Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"
Оценка 4.7

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
воспитательная работа
7 кл
25.11.2018
Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"
Мероприятие позволяет расширить кругозор учащихся, стимулировать одаренных обучающихся к мыслительной деятельности, формировать навыки групповой и коллективной работы через проектную деятельность, формировать патриотические чувства и целостность мировоззрения через интеграцию предметов гуманитарной направленности. Воспитательный потенциал данного мероприятия реализуется через выполнение домашнего задания: отгадывание филворда с новыми терминами по заявленной теме, выполнение проекта по теме " Карта Соловков. Памятные места и святыни острова", выполнение мини-проектов по заявленным темам, требующим переработки и осмысления новой информации. Содержание игры способствует формированию у обучающихся таких базовых ценностей, как Родина, красота духовного мира, святыня, жертвенность. Объем материала рассчитан на то, что некоторые темы проходятся в 7 классе в курсе изучения предмета ОПК.
методическая разработка.docx
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ  «Клуб знатоков. Соловки – жемчужина культурного наследия России» Разработал:   учитель   математики   и   ОПК   МБОУ   Архиповская   ОШ   Рожкова Александра Петровна, первая квалификационная категория. Интеллектуально   ­   познавательные   игры   на   сегодняшний   день   одна   из   самых популярных   форм   работы   с   детьми.   С   точки   зрения   педагогики   они   обладают огромным воспитательным потенциалом, особенно тогда, когда они организуются в школе как система, когда в классах или школе возникают долговременные команды и клубы знатоков. Система таких игр стимулирует познавательный интерес ребенка, формирует   стремление   к   постоянному   пополнению   багажа   знаний;   момент соревновательности позволяет ребенку оценить свои возможности, а в случае победы —   утвердиться   в   глазах   сверстников,   а   также   наличие   команды   способствует развитию у детей навыков коллективной мыслительной деятельности, совместного поиска  решения проблемы. В МБОУ  Архиповская  ОШ  такие  игры проводятся  в течении   двух   лет.   Надо   отметить,   что   воспитательный   потенциал   можно   не реализовать,   если   не   провести   соответствующую   подготовку   учащихся,   так   как содержание игр превосходит уровень программного материала по соответствующим предметам. Педагог должен продумать темы, над которыми члены команд должны работать   во   внеурочное   время.   Выбор   тем   духовно   –   нравственной   тематики оправдан тем, что в школе в основном звене предмет ОПК изучается в 6­7 классах. Интеграция   в   систему   образования   ценностей   российской   культуры,   которые являются основным предметом содержания курса «Основы православной культуры», согласуется   по   всем   основным   направлениям   с   концепцией   модернизации российского   образования,   способствует   формированию   ключевых   компетенций обучающихся, обеспечивает личностно – ориентированный подход.  Тип мероприятия: интеллектуально ­ познавательная игра. Целевая аудитория: обучающиеся 6­7 классов. Место проведения: МБОУ Архиповская ОШ Предварительная подготовка:  формирование  двух   команд  знатоков  (количество участников от 3­х до 5 –ти определяет педагог), теоретическая подготовка членов команд по теме мероприятия, индивидуальная работа по выполнению проектов по заявленным   темам   (обучающиеся   выбирают   темы   мини   ­   проектов   по   истории   и природным условиям Соловков, консультируются с педагогами разных профилей по их   выполнению),   групповое   командное   выполнение   проектов   на   тему   «Памятные места Соловков», отгадывание филворда по теме: «Соловки».  Оформление   кабинета:   оборудование:   компьютер,   мультимедийный   проектор, мультимедийная презентация, проектные работы каждой команды, рисунки учащихся по теме «Соловки», выполненные на уроках ОПК, шкатулка для участия в 6 ­ ом конкурсе. Мультимедийная презентация содержит музыкальные эффекты, подобные звуковым эффектам телевизионной игры «Знатоки» На   доске   обозначены   результаты   выполнения   домашнего   задания   командами. Предварительно оцениваются задания: 1. Выполнение филворда. 2. Командное выполнение проектов «Памятные места Соловков». Обучающиеся должны   были   нарисовать   карты   Соловецких   островов   и   указать   основные памятные места, связанные с духовными подвигами святых и историческими событиями.   Количество   таких   знаков   условиями   игры   не   оговаривается. Учащиеся   самостоятельно   планируют   объем   информации   и   оформление проектов. Атрибуты команд: Эмблемы в виде совы с надписью «Знатоки» Атрибуты для игры: 1. Объемные таблички на столы: 1 команда, 2 команда, жюри. 2. 3. Секундомер (для выполнения последнего задания игры). Жетоны с очками в 1, 2 балла. воспитание   обучающихся   через   призму   духовного, Цель   мероприятия:  исторического и культурного наследия России.  Задачи: Образовательные: ­   расширять   кругозор   обучающихся,   представления   школьников   о   природе, культурных и духовных ценностей России на примере Соловков; ­   закреплять   знания,   полученные   на   занятиях   по   гуманитарным   и   естественно   – научным дисциплинам. Развивающие: ­   формировать   навыки   индивидуальной   и   групповой   работы   через   проектную деятельность обучающихся. Воспитательные: ­ способствовать формированию патриотических чувств у обучающихся; ­   формировать   целостность   мировоззрения   обучающихся   через   интеграцию предметов   гуманитарного   и   естественно   –   научного   цикла   (истории,   географии, биологии, православной культуры) ; ­   способствовать   формированию   умения   работать   командой,   чувствовать ответственность за свою группу. Формирование ключевых компетенций:  Ценностно­   смысловые   и   общекультурные:  признание   человеческой   жизни величайшей   ценностью,     реализация   этого   в   отношении   к   другим   людям   и   к природе; стремление к гармонии, к идеалу; осознание закономерностей, лежащих в основе   социальных   явлений;  осознание   себя   как   члена   общества,   народа, представителя   страны, государства;   чувство   ответственности   за   настоящее   и будущее   своей   страны,   любовь   к   России,   активный   интерес   к   её   прошлому   и настоящему, готовность служить ей; расширение опыта освоения учеником научной осуществление   поиска   и   использование   информации, картины мира. Информационные:  необходимой для эффективного выполнения поставленных задач. Коммуникативные:  работа   в   коллективе   и   команде,  обеспечивать   ее  сплочение, эффективно   общаться   с   педагогами;   умение   внимательно   слушать   товарищей, отвечать на вопросы по прослушанному выступлению. Компетенции личностного совершенствования: Принятие решения в стандартных и нестандартных ситуациях; постановка цели, мотивирование своей деятельности, принятие на себя ответственности за результат выполнения заданий. Методы проведения: Игра состоит из различных конкурсов. Для каждого конкурса ведущий готовит  задания, к выполнению которого необходим творческий и интеллектуальный подход. Перед   началом   игры,   обучающиеся   знакомятся   с   результатами   выполнения домашнего задания. (см. выше)   «Разгадай   филворд».   Эта   работа   позволяет   повторить   и   запомнить   основные термины   по   соответствующей   тематике,   настроить   команду   на   работу.   Система оценивания: 1 отгаданное слово – 1 балл.  и м о к л е с к и н о н а с й м о е к к я х т ы р з а Филворд по теме «Соловки» е п и р е л и р а м ь а р к о н ф и п п в м с а и л у л а о е к и а н с а щ н а р к н у д о и г е л к а н и б р а ж е н и е о т л е с л о н к и в Командное выполнение проектов (см. ниже) Работа оценивалась по следующим критериям: Полнота   информации,   точность   информации,   самостоятельность   выполнения, степень участия каждого члена команды, эстетика, оригинальность. Вступительное слово ведущего.  Здравствуйте!   Сегодня   у   нас   встреча   на   традиционной   интеллектуально­  жемчужина познавательной   игре   «Знатоки».   Тема   нашего   разговора:   «Соловки   ­   культурного наследия России». Мир Соловков – в миниатюре вся страна. Здесь в замкнутом морем и климатом пространстве всё, как на ладони. Каждый человек, однажды   побывав   на   Соловках,   испытывает   чувство,   непонятное,   щемящее, захватывающее… Такое, как испытывал Лермонтов, когда писал: «Люблю отчизну я…за   что,   не   знаю   сам…».   Чтобы   любить   Родину     нужно   жить   в   стране,   жить страной, изучать ее историю, знать и почитать ее достойных сынов ,узнавать пейзажи, звуки. любить Соловки – край с яркой историей и уникальной природой привлек внимание наших ее     знатоков. (Представление ведущим команд и членов жюри) Правила   оценивания   озвучиваются   перед   каждым   заданием.   Жетоны   с   очками выдаются   команде   после   каждого   задания.   (Эта   игра   проводится   в   школе систематически, поэтому условия оценивания некоторых конкурсов, обучающиеся знают хорошо). 1 задание. «Разминка» Каждой команде по очереди предлагаются задания на соотнесение. Правильный и полный ответ – 1 балл, при неверном ответе переход хода другой команде. Ведущий:  Соотнести чин святости и характеристика чина  : (слайды из мультимедийной презентации даны ниже) Соотнеси имя Соловецкого святого и чин святости. Соотнеси архитектурное сооружение и исторический персонаж, с которым связано основание сооружения. Соотнеси изображение Соловецкой святыни и ее название. 2 конкурс «Отгадай святого» Ведущий: Был остров пустынным и диким, Но избранных Бог поселил, Их подвигом добрым великим Стал остров нам дорог и мил. Соловки –это своеобразный памятник человеческого духа. Жить здесь могли только стойкие люди с огромной силой воли и железным характером. На уроках мы узнали о великих   духовных   подвигах   Соловецких   святых.   Вам   предлагается   по   описанию узнать святого. Каждая команда дает ответ. После этого ведущий зачитывает верный ответ. Верный ответ – 1 балл. Иконы святых выводятся на экран после ответа команд. Преподобный Иов Анзерский. Он помогал всем нуждающимся, заботился об обиженных и невинно страдающих, духовно   слабых   подкреплял,   заблудших   ласково   и   мудро   вразумлял,   утешал   и наставлял. Если сам нечаянно кого­нибудь обижал, то тут же каялся и немедленно просил   прощения.   Слава   о   добром   пастыре   дошла   до   самого   царя   Петра   I   — преподобный   был   призван   для   священнослужения   в   придворной   церкви   и   избран духовником царя. В 1701 году, по ложному доносу царю преподобный был сослан в Соловецкий   монастырь   и   пострижен   в   монашество.   Узнав   о   святой   жизни подвижника   и   удостоверившись,   что   старец   был   оклеветан,   царь   Петр   I   хотел возвратить   духовника   к   себе,   но   преподобный   отказался   и   продолжил   жизнь подвижника на о. Анзер.  Преподобный Елеазар Этот святой, поселился около озера, называемого «Круглым» на о. Анзер. Первым делом его было водрузить деревянный, сделанный им самим, крест, близ которого он устроил убогую хижину. Жизнь, в соседстве одних только зверей и морских птиц, сначала была для пустынника весьма тяжела. Когда рядом с его жилищем появились другие,   он   ввел   для   сподвижников   древний   порядок   пустынной   жизни.   Каждый пустынник имел особую келью, пребывал в ней в посте и молитве, занимаясь каким ­либо рукодельем для своего пропитания, никого не принимал к себе и сам не ходил, кроме собрания на общую молитву. Для снискания себе пропитания, а также для управления в труде, преподобный занимался деланием деревянных чашек, которые ставил у морской пристани: мореплаватели, находя эти чашки, охотно брали с собою, оставляя взамен их хлеба и другие съестные припасы.  Преподобный Зосима. Согласно житию, в 1­ю же зиму этот святой остался на Соловецком острове один, т. к. его друг прп. Герман отправился на материк, чтобы приобрести необходимое для устроения монастыря, и не сумел из­за сильных ветров вернуться. Некоторое время спустя святой обнаружил недостаток съестных запасов и был этим весьма смущен. В скором времени к нему пришли 2 мужа, которые привезли с собой санки, полные хлеба, муки и масла. Они сказали, что идут в море на промысел, и попросили, чтобы святой   оставил   снедь   у   себя   и   использовал,   если   будет   нужда.   Долгое   время хранились припасы, но не дождался святой возвращения этих людей и понял, что помощь была послана ему от Бога.  Святитель митрополит Филипп. Он все силы свои употребил на благоустроение Соловецкой обители в материальном, а   больше   —   в   нравственном   отношении.   Он   проявил   себя   как   грамотный хозяйственный администратор, воздвиг два величественных собора — Успенский и Преображенский.   В дальнейшем был призван царем Иваном Грозным на престол митрополита. Соловецкий игумен долго не соглашался принять высокий сан. "Не могу, — говорил он со слезами, — принять на себя дело, превышающее силы мои: отпусти меня Господа ради; зачем малой ладье поручать тяжесть великую?"  3 конкурс «Мини – проекты».  Ведущий:   Команды   знатоков   совершили   виртуальную   поездку   на   Соловки   и расскажут   нам   об   удивительной   природе   и   уникальных   сооружениях   этих   мест. После презентации своих проектов – команде противника задается один вопрос.  Темы   мини   –   проектов:  «Жемчужина   русского   севера»;   «Хозяйственная сооружения на Соловках» (ответственный учитель географии и биологии) После выступлений учащиеся на картах, выполненных своими руками показывают объекты, упомянутые в выступлениях. Система оценивания мини­проекта дана в таблице. Время выступления до 3­х минут. Таблица для оценки мини­ проектов (для членов жюри). Постановка целей и задач Соответствие   содержания   целям   и задачам Эмоциональность Владение речью Доступность Наличие наглядно­ иллюстративного ряда Соответствие   этого   ряда   словесной информации Оригинальность подачи материала Соблюдение временных рамок Объект показан на карте Самостоятельность выполнения проекта   (оценивает   руководитель   в %)   Макс. – 1 балл Макс. – 1 балл Макс.­ 2 балла Макс.­ 2 балла Макс.­ 2 балла Макс. – 1 балл Макс.­ 2 балла Макс. – 1 балл Макс. – 1 балл Макс. – 1 балл До 25% ­ 0 балл, до 50 % ­ 1 балла, от 75% ­ 2 балла. 4. «Конкурс капитанов». (Звучат фанфары)  Ведущий:  в православной культуре есть понятие – житийная икона, т.е. икона  в центре   которой   располагается   изображение   святого,   а   на   полях   в   отдельных композициях (клеймах) — сюжеты из его жития. Капитанам предлагается узнать и назвать   клейма   из   жития   Соловецких   святых.   За   правильный   ответ   –   1   балл. Неверный ответ – помощь команды – 0 баллов, перехода хода нет. Неверный ответ команды   ­   переход   хода   другой   команде.   При   верном   ответе   вторая   команда получает – 1 балл. Названия клейм иконы (клейма иконы выводятся на экран):  Встреча святых Зосимы и Германа перед поездкой на Соловки; Встреча святых Савватия и Германа перед поездкой на Соловки;  Преподобные Савватий и Герман плывут на Соловки; Герман рассказывает Савватию об ангелах; Ангелы высекают жену рыбака на острове; Женщина рассказывает Герману о случившимся с ней наказанием от ангелов; Игумен Нафанаил причащает Савватия; Успение Савватия; Зосима и Герман плывут на остров Соловецкий; Видение преподобному Зосиме церкви, которую он должен был построить; Зосима и Герман построили храм на Соловках в честь Преображения Господня; Ангелы привозят Зосиме хлеб, муку и масло. 5 конкурс «Истрия и Соловки» Ведущий: Солёный Соловецкий край Скрывает тайны в Белом море, Следы истории читай На островах, что с ветром спорят. Каждая  команда презентует мини – проекты, связанные с историей Соловков.   Дополнительно команды должны ответить на 1 один вопрос ученика, выполнившего  проект по содержанию проектной работы и на 2 вопроса ведущего, связанного с  историей Соловков для команд, презентовавших мини – проекты. 1 – ая команда. Представляет мини – проект «Кресты на Соловках»  Вопрос   ученика,  представляющего   проект,   второй   команде:  «Какие   вида   крестов установлены на Соловках? (Поклонные, обетные, навигационные, памятные) ­  Вопрос по истории (зачитывает ведущий команде, представляющей проект):   «Перед   кем   царь  просил   прощение   Царь   Алексей   Михайлович   Романов? (верный ответ – 1 балл) (В 1652 году по царскому указу состоялось перенесение мощей великого угодника Божия святителя митрополита Филиппа, игумена соловецкой обители, в Успенский собор Московского Кремля. На картине будущий патриарх – митрополит Никон. Царь Алексей Михайлович просит прощение своему предку царю Ивану Грозному за совершенные грехи) Соловки на художественных полотнах. Ведущий: Какое святое место на Соловках изобразил русский художник 19 века М. Нестеров на своей картине «Молчание»? (Секирная гора. Храм Вознесения Господня. Здесь установлен поклонный крест) Верный ответ – 1 балл 2 ­ ая команда:  Мини­ проект «Паломничество царя Петра Первого на Соловки» Вопрос ученика, представляющего проект, другой команде: Кто первым удостоился ордена А. Первозванного после его восстановления в 1988г?  (Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, бывший узник Соловков)   Вопрос по истории (зачитывает ведущий команде, представляющей проект): «Соловецкий монастырь совмещал свой монашеский подвиг с гражданским долгом: начиная   с   конца   ХVI века,   он   становится   защитником   северных   рубежей России. Новый всплеск интереса к монастырю был вызван знаменитой обороной монастыря во время Крымской войны от английской эскадры в 1854г. Все произошло весьма неожиданно: к Соловецким островам подошел неприятельский флот. На острове в то время не было ничего лучшего, кроме старых пушек, вышедших из строя пистолетов, самострелов,   бердышей   и   пик.   6   июля   два   английских   шестидесяти   пушечных фрегата,   "Бриск"   и   "Миранда"   приблизились   к   монастырю.   После   неудавшихся переговоров   английский   флот   начал   активный   обстрел   монастыря,   который продолжался 9 часов, по обители было выпущено около 1800 ядер и бомб, чего, по признанию английского капитана, хватило бы для разрушения нескольких городов. Монастырь   же   спокойно,   не   отвечая   огнем,  полностью   уцелел:   не   было   людских жертв, не пострадали даже чайки, в изобилии населявшие монастырь. Более того, одно   из   последних   ядер   было   найдено   неразорвавшимся   за   иконой   Богоматери. Англичане, придя в ужас от увиденного  чуда, спешно покинули остров. Во   время   какой   войны   и  в   какой   произошло   это   событие?   (Крымская война. 1854) Верный ответ – 1 балл ­ Соловки на художественных полотнах. Ведущий:   Какое   событие   изображено   на   картине?   Назовите   художника. (Паломничество царя Петра Первого на Соловки. Игорь Машков. 20 век) Верный ответ – 1 балл. Учащиеся   по   желанию   могут   презентовать   свои   самостоятельно   выполненные проекты и заявить свои темы. Команда должна получить дополнительные баллы за работу.   6 конкурс «Золотой сундучок». Звучат фанфары.  Ведущий: Внимание! Золотой сундучок. (Команды задают вопросы ведущему для того, чтобы отгадать предмет в «золотом сундучке». Ведущий отвечает только «да» и «нет»).  За угаданный предмет в сундучке отгадавшей команде – 1 балл. Ведущий вынимает 500 ­ рублевую банкноту. Что изображено на 500 ­ рублевой банкноте? Как эти изображения связаны с историей Соловков? (Верный ответ по каждому обороту банкноты – 1 балл) На одной стороне банкноты: вид на Соловецкий монастырь помещен на оборотной стороне банкноты. Храмы изображены без крестов. Это своего рода дань памяти узникам, жертвам репрессий 20­30­х годов, так как в эти времена здесь находился Соловецкий концлагерь особого назначения (СЛОН), унесший жизни тысяч невинных людей. На другой стороне банкноты: в Архангельске памятники поставлены Петру Первому в связи  с тем,  что  он  приезжал   в этот  город  и внес   огромный  вклад  в развитие судостроительства   Архангельска.   С   этими   событиями   связано   появление   первого русского флота на Севере.Этот флот получит название – Балтийский. На памятнике также высечены три даты, как раз те года, в которые Петр Первый посещал город, это были 1693 год, 1694 гол и 1702 год 7. Заключительный конкурс «Памятное место и Соловки» Ведущий: «Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, … – одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство», ­ говорил наш советский ученый – академик, бывший узник Соловков Д.С. Лихачев. Командам   будут   представлены   10   вопросов,   включающие   в   себя   и   некоторые наглядные   образы   в   виде   фотографий   исторических   персонажей,   памятников   и святынь, которые особенно почитаются русским человеком. Команды должны давать ответ сразу после вопроса ведущего. Время ограничено 1 – ой минутой. Верный ответ на 1 вопрос – 1 балл. 10 вопросов 1­ ой команде. 1. Кто изображен на слайде? (священник Павел Флоренский) 2. Назовите   год,   в   который   особенно   пострадали   христиане   во   времена сталинских репрессий. (1937 г.) 3. Название   иконы   на   слайде   (Икона   исповедников   и   новомучеников Соловецких) 4. Кого в 20 веке называли совестью нации? (Академика Д.С. Лихачева) 5. Христиане,   претерпевшие   мучения   ха   Христа,   но   оставшиеся   в   живых? (исповедники) 6. Город – родина балтийского флота? (Архангельск) 7. Вид крестов на Соловках, которые устанавливались  в память о каком – нибудь событии? (памятные) 8. Название памятника, место. (Памятник юнгам в Архангельске) 9. Название памятника, место. (Памятный знак на Лубянке в Москве жертвам сталинских репрессий) 10. Название храма. Место. (храм Зосимы и Савватия в Ярославле) 10 вопросов 2­ ой команде. 1. Кто изображен на слайде? (Новомученик Петр Зверев) 2. Памятник. Место. (Памятник соловецким юнгам на Соловках) 3. Перевод сокращения СЛОН. 4. Христиане, претерпевшие мучения за Христа даже до смерти? (мученики) 5. Кто изображен на слайде? (академик Д.С. Лихачев) 6. Храм.   Место.   (Храм   св.   Зосимы,   Савватия   и   Германа   Соловецких   в Архангельске) 7. Царь,   с   именем   которого   связано   появление   Балтийского   флота?   (Петр Первый) 8. Вид   крестов   на   Соловках,   установленных   людьми   по   обещанию   (обету) данному Богу? (обетные) 9. Его называли русским Леонардо? (священник Павел Флоренский) 10.Будучи   узником   на   Соловках   написал   научный   труд   по   применению водоотраслевого сырья. (Павел Флоренский) Ведущий: О всех достоинствах Соловков невозможно рассказать ни за один день, ни за неделю. Сегодня мы прикоснулись к самой малой части информации, которую вмещает   этот   уникальный   край.   Соловецкие   острова   никого   не   оставляют равнодушным. Многие, кто побывал на Соловках, хочет туда вернуться, а некоторые приехавшие на несколько дней остаются на Соловках на всю жизнь. И это только одно из немногих мест на просторах необъятной Родины, которое можно назвать по праву жемчужиной России. 8. Подведем итоги.   Команды самостоятельно подсчитывают баллы под контролем ведущего).   Результат   суммируется   с   баллами   за   проекты   и   домашнее   задание. Выводим общую оценку. Система награждения. 1. Награждение команд похвальными грамотами за участие в игре «Знатоки».  2. Награждение команды – победителя грамотой и ценными подарками.  3. Награждение лучшего игрока (два по выбору болельщиков)  4. Награждение лучших проектов по решению жюри по критериям оценивания проектных работ. Приложение. Проектные работы обучающихся. е е

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"

Методическая разработка интеллектуально - познавательной игры " Знатоки. Соловки – жемчужина культурного наследия России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2018