Методическая разработка занятия по обществознанию 5 класс "Наша родина-Россиия"
Оценка 5

Методическая разработка занятия по обществознанию 5 класс "Наша родина-Россиия"

Оценка 5
doc
27.04.2020
Методическая разработка занятия по обществознанию 5 класс "Наша родина-Россиия"
Наша Родина.doc

Наша Родина-Россия

Цель урока: коллективное решение главных вопросов, связанных с устройством Российской Федерации, субъектами РФ, на основе системно-деятельностного подхода.

 

Задачи урока:

·        направить деятельность учащихся на работу с понятиями «федерация», «субъект федерации», «патриот»

·          используя различные источники: карта РФ, учебник, словарь уметь находить нужную информацию

·          способствовать формированию гражданской самоидентичности, включая историко-географический образ страны, образ социально-политического устройства

·          способствовать формированию коммуникативных умений

 

Ожидаемые результаты:

·        давать определение понятиям: «федерация», «субъект федерации»

·        характеризовать устройство Российской Федерации

·        называть виды субъектов федерации, права  субъектов федерации

·        объяснять, кого называют «патриотом»

 

Тип урока: комбинированный урок

 

Формы работы учащихся: работа с учебником, с картой, заполнение схемы (коллективная), записи в тетрадях, разгадывание кроссворда, зарядка для глаз (применение ИКТ)

 

Необходимое техническое оборудование: ноутбуки, листы со схемами-заданиями, карта РФ.

 

Ход урока:

I. Организационный этап (1 мин.):

Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.

 

II. Мотивационно – целевой этап:

- Ребята, послушайте стихотворения и ответьте на вопросы

Россия — Моя Родина!                                                         
Россия – Ты мне как вторая мама,
Я рос и вырос на Твоих глазах.
Иду вперёд уверенно и прямо,
И верю в Бога, что живёт на небесах!
Люблю я звон колоколов Твоих церковных,
И наши сельские цветущие поля,
Людей люблю я, добрых и духовных,
Которых вырастила Русская Земля!
Люблю я стройные, высокие берёзки – 
Наш знак и символ Русской красоты.
Смотрю на них и делаю наброски,
Словно художник я пишу свои стихи.
Не смог бы никогда с Тобой расстаться,
Ведь я люблю Тебя всем сердцем и душой.
Придёт война, и я пойду сражаться,
В любой момент хочу быть лишь с Тобой!
А если вдруг когда–нибудь случится,
Что нас судьба с Тобою разведёт
Как птица в тесной клетке буду биться,
И каждый Русский здесь меня поймёт!
Е. Кисляков

Вопросы классу:

-Что такое Родина, по мнению поэта, стихотворение которого вы прослушали?

Общий вывод: общим домом для россиян, является Россия, надо помнить и любить свою родину.

- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (о России)

- Давайте определим тему сегодняшнего урока, как она будет звучать и

каковы будут цели урока?

Значит, тема нашего сегодняшнего урока? (Россия)

- Но такое название темы не совсем полное. Россия – это не просто государство, это  наша Родина.  Давайте уточним тему (Наша Родина - Россия) (учитель записывает на доске продолжение названия темы)

- Предположите, о чем пойдет речь на уроке.

- Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?

- Откройте свои тетради, запишите число и  тему сегодняшнего урока.

План урока:

1. Российская Федерация

2. Русский язык – государственный

3. Что значит быть патриотом

- Ребята, у вас на столах лежат листочки с проблемным вопросом, на который мы постараемся ответить в конце урока. Прочитайте его.

«Почему недостаточно только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом?»

 

III. Основной этап

-  Что же такое для человека Родина?

             - Что для вас значит Родина?(ответы детей страну, в которой живет;  дом, где

родился;  место, где жили его предки)

- Правильно,  все это и есть родина, то есть родное место.

 

Этап практического исследования

- Понятие «Родина», от какого слова  оно произошло?

- Вспомните из истории Древнего мира, что означает это слово.

(ответы детей - слово «родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством)

 

- Поиграем в игру «Ассоциации», вам предстоит отобрать слова, которые, как вы считаете,  относятся к понятию Родина, а для нас родина – это? Россия, в одну колонку, а слова, относящиеся к чужбине – в другую колонку. (на столе лежат карточки, дети выбирают и приклеивают на доске в две колонки) ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

 

Запись в тетрадях -  Родина – это и отечество, страна, и место рождения человека.

 

1) Из уроков окружающего мира в начальных классах, вспомните, как называлась наша страна в прошлом?(ответы детей - Восточные славяне, Русь, Российская империя, Российская республика, РСФСР, СССР)

 

- Как называется наше государство сейчас - с 1991 года – Российская Федерация

 

Работа с учебником – с. 92.  Что такое федерация– найдите определение в словаре: Федерация - происходит от латинского, и означает  союз, объединение, запишите в тетрадь.

А теперь найдите определение в словаре: федерация – это союзное государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования (области, округа, республики).

Работа с картой с. 94-95

- Посмотрите на карту России. Что вы можете сказать о России по карте?  (Географ)Что вы видите на карте?

- Разными цветами на карте обозначены республики, области, федеральные округа, автономные округа и области, края. Это субъекты Российской Федерации. (политолог)

Работа со словарем – найдите определение «субъект»

Работа в тетради: субъект РФ  – это государственное образование в составе федерации – коррекция – повтор определения, запоминание

 

- Ребята, как вы думаете, различаются ли чем – то субъекты  Российской

Федерации?(стр. 92 учебник, ответы детей)

-Несмотря на то, что субъекты РФ различаются по площади, все они имеют

равные права. А теперь давайте с вами найдем в учебнике (стр.92) права

субъектов РФ и зачитаем их:

1.Право иметь свою территорию.

2.Право иметь свои органы власти и управления.

3.Право иметь свой герб и флаг.

4.Право обучать детей на родном языке.

- Итак, делаем вывод, что все субъекты равны в правах.

- Ребята, мы много читали, писали, пора и отдохнуть (физкультминутка)

 

- Итак, продолжим урок. Рассмотрите карту Российской Федерации на стр. 94-95 учебника и карту на доске:

1.    как обозначена граница Российской Федерации.

2.    Найдите столицу России.

3.    Найдите и назовите 3 республики.

4.    Найдите и назовите 3 края.

5.    Найдите и назовите 5 областей.

6.    Найдите и назовите 3автономных округа.

7.    Назовите субъект, в котором проживаем мы.

 

- И закрепим наше знание о субъектах. На доске вы видите табличку «Субъекты федерации», выберите карточки, которые относятся к этому понятию,  и прикрепите на доске. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.

Проверка – лишнее слово «район» - Небольшая административно-территориальная единица внутри области или внутри крупного города.

 

- Ребята, как вы думаете, только ли русские считают Россию своей Родиной? (нет)

- (Этнограф).Таким образом, Россия – государство не только федеративное, но и многонациональное, т.е.  в его составе много различных национальностей.

Работа со словарем: Национальность – принадлежность  человека к тому или иному народу. Нация – все население страны, народ.

- Итак, в России много разных национальностей (русские, украинцы, татары, марийцы, алтайцы, буряты и т.д.), но все они составляют одну нацию – россияне.

2) Итак,  Россия – многонациональное государство. У каждой национальности своя культура, обычаи и свой язык. Представьте на мгновенье, что люди каждой национальности, проживающие на территории нашей страны,  будут разговаривать только на своем, национальном языке. 

- Как вы думаете,  сможет ли в таком случае существовать единое государство?(люди не смогут жить в едином государстве, т.к. они не будут понимать друг друга)

 

- Поэтому общим языком для всех россиян, независимо от их национальности является русский язык – он государственный язык РФ.  А что это значит? Прочитайте информацию в учебнике на с. 93 рубрику по «!» и ответьте на поставленный вопрос.

 

Работа с учеником: с. 93, прочитать

-  Нашу Родину населяет множество народов, но среди них нет великих и малых, есть малочисленные и многочисленные, но все они имеют равные права и все достойны уважения.  Любовь к своей Отчизне и уважение к другим народам  - черта патриота.

 

3) Кто же такой патриот? Слово патриот греческого происхождения. Так древние греки именовали соотечественников, людей имевших одну Родину.

 

Патриотами не рождаются. Ими становятся. Любовь к Родине возникает в душе человека.

-Обратиимся к рубрике «Жил на свете человек» на с.96 учебника.(комментированное чтение).

- Что вы узнали о В.И.Дале?

- Что стало главным делом его жизни?—

- докажмите, Можно ли назвать Даля патриотом? Для этого выпишите ключевые слова и словосочетания из определения понятия «патриот» и подберите к ним подходящие примеры из текста.

 

-А что значит быть патриотом?

Работа в тетради: (словарь учебника с.126) Патриот – человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу. Патриотизм – любовь к Родине, своему народу –( просмотр видео о патриотах 00:10:23).

-непросто ответить на вопрос «За что мы любим мать?  Не так просто ответить и на вопрос «За что мы любим Родину?»  Не зря мы называем нашу страну Родина –мать.

Просмотр и обсуждение плаката «Родина мать зовёт» .

-Внимательно рассмотрите иллюстрацию  на с.97 учебника и ответьте на вопросы.

Вопросы:

-К чему призывает этот плакат?

-Почему такой призыв звучит от имени Родины?

Быть патриотом, значит искренне любить свое Отечество, быть преданным своему народу, готовым на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

 

А теперь давайте попробуем ответить на проблемный вопрос: «Почему недостаточно только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом?»

 

IV. Закрепление изученного материала:

Собери пословицы (проверка по эталону)

Закончить наш урок, я бы хотела словами Ивана Сергеевича Тургенева

«Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, вдвойне горе тому, кто действительно без нее обходится».

V. Подведение итогов. Этап рефлексии

Предлагаю украсить дерево:

Плоды-занятие было полезным, плодотворным.

Зеленый листик- Занятие прошло неплохо.

Желтый листик- занятие не понравилось

Оценивание. Оцените себя.

 

Домашнее задание: п. 11., с. 98. № 5. (письм.) Напиши письмо своему сверстнику, живущему далеко от тебя. Расскажи ему о своей малой Родине. Если захочешь, подбери фотографии твоих любимых родных мест.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

Родина      

Чужбина (чужая сторона)

Лапти  

Футбольный мяч

Матрешка               

 Эйфелева башня    

Хохлома                 

 Цветок сакуры

Балалайка  

Слон

Березка

 Флаг Англии

Кремль                  

 Статуя Свободы

Каравай

Пирамида Хеопса

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.

Район

Область

Республика

Автономный округ

Автономная область

Субъекты федерации

Край

Город федерального значения

 

 

Мне было скучно, потому что…

Мне не все понравилось на уроке….

Мне было интересно на уроке, потому что….

 

 

Мне было скучно, потому что…

Мне не все понравилось на уроке….

Мне было интересно на уроке, потому что….

 

Мне было скучно, потому что…

Мне не все понравилось на уроке….

Мне было интересно на уроке, потому что….

 

Собери пословицы

1

Всякому мила

А

а чужая - мачеха

2

Родная сторона – мать,

Б

кто умеет домом жить

3

На чужой сторонушке

В

в чужом - ворона

4

Чужбина – калина,

Г

там сгодился

5

В родном краю сокол,

Д

а дом люби по старине

6

Тому не о чем тужить,

Е

своя сторона

7

Ищи добра на стороне

Ж

родина – малина

8

Где родился

З

рад своей воронушке

9

Человек без Родины,

И

дороже всякого богатства

10

Народное братство

К

что соловей без песни

 


Наша Родина-Россия Цель урока : коллективное решение главных вопросов, связанных с устройством

Наша Родина-Россия Цель урока : коллективное решение главных вопросов, связанных с устройством

И верю в Бога, что живёт на небесах!

И верю в Бога, что живёт на небесах!

Почему недостаточно только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом?»

Почему недостаточно только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом?»

Работа в тетради : субъект РФ – это государственное образование в составе федерации – коррекция – повтор определения, запоминание -

Работа в тетради : субъект РФ – это государственное образование в составе федерации – коррекция – повтор определения, запоминание -

Как вы думаете, сможет ли в таком случае существовать единое государство? (люди не смогут жить в едином государстве, т

Как вы думаете, сможет ли в таком случае существовать единое государство? (люди не смогут жить в едином государстве, т

Быть патриотом, значит искренне любить свое

Быть патриотом, значит искренне любить свое

Приложения ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

Приложения ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

Автономная область Субъекты федерации

Автономная область Субъекты федерации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2020