Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Сладковская средняя общеобразовательная школа»
Номинация
«Методическая разработка по внеурочной деятельности»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Знатоки родного края»
ФИО Бакланова Галина Леонидовна
Должность: учитель
Эл.адрес baklanowa_galina_18@mail.ru
Телефон 9089116823
УМК «Перспектива»
2020 г
Класс 4
Курс: «Моя малая родина»
Тема |
Игра – путешествие «Знатоки родного края». |
Цели
|
Учиться использовать приобретённые знания и умения о символике своего региона, о народах, проживающих на Урале, природе родного края в практической деятельности. |
Планируемый результат |
Предметные результаты Умения: · узнавать государственную символику своего региона; · рассказывать о народах, проживающих на Урале, природе родного края; · осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей; · устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире . Личностные результаты · формирование чувства гордости за свою малую родину, народ и историю региона; · формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; · развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные результаты Регулятивные умения: · выполнять учебные задания, используя алгоритм, план; · выполнять самопроверку, взаимопроверку и корректировку при выполнении учебного задания; · выполнять самооценку и взаимооценку выполнения учебного задания. Коммуникативные умения: · договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; · активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; · слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Познавательные умения: · осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помо-щью инструментов ИКТ; · выделять существенную информацию из сообщений разных видов; · использовать знаковосимволические средства для решения задач; · проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
Основные понятия |
Родной край, малая родина, поселение, знаток, государственные символы родного края, геральдика, полезные ископаемые. |
Межпредметные связи |
Технология: раздел «Человек и земля», изобразительное искусство: тема «Мой край родной. Моя земля», окружающий мир: тема «Российский союз равных», литература: тема «О Родине, о подвигах, о славе». |
Ресурсы: - основные - дополнительные |
Нездолий Т.П. Природа Среднего Урала. Путешествуем по Свердловской области./Учебное пособие для начальной школы (3 – 4 классы). Екатеринбург: ООО «Форум-книга», 2007, ПК, проектор, интерактивная доска, презентации «Сладковское поселение», карточки с заданиями для групповой работы, таблички с названием региона, области, района, поселения, фонограмма песни «Наш край». |
Организация пространства |
Фронтальная работа, групповая работа |
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
I. Мотивация к учебной деятельности
|
- Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на нашем занятии и приглашаю вас совершить заочное путешествие. Интересная игра сегодня у нас. К ней готовился каждый из вас. Чтоб победить, надо много знать. Уметь думать, логически рассуждать. |
Садятся на свои места. Слушают учителя.
|
II.Актуализа- ция знаний
|
- Я предлагаю вам, ребята, прослушать музыкальную визитную карточку к нашему занятию. Звучит первый куплет песни «Наш край» (сл. А. Пришельца, муз. Д. Кабалевского) - О чём это произведение? - Россия – наша большая родина. Но, у каждого человека в большой стране есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился. Край, где он живет, работает, учится. Родной край – это частица Родины. От труда людей в разных краях России, от их отношения к Родине, зависит её богатство и счастье. - Значит, о чём мы сегодня на занятии будем говорить? - Как называется край, в котором мы живём? (таблички с названиями вывешиваются на доске)
- Какие деревни и сёла входят в Сладковское поселение, перечислите их.
- Из каких населённых пунктов учатся в нашем классе ребята? - Сладковское поселение - маленькое пространство на карте Свердловской области. Именно здесь мы родились и живем, здесь переступили впервые школьный порог и попали в чудесную страну знаний. |
Отвечают на вопросы: «Это произведение о родном крае».
Мы будем говорить о родном крае. Урал, Уральский Федеральный округ, Свердловская область, Слободо-Туринский район, Сладковское поселение Сладковское, Томилова, Макуй, Андронова, Пушкарёво, Суханова, Куминовское, Барбашина. Ребята нашего класса проживают в деревне Макуй, в деревнях: Андронова, Томилова, в селе Пушкарёво. |
III. Постановка проблемного вопроса |
-Вы уже много нового узнали на занятиях кружка «Моя малая родина» в этом учебном году. - А как называют человека, обладающего большими знаниями о чём-нибудь? |
Такого человека называют знатоком родного края. |
IV.Формули-рование темы занятия, постановка цели |
- Хотите ли вы проверить себя и оценить свои достижения? - Давайте вместе сформулируем тему нашего путешествия. - Какова цель нашего путешествия? |
Знатоки родного края. Формулируют цель: «Обобщить, проверить знания о родном крае ». |
V. Повторение
|
- Изучение родного края начинается со знакомства с историей села, поселка или другого места, в котором ты родился и живешь. Я предлагаю вам послушать сообщения о нашем селе Сладковское, которые приготовили ребята. - Я приглашаю сначала Захваткина Льва, а затем Первухина Данила.
- Спасибо ребята. А мы продолжаем наше занятие и переходим к конкурсам. Правила игры: участвуют три команды. Каждая придумает себе название и выберет командира. Названия команд запишите на листочках и поставьте на парту. Каждой команде будет выдан маршрутный лист, в котором вы будете выставлять заработанные командой баллы после каждого этапа нашего путешествия. Приложение 1 |
Рассказывают о своем селе и показывают приготовленные презентации (Приложение мультимедиа презентации 1, 2)
|
1.Конкурс «Символы» |
За правильный ответ команда получит 2 балла. - Каждая территория имеет не только название, но и символы – условные знаки или изображения. Значение символов объясняет специальная наука – геральдика. Сейчас вы тоже должны выступить в роли представителей этой науки. Команды получают конверты с символами разных городов и регионов нашей страны. Приложение 2
Подведение итогов, выставление баллов.
- Назовите административный центр – столицу Урала. |
Находят символы, вывешивают на доску, объясняют смысл: белый
— чистоту, мудрость, а также снега и воды, Соболь – символ богатства. Административ ный центр - Екатеринбург. |
2. Конкурс «Соседи»
|
Задание командам: написать на листочке и затем назвать соседей Свердловской области. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Командиры выходят с листочками и читают, подводятся итоги. |
Соседи Свердловской области: Запад: Пермский край, республика Коми Восток: Тюменская область с Ханты-Мансийским Автономным округом Юг: Челябинская и Курганская область, Башкортастан |
3. Конкурс «Историчес- кий»
|
- Команды слушают вопросы и стараются ответить на них сразу, учитывается быстрота и правильность. За каждый ответ 1 балл. Задание: 1.На Уральском хребте, на Берёзовой горе, ещё в 1735 году появился первый деревянный столб с надписью «Европа- Азия». Кто поставил его на дороге в Сибирь? 2.Что было когда-то, по мнению учёных на месте Уральских гор и прилегающих равнин?
3.Как назывались Уральские горы раньше?
4.В каком городе Свердловской области в 2007 году нашли останки шерстистого носорога – ныне вымершего вида, жившего в эпоху ледникового периода? |
Василий Никитич Татищев, посланный Петром первым завод и город на Урале построить. На месте Уральских гор бушевал океан, а затем из останков скелетов древних морских организмов и вулканических горных пород образовались горы. Горы назывались Гиперборейские, Рифейские, Камень. В городе Тавда нашли останки шерстистого носорога. |
4. Конкурс «Известные люди Свердловс- кой области»
|
- Народная мудрость гласит: «Где родился, там и пригодился». Главная ценность нашего края – это люди, которые живут и работают в нем. Команды получают задания на листочке: соединив стрелками слова первого и второго столбиков, вспомним наших земляков, известных не только в России, но и за рубежом. За каждый правильный ответ – 1 балл. Приложение 3 |
На уроке технологии узнали: первый паровоз построили на Урале изобретатели-самоучки – отец и сын Черепановы в 1834 году. На уроке музыки узнали о П.И.Чайковском. |
5. Конкурс «Народы Урала, Свердловс- кой области»
Физминутка
|
- Россия – единое многонациональное государство, его населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. На Урале проживают народы 50-ти национальностей. Каждый народ имеет свои обычаи и культуру, свой язык. - В нашем селе также проживают люди разных национальностей, назовите их. - Какие ещё народы проживают на Урале?
- В сентябре у нас был праздник «День народов Урала» и мы играли в игры народов Урала. Давайте подвигаемся, поиграем в русскую народную игру «Золотые ворота». |
Русские, украинцы, белорусы, татары, мордва и другие. Манси, ханты, татары, башкиры, удмурты, коми, марийцы, русские, ненцы.
Участвуют в игре. |
6. Конкурс «Полезные ископаемые»
|
- «Урал – опорный край державы» написано на гербе Свердловской области. Наш край богат полезными ископаемыми. Задание: по знаку узнать и записать полезные ископаемые в том порядке, в котором они показаны на доске. Приложение 4 Подведение итогов, выставление баллов. |
Каменный уголь, бурый уголь, торф, алюминиевая руда, железная руда, золото, апатиты, каменная соль, поваренная соль |
7. Конкурс «Растения»
|
- На уроке изобразительного искусства мы проходили тему «Мой край родной. Моя земля», и вы изобразили, как красива природа родного края. Она очаровывает нас шелестом луговых трав, звонкой песней ручья, ароматом черемух, красотой белоствольных берез. (Выставка рисунков оформлена на доске). Задание командам - отгадать кроссворд по теме «Растения» и заработать 8 баллов. 1.Очень часто над водою, Словно согнута бедою, Вся печальна, молчалива. Почему-то плачет…… (ива) 2.Осторожнее с кустом, С тем, что с пильчатым листом, Нежно-розовым цветёт Но обидчиком слывёт, Не смотри, что так он дивен, Он обычно агрессивен, Вмиг колючий нрав покажет, Правоту свою докажет …..(шиповник). 3.Я сестра родная ёлки, Но мои длинней иголки… (сосна). 4.Стоит Алёнка, Платок зелёный, Тонкий стан, Белый сарафан… (берёза) 5. Из-под снега расцветает, Раньше всех весну встречает… (подснежник). 6.Горел в траве росистой, Фонарик золотистый, Потом померк, потух, И превратился в пух…. (одуванчик). 7.Что за дерево, ответьте, Когда оно цветёт, Самый вкусный мёд на свете, Щедро пчёлам раздаёт … (липа). 8.Место, где строго охраняются наиболее ценные и уникальные уголки природы ….. (Заповедник) |
Отгадывают загадки, отгадки записывают в кроссворд.
|
8. Конкурс «Природо- Охранитель-ная полянка»
|
- Команды получают 1 балл за каждый правильный ответ. Задание: 1.Для чего организуют заповедники?
2.Что ещё делает (организует) государство для охраны природы? 3.Объясните значение слов: заказники, национальные парки, памятники природы. Подведение итогов, выставление баллов. - Карина и Ангелина готовили проект «Животные, внесённые в Красную книгу родного края», давайте послушаем, что они нам расскажут. Приложение мультимедиа презентация 3 Вывод по проекту: Мы тоже можем внести вклад в охрану природы, давайте повторим правила друзей природы. Правила друзей природы (показ знаков-рисунков). Ø Не бросай мусор в лесу. Ø Не разжигай костёр. Ø Не ломай ветки деревьев и кустарников. Ø Не топчи траву и цветы. Ø Не лови диких животных и не уноси их домой. Ø Не разоряй птичьих гнёзд. |
Заповедники организуют для того, чтобы охранять редкие и исчезающие виды животных и растений. Заказники, национальные парки, памятники природы.
Защита проекта. |
VI. Рефлексия деятельности на занятии
|
- Мы уже многое узнали о природе тех мест, где живём. Увидели, как тесно переплетаются в жизни природа, человек, его культура и традиции. Подведём итоги нашего путешествия, выявим знатоков родного края. Результаты работы: выявляется группа с лучшими знаниями по теме. Команда «Знайки» заработала 33 балла и становится победителем. Рефлексия: оцените свой вклад в работу группы. - Представьте себя деревцем. Встаньте и поднимите руки-веточки вверх и протяните их к солнышку так высоко, насколько это занятие для вас был интересным и познавательным и насколько он вам понравился. - Закончите предложения: Моя малая родина – это… Я люблю её за… Я хочу пожелать ей … - Рано или поздно каждый человек начинает осознавать себя частью какого-либо целого: семьи, класса, дома, улицы, города, страны. И называет себя уральцем. Это чувство помогает каждому из нас приспособиться к окружающему миру, оно – словно крепкий дом за спиной. А дом свой надо знать, любить, беречь и гордиться им. Велик белый свет, да теплей своего края нет. Так гласит пословица. Ученик читает стихотворение: Люблю тебя в любое время года Мое родное русское село И в теплый день, в любую непогоду С тобой всегда мне на душе светло. Кивает мне знакомая береза, И я в ответ ей "Здравствуй!" говорю, Как хорошо мне, как по-русски просто Жить в моем светлом, ласковом краю. (Н.А.Провалов) |
|
Приложение 1
Команда №
Название команды:________________________
№ п/п |
Название конкурса |
Балл |
1. |
«Символы» |
|
2. |
«Соседи» |
|
3. |
«Исторический» |
|
4. |
«Известные люди Свердловской области» |
|
5. |
«Народы Свердловской области» |
|
6. |
«Полезные ископаемые» |
|
7. |
«Растения» |
|
8. |
«Природоохранительная полянка» |
|
Всего баллов |
|
Приложение 2
Приложение 3
Писатель Татищев Василий Никитич
Президент Отец и сын Черепановы
Первые паровозостроители Чайковский Пётр Ильич
Основатель города
Екатеринбурга Ельцин Борис Николаевич
Композитор, живший
2 года в Алапаевске Бажов Павел Петрович
Приложение 4
Приложение 5
Кроссворд
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.