Методическая разработка "Активизация исследовательской и проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время"
Оценка 4.6

Методическая разработка "Активизация исследовательской и проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
09.04.2018
Методическая разработка "Активизация исследовательской и проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время"
Цель методической разработки - создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала учащихся, развития интереса к биологии и кружкам эколого-биологической направленности. Существует множество методов и приемов, которые, если используются в системе, служат цели понимания и актуализации себя как творческого человека. На уроках и во внеурочное время надо создать все условия для активной проектной и исследовательской деятельности.Методическая разработка "Активизация исследовательской и проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время"
Медодичекая разр. Антоновой.docx
МКОУ «Новолисинская школа­интернат среднего (полного) общего образования» Активизация исследовательской и проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время Выполнила: Учитель биологии МКОУ «Новолисинская СОШ» Антонова Александра Николаевна 2016 год Цель: создание   благоприятных   условий   для   реализации   творческого   потенциала учащихся,   развития   интереса   к   биологии   и   кружкам   эколого­биологической направленности.  Актуальность Для осуществления на практике основных принципов общего среднего образования: развития,   гуманизации,   демократизации,   дифференциации,   регионализации   происходит изменение   содержания   и   методов   образования,   замена   или   обновление   действующих учебных   программ   и   учебно­методических   пособий.   Использование   деятельностного подхода   позволяет   быстро   реагировать   на   меняющиеся   условия   обучения.   Реализация принципов деятельности, непрерывности, системности, целостного представления о мире, психологической   комфортности   и   вариативности   творчества   способствуют   воспитанию гармонично развитой творческой личности. Существует множество методов и приемов, которые, если используются в системе, служат цели понимания и актуализации себя как творческого человека. На уроках и во внеурочное время надо создать все условия для активной проектной и исследовательской деятельности. 1. Исследовательская работа Исследовательский   метод   рассчитан   на   самостоятельность   учащихся.   Деятельность   же учителя состоит в подготовке заданий, которые бы обеспечивали творческое применение знаний, в осуществлении консультативной помощи и контроля. Вопрос о самостоятельной работе   учащихся   исследуется   многими   отечественными   и   зарубежными   психологами   и педагогами, утверждающими, что возникновения мыслительной деятельности учеников во время объяснения учителя недостаточно ­ осознания материала не происходит. Путь к осознанию   лежит   через   самостоятельную   работу.   Научные   исследования   показали,   что ученики сохраняют в памяти: 10% из того, что читали, 20% из того, что слушали, 30%; из того, что наблюдали, 50% из того, что видели и слышали, 70% из того, что высказывали и обсуждали, 90% из того, что высказывали и практически выполняли.     Этапы процесса исследования:         1. Наблюдение и изучение фактов и явлений.         2. Определение непонятных или противоречивых явлений (постановка проблемы).         3. Выдвижение гипотез.         4. Построение плана исследования.         5. Осуществление этого плана.         6. Формулирование решения, объяснение.         7. Проверка решения.         8. Практические выводы о возможности и необходимости применения полученных  знаний. Отбор методов в данном случае осуществляется на основе принципа проблемности обучения. Проблемное задание ­ учебное задание, составленное таким образом, что учащиеся попадают   в   ситуацию,   которая   воспринимается   школьниками   как   интеллектуальное затруднение,   требующее   новых   знаний.   Поставленные   вопросы   требуют   от   обучаемого самостоятельного   нахождения   ответа   посредством   мышления   (в   отличие   от   вопросов, требующих   только   напряжения   памяти).   Проблемные   вопросы   обычно   строятся   с использованием слов: почему, как объяснить, как доказать, что из этого следует и т. п. (ср., в вопросах на память используются слова: что, где, когда, сколько и др.). Условия для создания проблемной ситуации:         ­ наличие проблемы (уже разрешённой наукой, но новой для учащихся);         ­ оптимальная трудность проблемы;         ­ наличие достаточных знаний в этой области;         ­ значимость для учащихся её разрешения.     Структура проблемного изложения:         ­ постановка проблемы;         ­ ход решения и его логика;         ­ процесс решения, возможные затруднения и противоречия;         ­ решение и доказательство его правильности;         ­ раскрытие значения решения. Ученик   при   этом   не   только   воспринимает   информацию,   но   у   него   возникают сомнения, вопросы, предположения следующего рассуждения.  Методический аппарат учебников способствует использованию исследовательской деятельности   на   уроках.   Однако   практические   и   лабораторные   работы,   как   правило, проводятся по инструктивной карте, составленной учителем. Программирование действий учащихся   позволяет   выполнять   работу   последовательно,   помогает   им   предвидеть последствия   своих   действий,   но   лишает   возможности   применить   творческий   подход. Поэтому   необходимо   создать   условия   для   исследования,   дать   возможность   ребенку самому выбрать уровень сложности предлагаемой работы. Новизна работы заключается в том, что инструктивные карты, составленные на два уровня (стандартный и продвинутый), позволяют слабым учащимся поэтапно выполнять работу, а сильным ­ проявить творческий подход к решению проблемы. Инструктивные карты   продвинутого   уровня   содержат   лишь   цель   исследования   и   незначительные "подсказки",   в   то   время   как   карты   стандартного   уровня   определяют   всю последовательность действий. Одной   из   форм   изучения   материала   являются   экскурсии,   которые   призваны облегчить восприятие учебного материала, повысить познавательный интерес, создать у учащихся   представления   о   целостной   естественнонаучной   картине   мира,   а   по   этому должны   включать   исследования   учащихся.   Но,   прежде   всего,   необходимо   определить условия,   оптимальный   набор   методов   и   приёмов,   используемых   на   экскурсии. Ценность   исследовательской   работы   заключается   в   том,   что   учащиеся,   оперируя понятиями   в   глобальных   масштабах,   выполняют   работу   на   местном   материале,   учатся предвидеть   последствия   своих   действий.   Девизом   их   работы   является   выражение: "Мыслим глобально, действуем локально".   готовят       учащиеся Форма работы может быть индивидуальной, парной или групповой. Руководствуясь своими познавательными интересами и возможностями, а также советами­рекомендациями учителей, доклады. Эффективность   уроков   будет   наибольшей,   если   теоретические   знания,   полученные   на уроке,  будут  реализованы  в  практической  деятельности  ученика  или  же  теоретические познания будут достигаться в ходе собственных исследований. Необходимо организовать учебно­воспитательный процесс так, чтобы ученик мог овладеть знаниями, умениями и навыками на необходимом уровне, наиболее полно раскрыть свои способности и двигаться в своем развитии дальше. творческие отчёты   и   2. Проектная деятельность Наука и практика обучения не раз доказывала наличие индивидуальных различий в творческих способностях детей. Дифференциация учащихся в каждой возрастной групп по их   творческому   потенциалу   достаточно   значительна.   Однако   ориентация   на   "среднего" ученика до сих пор сохраняется. Накопленный теоретический материал пока недостаточно применяется   в   решении   вопросов   развития   творческих   способностей   учащихся.   Не вызывает   сомнения   тот   факт,   что   творческая   деятельность   должна   быть   необходимой составляющей   современного   образования,   так   как   перед   каждым   человеком   в   течение жизни   встают   не   только   повторяющиеся   задачи,   но   и   новые,   неожиданные   проблемы. Поэтому   учащимся   важно   овладеть   умением   переноса   способов   деятельности,   их преобразования соответственно новой ситуации, применения знаний в различных сферах. Таким образом, ученик должен выступать активным участником процесса обучения, а не пассивным статистом.  Одним   из   методов,   повышающих   творческую   активность   учащихся,   является проектная   деятельность.  Планирование   действий  при   проектной   деятельности   идет  "от ученика"   с   учетом   его   способностей,   интересов,   потребностей.   Результат   проектной деятельности ­ графическое или теоретическое решение поставленной проблемы. Этапы проектной деятельности:         1. Изучение фактов и явлений         2. Постановка проблемы         3. Построение плана деятельности (использование инструктивной карты, составленной учителем)        4. Осуществление плана, объяснение        5. Графическое или теоретическое составление проекта        6. Защита проекта (решение проблемы) Несомненно,   работа   над   проектом   у   учащихся   с   низким   уровнем   усвоения материала   будет   сводиться   лишь   к   констатации   фактов.   Но   и   это   не   должно   стать преградой   в   проектной   деятельности.   Попытка   изложения   своих   мыслей   (пусть   даже слабая)   способствует   повышению   творческого   потенциала   ученика.   Главное   ­   не ограничивать   свободу   мысли,   дать   волю   фантазии   ученика,   при   этом   требуя   научного обоснования всех идей. 3. Презентации как продукт исследовательской и проектной деятельности   Развитие   новых   информационно­коммуникационных   технологий   требует   иного подхода   к   преподаванию   школьных   предметов.   Увеличивающийся   поток   информации лучше усваивается учениками, если он излагается в доступной, наглядной форме. Этим требованиям отвечает работа с презентациями. Готовые   презентации   по   биологии   могут   быть   предложены   учителем   в   качестве наглядного   и   краткого   пособия   при   изучении   нового   материала,   закреплении   знаний, коррекции знаний. Наиболее эффективной является работа в сотрудничестве "ученик ­ учитель биологии ­ учитель информатики". При этом создаются условия для реализации творческого потенциала учащихся, развития интереса к предмету. Ученик, сам, создавая презентацию, переосмысливает получаемую информацию и передает ее одноклассникам. При этом повышается качество знаний самого ученика. Изложение материала в форме презентаций занимает немного урочного времени, при   этом   не   теряется   эффективность   обучения.   Это   наиболее   ценно   при   повторении материала и подготовке к экзаменам. Приобретаемые   навыки   работы   с   научной   литературой,   интернет­ресурсами способствуют   не   только   учебной   деятельности   и   выбору   профессии,   но   и   обогащают жизненный опыт подростка. Учитель, работая в сотрудничестве с учениками, создает методическую копилку презентаций, которую можно использовать и при изучении новых тем, и при повторении, и при индивидуальной коррекции знаний. Выводы:         1. Проектная и исследовательская деятельность учащихся способствует лучшему  усвоению учебного материала.         2. Отмечается повышение интереса к предмету при использовании разных методов  обучения.         3. Проектная и исследовательская деятельность способствуют развитию навыков  самостоятельной работы учащихся, творческого подхода к решению проблем.        4. Отрабатываются навыки работы с различными источниками дополнительной  информации.        5. Работая по собственному плану действий, ученик меняет виды работ (практическая  работа чередуется с теоретической), что важно для снижения утомления и выполнения  здоровьесберегающего подхода к обучению.         6. Создается методическая копилка пособий (в том числе презентаций), которую  можно использовать и при изучении новых тем, и при повторении, и при индивидуальной  коррекции знаний. Приложение: исследовательская работа «Биоиндикация воздуха деревни Новолисин» и  презентация к ней

Методическая разработка "Активизация исследовательской и проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время"

Методическая разработка "Активизация исследовательской и проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время"

Методическая разработка "Активизация исследовательской и проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время"

Методическая разработка "Активизация исследовательской и проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время"

Методическая разработка "Активизация исследовательской и проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время"

Методическая разработка "Активизация исследовательской и проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время"

Методическая разработка "Активизация исследовательской и проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время"

Методическая разработка "Активизация исследовательской и проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время"

Методическая разработка "Активизация исследовательской и проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время"

Методическая разработка "Активизация исследовательской и проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2018