Методическая разработка "Из жизни удмуртов. Ремесла" (5-7 классы)
Оценка 4.6

Методическая разработка "Из жизни удмуртов. Ремесла" (5-7 классы)

Оценка 4.6
Мероприятия
doc
воспитательная работа
5 кл—7 кл
17.02.2017
Методическая разработка "Из жизни удмуртов. Ремесла" (5-7 классы)
Приложение к методической разработке
мет. разработка Из жизни удмуртов. Ремесла.doc
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  «ИЗ ЖИЗНИ УДМУРТОВ. РЕМЕСЛА». Автор: Юферева Нина Леонидовна 1 Пояснительная записка Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание   патриотизма   и   гражданственности.   Воспитание   гражданственности   и патриотизма у детей стало сегодня задачей государственной важности, потому что во многих   школах   работа   в   этом   направлении   ведется   слабо.   Этому   способствовали отсутствие идеологических установок, много негатива в обществе, равнодушие людей друг к другу, потребительское отношение к природе и многое другое.  Мы работаем в сельской школе и считаем, что у нас есть ряд преимуществ перед   городскими   школами:   ранее   приобщение   детей   к   труду,   возможность   более близкого   неформального   общения   с   жителями   деревни,   естественное   восприятие родного   языка,   традиций   и   обычаев   своего   народа,   возможность   вовлечения   всех учащихся школы в работу по гражданско­патриотическому направлению и др. Механизм реализации работы по данному направлению традиционен: ­ внеучебная деятельность (классные часы, кружки,  занятия внеурочной деятельности, предметные недели, школьные традиционные мероприятия, проектная деятельность и др.), ­ спорт (игры «Зарничка» и «Зарница», легкоатлетический кросс на призы Воегуртской школы, кросс Наций и др.), ­ труд (уборка школьной территории, работа на школьных цветниках и огороде и др.), ­   учение   (изучение   государственной   символики,   Конституции   на   уроках, патриотическое воспитание через содержание учебных предметов и др). ­   творчество   (участие   в   конкурсах   разного   уровня,   участие   в   художественной самодеятельности и др.), ­ живой пример (приглашение ветеранов, тружеников тыла, детей войны на школьные мероприятия,   знакомство   с   судьбами   знаменитых   земляков,   приглашение   в   школу интересных людей, привлечение к школьным мероприятиям родственников учащихся и др.) 2 Предлагаю методическую разработку по теме «Из жизни удмуртов. Ремесла». Её можно использовать в рамках предметной недели удмуртского языка и истории (как   проходит   в   нашей   школе),   в   форме   классного   часа,   занятия   по   внеурочной деятельности.  Сценарий методической разработки «Из жизни удмуртов. Ремесла» Цель: изучение истории и культуры родного края Задачи:  1. воспитание уважения и любви к прошлому  удмуртского народа, к людям своей деревни, 2. расширение знаний учащихся о жизни, быте, занятиях удмуртов, 3. развитие интереса к краеведению, 4. развитие творческих способностей учащихся Участники:  учащиеся   5­8   классов:   учащиеся   5­7   классов   –   зрители,     учащиеся   8 класса – ведущие и участники сценки  Оформление:  1. в центре доски – красочная надпись «Из жизни удмуртов. Ремесла»; – пословицы: Без дела жить – только небо коптить. Без  ремесла – без рук. Ремеслу везде почет. С руками нигде не пропадешь. Всякому молодцу ремесло к лицу. Мастерство везде в почете. Ремесло не коромысло: плеч не отдавит, а век пропитает. 2. тематическая книжная выставка  3.   выставка   изделий   деревенских     мастеров­умельцев   (лапти,   коврики,   корзины, туески, прялки и т. д) Предварительная  работа:  учащиеся   собирают   изделия  для  выставки,   приглашают мастеров­умельцев на классный час 3 Ход мероприятия: Ведущий   1:  В   развитии   каждого   народа   большое   значение   играют   ремесла   и промыслы. Они являются важной формой проявления духовной жизни. Слайд 1 Ремесло — мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда,   личном   мастерстве   работника.   В   каждом   крестьянском   дворе,   в   каждой крестьянской семье испокон веков ткали, вязали, столярничали, плели, одним словом, рукодельничали.   Ремесло   передавалось   от   поколения   к   поколению,   от   матери   к дочери, от отца к сыну, от мастера к мастеру.  У удмуртов, как и у других народов, были развиты разные виды ремесел.   Вопросы детям: ­ А знаете ли вы, ребята, какими видами ремесел занимались ваши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки? (вышивка, ткачество, вязание, резьба по дереву, плетение, роспись, кузнечное дело, столярничество, гончарное дело…) Слайды 2,3 ­ Что использовали в качестве сырья наши предки? (лен, конопля всегда возделывались на полях; разведение овец давало шерсть, из которой вязали варежки, перчатки, носки; дерево, береста, лыко и т. д). Археологические раскопки показывают, что во все эпохи развития человек создавал обусловленные материалом и традицией изделия, вещи, предметы, украшения. Ведущий   2:  Чтобы   понять,   насколько   быт   крестьян   зависел   от   уровня   развития ремесел, перенесемся в крестьянскую избу прошлого века. (Если   есть   возможность,   проводится   экскурсия   по   краеведческому   уголку, краеведческой комнате. Если нет – включается презентация). Слайды 4,5,6,7,8 Особенностью убранства крестьянского дома было небольшое количество мебели, её заменяли идущие вдоль стен широкие лавки. Одним из священных центров в избе была печь. По диагонали располагался красный угол, в котором стоял стол и единственный стул, во время трапезы на нем восседал глава семьи. Посуда и другая утварь хранилась на полках, одежда – в кеносе. 4 Внутреннее   убранство   дополняли   предметы   из   дерева:   резные   прялки   и   швейки, подголовники, детские люльки, бытовая посуда из дерева, береста, вещи, плетенные из сосновой щепы, ивовой коры и корневищ. Большую   роль   в   убранстве   дома   играли   декоративные   ткани:   узорные   занавески, покрывала, скатерти, полотенца. На полу были постелены половики. Они придавали дому теплоту, уют, радостный облик. Геометрические   и   растительные   узоры,   которыми   расцвечены   элементы   декора удмуртской   избы,   несли   большую   символическую   нагрузку.   Чаще   всего   они   были связаны с идеями плодородия и оберегали  от сглаза и болезней. Сценка  Крестьянская   изба.   Сидят   бабушка   и   дедушка.   Бабушка   прядет,   дедушка   плетет лапти. Напевают.  ­ Матрон, дугды ни нургетемысь. Ме­ка, кутме быдэсти, лэся, одиг пол. (Матрена, перестань уже ворчать. На­ка, кажется, закончил лапти плести) ­ Кема но маке вырид ни. Вуж кутэным возьыт ни вал педло потыны. (Что­то уже долго возился. В старых лаптях уже стыдно в люди выходить) Примеряет лапти. ­ Я кыче мар, Матрон, тупаз­а? (Ну, как, Матрена, нравится?) ­ Тау, тау, Офонь! Отын вылэм кадь. Чуказе аль Насьток кумане доры ветло­ай, мед адзоз   выль   кутме.   (Спасибо,   спасибо,   Афанасий.   Подошли.   Завтра   же   к   куме Анастасии схожу, пускай посмотрит мои новые лапти) Стук в дверь. Входят ученые­этнографы.  ­ Здравствуйте, мы из столицы. Собираем материал о вашем народе. А в вашу деревню нас   привел   интерес   к   ремеслам.   Не   расскажете   ли   нам,   как   вы   живете,   чем занимаетесь? ­   Ой,   Офонь,   ма     бен   каром   ни?   Кызьы   та   визьмо   калыкен   вераськом   ни?!   (Ой, Афанасий, что же делать? Как с этими умными людьми говорить­то?!) ­ Матрон, шып кариськы! Соос сычеесь ик адямиос, ми кадь. (Матрена, успокойся. Они такие же люди, как и мы.) ­ Сынок, спрашивай, как смогу, так и отвечу. 5 ­ Нам бы хотелось узнать, как плетут лапти. Рассказ старика: Непременной частью костюма удмуртов, как и у русских, являются лапти, по­удмуртски «кут». Лапти –  обувь, плетенная из лыка, бересты или веревок, которую прежде носили крестьяне. Слайды 9,10 Искусство плести лапти давалась далеко не каждому. Как любое творчество, это дело требует   вдохновения   и   упорства.   Инструменты   для   их   изготовления   просты   и доступны. Это однотипные для всех народов и племен кочедык и колодка.  Слайды 11,12 В   Прикамском   крае   для   плетения   лаптей,   как   правило,   используется   лыко   – внутренняя   часть   коры   липы.   В   удмуртском   крае   плетется   до   тринадцати разновидностей лаптей.  Каждая часть лаптя имеет свое наименование: носок – «личико», пяточная часть   ­ «пятка», середина лаптя – «плетень», колодки – «дерева».  На   удмуртских   лаптях   личико   узкое,   приподнятое,   на   русских   –   более   широкое, опущенное, краев подошв не видно. «Щегольскими» удмурты считают лапти с мелким прямым плетением, выполняются они узкими лентами лыка.  Уровень   своего   мастерства   кустарь   может   продемонстрировать   при   плетении свадебных женских лапотков – девятериков. Женщина­удмуртка считает «форсом» носить лапти с приподнятым передком.  Удмуртские лапти украшаются еще и яркими многоцветными, сплетенными из шерсти завязками,   опоясывающими   щиколотку   ноги.   Направляясь   в   дорогу,   путник   не забывает положить в лапоть солому, чтобы ноге было мягче шагать.  Плетению лаптей мужчин у нас  обучают с раннего детства. В дальнейшем он должен будет обеспечить всю семью обувью.  Лапти   быстро   изнашиваются,  поэтому   они  на  рынке   ходовой   товар.     На  плетении лаптей специализируются целые деревни и округа. Ученые: Бабушка, на вас платье красивое. Сами сшили? ­ Сама тку, сама шью, сама вышиваю. 6 Рассказ бабушки: Крестьянская одежда у нас делится на праздничную и будничную. Изготовляется она из тканей домашнего производства: льняного белого и цветного холста, пестряди, шерстяной домотканины, сукна. Для   окраски   тканей   используем   растительные   красители,   свойства   которых   знает каждая женщина. Так, из мха­плавуна мы получаем синюю и сиреневую краски, из ольховой и дубовой коры – коричневую, из крапивы –  для получения черного цвета к растительным красителям добавляем железные квасцы и так и далее. Особенности   удмуртского   народного   костюма   наиболее   ярко   отражает   комплект женской одежды северных удмуртов. В нем преобладает белый цвет. Одежда богато украшается   вышивкой.   Для   вышивания   и   отделки   используются     шелковые   нитки, гарус, позумент, кумач, золотые и серебряные нити. Вкус мастериц проявляется  в сочетании цвета и элементов сложного орнамента. Слайды 13,14 Женский   костюм,   особенно   праздничный   и   свадебный,   богато   украшается   узором. Ткань   для   свадебной   одежды   изготовляем   из   празднично   обработанного   льна.   Для придания   особой,   светящейся   белизны   её   неоднократно   выдерживаем   на   сильном морозе.   Широкая   продольная   вышивка   на   рукаве   и   по   подолу   выполняется блестящими шелковыми нитками, подол украшается широкой полосой кумача. Поверх свадебного   платья   навешиваем   множество   украшений.   Это   ожерелья   из   желтых   и голубых бус вперемежку с серебряными монетами. Особенной   популярностью   пользуются   у   нас   серебряные   украшения.   Многие ювелирные   украшения   изготовляют   наши   местные   мастера   и   ювелиры­отходники. Слайд 15 Изготовление   одежды,   начиная   от   посева,   всех   этапов   обработки   льна,   прядения, покраски пряжи, ткачества до раскроя  и пошива, целиком наше женское дело. На все это затрачивается много времени. За всю жизнь удмуртская женщина изготовляет до 50 платьев для себя и огромное количество разнообразной одежды для членов семьи. При этом она участвует на равных с мужчиной в хозяйственных работах. Вот я уже около 40 платьев изготовила.  Ученые: Спасибо Вам за интересный рассказ. Мы об этом напишем в книге про ваш народ. До свидания. 7 Ведущий   1:  Нужды   крестьянского   населения   обслуживало   90   видов   ремесел   и промыслов.   На   рынок   работало   70   тысяч   кустарей.   Чем   дальше   было   селение   от оживленных торговых центров, тем большее развитие получали домашние ремесла, тем дольше сохранялись древние технологии, художественные орнаменты и приемы.  Ведущий   2:  Некоторые   традиции   живы   и   ныне.   В   Удмуртии   сохранились традиционные виды народного промысла: в северных и западных районах республики более   распространена   художественная   обработка   дерева;   на   юге   –   ковроделие   и ткачество.   Во   многих   районах   нашего   края   популярны   вышивка   и   вязание. Распространение   народных   промыслов   зависит   от   природного   материала   и   от сложившихся традиций в изготовлении изделий. Ведущий 1: Мастерами­умельцами славится и наша деревня. Наши гости расскажут, какими   видами   ремесел   занимались   и   занимаются   сейчас,   покажут   свои   изделия, поделки. Рассказ и презентация принесенных поделок, изделий Ведущий 2: Всем спасибо за внимание, за участие. Мы надеемся, что вы узнали что­то новое   и   полезное   для   себя.   Нам,   как   и   всем   предыдущим   поколениям,   предстоит сохранить знания, мудрость и богатство, накопленное до нас человечеством, создать что­то новое, свое и успеть передать его потомкам.  Слайд 16 8 Литература: 1. Древние мастера Прикамья: Очерки/отв. ред. и сост. Н. И. Шутова. – Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы, 1994.­ 1994. – ISBN 5­7691­0364­7 2.   Козлова   Н.   Т.,   Украинцева   А.   Ю.   Наш   край:   Приложение   к   учебнику   «География. Государства Евразии» для 9 класса специальных образовательных учреждений VIII вида; под общ. ред. Н. Т. Козловой . – Ижевск: Удмуртия, 2006.­152 с. ­ ISBN­ 5­7659­0365­7 3.   Лигенко   Н.   Нескучное   ремесло/   Памятники   Отечества.   Удмуртия.   Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.­ 1995.­№ № 1­2.­ С.76­80.  4. Ускова Ф. А. Чудесный клад –  для всех лад: Учебное пособие по технологии для учащихся 5­11 классов. – Ижевск: Удмуртия, 2003. ­112 с.­  ISBN­ 5­7659­0195­6 1. Электронная презентация «Ремесла в жизни удмуртов» Приложения 9 10

Методическая разработка "Из жизни удмуртов. Ремесла" (5-7 классы)

Методическая разработка "Из жизни удмуртов. Ремесла" (5-7 классы)

Методическая разработка "Из жизни удмуртов. Ремесла" (5-7 классы)

Методическая разработка "Из жизни удмуртов. Ремесла" (5-7 классы)

Методическая разработка "Из жизни удмуртов. Ремесла" (5-7 классы)

Методическая разработка "Из жизни удмуртов. Ремесла" (5-7 классы)

Методическая разработка "Из жизни удмуртов. Ремесла" (5-7 классы)

Методическая разработка "Из жизни удмуртов. Ремесла" (5-7 классы)

Методическая разработка "Из жизни удмуртов. Ремесла" (5-7 классы)

Методическая разработка "Из жизни удмуртов. Ремесла" (5-7 классы)

Методическая разработка "Из жизни удмуртов. Ремесла" (5-7 классы)

Методическая разработка "Из жизни удмуртов. Ремесла" (5-7 классы)

Методическая разработка "Из жизни удмуртов. Ремесла" (5-7 классы)

Методическая разработка "Из жизни удмуртов. Ремесла" (5-7 классы)

Методическая разработка "Из жизни удмуртов. Ремесла" (5-7 классы)

Методическая разработка "Из жизни удмуртов. Ремесла" (5-7 классы)

Методическая разработка "Из жизни удмуртов. Ремесла" (5-7 классы)

Методическая разработка "Из жизни удмуртов. Ремесла" (5-7 классы)

Методическая разработка "Из жизни удмуртов. Ремесла" (5-7 классы)

Методическая разработка "Из жизни удмуртов. Ремесла" (5-7 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017