Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр»
Конспект открытого занятия на тему:
«Удивительный мир природы. Творческая работа «Весна»»
Автор-составитель:
Трембовецкая Анна Юрьевна
Педагог дополнительного образования
Государственное бюджетное учреждения дополнительного
образования «Донецкий
Республиканский эколого-
натуралистический
Донецк 2024
Кружок «Природа, творчества и фантазия»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Многопрофильный лицей №1 города Донецка»
Педагог дополнительного образования
руководитель Трембовецкая Анна Юрьевна
Дата проведения 02.04.24г.
Тема занятия:«Удивительный мир природы. Творческая работа «Весна»»
Цель: Систематизировать знания детей о природе, через эмоциональное отношение к окружающему миру.
Задачи:
Образовательные:
-расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;
Развивающие:
-воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей
природе, желание заботиться о ней;
Воспитательные:
-воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к
объектам природы.
Тип занятия: Комбинированный.
Оборудование и материалы: ноутбук, видеоматериалы (познавательная информация, задания; физминутка; мастер-класс по созданию творческой работы «Гиацинт»), наглядное пособие (картинки природы), раздаточный материал, цветная бумага; ножницы, клей-карандаш или ПВА; линейка, простой карандаш.
План занятия:
1.Подготовка к работе на занятии (2-3 мин.)
2.Подведение к теме занятия (5−7 мин.)
3. Основной этап. Теоретическая часть (25-30 мин.).
3.1.I. Станция «Царство Растений». Викторина
3.2. «Узнай растение» (5−7 мин.)
3.3. II. Вторая станция. «Царство Животных».(5−7 мин.)
3.4. III. Третья станция. «Царство Грибов». (5-7 мин.)
3.5. Конкурс «Съедобные и несъедобные грибы» (5-7 мин.)
3.6. Четвёртая станция. «Экологическая».(5-7 мин.)
3.7. Физминутка (3-5 мин.)
4. Перерыв (15 мин.)
5. Основной этап. Практическая часть (35-40 мин.).
5.1. Подготовка рабочего места (3 мин.)
5.2. Создание творческой работы ««Гиацинт»» (30−35 мин.).
5.3. Физминутка (3-5 мин.)
6. Итоговый этап (5 −8 мин.)
6.1 Рефлексия (2−3 мин.)
6.2. Заключение (2 −3 мин.)
6.3. Фотографии на память (2-3 мин.)
Ход занятия:
1.Подготовка к работе на занятии (5 мин.) Ребята рассаживаются по своим местам. Проверка готовности к занятию. На столе педагога ноутбук (презентация, и готовая поделка).
2.Подведение к теме занятия (10 мин.)
ПЕДАГОГ:
Здравствуйте ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте хорошего настроения и плодотворной работы. (Приветствие)
Звучит песня «Как прекрасен этот мир» (Просмотр видео).
1. Сообщение темы занятия.
В этой замечательной песне есть слова: «Как прекрасен этот мир, посмотри...» (Слайд 3). Этот мир действительно удивителен и прекрасен. Он полон чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда проходим мимо, не замечая их. Иногда пытаемся отгадать какую-нибудь тайну, загадку и удивляемся сделанному открытию.
Ученики:
Посмотри, мой милый друг
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года
Это все вокруг природа.
- Что такое природа? (Весь мир, в котором мы живём)
- А природа какая бывает? (Живая и неживая).
- Что мы называем живой природой? Что неживой?
Лесные жители приглашают нас для путешествия в удивительный мир природы.
3. Основной этап. Теоретическая часть (25-30 мин.).
Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры
В нашей экологической игре принимают участие три команды по пять человек в каждой.
На столах зашифрованные названия команд, надо расшифровать и узнать название.
Поставить таблички.
1 команда-Радуга, 2- Солнышко, 3- Облачко
Оценивать ваши знания в ходе соревнования команд буду я.
Педагог: Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?
Ответы детей: Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.
3.2. Викторина «Узнай растение» (5−7 мин.)
Итак, в путь. Первая станция нашего путешествия «Царство РАСТЕНИЙ».
1-й конкурс. Викторина «Узнай растение».
– Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.
1. На какие группы можно разделить все растения? (Деревья, травы, кустарники)).
2. Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света белыми «парашютиками». (Одуванчик).
3. Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?
4. Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).
5. На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).
6. Это самый первый цветок, появляющийся из-под снега. (Подснежник).
7. Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).
8. Какое дерево дает сладкий сок? (Береза).
9. Эту ягоду едят сочной, спелой со сливками. (Клубника)
10. Как называется растение, которое жжётся? (крапива) – Молодцы, ребята!
3.3. II. Вторая станция. «Царство Животных». (5-7 мин.)
Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу.
На нашей планете много животных, но некоторые из них занесены в красную книгу, т.к. они могут исчезнуть совсем. Поэтому главная задача человека сохранить и приумножить животный мир. Мы продолжаем наши конкурсы
1-й конкурс. Викторина «Лесные загадки».
1. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
2. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
3. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
5. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
6. У кого на сучке кладовая? (У белки).
7. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
8. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).
3.4. III. Третья станция. «Царство Грибов». (5−7 мин.)
Педагог. Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.
По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (Грибы).
Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.
А сейчас мы отправляемся за грибами. Вы любите собирать грибы? – На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные).
3.5. Конкурс «Съедобные и несъедобные грибы» (5−7 мин.)
Каждая команда по одному выходят и распределяют грибы на доске
1 команда- лисички, мухомор, шампиньон, белый гриб, подберёзовик, поганка.
2 команда- грузди, гриб валуй, опята, маслята, желтый гриб, мухомор красный.
3 команда- подосиновик, грузди, рыжики, свинушка, мухомор, бледная поганка.
3.6. Четвёртая станция. «Экологическая». (5−7 мин.)
– Ребята, что такое «экология»? В переводе с греческого «экология» означает «учение о доме». Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Всем нам надо знать и беречь дом, в котором мы живем
А какие правила нужно соблюдать, когда отправляешься в поход на природу? Вот вам задание- по одному из правил нарисуйте на плакате и представьте его. Не рвите цветов, не разрушайте птичьи гнезда и муравейники, не шумите в лесу- это волнение для его обитателей, Будьте осторожны с кострами, лес- наше богатство – Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ.
3.7.Физминутка (3-5 мин.)
Чтобы немного отдохнуть, приглашаю вас на веселую разминку. Включаются веселая музыка.
«Мы по лугу прогулялись»
Мы по лугу прогулялись
И немножко отдохнем.
(Шагаем на месте.)
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
(Развели руки в стороны, вперед.)
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети
(Присели.)
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
(Встали.)
Дружно хлопаем,
(Хлопаем в ладоши.)
Ногами топаем!
(Топаем ногами.)
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!
(Шагаем на месте.)
4. Перерыв (15 мин.)
5. Основной этап. Практическая часть (40 мин.).
5.1. Подготовка рабочего места (3мин)
Дорогие дети! Вы немного отдохнули, и теперь
- А теперь давайте возьмем в руки простой карандашик и цветную бумагу и нарисуем круги для будущих цветов (дети подготавливают материалы и инструменты для работы).
5.2. Создание творческой работы «Гиацинт» (30−35 мин.).
(Просмотр мастер-классаhttps://youtu.be/5VGTitP3vQ4)
- Молодцы! Вы отлично справились с этой работой.
- А может кто-то из вас желает выйти к доске и рассказать о своем символе России?
- Вы все - такие молодцы, у всех вас очень красиво получилось изобразить символы России.
5.2.1 Физминутка (5 мин.)
Ребята, Ваши творческие работы готовы… Давайте немного разомнемся
«Удивляемся природе»
Мы стоим на огороде,
Удивляемся природе. (Потягивания—руки в стороны.)
Вот салат, а здесь укроп.
Там морковь у нас растёт.
(Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Поработаем с тобой, сорнякам объявим бой —
С корнем будем выдирать да пониже приседать. (Приседания.)
У забора всем на диво пышно разрослась крапива.
(Потягивания — руки в стороны.)
Мы её не будем трогать — обожглись уже немного.
(Потягивания — руки вперёд.)
Все полили мы из лейки и садимся на скамейки.
(Дети садятся.)
6. Итоговый этап (5 −8 мин.)
Ребята, все закончили работу? Молодцы! Давайте приведем в порядок свое рабочее место.
6.1 Рефлексия (2−3 мин.)
1.Скажите, а что нового вы узнали на нашем сегодняшнем занятии?
2.Что было для вас самым интересным и увлекательным?
Педагог предлагает детям высказать своё мнение,начиная свой ответ словами: Я узнал, что…, Мне захотелосьувидеть….Педагог просит подойти к стенду и выбрать смайликсоответствующий настроению и впечатлению от занятия.
6.2. Заключение (1 −2 мин.)
Вот и подошло к концу наше занятие. Ну что ребята, понравились вам задания? Вы сегодня очень старались, выполняли задания добросовестно, вы молодцы!
(Рассматривает готовые рисунки детей. Хвалим каждого за прекрасно выполненную работу)
6.3. Фотографии на память (2-3 мин.)
Фото детей с рисунками.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.