Методическая разработка декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»
Оценка 4.9

Методическая разработка декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Оценка 4.9
Культурные мероприятия
docx
физика
7 кл—11 кл
14.02.2017
Методическая разработка  декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»
Деловая игра с элементами проектно-исследовательской деятельности для учащихся 7-11 классов. Суть игры: организация в школе центра подготовки космонавтов с целью выявления состава экипажа корабля для исследования зоны контакта, находящейся по данным центра в районе звезды Астра. В декаду входят мероприятия: испытание по проверке физической готовности экипажа к полету, защита дипломных проектов, виртуальное посещение музея физики и космонавтики, научная конференция «Проблема поиска внеземных цивилизаций», конкурс творческих заданий. В один из дней – отдых для экипажей проводится игра для 5-6 классов «Космическое путешествие». Закрытие Декады физики: игра «Через тернии – к звездам».Деловая игра с элементами проектно-исследовательской деятельности для учащихся 7-11 классов. Данная разработка может быть использована при организации внеклассной работы по физике и осуществления межпредметных связей.
Декада физики.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Тащиловская средняя общеобразовательная школа» Методическая разработка декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA» Выполнила:Гак О.М. учитель физики МОУ Тащиловская СОШ с.Тащилово Проведение школьных предметных недель стало традицией в нашей школе. Прилагаемый ниже 1 материал – методическая разработка Декады физики, посвященная Дню космонавтики. Данная разработка может быть использована при организации внеклассной работы по физике и осуществления межпредметных связей. Содержание 1. Введение ----------------------------------------------------------------------- 4 2 2. Эксперимент ASTRA 2.1 Организация эксперимента -------------------------------------- 6 2.2 Методика проведения --------------------------------------------- 9 3. Заключение 4. Приложение 5. Литература -------------------------------------------------------------------- 33 -------------------------------------------------------------------- 34 ---------------------------------------------------------------------- 35 3 ВВЕДЕНИЕ Одна из серьёзных проблем общеобразовательной школы – это нежелание большинства учащихся учиться. Эта проблема порождает ряд других, не менее серьёзных, проблем: усиливается репрессивная, принудительная составляющая учебного процесса, что вызывает ещё большее отторжение учения; подавляются творческие начала, разрушаются личностные качества учащихся. Одним из путей повышения интереса к изучению физики является хорошо организованная внеклассная работа. Любой ученик способен к творческой деятельности. Поэтому нам, учителям, необходимо так организовать работу, чтобы она побуждала каждого школьника к раскрытию своей креативности. С. Рубинштейн писал: «…субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется – он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определить и формировать его самого». Из большого разнообразия внеклассной работы одной из форм, наиболее эффективно развивающих творческие способности и познавательный интерес учащихся, является подготовка и участие ребят в проведении предметной недели (декады). Это позволяет учащимся и учителю создавать единую систему классно-урочной и внеурочной деятельности. Сегодня проблема освоения космического пространства, являясь комплексной проблемой, охватывающей все стороны из чисто технической человеческой деятельности, превратилась в нравственно-этическую, позволяющую решать задачи воспитания личности. Освоение космоса возможно лишь при согласованной работе специалистов разного уровня, а значит, каждый ученик, обладая различными интересами и наклонностями, сможет внести свой вклад в общее дело, развивая и используя интересы к любимому предмету, находя своим личным интересам практическое применение. Тот факт, что 4 космосу нужны образованные люди, свяжет воедино внеклассную работу сучебной работе на уроке по всем предметам школьного курса. Форма проведения: деловая игра с элементами проектно- исследовательской деятельности Участники: учащиеся 7-11 классов, все заинтересовавшиеся Цель: продолжить формирование астрономии интереса к физике, физкультуре, языку,математике, Задачи: Образовательные: - повышение мотивации учащихся по изучению физики и интереса учащихся к предметам, которые связаны ссодержанием игры: биологии, литературе, иностранному изобразительному искусству; - расширение кругозора учащихся. Развивающие: - развитие навыков интеллектуального труда: работа с дополнительной литературой, интернет-ресурсами; - развитие самостоятельности, принимать решения в экстремальной ситуации; - развитие качеств: аргументировать. Воспитательные: - воспитание чувства сплоченности коллектива учащихся, поставленных перед необходимостью работать вместе; способности быстро логики, смекалки, умения 5 - воспитание навыков критического оценивания результата своего труда, умения ценить время, доводить порученное до логического конца. Организация Эксперимента ASTRA Суть игры: организация в школе центра подготовки космонавтов с целью выявления состава экипажа корабля для исследования зоны контакта, находящейся по данным центра в районе звезды Астра. Космический эксперимент проводится под девизом «Через тернии – к звездам» План проведения Эксперимента Мероприятия 1-ый день 1. Линейка, посвященная открытию Декады 2. Внеклассное мероприятие «Вознесся в физики космос человек» 2-ой день Испытание по проверке физической готовности экипажа к полету Защита дипломных проектов 3-ий день 4-ый день Музей физики и космонавтики 6 5-ый день 1. Научная конференция «Проблема поиска 2. Конкурс творческих заданий внеземных цивилизаций» 6-ой день День отдыха для экипажей. 7-ой день Игра для 5-6 классов «Космическое путешествие» Закрытие Декады физики. Игра «Через тернии – к звездам» За две-три недели до начала Декады создается Штаб Эксперимента, в который входят по одному представителю от каждого класса (капитану). Руководство Штабом Эксперимента осуществляет начальник центра подготовки космонавтов – учитель физики. Каждый класс выделяет основной экипаж в составе 6 человек: командир, астронавигатор, физик, врач-биолог, психолог, специалист по внеземным цивилизациям. Остальные участники класса берут на себя функцию Блока Памяти Корабля (БПК). Штаб Эксперимента вырабатывает положение о ходе конкурса. Условия конкурса 1. Каждая группа космонавтов должна выставить экипаж корабля в составе пяти человек. Все остальные члены группы – БПК. 2. БПК имеет право подготовить дублеров экипажа. 3. Конкурс экипажей проводится по следующим ступеням: - спортивные состязания экипажей; - защита дипломных работ (ЗДП); - музей физики и космонавтики; - научная конференция «Проблема поиска внеземных цивилизаций» ; - заключительный конкурс «Через тернии- к звездам». 4. БПК самостоятельно участвует в следующих конкурсах6 - конкурс рисунков «Человек. Земля. Вселенная; - конкурс стенгазет (по выбору): - «История космических побед» 7 - «Ю.А.Гагарин - первый космонавт « - «Живые организмы в космосе» - «Космос в произведениях художников и поэтов» - «Маленькие рассказы о большой физике в космосе» 7. Критериями оценки работы экипажа являются: - результат работы экипажа на отдельных ступенях конкурса; - любая помощь Штабу в период конкурса; - успеваемость групп космонавтов по всему комплексу учебных дисциплин в период проведения Эксперимента. 5. Подключение БПК на любой ступени конкурса увеличивает шансы экипажа на успех. 6. В перерывах между конкурсами экипажам предлагаются спецзадания «ШАНС!» (ребусы, кроссворды, загадки и т.д.), за выполнение которых начисляются дополнительные баллы. Оформление школы С целью активизации всех учащихся школы необходима разнообразная реклама Эксперимента: плакаты, лозунги, специальный стенд «Информация» (приложение1), сводная таблица результатов(приложение2). 8 Примеры возможных вариантов объявлений, плакатов и лозунгов: - ASTRA–и весело, и серьезно. Девиз конкурса «Через тернии – к звездам» -Попробуй проверить смекалку и знанья, ASTRA– дорога к вершинам познанья! МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ 1-ый день. Открытие космической декады. Первый день начинается с представления команд (название, девиз, эмблема, сдача раппорта руководителю Штаба Эксперимента). 9 Внеклассное мероприятие, посвященное полету Ю.А. Гагарина в космос «Вознесся в космос человек» Цели:  Систематизировать и расширить представления детей о космосе, космонавтике.  Развивать познавательную и творческую активность, прививать интерес к изучению космоса и истории космонавтики.  Воспитывать чувство гордости за историю своей страны, уважения к людям, посвятившим свою жизнь освоению космоса. Оборудование: мультимедийный проектор Ведущий: Мечта о космосе, пожалуй, одна из самых первых, которая родилась у человечества. Мир звезд привлекал астрономов и философов Древней Греции, эпохи Возрождения. Мечта о полетах к звездам всегда была с человеком. Человека манили голубые дали. Во многих странах возникли мифы, легенды о людях, которые пытались преодолеть земное притяжение. И все-таки эта мечта осуществилась. Сегодня наше мероприятие посвящается 50-летию полета в космическое пространство Ю.А.Гагарина. Рассказ ведущих сопровождается презентацией (приложение на CD-диске) 1 слайд.Этап теоретической космонавтики. 2 слайд. Циолковский Константин Эдуардович (1857-1935) – русский советский ученый и изобретатель в области аэродинамики, теории самолета и дирижабля, основоположник советской космонавтики. ракетодинамики, 10 1903г. Публикация труда «исследование мировых пространств реактивными приборами». В этом пионерском труде циолковский:  впервые в мире описал основные элементы реактивного двигателя;  пришел к выводу, что твердые виды топлива не годятся для космических полетов, и предложил двигатели на жидком топливе;  полностью доказал невозможность выхода в космос на аэростате или с помощью артиллерийского орудия;  вывел зависимость между весом топлива и весом конструкций ракеты для преодоления силы земного тяготения;  высказал идею бортовой системы ориентации по Солнцу или другим небесным светилам;  проанализировал поведение ракеты вне атмосферы, в среде, свободной от тяготения. О своем смысле жизни Циолковский говорил так: «Основной мотив моей жизни – не прожить даром, продвинуть человечество хоть немного вперед. Вот почему ч интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы, но я надеюсь, что мои работы, может быть скоро, а может быть и в отдаленном будущем, дадут горы хлеба и бездну могущества…человечество не останется вечно на Земле, но и в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство». Так на берегах Оки взошла заря космической эры. Правдв, результат первой публикации оказался совсем не тот, какого ожидал Циолковский. Ни соотечественники, ни зарубежные ученые не оценили исследования, которым сегодня гордится наука. Оно просто на эпоху обогнало свое время. 3 слайд. Этап практической космонавтики. Королев Сергей Павлович (1907-1966) – советский ученый и конструктор в области ракетостроения и космонавтики, главный конструктор первых ракет-носителей, ИСЗ, пилотируемых космических кораблей, основоположник 11 практической космонавтики, академик АН СССР, член президиума АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда… Королев – пионер освоения космоса. С его именем связана эпоха первых замечательных достижений в этой области. Талант выдающегося ученого и организатора позволил ему на протяжении многих лет направлять работу многих НИИ и КБ на решение больших комплексных задач. Научные и технические идеи Королева нашли широкое применение в ракетной и космической технике. Под его руководством создан первый космический комплекс, многие баллистические и геофизические ракеты, запущена первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета, ракета- носитель «Восток» и ее модификации, искусственный спутник Земли, осуществлены полеты КК «Восток» и «Восход» , на которых впервые в истории совершен космический полет человека и выход человека в космическое пространство, созданы первые КА серий «Луна», «Венера», «Марс», «Зонд», ИСЗ серий «Электрон», «Молния-1» и некоторые ИСЗ сери «Космос», разработан прект КК «Союз». Не ограничивая свою деятельность созданием РН и КА, Королев, как главный конструктор, осуществлял общее техническое руководство работами по первым космическим программам и стал инициатором развития ряда прикладных научных направлений, обеспечивающих дальнейший прогресс в создании РН и КА. Королев воспитал многочисленные кадры ученых и инженеров. Учеными космической эры по праву можно назвать Николая Егоровича Жуковского, Ивана Всеволодовича Мещерского, Фридриха Артуровича Цандера, Мстислава Всеволодовича Келдыша и многих других. Всех этих ученых можно считать родными братьями хотя бы потому, чтовсе они были верными сыновьями России и потому, что все были одержимы и проникнуты идеей освоения космического пространства. 4 слайд. 12 источников; резиновая обеспечивала 04.10.1957г. С космодрома Байконур осуществлен пуск ракеты-носителя «Спутник», которая вывела на околоземную орбиту Первый в мире искусственный спутник Земли. Это старт открыл космическую эру в истории человечества. Корпус спутника состоял из двух полуоболочек диаметром 58 см из алюминиевого сплава со стыковочными шпангоутами, соединёнными между собой 36 болтами. Герметичность стыка прокладка. Вверхнейполуоболочке располагались две антенны, каждая из двух штырей по 2,4 м и по 2,9 м. Так как спутник был неориентирован, то четырехантенная система давала равномерное излучение во все стороны. Внутри герметичного корпуса были размещены: блок электрохимических радиопередающее устройство; вентилятор; термореле и воздуховод системы терморегулирования; коммутирующее устройство бортовой электроавтоматики; датчики температуры и давления; бортовая кабельная сеть. Вес 83,6 кг. Спутник летал 92 дня, до 4 января 1958 года, совершив 1440 оборотов вокруг Земли (около 60 млн км), а его радиопередатчики работали в течение двух недель после старта. О памятнике Памятник установлен на улице около вестибюля метро «Рижская». Скульптура представляет собой рабочего, поднявшего в руке первый искусственный спутник  Земли. Памятник посвящён создателям первого искусственного спутника Земли. На постаменте памятника надпись: «Создателям первого спутника Земли. 1957 год.», однако памятник был установлен в 1958 году.   2 крысы, 5 слайд. 19.08.1960г. Был запущен Второй корабль-спутник типа «Восток», с собаками Белка и Стрелка, а вместе с ними 40 мышей, растения и микроорганизмы 17 раз облетели вокруг Земли и приземлились. Впервые в мире живые существа, побывав в Космосе, возвратились на Землю после орбитального полета. Через несколько месяцев у Стрелки родились шесть 13 различные мухи, здоровых щенков. Одного из них попросил лично Никита Сергеевич Хрущев. Он отправил его в подарок Жаклин Кеннеди, жене президента США Джона Кеннеди. Этот полет так и остался одним из самых знаменитых в мировой истории, несмотря даже на то, что “звездная пара” Белка и Стрелка были далеко не первыми собаками, запущенными в космос. Так, например, 22 июля 1952 года с   ракетодрома   “Капустин   Яр”   на   высоту   87   км   700   м   был   произведен успешный запуск ракеты модели Р­1 с собаками Дезик и Цыган на борту. Тем не   менее,  сообщение   об   этом   запуске   было   сделано   только   в  1991  году  ­ настолько секретными были эти разработки.  После   этого   запуска   проводились   повторные   эксперименты   со   все усложняющимися   условиями   ­   увеличивалась   высота,   а   вместе   с   ней   и температура   и   давление,   а   ко   всему   этому   добавлялись   еще   и   немалые перегрузки при приземлении. Многие четвероногие космонавты погибли при выполнении “боевого задания”. Почему   же   именно   собаки?   Ведь   американские   конкуренты   работали   с шимпанзе,   полагая   их   физиологические   данные   наиболее   близкими   к человеческим. Дело в том, что шимпанзе обладают очень тонкой и ранимой психикой   и   для   успешной   с   ними   работы   необходимо   было   обладать колоссальными знаниями и умениями в обращении с животными.  Русские же ученые пошли другим путем: они начали сотрудничать с умными, понимающими и легко сходящимися с человеком животными ­ собаками. Их проще   было   приучить   ко   всем   неизвестным   и   незнакомым   опасностям, которые могли поджидать их в глубинах космоса. Ну а сам факт того, что дворняги   (а   именно   они   были   основным   контингентом   “космического рабочего состава”) с ранних лет боролись за жизнь на улице говорил сам за себя. Прошло уже более 50 лет с тех пор, как собаки проложили путь человеку к звездам. И это ­ неплохой повод гордиться нашими лучшими четвероногими друзьями. Хэм – первый шимпанзе-астронавт. 31.01.1961 года Хэм был помещен в космический корабль «Меркурий-Редстоун» и запущен в космос с космодрома на мысе Канаверал. 6 слайд. 12.04.1961г.Этот день стал днем торжества человеческого разума. Впервые в мире космический корабль с человеком на 14 вывела борту ворвался в просторы Вселенной. Ракета-носитель «Восток» на околоземную орбиту советский космический корабль «Восток» с советским космонавтом Юрием Гагариным. После полета на корабле «Восток» Ю.А.Гагарин стал самым известным человеком на планете. О нем писали все газеты мира. Свершение века 12 апреля 1961 года. Юрий Гагарин – первый человек в космосе. Фильм V1.ast.После просмотра фильма включить звуковой значок (ТАСС сообщает…) 7 слайд. 16.06.1963г. в 12 часов 30 минут по московскому времени в Советском Союзе на орбиту спутника Земли выведен космический корабль «Восток-6» впервые в мире пилотируемый женщиной – гражданкой Советского Союза космонавтом Терешковой Валентиной Владимировной. В этом полете будет продолжено изучение влияния различных факторов космического полета на человеческий организм, в том числе булет проведен сравнительный анализ воздействия этих факторов на организмы мужчины и женщины. Специально для полета Терешковой была разработана конструкция скафандра. Приспособленная для женского организма. Также некоторые элементы корабля были изменены под возможности женщины. 8 слайд. Выход человека в открытое космическое пространство. Первый выход в космос был совершен советским космонавтом Алексеем Архиповичем Леоновым 18 марта 1965 года с борта космического корабля «Восход-2» с использованием гибкой шлюзовой камеры. Во время выхода проявил большое мужество, особенно в внештатной ситуации, когда разбухший космический скафандр препятствовал возвращению космонавта в космический корабль. 15 Фильм vskh-2.asf. Одновременно с началом показа фильма включить звуковойзначек. 9 слайд. Луна – единственное внеземное тело, на котором побывал человек. Первая посадка произошла 20 июня 1969 года, последняя – в декабре 1972 года. Первым человеком, вступившим на поверхность Луны, стал американец Нил Армстронг. «Маленький шаг для одного человека, большой шаг для всего человечества» - сказал Нил Армстронг, ступая на поверхность Луны. Сама программа пилотируемого полета на Луну называлась «Аполлон». 10 слайд. В ноябре 1970 года и в январе 1973 года СССР на Луну отправил два радиоуправляемых самоходных аппарата «Луноход-1» и «Луноход-2». 11 слайд. Первый аппарат, пролетевший мимо Юпитера и сфотографировавший его из космоса был «Пионер-10». Аппарат-близнец «Пионер-11» исследовал также Сатурн. В 1978 году в космос отправились последние два зонда серии «Пионер». Это были зонды для исследования Венеры «Пионер-Венера-1» и «Пионер-Венера-2». 12 слайд. Международная космическая станция (МКС) – международная орбитальная станция, используемая как многоцелевая космическая лаборатория. На станции проводят научные исследовании космоса, атмосферы и земной поверхности, изучение поведения человеческого организма в длительных космических полетах, разрабатывают технологии получения и анализа свойств новых материалов и биопрепаратов, а также отрабатывают пути и методы дальнейшего освоения космического пространства. 16 13 слайд. Заключение Пройдут годы, века, в памяти человечества многое сотрется или утратит свою ценность, но имя Юрия Гагарина в истории останется навсегда. А ушедший  уже 20 век назовут среди прочего космическим веком. В сознании это навечно хранится, Да разве же можно забыть, хоть на миг, Как в чёрном пространстве исчезла граница, К которой летел человек напрямик! Как резко делилась Вселенная прежде На познанный свет и непознанный мрак! Но верил летящий всесильной надежде, Горящее сердце сжимая в кулак. И он пересёк эту грань, эту муку, Он стер недоступную эту черту, И он превратил в неземную науку Свою молодую земную мечту... В сознании это навечно осталось, И память навеки в себе сохранит ­ И страх перед бездной, и злую усталость И мёртвых планет опалённый гранит! 2 день.  Испытание по проверке физической подготовки экипажей. Ведущий:  Для   полета   к   планете   звезды  ASTRA  потребуется   сплоченный экипаж.   Каждый   экипаж,   находясь   в   полете   в   космическом   пространстве, испытывает на себе действие таких явлений, как невесомость и перегрузки. Эти   условия   сложны   и   коварны,   и   от   человека,   находящегося   в   них, требуется: предельное мужество, выносливость, собранность, находчивость и внимание. Все это во многом зависит от физической подготовки космонавтов.      Сегодняшние испытания предполагают проверку: ­ вестибулярного аппарата; 17 ­ устойчивости к перегрузкам и невесомости; ­ умение ориентироваться в пространстве; ­ физической силы и выносливости каждого члена экипажа. Испытание №1.  Вовремя полета каждый член экипажа при необходимости должен   уметь   автономно   принимать   решения.   При   этом   особая ответственность   ложится   на   штурмана   звездных   трасс   –   астронавигатора. Командовать   экипажем   в   таких   случаях   он   должен   четко   и   лаконично,   а экипаж     должен   быстро   и   слаженно   выполнять   эти   команды.   Такое взаимодействие   астронавигатора   и   экипажа   необходимо,   например,   при прохождения пояса астероидов и т.д. Задание   экипажам:  по   командам   своего   астронавигатора   экипаж   с завязанными   глазами   должен   в   кратчайшее   время   преодолеть   все расставленные в зале препятствия.   слаженность действия экипажа. Задание командиру:  ему одевают на голову шлем из плотной бумаги. В зале развешиваются   надувные   шары.   Астронавигатор   «прокладывает»   капитану путь, на котором тот должен проколоть спицей все шары.      Оценивается четкость команд и время выполнения.         Жюри   учитывает   четкость   команд   астронавигатора,   быстроту   и         Жюри   учитывает   скорость   выполнения   упражнения   и   количество Испытание №2.  Каждый член экипажа должен совершить десять оборотов вокруг своей оси. После этого подбежать к середине зала, взять мяч, довести его до кольца и совершить вбрасывание.   попаданий.  Для   успешной   работы   членов   экипажа   в   условиях Испытание   №3.   перегрузок при старте и посадке корабля им надо иметь сильный и хорошо тренированный мышечный корсет. Задача экипажа в том, чтобы перетягивая канат «вытянуть» экипаж соперника на свою половину круга. Испытание №4.  В зале устанавливаются две гимнастические скамейки, по обе   стороны   которых   находятся   резервуары   для   воды.   Одновременно соревнуются две команды. Задача: как можно быстрее перенести половниками воду из одного резервуара в другой.      Жюри оценивает быстроту и количество воды во втором резервуаре. 18 Вторая часть       Пока жюри подводят итоги спортивных испытаний, экипажам совместно с БПК   предлагаются   задания,     в   которых   проверяются   умения     научно объяснять результаты спортивных достижений. Примеры заданий: 1 Известно,   что   на   Лунесила   тяжести   в   6   раз   меньше   земной.   Значит, спортсмен, преодолевший на Земле высоту 2м, должен был бы на Луне прыгнуть на высоту 12м. Так ли это? 2 Зачем на космических кораблях устанавливают велосипеды­тренажеры? 3 Ваш корабль опустился на Луну, и вам предложили поднять штангу в 300 кг. Сможет ли каждый из вас ее поднять? 4 Опустившись   на   неизвестную   планету,   вы   решили   выйти   из космического корабля и осмотреть планету. Гуляя по ее территории, вы увидели недалеко от себя какой­то таинственный предмет, но на пути к нему   находился   широкий     глубокий   овраг.   Как   перепрыгнуть   через него? Зависит ли дальность прыжка от длины разбега? Почему на Земле не делают разбег в 100м? 5 Жители   планеты,   на   которую   опустился   ваш   корабль,   предложили сыграть   в   хоккей   на   траве.   Почему   вместо   шайбы   в   этом   случае используют мяч? 3 день. Защита дипломных проектов. Задачей   членов   экипажей   является   представление   научно­фантастического проекта, который может быть использован во время полета.      Жюри оценивает проекты по следующим показателям: 1 Корректное использование физических понятий. 2 Форма подачи и защиты материала. 3 «Практическая» ценность проекта. 4 Участие в создании и защите проекта БПК. 19 В качестве проекта могут быть: средства передвижения, космические станции и т.д. Форма подачи материала – свободная. Это может быть рисунок, схема, мультимедийная презентация и т.д. 4 день. Музей физики и космонавтики.          В задачу экипажа на данной ступени входит оформление определенной экспозиции   музея   и   проведения   экскурсий.   Данная   ступень   проводится   с целью   проверки   коммуникабельности   членов   экипажа.   Для   этого   перед посещением   музея   психологу   команды   выдается   карточка,   в   которой перечислены экспозиции музея (по горизонтали) и показатели (по вертикали)6 ­ качество подготовки экспозиции; ­ качество рассказа экскурсовода; Дисциплина своей команды во время экскурсии. При   выходе   из   музея   психолог   сдает   карточку   представителю   Штаба, который суммируя оценки выставляет общую оценку. Экспозиции 1 Галерея капитанов космических трасс. Главная часть – стенд с  портретами космонавтов. Здесь помещаются фотографии, модели и  макеты космических кораблей и искусственных спутников, фотографии первых космических разведчиков: Белки, Стрелки и т.д. Могут быть  представлены рисунки учащихся школы. 2        Галерея великих физиков. 3        «Интересные физические опыты» 4        «Зал почетных вещей»  Экскурсовод: часть наших экспонатов тесно связано с именем  замечательного ученого Архимеда. У нас их три. 20 ­ Осколок зеркала Архимеда, с помощью которого великий ученый сжег вражеский флот на подступах к Сиракузам. ­ Вторым экспонатом является метательная машина, которую горожане Сиракуз также использовали для отражения атак противника. Она до сих пор в действии. (самодельная модель или схема). ­   И   третьим   экспонатом.   Связанным   с   именем   Архимеда,   является знаменитая  ванна Архимеда,  в которой он открыл свой замечательный закон ( чертеж сил. Действующих на погруженное в жидкость тело, и формула закона Архимеда), проверяя состав вещества из которого была сделана корона царя Гиерона, которая также находится перед вами. Она прекрасно сохранилась, несмотря на свою многовековую историю.    Не   менее   интересным   экспонатом   является  яблоко   Ньютона.     По словам   очевидцев,   это   то   самое   яблоко,   которое   упало   Ньютону   на голову и послужило толчком к открытию закона всемирного тяготения. В  экспозиции   представлена   также   яблоня   из   родового   имения   семьи Ньютона в Вулсторне, неподалеку от Кембриджа. Откуда и сорвалось знаменитое яблоко.           Человек   всегда   задумывался   над   вопросом   статического электричества   и   магнетизма.   Фалес   Малеский,   перебирая   свои драгоценности,   случайно   дотронулся    кусочком   янтаря    потертого шелком,   до   мелких   бумаг,   лежащих   у   него   на   столе;   бумаги притянулись   к   янтарю   –   произошло   открытие   статического электричества.      В день 100­летия со дня открытия нашего зала Мюнхенский физико­ исторический   музей   подарил   оригиналы   двух   писем:   письмо американского бизнесмена к Рентгену и ответ ученого. Они перед вами. Смысл их заключается в следующем: Рентгена просят прислать Х­лучи в   связи   с   тем,   что   уавтора   застряла   пуля   в   грудной   клетке,   а   ему некогда приехать. Остроумный ученый ответил: «пришлите лучше свою грудную клетку». (Оба письма  написаны на немецком языке)         Самыми   современными   экспонатами   являются  гусиные   перья   английского   ученого   Адамса   и   французского   ученогоЛеверье.   На 21 кончиках этих перьев была открыта новая планета солнечной системы – Нептун.           Совсем   недавно,   в   1964   году   нам   передали   в   дар  авторучку американского   астронома   Ван   де   Кампа.   На   ее   кончике   был   открыт спутник одной из ближайших к нам звезд – летящей звезды Бернарда. 5 Кунсткамера.  Здесь   собраны   необычные   явления,   имеющие   место   во Вселенной.  В их  существование  даже  трудно  поверить,  но  у  нас все можно посмотреть.      Перед вами «модель» материальной точки. Под стеклянный колпак помещается   ватная   подушка   сшитая   из   пестрой   ткани.   В   центре подушечка протыкается булавкой с головкой. Головка практически не видна, но вмятина на подушечке указывает на наличие ее массы. Для «рассмотрения» материальной точки предлагается лупа.          «Модель»  абсолютно­черного тела  представлена картонным ящиком, оклеенным   с   четырех   сторон   бумагой.   В   одном   из   его   граней   сделано небольшое   отверстие   и   зрителям     предлагается   «увидеть»   абсолютно черное тело.      Экспонат представляет собой  портрет черной дыры. Это один из самых интересных   и   загадочных   объектов   Вселенной.   Ученые   установили,   что черные дыры должны возникать в результате очень сильного сжатия какой­ либо   массы   во   Вселенной,   при   котором   поле   тяготения   возрастает настолько,   что   не   выпускает   ни   излучения,   ни   сигналы,   ни   тела.   Если какое­то тело попадает в черную дыру, то наблюдатель никогда не узнает, что с ним произойдет в дальнейшем. Чтобы вырваться из черной дыры, потребовалась бы скорость большая световой, а это противоречит теории относительности.   Ученые   установили,   что   около   черной   дыры   должны резко уменьшаться свойства пространства и времени.      На портрете изображена черная дыра в системе двойной звезды. В этом случае газ из оболочки звезды. Закручиваясь в форме спирали, тянется к дыре и падает в нее. Закручиваясь вокруг черной дыры в форме диска, газ излучает   в   рентгеновском   диапазоне.   По   этому   излучению   ученые стараются обнаружить черные дыры во Вселенной. 22 Как предполагают ученые, протон, как и любая элементарная частица, состоит  из   трех   кварков,   причем   масса   каждого   кварка   во   много   раз больше массы протона. При образовании протона из «свободных» кварков, 95%   массы   кварков   выделяется   в   виде   энергии.   Если   бы   человек   мог «утилизировать» 1г кварков, то высвободилась бы энергия, равная энергии сжигания 2 500 000кг нефти.           Парадокс   кварков   демонстрируем   с   помощью   резинового   мяча   с отверстием и трех кусков поролона разного цвета, объем которых много больше объема мячика.      Обычно мы наблюдаем и применяем  плоские фотографии. Вместе с тем в   науке   и   технике   важное   значение   получила   объемная   фотография   – голография.  (Демонстрация   голограмм).   Изображенный   на   нем   предмет можно в полном смысле этого слова всесторонне изучить. Интересно, что если   разбить   голограмму   на   части,   то   в   каждой   ее   части   окажется изображение сфотографированного предмета.       К разряду «чудес» мы отнесли и эти значки. Здесь одно изображение наслаивается   на   другое.   Рассматриваемая   их   под   разными   углами,   мы видим разные картины. 5 день. Научная конференция. Конкурс творческих заданий. 1 На конференции присутствуют  все экипажи и БЛК. 2 Конференция проводится в виде игры «Что? Где? Когда?» 3 Каждая команда садится за стол 1 раз, получая при этом поочередно по два вопроса. 4 В случае неправильного или неполного ответа помогает БПК. 5 Итоги учитывают члены жюри. 1 Вступительное слово ведущего (члена Штаба) о значении проблемы  Ход конференции внеземных цивилизаций. 2 Вопросы игры «Что? Где? Когда?» 23 7­8 классы  Знаете ли вы курьезные случаи, которые встречаются с космонавтами в состоянии невесомости?  Какие факты говорят о том, что на Землю прилетали инопланетяне?  Вспомните, в каких литературных  произведениях описаны путешествия на   Луну?     Какими   способами   литературные   герои   попадали   на   наш естественный спутник?  Кто   из   людей   и   когда   полетел   впервые   в   космос?   Как   назывался космический корабль, на котором был совершен первый космический полет: 9­11 классы  В чем заключается парадокс Близнецов?  Взлетает или садится космический корабль (Приложение №)  Можно ли достичь Луны в ракете, удаляющейся от Земли со скоростью автомашины «Жигули»?  Можно ли звезду закрыть спичкой, которую вы держите в вытянутой   руке?  В   научно­фантастических   произведениях   популярен   способ передвижения   космического   корабля   путем   экранирования гравитационного   поля.   Приведите   примеры   такого   произведения   и ответьте на вопрос: оторвется ли такой корабль от Земли?  Припев одной из песен о летчиках гласит: Летим мы по вольному свету, Нас ветру догнать нелегко. До самой высокой планеты Не так уж, друзья, далеко. Если вы умеете ценить музыку, то вы одобрительно отзоветесь об этой песни. Если вы любите стихи, то тоже ничего плохого не скажите. А если вы любите физику? Конкурс творческих заданий      Задания творческого конкурса   разыгрываются   жеребьевкой капитанами   заранее, на стадии подготовки к игре. Ведущий: К нам в гости  со звезды ASTRAприлетели в гости. 24 Пример заданий: 1. Представить экипаж как жителей звезды ASTRA и доказать, что это –  инопланетяне. 2. Исполнить для гостей песню так, чтобы им было понятно о чем идет  речь в песни. Зрители отгадывают. 3. Познакомить инопланетян с русской национальной кухней. 4. Нарисовать портреты всех членов экипажа. 5. Провести показ моды будущего. 6 день. День отдыха для экипажей. Игра  « Космическое путешествие» Игра проводится для учащихся 5­6 классов силами БПК всех экипажей в виде КВН. Цель: воспитание патриотизма; развитие внимания, памяти, логического  мышления. Цели: Систематизировать и расширить представления детей о космосе, космонавтике.   Развивать познавательную и творческую активность, прививать интерес к изучению  космоса и истории  космонавтики Воспитывать чувство гордости за историю своей страны, уважения к людям, посвятившим  свою жизнь освоению космоса. Ведущий:  Подоконник ладонями стиснув, Ты стоишь, запрокинув голову, И летят позывные мыслей К дальним звездам – белые голуби. Где­то там, в беспредельной темени, За границами звездной Арктики, В недоступном пространстве и времени Проплывают иные галактики. Я уверен: в каком­то созвездии Есть планеты, как наша, зеленые, 25 И живут там твои ровесники – Космонавты, поэты, ученые. И в такую же полночь лунную, Запрокинув мечтательно голову, Загрустила ровесница юная На планете в созвездии Голубя.      Добрый день, друзья! 12 апреля 50 лет назад человек впервые вышел за  пределы земной атмосферы.       Веками человек смотрел небо. Он ходил по земле и не боялся уплывать далеко   в   море,   но   небо   было   огромным   и   непонятным   для   него.   Человек поселил в небе богов. Но человеку хотелось подняться туда самому. И тогда возникали   сказания   о   людях,   которые   могут   летать,   появлялись фантастические   романы,   конструировались   летательные   аппараты,   так   и оставшиеся на земле.      И вот наступил ХХ век. Уже летали в небе самолеты, а вкосмос поднялись первые   ракеты.   Люди   верили,   недалек   тот   день,   когда   в   космос   полетит человек.          И вот, наконец,12 апреля 1961 года. Утро было прервано сообщением: «работают все радиостанции Советского Союза! Впервые в мире! Человек в космосе!». Этим человеком был Юрий Алексеевич Гагарин.      День 12 апреля стал доказательством осуществления любой, самой смелой. Человеческой мечты.       Сегодня мы решили отправиться в большое космическое путешествие. Мы полетим   на   кораблях   «Зодиак»   и   «Галактика».Дорогу   осилит   идущий,   а звездную трассу – настоящие знатоки космонавтики. Уверены, что экипажи наших космических кораблей состоят только из таких ребят.   При   этом   не   забывайте,     что   без   хорошей   шутки   даже   в   самом серьезном деле, не обойтись. Ведущий:       На передней стене располагаются модели ракет из белого картона (см. рисунок). У членов жюри есть детали из цветной бумаги (для каждой команды определённого   цвета).   Их   десять   по   числу   первых   конкурсов.   Команда, набравшая максимальное количество баллов за конкурс, получает деталь для своей   ракеты   целиком,   другие   команды   получают   урезанные   детали   (в 26 зависимости   от   полученных   баллов).   После   каждого   конкурса   эти   детали передаются жюри своим помощникам, которые прикрепляют детали, то есть «закрашивают» определённую часть ракеты.   1 конкурс «Первым правилом у нас – выполнять любой приказ!»           Работа   в   космосе   требует   постоянного   напряжения,   физического   и умственного.   Необходимо   все   время   быть   в   хорошей   спортивной   форме. Этому помогают различные тренажеры и комплексы упражнений. Наш первый конкурс – космическая разминка. Разминка   спортивная:  приглашаются   по   одному   человеку   из   команды.  Все выстраиваются в одну линию и с завязанными ногами делают по три прыжка. Чья команда окажется впереди? 2 конкурс Разминка   практическая:Командам   предлагается   выбрать   5   самых необходимых   на   ваш   взгляд   в   космическом   путешествии   предметов   и обосновать свой выбор.  3 конкурс «Чтобы космонавтом стать, надо много­много знать» 27 Командам будут задаваться вопросы, на которые они в течение 1,5 минуты они должны дать краткие ответы. Вопросы для 1 команды 1. Сколько звезд в Солнечной системе? (Одна – Солнце) 2. Основной астрономический прибор для наблюдений. 3. Доказательством чего является смена дня и ночи на планете? (Вращение Земли вокруг оси) 4. В каком направлении вращается наша Земля? (С запада (Телескоп) на восток) 5. Назовите дату весеннего равноденствия. (21 марта) 6. Назовите дату первого пилотируемого человеком космического полета? (12 апреля 1961г.) 7. Как называется космический транспорт? (Ракета) Вопросы для 2 команды 1. Сколько планет в Солнечной системе? (9) 2. Назовите дату осеннего равноденствия (23 сентября) 3. Самая ближайшая к Солнцу планета…(Меркурий) 4. Кто был первым космонавтом Земли (Ю.А.Гагарин) 5. Назовите естественный спутник Земли (Луна) 6. Какую планету назвали в честь бога войны? (Марс) 7. Сколько всего существует зодиакальных созвездий? (12) 4 конкурс. «Только сильных звездолет может взять с собой в полет» Ведущий: Ребята, представьте, что ваш полет длится уже вторые сутки. Члены экипажа жалуются на головные боли, У всех космонавтов распухли лица, подташнивание. наблюдается отечность. Что надо сделать командиру экипажа? Выберите правильный на ваш взгляд ответ:  Прервать полет ввиду болезни экипажа;  Запросить центр управления полетом о способах  Продолжите полет, так как не видите в этом ничего лечения космонавтов; особенного; 28  Продолжите полет, так как начальство будет недовольно, ведь на полет затрачено много средств. Ведущий: (послеответов команд) Полет, действительно, надо продолжить, так как прилив крови к голове у космонавтов, в результате чего и наблюдается подобные явления, симптомы – типичное проявление невесомости. 5 конкурс Ведущий: на борт корабля из центра управления полетом пришла радиограмм. Просим ее расшифровать. Ответ: Впереди у вас планета, где гроза, ветер и нет света. 6 конкурс Ведущий: А теперь прослушайте стихотворение Взглянув на пояс Зодиака, Мы в январе увидим Рака, А в феврале заметим Льва. Хранителем его была В холодном марте злая Дева. Весьма похожая на Еву. Весы купив себе в апреле, Они спокойно жить хотели, Но в мае страшный скорпион У них отнял покой и сон. Его убил Стрелец прекрасный, Отца июня сын несчастный, В июле ж братец Козерог Сон Льва и Девы уберег. А в августе на много дней Приехал дядя Водолей. Из рыб уху он в сентябре Варил и кушал на дворе. Зажарил Овна в октябре, 29 Тельца зарезал в ноябре, А в декабре, в конце концов, Родилась пара Близнецов. (Валишин Ю.А.) Задание 1: за 1 минуту вы должны написать названия всех созвездий, упоминавшихся в этом стихотворении. Задание 2: Автор стихотворения что-то здесь напутал. Исправьте ошибки. Стихотворение выдается экипажам в напечатанном виде. 7 конкурс. Ведущий: за 5 минут составить слова из предложенного слова. У кого больше. КОСМОЗВЕЗДОПЛАНЕТАРИЙ 8 конкурс Ведущий: Командам предлагается в течение 5 минут собрать рисунок орбитальной станции «Салют» (Наподобие игры Puzzle)(Приложение 30 9 конкурс Реквизиты: карточки с изображением Солнца и планет. Задание: расположить планеты в порядке их удаления от Солнца. (Меркурий, Венера, Уран,Нептун, Плутон. Юпитер, Сатурн, Земля, Марс, 10 конкурс «Очень дружно мы живем, скучных в космос не берем» Задание:показать танец инопланетян. (Включается музыка). Ведущий: Это был наш последний конкурс. Наше долгое, но, надеемся, веселое и познавательное путешествие приблизилось к концу. Мы благодарим команды за их выступление, болельщиков, которые на протяжении всего «путешествия» поддерживали свои команды. Слово предоставляется жюри. (Подведение итогов, награждение победителей). 31 7 день. Заключительная игра «Через тернии – к звездам» В конкурсе принимают участие все члены экипажей и БПК. Оформление вечера составляют плакаты, газеты. Рисунки, приготовленные во время проведении Декады. 1. Торжественное открытие заключительного этапа План проведения вечера: соревнования за право послать экипаж к планете звезды ASTRA: - выступление начальника штаба; - приветствие экипажей коллегам по эксперименту. специальности. жюри подводит итоги). 2. Выполнение заданий членами экипажей по 3. Выступление художественной самодеятельности (пока 4. Подведение итогов Декады, награждение. Выполнение заданий членами экипажей по специальности Задания биологам 1. Космонавт вышел из корабля в космос и с помощью индивидуального ракетного двигателя совершает прогулку по окрестностям. Возвращаясь он несколько передержал двигатель включенным, подошел к кораблю с избытком скорости и стукнул о него поленом. Будет ли ему больно? 2. Человек поглощает кислород, выделяет углекислый газ- 600л в сутки. Это означает, что через 48ч экипаж не сможет жить. Предложить способ получения кислорода на борту космического корабля. Вы подлежите к планете звездной системы Астра. 3. Найдите способ определения жизни на этой планете. 4. Как действует на организм невесомость и перегрузки. Опасно ли для здоровья космонавтов участия в космических полетах? 5. Суточная норма употребления воды для космонавтов 2л. Предложите способ получения воды на борту корабля необходимой для полета к звезде Астра. Задания психологам 32 Ваш корабль летит по зову о помощи к жителям планеты 1. Альфа. Вовремя обследования физические условия на планете оказалось, что высадка грозит экипажу гибелью. Командир решил вернуться на Землю. Экипаж не согласен с решением. Как вы нормализуете обстановку на корабле. 2. Повреждена обшивка корабля. Единственный выход - выйти в открытый космос и устранить неисправность. Командир просит у вас совета, кому можно поручить это задания, так как выполнение этого задания может повредить здоровье этого члена экипажа. Кого вы выберете и почему? 3. Корабля оказался в сложной обстановке: отказали двигатели ориентации, и корабль стремительно приближался к звезде – гиганту. Для принятия решения у экипажа 2ч. Как поведут себя члены экипажа с разным типом высшей нервной деятельности ( холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик)? 4. Центр подготовки космонавтов выбрал для полета в дальний рейс командира и психолога. Необходимо составить тест с помощью которого из 100 кандидатов в члены экипажа вы выберете остальных необходимых 5 человек. В тест должны входить 10 вопросов (специализацию не учитывать). 5. Кандидатам в члены экипажа вы предложили перечислить черты характера, которые, по их мнению,наиболее необходимы в полете. Вот их ответы: - доброта, скромность, честность; - твердость, быстрота реакции, чувство юмора; - оптимизм, выносливость, решительность. Как вы оцениваете правильность выбора? Задания специалистам по внеземным цивилизациям Проверка умения специалистов объяснить смысл фразы или понятия без помощи слов (мимика, жесты, рисунок). 1.Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало… 2.Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик. 3.Муха села на варенье, Вот и все стихотворенье. 4.Два чудака в одном тазу Пустились по морю в тазу. 5.Зайку бросила хозяйка, Под дожем остался зайка. 33 Задания астронавигаторам Нарисовать трассу полета корабля к планете звезды ASTRA(α-Лебедя) (карта звездного неба). На время. Задания физикам 1. Перечислите все небесные тела, входящие в состав Солнечной системы. 2. Перечислите названия 10 созвездий. 3. Что такое Чёрные дыры во Вселенной? 4. Чем отличаются гео- и гелиоцентрическая системы мира? 5. За какое время доходит свет от Солнца до Земли, если расстояние от Земли до Солнца 150млн.км, а скорость света 300 000 км/с? Задания командирам Дать характеристику каждому члену экипажа, обращая внимание на положительные стороны характера, необходимые в полете. 34 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Главным итогом декады физики «Эксперимент ASTRA» можно считать достижение намеченных целей, реализацию поставленных задач. Игра, основываясь на свободном творчестве и самостоятельной деятельности, объединила ребят с разными интересами вокруг одной общей проблемы. Результат этой деятельности можно не только увидеть, осмыслить, применить, он становится бесценным достижением, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности. Дух соревнования привел к рефлексии учащихся, к четкому соблюдению установленных правил, и, главное, к активизации учащихся. 35 ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение 1. Информационный стенд Информация «INFORMATION» информация ВНИМАНИЕ! КОНКУРС! Положение о конкурсе Обращени начальник а центра подготовк космонавт е и ов Сообщение Спец. штаба План проведения Эксперимента Сегодня дата Списки экипаж ей ШАНС!!! Приложение 2. Сводная таблица результатов Экипаж (назван ие) Эмб - лем а Откры- тие Спорт ЗДП Музей Конф ерен- ция Э БП К Э БП К Э БП К Э БПК Э БП К Творч еский конку рс Э БП К Шанс Закл ючен ие Э БП К Э БП К 36 ЛИТЕРАТУРА 1981 литература, 1981 1.Ланина И.Я.Не уроком единым. –М.: Просвещение, 1991 2.Береговой Г.Т.Космос – землянам. – М.: Молодая гвардия, 3.Клушанцев П. Одни ли мы во вселенной. – Л.: Детская 4.Чернин А.Д. Звезды и физика. – М.: Наука, 1984 5.Внеурочная работа по физике под редакцией 6.Дагаев М.М. Наблюдение звездного неба. – М.: Наука, 7.www.cosmoworld.ru 8.www.cosmos.info 9.ru.wikipedia.org1 10. 11. О.Ф.Кабардина. – М.: Просвещение, 1983 1979 www.cpecevideo.ru www.h-cosmoc.ru 37

Методическая разработка декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка  декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка  декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка  декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка  декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка  декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка  декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка  декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка  декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка  декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка  декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка  декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка  декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка  декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка  декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка  декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка  декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка  декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка  декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка  декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка  декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка  декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка  декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка  декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка  декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка  декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка  декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка  декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка  декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка  декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка  декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка  декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка  декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка  декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка  декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка  декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка  декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»

Методическая разработка  декады физики, посвященной Дню Космонавтики «Эксперимент ASTRA»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017