обо мне". Отсюда его робость, ставшая основной чертой его характера. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие или пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после, как его с младшим братом Юрием в детстве стесняли во всем, держали как убогих людей, плохо кормили и одевали, все заставляли делать насильно и не по возрасту. Играют они, бывало, с братом Юрием в спальне покойного отца, а боярин князь И. В. Шуйский развалится перед ними на лавке, обопрется локтем о постель покойного государя… не обращая на детей никакого внимания, ни отеческого, ни даже властительного. Его ласкали как государя и оскорбляли как ребенка».

Сергей Михайлович Соловьев

«Ребенок родился с блестящими дарованиями… Известно, что ребенок, предоставленный с раннего детства самому себе и поставленный при этом в неприятное положение, развивается быстро и преждевременно… По смерти матери Иоанн был окружен людьми, которые заботились только о собственных выгодах, которые употребляли его только орудием для своих корыстных целей… При жизни отца он долго бы находился в удалении от дел; под бдительным надзором, в тишине характер его спокойно мог бы сложиться, окрепнуть, но Иоанн трех лет был уже великим князем…Перед его глазами происходила борьба сторон: людей к нему близких, которых он любил, у него отнимали, зверским образом влекли их в заточение, несмотря на его просьбы, потом слышал он о их насильственной смерти… Видел он и как все преклонялось пред ним, как все делалось его именем и, следовательно, должно было так делаться…Таким образом, ребенок видел перед собою врагов, похитителей его прав, но бороться с ними на деле не мог; вся борьба должна была сосредоточиться у него в голове и в сердце — самая тяжелая, самая страшная, разрушительная для человека борьба, особенно в том возрасте!»

 

 

Приложение 4.

Учащиеся знакомятся с отрывком из романа Э. М. Ремарк «На Западном фронте без перемен». В рамках методики «6 шляп мышления» делятся чувствами и эмоциями, вызванными данным текстом. Делают вывод о психологическом состоянии солдат, сражающихся на фронтах Первой мировой войны.

Шквальный огонь. Заградительный огонь. Огневые завесы. Мины. Газы. Танки. Пулемёты. Ручные гранаты. Всё это слова, слова, но за ними стоят все ужасы, которые переживает человечество.

Наши лица покрылись коростой, в наших мыслях царит хаос, мы смертельно устали; когда начинается атака, многих приходится бить кулаком, чтобы заставить их проснуться и пойти вместе со всеми; глаза воспалены, руки расцарапаны, коленки стёрты в кровь, локти разбиты.

Сколько времени прошло? Что это — недели, месяцы, годы? Это всего лишь дни. Время уходит, — мы видим это, глядя на бледные, бескровные лица умирающих; мы закладываем в себя пищу, бегаем, швыряем гранаты, стреляем, убиваем, лежим на земле; мы обессилели и отупели, и нас поддерживает только мысль о том, что вокруг есть ещё более слабые, ещё более отупевшие, ещё более беспомощные, которые, широко раскрыв глаза, смотрят на нас, как на богов, потому что нам иногда удаётся избежать смерти.

В те немногие часы, когда на фронте спокойно, мы обучаем их: "Смотри, видишь дрыгалку? Это мина, она летит сюда! Лежи спокойно, она упадёт вон там, дальше. А вот если она идёт так, тогда драпай! От неё можно убежать". Они слушают наши объяснения, они вообще послушные ребята, но когда дело доходит до боя, они волнуются и от волнения почти всегда делают как раз не то, что нужно.

Хайе Вестхуса выносят из-под огня с разорванной спиной; при каждом вдохе видно, как в глубине раны работают лёгкие. Я ещё успеваю проститься с ним.

- Всё кончено, Пауль, — со стоном говорит он и кусает себе руки от боли.

Мы видим людей, которые ещё живы, хотя у них нет головы; мы видим солдат, которые бегут, хотя у них срезаны обеступни; они ковыляют на своих обрубках с торчащими осколками костей до близжайшей воронки; один ефрейтор ползёт два километра на руках, волоча за собой перебитые ноги; другой идёт на перевязочный пункт, прижимая руками к животу расползающиеся кишки; мы видим людей без губ, без нижней челюсти, без лица; мы подбираем солдата, который в течениидвух часовприжимал зубами артерию на своей руке, чтобы не истечь кровью; восходит солнце, проходит ночь, снаряды свистят, жизнь кончена.

Зато нам удалось удержать изрытый клочок земли, который мы обороняли против превосходящих сил противника; мы отдали лишь несколько сот метров. Но на каждый метр приходится один убитый.

 

 

 

 

 

 


 

Аттестационная работа в рамках

Аттестационная работа в рамках

Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное»

Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное»

Приложение 1. Учащиеся знакомятся с документом и формулируют проблему:

Приложение 1. Учащиеся знакомятся с документом и формулируют проблему:

Приложение 3. В рамках урока «Начало правления

Приложение 3. В рамках урока «Начало правления

Приложение 4. Учащиеся знакомятся с отрывком из романа

Приложение 4. Учащиеся знакомятся с отрывком из романа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2023