МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ИЗ ЖИЗНИ УДМУРТОВ. РЕМЕСЛА».
Автор: Юферева Нина Леонидовна
1 Пояснительная записка
Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается
воспитание патриотизма и гражданственности. Воспитание гражданственности и
патриотизма у детей стало сегодня задачей государственной важности, потому что во
многих школах работа в этом направлении ведется слабо. Этому способствовали
отсутствие идеологических установок, много негатива в обществе, равнодушие людей
друг к другу, потребительское отношение к природе и многое другое.
Мы работаем в сельской школе и считаем, что у нас есть ряд преимуществ
перед городскими школами: ранее приобщение детей к труду, возможность более
близкого неформального общения с жителями деревни, естественное восприятие
родного языка, традиций и обычаев своего народа, возможность вовлечения всех
учащихся школы в работу по гражданскопатриотическому направлению и др.
Механизм реализации работы по данному направлению традиционен:
внеучебная деятельность (классные часы, кружки, занятия внеурочной деятельности,
предметные недели, школьные традиционные мероприятия, проектная деятельность и
др.),
спорт (игры «Зарничка» и «Зарница», легкоатлетический кросс на призы Воегуртской
школы, кросс Наций и др.),
труд (уборка школьной территории, работа на школьных цветниках и огороде и др.),
учение (изучение государственной символики, Конституции на уроках,
патриотическое воспитание через содержание учебных предметов и др).
творчество (участие в конкурсах разного уровня, участие в художественной
самодеятельности и др.),
живой пример (приглашение ветеранов, тружеников тыла, детей войны на школьные
мероприятия, знакомство с судьбами знаменитых земляков, приглашение в школу
интересных людей, привлечение к школьным мероприятиям родственников учащихся и
др.)
2 Предлагаю методическую разработку по теме «Из жизни удмуртов. Ремесла».
Её можно использовать в рамках предметной недели удмуртского языка и истории
(как проходит в нашей школе), в форме классного часа, занятия по внеурочной
деятельности.
Сценарий методической разработки «Из жизни удмуртов. Ремесла»
Цель: изучение истории и культуры родного края
Задачи:
1. воспитание уважения и любви к прошлому удмуртского народа, к людям своей
деревни,
2. расширение знаний учащихся о жизни, быте, занятиях удмуртов,
3. развитие интереса к краеведению,
4. развитие творческих способностей учащихся
Участники: учащиеся 58 классов: учащиеся 57 классов – зрители, учащиеся 8
класса – ведущие и участники сценки
Оформление:
1. в центре доски
– красочная надпись «Из жизни удмуртов. Ремесла»;
– пословицы:
Без дела жить – только небо коптить.
Без ремесла – без рук.
Ремеслу везде почет.
С руками нигде не пропадешь.
Всякому молодцу ремесло к лицу.
Мастерство везде в почете.
Ремесло не коромысло: плеч не отдавит, а век пропитает.
2. тематическая книжная выставка
3. выставка изделий деревенских мастеровумельцев (лапти, коврики, корзины,
туески, прялки и т. д)
Предварительная работа: учащиеся собирают изделия для выставки, приглашают
мастеровумельцев на классный час
3 Ход мероприятия:
Ведущий 1: В развитии каждого народа большое значение играют ремесла и
промыслы. Они являются важной формой проявления духовной жизни. Слайд 1
Ремесло — мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий
труда, личном мастерстве работника. В каждом крестьянском дворе, в каждой
крестьянской семье испокон веков ткали, вязали, столярничали, плели, одним словом,
рукодельничали. Ремесло передавалось от поколения к поколению, от матери к
дочери, от отца к сыну, от мастера к мастеру.
У удмуртов, как и у других народов, были развиты разные виды ремесел.
Вопросы детям:
А знаете ли вы, ребята, какими видами ремесел занимались ваши бабушки и дедушки,
прабабушки и прадедушки? (вышивка, ткачество, вязание, резьба по дереву, плетение,
роспись, кузнечное дело, столярничество, гончарное дело…) Слайды 2,3
Что использовали в качестве сырья наши предки? (лен, конопля всегда возделывались
на полях; разведение овец давало шерсть, из которой вязали варежки, перчатки, носки;
дерево, береста, лыко и т. д).
Археологические раскопки показывают, что во все эпохи развития человек создавал
обусловленные материалом и традицией изделия, вещи, предметы, украшения.
Ведущий 2: Чтобы понять, насколько быт крестьян зависел от уровня развития
ремесел, перенесемся в крестьянскую избу прошлого века.
(Если есть возможность, проводится экскурсия по краеведческому уголку,
краеведческой комнате. Если нет – включается презентация). Слайды 4,5,6,7,8
Особенностью убранства крестьянского дома было небольшое количество мебели, её
заменяли идущие вдоль стен широкие лавки. Одним из священных центров в избе была
печь. По диагонали располагался красный угол, в котором стоял стол и единственный
стул, во время трапезы на нем восседал глава семьи. Посуда и другая утварь хранилась
на полках, одежда – в кеносе.
4 Внутреннее убранство дополняли предметы из дерева: резные прялки и швейки,
подголовники, детские люльки, бытовая посуда из дерева, береста, вещи, плетенные из
сосновой щепы, ивовой коры и корневищ.
Большую роль в убранстве дома играли декоративные ткани: узорные занавески,
покрывала, скатерти, полотенца. На полу были постелены половики. Они придавали
дому теплоту, уют, радостный облик.
Геометрические и растительные узоры, которыми расцвечены элементы декора
удмуртской избы, несли большую символическую нагрузку. Чаще всего они были
связаны с идеями плодородия и оберегали от сглаза и болезней.
Сценка
Крестьянская изба. Сидят бабушка и дедушка. Бабушка прядет, дедушка плетет
лапти. Напевают.
Матрон, дугды ни нургетемысь. Мека, кутме быдэсти, лэся, одиг пол. (Матрена,
перестань уже ворчать. Нака, кажется, закончил лапти плести)
Кема но маке вырид ни. Вуж кутэным возьыт ни вал педло потыны. (Чтото уже
долго возился. В старых лаптях уже стыдно в люди выходить)
Примеряет лапти.
Я кыче мар, Матрон, тупаза? (Ну, как, Матрена, нравится?)
Тау, тау, Офонь! Отын вылэм кадь. Чуказе аль Насьток кумане доры ветлоай, мед
адзоз выль кутме. (Спасибо, спасибо, Афанасий. Подошли. Завтра же к куме
Анастасии схожу, пускай посмотрит мои новые лапти)
Стук в дверь. Входят ученыеэтнографы.
Здравствуйте, мы из столицы. Собираем материал о вашем народе. А в вашу деревню
нас привел интерес к ремеслам. Не расскажете ли нам, как вы живете, чем
занимаетесь?
Ой, Офонь, ма бен каром ни? Кызьы та визьмо калыкен вераськом ни?! (Ой,
Афанасий, что же делать? Как с этими умными людьми говоритьто?!)
Матрон, шып кариськы! Соос сычеесь ик адямиос, ми кадь. (Матрена, успокойся.
Они такие же люди, как и мы.)
Сынок, спрашивай, как смогу, так и отвечу.
5 Нам бы хотелось узнать, как плетут лапти.
Рассказ старика: Непременной частью костюма удмуртов, как и у русских, являются
лапти, поудмуртски «кут». Лапти – обувь, плетенная из лыка, бересты или веревок,
которую прежде носили крестьяне. Слайды 9,10
Искусство плести лапти давалась далеко не каждому. Как любое творчество, это дело
требует вдохновения и упорства. Инструменты для их изготовления просты и
доступны. Это однотипные для всех народов и племен кочедык и колодка. Слайды
11,12
В Прикамском крае для плетения лаптей, как правило, используется лыко –
внутренняя часть коры липы. В удмуртском крае плетется до тринадцати
разновидностей лаптей.
Каждая часть лаптя имеет свое наименование: носок – «личико», пяточная часть
«пятка», середина лаптя – «плетень», колодки – «дерева».
На удмуртских лаптях личико узкое, приподнятое, на русских – более широкое,
опущенное, краев подошв не видно. «Щегольскими» удмурты считают лапти с мелким
прямым плетением, выполняются они узкими лентами лыка.
Уровень своего мастерства кустарь может продемонстрировать при плетении
свадебных женских лапотков – девятериков. Женщинаудмуртка считает «форсом»
носить лапти с приподнятым передком.
Удмуртские лапти украшаются еще и яркими многоцветными, сплетенными из шерсти
завязками, опоясывающими щиколотку ноги. Направляясь в дорогу, путник не
забывает положить в лапоть солому, чтобы ноге было мягче шагать.
Плетению лаптей мужчин у нас обучают с раннего детства. В дальнейшем он должен
будет обеспечить всю семью обувью.
Лапти быстро изнашиваются, поэтому они на рынке ходовой товар. На плетении
лаптей специализируются целые деревни и округа.
Ученые: Бабушка, на вас платье красивое. Сами сшили?
Сама тку, сама шью, сама вышиваю.
6 Рассказ бабушки: Крестьянская одежда у нас делится на праздничную и будничную.
Изготовляется она из тканей домашнего производства: льняного белого и цветного
холста, пестряди, шерстяной домотканины, сукна.
Для окраски тканей используем растительные красители, свойства которых знает
каждая женщина. Так, из мхаплавуна мы получаем синюю и сиреневую краски, из
ольховой и дубовой коры – коричневую, из крапивы – для получения черного цвета к
растительным красителям добавляем железные квасцы и так и далее.
Особенности удмуртского народного костюма наиболее ярко отражает комплект
женской одежды северных удмуртов. В нем преобладает белый цвет. Одежда богато
украшается вышивкой. Для вышивания и отделки используются шелковые нитки,
гарус, позумент, кумач, золотые и серебряные нити. Вкус мастериц проявляется в
сочетании цвета и элементов сложного орнамента. Слайды 13,14
Женский костюм, особенно праздничный и свадебный, богато украшается узором.
Ткань для свадебной одежды изготовляем из празднично обработанного льна. Для
придания особой, светящейся белизны её неоднократно выдерживаем на сильном
морозе. Широкая продольная вышивка на рукаве и по подолу выполняется
блестящими шелковыми нитками, подол украшается широкой полосой кумача. Поверх
свадебного платья навешиваем множество украшений. Это ожерелья из желтых и
голубых бус вперемежку с серебряными монетами.
Особенной популярностью пользуются у нас серебряные украшения. Многие
ювелирные украшения изготовляют наши местные мастера и ювелирыотходники.
Слайд 15
Изготовление одежды, начиная от посева, всех этапов обработки льна, прядения,
покраски пряжи, ткачества до раскроя и пошива, целиком наше женское дело. На все
это затрачивается много времени. За всю жизнь удмуртская женщина изготовляет до
50 платьев для себя и огромное количество разнообразной одежды для членов семьи.
При этом она участвует на равных с мужчиной в хозяйственных работах. Вот я уже
около 40 платьев изготовила.
Ученые: Спасибо Вам за интересный рассказ. Мы об этом напишем в книге про ваш
народ. До свидания.
7 Ведущий 1: Нужды крестьянского населения обслуживало 90 видов ремесел и
промыслов. На рынок работало 70 тысяч кустарей. Чем дальше было селение от
оживленных торговых центров, тем большее развитие получали домашние ремесла, тем
дольше сохранялись древние технологии, художественные орнаменты и приемы.
Ведущий 2: Некоторые традиции живы и ныне. В Удмуртии сохранились
традиционные виды народного промысла: в северных и западных районах республики
более распространена художественная обработка дерева; на юге – ковроделие и
ткачество. Во многих районах нашего края популярны вышивка и вязание.
Распространение народных промыслов зависит от природного материала и от
сложившихся традиций в изготовлении изделий.
Ведущий 1: Мастерамиумельцами славится и наша деревня. Наши гости расскажут,
какими видами ремесел занимались и занимаются сейчас, покажут свои изделия,
поделки.
Рассказ и презентация принесенных поделок, изделий
Ведущий 2: Всем спасибо за внимание, за участие. Мы надеемся, что вы узнали чтото
новое и полезное для себя. Нам, как и всем предыдущим поколениям, предстоит
сохранить знания, мудрость и богатство, накопленное до нас человечеством, создать
чтото новое, свое и успеть передать его потомкам. Слайд 16
8 Литература:
1. Древние мастера Прикамья: Очерки/отв. ред. и сост. Н. И. Шутова. – Ижевск: Удмуртский
институт истории, языка и литературы, 1994. 1994. – ISBN 5769103647
2. Козлова Н. Т., Украинцева А. Ю. Наш край: Приложение к учебнику «География.
Государства Евразии» для 9 класса специальных образовательных учреждений VIII вида; под
общ. ред. Н. Т. Козловой . – Ижевск: Удмуртия, 2006.152 с. ISBN 5765903657
3. Лигенко Н. Нескучное ремесло/ Памятники Отечества. Удмуртия. Альманах
Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. 1995.№ № 12. С.7680.
4. Ускова Ф. А. Чудесный клад – для всех лад: Учебное пособие по технологии для учащихся
511 классов. – Ижевск: Удмуртия, 2003. 112 с. ISBN 5765901956
1. Электронная презентация «Ремесла в жизни удмуртов»
Приложения
9 10
Методическая разработка "Из жизни удмуртов. Ремесла" (5-7 классы)
Методическая разработка "Из жизни удмуртов. Ремесла" (5-7 классы)
Методическая разработка "Из жизни удмуртов. Ремесла" (5-7 классы)
Методическая разработка "Из жизни удмуртов. Ремесла" (5-7 классы)
Методическая разработка "Из жизни удмуртов. Ремесла" (5-7 классы)
Методическая разработка "Из жизни удмуртов. Ремесла" (5-7 классы)
Методическая разработка "Из жизни удмуртов. Ремесла" (5-7 классы)
Методическая разработка "Из жизни удмуртов. Ремесла" (5-7 классы)
Методическая разработка "Из жизни удмуртов. Ремесла" (5-7 классы)
Методическая разработка "Из жизни удмуртов. Ремесла" (5-7 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.