Методическая разработка занятия Медицина первобытного общества
Оценка 4.8

Методическая разработка занятия Медицина первобытного общества

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
преподавание
СCУЗ, ВУЗ
04.04.2020
Методическая разработка занятия Медицина первобытного общества
Медицина первобытного общества
Метод.разработка занятия_Медицина первобытного общества.doc

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области

«Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»

(БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

 

ОП.11. ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ

 

 

Тема 1.1 История медицины, как наука и предмет. Врачевание в период первобытного общества

 

 

 

 

Автор: Рожко Л.М, преподаватель высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Череповец

2020 год

 

АННОТАЦИЯ

Методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия на основе мультимедиа презентации с обучающимися I курса по специальностям лечебное дело, сестринское дело,  стоматология ортопедическая БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова».

Учебное занятие проводится на базе учебного кабинета истории медицины, который является центром учебно – исследовательской деятельности студентов обучающихся в колледже. Специализированный кабинет оборудован мультимедиа установкой.

Тема занятия: 1.1. «История медицины, как наука и предмет. Врачевание в период первобытного общества»

Учебное занятие проводится с целью формирования осознанного выбора будущей профессии, обобщения и закрепления знаний по истории медицины.

Для достижения данной цели нами ставятся следующие задачи

- обучающие: знакомство обучающихся с историческими источниками первобытного врачевания, первых инструментах, приемах врачевания, видах фантастических верований;

- развивающие: развивать  историческое мышления в понимании процессов становления медицины для лучшего овладения специальными медицинскими

знаниями; формировать понятийный аппарат, прививать навыки анализа и сопоставления исторических событий, их взаимосвязи;

- воспитательная: воспитывать интерес у обучающихся к истории человечества и «Истории медицины», чувства патриотизма, гуманизма, чести, достоинства будущего среднего медицинского работника на основе изучения опыта мировой и отечественной медицины, ее  положительных традиций.;

Данная тема является предшествующей для изучения темы 2.1. «Развитие медицины в Древнем Египте» раздела II. МЕДИЦИНА ДРЕВНЕГО МИРА.

Требования к результатам освоения материала:

Процесс изучения материала направлен на формирование следующих компетенций:

способности и готовности к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, знание историко-медицинской терминологии (ОК-3);

способности и готовности к логическому и аргументированному анализу (ОК-5);

В результате изучения материала занятия студент должен

Знать:

      

     Определение медицины

     Этапы развития человечества и медицины;

     Источники по первобытной  медицине;

     Как исторические условия определяют развитие медицинских знаний;

     Развитие медицинских знаний в первобытном обществе.

      Уметь:

     Связывать полученные знания с новой информацией

 


Учебно-методическая карта занятия

Форма организации учебного процесса:

Теоретическое занятие изучения нового материала.

Тип занятия: Комбинированный с использованием ИТК.

Цели занятия:

учебная

развивающая

воспитательная

Познакомить с историческими источниками первобытного врачевания; показать, как происходило зарождение народной медицины; дать представление о первых врачевателях, о том, каким было их представление о болезни и здоровье, первых инструментах; продемонстрировать известные исторической науке рациональные приемы врачевания, зарождение культов и фантастических верований, приемы медицинской помощи знахарей; показать роль народного врачевания в становлении национальных систем здравоохранения.

Развитие исторического мышления в понимании процессов становления медицины для лучшего овладения специальными медицинскими знаниями; формировать понятийный аппарат, прививать навыки анализа и сопоставления исторических событий, их взаимосвязи.

Воспитание интерес у обучающихся к истории человечества и «Истории медицины». Воспитание чувства патриотизма, гуманизма, чести, достоинства будущего среднего медицинского работника на основе изучения опыта мировой и отечественной медицины, ее  положительных традиций.

Ожидаемый результат

Студент должен знать

Студент должен уметь

Определение медицины;

Этапы развития человечества и медицины;

Как исторические условия определяют развитие медицинских знаний;

Развитие медицинских знаний в первобытном обществе;

Источники по первобытнообщинной медицине.

Связывать ранее полученные знания с новой информацией

Межпредметные связи

Основы философии.

История.

Внутрипредметные связи

Раздел . II.    Медицина Древнего мира

Тема 2.1. Развитие медицины в Древнем Египте

Средства обучения

Наглядные пособия

Раздаточный материал: «План конспект занятия»

ТСО

Электронный ресурс: «История медицины, как наука и предмет. Врачевание в период первобытного общества».

Таблица «Периодизация и хронология всемирной истории».

Проектор, экран, ноутбук.

Таблица «Врачевание в первобытном обществе».

 

Литература основная: Т.С.Сорокина. Истрия медицины: Учебник для студ.высш.мед.учеб.заведений/ -  М., Издательский центр «Академия», 2004,  - 560 с.

дополнительная: Ю.П.Лисицин. Истрия медицины: учебник. – М.: ГЭЮТАР – Медиа, 2008, - 400 ст.

 

№ п/п

Организацион-ные элементы занятия.

Хроноло-гия занятия.

Деятельность преподавателя.

Методы, приемы.

УНП, ТСО

Дидактические материалы.

1

2

3

4

5

6

7

1.

Организационная часть.

 

3

Проверяет кабинет.

Проверяет отсутствующих.

Проверяет форму.

Самооценка, самоконтроль

Опрос.

Электронный ресурс:

«История медицины, как наука и предмет. Врачевание в период первобытного общества».

Проектор, экран, ноутбук.

 

 

 

«План – конспект занятия»:

Таблицы «

 «Периодизация и хронология всемирной истории»;

«Врачевание в первобытном обществе».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Обоснование темы занятия; формулировка, обоснование значимости.

История медицины, как наука и предмет. Врачевание в период первобытного общества.

 

5

Называет тему и мотивирует ее значимость. Тема является вводной в курсе «История медицины». Тема является основополагающей. Будущим медицинским работникам необходимо знать историю развития медицины, как любому человеку необходимо знать историю своей Родины.

Не зная прошлого нельзя оценить настоящее и прогнозировать будущее Рассмотрим тему:

 

3.

Определение цели занятия.

5

Знакомит с целью занятия.

Знакомство с  предметом «История медицины», с этапами развития человеческого общества, и как развивались медицинские знания в первобытном обществе.

Активизиру-ющий вопрос

4.

Изложение нового материала.

48

Даёт  определение медицины;

Знакомит с основными этапами развития медицины в связи с развитием человечес-кого общества; Источники врачевания (изображения, данные палеопатологии, данные археологии);Мифоло-гия и врачевание; Зарождение врачевания в первобытном обществе; Значение для медицины открытия огня, изобретение лука и стрел, применение самородных металлов; Представления о причинах болезней в первобытном обществе.

Объяснение материала с демонстрацией видеоматериала.

5.

Закрепление учебного материала

12

Проводит  письменный опрос по закреплению учебного материала данного раздела.

 

6.

Заключительная часть.Подведение итогов занятия.

7

Подводит итоги. Делает выводы по теме. Проговаривает значимые понятия.

Выводы по теме.

 

7.

Домашнее задание

5

Разъясняет Д/З

Вопросы

 

Деятельность студентов

Внутрипредмет. связи

Межпредметные связи

Воспитательные воздействия через:

Литература

обеспщие

обеспемые

обеспечивающие

обеспечиваемые

8

9

10

11

12

13

14

Докладывает староста

 

 

 

Все последующие темы.

Основы философии.

История.

Клинические дисциплины

 

Т.С.Сорокина.

История медицины М., Издательский центр «Академия», 2004,   112 - 149 с.

 

Ю.П.Лисицин. Истрия медицины: учебник. – М.: ГЭЮТАР – Медиа, 2008, - 400 ст.

 

 

 

 

 

 

Записывают.

Думают, анализируют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают.

Думают, анализируют, осознают цель.

 

 

 

 

 

 

Записывают.

Думают, анализируют, отвечают.

Высказываются. Воспринимают демонстрацию видеоматериала.

 

 

 

 

 

Слушают. Отвечают.

Осмысливают.

Дополняют ответы

 

 

 

 

 

Слушают.

Обобщают полученный материал. Задают вопросы.

 

 

 

 

 

 

Записывают домашнее задание. Записать основные понятия в словарик.

 

 

 

 

 

Термины по теме: История медицины, периодизация, этапы развития, человеческое общество, источники, археологические исследования, палеопатология, этнография, древнейшие люди (архантропы), древние люди (палеоантропы), религиозные представления (тотемизм, фетишизм, анимизм, магия),  первобытнообщинная медицина, врачевание, первобытное общество, причины болезней, патриархат, матриархат.  


 «Главный поток науки вытекает из практических,

технических приемов первобытного человека»

Д. Берман

Ход урока

1.     Организационный момент. Проверка кабинета, отсутствующих.

2.     Обоснование темы занятия; формулировка, обоснование значимости.

Тема нашего сегодняшнего урока: «История медицины, как наука и предмет. Врачевание в период первобытного общества.

3.     Постановка проблемного вопроса.

Как вы думаете, какие цели мы с вами сегодня для себя поставим? (мнения студентов).

Еще древние греки утверждали, что «Ученик — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». Изучение истории науки как нельзя лучше способствует воплощению в жизнь этой благородной идеи.

Как область науки история медицины изучает закономерности развития и историю врачевания, медицинских знаний и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества (с древнейших времен до современности) в неразрывной связи с историей, философией, достижениями естествознания и культуры.

Медицинаровесница первого человека на Земле. Ее история начинается вместе с возникновением человека.

В связи с этим в основу учебной дисциплины «История медицины» положена принятая в современной исторической науке периодизация всемирной истории, согласно которой всемирно-исторический процесс делится на пять основных периодов: первобытная эра, древний мир, средние века, новое время и новейшая (или современная) история (табл. 1.).

 

Таблица 1. Периодизация и хронология всемирной истории

Периоды всемирной истории

Условные хронологические рамки

Абсолютный возраст

История первобытного общества

Более 2 млн. лет назад — IV-1 тыс. до н.э.

Приблизительно 2 млн. лет (20000 веков)

История

древнего мира

IV тыс. до н.э. — середина I тыс. до н.э.

Около 4 тыс. лет

(40 веков)

История средних веков

476 г. — середина XVII в.

Около 1200 лет

(12 веков)

История нового времени

Середина XVII в. — начало XX в.

Около 300 лет

(3 века)

Новейшая (современная) история

С 1918 г. (XX столетие)

100 лет

 

Даты всемирной истории являются весьма условными. Это определяется неравномерностью социально-экономического и культурного развития народов в разных регионах Земного шара.

Мы отделены от Первобытного общества миллионами лет, но история сохранила для нас много нового и интересного. Обобщая всё вами сказанное, хочу сказать, что цель нашего урока познакомиться с источниками медицины, зачатками и развитием медицинских знаний первобытного общества.

В конце занятия вам необходимо выполнить самостоятельно тест – задание, поэтому работайте активно. Правильно выполненное задание будет оценено. Работать будете в «Карте тест – контроля», которая расположена на ваших столах.

4. Изложение нового материала.

ПЛАН

1.     Краткие исторические сведения о дисциплине, ее предмет и задачи, порядок изучения.

2.     Источники изучения состояния врачевания в первобытном обществе.

3.     Становление первобытного общества и первобытного врачевания. Зачатки врачевания.

4.     Врачевание в период расцвета первобытного общества. Врачевание и зарождение культов и верований.

5.     Врачевание в период разложения первобытно - общинного строя. Общественные отношения и духовная культура. Врачевание и врачеватели.

Содержание занятия

Медицина (от лат. medicus – врачебный, а также лат. medeor – лечу, исцеляю) – система научных знаний и практических мер, объединяемых целью распознавания, лечения и предупреждения болезней, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продления жизни.

История медицины – это наука, изучающая возникновение медицинских знаний, их развитие в тесной связи со сменой общественно-экономических формаций и историей культуры народов, современное состояние медицинской теории и практики, перспективы развития медицинских знаний.

Изучая прошлое медицины, мы имеем реальную возможность оценить достижения современной медицины и уяснить перспективы ее развития. Знание истории медицины имеет большое значение для формирования мировоззрения будущего врача, обогащая его теоретическими знаниями, воспитывая чувство гуманизма и патриотизма.

История медицины состоит из двух разделов: общей и частной истории медицины. Общая история медицины изучает узловые вопросы развития медицины в целом, ее характерные особенности и отличительные черты, важнейшие открытия и достижения знаменитых ученых. Частная – изучает возникновение и развитие отдельных специальностей (терапии, хирургии, педиатрии и т.д.) и деятельность выдающихся ученых-врачей в этих областях знаний.

Цель изучения истории медицины:

- поставить прошлое на службу настоящему;

- расширить знания студентов в области медицины;

- увидеть перспективу развития медицины.

Задачи изучения истории медицины:

- достоверное освещение истории медицины;

- изучение истории отечественной медицины;

- воспитание у медицинских работников высоких моральных качеств.

Прошлое медицины воссоздается на основе изучения фактов, источников. Все исторические источники делятся на 7 основных групп: письменные, вещественные (материальные), этнографические, устные (фольклорные), лингвистические, кинофотодокументы, фотодокументы.

Источники первобытного врачевания

1. Данные археологии

Археологические находки: предметы из камня или обожженной глины, орудия труда, остатки первобытных построек, святилища, погребения и останки человека, предметы первобытной культуры.

2.Данные палеопатологии.

Палеопатология изучает патологические изменения останков первобытного человека, точнее, его скелета.

Кости первобытного человека несут неизгладимые следы таких болезней, как артриты, опухоли, переломы, туберкулез, искривление позвоночника, кариес зубов и т.д.

Определен средний возраст человека – 30 лет.

До 50 лет доживали в исключительных случаях. Травматические дефекты встречаются чаще, чем следы заболеваний, так как травмы получались во время охоты. Трепанации черепа производились преимущественно в ритуальных случаях или практике каннибализма.

3.Данные письменных источников

Первобытная история является бесписьменным периодом.

В силу неравномерности исторического развития письменность у разных народов возникла не одновременно. Это позволило народам, овладевшим, ею оставить многочисленные письменные свидетельства о своих соседях, еще не создавших письменности.

4.Данные этнографии.

Изучение особенностей культуры и быта народов  земного шара в далеком прошлом, а также этнографические исследования сохранившихся племен, Австралии, Азии, Америки и Океании дают богатый материал о врачевании в первобытном обществе.

СТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА И ПЕРВОБЫТНОГО ВРАЧЕВАНИЯ

 (более 2 или лет тому назад – ок. 40 тыс. лет тому назад)

Зачатки врачевания

Первобытное человеческое стадо было ранней формой организации древнейших и древних людей.

Древнейшие люди (архантропы) были прямоходящими и вели кочевой или полукочевой образ жизни.

Они изготовляли простейшие орудия труда из камня, дерева и других природных материалов; занимались собирательством, рыболовством и загонной охотой; организовывали первые жилища; добывали огонь высеканием и трением и научились поддерживать его в очаге.

Трудовая деятельность архантропов способствовала формированию примитивной членораздельной речи, зачатков языков, развитию мышления и сознания.

Будучи всеядными, древнейшие люди употребляли в пищу вещества растительного, животного и минерального происхождения. На основе эмпирического опыта и обобщения его результатов они, по всей вероятности, научились выделять  среди этих веществ лекарственные средства, и использовать их при врачевании недугов.

Есть свидетельства о том, что люди заботились о больных сородичах.

Зачатки гигиенических навыков, по всей вероятности,  начали формироваться  уже у архантропов, как результат обобщения эмпирического опыта и рационального мышления в процессе обживания пещерных жилищ и применения огня.

В целом архантропы  представляли собой длительно проживавшую на 3емле первую группу собственно людей.

Древние люди (палеоантропы) – предки человека современного вида создали высокую каменную индустрию; продолжали заниматься коллективным целенаправленным собирательством, рыболовством и охотой; научились постоянно поддерживать огонь и использовать его для обработки пищи и в охоте на хищников, шкуры которых стали применять для изготовления одежды и утепления жилищ. Все это позволило человеку не только пережить резкое ухудшение климата и последующий ледниковый период, но и расселиться в обширных северных территориях Евразии.

Артикуляция речи палеоантропов приближалась к современной. Языки совершенствовались.

Захоронения умерших, свидетельствуют о развитии у древних гоминид начальных представлений о посмертной жизни, культа умерших, обрядов, а возможно, и зачатков религиозных представлений. К этому же периоду относится и ритуал каннибализма.

Находки остатков пыльцы лекарственных растений говорят о зарождении положительных знаний о лечебных свойствах растений.

Тысячелетнее знакомство древнейших и древних людей со свойствами растений, позволило им эмпирическим путем выделить среди них пригодные для питания, ядовитые и лекарственные средства. Все это способствовало целенаправленному собирательству, которое явилось результатом эмпирического  обобщения  и рационального логического мышления. Аналогичным образом, по-видимому, выделялись лекарственные средства минерального и животного происхождения.

ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРИОД РАСЦВЕТА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

 (ок. 40 тыс. лет назад - X - V тысячелетия до н. э.)

К началу верхнего палеолита  завершился процесс антропогенеза и становления человека современного вида ГОМО САПИЕНС.

Мозг по своему объему приблизился к современному. Врачеванием занимались женщины потому, что этого требовала забота о детях и других членах общины; мужчины оказывали помощь сородичам во время охоты или в борьбе с соседями.

Широко используя флору и фауну, они излечивали болезни желудка, применяя эвкалиптовую смолу, касторовое масло или луковицы орхидеи; останавливали кровотечение при помощи паутины, золы или жира игуаны; при змеиных укусах высасывали кровь и прижигали рану; при кожных заболеваниях делали промывание мочой и прикладывали глину, знали противозачаточные средства.

В их врачевании широко использовались также методы, которые сегодня называются физическими: паровая баня при простудных заболеваниях, горячие и холодные компрессы, массаж, промывание кишечника и т. д.

Хирургические приемы: залечивали раны при помощи лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения, накладывали шины при переломах, умели делать кровопускания.

К числу ранних оперативных вмешательств относятся также ритуальное обрезание и кесарево сечение.

В качестве первых хирургических инструментов использовались не только каменные, но и костяные ножи, рыбья чешуя, шипы и колючки. Первобытные врачеватели вскрывали вену при помощи мелких стрел, которые они пускали с близкого расстояния из туго натянутого лука.

Шовный материал также заимствовался у природы.

Так, например, к краям раны подносили больших муравьев с сильными челюстями. Когда муравей захватывал челюстями края раны, туловище его отсекали, а голову оставляли в ране до полного заживления. Несколько муравьев - и рана зашита. При этом имел место двойной эффект: сближение краев раны и ее обеззараживание за счет муравьиной  кислоты.

Для обезболивания использовали различные виды кактусов - их соки и настои действовали в течение нескольких суток.

Первобытный человек не выделял себя из окружающей природы. Он верил, что находится в кровном родстве с животными и растениями, которым приписывал человеческие свойства. Так зародились ранние виды фантастических верований:

тотемизм, (алгонкинского «ототем» - его род) – некогда весьма распространённая примитивная религиозно-социальная система, в основе которой лежит культ тотема. Это вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения (например, кенгуру или эвкалипт);

фетишизм (португальское «фетисо» - амулет, талисман) - вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Сначала эта вера распространялась на орудия труда (например, особо удачное копье), плодоносящие деревья или полезные предметы обихода, т. е. имела вполне материальную основу. Впоследствии фетиши стали изготовляться специально в качестве культовых предметов. Так появились амулеты и талисманы (от чумы, холеры, ранения в бою и т. п.);

анимизм (латинское «анима», «анимус» - душа, дух) - вера в духов и всеобщее одухотворение природы. Полагают, что эти представления связаны с ранними формами культа умерших;

магия (греческое «магиа» - колдовство) - вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы. Среди многочисленных разновидностей магии была и лечебная магия - колдовское врачевание ран и недугов, основанное на культовой практике.

Подобные представления оказали влияние и на приемы  врачевания, целью которых стало изгнание духа предка из тела больного. «Изгнание»  осуществлялось вполне  естественными средствами: высасывали «дух болезни» при помощи полого рога буйвола (прототип современных банок). Стремление изгнать дух болезни породило целое направление культовой практики - шаманство, которое сочетала, в себе иррациональные ритуалы с рациональными средствами врачевания.

К ритуальным обрядам, связанным с изгнанием духа болезни, относится и операция трепанации черепа, известная по археологическим данным с XII тысячелетия до н. э.

Анализ многочисленных трепанированных черепов первобытного человека показал, что в большинстве случаев (около 70%) трепанация заканчивалась успешней об этом свидетельствует образование костной мозоли по краям отверстий. Ученые полагают, что трепанации черепа производились,  как правило, в ритуальных целях. Первобытный человек надеялся, что через отверстие в черепе дух болезни сможет покинуть тело больного.

ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРИОД РАЗЛОЖЕНИЯ ПЕРВОБЫТНО - ОБЩИННОГО СТРОЯ

(X-V тысячелетия до н. э.)

Продолжалось накопление и развитие навыков и приемов врачевания, совершенствовалось родовспоможение, расширялся круг лекарственных средств, создавались медицинские инструменты из металла (медь, бронза, железо), стала применяться ампутация конечностей (например, у захваченных в плен рабов). В связи с расширением военных действий развивалась лечебная помощь раненым общинникам.

Усиление племенной организации укрепляло культ покровителей племени и способствовало развитию религиозных представлений. Это обусловило появление профессиональных служителей культа. В сферу их деятельности входило сохранение и передача положительных знаний, религиозные функции, толкование обычаев, врачевание.

В целом первобытный человек располагал весьма бедным арсеналом лекарственных средств и приемов. Будучи гораздо слабее своих врагов, он создавал вокруг себя иную природу и благодаря ей становился самым могучим существом на Земле.


5.Самоконтроль усвоения темы.

Перед каждым из вас находится «Карта тест - контроля». Вам необходимо ответить на 20 вопросов.

Тестовый контроль

                                               Выберите один правильный ответ.

 

1. Источниками по истории медицины в эпоху первобытно общинного строя не являются

 

1. данные археологии

2. данные палеопатологии

3. медицинские трактаты

4. данные этнографии

 

2. Современная историческая наука всемирно - исторический процесс делит

 

1. на 7 периодов

2. на 8 периодов

3. на 5 периодов

4. на 6 периодов

 

3. Периодизация всемирной истории не включает

 

1. первобытный мир

2. древний мир

3. новое время

4. новейшее время

           

4. Источниками по истории медицины Древнего мира  не являются

 

1. клинописные таблички

2. папирусы

3. медицинские трактаты

4. данные палеопатологии

 

5. Источниками по врачеванию в первобытную эпоху являются

 

1. древнеегипетские папирусы

2. данные палеопатологии

3. медицинские трактаты

4. лечебники и травники

 

6. Совокупность средств и приёмов врачевания, выработанных в результате

эмпирического опыта на протяжении всей истории человечества – это

 

1. традиционная медицина

2. народное врачевание

3. научная медицина

4. эмпирическая медицина

 

7. Первым периодом в периодизации всемирной истории медицины является

 

1. история новейшего времени

2. история средних веков

3. история первобытного общества

4. история нового времени

 

8. Один из видов первобытной медицинской помощи

 

1. уход за больными

2. диагностика болезни

3. родовспоможение и уход за детьми

4. хирургические вмешательства

 

9. В качестве обезболивающего средства в первобытном обществе использовали

 

1. анестезию

2. соки и настои из кактусов

3. травы

4. пары специальных веществ

 

10. Верование в существование тесной родственной связи между родом человека и определенным видом животного или растения

 

1. тотемизм

2. фетишизм

3. анимизм

4. магия

 

11. Археологические источники изучения истории медицины

 

1. орудия труда, предметы бытового обихода, остатки жилищ, поселений, погребений

2. обряды, заговоры, монеты, медали

3. мифы, былины, документы письменности.

4. сказания, песни, предметы быта

 

12. Разделы истории медицины

 

1. общий и частный

2. главный и второстепенный

3. основной и дополнительный

4. общий и второстепенный

 

13. Периодизация эпох, принятая при изучении истории медицины

 

1. Первобытное общество и Новейшее время

2. Древний мир, Новое и Новейшее время

3. Первобытное общество, Древний мир, Средневековье, Новое и Новейшее время

4. Первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое и Новейшее время

14. Частная история медицины изучает

 

1. особенности становления и развития отдельных медицинских дисциплин

2. характерные особенности развития медицины в целом, её отличительные черты

3.  важнейшие открытия и достижения великих учёных

4. особенности становления и развития медицины на территории отдельной страны

 

15. Общая история медицины изучает

 

1. особенности становления и развития отдельных медицинских дисциплин

2. характерные особенности развития медицины в целом, её отличительные черты

3.  важнейшие открытия и достижения великих учёных

4. особенности становления и развития медицины на территории отдельной страны

 

16. Устными источниками изучения истории медицины являются

 

1. глиняные таблички

2. легенды

3.  папирусы

4. монеты

 

17. В сферу деятельности служителей культа не входило

 

1. совершение магических обрядов

2. толкование обычаев

3.  сохранение и передача положительных знаний

4. врачевание

 

18. Основные черты медицины первобытного общества

 

1. появление письменности

2. толкование обычаев

3.  строительство больниц

4. становление культовой практики врачевания

 

19. Оперативными приемами в первобытном обществе являлись

 

1. кровопускание

2. толкование обычаев

3.  грыжесечение

4. камнесечение

 

20. Зачатками гигиены в первобытном обществе является

 

1. организация первых жилищ и применение огня

2. одежда из шкур животных

3.  загонная охота на хищных животных

4. собирательство и рыболовство

 


ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

 

 

 

№ теста

Ответ

№ теста

Ответ

1

3

11

1

2

3

12

1

3

1

13

4

4

4

14

1

5

2

15

2

6

4

16

2

7

3

17

1

8

1

18

4

9

2

19

1

10

1

20

1

           

6. Итоги урока.

- анализ хода урока преподавателем.

Сегодня мы с вами изучили тему: История медицины, как наука и предмет. Врачевание в период первобытного общества.

Гиппократу принадлежит мысль «Врач должен знать, что было известно до него, если он не желает обманывать себя и других».

На основании вышеизложенного в ходе урока сделаем выводы:

1) Лечение болезней относится к древнейшим потребностям человека.

2) Медицина возникла в результате деятельности всего коллектива и само врачевание является народным.

3) Объективные исследования истории медицины показывают, что врачебные знания с самого начала являлись опытными знаниями. Люди эпохи первобытной общины приобрели врачебные знания исходя из непосредственного ознакомления с предметами окружающей их природы.

4) Врачевание в первобытную эру не было примитивным для своего времени и не должно так называться.

5) Рациональной традицией медицины первобытной эры и огромный эмпирический опыт явились истоками дальнейшего развития медицины древнейших эпох и современной медицины.

Остатки первобытного общинного строя сохранялись во все периоды человечества. У племен, которые живут на территории Австралии, Азии, Африки, остались сведения о врачевании в нестандартных условиях. Эти племена являются источниками пополнения знаний о медицине.

Русский врач, доктор медицинских наук, один из организаторов государственной и земской медицины Вячеслав Авксёнтьевич Манассеин писал: «Знание прошлого медицины больше, чем что-либо помогает нам избежать ошибок и заблуждений».

Вы показали прекрасные знания, работали дружно и слаженно.

Оценка знаний обучающихся и их активности.

На следующем уроке мы с вами начнём изучать тему «Развитие медицины в Древнем Египте».

7. Домашнее задание.

Записи в тетради

·        Основные методы и принципы изучения дисциплины «История медицины».

·        Проанализировать основные приемы врачевания в первобытном обществе.

·        Какова роль женщины в развитии врачевания в первобытном обществе.

Литература:

1.     Лисицын Ю.П. История медицины: краткий курс. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2010. – С. 4-5.

2.     Сорокина Т.С. История медицины: учебник. – М.: Академия, 2004. – С. 10-11.

3.     Мирский М.Б. История медицины и хирургии: учебное пособие для студентов учр. ВПО. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – С. 6-53.


 

КАРТА ТЕСТ-КОНТРОЛЯ

 

ФИО___________________________________________________________________________

Специальность _______________________________________

Курс ____

Группа _______

Дисциплина, МДК, ПМ ___________________________________________________________

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­________________________________________________________________________________

Дата «_____»________20___г.

 

 

№ теста

Ответ

№ теста

Ответ

1

 

11

 

2

 

12

 

3

 

13

 

4

 

14

 

5

 

15

 

6

 

16

 

7

 

17

 

8

 

18

 

9

 

19

 

10

 

20

 

 

Количество правильных ответов___________________

Оценка_______________________

Преподаватель_____________

_____________________

цифрами и прописью

                            подпись

ФИО

 


Скачано с www.znanio.ru

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

АННОТАЦИЯ Методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия на основе мультимедиа презентации с обучающимися

АННОТАЦИЯ Методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия на основе мультимедиа презентации с обучающимися

Учебно-методическая карта занятия

Учебно-методическая карта занятия

Организацион-ные элементы занятия

Организацион-ные элементы занятия

Деятельность студентов Внутрипредмет

Деятельность студентов Внутрипредмет

Главный поток науки вытекает из практических, технических приемов первобытного человека»

Главный поток науки вытекает из практических, технических приемов первобытного человека»

Таблица 1. Периодизация и хронология всемирной истории

Таблица 1. Периодизация и хронология всемирной истории

Врачевание в период расцвета первобытного общества

Врачевание в период расцвета первобытного общества

Задачи изучения истории медицины: - достоверное освещение истории медицины; - изучение истории отечественной медицины; - воспитание у медицинских работников высоких моральных качеств

Задачи изучения истории медицины: - достоверное освещение истории медицины; - изучение истории отечественной медицины; - воспитание у медицинских работников высоких моральных качеств

Это позволило народам, овладевшим, ею оставить многочисленные письменные свидетельства о своих соседях, еще не создавших письменности

Это позволило народам, овладевшим, ею оставить многочисленные письменные свидетельства о своих соседях, еще не создавших письменности

Есть свидетельства о том, что люди заботились о больных сородичах

Есть свидетельства о том, что люди заботились о больных сородичах

Тысячелетнее знакомство древнейших и древних людей со свойствами растений, позволило им эмпирическим путем выделить среди них пригодные для питания, ядовитые и лекарственные средства

Тысячелетнее знакомство древнейших и древних людей со свойствами растений, позволило им эмпирическим путем выделить среди них пригодные для питания, ядовитые и лекарственные средства

Хирургические приемы: залечивали раны при помощи лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения, накладывали шины при переломах, умели делать кровопускания

Хирургические приемы: залечивали раны при помощи лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения, накладывали шины при переломах, умели делать кровопускания

Сначала эта вера распространялась на орудия труда (например, особо удачное копье), плодоносящие деревья или полезные предметы обихода, т

Сначала эта вера распространялась на орудия труда (например, особо удачное копье), плодоносящие деревья или полезные предметы обихода, т

Ученые полагают, что трепанации черепа производились, как правило, в ритуальных целях

Ученые полагают, что трепанации черепа производились, как правило, в ритуальных целях

Самоконтроль усвоения темы .

Самоконтроль усвоения темы .

Первым периодом в периодизации всемирной истории медицины является 1

Первым периодом в периодизации всемирной истории медицины является 1

Частная история медицины изучает 1

Частная история медицины изучает 1

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ № теста

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ № теста

Врачевание в первобытную эру не было примитивным для своего времени и не должно так называться

Врачевание в первобытную эру не было примитивным для своего времени и не должно так называться

КАРТА ТЕСТ-КОНТРОЛЯ ФИО___________________________________________________________________________

КАРТА ТЕСТ-КОНТРОЛЯ ФИО___________________________________________________________________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2020