государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Чувашской Республики «Межрегиональный центр компетенций –
Чебоксарский электромеханический колледж»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
«Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя»
Методическая разработка интегрированного урока истории и литературы
Авторы – В. А. Ашмарина
Л. Г. Андреева
Чебоксары 2018
Ашмарина В.А., Андреева Л.Г. Методическая разработка интегрированного урока истории и литературы «Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя»: Методическое пособие для преподавателей. - Чебоксары: ГАПОУ ЧР «МЦК - ЧЭМК» Минобразования Чувашии, 2018.
Пособие содержит необходимый материал для проведения интегрированного урока по истории России и литературе для 1 курса. Формы, средства и методы изложения материала дают возможность для полного освещения событий Крымской войны 1853-1856 гг. и обороны города Севастополя с исторической и литературной точки зрения и нацеливают на патриотическое воспитание молодых людей, что очень актуально сегодня
Материал пособия рекомендуется не только педагогам профессионального образования, но и преподавателям истории и литературы общеобразовательных учреждений.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение.........................................................................
2. Методические рекомендации по проведению урока
3. Конспект урока
3.1. Причины Крымской войны.
3.2. Оборона Севастополя.
3.3. Ход военных действий и отражение их в художественной литературе.
3.4. Итоги войны. Парижский конгресс.
3.5. Итоги урока
4. Дидактический материал к уроку
5. Заключение
6. Список литературы
Приложения к уроку
Дополнительный материал для преподавателей
ВВЕДЕНИЕ
На уроках истории постигается суть событий и явлений, их причинно-следственные связи, осмысливается исторический процесс.
На данном уроке рассматривается ход военных событий в годы Крымской войны – оборона Севастополя, которые описываются в художественном произведении Л.Н. Толстого – повести «Севастопольские рассказы». События второй половины XIX века переплетаются с историческими моментами в годы Великой Отечественной войны.
Качество знаний по предмету во многом зависит от того, как организована подача материала. Интегрированный урок истории и литературы дает учащимся возможность глубже понять события исторического прошлого. Использование отрывков из произведений художественной литературы и иллюстрированного материала помогает преподавателю ярко показать важнейшее событие истории нашего Отечества – героическую оборону Севастополя. Правдивый художественный образ, созданный писателями – участниками подлинных исторических событий, отличается меткостью и убедительностью. Это облегчает восприятие исторического прошлого
Прошлое и настоящее народа – единый процесс. Вот почему необходимо понять, в чем истоки многих не только трагических, но и славных событий, о которых нельзя забывать
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА
Тема: Крымская война 1853 – 1856 гг. Оборона Севастополя
Цели урока:
Обучающие – 1. Изучить причины, ход и последствия Крымской войны;
показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи;
2. Познакомить учащихся с идейно-художественным своеобразием «Севастопольских рассказов» Л.Н.Толстого; определить особенности изображения Толстым войны; попытаться осмыслить трагизм войны.
Развивающие – Развивать навыки работы с учебным и дополнительным материалом, умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, синтезировать, обобщать факты, делать выводы.
Воспитывающие – 1. На примере стойкости, мужества русских солдат, матросов, офицеров способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания населения, неприятия зла.
2. Воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах отчаянной, мужественной обороны родной земли российскими солдатами, работы медиков и всего населения города в труднейших условиях осажденного Севастополя;
Средства обучения:
1. Артемов, В.В., Лубченков, Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.
2. Карта «Российская империя в первой половине XIX века»
3. Повесть Л.Н.Толстого «Севастопольские рассказы»
4. Презентация «Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя»
5. Проектор, экран
6. Раздаточный и дополнительный материал
7. Электронный справочник «Энциклопедия истории России».
Лексическая работа:
Межпредметные и внутрипредметные связи:
История – русско-турецкие войны во второй половинеXVIII в. 1783-1791 и в первой половине XIX в. 1828-1829гг.
Литература – художественные произведения русских писателей о событиях Крымской войны; «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого
Опережающее задание: Подготовить сообщения о Синопском бое, подвиге жителей города Севастополя, врачей, об участии Л. Н. Толстого на войне.
Эпиграф:
По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающемся передо мною и влекущем за собою погибель миллионов людей, погибель силы и чести отечества.
Л. Н. Толстой
ПЛАН УРОКА
1. Причины Крымской войны.
2. Оборона Севастополя.
3. Ход военных действий и отражение их в художественной литературе.
4. Итоги войны. Парижский конгресс.
5. Итоги урока
6. Домашнее задание.
7. Рефлексия.
Ход урока
I. Причины войны.
Преподаватель истории: Для выяснения причины начала войны следует разобраться, что такое восточный вопрос?
· Какие события внешней политики России связаны с его разрешением?
(Причины войны заключались в противоречиях между европейскими державами на Ближнем Востоке, борьбе европейских государств за влияние на слабеющую и охваченную национально-освободительным движением Османскую империю. Николай I говорил, что Турция – «больной человек и его наследство можно и нужно делить». В предстоящем конфликте российский император рассчитывал на нейтралитет Великобритании, которой он пообещал после разгрома Турции новые территориальные приобретения – Крит и Египет, а так же на поддержку Австрии, в качестве благодарности за участие России в подавлении венгерской революции. Однако расчеты Николая оказались не верны: Англия сама подталкивала Турцию к войне, стремясь таким образом ослабить позиции России. Австрия так же не желала укрепления России на Балканах.
2. Самостоятельная работа учащихся – заполнение таблицы (Раздаточный материал 1)
Страны – участницы войны |
Цели стран – участниц войны
|
Российская империя |
Пересмотр режима черноморских проливов; Усиление влияния на Балканском полуострове |
Османская империя
|
Подавление национально-освободительного движения на Балканах; Возвращение Крыма и Черноморского побережья Кавказа. |
Англия, |
Подорвать международный авторитет России, ослабить ее позиции на Ближнем Востоке, отторгнуть от нее территории Польши, Крыма, Кавказа, Финляндии; Укрепить свои позиции на Ближнем Востоке, используя его как рынок сбыта; Луи Бонапарт, французский император, мечтал об укреплении своей власти через победоносную войну |
Преподаватель истории:
· Каким был режим проливов Босфора и Дарданеллы к началу военных
действий?
(По Лондонской конвенции 1841 г. судоходство в проливах ставилось под международный контроль. Провозглашался принцип их закрытия для военных кораблей всех европейских держав в мирное время. Для России это означало изоляцию ее флота в черноморском бассейне и отсутствие уверенности в безопасности ее южных границ, так как Османская империя могла в случае военных действий открыть проливы для кораблей европейских держав.)
· Когда и при условиях Османская империя потеряла Крым и черномор-
ское побережье Кавказа?
(Россия приобрела эти территории в результате двух войн с Турцией во второй половине 18 в. В 1768-1774 и 1783-1791 гг. и двух войн в первой половине 19 в. – 1806-1812 и 1828-1829 гг.)
· Скажите, что стало причиной начала Крымской войны?
(Борьба России и Франции за укрепление своего влияния на Ближнем Востоке).
Николай I, готовясь к войне с Турцией, надеялся, что сумеет найти себе союзников, но России не удалось заключить союз в Европе – она оказалась в дипломатической изоляции.
Таким образом, к началу войны Россия оказалась одна против союза стран: Франция, Англия, Турция (при враждебном отношении к России Австрии).
В таких условиях при поддержке ведущих европейских стран турецкий султан в октябре 1853 г. объявил войну России.
Слайд 2
3. Запись в тетради:
20 октября 1853г. – Николай I подписал Манифест о начале войны с Турцией.
Первый этап войны (ноябрь 1853 – апрель 1854) – русско-турецкие военные действия.
Второй этап войны (апрель 1854 – февраль 1856) – англо-французская интервенция в Крым, появление военных кораблей Западных держав на Балтийском и Белом морях и на Камчатке.
Преподаватель истории: У России в Крымской войне не было союзников. При этом по южным и западным границам страна была окружена либо непосредственными противниками, либо странами, готовыми в любой момент вступить в войну против России. Поэтому шансов выиграть войну у России не было не только из-за военно-технической отсталости.
II. Оборона Севастополя.
Слайды 3-4
1. Преподаватель истории: Главные боевые действия происходили в районе военно-морской базы Севастополя.
(Севастополь являлся главным стратегическим пунктом на Черном море)
Поэтому главное внимание в ходе изучения военных действий мы уделим обороне Севастополя, где развернулись самые ожесточенные бои.
2. Работа по карте «Крымская война»:
- расположение города и военно-морской базы русского флота
- места главных сражений
Слайды 5-6
Преподаватель истории: Основные боевые действия развернулись на море.
Турецкая эскадра, готовясь произвести десант, стояла в Синопской бухте. Она насчитывала 14 судов, из них 2 паровых. 1тром 18 ноября 1853 г. русская эскадра из 8 парусных кораблей, несмотря на заградительный огонь береговых батарей, проскочила в бухту, стала на якорь и в упор принялась расстреливать турецкий флот. Бухту окутали облака порохового дыма. Сквозь разрывы между клубами дыма, при свете горящих турецких судов, на юте флагманского корабля мелькала сутулая фигура командующего эскадрой вице-адмирала Павла Степановича Нахимова. Через три часа русская эскадра потопила почти все турецкие корабли и заставила замолчать береговую артиллерию. Синопский бой вошел в историю как последнее крупное сражение эпохи парусного флота.
3. Сообщение учащегося о Синопском бое. (Приложение 2)
Слайды 8-10
Преподаватель истории: Часть кораблей Черноморского флота пришлось затопить в Севастопольской бухте, чтобы преградить доступ в нее судов союзников. Личный состав был переведен на укрепления города, возведенные под руководством талантливого инженера Э.И.Тотлебена. А адмиралы В.А.Корнилов, П.С.Нахимов и В.И.Истомин взяли на себя командование Севастополем. 5 октября во время бомбардировки Севастополя на Малаховом кургане, главном военном пункте, был смертельно ранен Корнилов. Бомбардировка нанесла большие потери защитникам города. Но силы были неравными: сказывалось численное и военное превосходство союзных стран. Против 75-тысячного севастопольского гарнизона стояла 170-тысячная армия союзников. Но стойко сражался город. Все население города стало на его защиту. Среди них были и безвестные герои и легендарные.
Слайды 12-14
4. Сообщение студента о легендарных героях севастопольской обороны – Петре Кошкине и Даши Севастопольской.
Слайды 15-18
Преподаватель истории: Дарья Лаврентьевна Михайлова – первая в мире военная сестра милосердия. Кроме нее в славную и трагическую историю города вошли и другие женщины.
Слайды 19-22
Художник Ф. Рубо запечатлел сражение на Малаховом кургане.
III. Ход военных действий и отражение их в художественной литературе.
Слайды 23-27
1. Преподаватель литературы: Оборона Севастополя стала героической страницей в истории русского народа. И этому подвигу прославленного города посвящен литературный памятник Л.Н.Толстого, который был участником обороны Севастополя.
Слайд 28
2. Сообщения студентов об участии писателя в Крымской войне. (Приложение 2)
Преподаватель литературы: Таким образом, «Севастопольские рассказы» - свидетельство очевидца и участника тех событий.
Слайд 29
Давайте возьмем первый из рассказов «Севастополь в декабре месяце».
(Рассказ построен как экскурсия по обороняющемуся городу. Диалоговость повествования, обращается к читателю, делая его очевидцем и участником события, переживающим то, что переживают защитники города.)
(На пристани, набережной, в госпитале, на бастионе)
Толстой пишет: «Да! Вам непременно предстоит разочарование, ежели вы в первый раз въезжаете в Севастополь.
(«…нет растерянности, даже энтузиазма, готовности к смерти, решительности – ничего этого нет. Вы видите будничных людей, спокойно занятых будничным делом»)
вышающие душу зрелища» показывает нам автор? Зачем?
(Госпиталь, ампутация; раненый матрос «Вырвана часть груди»…, «Простите, братцы!»; настоящее лицо войны. « …в каждом движении спокойном неторопливом, твердом, видны главные черты, составляющие силу русского – простоты и упрямства» (сознание своего достоинства, высокой мысли и чувства).
(«Кровь, страдания, смерть» - именно так определил её сущность Л.Толстой – стр. 16).
3. Работа с текстом повести Л.Н.Толстого
Слайд 30
Рассказ «Севастополь в мае».
(Студенты зачитывают отрывки из произведения: гл.7 Непиштшетский и солдат, поручик и князь Гальцин – стр.27, гл.9 Калугин и капитан – стр. 29, гл.11 Поручик Пест, глава 14 – стр.31)
Преподаватель литературы: У Толстого в военной прозе был главный вопрос: «Что заставляет человека убивать себе подобных? В рассказе «Севастополь в мае» его можно сформулировать так: «Что заставляет человека участвовать в безумии войны?» Что движет солдатами понятно – приказ, поэтому в рассказе на первом месте нет простых солдат, а есть изображение нескольких офицеров. Назовите их. Что движет офицерами, что такое для них война? (Гальцин, князь Калугин, ротмистр Проскунин, поручик Пест)
Слайд 31
В третьем рассказе «Севастополь в августе» Толстой показывает войну глазами новичка.
Что является первостепенным для изображения в третьем рассказе?
(Исследование души человека на войне перед лицом смертельной опасности
гл.8 – мечта Володи; гл.10 – столкновение с действительностью, гл.14 – его молитва)
Автор все знает о своих героях и делает вывод (гл.17 финал стр.52)
(Герои моего очерка – ПРАВДА. «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский».
Глазами народа писатель увидел эпопею Севастополя. Наверное, и Толстой прошел тот же путь возмужания, пока не почувствовал себя одним из защитников города.
дям, живущим «среди беспредельного труда, бдения и грязи, принять эти условия»? («И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ)
Теперь обобщим то, о чем было сказано на уроке о «Севастопольских рассказах» Л.Толстого.
(Война противоречит всей природе, человеку. Народ и война – главная тема очерков, связывается с темой русского национального характера.)
«Севастопольские рассказы» явились подготовительными этюдами к роману «Война и мир», о котором мы будем говорить на следующем уроке.
IV. Итоги войны.
1. Преподаватель истории: 349-дневная блокада города закончилась 17августа 1855 года. Падение Севастополя предрешило исход войны. Для русского императора Николая I поражение России в Крымской войне оказалось неожиданным. Угроза вступить в войну Австрии заставила нового императора Александра II пойти на заключение мира.
2. Работа с учебником (Раздаточный материал 2)
1 вариант. Прочитать § 62 стр. 176 (абзац 2), ответить на вопросы:
1. Где и когда состоялось заключение мирного договора? (в марте 1856 г. в Париже)
2. Каковы условия мирного договора? (1). Россия потеряла острова в дельте Дуная и Южную Бессарабию; 2).Запрещение России иметь военный флот, крепости и арсенал на Черном море.)
3. Как вы думаете, какое значение имел Парижский мир для России? (1). Незащищенность южнорусских рубежей; 2) Катастрофическое ослабление позиций России в Причерноморье; 3) Падение международного авторитета России).
2 вариант:
1. В чем главная причина поражения России в Крымской войне? (Социально-экономическая отсталость России от стран Западной Европы)
2. На решение каких задач должна быть направлена внутренняя политика государства? (Крымская война обнажила всю гнилость феодально-крепостнического строя России. Поэтому стране необходимы были преобразования) (слайд)
3. Как вы думаете, какой должна быть одна из задач во внешней политике России в предстоящие десятилетия? (вернуть утраченные позиции на Черном море)
Слайд 32
Героическая оборона Севастополя осталась в народной памяти как подвиг величественной красоты и огромной моральной силы.
Слайды 33-38
Городу пришлось пережить еще одну оборону. Это было в годы Великой Отечественной войны.
Слайд 39
«Севастополь – город русских моряков» – так всегда считалось в истории нашего Отечества.
V. Итог урока
Преподаватель истории: Почему оборона Севастополя считается единственной для русской армии светлой страницей всей Крымской войны? Военные действия для России развивались крайне неудачно. И лишь самоотверженность солдат и офицеров Севастополя, которые упорно сопротивлялись превосходящему их в технике противнику, ускорила заключение мирного договора и его относительную мягкость для России, спасла честь страны.
Саратовский журналист И.Горизонтов, вспоминая о Крымской войне, писал: «Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития»
(Речь идет о техническом превосходстве флота и армии Англии и Франции над российскими: паровой двигатель и броня кораблей, нарезные орудия и стрелковое оружие, снабжение армии, не подверженное воровству интендантов, тактическая выучка войск и т.п. Все это вместе взятое оказалось сильнее самоотверженности и храбрости российских солдат офицеров.)
V. Домашнее задание
IV. Рефлексия – восприятие темы урока учащимися.
Используемая литература
1. Артемов, В.В., Лубченков, Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.
2. Сахаров, А.Н., Загладин, Н.В. История (базовый уровень). 10 класс. - М., 2015.
3. Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы».-Л.: Детская литература, 1980
4. Электронное пособие «Школа Мефодия и Кирилла»: Литература. 11 класс
Приложения
Приложение 1
Раздаточный материал – таблица «Цели войны и страны-участницы»
Страны – участницы войны |
Цели стран – участниц войны
|
Российская империя |
|
Османская империя
|
|
Англия, |
|
Работа с учебником – ответы на вопросы
Вариант 1
Где и когда состоялось заключение мирного договора? |
|
Каковы условия мирного договора? |
|
Какое значение имел Парижский мир для России? |
|
Вариант 2
В чем главная причина поражения России в Крымской войне? |
|
На решение каких задач должна быть направлена внутренняя политика государства? |
|
Какой должна быть одна из задач во внешней политике России в предстоящие десятилетия? |
|
Приложение 2
Сообщения студентов
Сергей Николаевич Сергеев-Ценский. Синопский бой. ( Глава 1)
Шлюпки с младшими офицерами эскадры вице-адмирала Нахимова одна за другой подходили к флагманскому кораблю "Императрица Мария".
После сильного шторма, немилосердно трепавшего перед тем двое суток суда, заштилело, и даже зыбь успела улечься настолько, что шлюпки без особых усилий приставали к трапу корабля.
Мичманы настроены были празднично, взбираясь по трапу на палубу. Еще бы!.. Во-первых, Павел Степанович не зря же вызвал их перед самым обедом: он, конечно, оставит их у себя обедать, и тут-то они разузнают как следует все новости, чтобы было с чем вернуться, кроме официальной переписки; во-вторых, они уже около месяца не сходили никуда каждый со своего судна и не видались с товарищами из других экипажей; в-третьих, наконец, подымало их настроение и то, что через них будут переданы командирам судов какие-то важные приказания насчет будущих действий, не говоря уже о копиях с царского манифеста о войне с Турцией.
О том, что война уже объявлена, еще два дня назад извещалось с флагманского корабля сигналом, но штормовая погода мешала общению между судами эскадры.
Весть о войне принес пароходо-фрегат "Бессарабия", пришедший из Севастополя. Всеми предполагалось, разумеется, что вместе с этой короткой, но весьма значительной вестью пришел на имя Нахимова обстоятельный приказ начальника штаба русского флота, светлейшего князя Меншикова, и настала наконец-то пора вполне ясных отношений к турецким военным и купеческим судам, которые бороздили волны Черного моря бок о бок с русскими, но за действиями которых предписывалось только "наблюдать".
И вот целое лето, с тех пор как прибыл в мае на пароходе "Громоносец" Меншиков из Константинополя после неудачных переговоров с турецкими министрами, только и делали, что "наблюдали".
Для этого от берегов Кавказа и до самого Босфора рассыпаны были небольшими отрядами крупные и мелкие суда. Но нести эту дозорную службу долгое время можно было только при помощи пароходов, которые и во время полного штиля имели способность подходить близко к парусным сторожевым судам и перекачивать на них шлангами пресную воду. Иногда же бочки с пресной водой спускались ими просто в море, а потом уж эти бочки пригоняли на буксире спущенные с судов шлюпки.
Тем же порядком, в бочках, доставлялась и зелень для команд и солонина, и часто бывало так, что офицерский стол ничем не отличался от стола матросов.
Скучно было. Время заполнялось главным образом учебной стрельбой, но что делалось в мире, об этом в открытом море неоткуда было узнать. Можно было только гадать, догадываться, делать разные смелые предположения до тех пор, пока из Севастополя не приходили другие суда на смену сторожевым и не привозили свежие новости и газеты.
Однако вплоть до поздней осени ни из этих свежих новостей, ни из газет, ни даже во время стоянки в Севастополе, когда чинились суда и запасались провизией и водой, все-таки нельзя было узнать определенно, начнется ли в этом году война, или европейские дипломаты сделают все, чтобы она не возникла.
В октябре, 9(21) числа, Меншиков послал из Севастополя к берегам Анатолии эскадру Нахимова из четырех линейных кораблей, фрегата и брига. В предписании, полученном при этом Нахимовым от светлейшего, говорилось:
"По сведениям из Константинополя, между прочим, сделалось известным, что турецкое правительство дало наставление своим крейсерам, по миновании сего 9(21) октября, в случае встречи с русскими и буде они в меньших силах, атаковывать их. Так как известие это неофициальное и, следовательно, со стороны нашей не должно быть принято за разрыв, а между тем такое распоряжение турецкого правительства, буде оно справедливо, может подвергнуть наших крейсеров внезапной атаке, то, в предупреждение сего, я предписываю: 1) пароходу "Бессарабия" находиться в вашем отряде; 2) вашему превосходительству распространить свое крейсерство к анатолийскому берегу, между мысом Керемпе и портом Амастра, так чтобы быть на пути сообщения между Константинополем и Батумом. Эскадра ваша может подходить на вид берегов, но не должна без повеления высшего начальства или открытия неприязненных действий со стороны турок вступать с ними в дело".
Это предписание заканчивалось тем, что все русские суда, разбросанные в море, должны были стянуться к эскадре Нахимова. Став таким образом во главе больших уже морских сил, Нахимов предупреждал всех командиров судов, какой линии поведения им надо держаться:
"Так как Россия не объявляла войны, то при встрече с турецкими судами первый неприязненный выстрел должен быть со стороны их; те же турецкие суда, которые на это решатся, должны быть уничтожены. Я убежден, что в случае разрыва между Россией и Турцией каждый из нас исполнит свое дело".
Все флотские офицеры отметили тогда тон обращения Нахимова к командирам судов. Вице-адмирал не парил где-то в малодоступной выси и не гремел оттуда жесткими словами приказа: он не отделял себя ни от командиров, ни от экипажей своих судов; "был убежден" во всех точно так же, как и в себе. Он оставался верен себе и теперь, когда наступали грозные дни испытаний. Другим никто и не представлял себе Нахимова, иначе за что бы так любили его не офицеры только, но и матросы, называвшие его "отцом"?
Октябрь, как обычно на Черном море, был очень бурный, часто дул норд-ост большой силы, качавший огромные корабли, как рыбачьи лодки. Между тем эскадра Нахимова держалась, как и было ей предписано, в виду анатолийских берегов; вся ширина Черного моря лежала перед ней, отделяя ее от родной бухты.
Ветер бушевал кругом по нескольку суток подряд; лили дожди; замороженные паруса рвались, леденели палубы, так что на них невозможно было держаться при сильнейшем крене судов; иногда свирепые смерчи крутились и двигались по морю с большой быстротой; матросы и офицеры выбивались из сил, борясь не с врагами России, а только с разгулявшимися стихиями...
Но в конце октября впервые прозвучало и слово "враги". Из Севастополя пришел корвет "Калипсо" и привез от Меншикова весть, что враждебные действия на Дунае со стороны турок начались: из турецкой крепости Исакчи обстреляли продвигавшуюся вниз по Дунаю небольшую флотилию мелких русских судов, причем был убит командовавший этой флотилией капитан 2-го ранга Варпаховский, а вслед за тем турки перешли на правый берег Дуная и заняли селение Калафат, "так что следует считать, что война не только объявлена турками, но уже идет. Поэтому и русской эскадре вменяется в обязанность задерживать турецкие военные суда, если они не будут оказывать сопротивления; если же будут сопротивляться и вступать в бой, - уничтожать их".
Однако, что касалось купеческих судов, то их приказано было пока не трогать и ждать особого распоряжения на этот счет. Неопределенность положения все-таки, значит, оставалась; она должна была замениться ясностью только теперь, с получением манифеста из Петербурга; кстати, точно нарочно для этой именно цели, выдался ясный, тихий и очень теплый день.
Участие Л.Н.Толстого в войне.
С 1852 г. Толстой находился на Кавказе, где участвовал в войне с горцами. В январе 1854 г. по просьбе писателя его переводят в Дунайскую армию, 7 ноября он прибыл в Севастополь. В письме брату Сергею он писал: «… Я просился в Крым отчасти для того, чтобы видеть эту войну… а больше из патриотизма».
Толстой понимал, что «война идет не за город, а за родину». Он намеревался издавать «Военный листок», чтобы содействовать улучшению дел в армии и противостоять лжи об этой войне. Это было задумано кружком приятелей офицеров-артиллеристов Южной Армии. Чтобы иметь на издание журнала деньги, Толстой в 1854 г. продал на своз родительский дом, находившийся в Ясной Поляне. Издание журнала царь не разрешил. Тогда Толстой обещал Некрасову ежемесячно доставлять для «Современника» от 2 до 5 листов и дал список тем «Письмо о сестрах милосердия», «Письмо солдата из Севастополя», «Воспоминание об осаде Силистрии». Некрасов писал Толстому 27 января 1855 года:
«Письмо ваше с предложением военных статей получил и спешу вас уведомить, что не только готов, но и рад дать вам полный простор в «Современнике» - вкусу и таланту вашему верю больше, чем своему».
В Севастополь Толстой прибыл в ноябре 1854 г. и оставался здесь вплоть до конца осады. Полтора месяца провел на четвертом бастионе. В мае 1855 г. он был назначен командиром горного дивизиона и принимал участие в битве при Черной речке (11 августа). Он не бросил литературных занятий. Здесь были написаны «Севастопольские рассказы», «Рубка леса».
Рассказывают, что императрица Александра Федоровна плакала, читая первый севастопольский очерк Толстого, а государь Николай I приказал «следить за жизнью молодого писателя и даже «перевести его с четвертой батареи в более безопасное место».
Со 2 по 4 марта Толстой пишет «Проект о переформировании армии», который он намеревался передать одному из сыновей царя, находившегося тогда в Крыму. Проект этот начинался такими словами:
«По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающемся передо мною и влекущем за собою погибель миллионов людей, погибель силы и чести отечества».
«Не могу молчать» - именно так позже в 1908 г. писатель назовет одну из своих статей. Он действительно не мог молчать о безобразиях, творившихся вокруг, потому что считал, что «спокойствие – душевная подлость».
В июле 1855г. Толстой награжден орденом Святой Анны 4 -й степени с надписью «За храбрость», а в конце года – серебряной медалью «За защиту Севастополя». По окончании Крымской кампании получил бронзовую медаль «В память войны 1853 – 1856 годов».
Приложение 3
Дополнительный материал для преподавателей к уроку
Подвиг врачей в Крымскую войну
С самого начала Крымской войны женщины принимали активное участие в оказании помощи раненым. В Одессе, Севастополе, Петропавловске - Камчатском действовали общины сестры милосердия.
В ходе обороны Севастополя, ежедневных бомбардировок, которым подвергался город со стороны противника, с каждым днём увеличивалось количество потерь, как среди воинов, так и среди жителей города, ещё больше было раненых.
В 1854 г. в осажденный Севастополь прибывает известный российский хирург Н. И. Пирогов с группой молодых хирургов. Николай Иванович Пирогов – основоположник хирургии как научной медицинской дисциплины. Он одним из первых использовал эфирный наркоз в клинике. А в 1847 г. впервые в мире применил наркоз в военно-полевой хирургии.
В Севастополе им было произведено около 400 операций под эфирным и 300 под хлороформным наркозом. Ему принадлежит инициатива развертывания временных госпиталей для защитников Севастополя. По опыту Крымской войны Пирогов создал учение об общих принципах военно-полевой хирургии.
В октябре 1854 года по инициативе Н. И. Пирогова и благодаря содействию Великой княгини Елены Павловны в Петербурге была учреждена Крестовоздвиженская община сестер попечения о больных и раненых воинах России. 200 медицинских сестер этой общины принимали участие в оказании помощи больным и раненым во время Севастопольской обороны. Непосредственное руководство сестрами Крестовоздвиженской общины в годы Крымской войны осуществлял Н. И. Пирогов.
В качестве сестер и санитарок добровольно работали так же жены, вдовы и дочери офицеров и матросов. Во время войны женщины соперничали с мужчинами, под градом пуль они разносили квас и воду в самые жаркие места схватки, расплачиваясь за это часто жизнью и ранениями.
Уже с самого начала основными функциями сестер были перевязки, помощь во время операций, раздача лекарств, слежение за чистотой одежды и постельного белья раненых, за благоустройством госпитальных палат, раздача теплого питья и пищи, кормление тяжелораненых, моральное успокоение больных. 6 декабря 1854, то есть через неделю после начала сестринской службы, Пирогов писал о работе сестер « …если они так будут заниматься, как теперь, то принесут, нет сомнения, много пользы. Они день и ночь попеременно бывают в госпиталях, помогают при перевязке, бывают и при операциях, раздают больным чай, и вино и наблюдают за служителями и за смотрителями и даже за врачами. Присутствие женщины, опрятно одетой и с участием помогающей, оживляет плачевную юдоль страданий и бедствий…»
Среди сестер милосердия было немало таких, которых по праву можно считать героями войны, наравне с солдатами и офицерами, удостоенными этого звания. Особо прославилась своим самоотверженным, бескорыстным служением раненым Даша Севастопольская (Александрова). Семнадцатилетняя девушка отправилась на фронт. Она оказывала помощь раненым во время кровопролитного сражения на реке Альме, во время которого российская армия пыталась остановить продвижение англо-франко-турецких войск.
А в ноябре 1854 Дашу перевели добровольной сестрой милосердия на Главный перевязочный пункт, который располагался в здании Дворянского собрания в Севастополе. Примерно в эти же дни из Петербурга от имени самого императора НиколаяI была доставлена награда. В Центральном Государственном Военноисторическом архиве сохранился документ под названием «О представлении к награде девицы Дарьи, за оказываемое ей примерное старание и ухаживании за больными и ранеными в Севастополе», датированный 7 ноября 1854 годом. Как следует из документа, по указанию Николая 1 Дарья была награждена золотой медалью с надписью « За усердие» на Владимирской ленте и 500 руб. серебром. При этом объявили, что после вступления в брак, Дарье будет пожаловано еще 1000 руб. Раненые ласково называли ее Дашей Севастопольской, и в историю Крымской войны она вошла под этим именем.
Героическая оборона Севастополя (октябрь 1854 – август 1855)
17 октября 1856 г. началась первая бомбардировка Севастополя. Противник рассчитывал мощной бомбардировкой с моря и суши разрушить сухопутные укрепления крепости и штурмом овладеть ею. Однако огонь русских береговых батарей нанес ощутимый урон осадной артиллерии и кораблям французов и англичан, что заставило их отложить штурм города. Защитники Севастополя терпели острую нужду в оружии, в боеприпасах и продовольствии. Однако в самых трудных условиях русские солдаты и матросы сохраняли высокий моральный дух и волю к борьбе. Для защиты города было принято решение затопить поперек входы в Севастопольскую бухту часть кораблей. Вице-адмирал В. А. Корнилов был против этого решения, но нашел в себе силы не только выполнить приказ, но и объяснить морякам необходимость этого поступка. Хотя можно представить себе весь ужас ситуации, когда адмиралу говорят о затоплении кораблей, чего, по его мнению, добиваются и противники. Около 4 часов утра 10 сентября 1854 года было затоплено 5 кораблей. Русская армия под командованием А. С. Меньшикова пыталась оказать помощь жителям Севастополя. 13(25) октября в долине между Севастополем и Балаклавой произошло сражение. Русским удалось внедриться в тыл и захватить несколько турецких орудий. В этом сражении легкая артиллерийская кавалерия, в которой служили представители самых аристократических фамилий Англии, потеряло около 1,5 тыс. человек. Это сражение подняло боевой дух русских войск. В то же время оно послужило хорошим уроком для союзников, которые выделили дополнительные силы для охраны своего тыла. Хотя операция не изменила положения осажденного города. Обстановка в города и вокруг него была тяжелой. Защитники не были обеспечены в достаточном количестве боеприпасами, водой, продовольствием. После гибели В. А. Корнилова оборону возглавил П. С. Нахимов-герой Синопа.
Несмотря на трудности, защитники Севастополя наносили противнику ощутимые удары, осуществляя вылазки в расположение вражеских войск. Они выводили из строя живую силу и технику, разрушали траншеи, захватывали пленных. Родной город защищали даже дети. За храбрость десятилетний защитник пятого бастиона Коля Пищенко был награжден боевым орденом. Прославился своим мужеством Петр Макарович Кошка, который участвовал в восемнадцати вылазках в расположении вражеских войск, захватил десять «языков» и был награжден Георгиевским крестом.
Войска противника несколько раз штурмовали город. Иногда город был буквально засыпан бомбами и ракетами. Защитники же не могли отвечать огнем такой же силы, так как боеприпасов катастрофически не хватало. Кровопролитная борьба шла за один из важных рубежей Севастополя - Малахов курган.
Последние силы защитников Севастополя иссякали от потерь, вызванных непрекращающимся артиллерийским обстрелом союзников. 12июля осажденные понесли самую значительную потерю - во время обороны Малахова кургана погиб адмирал Нахимов.
5(17) августа 1855 г. противник начал подготовку к новому штурму Севастополя массированной бомбардировкой, продолжавшийся до 24 августа (5 сентября).Всего было выпущено около 200 тыс. снарядов. В результате этого обстрела город был полностью разрушен, в нем не осталось почти ни одного целого дома. Тогда же противники начали генеральное наступление, направив главный удар на Малахов курган. Но защитники отбили атаку. Ценой больших потерь врагу удалось захватить Малахов курган, что и решило исход обороны Севастополя. Гарнизоны города, его защитники, уничтожив батареи, пороховые погреба и потопив часть оставшихся кораблей, переправились на Северную сторону. 30 августа (11сентября) были потоплены последние корабли Черноморского флота. В этот же день Александр II, вступивший на престол, отдал приказ о прекращении обороны Севастополя. Оборона Севастополя продолжалась 349 дней (1854-1855).
Защитники города
Очень трудно было защитникам Севастополя. У них не хватало оружия, пороха, продовольствия, лекарств для раненых. Они сражались на далекой окраине, которая тогда не была связана с внутренними районами страны ни железной, ни шоссейной дорогой. Медленно тащились на юг запряженные волами повозки с оружием и провиантом. Обозы застревали в грязи, в снежных сугробах. Солдаты, посланные на подкрепление севастопольцам, шагали месяцами в пешем строю. Герои Севастополя питались гнилыми сухарями и на каждые три выстрела противника могли отвечать только одним. Николай I и его министры были не способны наладить руководство и снабжение армии. Царские чиновники разворовывали армейское продовольствие и медикаменты.
Но русские матросы и солдаты, оборонявшие севастопольские бастионы, не только мужественно выносили все трудности осады: они совершали частые вылазки и контратаки, проявляя смелость, отвагу и находчивость.
Особенным мужеством отличался матрос Петр Кошка. Участвуя в самых отчаянных вылазках, он никогда не возвращался без ценных сведений, пленных, трофеев. Несколько раз он был ранен, но всегда возвращался в строй. Кошка стал героем Севастополя, о его подвигах говорили не только в Севастополе и по всей России, но и в лагере противника.
Враги рыли под землей галереи, чтобы, заложив мины, взорвать русские укрепления. Севастопольцы также копали подземные ходы. Услышав шум работы неприятельских саперов, они закладывали мины и взрывали их галереи. Русскими саперами руководил капитан Мельников. Полгода он почти не выходил на поверхность земли. В шутку его прозвали «обер-крот».
Женщины и девушки Севастополя приносили на бастионы пищу и воду, ухаживали за ранеными. Особенно бесстрашной была девушка по имени Даша. Ее так и прозвали Дарья Севастопольская.
Помогали защитникам Севастополя и мальчишки: они носили патроны, бегали с донесениями, даже ходили в разведку. Двенадцатилетний Максим Рыбальченко служил в корниловском бастионе. Десятилетнего Колю Пищенко за храбрость наградили боевым орденом. Об этих юных героях рассказал писатель К. М. Станюкович в повести «Севастопольский мальчик». Изо дня в день десятки тысяч прославленных и безвестных героев совершали в Севастополе свой подвиг. С исключительным героизмом отстаивали русские воины Малахов курган — ключевой укрепленный пункт. Он выдерживал ураганный огонь и неоднократные штурмы противника.
349 дней держался осажденный Севастополь, приковывая к себе главные силы противника. 18 июня 1855 г. враги наконец решились на штурм. Предварительно они ожесточенно обстреливали город. На рассвете вражеская пехота пошла в атаку, но уже к 7 часам повсюду была отброшена назад, потеряв свыше 7 тыс. солдат.
Силы защитников Севастополя таяли. Каждый день вражеский огонь выводил из строя до 1000 человек, а в последние дни бывало и до 2000. Еще в марте погиб адмирал Истомин, защитник Малахова кургана, а в июле — Павел Степанович Нахимов, душа Севастопольской обороны.
Лучшие люди России стремились помочь осажденному Севастополю. Добился перевода туда молодой артиллерийский офицер Л. Н. Толстой. Он написал потом знаменитые «Севастопольские рассказы» — вечный памятник славы героям Севастопольской обороны. В севастопольских лазаретах раненых лечил выдающийся русский ученый-хирург Н. И. Пирогов.
Царское правительство не обеспечило защитников Севастополя необходимой поддержкой. Все реже русские бастионы отвечали многочисленным батареям врага. Подкрепления прибывали медленно и не могли, восполнить потери. Защитникам Севастополя буквально своей кровью приходилось расплачиваться за отсталость крепостной России.
В конце августа после новых сильных бомбардировок врагам удалось разрушить многие укрепления и захватить Малахов курган. Главнокомандующий князь Горчаков приказал взорвать уцелевшие укрепления и оставить город. Через бухту навели плавучий мост, по которому защитники Севастополя перешли на северный берег. Итак, после более чем 11-месячной осады противнику достались дымящиеся развалины города. Это стоило ему больших средств и человеческих жертв.
Наступать в глубь России обескровленные под Севастополем враги не отважились и согласились на мирные переговоры. В марте 1856 г. в Париже был подписан мирный договор. Русский царизм потерпел поражение.
Перед всем миром обнаружилась гнилость отжившего крепостного строя. Длительная война обострила нужду и бедствия трудящихся. В стране нарастала волна народного гнева. Стараясь предотвратить революцию, царское правительство было вынуждено взяться за подготовку отмены крепостного права.
Часть неприятельских кораблей рассеялась по разным морям и повсюду нападала на русские прибрежные города. Главные же свои силы враги направили в Черное море, к Крымскому полуострову.
Высадив войско в Крыму, союзники двинулись на город Севастополь. Русские войска, которые были тогда в Крыму, встретили неприятеля, но по своей малочисленности не могли с ним справиться и отступили к Севастополю. Севастополь был защищен только с моря, а с суши он был совершенно открыт, и неприятели могли взять его без всякого затруднения.
Адмиралы Корнилов и Нахимов тотчас приступили к укреплению Севастополя. Не имея более надобности в кораблях, они потопили их при входе в Севастопольскую гавань и таким образом загородили вход туда неприятельским кораблям. Матросов они присоединили к сухопутным войскам и при помощи способного и молодого инженера Тотлебена принялись укреплять Севастополь с суши. Днем и ночью кипела работа, и земляные укрепления росли одно за другим; трудились не только солдаты и матросы, но также городские жители, даже женщины и дети оказывали солдатам помощь. Неприятели не решились прямо овладеть Севастополем, а принялись тоже строить земляные укрепления и ставить на них пушки.
Юные герои Севастополя
В самом начале осады Севастополя на бастион (укрепление) номер четвертый явился сын матроса Кузьма Горбаньев и стал проситься служить при пушках.
— Куда тебе на бастион! — сказал командир, глядя на мальчика четырнадцати лет. — Ты другим только мешать будешь.
— Никак нет-с, ваше благородие, — отвечал тот, — мы с малолетства около пушек-то... Ну и привыкли.
— А если тебя убьют или изувечат? Разве ты не боишься?
— Бог милостив, ваше благородие! Может, и не убьют... а коли и убьют, на то воля Божия.
И Кузьма Горбаньев был принят на бастион. Он оказался ловким малым; был ранен, и после перевязки, вместо лазарета (больницы) пошел опять на бастион помогать морякам.
Другой храбрец, двенадцатилетний сын матроса, Максим Рыбалченко, с другими ребятишками собирал неприятельские ядра в оврагах и на поле и приносил их на бастион. И он был принят на бастион и усердно исполнял свои обязанности при пушках.
Оба были награждены медалями на георгиевской ленте.
На пятом бастионе отличился десятилетний сын артиллериста Николай Пащенко. Он лихо прислуживал отцу, который наводил пушки. Прилетело ядро и убило отца. Тогда Николай стал на его место и наводил метко пушки и мортиры. За такой подвиг он был награжден Георгиевским крестом.
Малахов курган
Много укреплений было уже взято неприятелем, но, несмотря на все старания, не мог он взять Малахова кургана.
Поныне видны следы рвов, пороховых погребов и укреплений на этом кургане. От Малаховой башни уцелела только подземная часть. Под сводом ее, у левой стены от входа, ныне сделана надпись: «Здесь стояла кровать контр-адмирала В.И. Истомина». Его неусыпными трудами и заботами Малахов курган обратился в важную укрепленную твердыню. В продолжение восьми месяцев контр-адмирал Истомин не раздевался, и был убит 7 марта 1855 года.
Возвращался он с двумя офицерами на курган не по траншее, где ходили для безопасности, а по гребню. «Ваше Превосходительство, — сказали ему, — сойдите в траншею: здесь идти не безопасно». — «Э, батюшка, все равно: от ядра не спрячешься», — отвечал он. В это время ядро оторвало ему голову. Ленточка Георгиевского креста осталась на шее покойного. Нахимов с другими генералами нес тело Истомина до могилы.
А чрез четыре месяца на том же кургане был смертельно ранен знаменитый герой флота — адмирал Павел Степанович Нахимов. Он хотел в зрительную трубку осмотреть неприятельские укрепления: пуля попала в левую сторону лба, и 30 июня он умер, не приходя в чувство. Вместо парчового покрова покрыли его флагом с того корабля, на котором он победил в начале войны турецкий флот под Синопом.
С 1852 г. Толстой находился на Кавказе, где участвовал в войне с горцами. В январе 1854 г. по просьбе писателя его переводят в Дунайскую армию, 7 ноября он прибыл в Севастополь. В письме брату Сергею он писал: «… Я просился в Крым отчасти для того, чтобы видеть эту войну… а больше из патриотизма».
Толстой понимал, что «война идет не за город, а за родину». Он намеревался издавать «Военный листок», чтобы содействовать улучшению дел в армии и противостоять лжи об этой войне. Это было задумано кружком приятелей офицеров-артиллеристов Южной Армии. Чтобы иметь на издание журнала деньги, Толстой в 1854 г. продал на своз родительский дом, находившийся в Ясной Поляне. Издание журнала царь не разрешил. Тогда Толстой обещал Некрасову ежемесячно доставлять для «Современника» от 2 до 5 листов и дал список тем «Письмо о сестрах милосердия», «Письмо солдата из Севастополя», «Воспоминание об осаде Силистрии». Некрасов писал Толстому 27 января 1855 года:
«Письмо ваше с предложением военных статей получил и спешу вас уведомить, что не только готов, но и рад дать вам полный простор в «Современнике» - вкусу и таланту вашему верю больше, чем своему».
В Севастополь Толстой прибыл в ноябре 1854 г. и оставался здесь вплоть до конца осады. Полтора месяца провел на четвертом бастионе. В мае 1855 г. он был назначен командиром горного дивизиона и принимал участие в битве при Черной речке (11 августа). Он не бросил литературных занятий. Здесь были написаны «Севастопольские рассказы», «Рубка леса».
Рассказывают, что императрица Александра Федоровна плакала, читая первый севастопольский очерк Толстого, а государь Николай I приказал «следить за жизнью молодого писателя и даже «перевести его с четвертой батареи в более безопасное место».
Со 2 по 4 марта Толстой пишет «Проект о переформировании армии», который он намеревался передать одному из сыновей царя, находившегося тогда в Крыму. Проект этот начинался такими словами:
«По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающемся передо мною и влекущем за собою погибель миллионов людей, погибель силы и чести отечества».
«Не могу молчать» - именно так позже в 1908 г. писатель назовет одну из своих статей. Он действительно не мог молчать о безобразиях, творившихся вокруг, потому что считал, что «спокойствие – душевная подлость».
В июле 1855г. Толстой награжден орденом Святой Анны 4 -й степени с надписью «За храбрость», а в конце года – серебряной медалью «За защиту Севастополя». По окончании Крымской кампании получил бронзовую медаль «В память войны 1853 – 1856 годов».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.