Методическая разработка."Доброта вам не малость..."
Оценка 4.7

Методическая разработка."Доброта вам не малость..."

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
воспитательная работа
12.07.2022
Методическая разработка."Доброта вам не малость..."
Методическая разработка.Доброта вам не малость.docx

Методическая разработка

«Доброта вам не малость…»

 

 

Тема методической разработки

 

Пояснительная записка

Тематическое направление  – духовное и нравственное воспитание.

Тема воспитательного мероприятия – «Доброта вам не малость….»

Актуальность – Для современных детей  доброта не является важным человеческим качеством. Когда  у них спрашиваешь, какими они хотят вырасти, многие отвечают:  «Храбрыми, сильными, умными, красивыми и т. д.» И почти никто не хочет вырасти ДОБРЫМ.

 - Неужели современному человеку не нужно внимание, сочувствие, сопереживание, доброжелательность?!

-В современном мире многие считают доброту одним из признаков слабости. Почему так? Разве можно допустить, чтобы  доброта утратила свою нравственную силу?!

-Доброта – это вовсе не слабость духа или силы воли. Таким  качеством обладают сильные люди.

Формирование нравственных качеств у учащихся, на мой взгляд, является важной задачей в работе классного руководителя. Читать и рассказывать, объяснять и показывать. Ребенок как подсолнух: он поворачивается к добру, как к солнышку. 

В. А. Сухомлинский говорил: «…Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать».

Целевая аудитория - 7-9 лет (1-3 классы).

Первоосновой в развитии нравственных начал ребенка является семья. В семье «зернышко добра» посеют, а мы учителя за ним «ухаживаем», формируем его рост и развитие.

Формирование нравственных качеств осуществляется в урочной и во внеурочной деятельности.  Ситуация на уроке, изучение того или иного произведения может стать темой классного часа или беседы. Учитель, классный руководитель формирует в каждом ребенке доброту, сопереживание, милосердие, уважение к людям.

 В классе данная форма работы апробирована, успешно реализуется и положительно влияет на микроклимат коллектива.

Данная методическая разработка может применяться при проведении внеклассных мероприятий, общешкольных, в каникулярное время.

Цель:

Способствование формирования  у детей  нравственных  понятий, таких как доброта, вежливость, внимание и уважение к окружающим людям.

Задачи:

·         выявлять правильные и ошибочные представления детей о доброте и добрых делах;

·         формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;

·         развивать коммуникативные навыки обучающихся, умение договариваться при выполнении коллективных заданий;

·         способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения;

·         воспитывать доброе отношение к окружающим людям.

Планируемые  результаты:

Формирование у обучающихся основ эмпатии, способности чувствовать радость и боль другого человека, сопереживать. 

Форма проведения – классный час.

Классный час – одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Ведь это прекрасная возможность непринужденно в неформальной обстановке поговорить с детьми о важном и интересном.

Педагогическая технология

Для достижения планируемых результатов использовались элементы технологии социальных проб, способствующие умению «проектировать себя» в содружестве и взаимодействии с микросоциумом, выстраивать отношения в группе на основе взаимопонимания, взаимоуважения, сопереживания и творчества, информационно-коммуникационные технологии.

Методы и методические приемы, используемые в ходе проведения мероприятия:  

·         проблемный метод,

·         исследовательский метод,

·         поисковый метод,

·         деятельностный метод,

·         рефлексия,

·         беседа,

·         дискуссия,

·         дидактическая игра.

Ресурсы:

·         Выставка детских рисунков «Доброта детскими глазами»;

·         Акция «Дари добро» (Поздравительная открытка на День пожилого человека);

·         Песня «Дорогою Добра» (из к/ф «Маленький Мук»,  Энтин, Минков);

·         Песня «Если добрый ты…» из мультипликационного фильма «День рождения кота Леопольда»;

·         эмблема мероприятия;

·         Толковый словарь;

·         Компьютер, проектор.

Методическая разработка поможет учителю, классному руководителю показать детям, насколько важно быть добрым человеком, воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям; перестроить процесс воспитания таким образом, чтобы на занятиях был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов нравственной компетенции, а именно: идеалов добра и зла, справедливости, отзывчивости, сопереживания.

В процессе проведения социально-значимой акции «Дари добро» учащиеся получают положительные эмоции  от общения с пожилыми жителями села, от демонстрации  своих возможностей, возникает позитивное чувство ожидания непредвиденных ситуаций и последовательного их разрешения.

Основная часть:

Подготовительный этап включает следующие моменты:

·         Акция «Дари добро» (Поздравительная открытка на День пожилого человека);

·         подбор информационных материалов;

·         подготовка выставки рисунков  «Доброта детскими глазами»;

·         назначение  ответственных за подготовку и оформление внеклассного мероприятия;

·         составление и обсуждение плана проведения внеклассного мероприятия;

·         изготовление символической эмблемы;

2. Проведение мероприятия по плану.

Прежде всего, пришедшие на мероприятие ученики, должны быть подготовлены к восприятию данной темы. Это необходимо сделать классному руководителю во вступительном слове. Обстановка в классе должна быть доброжелательной и соответствовать тематике мероприятия.

Ребята должны поддерживать выступающих и создавать атмосферу непринужденного общения.

Классному руководителю необходимо внимательно наблюдать процесс восприятия информации детьми, выступлений, мастер-класса и при необходимости корректировать, чтобы подвести школьников к заключительному этапу.  

3.Окончание мероприятия.

В заключении классный руководитель обязан поблагодарить всех слушателей и участников за проявленный интерес к данной теме, предложить ребятам оценить свою работу и сделать самостоятельно выводы.  

Приложения:

Сценарий внеклассного мероприятия.

Презентация.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Доброта вам не малость…»

(сценарий внеклассного мероприятия)

 

 

                 План:

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово.

III. Беседа по стимулированию мотивации.

IV. Основная часть.

V. Рефлексия.

VI. Заключительное слово ведущего.  

Ход мероприятия:

I. Организационный момент  Слайд 2

Звучит песня «Если добрый ты…» из мультипликационного фильма «День рождения кота Леопольда»

II. Вступительное слово

Учитель: Дорогие ребята! Я рада видеть вас и приветствовать! ДОБРЫЙ ДЕНЬ! Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей  и думаю, что наше общение будет приятным и полезным. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Посмотрите друг на друга.  Улыбнитесь друг другу.

Наверное, вы уже догадались, о чем мы поговорим с вами сегодня на нашем часе общения. Сегодня  мы поговорим с вами о том, что очень важно, ценно, о том, что должно быть в каждом человеке, и что каждый человек хочет чувствовать по отношению к себе. Чтобы вы смогли  понять, о чем идет речь, послушайте, пожалуйста, один небольшой рассказ. (Приложение 1)

III. Беседа по стимулированию мотивации

- Назовите  героев этого рассказа?

- Что вы можете сказать о них? Какие они?

- Почему они такие?

- Чьи поступки вам близки? Почему?

- А почему вам не нравятся поступки другого героя?

-Итак, вот мы с вами и подобрались к теме нашего занятия. Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить? О каком качестве человека?    Слайд 3

У вас на столах конверты. Возьмите конверт № 1. Вам необходимо составить фразу, подходящую к нашему часу общения. Но будьте внимательны: не все слова вам пригодятся. 

(сделай, мир, добрее, солнце, цветок, дерево, небо, облака)

Какая фраза у вас получилась?

Слайд 4

«Сделай мир добрее!»

- Дети, как вы думаете, что означают слова «доброта», «добрый»? (ответы детей)

- А вы, ребята, считаете себя добрыми? (ответы детей)

- Вежливыми (ответы детей) 

Учитель:

- У вас на столах лежат толковые словари. Откройте их и найдите лексическое значение слов «добро» и «доброта» Слайд  5

-   Правильно, доброта - это чуткость, отзывчивость, деликатность по отношении к другому человеку.               

Ученик:

Что такое доброта?

Вымыть миску у кота,

Напоить водой цветок

(Он ужасно одинок),

Починить сестре игрушку,

Пропустить вперёд старушку,

Грусть лечить любви словами,

Помогать усталой маме,

А девчонке незнакомой

Донести портфель до дома.

От тепла и доброты

Распускаются цветы,

Согревает всех она,

Словно лучик из окна.

(И. Полюшко)

Учитель:
Если бы мы смогли потрогать это качество, то какое оно было бы на ощупь? (ответы детей)

IV. Основная часть

- Давайте вместе с вами вспомним все «ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА», которые каждый должен знать с детства и запишем их. Слайд 6

 Добрый день

- Добрый день! – тебе сказали.

- Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты.

Здравствуйте

- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

- Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

Спасибо

За что мы говорим «спасибо»?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы –

Кому сказали, сколько раз?

Простите

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду,

И взрослых перебивать,

И что обещал – забывать.

Пожалуйста

Отменить, что ли слово «пожалуйста» -

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй что, без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

Доброго пути

Нам желают: «Доброго пути!»

Будет легче ехать и идти.

Приведёт, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

Добрые слова

Эти слова всем известны давно,

Видишь, они просты, и не новы.

Но я ещё повторю всё равно:

- Добрые люди, будьте здоровы!

Учитель:

А вы знаете, что слово «добро» очень древнее, оно является исконно русским словом. Доброжелательность всегда ценилась русским народом, которые издавна с благодарностью воспевают всё доброе, сделанное во имя людей. Даже в древней азбуке буква «Д» называлась «добро».
Именно поэтому оно живо до сих пор, оно вечно.

Много в устном народном творчестве говорится о доброте! В каждой русской народной сказке есть добро, и оно всегда побеждает зло. Также существует много пословиц  о доброте.

-У вас на столах лежат части пословицы. Вам необходимо поработать в парах – собрать целую пословицу и объяснить ее смысл. (Приложение 2)

- Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось  Слайд 7

Учитель:
-Добро, доброта – понятия удивительные. Они сближают людей, как ничто другое. 

-Как вы думаете, с чего начинается добро?

-С доброго слова.

Учитель:
Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу. 

Возьмите конверт № 2. В нем незаконченные фразы и лист с «волшебными словами». Впишите на листик подходящее по смыслу слово.

1 группе

Растает ледяная глыба от слова доброго ....... «Спасибо»

Когда бранят за шалости, мы говорим ....... «Прости, пожалуйста»

И во Франции, и в Дании на прощание говорят: ....... «До свидания!»

Посиди со мной сестра почитай мне, ....... будь добра.

2 группе

Забыл я книжку принести! За это ты меня ....... прости. 

Печально сказали мы дяде Никите: «За вазу  разбитую нас ....... извините».

На меня отцу не жалуйся, я прошу тебя: ....... «Пожалуйста».

Если больше есть не в силах, скажем маме мы: ....... «Спасибо»

(Ученики зачитывают получившиеся фразы)  Слайд 8

Ученик:

- Добрых людей, как всегда, не хватает,

 Добрых людей, как всегда, дефицит.

 Добрых людей не всегда понимают,

 Сердце у добрых сильнее болит.

 Добрые — щедро больным помогают,

 Добрые  — дарят тепло и уют,

 Добрые — в ногу со слабым шагают

 И никакого «Спасибо» не ждут.

Учитель:

Перед вами могучее дерево. Чтобы оно стало красивым, должна появиться на этом дереве листва. Давайте «оденем» его. А листиками пусть будут наши листочки с «Волшебными словами».                                 

Учитель:

Мне очень приятно видеть, сколько добрых волшебных слов вы знаете. Не забывайте ими пользоваться, пожалуйста.

Ученик:

Подумайте сами, ребята,

Случается, так почему –

Котенка один обижает,

Другой – лечит лапку ему.

Один воробья из рогатки

Старается сбить наповал,

Другой, чтобы выходить пташку,

С земли воробья подобрал.

Один ранит палкой лягушку,

В костер ее тащит живьем,

А кто-то из лужи-ловушки

Мальков перенес в водоем.

Подобных примеров немало,

Подобных поступков не счесть.

Закон доброты правит жизнью,

У всех доброта в сердце есть!

(Е. Андреева)

Учитель:
-Так по каким же действиям человека можно судить о том, добрый он или нет?
(По добрым поступкам)

-Мне хочется, чтобы девизом в нашей жизни стали слова, которые мы прочтем вместе. Слайд 9                        

Делай добро всем, кому можешь,

Делай добро везде, где можешь,

Делай добро, когда только можешь,

Делай добро – насколько хватит тебя.      

V.Рефлексия

Учитель:

- Давайте обобщим все  и скажем: добро-это?

Дети:

- Добро – это мир, единство, взаимопомощь, любовь...

Добрый человек – это тот, кто любит людей и приходит в трудную минуту на помощь;

Добрый человек любит природу и бережет ее;

Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу;

Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым, уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

- Ребята, по-моему, мы отлично поработали! Давайте оценим свою работу! На столах у вас цветные ладошки, выберите, пожалуйста, цвет, который отражает ваше настроение и наклейте на доску!

Ученик:

Добро творить спеши, мой друг,

И для друзей и для подруг,

Порою им бывает худо,

Добро твое им будет чудом.

Добро, как Божья благодать,

Спасеньем в жизни может стать,

Друг, не жалей огня души,

Дарить добро всегда спеши.

И слово доброе, и дело

Ты применить сумей умело, 

Их не жалей любому дать,

Добром их души исцелять.

Такая истина бытует:

Добра не делай – зла не будет,

С обидой в сердце трудно жить,

Добром за зло умей платить.

Тот, кто добро творить умеет, 

Зла сотворить уже не смеет,

Дари, дружок, добро дари,

За все добром благодари.

VI. Заключительное слово учителя:

Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу! То, какие у вас будут друзья, какими вы будете людьми,  зависит только от вас. Я хочу, чтобы в заключении нашего разговора, вы послушали небольшую притчу. Приложение 3

- Все в ваших руках, какие совершать поступки в своей жизни.  Я надеюсь, что вы будете стараться совершать только добрые поступки.  Если вы здоровы и добры – вы обладаете несметными богатствами. У вас отличное настроение, вы счастливы, открыты, вы приносите людям радость и творите чудеса. А это самое главное. Это здорово. Творите добро, приучайте себя к добрым поступкам.  Слайд 10

Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету еще лучше. Но для этого вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми и бескорыстными! Не будьте РАВНОДУШНЫМИ! Ведь делать добро это здорово! И шагайте по жизни только дорогою добра!

Звучит песня «Дорогою Добра» (из к/ф «Маленький Мук», Энтин, Минков)

 

 

Приложение 1

Жили-были старик со старухой. А вместе с ними — пёс и кот. Когда-то давно старик подобрал их на улице голодных и больных. Он ухаживал за ними, лечил их. И пёс, и кот стали его преданными друзьями. Они всегда сопровождали старика куда бы он не шёл.

Старик был заядлым рыбаком и всё лето проводил с удочкой на речке, а пёс и кот вместе с ним. Пёс обычно носился за бабочками, пытался охотиться на птиц. Кота- же охота не интересовала, он сидел на берегу рядом со стариком и ждал, когда тот поймает рыбку и угостит его. Вечером они возвращались домой. Старуха не жаловала ни пса, ни кота. 

«Бездельники, дармоеды!» — ругала она их. Особенно доставалось коту. Старуха так и норовила пнуть его ногой. А после того, как в доме поселилась мышка, коту стало попадать от старухи ещё больше. Каждый раз, когда старуха обнаруживала, что мышка погрызла сыр или прогрызла дыру в мешочке с зерном, она поднимала страшный крик: «Утопи, старик, кота! Зачем кормить этого бездельника!» В такие минуты не только пёс и кот прятались куда-нибудь подальше, а мышка замирала в своей норке, но и дед уходил во двор, стараясь не попадаться старухе на глаза. Кот мог бы, конечно, поймать мышку, однако он давно подружился с ней, знал, что она долго искала себе тёплую сухую норку, долго была бездомной, поэтому он жалел её и не хотел причинять ей вреда. Да и ела мышка совсем мало, так что и урон от неё в хозяйстве старухи был не большой. Жили они так долгое время, пока не произошла история резко изменившая отношение старухи к псу, коту и мышке. А дело было так. 

Однажды утром старик сидел во дворе и разбирал рыболовные снасти. Пёс и кот были рядом с ним, а мышка тихонечко сидела в своей норке. Старуха готовила завтрак. В кладовой, сняв сыр с полки, она увидела, что сыр с краешку погрызен мышкой. Старуха страшно разгневалась и с криком, изрыгая угрозы в адрес кота, пса, мыши и деда, помчалась во двор. Она была так разгневана, что совсем забыла про накрытый досками старый заброшенный колодец во дворе. От старости доски прогнили, и старуха рухнула в колодец. На её счастье, в колодце давно уже не было воды, а стенки осыпались, так что старуха не разбилась, а только поцарапалась о доски и сильно испугалась. Однако самостоятельно выбраться она не могла, колодец был ещё достаточно глубок. В это время под досками сидела мышка и увидев беду бабки, побежала в сторону кошки, чтобы та обратила на нее внимание. Кошка погналась за мышкой, пытаясь угодить старухе. Погоня закончилась тем, что мышка спряталась под дерево, рядом с которым стояла будка собаки. Пес начал, не переставая, лаять на кота, который с испугу забрался на дерево. Старик услышал лай собаки и вернулся домой, где увидел старуху в колодце и помог ей выбраться.

 «Вот видишь, старуха, и пригодились тебе и пёс, и кот, и даже мышка. Если бы не они, ещё долго сидела бы ты в колодце, пока я нашёл бы помощников», — назидательно сказал дед. Старуха промолчала. Однако в доме она поставила на пол три миски и, теперь каждое утро в одну миску она бросала кость для пса, в другую наливала молочка для кота, а в третью — немного сыра для мышки. Для каждого у неё находилось ласковое слово. Так ворчливая старуха, благодаря доброму поступку пса, кота и мышки, стала доброй и ласковой. 

Не спешите на зло отвечать злом, отвечайте добром и от этого жизнь на земле станет ещё прекраснее.

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

-Не ищи красоты, ищи доброты.

-Доброго человека пчела не жалит.

- Без добрых дел нет доброго имени.

- Жизнь дана на добрые дела.

- От добра добра не ищут.

- При солнышке тепло, при матушке добро.

- Доброе слово и кошке приятно.

- Худо тому, кто добра не делает никому.

 

Приложение 3

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».

Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?»

- Как вы думаете, что ответил мудрец?

И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: «Все в твоих руках».

 

 

 

 

 


 

Методическая разработка «Доброта вам не малость…»

Методическая разработка «Доброта вам не малость…»

Способствование формирования у детей нравственных понятий, таких как доброта, вежливость, внимание и уважение к окружающим людям

Способствование формирования у детей нравственных понятий, таких как доброта, вежливость, внимание и уважение к окружающим людям

Песня «Дорогою Добра» (из к/ф «Маленький

Песня «Дорогою Добра» (из к/ф «Маленький

В заключении классный руководитель обязан поблагодарить всех слушателей и участников за проявленный интерес к данной теме, предложить ребятам оценить свою работу и сделать самостоятельно выводы

В заключении классный руководитель обязан поблагодарить всех слушателей и участников за проявленный интерес к данной теме, предложить ребятам оценить свою работу и сделать самостоятельно выводы

Доброта вам не малость…» (сценарий внеклассного мероприятия)

Доброта вам не малость…» (сценарий внеклассного мероприятия)

У вас на столах конверты. Возьмите конверт № 1

У вас на столах конверты. Возьмите конверт № 1

Добрый день - Добрый день! – тебе сказали

Добрый день - Добрый день! – тебе сказали

Учитель: А вы знаете, что слово «добро» очень древнее, оно является исконно русским словом

Учитель: А вы знаете, что слово «добро» очень древнее, оно является исконно русским словом

Сердце у добрых сильнее болит.

Сердце у добрых сильнее болит.

Делай добро всем, кому можешь,

Делай добро всем, кому можешь,

Зла сотворить уже не смеет, Дари, дружок, добро дари,

Зла сотворить уже не смеет, Дари, дружок, добро дари,

Кот мог бы, конечно, поймать мышку, однако он давно подружился с ней, знал, что она долго искала себе тёплую сухую норку, долго была бездомной, поэтому…

Кот мог бы, конечно, поймать мышку, однако он давно подружился с ней, знал, что она долго искала себе тёплую сухую норку, долго была бездомной, поэтому…

Приложение 2 -Не ищи красоты, ищи доброты

Приложение 2 -Не ищи красоты, ищи доброты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.07.2022