Методическая разработка."Доброта вам не малость..."

  • Мероприятия
  • docx
  • 12.07.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методическая разработка.Доброта вам не малость.docx

Методическая разработка

«Доброта вам не малость…»

 

 

Тема методической разработки

 

Пояснительная записка

Тематическое направление  – духовное и нравственное воспитание.

Тема воспитательного мероприятия – «Доброта вам не малость….»

Актуальность – Для современных детей  доброта не является важным человеческим качеством. Когда  у них спрашиваешь, какими они хотят вырасти, многие отвечают:  «Храбрыми, сильными, умными, красивыми и т. д.» И почти никто не хочет вырасти ДОБРЫМ.

 - Неужели современному человеку не нужно внимание, сочувствие, сопереживание, доброжелательность?!

-В современном мире многие считают доброту одним из признаков слабости. Почему так? Разве можно допустить, чтобы  доброта утратила свою нравственную силу?!

-Доброта – это вовсе не слабость духа или силы воли. Таким  качеством обладают сильные люди.

Формирование нравственных качеств у учащихся, на мой взгляд, является важной задачей в работе классного руководителя. Читать и рассказывать, объяснять и показывать. Ребенок как подсолнух: он поворачивается к добру, как к солнышку. 

В. А. Сухомлинский говорил: «…Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать».

Целевая аудитория - 7-9 лет (1-3 классы).

Первоосновой в развитии нравственных начал ребенка является семья. В семье «зернышко добра» посеют, а мы учителя за ним «ухаживаем», формируем его рост и развитие.

Формирование нравственных качеств осуществляется в урочной и во внеурочной деятельности.  Ситуация на уроке, изучение того или иного произведения может стать темой классного часа или беседы. Учитель, классный руководитель формирует в каждом ребенке доброту, сопереживание, милосердие, уважение к людям.

 В классе данная форма работы апробирована, успешно реализуется и положительно влияет на микроклимат коллектива.

Данная методическая разработка может применяться при проведении внеклассных мероприятий, общешкольных, в каникулярное время.

Цель:

Способствование формирования  у детей  нравственных  понятий, таких как доброта, вежливость, внимание и уважение к окружающим людям.

Задачи:

·         выявлять правильные и ошибочные представления детей о доброте и добрых делах;

·         формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;

·         развивать коммуникативные навыки обучающихся, умение договариваться при выполнении коллективных заданий;

·         способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения;

·         воспитывать доброе отношение к окружающим людям.

Планируемые  результаты:

Формирование у обучающихся основ эмпатии, способности чувствовать радость и боль другого человека, сопереживать. 

Форма проведения – классный час.

Классный час – одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Ведь это прекрасная возможность непринужденно в неформальной обстановке поговорить с детьми о важном и интересном.

Педагогическая технология

Для достижения планируемых результатов использовались элементы технологии социальных проб, способствующие умению «проектировать себя» в содружестве и взаимодействии с микросоциумом, выстраивать отношения в группе на основе взаимопонимания, взаимоуважения, сопереживания и творчества, информационно-коммуникационные технологии.

Методы и методические приемы, используемые в ходе проведения мероприятия:  

·         проблемный метод,

·         исследовательский метод,

·         поисковый метод,

·         деятельностный метод,

·         рефлексия,

·         беседа,

·         дискуссия,

·         дидактическая игра.

Ресурсы:

·         Выставка детских рисунков «Доброта детскими глазами»;

·         Акция «Дари добро» (Поздравительная открытка на День пожилого человека);

·         Песня «Дорогою Добра» (из к/ф «Маленький Мук»,  Энтин, Минков);

·         Песня «Если добрый ты…» из мультипликационного фильма «День рождения кота Леопольда»;

·         эмблема мероприятия;

·         Толковый словарь;

·         Компьютер, проектор.

Методическая разработка поможет учителю, классному руководителю показать детям, насколько важно быть добрым человеком, воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям; перестроить процесс воспитания таким образом, чтобы на занятиях был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов нравственной компетенции, а именно: идеалов добра и зла, справедливости, отзывчивости, сопереживания.

В процессе проведения социально-значимой акции «Дари добро» учащиеся получают положительные эмоции  от общения с пожилыми жителями села, от демонстрации  своих возможностей, возникает позитивное чувство ожидания непредвиденных ситуаций и последовательного их разрешения.

Основная часть:

Подготовительный этап включает следующие моменты:

·         Акция «Дари добро» (Поздравительная открытка на День пожилого человека);

·         подбор информационных материалов;

·         подготовка выставки рисунков  «Доброта детскими глазами»;

·         назначение  ответственных за подготовку и оформление внеклассного мероприятия;

·         составление и обсуждение плана проведения внеклассного мероприятия;

·         изготовление символической эмблемы;

2. Проведение мероприятия по плану.

Прежде всего, пришедшие на мероприятие ученики, должны быть подготовлены к восприятию данной темы. Это необходимо сделать классному руководителю во вступительном слове. Обстановка в классе должна быть доброжелательной и соответствовать тематике мероприятия.

Ребята должны поддерживать выступающих и создавать атмосферу непринужденного общения.

Классному руководителю необходимо внимательно наблюдать процесс восприятия информации детьми, выступлений, мастер-класса и при необходимости корректировать, чтобы подвести школьников к заключительному этапу.  

3.Окончание мероприятия.

В заключении классный руководитель обязан поблагодарить всех слушателей и участников за проявленный интерес к данной теме, предложить ребятам оценить свою работу и сделать самостоятельно выводы.  

Приложения:

Сценарий внеклассного мероприятия.

Презентация.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Доброта вам не малость…»

(сценарий внеклассного мероприятия)

 

 

                 План:

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово.

III. Беседа по стимулированию мотивации.

IV. Основная часть.

V. Рефлексия.

VI. Заключительное слово ведущего.  

Ход мероприятия:

I. Организационный момент  Слайд 2

Звучит песня «Если добрый ты…» из мультипликационного фильма «День рождения кота Леопольда»

II. Вступительное слово

Учитель: Дорогие ребята! Я рада видеть вас и приветствовать! ДОБРЫЙ ДЕНЬ! Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей  и думаю, что наше общение будет приятным и полезным. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Посмотрите друг на друга.  Улыбнитесь друг другу.

Наверное, вы уже догадались, о чем мы поговорим с вами сегодня на нашем часе общения. Сегодня  мы поговорим с вами о том, что очень важно, ценно, о том, что должно быть в каждом человеке, и что каждый человек хочет чувствовать по отношению к себе. Чтобы вы смогли  понять, о чем идет речь, послушайте, пожалуйста, один небольшой рассказ. (Приложение 1)

III. Беседа по стимулированию мотивации

- Назовите  героев этого рассказа?

- Что вы можете сказать о них? Какие они?

- Почему они такие?

- Чьи поступки вам близки? Почему?

- А почему вам не нравятся поступки другого героя?

-Итак, вот мы с вами и подобрались к теме нашего занятия. Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить? О каком качестве человека?    Слайд 3

У вас на столах конверты. Возьмите конверт № 1. Вам необходимо составить фразу, подходящую к нашему часу общения. Но будьте внимательны: не все слова вам пригодятся. 

(сделай, мир, добрее, солнце, цветок, дерево, небо, облака)

Какая фраза у вас получилась?

Слайд 4

«Сделай мир добрее!»

- Дети, как вы думаете, что означают слова «доброта», «добрый»? (ответы детей)

- А вы, ребята, считаете себя добрыми? (ответы детей)

- Вежливыми (ответы детей) 

Учитель:

- У вас на столах лежат толковые словари. Откройте их и найдите лексическое значение слов «добро» и «доброта» Слайд  5

-   Правильно, доброта - это чуткость, отзывчивость, деликатность по отношении к другому человеку.               

Ученик:

Что такое доброта?

Вымыть миску у кота,

Напоить водой цветок

(Он ужасно одинок),

Починить сестре игрушку,

Пропустить вперёд старушку,

Грусть лечить любви словами,

Помогать усталой маме,

А девчонке незнакомой

Донести портфель до дома.

От тепла и доброты

Распускаются цветы,

Согревает всех она,

Словно лучик из окна.

(И. Полюшко)

Учитель:
Если бы мы смогли потрогать это качество, то какое оно было бы на ощупь? (ответы детей)

IV. Основная часть

- Давайте вместе с вами вспомним все «ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА», которые каждый должен знать с детства и запишем их. Слайд 6

 Добрый день

- Добрый день! – тебе сказали.

- Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты.

Здравствуйте

- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

- Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

Спасибо

За что мы говорим «спасибо»?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы –

Кому сказали, сколько раз?

Простите

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду,

И взрослых перебивать,

И что обещал – забывать.

Пожалуйста

Отменить, что ли слово «пожалуйста» -

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй что, без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

Доброго пути

Нам желают: «Доброго пути!»

Будет легче ехать и идти.

Приведёт, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

Добрые слова

Эти слова всем известны давно,

Видишь, они просты, и не новы.

Но я ещё повторю всё равно:

- Добрые люди, будьте здоровы!

Учитель:

А вы знаете, что слово «добро» очень древнее, оно является исконно русским словом. Доброжелательность всегда ценилась русским народом, которые издавна с благодарностью воспевают всё доброе, сделанное во имя людей. Даже в древней азбуке буква «Д» называлась «добро».
Именно поэтому оно живо до сих пор, оно вечно.

Много в устном народном творчестве говорится о доброте! В каждой русской народной сказке есть добро, и оно всегда побеждает зло. Также существует много пословиц  о доброте.

-У вас на столах лежат части пословицы. Вам необходимо поработать в парах – собрать целую пословицу и объяснить ее смысл. (Приложение 2)

- Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось  Слайд 7

Учитель:
-Добро, доброта – понятия удивительные. Они сближают людей, как ничто другое. 

-Как вы думаете, с чего начинается добро?

-С доброго слова.

Учитель:
Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу. 

Возьмите конверт № 2. В нем незаконченные фразы и лист с «волшебными словами». Впишите на листик подходящее по смыслу слово.

1 группе

Растает ледяная глыба от слова доброго ....... «Спасибо»

Когда бранят за шалости, мы говорим ....... «Прости, пожалуйста»

И во Франции, и в Дании на прощание говорят: ....... «До свидания!»

Посиди со мной сестра почитай мне, ....... будь добра.

2 группе

Забыл я книжку принести! За это ты меня ....... прости. 

Печально сказали мы дяде Никите: «За вазу  разбитую нас ....... извините».

На меня отцу не жалуйся, я прошу тебя: ....... «Пожалуйста».

Если больше есть не в силах, скажем маме мы: ....... «Спасибо»

(Ученики зачитывают получившиеся фразы)  Слайд 8

Ученик:

- Добрых людей, как всегда, не хватает,

 Добрых людей, как всегда, дефицит.

 Добрых людей не всегда понимают,

 Сердце у добрых сильнее болит.

 Добрые — щедро больным помогают,

 Добрые  — дарят тепло и уют,

 Добрые — в ногу со слабым шагают

 И никакого «Спасибо» не ждут.

Учитель:

Перед вами могучее дерево. Чтобы оно стало красивым, должна появиться на этом дереве листва. Давайте «оденем» его. А листиками пусть будут наши листочки с «Волшебными словами».                                 

Учитель:

Мне очень приятно видеть, сколько добрых волшебных слов вы знаете. Не забывайте ими пользоваться, пожалуйста.

Ученик:

Подумайте сами, ребята,

Случается, так почему –

Котенка один обижает,

Другой – лечит лапку ему.

Один воробья из рогатки

Старается сбить наповал,

Другой, чтобы выходить пташку,

С земли воробья подобрал.

Один ранит палкой лягушку,

В костер ее тащит живьем,

А кто-то из лужи-ловушки

Мальков перенес в водоем.

Подобных примеров немало,

Подобных поступков не счесть.

Закон доброты правит жизнью,

У всех доброта в сердце есть!

(Е. Андреева)

Учитель:
-Так по каким же действиям человека можно судить о том, добрый он или нет?
(По добрым поступкам)

-Мне хочется, чтобы девизом в нашей жизни стали слова, которые мы прочтем вместе. Слайд 9                        

Делай добро всем, кому можешь,

Делай добро везде, где можешь,

Делай добро, когда только можешь,

Делай добро – насколько хватит тебя.      

V.Рефлексия

Учитель:

- Давайте обобщим все  и скажем: добро-это?

Дети:

- Добро – это мир, единство, взаимопомощь, любовь...

Добрый человек – это тот, кто любит людей и приходит в трудную минуту на помощь;

Добрый человек любит природу и бережет ее;

Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу;

Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым, уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

- Ребята, по-моему, мы отлично поработали! Давайте оценим свою работу! На столах у вас цветные ладошки, выберите, пожалуйста, цвет, который отражает ваше настроение и наклейте на доску!

Ученик:

Добро творить спеши, мой друг,

И для друзей и для подруг,

Порою им бывает худо,

Добро твое им будет чудом.

Добро, как Божья благодать,

Спасеньем в жизни может стать,

Друг, не жалей огня души,

Дарить добро всегда спеши.

И слово доброе, и дело

Ты применить сумей умело, 

Их не жалей любому дать,

Добром их души исцелять.

Такая истина бытует:

Добра не делай – зла не будет,

С обидой в сердце трудно жить,

Добром за зло умей платить.

Тот, кто добро творить умеет, 

Зла сотворить уже не смеет,

Дари, дружок, добро дари,

За все добром благодари.

VI. Заключительное слово учителя:

Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу! То, какие у вас будут друзья, какими вы будете людьми,  зависит только от вас. Я хочу, чтобы в заключении нашего разговора, вы послушали небольшую притчу. Приложение 3

- Все в ваших руках, какие совершать поступки в своей жизни.  Я надеюсь, что вы будете стараться совершать только добрые поступки.  Если вы здоровы и добры – вы обладаете несметными богатствами. У вас отличное настроение, вы счастливы, открыты, вы приносите людям радость и творите чудеса. А это самое главное. Это здорово. Творите добро, приучайте себя к добрым поступкам.  Слайд 10

Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету еще лучше. Но для этого вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми и бескорыстными! Не будьте РАВНОДУШНЫМИ! Ведь делать добро это здорово! И шагайте по жизни только дорогою добра!

Звучит песня «Дорогою Добра» (из к/ф «Маленький Мук», Энтин, Минков)

 

 

Приложение 1

Жили-были старик со старухой. А вместе с ними — пёс и кот. Когда-то давно старик подобрал их на улице голодных и больных. Он ухаживал за ними, лечил их. И пёс, и кот стали его преданными друзьями. Они всегда сопровождали старика куда бы он не шёл.

Старик был заядлым рыбаком и всё лето проводил с удочкой на речке, а пёс и кот вместе с ним. Пёс обычно носился за бабочками, пытался охотиться на птиц. Кота- же охота не интересовала, он сидел на берегу рядом со стариком и ждал, когда тот поймает рыбку и угостит его. Вечером они возвращались домой. Старуха не жаловала ни пса, ни кота. 

«Бездельники, дармоеды!» — ругала она их. Особенно доставалось коту. Старуха так и норовила пнуть его ногой. А после того, как в доме поселилась мышка, коту стало попадать от старухи ещё больше. Каждый раз, когда старуха обнаруживала, что мышка погрызла сыр или прогрызла дыру в мешочке с зерном, она поднимала страшный крик: «Утопи, старик, кота! Зачем кормить этого бездельника!» В такие минуты не только пёс и кот прятались куда-нибудь подальше, а мышка замирала в своей норке, но и дед уходил во двор, стараясь не попадаться старухе на глаза. Кот мог бы, конечно, поймать мышку, однако он давно подружился с ней, знал, что она долго искала себе тёплую сухую норку, долго была бездомной, поэтому он жалел её и не хотел причинять ей вреда. Да и ела мышка совсем мало, так что и урон от неё в хозяйстве старухи был не большой. Жили они так долгое время, пока не произошла история резко изменившая отношение старухи к псу, коту и мышке. А дело было так. 

Однажды утром старик сидел во дворе и разбирал рыболовные снасти. Пёс и кот были рядом с ним, а мышка тихонечко сидела в своей норке. Старуха готовила завтрак. В кладовой, сняв сыр с полки, она увидела, что сыр с краешку погрызен мышкой. Старуха страшно разгневалась и с криком, изрыгая угрозы в адрес кота, пса, мыши и деда, помчалась во двор. Она была так разгневана, что совсем забыла про накрытый досками старый заброшенный колодец во дворе. От старости доски прогнили, и старуха рухнула в колодец. На её счастье, в колодце давно уже не было воды, а стенки осыпались, так что старуха не разбилась, а только поцарапалась о доски и сильно испугалась. Однако самостоятельно выбраться она не могла, колодец был ещё достаточно глубок. В это время под досками сидела мышка и увидев беду бабки, побежала в сторону кошки, чтобы та обратила на нее внимание. Кошка погналась за мышкой, пытаясь угодить старухе. Погоня закончилась тем, что мышка спряталась под дерево, рядом с которым стояла будка собаки. Пес начал, не переставая, лаять на кота, который с испугу забрался на дерево. Старик услышал лай собаки и вернулся домой, где увидел старуху в колодце и помог ей выбраться.

 «Вот видишь, старуха, и пригодились тебе и пёс, и кот, и даже мышка. Если бы не они, ещё долго сидела бы ты в колодце, пока я нашёл бы помощников», — назидательно сказал дед. Старуха промолчала. Однако в доме она поставила на пол три миски и, теперь каждое утро в одну миску она бросала кость для пса, в другую наливала молочка для кота, а в третью — немного сыра для мышки. Для каждого у неё находилось ласковое слово. Так ворчливая старуха, благодаря доброму поступку пса, кота и мышки, стала доброй и ласковой. 

Не спешите на зло отвечать злом, отвечайте добром и от этого жизнь на земле станет ещё прекраснее.

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

-Не ищи красоты, ищи доброты.

-Доброго человека пчела не жалит.

- Без добрых дел нет доброго имени.

- Жизнь дана на добрые дела.

- От добра добра не ищут.

- При солнышке тепло, при матушке добро.

- Доброе слово и кошке приятно.

- Худо тому, кто добра не делает никому.

 

Приложение 3

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».

Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?»

- Как вы думаете, что ответил мудрец?

И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: «Все в твоих руках».