Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»
Оценка 5

Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»

Оценка 5
Мероприятия
doc
история
Взрослым
24.04.2017
Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»
По материалам Истории Отечества мы можем проследить, как происходила в городе Балашове социально-преобразовательная деятельность, направленная на преобразование общества. Результатом этого явилось развитие общества в целом. Работая над исследовательской проблемой «История России в судьбе моей семьи», студенты на фактическом материале доказывают процесс прогресса в стране и в Балашовском уезде в двадцатом веке.
Балашов на рубеже.doc
Предисловие Тема,   выбранная   для   интегрированного   урока   дисциплин   «История»   и «Обществознание», является наиболее пересекаемой при изучении курсов. Здесь значительна роль теоретического осмысления знаний по истории,  краеведению, наблюдений   современной   действительности.   Обществознание   заканчивает рассмотрение   раздела   «Деятельность   в   жизни   человека   и   общества».   По материалам Истории Отечества мы можем проследить, как происходила в городе Балашове   социально­преобразовательная   деятельность,  направленная   на преобразование общества. Результатом этого явилось развитие общества в целом. Работая   над   исследовательской   проблемой   «История   России   в   судьбе   моей семьи»,  студенты   на  фактическом   материале   доказывают   процесс   прогресса   в стране и в Балашовском уезде в двадцатом веке. Именно в рамках данного занятия появляется   возможность   максимально   показать   региональный   компонент   в рассматриваемых дисциплинах. Студенты начинают представлять историю страны как   неразрывную   часть   своей   семейной   истории.   Знакомство   с   элементами геральдики позволяет расширить кругозор и интеллект современной молодежи. Помнить об уроках прошлого, чтить предков, вести летопись хороших дел, остерегаться ошибочных поступков ­ это важные функции  исторической памяти, помогающей сплачивать национальную общность людей. Дисциплины «История», «Обществознание». Тема: «Балашов на рубеже XIX­XX вв.» Вид занятия: интегрированный урок.  Тип занятия: закрепления и обобщения знаний Цели занятия: Методическая   • Показать особенности интегрированных занятий по дисциплинам общественно­ гуманитарного цикла. Учебная   • Раскрыть основные факты социально­политической, экономической деятельности жителей Балашовского уезда и отражение их на историческом развитии общества. Развивающая,   • Прививать навыки свободного оперирования понятиями, терминами. • Способствовать умению работать с дополнительной литературой. Воспитательная.   ­  Формировать у студентов чувство уважения и гордости к истории Малой Родины,  к деятельности своих предков. Междисциплинарные связи 1. Обеспечивающие: история, литература, обществознание. 2. Обеспечиваемые: основы философии, основы экономической теории, основы социологии и политологии. Оборудование. 1. карта Саратовской области; 2. герб г. Саратова и г. Балашова; 3. фотовыставка «Старый Балашов»; 4. схема «Балашов к XX веку» 5. портрет А. Палькина. Плакат с его стихотворением; 6. выставка краеведческой литературы. Ход занятия. I.           Организационный момент   Настроить студентов на рабочий лад. Отметить отсутствующих. Ответы на  вопросы студентов. Вступительное слово преподавателя истории. ­ На    сегодняшнем    занятии    мы    с    вами    должны    познакомится    с материалом об истории г. Балашова в двадцатом веке, так как жить в городе и   не   знать   его   историю   нельзя,   и   вот   сегодня   мы   выясним,   каким   был   наш город на рубеже  XIX  ­  XX  вв. но для этого необходимо вспомнить материал, изучаемый на занятиях «История» и «Обществознание». История города Балашова наполнена значительными событиями, но  кроме того   свой   родной   город   в   своих   произведениях   воспел   Николай  Палькин, родившийся в с. Большой Мелик. Не случайно он много места  уделяет в своем творчестве нашему городу, так как это не только красивый край, но и важный центр экономической жизни. ­ Давайте вместе с вами прослушаем стихотворение Н. Палькина о Балашове. ­ Его огни сверкают молодо В туманной дымке вечеров. Не знаю я милее города, Чем наш любимый Балашов. Своею зеленью он смотрится В большое зеркало Хопра, И на глазах у всех становится  Сегодня лучше, чем вчера.  Стремятся стройки в небо синее,  Цветут сады, поет гудок.  Он с каждым годом все красивее  ­ Отчизны милой уголок. II    Сообщение темы, пели занятия; логическая структура; запись темы и плана  занятия  План 1. Прошлое г. Балашова и Балашовского уезда. 2. Дальнейшее    развитие    капитализма    и    его    проявления    в Балашовском уезде: a) Строительство железной дороги ­ импульс ускоренного развития; b) Первая русская революция в России и ее последствия; c) П.А. Столыпин и Балашовский край; d) Развитие духовной жизни города в начале XX века. 3. Основные  итоги  социально­экономического  развития Балашовского уезда и  города к началу I Мировой войны. III.    Изложение нового материала.    Методы: репродуктивный, иллюстративный, частично­поисковый. Содержание излагаемого материала   1. Преподаватель обществознания   Исторический процесс — это последовательная череда сменяющих  друг друга событий, в которых проявляется деятельность многих поколений. Это явление нашло яркое отражение в истории Балашова. В конце восемнадцатого века на Российских картах произошли большие изменения.   Для   лучшего   контроля   над   территориями   вместо   23  губерний создавалось 50. саратовский край выделился из обширной Астраханской губернии и имел 9 уездов. Одним из них стал город Балашов.  Губернский город Саратов и уездные города получили свои гербы. Вопрос. Какую информацию можно получить, читая Саратовский герб? Ответ.   Главное   богатство   края   —   реки,   рыба.   Цвет   щита   герба   ­лазоревый   и символизирует красоту, величие, мягкость. Расположение стерлядей указывает на важнейшие транспортные пути, проходившие через  губернию и главное богатство края — соль, рыба, хлеб. Вопрос. Что изображено на Балашовском гербе?  Чем богат наш край? Ответ.  В   верхней   части   герба   изображен   Саратовский   герб,   как принадлежность к губернии, в нижней ­ на золотом фоне 2 зеленых арбуза, главное своеобразие края. Вопрос. Какие три загадки таит г. Балашов? ­ Место расположение — правый или левый берег реки Хопер был вначале заселен? ­ Название населенного пункта. ­ Присвоение статуса города в XVIII веке. Вопрос 1.     Прошлое города Балашова и Балашовского уезда.   Прослушайте   сообщение   «Далекое   прошлое   города   Балашова   и Балашовского уезда» (см. Приложение №1). Вопрос   2. Дальнейее развитие капитализма и его проявления в Балашовском       уезде.   Информация историка   В   начале  XX  века   весь   мир   вступает   в   высшую   стадию   развития капитализма, называемую империализмом. Россия — страна второго эшелона, но она вместе с европейскими странами вступает в стадию монополистического капитализма. Понятия монополистический капитализм и империализм равноценны. Главные признаки империализма: 1.   Образование     и     господство     монополии.     Монополии     ­     это     союзы капиталистов,   создаваемые   для   получения   сверх   прибыли.   Монополии  имели различные формы: картели, синдикаты, тресты, концерны. В  России  XX  века возникают  различного  вида  синдикаты: «Продуголь»,  «Предмет», АО «Братья Нобелей» и др. 2. Образование     финансового     капитала     и     финансовой     олигархии.        12 крупнейших   банков   в   России   контролировали   80%   капитала.   В   г. Балашове   располагалось   три   отделения   этих   банков.     Однако   роль буржуазии       в       государстве       (т.е.       финансовой       олигархии)       была незначительна,   так   как   вся   законодательная   и   исполнительная   власть принадлежала царю. 3. Вывоз   капитала.  Для   России   этот   признак   не   имел   большого   значения. Она,   в   большей   мере,   ввозила   капиталы   и   вкладывала   только   в   свои внутренние   колонии   (Прибалтика,   Финляндия,   Средняя   Азия,   Кавказ). А   также   на   деньги   немецких   капиталистов   в   г.   Балашове   строятся горчичный и маслобойный заводы. 4.­5. признаки.   В это время начинается борьба за передел мира, и Россия вступает в военный союз с Англией и Францией. Создается блок «Антанта». Русско­японская   война   (1904   ­   1905гг.)   ­   это   первая   война   эпохи империализма за передел мира. Вопрос а). Строительство железной дороги ­ импульс ускоренного  Преподаватель:       развития.   В   1890   году   в   Саратовской   губернии   строятся   новые   железные дороги. Две из них прошли по территории города Балашова: Урало­Рязанская железная   дорога   (соединяла   центр   России   с   Уралом)   и   Московско­ Камышенская железная дорога (из Москвы в Камышин). В   городе   возникают   два   депо,   два   железнодорожных   вокзала. Строительство железной дороги стало дальнейшим импульсом развития города и уезда. А   теперь   прослушайте   сообщение   студента   Бессмольного   К.   на   тему: «Строительство   железной   дороги   ­   импульс   ускоренного   развития»   (см. Приложение 2). Вопрос б). Первая русская революция в России и ее последствия.    Преподаватель истории (фронтальный опрос). Вопрос №1. Назовите причины первой русской революции. Вопрос №2. Назовите движущие силы революции. События первой русской революции отразились на судьбе нашего города Балашова Накануне   первой   русской   революции   1905   —   1907   гг.   социально­ экономическое положение в г. Балашове было критическим: 1. Повышены    цены    на    продукты    питания    и    товары    массового потребления. 2. Преследовались прогрессивные идеи. 3. Рабочий день длился 12­14 часов. Прослушайте   воспоминания   старейшего   жителя   г.   Балашова   Николая Петровича   Васильева,   бывшего   железнодорожного   рабочего,   (зачитывается преподавателем). «Условия труда у нас в мастерской были тяжелые. Работали по 12­14 часов керосиновые коптилки в цехах или жгли факелы из пакли, смоченной в мазуте   ­   вот   и   все   освещение.   Механизации   никакой.   Все   тяжелые   детали   к паровозам снимали, переносили и ставили на место вручную. Проработав день, мы были с головы до ног в копоти и мазуте». Рабочие   предприятий   участвуют   в   забастовках   и   маевках   с требованиями   восьми   часового   рабочего   дня,   увеличение   заработной   платы, обеспечение лучших условий труда. В годы первой русской революции в Балашовском уезде широкий размах получило   рабочее   и   крестьянское   движение.   Крестьяне   сжигали  помещичьи имения: горели Пады, Зубриловка. Столыпин   направляет   карательные   отряды   для   подавления крестьянских бунтов. Несмотря   на   усиленное   преследование   и   аресты,   в   г.   Балашове   была создана организация РСДРП. Вскоре название г. Балашова прогремело по всей стране: в городе произошла черносотенная расправа над врачами и учителями. Ленин описал это событие в статье «Черная сотня».  Интеллигенция уезда решила  провести  съезд  и  выработать требования к  правительству   для   снятия напряжения   в   стране.   Они   собрались   в   гостинице  купца   Лежнева   (напротив кинотеатра «Победа»), выработали  резолюцию и  направили   в   столицу   Санкт­ Петербург.  была   заблокирована   Когда   собрались   выходить,   улица собравшимися пьяными лавочниками и извозчиками. Эти люди были собраны по указанию   П.А.   Столыпина   для   того,   чтобы  оказать   давление   на интеллигенцию.   В   течении   двух   дней   людей   не  выпускали из гостиницы, и когда   те   решились   выйти,   то   по   всей   дороге   до  Московского   вокзала   их избивали.   Ленин   говорил,   что   в   маленьком   городке  остро   проявились противоречия XX века. Ленин в своих работах 150 раз упоминает г. Балашов, что говорит   о   большом   значении   этого   населенного  пункта   в   экономической   и политической жизни России. Вопрос в). П.А. Столыпин и Балашовский край.   Выступление научного сотрудника Балашовского краеведческого музея,  заместителя директора Т.Л. Васиной. Проблемные задания: 1. По   рассказу   сделать   вывод   о   гражданской   позиции   П.А. Столыпина; 2. Почему  не  однозначно  было  отношение  к  Столыпину  у современников? Вопрос Развитие духовной жизни города в начале XX века. Прослушайте  сообщение по проблеме «Развитие духовной жизни города в начале XX века»  (см. Приложение 4).  3.  Основные   итоги   социально­экономического   развития Вопрос Балашовского уезда и города к началу Первой мировой войны.   Преподаватель обществознания   Подведем итог социально­экономического развития Саратовской губернии и г. Балашова в начале XX века и оформим в виде это тезисов нашего плана. 1. Высокие темпы развития капитализма, вступление его в высшую  стадию; активная модернизация всей жизни страны имели особенности  проходили в более сжатые сроки, чем в Европе и под контролем государства. 2. По площади среди Европейских губерний Россия на начало XX века  занимала тринадцатое место, делилась на 10 уездов, имела 293 волости. По плотности населения не относилась к числу наиболее заселенных, хотя по переписи   1913   года   на   1кв.   версту   приходилось   33   человека,   тогда  как   по Европейской   России   22   человека.   Такая   плотность   обусловлена  исторически  климатическими   и сложившимися   направлениями   колонизации   края, почвенными особенностями края. В Балашовском  лесостепном районе плотность населения была выше средней. Население значительно выросло: было более 3 тысяч человек, в основном сельские жители (82% жителей губернии). Многонациональное ­ 76,8% русские, 6,9%  поволжские немцы, 6,2% украинцы, 5,2% мордва, 3,9% татары. Все 14  сословий в разных долях были представлены в уезде и городе. В Балашове  небольшая   численность   населения   23   тыс.   человек:   купечество, духовенство, дворяне, мещане, лавочники и др. сословия. 3. Экономика   имела   зерновую   специализацию.   Основная культура   ­    пшеница,   так   как   она   пользовалась   растущим   спросом. Всероссийскую  известность Саратовский край приобрел в выращивании технических культур:  подсолнечника, табака, горчицы, бахчевых. Распашка земель привела к уничтожению лесов, на поля наступали пески. Не удобряемая   почва   истощалась,   засуха   наносила   вред.   Начались   циклические колебания   урожайности,   что   еще   больше   разоряло   крестьян.  Поволжье   стало зерновой   фабрикой   России,  давало  10%   валового   сбора  зерна. Продажа хлеба составляла главную статью дохода. Из Балашова хлеб  весной по  большой  воде спускали   по   Хопру   до   Дона   и   далее   через   Черное  море   в   Средиземное. Строительство железной дороги импульсом развития города. 4. Столыпинская   реформа   стала   «экономическим   чудом»   для России:   оживилась   финансовая   система,   укрепился   рубль,   начал   развиваться рынок,   увеличилась   доля   российского   капитала   в   мировой   экономике.   В   ряде отраслей по темпам роста Россия вышла на первое место в мире. 5. Балашовцы активные участники политических событий в стране: самый активный   уезд   в   революции     1905   ­     1907   года,   местное  самоуправление (земство)   культурные   решало   многие   экономические     и   проблемы. Большую роль играли социалистические партии. IV.    Закрепление. Блиц­турнир. Каждый ряд получает вопросы и отвечает на них. Преподаватель 1. Чем объясняется высокая плотность населения Балашовского уезда в XIX  веке? 2. Каков был национальный состав населения? 3. Почему на территории уезда проживало много украинцев? 4. Какая наука изучает и разрабатывает гербы? 5. Что общего в Саратовских гербах и чем они отличаются? 6. Каким образом флаг этого государства связан с г. Балашовом? (показывается флаг Японии). 7. Что вы знаете об истории микрорайона Бреевка? 8. Чем был микрорайон Козловка для города в XIX веке? Назовите крупные старинные села в окрестностях г. Балашова. 9. Что стало импульсом ускоренного развития города в конце XIX века? Ю.Ранее улица Ленина называлась Московской. Почему? 11.Что  являлось  архитектурным  украшением  г.  Балашова?  Его серебряный  макет был выставлен в Париже в   1912  году и получил медаль.  12.Почему В.И. Ульянов (Ленин) 150 раз упоминал г. Балашов и его уезд в своих  работах? 13. Люди каких религиозных взглядов проживали в г. Балашове?  14.Какие социальные группы были представлены в городе?  15.Какой исторический памятник, имеющий федеральное значение и  являющийся   единственным  в  своем  роде  находится  в  г. Балашове? V.      Подведение итогов занятий и выставление оценок за работу на уроке. VI.    Домашнее задание. Обществоведение. Повторить конспект­лекцию на тему: «Социально­ политическая деятельность человека и развитие общества». Полученный    материал    включить   в   исследовательскую   работу  «История России в судьбе моей семьи». История. Подготовиться к занятию, повторив материал «Россия накануне I Мировой войны». Заключение  Цели, поставленные в ходе занятий, были достигнуты. Студенты показали хорошие знания ранее изученного материала, а также продемонстрировали активную работу на уроке. В ходе занятия исторический и обществоведческий   материал   рассматривался   на   основе   краеведческого материала, что сделало вопросы темы более интересными и доступными. Во время занятия осуществлялась также и воспитательная работа, так как данный   урок   способствует   формированию   у   студентов   чувства   уважения  и гордости к истории малой Родины. Литература 1. Балашовский исторический журнал, 1992 ­ 1994г. 2. Боголюбов Человек и общество. ­ М.: «Просвещение», 2002. 3. История Саратовского края. /Под ред. Максимова. ­ Саратов, 1996. 4. Очерки истории Балашовского края. Вып. 1, 1997. 5. Сахаров, Зырянов История России. Ч. 2. ­ М.: «Просвещение», 2002. 6. Смотров В.В. Крестьянские судьбы. ­ Балашов, 1995. История основания г. Балашова Приложение 1 По   преданию,   первыми   на   землях,   где   раскинулся   нынешний   город, поселился беглый крестьянин Балаш. Именем этим стало называться и возникшее здесь поселение, а в последствии дворцовое село. Вначале селились здесь беглые крестьяне и казаки. Река Хопер была богата рыбой, леса ­ зверями, а луга ­ травами. Писцовые   книги   Шацкого   уезда   Тамбовской   губернии свидетельствуют: крестьяне разных сел этого уезда с конца  XVI  века владели  на оброке по обе стороны Хопра землями, богатыми лесами, рыбной и  звериной ловлей, «деля их между собой по жребию». В своих записях Тамбовский воевода Нарышкин в 1685 году отмечал, что по Хопру   в   городках,   где   еще   недавно   было   15­20   человек,   теперь   по   200­300  и женского полу. Земли   Прихоперья   раздавались   направо   и   налево   боярам   и   дворянам Нарышкиным, Ченышевым, Воронцовым и Разумовским. Раздача   царским   приближенным   огромных   площадей   заселенной   и незаселенной земли вела к дальнейшему закрепощению вольных крестьян, развитию крупного помещичьего хозяйства. В Прихоперье до 80% земель  перешли в руки помещиков­крепостников. 7   ноября   1780   года   царским   указом   дворцовое   село   Балашове   было преобразовано   в   уездный   город   Балашов.   В   это   время   в   нем   имелось   несколь десятков домов, первыми «общественными» зданиями стали полицейская часть и арестантский   дом.   Примерно   через   год   после   образования  Саратовского наместничества были утверждены гербы уездных городов, в  том числе и герб г. Балашова: в верхней части был изображен Саратовский герб ­ на голубом поле три стерляди, а в нижней ­ «в золотом поле два  арбуза, означающие изобилие сего города таковыми плодами». По ведомости казенной платы за 1786 год в г. Балашове было 58 душ купцов и   мещан   мужского   пола.   В   последующие   годы   население   города  значительно увеличилось. В 1839 году в городе имелось 234 дома и 2104жителя, а в 1890 году — 11030 человек, город по количеству населения  стал восьмым в губернии. По данным   первой   всероссийской   переписи  населения,   в   1897   году   в   городе действовало шесть школ, земская больница, детский приют, две богадельни, семь церквей, различные заводы: масляный, кирпичные, чугунно­литейные и механические мастерские. Приложение 2 Строительство железной дороги ­ импульс ускоренного развития Микрорайон   «Япония»   города   Балашова   имеет   более   чем   столетнюю историю.   Его   возникновение   и   развитие   тесно   связано   с   большими историческими событиями жизни страны конца XIX начала XX вв.: появлением железных дорог, развитием промышленности и торговли, войнами, революциями. Поселок   возник   в   связи   со   строительством   железных   дорого   Рязано­ Уральской   и   Юго­Восточной.   С   1894   года   станция   Балашов   стала   узловой, постепенно соединила Балашов с Украиной, югом и центральными районами страны. На Балашовском узле имелись две отдельные станции: это ст.  Балашов Рязано­ Уральской железно дороги — нынешняя станция Балашов I и станция Балашов Юго­ Восточной железной дороги ­ она располагалась в  районе колхозного рынка до кирпичного   завода.   Сейчас   это   улица   «30   лет  Победы»,   здесь   разбит   сквер   и проходит   дорога   из   центра   в   военный   городок.  Строительство   железных   дорог требовало   рабочих   разных   специальностей.   На   пустырях,   поросших   бурьяном, между этими двумя станциями с обеих  сторон стали появляться первые селения железнодорожников. 26 января 1904 года началась русско­японская война. Недовольные позорно проигранной   войной   демобилизованные   солдаты   возвращались  домой,   твердо убежденные   в   том,   что   войну   затеяли   помещики,   чтобы   не  дать   землю. Возвращалась дешевая рабочая сила. У многих появилась возможность устроиться на   работу   на   железной   дороге.   Кроме   того,   им  разрешали   селиться   в   полосе отчуждения   железной   дороги,   они   получали  земельные   наделы   вблизи железнодорожных   путей,   строили,   в   основном  землянки,   бараки.   Эти   заселения образовали целый поселок, который назвали «Япония». Вблизи паровозного депо в полосе   отчуждения   железной   дороги  разрешали   строить   личные   дома   только машинистам и служащим. Поэтому  улицу назвали «Большое отчуждение». Была улица   «Малое   отчуждение».   С  1962   года   она   стала   продолжением   улицы «Орджоникидзе» Поселок разрастался с каждым годом. К началу революции 1917 года в поселке   сформировался   большой   по   численности   рабочий   класс.   Только   в паровозном депо работало 1500 человек. В   годы   Советской   власти   «Япония»   в   пресс   и   официальных документах стала называться рабочим поселком, или Рабочим Городком (писали оба  слова  с большой буквы, а в скобках писалось  старое  название  «Япония»), административное здание Юго­Восточной железной дороги  располагалось в двух этажном деревянном здании. Ныне это жилой дом №  138 по ул. 30­лет Победы. После ликвидации станции до шестидесятых годов  в нем располагалась  узловая железнодорожная поликлиника. Кирпичное одноэтажное здание (жилой дом № 148) — это бывшая детская консультация для железнодорожников. Перед зданиями были. При планировании здания и железнодорожных путей расчищали ровную площадку. Лишняя   земля  образовала   вал.   С   него   сейчас   начинаются   улицы Кооперативная,  Первомайская,   Трудовая,   Чапаевская,   Захарова,   проходит переулок  Котовского. После ликвидации станции пути были разобраны, на этом месте  началось   строительство   домов.   По   нечетной   стороне   Пионерской   улицы образовалась Базарная площадь, в 1937 году на ней построена улица Колхозная. Переулок рабочего городка. Очаг рабочего. Они были снесены в начале 50­х годов. На этом месте коллектив паровозного депо построил шлакоблочные дома для своих  После   регистрации   решением работников.   Образовалась   улица   Тупиковая. президиума   Балашовского   горсовета   от   13   декабря   1928   года   произошло переименование улиц поселка «Япония».  Успенская улица переименована в улицу Чернышевского. Улица Покровская, названая в честь Покровского монастыря (ныне район ЦРБ)переименована в улицу Вокзальную. Улица Петровская названа улицей Тараканова.   Улица   Николаевская   стала   улицей   Кооперативной   (по   наличию магазина).   Улица  Казанская —  Первомайской, Степная  ­ Трудовой, Лагерная — Чапаевской, Уральская ­ Садовой, Корейская ­ Октябрьской. В 1928 году получили наименование улицы, не имевшие ранее названия: имени Воровского,  Горького, Розы Люксембург. ILA. Столыпин и Балашовский край. Приложение 3 В   2002   году   исполнилось   140   лет   со   дня   рождения   П.А.   Столыпина. Уникальная личность двадцатого века России. Родился он в семье крупнейшего  физико­ Саратовского   помещика.   Потомственный   дворянин.   Окончил математический факультет Петербургского университета. В 1889 году назначен Ковненским уездным предводителем дворянства, затем  губернатор Гродненской губернии. С 1903 года губернатор самой сложной губернии России ­ Саратовской. Был прекрасным отцом и семьянином, отличался широкой эрудицией. Являясь Саратовским губернатором, многое сделал для города и губернии. Когда в стране началась Первая русская революция, Саратов  оказался одним из самых активных районов. Здесь проходили забастовки рабочих, бунты крестьян, расправы «черной сотни» над революционно настроенными людьми. Тут проявился государственный подход Столыпина к подавлению революционных выступлений в   губернии   и   городе.  Вооруженным   путем   подавлялись   забастовки, карательные отряды  направлялись в деревни, сам Столыпин регулярно выезжал в самые опасные  районы,  надеясь  своим  авторитетом  снизить  накал  страстей.  Не однократно ему пришлось побывать в г. Балашове и деревнях нашего уезда. По приказанию Столыпина началась травля интеллигенции, вылившаяся в  погромы против   них   черносотенцев.   В   Балашове   на   окраине   города   по   его  указанию строится политическая тюрьма (впоследствии микрорайон Бреевка), В 1906 году за усиленное наведение порядка в губернии Столыпин переведен в столицу на должность председателя Совета министров России и  одновременно министра внутренних дел. Саратовский опыт политического руководства пошел ему на   пользу.   Он   активно   стал   требовать   и   проводить  прогрессивные   реформы, которые   должны   были   ускорить   дальнейшее  развитие   России   по   пути модернизации общества. Особенно большое значение имела аграрная реформа. В Балашовском   уезде   она   прошла   с  большим   успехом,   на   время   снизив   рост революционности. Николай  II  был  напуган   ростом   авторитета   Столыпина   в стране и все меньше консультировался с ним. В   1911   году   Столыпин   находился   в   Киеве,   где   и   был   убит   террористом Багровым. Мотивы покушения до сих пор не ясны. В память деятельности Столыпина в Саратове был открыт Дом­музей.  Он просуществовал до 1917 года. Затем был закрыт. Часть материалов  передана в краеведческий музей, часть утеряна. До сегодняшнего дня не прекращаются споры в оценке Столыпина как государственного деятеля, как личности. Приложение 4 Развитие духовной жизни г. Балашова и уезда. Дальнейшее развитие капитализма требовало грамотных людей.  Ушедшие из   деревни   в   город   после   Столыпинской   аграрной   реформы  малограмотные крестьяне не могли выполнять сложные работы на  производстве. Требовалось развитие   образования.   В   городе   и   деревнях   уезда  активно   строились   школы, выделяются средства на оплату работы учителей.  По   сведениям   Министерства народного просвещения, по расходам на народное образование Саратов вышел на четвертое место среди губернских городов России. Существовали школы разного типа:   школы   грамотности   и  церковно­приходские. Наибольшее  количество  школ было в Балашовском и  Аткарском уездах. Школы строились на деньги земства, пожертвования частных лиц. В 1902 году в г. Балашове возникает женская гимназия (ныне средняя школа №1 имени Ю.А. Гарнаева). В ней готовили учителей для сельских  школ, ибо во многих   селах:   Рассказани,   М.Мелика,   Карая   и   др.   ­   не   хватало  педагогов  для обучения сельских детей. Развитие   промышленности   требовало   специалистов   технического образования.   И   в   городе   открывается   реальное   училище,   подготавливавшее   к поступлению в высшие технические учебные заведения. Готовили   специалистов   и   для   сельского   хозяйства.   В   1911   году открывается   «школа   землемеров»,   в   стенах   которой   работает   современный техникум технической механизации. С открытием в 1909 году Саратовского университета, состоявшего тогда из одного медицинского факультета, лучше стал решаться вопрос лечения больных как в городе, так и в уезде. В Балашове имелась одна  больница   на   35   мест (сейчас это встроенное здание в помещение поликлиники №1). Зато в каждом селе была небольшая больничка, куда могли обратиться за медицинской помощью жители. В них вели прием и  приезжающие из города врачи. Работа у них была трудная, так как больных,  нуждающихся   в  квалифицированной   помощи,  было очень   много.  Но  особенно осложнялась обстановка в период систематических вспышек  эпидемий холеры, дизентерии, тифа. Тогда на помощь местным врачам приезжали медики со всей России и проводили карантинные мероприятия. Дело это было небезопасное — малообразованные жители считали, что врачи  специально их заражают болезнью и устраивали настоящие погромы в больницах. Несмотря на отдаленность г. Балашова от крупных городов, в 1905 году строится Народный дом и набирается группа актеров. Это здание в  настоящий момент утрачено. На его месте планируется построить Дворец культуры. В начале XX  века спектакли ставились не только силами местных  актеров, но и приезжали труппы из Саратова, Воронежа, Москвы и других крупных городов. Горожане могли посмотреть пьесы авторов того времени Чехова, Горького. Площадь города была небольшая, но на ней размещалось 10 религиозных построек. Среди них 6 православных храмов и церквей, молельные дома. Чудом архитектурного сооружения считался Свято­Троицкий храм, который напоминал храм   Христа   Спасителя   в   Москве.   Он  был   пятикупольный,   имел   колокольню, украшенную зеркальным крестом.  Отсвет от него распространялся на несколько километров. Жители Мачи, Репного и других сел любовались им с высокого берега Хопра. Судьба Храма  трагична: несмотря на решение местной власти не ломать собор, а сохранить  как архитектурный памятник, он был взорван в 1936 году. Уменьшенный макет Храма был представлен в 1912 году на выставке в Париже и получил серебряную медаль. Кроме образовательных учреждений и церквей, в городе имелись  здания банков, ликероводочный завод, 35 питейных заведений. Появился  кинотеатр, где люди имели возможность смотреть немое кино. Существовали  фотомастерские. В некоторых семейных альбомах балашовцев до сих пор  хранятся фотографии того времени, сделанные местными фотографами. Двадцатый век ускорил развитие культуры Саратовского края и сохранил до наших дней ее достижения.

Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»

Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»

Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»

Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»

Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»

Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»

Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»

Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»

Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»

Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»

Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»

Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»

Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»

Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»

Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»

Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»

Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»

Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»

Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»

Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»

Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»

Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»

Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»

Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»

Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»

Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»

Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»

Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»

Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»

Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»

Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»

Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»

Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»

Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»

Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»

Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»

Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»

Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»

Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»

Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»

Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»

Методическая разработка «Балашов на рубеже XIX-XX вв.»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2017