Методическая разработка
«Доброта вам не малость…»
Тема методической разработки
Пояснительная записка
Тематическое направление – духовное и нравственное воспитание.
Тема воспитательного мероприятия – «Доброта вам не малость….»
Актуальность – Для современных детей доброта не является важным человеческим качеством. Когда у них спрашиваешь, какими они хотят вырасти, многие отвечают: «Храбрыми, сильными, умными, красивыми и т. д.» И почти никто не хочет вырасти ДОБРЫМ.
- Неужели современному человеку не нужно внимание, сочувствие, сопереживание, доброжелательность?!
-В современном мире многие считают доброту одним из признаков слабости. Почему так? Разве можно допустить, чтобы доброта утратила свою нравственную силу?!
-Доброта – это вовсе не слабость духа или силы воли. Таким качеством обладают сильные люди.
Формирование нравственных качеств у учащихся, на мой взгляд, является важной задачей в работе классного руководителя. Читать и рассказывать, объяснять и показывать. Ребенок как подсолнух: он поворачивается к добру, как к солнышку.
В. А. Сухомлинский говорил: «…Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать».
Целевая аудитория - 7-9 лет (1-3 классы).
Первоосновой в развитии нравственных начал ребенка является семья. В семье «зернышко добра» посеют, а мы учителя за ним «ухаживаем», формируем его рост и развитие.
Формирование нравственных качеств осуществляется в урочной и во внеурочной деятельности. Ситуация на уроке, изучение того или иного произведения может стать темой классного часа или беседы. Учитель, классный руководитель формирует в каждом ребенке доброту, сопереживание, милосердие, уважение к людям.
В классе данная форма работы апробирована, успешно реализуется и положительно влияет на микроклимат коллектива.
Данная методическая разработка может применяться при проведении внеклассных мероприятий, общешкольных, в каникулярное время.
Цель:
Способствование формирования у детей нравственных понятий, таких как доброта, вежливость, внимание и уважение к окружающим людям.
Задачи:
· выявлять правильные и ошибочные представления детей о доброте и добрых делах;
· формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
· развивать коммуникативные навыки обучающихся, умение договариваться при выполнении коллективных заданий;
· способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения;
· воспитывать доброе отношение к окружающим людям.
Планируемые результаты:
Формирование у обучающихся основ эмпатии, способности чувствовать радость и боль другого человека, сопереживать.
Форма проведения – классный час.
Классный час – одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Ведь это прекрасная возможность непринужденно в неформальной обстановке поговорить с детьми о важном и интересном.
Педагогическая технология
Для достижения планируемых результатов использовались элементы технологии социальных проб, способствующие умению «проектировать себя» в содружестве и взаимодействии с микросоциумом, выстраивать отношения в группе на основе взаимопонимания, взаимоуважения, сопереживания и творчества, информационно-коммуникационные технологии.
Методы и методические приемы, используемые в ходе проведения мероприятия:
· проблемный метод,
· исследовательский метод,
· поисковый метод,
· деятельностный метод,
· рефлексия,
· беседа,
· дискуссия,
· дидактическая игра.
Ресурсы:
· Выставка детских рисунков «Доброта детскими глазами»;
· Акция «Дари добро» (Поздравительная открытка на День пожилого человека);
· Песня «Дорогою Добра» (из к/ф «Маленький Мук», Энтин, Минков);
· Песня «Если добрый ты…» из мультипликационного фильма «День рождения кота Леопольда»;
· эмблема мероприятия;
· Толковый словарь;
· Компьютер, проектор.
Методическая разработка поможет учителю, классному руководителю показать детям, насколько важно быть добрым человеком, воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям; перестроить процесс воспитания таким образом, чтобы на занятиях был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов нравственной компетенции, а именно: идеалов добра и зла, справедливости, отзывчивости, сопереживания.
В процессе проведения социально-значимой акции «Дари добро» учащиеся получают положительные эмоции от общения с пожилыми жителями села, от демонстрации своих возможностей, возникает позитивное чувство ожидания непредвиденных ситуаций и последовательного их разрешения.
Основная часть:
Подготовительный этап включает следующие моменты:
· Акция «Дари добро» (Поздравительная открытка на День пожилого человека);
· подбор информационных материалов;
· подготовка выставки рисунков «Доброта детскими глазами»;
· назначение ответственных за подготовку и оформление внеклассного мероприятия;
· составление и обсуждение плана проведения внеклассного мероприятия;
· изготовление символической эмблемы;
2. Проведение мероприятия по плану.
Прежде всего, пришедшие на мероприятие ученики, должны быть подготовлены к восприятию данной темы. Это необходимо сделать классному руководителю во вступительном слове. Обстановка в классе должна быть доброжелательной и соответствовать тематике мероприятия.
Ребята должны поддерживать выступающих и создавать атмосферу непринужденного общения.
Классному руководителю необходимо внимательно наблюдать процесс восприятия информации детьми, выступлений, мастер-класса и при необходимости корректировать, чтобы подвести школьников к заключительному этапу.
3.Окончание мероприятия.
В заключении классный руководитель обязан поблагодарить всех слушателей и участников за проявленный интерес к данной теме, предложить ребятам оценить свою работу и сделать самостоятельно выводы.
Приложения:
Сценарий внеклассного мероприятия.
Презентация.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
«Доброта вам не малость…»
(сценарий внеклассного мероприятия)
План:
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово.
III. Беседа по стимулированию мотивации.
IV. Основная часть.
V. Рефлексия.
VI. Заключительное слово ведущего.
Ход мероприятия:
I. Организационный момент Слайд 2
Звучит песня «Если добрый ты…» из мультипликационного фильма «День рождения кота Леопольда»
II. Вступительное слово
Учитель: Дорогие ребята! Я рада видеть вас и приветствовать! ДОБРЫЙ ДЕНЬ! Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей и думаю, что наше общение будет приятным и полезным. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу.
Наверное, вы уже догадались, о чем мы поговорим с вами сегодня на нашем часе общения. Сегодня мы поговорим с вами о том, что очень важно, ценно, о том, что должно быть в каждом человеке, и что каждый человек хочет чувствовать по отношению к себе. Чтобы вы смогли понять, о чем идет речь, послушайте, пожалуйста, один небольшой рассказ. (Приложение 1)
III. Беседа по стимулированию мотивации
- Назовите героев этого рассказа?
- Что вы можете сказать о них? Какие они?
- Почему они такие?
- Чьи поступки вам близки? Почему?
- А почему вам не нравятся поступки другого героя?
-Итак, вот мы с вами и подобрались к теме нашего занятия. Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить? О каком качестве человека? Слайд 3
У вас на столах конверты. Возьмите конверт № 1. Вам необходимо составить фразу, подходящую к нашему часу общения. Но будьте внимательны: не все слова вам пригодятся.
(сделай, мир, добрее, солнце, цветок, дерево, небо, облака)
Какая фраза у вас получилась?
Слайд 4
«Сделай мир добрее!»
- Дети, как вы думаете, что означают слова «доброта», «добрый»? (ответы детей)
- А вы, ребята, считаете себя добрыми? (ответы детей)
- Вежливыми (ответы детей)
Учитель:
- У вас на столах лежат толковые словари. Откройте их и найдите лексическое значение слов «добро» и «доброта» Слайд 5
- Правильно, доброта - это чуткость, отзывчивость, деликатность по отношении к другому человеку.
Ученик:
Что такое доброта?
Вымыть миску у кота,
Напоить водой цветок
(Он ужасно одинок),
Починить сестре игрушку,
Пропустить вперёд старушку,
Грусть лечить любви словами,
Помогать усталой маме,
А девчонке незнакомой
Донести портфель до дома.
От тепла и доброты
Распускаются цветы,
Согревает всех она,
Словно лучик из окна.
(И. Полюшко)
Учитель:
Если бы мы смогли потрогать это качество, то
какое оно было бы на ощупь? (ответы детей)
IV. Основная часть
- Давайте вместе с вами вспомним все «ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА», которые каждый должен знать с детства и запишем их. Слайд 6
Добрый день
- Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.
Здравствуйте
- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
- Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
Спасибо
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы –
Кому сказали, сколько раз?
Простите
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И что обещал – забывать.
Пожалуйста
Отменить, что ли слово «пожалуйста» -
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй что, без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
Доброго пути
Нам желают: «Доброго пути!»
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
Добрые слова
Эти слова всем известны давно,
Видишь, они просты, и не новы.
Но я ещё повторю всё равно:
- Добрые люди, будьте здоровы!
Учитель:
А вы знаете, что слово
«добро» очень древнее, оно является исконно русским словом. Доброжелательность
всегда ценилась русским народом, которые издавна с благодарностью воспевают всё
доброе, сделанное во имя людей. Даже в древней азбуке буква «Д» называлась
«добро».
Именно поэтому оно живо до сих пор, оно вечно.
Много в устном народном творчестве говорится о доброте! В каждой русской народной сказке есть добро, и оно всегда побеждает зло. Также существует много пословиц о доброте.
-У вас на столах лежат части пословицы. Вам необходимо поработать в парах – собрать целую пословицу и объяснить ее смысл. (Приложение 2)
- Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось Слайд 7
Учитель:
-Добро, доброта – понятия удивительные. Они
сближают людей, как ничто другое.
-Как вы думаете, с чего начинается добро?
-С доброго слова.
Учитель:
Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть
душу.
Возьмите конверт № 2. В нем незаконченные фразы
и лист с «волшебными словами». Впишите на листик подходящее по смыслу слово.
1 группе
Растает ледяная глыба от слова доброго ....... «Спасибо»
Когда бранят за шалости, мы говорим ....... «Прости, пожалуйста»
И во Франции, и в Дании на прощание говорят: ....... «До свидания!»
Посиди со мной сестра почитай мне, ....... будь добра.
2 группе
Забыл я книжку принести! За это ты меня ....... прости.
Печально сказали мы дяде Никите: «За вазу разбитую нас ....... извините».
На меня отцу не жалуйся, я прошу тебя: ....... «Пожалуйста».
Если больше есть не в силах, скажем маме мы: ....... «Спасибо»
(Ученики зачитывают получившиеся фразы) Слайд 8
Ученик:
- Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые — щедро больным помогают,
Добрые — дарят тепло и уют,
Добрые — в ногу со слабым шагают
И никакого «Спасибо» не ждут.
Учитель:
Перед вами могучее дерево. Чтобы оно стало красивым, должна появиться на этом дереве листва. Давайте «оденем» его. А листиками пусть будут наши листочки с «Волшебными словами».
Учитель:
Мне очень приятно видеть, сколько добрых волшебных слов вы знаете. Не забывайте ими пользоваться, пожалуйста.
Ученик:
Подумайте сами, ребята,
Случается, так почему –
Котенка один обижает,
Другой – лечит лапку ему.
Один воробья из рогатки
Старается сбить наповал,
Другой, чтобы выходить пташку,
С земли воробья подобрал.
Один ранит палкой лягушку,
В костер ее тащит живьем,
А кто-то из лужи-ловушки
Мальков перенес в водоем.
Подобных примеров немало,
Подобных поступков не счесть.
Закон доброты правит жизнью,
У всех доброта в сердце есть!
(Е. Андреева)
Учитель:
-Так по каким же действиям человека можно судить
о том, добрый он или нет?
(По добрым поступкам)
-Мне хочется, чтобы девизом в нашей жизни стали слова, которые мы прочтем вместе. Слайд 9
Делай добро всем, кому можешь,
Делай добро везде, где можешь,
Делай добро, когда только можешь,
Делай добро – насколько хватит тебя.
V.Рефлексия
Учитель:
- Давайте обобщим все и скажем: добро-это?
Дети:
- Добро – это мир, единство, взаимопомощь, любовь...
Добрый человек – это тот, кто любит людей и приходит в трудную минуту на помощь;
Добрый человек любит природу и бережет ее;
Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу;
Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым, уважительным в общении с товарищами и взрослыми.
- Ребята, по-моему, мы отлично поработали! Давайте оценим свою работу! На столах у вас цветные ладошки, выберите, пожалуйста, цвет, который отражает ваше настроение и наклейте на доску!
Ученик:
Добро творить спеши, мой друг,
И для друзей и для подруг,
Порою им бывает худо,
Добро твое им будет чудом.
Добро, как Божья благодать,
Спасеньем в жизни может стать,
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши.
И слово доброе, и дело
Ты применить сумей умело,
Их не жалей любому дать,
Добром их души исцелять.
Такая истина бытует:
Добра не делай – зла не будет,
С обидой в сердце трудно жить,
Добром за зло умей платить.
Тот, кто добро творить умеет,
Зла сотворить уже не смеет,
Дари, дружок, добро дари,
За все добром благодари.
VI. Заключительное слово учителя:
Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу! То, какие у вас будут друзья, какими вы будете людьми, зависит только от вас. Я хочу, чтобы в заключении нашего разговора, вы послушали небольшую притчу. Приложение 3
- Все в ваших руках, какие совершать поступки в своей жизни. Я надеюсь, что вы будете стараться совершать только добрые поступки. Если вы здоровы и добры – вы обладаете несметными богатствами. У вас отличное настроение, вы счастливы, открыты, вы приносите людям радость и творите чудеса. А это самое главное. Это здорово. Творите добро, приучайте себя к добрым поступкам. Слайд 10
Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету еще лучше. Но для этого вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми и бескорыстными! Не будьте РАВНОДУШНЫМИ! Ведь делать добро это здорово! И шагайте по жизни только дорогою добра!
Звучит песня «Дорогою Добра» (из к/ф «Маленький Мук», Энтин, Минков)
Приложение 1
Жили-были старик со старухой. А вместе с ними — пёс и кот. Когда-то давно старик подобрал их на улице голодных и больных. Он ухаживал за ними, лечил их. И пёс, и кот стали его преданными друзьями. Они всегда сопровождали старика куда бы он не шёл.
Старик был заядлым рыбаком и всё лето проводил с удочкой на речке, а пёс и кот вместе с ним. Пёс обычно носился за бабочками, пытался охотиться на птиц. Кота- же охота не интересовала, он сидел на берегу рядом со стариком и ждал, когда тот поймает рыбку и угостит его. Вечером они возвращались домой. Старуха не жаловала ни пса, ни кота.
«Бездельники, дармоеды!» — ругала она их. Особенно доставалось коту. Старуха так и норовила пнуть его ногой. А после того, как в доме поселилась мышка, коту стало попадать от старухи ещё больше. Каждый раз, когда старуха обнаруживала, что мышка погрызла сыр или прогрызла дыру в мешочке с зерном, она поднимала страшный крик: «Утопи, старик, кота! Зачем кормить этого бездельника!» В такие минуты не только пёс и кот прятались куда-нибудь подальше, а мышка замирала в своей норке, но и дед уходил во двор, стараясь не попадаться старухе на глаза. Кот мог бы, конечно, поймать мышку, однако он давно подружился с ней, знал, что она долго искала себе тёплую сухую норку, долго была бездомной, поэтому он жалел её и не хотел причинять ей вреда. Да и ела мышка совсем мало, так что и урон от неё в хозяйстве старухи был не большой. Жили они так долгое время, пока не произошла история резко изменившая отношение старухи к псу, коту и мышке. А дело было так.
Однажды утром старик сидел во дворе и разбирал рыболовные снасти. Пёс и кот были рядом с ним, а мышка тихонечко сидела в своей норке. Старуха готовила завтрак. В кладовой, сняв сыр с полки, она увидела, что сыр с краешку погрызен мышкой. Старуха страшно разгневалась и с криком, изрыгая угрозы в адрес кота, пса, мыши и деда, помчалась во двор. Она была так разгневана, что совсем забыла про накрытый досками старый заброшенный колодец во дворе. От старости доски прогнили, и старуха рухнула в колодец. На её счастье, в колодце давно уже не было воды, а стенки осыпались, так что старуха не разбилась, а только поцарапалась о доски и сильно испугалась. Однако самостоятельно выбраться она не могла, колодец был ещё достаточно глубок. В это время под досками сидела мышка и увидев беду бабки, побежала в сторону кошки, чтобы та обратила на нее внимание. Кошка погналась за мышкой, пытаясь угодить старухе. Погоня закончилась тем, что мышка спряталась под дерево, рядом с которым стояла будка собаки. Пес начал, не переставая, лаять на кота, который с испугу забрался на дерево. Старик услышал лай собаки и вернулся домой, где увидел старуху в колодце и помог ей выбраться.
«Вот видишь, старуха, и пригодились тебе и пёс, и кот, и даже мышка. Если бы не они, ещё долго сидела бы ты в колодце, пока я нашёл бы помощников», — назидательно сказал дед. Старуха промолчала. Однако в доме она поставила на пол три миски и, теперь каждое утро в одну миску она бросала кость для пса, в другую наливала молочка для кота, а в третью — немного сыра для мышки. Для каждого у неё находилось ласковое слово. Так ворчливая старуха, благодаря доброму поступку пса, кота и мышки, стала доброй и ласковой.
Не спешите на зло отвечать злом, отвечайте добром и от этого жизнь на земле станет ещё прекраснее.
Приложение 2
-Не ищи красоты, ищи доброты.
-Доброго человека пчела не жалит.
- Без добрых дел нет доброго имени.
- Жизнь дана на добрые дела.
- От добра добра не ищут.
- При солнышке тепло, при матушке добро.
- Доброе слово и кошке приятно.
- Худо тому, кто добра не делает никому.
Приложение 3
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?»
- Как вы думаете, что ответил мудрец?
И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: «Все в твоих руках».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.