Методическая разработка классного часа "2017 - год экологии"
Оценка 4.6

Методическая разработка классного часа "2017 - год экологии"

Оценка 4.6
Культурные мероприятия +1
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
31.05.2017
Методическая разработка классного часа "2017 - год экологии"
Данная методическая разработка предназначена для проведения классного часа в рамках мероприятий, посвященных году экологии для студентов 1 курса среднего специального образования. Кроме основных вопросов, связанных с состоянием окружающей среды, в разработке присутствуют элементы краеведения, проверки знаний учебных дисциплин «Биологии», «Экологии», «Экологических основ природопользования», расширения кругозора. Данное мероприятие проводится в комплексе внеклассных мероприятий, посвященных году Экологии
год экологии мой.doc
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «БОРИСОВСКИЙ АГРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» Методическая разработка классного часа «2017 – ГОД ЭКОЛОГИИ»                                                                      ЛУКИНА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА, КУРАТОР ГРУППЫ №1 «ЗООТЕХНИЯ» 1 Борисовка, 2017 Аннотация данная методическая  разработка  предназначена  для проведения  классного часа в рамках мероприятий, посвященных году экологии для студентов 1 курса среднего   специального   образования.   Кроме   основных   вопросов,   связанных   с состоянием   окружающей   среды,   в   разработке   присутствуют   элементы краеведения,   проверки   знаний   учебных   дисциплин   «Биологии»,   «Экологии», «Экологических   основ   природопользования»,   расширения   кругозора.   Данное мероприятие проводится в комплексе внеклассных мероприятий, посвященных году Экологии.       2 План 1.  Пояснительная записка 2.  Цели 3. Сценарий классного часа 4. Заключение 5. Информационные ресурсы 3 Пояснительная записка   по     воспитательной работе, постоянно        Преподаватель призван воспитывать и развивать студентов не только на занятиях,   но   и   во   внеурочное   время.   Подготовка   преподавателя   к   таким мероприятиям   заставляет   его   систематически   следить   за   различными изданиями углублять профессиональную   подготовку,   улучшать   свои   знания,   а   всё   это,   в   свою очередь, благотворно влияет на качество преподавания.     Данная методическая разработка предназначена для внеклассной работы со студентами   1   курса   группы   «Зоотехния».   Внеклассное   мероприятие представляет эвристическую беседу с применением презентации, в которой не только в доступной форме излагаются наиболее актуальные экологические проблемы современности, но и предлагается самим студентам поразмышлять над   ними.   Такая   форма   проведения   выбрана   неслучайно,   это   признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.       В методической разработке рассмотрены такие вопросы, как загрязнение атмосферы и его последствия («Парниковый эффект», «Кислотные дожди», «Озоновые   дыры»);   экологические   проблемы   водных   ресурсов.   Также   в разработке   рассмотрены   экологические   проблемы   своей   малой   Родины   на примере   реки   Ворсклы,   экологической   обстановки   в   своем   населенном пункте. Студентам подробно рассказывается о мероприятиях, посвященных году экологии, которые проводятся в Борисовском районе; рассматривается важность   общественно­полезного   труда   и   волонтерского   движения, направленного на улучшение состояния окружающей среды.     Мероприятие заканчивается предложением порассуждать об экологической морали, основных правилах бережного отношения к окружающей среде.  4 Представлен   список   используемой   литературы,   которую   можно   предложить студентам для самостоятельного изучения.            Данная методическая разработка поможет кураторам в организации и проведении внеклассного мероприятия.                                         ЦЕЛИ: Методическая цель: показать внеклассного мероприятия.   одну   из   форм   проведения Воспитательная цель:   воспитание   доброго,   внимательного   и   бережного отношения к природе, живому миру;  Развивающая   цель: способствовать   развитию   активности   и   инициативы, продолжению     развития   речи,   памяти   и   мышления,  навыков   работы   с различными   источниками   информации,   публичных   выступлений,   умений выбирать   главное;   способствовать   расширению   кругозора   студентов; формированию творческого отношения к выполняемой работе. Задачи:  привлечь   внимание   студентов   к   экологической   проблеме, познакомить  с  материалами  о загрязнении  окружающей среды,  о пагубном влиянии человека на природу, объяснить, что значит экология души; побудить к проведению работы, связанной с улучшением состояния окружающей среды Оборудование:  компьютер с экраном, презентация; литература по экологии. Эпиграф:      “ Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, 5 Убивайте лишь зверей внутри себя!»                               Е.Евтушенко Форма проведения классного часа: Беседа с применением презентации. Подготовка  к   классному   часу:  студенты   получают   задание:   подобрать материал,   соответствующий   теме   классного   часа,   подготовить   газету, проанализировать  ситуацию с экологической  ситуацией  своего  населенного пункта.                                  СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА На фоне тихой музыки звучат слова  Есть просто храм, Есть храм науки, А есть еще природы храм, С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время года, Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь. (А. Смирнов)                              Преподаватель     Здравствуйте! Вы прослушали стихи поэта Смирнова «Храм природы». Как вы думаете, почему поэт сравнивает природу с храмом? Наверное,   потому   что   считает   ее   святыней,   колыбелью   человечества,   без преклоненения перед которой человек не может существовать. Наша планета вместе с атмосферой   и гидросферой есть самое большое чудо. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным. Единственным, потому что остальные планеты 6 нашей Солнечной системы безжизненны, а обитаемых планет у других звёзд мы пока ещё не открыли. Но последнее время состояние нашего общего дома вызывает   большую   тревогу.  Да,   печальную   эстафету   принимает   от   нас грядущее   тысячелетие.   Набатным   колоколом   звучит   слово   "экология” сегодня. Именно поэтому 2017 год в России объявлен Годом экологии.        Что же такое экология? Какую формулировку вы могли бы дать? Студенты дают формулировку Экологии,   рассуждают о том, почему Геккель   назвал   Землю   «домом».   Также   обсуждают   вопрос,   что происходит с домом, если в нем происходит загрязнение; может ли это отражаться на здоровье человека. Преподаватель     Российский академик Д.Лихачев сказал  «Человек живёт в определённой окружающей среде. Загрязнение делает его больным, угрожает жизни,   грозит   гибелью   человечеству».   Живая   оболочка   нашей   планеты испытывает колоссальные нагрузки.          В   настоящее   время   сложилась   ситуация,   когда   мы   говорим   уже   о глобальных   экологических   проблемах.   40%   смертей   в   мире   связаны   с экологическими   проблемами.     Поэтому     очень   важно   вникнуть   в   суть проблемы и понять, в чем же причина ухудшения окружающей среды. Всем известно, что случается с человеком, когда его лечат не от той болезни... То же самое может произойти с экологией. По международным опросам,   обеспокоены негативным влиянием  ухудшающейся экологической ситуации на   здоровье людей 89 % россиян, 67% граждан США , 51% канадцев, 27% норвежцев, 21% финнов , 14 % датчан. XX век принес человечеству немало благ, связанных с бурным развитием научно­технического прогресса, и в то же время  поставил   жизнь  на  Земле  на  грань  экологической  катастрофы.  Рост населения,   интенсификация   добычи   и   выбросов,   загрязняющих   Землю, приводят   к   коренным   изменениям   в   природе   и   отражаются   на   самом существовании   человека.   Часть   из   таких   изменений   чрезвычайно   сильна   и настолько широко распространена, что возникают глобальные экологические проблемы.         Поэтому   целью   нашего   классного   часа   является   ознакомление   с ГЛОБАЛЬНЫМИ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОБЛЕМАМИ; выявление причин их возникновения, последствий этих проблем. Сегодня мы также поговорим о том,   как   своим   поведением   в   окружающей   среде   можно   смягчить   их последствия. 7 Экологическая проблема №1 ­  «Загрязнение воздуха»         Загрязнение атмосферы осуществляется выбросами в воздух огромного кол­ва   углекислого   газа,   распыленных   кислот,   соединений   серы,   азота, фосфора, органических соединений фтора, хлора.   Загрязнение атмосферы поистине называют глобальной проблемой №1, т.к. она влечет за собой ряд последствий, каждое из которых может привести к катастрофе. Что же это за последствия? Первое последствие – образование кислотных дождей.      Студент    ­   широко   распространённый   термин,   обозначающий "Кислотный   дождь"   явление выпадения осадков, содержащих смесь влаги и мельчайших частиц оксида   азота   и   оксида   серы   в   концентрациях,   превышающих   нормальный природный   фон.  Источниками   возникновения  кислотных   дождей   являются как природные процессы (вулканическая деятельность, гниение растительных остатков), так и деятельность человека, в первую очередь выбросы диоксида серы (SO2) и оксидов азота (NO, NO2, N2O3) при сжигании ископаемого и моторного топлива.          Преподаватель Кислотные дожди приводят к закислению озёр и ручьёв, наносят ущерб деревьям (особенно в горах), изменяют кислотный состав почв. В   дополнение,   кислотные   дожди   ускоряют   коррозию   строительных материалов и красок, воздействуют на исторические здания, статуи и другие объекты   культурного   наследия   человека.   У   человека   могут   вызывать поражения верхних дыхательных путей. Второе последствие загрязнения атмосферы – разрушение озонового слоя.      Студент     Озоновый слой — часть стратосферы на высоте от 12 до 50 км , в которой под излучения Солнца молекулярный кислород (О2) диссоциирует на атомы, которые затем соединяются с другими молекулами О2, образуя озон (О3). Озон поглощает опасные   ультрафиолетовые   лучи   и   защищает   всё   живущее   на   суше   от губительного излучения.     В   1985   году   английскими   учёными   было   сделано   открытие.   Они   обнаружили   над   Антарктидой   огромную   «дыру»   в   озоновом   слое размером с площадью США. Как выяснилось, в небе над Антарктидой высока концентрация   соединения,   образующегося   в   момент   разрушения   молекулы озона хлором. ультрафиолетового воздействием             8 дыры.   Раковые большие озонового разрушения заболевания   Причины слоя:     1. Запуски космических ракет. Сгорающее топливо «выжигает» в озоновом   слое 2.   Самолеты.   Особенно,   летающие   на   высотах   в   12­15   км.   3.   Оксиды   азота.   Больше   всего   их   выделяется   с   поверхности   почвы   при разложении азотных удобрений.         Преподаватель  Какие   же   последствия   вызывает   разрушение   озонового   слоя?   Катаракта 1. кожи 2. 3.   Болезни,   вызванные   ослаблением   иммунной   системы   человека.   Наибольшему   риску   подвержены   жители   северного   полушария   со   светлой кожей.  Но   страдают   не   только   люди.  УФ­В   излучение,   к   примеру,   крайне вредно для планктона, мальков, креветок, крабов, водорослей, обитающих на поверхности океана.   является «парниковый эффект».       Студент           Благодаря  атмосфере  на   нашей   планете   существует   комфортная температура для живых организмов. Если бы её не было, то температура была бы на 30 градусов ниже, и везде были бы ледники и снега. Но в последнее время атмосферу стали быстро загрязнять парниковые газы (углекислый газ, водяной   пар   и   метан)   –   они   задерживают   тёплый   воздух   около   Земли. Концентрация   углекислого газа и метана в атмосфере за последние 50 лет увеличилась в несколько раз. Таким образом, над Землёй образуется газовый колпак, который задерживает тепло и возвращает его обратно на Землю. В основном, углекислый газ увеличивается за счет того, что человек  вырубает леса,   добывает   нефть,   газ,   уголь   и   сжигает   их.   Однако   самым   мощным источником СО2 являются выхлопные газы автомобиля.        Но   наиболее   катастрофичным   последствием   загрязнения   атмосферы      Преподаватель    экологической катастрофе:       В   масштабах   планеты   ПАРНИКОВЫЙ   ЭФФЕКТ   может   привести   к • таяние   снега   и   ледников   повысит   уровень   Мирового   океана,   что приведет к затоплению плодородных и густонаселенных земель;  • изменение   климата   приведет   к   неустойчивости   погоды,   смещению границ природных зон, росту числа штормов и ураганов;  9 • изменение   климата   может   оказать   негативное   влияние   на   здоровье людей, как следствие усиления теплового стресса в южных районах, так из­за распространения многих видов заболеваний • многие   растения   и   животные   не   смогут   адаптироваться   к климатическим изменениям и погибнут Экологическая проблема №2 ­  «Загрязнение и дефицит водных ресурсов».     Студент        Вод  аа — прозрачная  жидкость, не имеющая  цвета  и  запаха.  Химическая формула:  Н2O.   В   твёрдом   состоянии   называется  льдом  или  снегом,   а   в газообразном  —   водяным  паром.   71 %   поверхности  Земли  покрыто   водой (океаны,  моря,  озера,  реки). Возраст нашей планеты около 3­4 миллиардов лет. И наука, и религия утверждают, что жизнь на ней первоначально возникла и развивалась в воде. Самые древние обитатели земли – бактерии и сине­ зеленые водоросли. И только около 500 миллионов лет назад жизнь вышла на сушу. Человек сам на 75% состоит из воды. Поэтому вода, которую мы пьем, проникает   в   каждую   клетку   нашего   тела,   ее   качество   даже   важнее,   чем качество продуктов питания. Развитие современных технологий приводит к использованию   и   попаданию   в   окружающую   среду   органических   и неорганических веществ, к  ее дефициту.         Преподаватель         Проблема недостатка водных ресурсов обусловлена  отбором воды для нужд   сельского   хозяйства,   промышленности   (прежде   всего,   целлюлозно­ бумажной   и   металлургической),   коммунальным   хозяйством.   Иногда недостаток   пресной   воды   связан   с   непредсказуемостью   негативных последствий   деятельности   человека.   Например,   строительство   многих каналов, водохранилищ, гидроэлектростанций привело к потере и загрязнению водных ресурсов.       Печальные   свидетельства   результатов   небрежного   и   расточительного отношения   к   ресурсам   пресных   вод   –   заброшенные   поселки   и   города   в районах их истощения.      В сложившихся условиях установлено, что уже каждый шестой человек на планете испытывает нехватку пресной питьевой воды. И ситуация по мере развития   урбанизации,   роста   населения,   увеличения   промышленных потребностей в воде и ускорения глобальных изменений климата, ведущих к опустыниванию и снижению водообеспеченности, будет только усугубляться. 10 А   когда   дефицит   перейдёт   определённый   рубеж   и   человечество   наконец поймёт   всю   ценность   пресных   ресурсов,   можно   ожидать   политической нестабильности,   вооружённых   конфликтов   и   дальнейшего   возрастания количества проблем в развитии экономик стран мира. Основными загрязняющими веществами воды являются: ­ выбросы химических заводов (фенол, формальдегид, ПАВ); ­ стоки животноводческих ферм и коммунального хозяйства; ­ смытые с полей удобрения и ядохимикаты.  ­ нефть и нефтепродукты; ­ ­ ­   Родина   каждого   человека   ассоциируется   с   природой   своего   края   и, конечно,   с   рекой,   протекающей   в   его   местности.   В   нашей   местности главной водной артерией является река Ворскла. Студент      Ворскла – река, протекающая на территории России и Украины, является левым притоком Днепра. Ее длина составляет более 400 километров. Истоки расположены   на   Средне­Русской   возвышенности,   близ   села   Покровки (Белгородская   область).             Ворскла   –   река,   русло   которой   оснащено плотинами   и   шлюзами­регуляторами.   Также   располагается   водохранилище площадью   110   га   в   районе   с.   Крапивного   (Белгородская   область,   РФ), содержимое   которого   используют   для   промышленных,   бытовых   и сельскохозяйственных   потребностей.   Также   на   реке   хорошо   развито рыболовство.           В реке водятся до 50 видов рыб, большинство из которых  карповые, а также  судак,  сазан,  лещ,  щука,  окунь,  красноперка,   карась,  густера,  линь, плотва, уклейка, бычки­бубыри, пескари, встречаются сомы.  Животный мир представлен зайцами, лисицами, в окрестных лесах можно встретить косуль и кабанов,   большое   разнообразие   птиц:   дикая  утка,  серая   цапля,   некоторые виды  куликов,  куропатки,  фазан. Вдоль берегов реки имеются значительные лесные   массивы,  как   хвойные  (преимущественно   по   левому   берегу),  так   и лиственные леса. Разнообразен травяной покров.      Преподаватель         Одним   из   крупнейших   предприятий,   которые   оказывают   влияние   на экологическое   состояние   реки   Ворскла,   является   Яковлевский   рудник. 11 Основными   источниками   поступления   загрязняющих   веществ   в   водные объекты бассейна Ворсклы являются предприятия жилищно­коммунального хозяйства,   металлургической,   сельскохозяйственной   и   других   отраслей промышленности. Со стоками от животноводческих ферм попадают большие количества   органических   соединений   азота   и   фосфора.   Это   приводит   к расходованию всех запасов кислорода, содержащегося в воде, и накоплению сероводорода.         Река   Ворскла   на   протяжении   десятилетий   подвергается   интенсивному техногенному воздействию.           Река требует заботы, своевременной очистки. Необходимо сажать деревья по берегам реки для закрепления склонов и защиты от оползней. По руслу реки   можно   встретить   родники,   которые   питают   реку.   Волонтеры   нашего поселка   ежегодно   весной   убирают   бытовой   мусор,   сухие   ветки,   которые могут попасть в русло реки.   На   территории   района   расположены   красивейшие   места   области   –   заповедник «Белогорье», санаторий «Красиво». Это известные места. Но есть места не такие известные, но не менее удивительные и прекрасные (слайды презентации). Студенты читают эссе об экологии своей улице (на слайдах презентации фото Борисовки)           В  нашем  районе   уделяется  большое   внимание  делу   охраны   природы. Помимо   волонтерских   движений   по   уборке   поймы   реки,   очищению лесопосадок,   участия   в   акции   «Зеленая   столица»   у   нас   проводятся всероссийские и международные мероприятия. Так,  ежегодно в заповеднике проводится   «День   парков»,   а   недавно   в   районе   прошла   международная научно­практическая   конференция   школьников:   «Особо   охраняемые природные территории – состояние, проблемы и перспективы развития».   Не   случайно   и   сфере   среднего   специального   образования   стали   уделять больше внимания экологическим аспектам в обучении. Вновь введена такая дисциплина,   как   «Экология».   Недавно   в   нашей   группе   прошла   встреча   с представителем   Борисовского   лесничества,   которая   провела   беседу   о бережном отношении к лесу. Все это делается для того, чтобы как можно больше людей обратило внимание на проблемы экологии. Если хочешь, чтобы не   было   экологических   проблем,   научись   относиться   к   природе  по­ человечески   и   ответственно.  Но   в   повседневной   жизни   владеем   ли   мы основными правилами бережного отношения к природе. Каковы же они – эти самые элементарные правила? 12 На слайде «Три главных правила экологической морали»:   Согласитесь, что соблюдение этих нехитрых правил под силу любому.   Китайская мудрость гласит: «Путешествие в тысячу миль всегда  начинается с одного единственного шага» Так давайте же сделаем этот шаг – сегодня.   Студенты предлагают конкретные меры по улучшению состояния окружающей среды (например, озеленение закрепленной аудитории, территории техникума).           Заключение      В  настоящее время стихийное развитие взаимоотношений с природой представляет опасность для существования не только отдельных объектов, территорий стран, но и для всего человечества.        Это объясняется тем, что человек тесно связан с живой природой происхождением, материальными и духовными потребностями, но, в отличие от других организмов, эти связи приняли такие масштабы и формы, что это может   привести   к   практически   полному   вовлечению   биосферы   в жизнеобеспечение   современного   общества,   поставив   человечество   на  грань экологической катастрофы. 13 Остановить стихийное развитие событий могут лишь знания о том, как ими   управлять   и,   в   случае   с   экологией   эти   знания   должны   «овладеть массами», по крайней мере, большей частью общества, что возможно лишь через   всеобщее   экологическое   образование   людей,   начиная   со   школьной скамьи и заканчивая техникумом или вузом.    Экологически образованный человек не допустит стихийного отношения к окружающей его среде жизни. Он будет бороться против экологического варварства, а если в нашей стране таких людей станет большинство, то они обеспечат   нормальную  жизнь   своим  потомкам, решительно  став  на  защиту дикой природы от алчного наступления «дикой» цивилизации, преобразуя и совершенствуя саму цивилизацию, находя наилучшие «экологически чистые» варианты взаимоотношения природы и общества.       Проведение   данного   мероприятия   позволит   внести   свою   лепту   в повышение уровня экологической культуры студентов техникума.                              Информационные ресурсы 1. http://fb.ru/article/248624/vorskla­reka­harakteristiki­i­foto 2. © http://otmetim.info/stixi­pro­ekologiyu/ 3. http://studopedia.ru/5_120543_znachenie­ekologicheskogo­ obrazovaniya.html 14 15

Методическая разработка классного часа "2017 - год экологии"

Методическая разработка классного часа "2017 - год экологии"

Методическая разработка классного часа "2017 - год экологии"

Методическая разработка классного часа "2017 - год экологии"

Методическая разработка классного часа "2017 - год экологии"

Методическая разработка классного часа "2017 - год экологии"

Методическая разработка классного часа "2017 - год экологии"

Методическая разработка классного часа "2017 - год экологии"

Методическая разработка классного часа "2017 - год экологии"

Методическая разработка классного часа "2017 - год экологии"

Методическая разработка классного часа "2017 - год экологии"

Методическая разработка классного часа "2017 - год экологии"

Методическая разработка классного часа "2017 - год экологии"

Методическая разработка классного часа "2017 - год экологии"

Методическая разработка классного часа "2017 - год экологии"

Методическая разработка классного часа "2017 - год экологии"

Методическая разработка классного часа "2017 - год экологии"

Методическая разработка классного часа "2017 - год экологии"

Методическая разработка классного часа "2017 - год экологии"

Методическая разработка классного часа "2017 - год экологии"

Методическая разработка классного часа "2017 - год экологии"

Методическая разработка классного часа "2017 - год экологии"

Методическая разработка классного часа "2017 - год экологии"

Методическая разработка классного часа "2017 - год экологии"

Методическая разработка классного часа "2017 - год экологии"

Методическая разработка классного часа "2017 - год экологии"

Методическая разработка классного часа "2017 - год экологии"

Методическая разработка классного часа "2017 - год экологии"

Методическая разработка классного часа "2017 - год экологии"

Методическая разработка классного часа "2017 - год экологии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2017