Методическая разработка занятия внеурочной деятельности по математике «Математический конкурс «Великолепная семёрка»
Оценка 4.7

Методическая разработка занятия внеурочной деятельности по математике «Математический конкурс «Великолепная семёрка»

Оценка 4.7
docx
30.08.2022
Методическая разработка занятия внеурочной деятельности по математике «Математический конкурс «Великолепная семёрка»
Шульц внеурочка.docx

                   Методическая разработка занятия внеурочной деятельности по математике «Математический конкурс «Великолепная семёрка»

                                                           Программа:

1.     Сообщения учащихся «7- число особое».

2.     Конкурс поговорок, пословиц, загадок, сказок с использованием «7»

                                                                                            (подготовлен заранее).

3.     Задачи с использованием «7».

4.     Признаки делимости на 7.

5.     Конкурс числовых фокусов.

6.     Конкурс художников - геометров.

7.     Конкурс кулинаров.

8.     Математические игры:

1)     «Быстрый счёт» (по таблице «1 – 24»),

2)     «Таблицу знаю» (подготовить цифры от 0 до 9 по количеству участвующих классов),

3)     «Сколько лет» («волшебная» таблица).

9.     Подведение итогов.

 

                                                   Наглядность:

1. Плакат с изображением цифры 7.

2. Изображение Большой Медведицы.

3. Изображение радуги (можно детскую игру).

4. Нотный стан.

5. Планеты Солнечной системы.

6. Календарь.

7. Рисунки с изображением богов.

8.  Таблицы с цифрами от 1 до 24 (по количеству классов).

9. «Волшебная» таблица.

10. Набор цифр от 0 до 9 (по количеству классов).

11. Указки (по количеству классов).

12. Комплект геометрических фигур (по количеству классов).

13. Плакат «Смена фаз Луны».

14. 7 бутылок с водой, налитых до разных уровней, связанных верёвкой, (для исполнения музыкального номера).

 

                                             Литература:

1.     Депман И.Я., Виленкин Н.Я. «За станицами учебника математики».

2.     «Воспитание учащихся при обучении математике». Составитель Л.Ф. Пичурин.

3.     Б.А.Кордемский «Увлечь школьников математикой».

4.     В.П.Труднев «Считай, смекай, отгадывай».

5.     Е.М.Минскин «От игры к знаниям».

6.     Ф.Ф. Нагибин, Е.С.Канин «Математическая шкатулка».

7.     «Домашняя математика 7».

 

                                                Ход  мероприятия.

1.     7 учеников выступают с сообщениями (взять из литературы):

1)     Изображение Большой Медведицы.

2)     Лунный месяц.

3)     7 богов.

4)     Число 7 на Древнем Востоке.

5)     7 чудес света.

6)     7 цветов радуги.

7)     Нотный стан.  (Ученики исполняют мелодию «В траве сидел кузнечик» на бутылках).

            2. Конкурсы:

а) пословицы, поговорки:

1)Напомнить, что «семь» - математический символ множественности.

·        «Одним махом семерых убивает»,

·        «Один с сошкой, семеро с ложкой»,

·        «Семь бед – один ответ»,

·        «Лук – от семи недуг»,

·        «Сам не дерусь, семерых не боюсь»,

·        «Семь вёрст до небес и всё лесом»,

·        «Семеро одного не ждут»,

·        «Семь раз отмерь, один раз отрежь»,

·        «У семи нянек дитя без глазу»,

·        «Семь деревьев – хоть до небес,

·        Всё – таки они – ещё не лес»,

·        «Семи просторно беднякам на подстилке скромной,

         Тесно двум земным царям на земле огромной»,

·        «Сын у счастливого в семь лет – вожак,

        Сын у несчастного и в сорок лет – дурак»,

·        «Кто за семь лодок хватается одновременно,

        В холодной воде искупается непременно»,

·        «Семь человек возьмутся, камня не поднимут,

        Сто человек соберутся – гору с места сдвинут»,

·        «Семь кирпичей не сдержат всё равно

         Стены, которой рухнуть суждено»,

·        «Шесть – много кажется дающему,

        Семь – мало кажется берущему»,

·        «Хороший сын – в семь лет мудрец,

        А сын плохой и в 35 – глупец».

 

  б)  загадки:

1) «Горшочек умён – семь дырочек в нём»               (голова человека);

2) «Шёлков клуб семь дыр вокруг»                              (голова человека);

3) «Семьдесят семь Симеонов, одна мать Матрёна»

                                                                                   (доски потолка на матище);

4) «Наш господин, ваш господин

Семь лет корпел, семь душ кормил,

А сегодня господин под забором лежит»

                                                                        (горшок глиняный).                                                                                                          

            в)  сказки:

1) (Рассказчик демонстрирует дроби на карточках)

Жила – была   1/7. Посадила она репку. Настала пора тащить её. Пошла 1/7 в огород, тянет – тянет репку, а вытащить не может. Позвала   1/7 на помощь 2/7 . Тянут они тянут,  вытащить репку не могут. Позвали  3/7. Прибежала   3/7, помогает, а репка не поддаётся. Пришла  4/7 , помогает. Шевелится репка, а из земли не вылазит. Подбежали  5/7 и 6/7 , тянут вместе со всеми. Не поддаётся репка, сидит в земле. Позвали  7/7. Взялись они все вместе, поднатужились и выхватили репку из земли. Сила – то у них какая стала. Ведь вместе они равны целому числу  4!».

 

3.  Конкурс задач.

Участники обмениваются задачами на 7 или предлагает их ведущий.

Решают лучшие математики из команд.

 

Задача № 1.  Геологи нашли  7 камней, массы которых 1 кг, 2 кг,3 кг,

4кг, 5 кг, 6 кг, 7 кг. Эти камни разложили в 4 рюкзака так, что в каждом рюкзаке масса камней была одинаковая. Как это сделали?

 Задача № 2.  Шли 7 старцев. У каждого старца по семи костылей.

                           На каждом костыле по семи сучков.

                           На каждом сучке по семи кошелей.

                           На каждом кошеле по семи пирогов.

                           В каждом пироге по семи воробьёв.

                            Сколько всего?

Задача № 3.    На торговой базе имеются 7 одинаковых бочек,                                                                 заполненных  растительным маслом,

7 таких же бочек, заполненных наполовину, и 7 таких же пустых бочек.

Все эти бочки нужно развести по трём магазинам так, чтобы они получили масла и бочек поровну. Как это сделать?

Задача № 4.      7 старух отправились в Рим. У каждой старухи по семи ослов, каждый осел несёт по семи мешков, в каждом мешке по семи

хлебов, в каждом хлебе по семи ножей, каждый нож в семи ножнах.

Сколько всего предметов?

Задача № 5.      В доме 7 кошек, каждая кошка съедает 7 мышей,

каждая мышь съедает 7 колосков, каждый колос даёт 7 растений,

на каждом растении вырастает 7 мер зерна. Сколько всех вместе?

 

4.     Признаки делимости на 7 (демонстрируют 2 ученика,  подготовленных  заранее).

 При выяснении признака делимости на 7 можно воспользоваться тем, что  1001=7 х 11 х 13. Поэтому все числа, делящиеся на 1001, делятся и  на 7, и на 11, и на 13.

а)  Узнаем, например, делится ли на 7 число 859523. Для этого запишем его в виде 859523= 859 х 1000+523= 859 х 1001- 859+523=

=859 х 1001-- 336. Так как 859 х 1001 делится на 7, то остаётся узнать, делится ли на это  число вычитаемое 336, то есть разность 859-523. Но 336=7 х 48 делится на 7.  Значит,  тем же свойством обладает и заданное число  859523.

б)  Чтобы узнать, делится ли на 7 число 85 314 507 239, надо образовать две суммы: 239+314=543 и 507+85=592. Так как 592-543=49 делится на 7, то и задуманное  число делится на 7.

          Ответ  получен куда быстрее, чем,  если бы мы убедились в делимости, выполнив деление числа на 7.

 

5.     Конкурс математических фокусов.

Несколько человек изъявили желание выступить с числовыми фокусами типа «Угадай год рождения», «Угадаю число» и т.д. Большой интерес вызвали фокусы с монетами и кубиками, подготовленные учащимися.  (Описание фокусов можно найти в литературе).

 

6.     Конкурс художников – геометров  называется «Сотни фигур из 7 частей».

Об увлекательности этой игры говорит то, что сам великий учёный Архимед написал о ней сочинение, а французский император  Наполеон, который после военного поражения был сослан на остров Святой Елены, часами занимался там складыванием фигур.

На рисунке:

 показано, как надо разрезать квадрат для этой игры. Игра состоит в том, чтобы из полученных частей складывать различные фигуры. При этом в каждой фигуре должны быть использованы все 7 частей. Поскольку все фигуры состоят из одинаковых частей, они имеют одинаковую площадь. Советуем начинать с того, чтобы найти место самого большого треугольника. Можно получить следующие рисунки: 

 

7.     Конкурс кулинаров.

Предлагается всем командам рецепт того или другого кулинарного приготовления. Требуется рассчитать количество продуктов на массу продукта с цифрой 7. Например, на 7 стаканов сливок, на 7 яиц, на 7 стаканов гречневой крупы, на 700 г мяса, на 7 кг лука.

              Кулинарный рецепт 1.   Сливочное мороженое.

3стакана сливок, 1 стакана сахара, 3 яйца,  порошка ванилина.

Рассчитать на 7 стаканов сливок.

             Кулинарный рецепт 2.     Омлет.

 2 яйца, 20 г молока, 20 г сливочного масла. Рассчитать на 7 яиц.

             Кулинарный рецепт 3.      Гречневая каша.

2 стакана гречневой крупы, 1 чайная ложка соли, 3 стакана воды,

2 столовые ложки масла. Сколько соли, воды и масла надо взять, чтобы сварить кашу из 7 стаканов гречневой крупы?

Кулинарный рецепт 4.    Пельмени.

На 300 г мяса берут 1 стакана муки. Сколько муки нужно взять для приготовления пельменей из 700 г мяса?

                      Кулинарный рецепт 5.    Овощная икра.

Лук : солёные огурцы : морковь = 3:4:4. Если огурцы: морковь = 1:1, то сколько лука? А если лука 7 кг, то сколько нужно огурцов и сколько моркови?

8.     Игры математические  (с болельщиками).

а) « Сколько лет?» (по «волшебной» таблице).   Чтобы угадать, сколько лет, надо сложить числа первой строчки (1+2+8=11) названных столбцов таблицы (I, II   и IV). Так поступают и в других случаях, то есть складывают числа первой строчки названных столбцов таблицы.                                                

  I

II

III

IV

  1

2

4

8

  3

3

5

9

  5

6

6

10

  7

7

7

11

  9

10

12

12

 11

11

13

13

 13

14

14

14

 15

15

15

15

 

б) « Быстрый счёт». Составляются несколько (по количеству команд) совершенно одинаковых красочных таблиц (цвет можно чередовать). Вызываются по одному участнику. По команде одновременно начинается счёт. Число называют громко тогда, когда найдёт его в таблице и покажет его указкой. Выигрывает тот, кто раньше назовёт число 24.

14

8

12

4

10

23

1

15

3

17

21

7

19

6

9

11

24

2

16

22

13

20

5

18

 

в) «Таблицу знаю».  Участвуют команды болельщиков по 10 человек (по количеству цифр). У каждого цифра от 0 до 9. Звучит таблица умножения на 7. Из каждой команды выбегают цифры и становятся в нужном порядке. Например, 7х2=14, 7х5=35.

 

9.     Подведение итогов конкурса (по баллам).

Можно включить и итоги конкурса газет, и итоги олимпиады.


 

Методическая разработка занятия внеурочной деятельности по математике «Математический конкурс «Великолепная семёрка»

Методическая разработка занятия внеурочной деятельности по математике «Математический конкурс «Великолепная семёрка»

Депман И.Я., Виленкин Н.Я. «За станицами учебника математики»

Депман И.Я., Виленкин Н.Я. «За станицами учебника математики»

Семи просторно беднякам на подстилке скромной,

Семи просторно беднякам на подстилке скромной,

Рассказчик демонстрирует дроби на карточках)

Рассказчик демонстрирует дроби на карточках)

Сколько всех вместе? 4.

Сколько всех вместе? 4.

Игра состоит в том, чтобы из полученных частей складывать различные фигуры

Игра состоит в том, чтобы из полученных частей складывать различные фигуры

Например, на 7 стаканов сливок, на 7 яиц, на 7 стаканов гречневой крупы, на 700 г мяса, на 7 кг лука

Например, на 7 стаканов сливок, на 7 яиц, на 7 стаканов гречневой крупы, на 700 г мяса, на 7 кг лука

Вызываются по одному участнику

Вызываются по одному участнику
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.08.2022