Урок - исследование по теме: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы».
Оценка 4.7

Урок - исследование по теме: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы».

Оценка 4.7
docx
18.01.2023
Урок - исследование по теме: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы».
Конспект шергина.docx

Тема: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы».

Класс: 5.

Уровень: базовый.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок – исследование

Цель: Сформировать представление о законотворческой деятельности царя Хаммурапи, о роли законов в Вавилонском царстве.

Задачи:

·        образовательные (формирование познавательных УУД):

а) ознакомить с жизнью и деятельностью вавилонского царя Хаммурапи, его законами как памятником первому письменному законодательству;

б) овладеть целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества на примере законов Хаммурапи;

в) уметь применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения деятельности Хаммурапи и роли его Законов в жизни Древнего Вавилона

·        развивающие (формирование регулятивных и коммуникативных УУД): а) формировать умение ставить цель и планировать пути достижения цели, самостоятельно контролировать своё время, управлять им и осуществлять контроль своих действий;  

б) научить формулировать и аргументировать своё мнение и высказывать его полным ответом

в) Развивать познавательный интерес учеников.

·        воспитательные (формирование личностных УУД):

а) осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений;

б) выявить способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

 в) формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.

Используемые методы и приемы: частично-поисковый метод, репродуктивный, обобщающий.

Формы работы: фронтальный опрос, работа в парах, взаимопроверка, самопроверка.

Оборудование: ПК, проектор, учебная презентация, рабочий лист, оценочный лист к уроку, карта рефлексии.

Ход урока: конспект рассчитан на 1 учебный час (45 минут)

1.     Организационный этап (1 мин.).

2.     Повторение пройденного материала, актуализация знаний (10 мин.).

3.     Целеполагание, постановка задач урока (2 мин.).

4.     Усвоение новых знаний (12 мин.).

5.     Закрепление новых знаний (5 мин.).

6.     Первичная проверка понимания нового материала (5 мин.).

7.     Обобщение и систематизация новых знаний, подведение итогов урока (5 мин.).

8.     Формирование умений оценки и самоконтроля обучающихся (2 мин.).

9.      Рефлексия (2 мин.).

10.  Комментирование домашнего задания (1 мин.).

 

 

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.     Организационный этап (1мин)

Цель: создание благоприятной психологической атмосферы, проверка готовности к уроку.

Приветствие обучающихся.

Цель: включение в учебную деятельность.

 

Приветствие учителя.

2.Повторение пройденного материала, актуализация опорных знаний

(10 мин.)

Цель: Проверить уровень полученных ранее знаний по теме «Древнее Двуречье» и провести их коррекцию.

Фронтальный опрос.

С каким древним государством мы познакомились на прошлом уроке?

Охарактеризуйте его географическое положение.

А давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлого урока. Все ребята получают рабочие листы, с которыми будут работать в течение всего урока. Обратимся к заданию 1 – небольшой текст, где необходимо вставить пропущенные слова в предложениях

Отвечают на вопросы учителя, отрабатывают умение работать с картой.

 

 

 

Самостоятельно заполняют задание № 1в рабочем листе. (Приложение 1)

Совместно  с учителем осуществляют проверку. (слайд 1)

 

 

 

 

2.     Мотивация к учебной деятельности, целеполагание, постановка задач урока (6 мин)

Цель: подведение к постановке цели урока через выход из проблемной ситуации.

Цель: с помощью вопросов учителя, поставить цель урока, определить тему и задачи.

Смогли ли вы полностью выполнить задание?

 Какое предложение осталось незаполненным?

Почему не смогли заполнить последнее предложение?

 И что нам делать?

Как может называться тема нашего урока?

Прочитайте п. 1 в учебнике и назовите дату правления Хаммурапи. Как определить,  сколько лет правил этот царь? 

Отметим на ленте времени даты правления царя Хаммурапи и узнаем сколько лет он правил в Вавилоне. Работаем в тетрадях, а один ученик – у доски. (слайд)

Определяют проблему, которую  поставил учитель.  (Мы не знаем, когда правил царь Хаммурапи и что он создал)

 

 

Ищут пути решения. Определяют цель и задачи урока. (Узнать, когда правил Царь Хаммурапи и познакомиться с его деятельностью).

 Формулируют первую часть темы урока  - «Вавилонский царь Хаммурапи…»

 

Решают хронологические задачи. Методом самопроверки оценивают правильность решения.

                                  Усвоение новых знаний (15 мин.)

Знание дат правления царя Хаммурапи позволили нам вставить лишь половину предложения и сформулировать половину темы урока. А вот познакомиться с деятельностью вавилонского царя нам поможет древнейший источник, который был обнаружен в 1901 году в г. Сузах, что на территории Междуречья, французской археологической экспедицией.

К какому типу исторических источников относится данный? Что изображено в верхней части? (слайд)

 Перед нами черный базальтовый столб, на котором были высечены 247 законов, автором которых являлся самый могущественный царь Хамураппи. Так что же создал Хаммурапи?

 

Как вы понимаете слово «закон»?

Что такое закон? Существуют ли в современной жизни законы?

Выполняете ли вы какие-то правила поведения, нормы?

Давайте же проверим, правильно мы рассуждаем или нет. На слайде представлено определение понятия «закон». (слайд)  Какие слова являются ключевыми?

 

Жители Двуречья так же, как и современные люди подчинялись законам, только они во многом отличаются от наших. Царь Хаммурапи считал себя самым справедливым из царей, а свои законы – самыми справедливыми.

А как нам это проверить?

И чтобы узнать, так ли это, мы сейчас поработаем с документами, где записаны некоторые из законов царя Хаммурапи.

Школьники делятся на 3 группы (в соответствии с рядами), получают задание для работы в парах. (Приложение 2)

 

Определяют вид исторического источника, применяют навыки работы с вещественным источником. Строят предположения относительно содержания надписей и изображений на нем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Окончательная формулировка темы урока «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя, опираясь на свой опыт



 

Самопроверка высказанных предположений, запись сформулированного определения в рабочий лист

 

 

 

Делают предположения о дальнейших путях достижения цели.

Внимательно слушают задание учителя, организуют работу с документом в парах, ищут ответы на поставленные вопросы к документу и фиксируют их в рабочий лист (Задание №3)

Динамическая пауза (2 мин.)

Организует физминутку.

Немного разомнемся, а заодно проверим наши знания. На услышанные исторические факты вы должны реагировать по - разному. Если они относятся к истории Древнего Египта, хлопните в ладоши, если к истории Древнего Двуречья – потопайте ногами. В ряде случаев придется выполнить оба упражнения одновременно. Будьте внимательны!

 

 

Оценивают услышанные факты. Выполняют упражнения

3.     Закрепление новых знаний (5 мин.)

Проверим, насколько мы поняли законы, по которым жили древние шумеры. Представьте, что вы судьи в Вавилонском царстве и вам пришлось вершить правосудие по законам Хаммурапи. Приведите в соответствие преступления с наказаниями.

Проверка правильности взаимопроверки учащихся

Внимательно слушают задание, соотносят преступления с наказаниями, выполняя Задание №4 в рабочем листе.

Осуществляют взаимопроверку.

4.     Первичная проверка понимания нового материала (2 мин.)

Познакомившись с законами, подумайте, а вы бы хотели сегодня жить по таким законам?

 

 

 

 

Выражают личное отношение, аргументирую его.

5.     Обобщение и систематизация новых знаний, подведение итогов урока (5 мин.)

Давайте подведем итоги нашего урока.  

Что узнали на сегодняшнем занятии?

Что ты понял или не понял на уроке?

 Что вас особенно поразило?

 

 

Отвечают на вопросы учителя, обобщают и систематизируют полученные знания, осознают и называют свои результаты

 

6.     Формирование умений оценки и самоконтроля обучающихся

(2 мин.)

А теперь я попрошу вас оценить свою работу на уроке, у каждого из вас в рабочем листе есть графа самооценки, определите свой уровень выполнения заданий на протяжении всего урока. (Приложение 1)

Выполняют самооценку работы на уроке.

7.     Рефлексия (2 мин.)

Урок подходит к концу, и мне хочется узнать, с каким настроением вы будите уходить. Заполните карту рефлексии и отметьте плюсиком то состояние, в котором вы сейчас находитесь.

Определяют свое настроение.

8.     Комментирование домашнего задания. (1 мин.)

Запишите домашнее задание. Давайте посмотрим, все ли задания вам понятны, задайте вопросы, если они у вас есть.

Спасибо за работу, до свидания!

Записывают домашнее задание. Задают вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочий лист ученика (цы) 5____ класса

Фамилия     ________________________          Имя________________

Тема урока «____________________________________________________»

Задание 1.

1.Страна под названием Междуречье лежит между двумя реками …   и …
2.В Древнем Междуречье было особое письмо – …
3.Жителям страны приходилось строить насыпи вдоль рек, чтобы …               не смыло … на полях.
4.Государство возникло более … лет до н.э.
5.В Древнем Вавилоне с … по … год до н.э. правил царь Хаммурапи, который создал первые …

Задание 2.

Законы – это _______________________________________________________

_____________________________________________________________

Задание 3. Работа с документом.

1        ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2        _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3______________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 4. Соотнесите преступление и соответствующее ему по законам Хаммурапи наказание.

Преступление                                                                             Наказание

 

1. Если сын ударит своего отца…                                   А). ..то должно выбить его глаз.

2. Если человек повредит глаз кого-либо из людей…   Б) …то должно выбить его зуб.                                                                                      

3. Если человек выбьет зуб человека, равного себе…         В) …то ему должно отрубить руку.

4. Если раб ударит по щеке кого-либо из людей…                      Г) …то должен починить за собственное серебро.

5. Если строитель построит дом и этот дом разрушится, то…                Д) …то должно отрезать ему ухо.

 

Самооценка

Критерии

Отлично

Хорошо

Могло быть и лучше

1. Я активно работал(а) весь урок

 

 

 

 

2. Я старался(лась) отвечать на вопросы учителя и делать выводы

 

 

 

3. Я внимательно слушал(а) своих одноклассников

 

 

 

4. Я выполнил(а) задания в рабочем листе

 

 

 

5. Насколько успешно мы справились с целью урока

 

 

 

 

Отметьте знаком           в соответствующей графе оценку своей работы и работы класса в течение урока.

Отметьте эмоции, которые вы испытали на уроке, можно выбрать несколько вариантов:

                                                                     Получил удовольствие

                                                                                  Узнал что-то новое

                                  Я                                            Научился

                                                                                   Ничего не понял

                                                                                  Удивился

                                                                                  Расстроился

Приложение 1.

 «Из законов царя Хаммурапи»:

1-я гр. – документ 1:

«(п. 1) Если человек клятвенно обвинил кого-то в убийстве, но не доказал это, то обвинитель должен быть наказан…
(п. 3) Если человек выступил в суде для лжесвидетельства, то человек этот должен быть наказан…
(п. 5) Если судья разобрал дело, вынес решение, а затем изменил его, то этого судью следует изгнать с судейского кресла и наказать большим штрафом.»

Вопросы к документу 1:

  1. Придумайте заголовок для первого параграфа закона. Как вы думаете, почему именно с него начинает свои законы царь Хаммурапи?
  2. какие требования предъявлялись к судье? Какими качествами должен обладать судья?

2-я гр. – документ 2:

«(п. 218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил его, то лекарю нужно отрубить кисти рук…
(п. 237) Если человек нанял лодочника и лодку и нагрузил её товарами, а этот лодочник потопил судно и погубил всё, что в нём было, то лодочник должен всё возместить…
(п. 239) Если строитель построил дом, а он рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.»

Вопросы к документу 2:

  1. Сделайте вывод об уровне развития медицины в древнем Вавилоне.
  2. Какие сведения о занятиях жителей древнего Вавилона вы получили из документа 2?
  3. Применялись ли в Вавилонском царстве тяжелые наказания?

3-я гр. – документ 3:

«(п. 8) Если человек украл либо вола, либо овцу, либо раба, то он должен заплатить штраф. Если ему нечем платить, то он должен быть казнен…
(п. 117) Если человек за долги продал в рабство свою жену, сына, дочь, то они должны быть в рабстве три года, а на четвертый их отпустят на свободу…
(п. 282) Если раб сказал своему господину «Ты – не мой господин», то господин должен доказать, что это его раб, а затем он может отрезать рабу ухо.»

Вопросы к документу 3:

  1. Кого в древнем Вавилоне могли назвать рабом?
  2. Какими путями можно было попасть в рабство?
  3. Каково было положение рабов в древнем Вавилоне?

 

Тема: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

Тема: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

Используемые методы и приемы: частично-поисковый метод, репродуктивный, обобщающий

Используемые методы и приемы: частично-поисковый метод, репродуктивный, обобщающий

Деятельность учителяДеятельность обучающихся 1

Деятельность учителяДеятельность обучающихся 1

Почему не смогли заполнить последнее предложение?

Почему не смогли заполнить последнее предложение?

Знание дат правления царя Хаммурапи позволили нам вставить лишь половину предложения и сформулировать половину темы урока

Знание дат правления царя Хаммурапи позволили нам вставить лишь половину предложения и сформулировать половину темы урока

Жители Двуречья так же, как и современные люди подчинялись законам, только они во многом отличаются от наших

Жители Двуречья так же, как и современные люди подчинялись законам, только они во многом отличаются от наших

Закрепление новых знаний (5 мин

Закрепление новых знаний (5 мин

А теперь я попрошу вас оценить свою работу на уроке, у каждого из вас в рабочем листе есть графа самооценки, определите свой уровень выполнения заданий…

А теперь я попрошу вас оценить свою работу на уроке, у каждого из вас в рабочем листе есть графа самооценки, определите свой уровень выполнения заданий…

Рабочий лист ученика (цы) 5____ класса

Рабочий лист ученика (цы) 5____ класса

Задание 4. Соотнесите преступление и соответствующее ему по законам

Задание 4. Соотнесите преступление и соответствующее ему по законам

Приложение 1. «Из законов царя

Приложение 1. «Из законов царя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2023