Методическая разработка классного часа «Грамотный потребитель

  • Работа в классе
  • docx
  • 14.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Пояснительная записка: Все люди когда-либо делали покупки в магазине и ходили в поликлинику на прием к врачу. Но не задумывались, что в этих случаях они являются потребителями и что при этом обладают определёнными правами, которыми они могут воспользоваться тогда, когда их не устраивает качество покупки или услуги. К большому сожалению, часто мы оказываемся в ситуациях, когда наши права и интересы были нарушены. Вот почему всем необходимо знать основы потребительского законодательства. Осознание того, что мы как потребители обладаем определёнными правами, придаёт нам уверенность, укрепляет чувство защищённости. Наш классный час рассказывает, кто такие потребители, каковы основные права потребителей, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей. Классный час был разработан для обучающихся по профессии: «Продавец, контролер-кассир» и приурочен к Всемирному дню защиты прав потребителей.Методическая разработка классного часа «Грамотный потребитель
Иконка файла материала Кл. час. Грамотный потребитель.docx
Министерство образования и науки Алтайского края Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Агротехнический техникум» Методическая разработка  классного часа «Грамотный потребитель» Автор работы: Лариса Владимировна Ухина ­  мастер производственного обучения, Валентина Геннадьевна Ольховская ­ преподаватель биологии и химии                                                                   Камень – на – Оби                                                     2017СОДЕРЖАНИЕ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 3. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ 4. ПРИЛОЖЕНИЕ: «ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЯ» 5. ЛИТЕРАТУРАПояснительная записка: Все люди когда­либо делали покупки в магазине и ходили в поликлинику на прием к врачу. Но не задумывались, что в этих случаях они являются потребителями и что при этом обладают определёнными правами, которыми они могут воспользоваться тогда, когда их не устраивает качество покупки или услуги. К   большому   сожалению,   часто   мы   оказываемся   в   ситуациях,   когда   наши   права   и интересы были нарушены. Вот почему всем необходимо знать основы потребительского законодательства.   Осознание   того,   что   мы   как   потребители   обладаем   определёнными правами, придаёт нам уверенность, укрепляет чувство защищённости. Наш   классный   час   рассказывает,   кто   такие   потребители,   каковы   основные   права потребителей,   каким   образом   в   повседневной   жизни   защищаются   права   и   законные интересы потребителей.     Классный час был разработан для обучающихся  по профессии:  «Продавец, контролер­кассир» и приурочен к Всемирному дню защиты  прав потребителей. Цели и задачи классного часа: 1. Привитие  потребительской грамотности обучающимся. 2. Познакомить обучающихся с понятием – потребитель, узнать права потребителя и  способы их защиты. 3. Сформировать элементарные умения защиты своих прав.  4. Учить находить выход из ситуаций, используя знания законов; 5. Учить обучающихся грамотному поведению на рынке товаров. Оформление: Экран с презентацией, плакаты, раздаточный материал. Подготовительная работа: ­ подбор материала, разработка сценария, подбор участников, ведущих; ­ подготовка презентации, подбор фильма; ­ техническое оформление мероприятия: компьютер, экран, проектор; ­ оформление кабинета: плакаты, образцы товаров, раздаточный материал.Ход мероприятия:  Преподаватель     Ребята, обратите внимание на оформление кабинета, проанализируйте фильм, который вы  просмотрели и скажите: «Как вы думаете, чему будет посвящен сегодня наш классный  час?» Выслушиваются предположения детей. Слайд «Тема и цели» Преподаватель Население нашей планеты составляет свыше 7 млрд. человек. И каждый человек строго индивидуален. Цвет кожи, глаз, рост, возраст, характер, профессия, социальное положение отличают нас друг от друга.    Но есть моменты, которые объединяют нас. Например, то, что все мы            потребители. Кто же такой потребитель? Выслушиваются ответы ребят. Слайд «Определение ­ потребитель» Закон РФ «О защите прав потребителей» гласит: «Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо  заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно  для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением  предпринимательской деятельности» Преподаватель Давайте вспомним до мелких подробностей, как вы провели вчерашний день. Если вы  выступали в роли потребителя, отмечайте этот факт. Ребята рассказывают. Преподаватель Во всех этих случаях вы были потребителями.  Ведущий 1 Потребителем человек становится с момента рождения и остается им до своего последнего дня. Приобретая товары и услуги, которые необходимы ему для жизни и деятельности, работы   и   учебы,   быта   и   отдыха,   каждый   человек   становится   потребителем.   При   этом неважно:   сам   он   оплатил   нужные   покупки   или   за   него   расплатились   родители, родственники, друзья. Ведущий 2Надо знать, что и дети уже с раннего возраста, начиная с 6 лет, вправе самостоятельно  совершать мелкие бытовые сделки, например, купить мороженое, сок, булочку,  поздравительную открытку, расплатиться за обед  в школьной столовой, приобрести билет в кино. К большому сожалению, многие из нас оказывались в ситуации, когда наши права как  потребителей были нарушены. Разыгрывается ситуация (2 учащихся)  Катя, здравствуй! Откуда ты?  На рынок ходила специально туфельки к лету купить.  Ну и как успехи?  Обуви на рынке очень много. Долго искала что­нибудь подходящее, но все­ таки выбрала. Получилось удачно – недорогие и красивые.  Покажи, пожалуйста.  Ой, что же это такое?  А туфли разные: одна с блеском, а другая просто черная.  Что же мне делать? Ведущий 1 Наверное, и вы могли бы привести немало примеров такого рода и рассказать, сколько  огорчений, потерянных денег и времени принесли они вашей семье. В таких ситуациях  пострадавшие всегда чувствуют свою правоту, но далеко не всегда знают, какие их права  нарушены, и как их отстоять. Чтобы гражданин при этом ощутил не бессилие, а  уверенность в своих силах и действительно смог защитить свои права, в нашей стране в  1992 году, т.е. 25 лет назад был принят Закон "О защите прав потребителей". Преподаватель Что же это за права, откуда они взялись и почему мы о них ничего не знали раньше? Ведущий 2 Ежегодно во всем мире по решению Организации Объединенных Наций  15 марта отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей. В этот день в 1962 году впервые в мировой истории президент США Джон Кеннеди сказал: "Потребители, по определению, это все мы. Потребители ­ это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение... Но это единственный  голос, которого зачастую не слышно".  На высшем уровне было дано понятие потребитель.  Ведущий 1Джоном Кеннеди были провозглашены четыре неотъемлемых права потребителей:     Право на информацию Право на безопасность Право на выбор Право быть услышанным Позже они легли в основу закона: «О   защите прав потребителей» во многих странах, включая Российскую Федерацию. Преподаватель Все мы являемся покупателями, в той или иной мере приобретая товар в магазине. Но по окончании   нашего   техникума,   мы   станем   еще   и   квалифицированными   специалистами: продавцами.   Поэтому   мы   как   никто   другой,   должны   знать   Закон   регламентирующий отношения   между   продавцом   и   покупателем.   Знать   свои   права   и   обязанности   на приобретения и продажу товара.  На уроках учебной практики мы с вами начали изучение закона: «О защите прав потребителей». Давайте вспомним основные моменты: Ведущий 2                                                                                             Знайте, Закон обязывает продавца, изготовителя и исполнителя предоставлять  потребителю полную и достоверную информацию. Если какие­то существенные для вас  товар или услуга, а также те, кто их предлагает, вам не знакомы, то соберите о нем как  можно больше информации из различных источников ­ из специальных журналов,  Интернета, посоветуйтесь с профессионалами, внимательно изучите сопроводительную  документацию (технический паспорт, инструкцию по эксплуатации), сведения на этикетке.  Помните, что эта информация должна быть обязательно на русском языке.  Ведущий 1 Продукты питания, лекарства, косметика и др. имеют срок годности. Поэтому покупая их  обязательно смотрите, не закончились ли сроки их реализации. Никогда не покупайте  товар, срок годности  которого истек, даже если его вам предлагают по сниженной цене.  Это прямое нарушение Закона продавцом, последствие которого может стать отравление  или иное серьезное заболевание. Ведущий 2 Помните, что вам обязаны выдать документ, подтверждающий факт покупки или оказания  услуги. Это кассовый чек или квитанция, билет или договор. Всегда их берите и сразу  никогда не выбрасывайте. В документах должен быть указан срок гарантии, отмечена дата  продажи.  Ведущий 1    Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на  аналогичный товар, если этот товар не подошел по форме, размеру, фасону, расцветке,  габаритам или по иным причинам не может быть использован потребителем по назначению.  Потребитель имеет право на обмен лишь в течении 14 дней , не считая дня его покупки.  Обмен не продовольственного товара надлежащего качества производится , если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства,пломбы, фабричные ярлыки, а также товарный чек выданные потребителю вместе с  проданным указанным товаром. Ведущий 2  Однако не все товары подлежат обмену. Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену:  предметы личной гигиены;  парфюмерно­косметические товары;  посуда, столовые и кухонные принадлежности;  товары бытовой химии;  изделия из серебра и золота;  автомобили;  мотовелотовары;  лекарственные препараты;  животные и растения;  оружие и т.д. Ведущий 1 Если у приобретенного товара обнаружился недостаток, то потребитель имеет законное право потребовать: ­ безвозмездного устранения недостатка или возмещения расходов на его устранение; ­ замены на товар аналогичной модели, марки; ­ замены на такой же товар другой марки с перерасчетом цены; ­ соразмерного уменьшения цены; ­ расторжения договора купли­продажи и возврата уплаченных денег. Ведущий 2 Учтите, если все же возник конфликт, не нужно суетиться и кидаться из одной крайности в  другую ­ есть определенная последовательность действий, которой следует  придерживаться. И не забывайте, что ваша опора ­ это Закон "О защите прав  потребителей", а также конкретизирующие и дополняющие его правила торгового,  бытового и иных видов обслуживания потребителей. Ведущий 1 Будьте вежливы, но настойчивы в своих справедливых требованиях и главное ­ старайтесь  не оставлять без внимания нарушения ваших потребительских прав. Тот, кто освоит основы потребительских знаний и будет их применять на практике, станет защитником не только  себя, но прав и интересов множества других граждан. Преподаватель Давайте теперь вернемся к ситуации, которую нам показали Катя и Таня.  И ответим на вопрос: «Что же делать Кате в этой ситуации?» Выслушиваются ответы ребятПреподаватель Давайте рассмотрим ещё несколько ситуаций: Ситуация  “ Спортивный костюм “ Покупатель: Добрый день. В подарок от бабушки я получила вчера спортивный  костюм, приобретенный в вашем магазине, но он мне не подошёл по  размеру. Пожалуйста, обменяйте мне этот костюм на такой же, но  моего размера. Продавец: Извините, но я вас не видела в нашем магазине, и костюм покупали не  вы, а значит, я вам не поменяю товар.  Покупатель: Но у меня же сохранился чек, и обратилась я к вам сразу же. Вы  обязаны обменять товар. Продавец: Ничего не знаю. Не буду обменивать. Преподаватель Прав ли продавец? Ситуация  “Недоброкачественная колбаса” Покупатель:   Добрый день. Продавец.   Здравствуйте. Покупатель: Сегодня в вашем магазине я купил батон колбасы “Дорожный  сервелат”.  Дома я обнаружила, на разрезе, в колбасе обрывки  шпагата. Продавец:  А вы можете подтвердить, что колбаса была куплена именно в нашем  магазине? Покупатель:  Да у меня даже чек сохранился. Вот, пожалуйста “Троицкие  колбасы и чек сегодняшний Продавец: Хорошо, мы вам вернём деньги за товар, а некачественном продукте,  поговорим с поставщиком. Поскольку закон о защите прав  потребителя, на вашей стороне. Покупатель: Большое спасибо. Продавец:  До свидания. Извините за инцидент.Преподаватель Правильно ли в этом случае поступил продавец? Викторина « Вопрос­ ответ» на знание статей Закона « О защите прав потребителей»:  1. Кто такой «потребитель»? 2. Какой закон защищает покупателя?  3. Что надо помнить покупая колбасу, консервы, соки ? 4. В какой срок покупатель может вернуть товар, не подошедший по размеру, фасону,  цвету? Ведущий 2 Мы покупаем что­то каждый день,  Мы платим деньги и хотим, чтоб честно  Происходил наш бартер, наш обмен,  Чтоб были все довольны повсеместно!  В День потребителя хотим всем пожелать,  Чтоб обязательства все знали и права все,  Чтобы услуги качество для нас  Превосходило ожидания любые Ведущий 1 Все – от народа до правителей,  Хотим мы точно знать свои права,  И в день защиты права потребителей,  Организаторам движения хвала.  Они помогут отстоять нам интересы,  Научат, как обманутым не стать.  Помогут избежать нам стресса,  И то, что нужно отыскать. Ведущий 2 Потребитель прав всегда!  Это всем давно известно.  Но бывает иногда  К нам относятся не честно!  И поэтому сейчас,  Потребителям желаю,  Знать права свои всегда,  И, конечно. Поздравляю! Преподаватель Подведение итогов.Участникам вручаются памятки потребителя. Памятка потребителя: избежать неприятностей. продавец. 1.Соблюдайте правила самозащиты и это позволит 2.Относитесь внимательно к выбору продавца. 3.Покупайте дорогостоящие вещи только в магазине. 4.Следите за информацией, которую вам предоставит 5.При покупке обязательно возьмите чек. 6.Проверьте правильность оформления технического 7.Обязательно сохраните чеки, ведь это паспорта, наличие печати и подписи продавца. единственное доказательство, что вы совершили покупку в данном магазине.Если возникли неприятности, обращайтесь в отдел по защите прав потребителей. Телефоны: 8(38584)2-37-47, 8(38584)2-52-08 Адрес: 658700, Алтайский край, г. Камень-на-Оби, ул. Ленина, дом 77 Литература Закон РФ «О защите прав потребителей». А. Н. Пахомов, Г.С. Оленская «Школьник, учись покупать грамотно». Краснодар,  2003.  О.В. Северина «Нетрадиционные формы воспитательной работы в школе».   Волгоград: Панорама, 2007 В.В. Павленко «Защита прав потребителей в сфере торговли и услуг». Практическое  пособие, 2014   Ф.Р. Шахурина «Защита прав потребителей».  Москва: Маркетинг, 2001 Интернет­ресурсы. http://ru.wikipedia.org/wiki http://www.profistart.ru/ps/blog/20932.htm http://termin.bposd.ru/publ http://www.calend.ru/holidays/0/0/20/  1. 2. 3. 4. 5. 6.