Методическая разработка классного часа ко Дню народного единства
Оценка 5
Мероприятия
docx
воспитательная работа
Взрослым
13.04.2018
В данной методической разработке приведен план и сценарий проведения классного часа в группах по профессии "Мастер жилищно-коммунального хозяйства". Актуальность данного мероприятия вытекает из необходимости постоянно напоминать обучающимся славные страницы истории России, ставшие примером единения народа во благо российской государственности и неразрывную связь истории с русской культурой.
Цель данного мероприятия: привлечь интерес обучающихся к истории, продемонстрировав связь истории с современностью, к русской культуре .Методическая разработка классного часа
народ. единство.docx
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Краснодарского края
«Краснодарский торговоэкономический колледж»
Методическая разработка
Единого классного часа,
посвященного
Дню народного единства
Авторы:
Зенгина В.В.,
преподаватель истории
и обществознания,
Величко М.А., мастер
производственного обучения
Краснодар, 2017 Введение
Актуальность данного мероприятия вытекает из необходимости постоянно
напоминать обучающимся славные страницы истории России, ставшие
примером единения народа во благо российской государственности и
неразрывную связь истории с русской культурой.
Цель данного мероприятия: привлечь интерес обучающихся к истории,
продемонстрировав связь истории с современностью, к русской культуре .
разработка
методическая
Предлагаемая
поможет:
преподавателям в организации проведения единого классного часа;
студентам (обучающимся)
лучше понять смысл государственного
праздника – Дня народного единства, анализировать исторические параллели
и сформировать четкую установку – решать государственные проблемы
можно только объединенными усилиями общества; вспомнить о большом
православном празднике – Дне Казанской иконы божией матери.
Оборудование и материалы: оформление актового зала, гимны России и
Кубани, презентация, музыкальный инструмент (гитара); авторские
стихотворения мастера производственного обучения Величко М.А и фрагмент
фильма, отрывок из поэмы Н. Кончаловской «Наша древняя столица»
Термины: смута, интервенция, интервенты
Ход:
Организационный момент (сопровождается презентацией):
I.
слово ведущего (04.11 в нашей стране отмечается государственный
праздник: День народного единства; название классного часа «В единстве
наша сила!»;
формулирование темы («День народного единства» «В единстве наша
сила!» , цель (напомнить историю праздника , подвести к пониманию
исторической реальности: в самые тяжелые периоды именно народ разные
слои населения, независимо от религиозной и национальной принадлежности,
спасали страну и российскую государственность; развитие
навыка
осмысления современности через осмысление важнейших исторических
событий).
прослушивание (исполнение) гимнов РФ и Кубани II. Мотивационный этап (сопровождается презентацией) – слово ведущего о
необходимости знать историю праздника( 04.11 «День народного единства»,
это государственный праздник с 2005 года; дата не случайна, в этот день в
1612 году произошло важное событие, изменившее ход истории и сохранившее
российскую государственность. Какое?
III. Основная часть (сопровождается презентацией)
В этот день 405 лет назад народное ополчение под руководством торгового
человека, старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского (акцент на
принадлежность лидеров к разным социальным слоям) освободили центр
Москвы от польских интервентов.
Вспомним историю: после смерти Ивана Грозного в 1584 г правит его сын
Федор Иванович. Умирая в 1598 году, Федор Иванович не оставляет
наследника. С этого момента Россия вступает в полосу, которую принято
называть Смутным временем (Смутой).
Кто только не сидит на русском престоле: бывший опричник Борис Годунов,
самозванец Григорий Отрепьев под именем Дмитрия (Лжедмитрий I, выдавая
себя за убитого сына Ивана Грозного); боярин Василий Шуйский и даже
одновременно семеро бояр («Семибоярщина»). Борьба за престол и полное
забвение государственных интересов характеризовали период Смуты . Как
результат: экономический кризис. Внутренней ситуацией воспользовались
наши соседи: поляки и шведы, которые стали
безнаказанно грабить
российские западные и северозападные территории. Эта ситуация войдет в
историю под названием польскошведской интервенции .
Власть не в состоянии решать проблемы общества и государства. И тогда
народ спасает российское государство и государственность.
В 1611 году формируется народное ополчение (в историю вошло как
ополчение под предводительством Прокопия Ляпунов).
Его цель –
освободить Москву от поляков. Но в ополчении возникают распри. Цель не
достигнута.
Следующий призыв освободить Москву звучит из Нижнего Новгорода в
сентябре 1611 года. Кузьма Минин призывает не жалеть жизни, имущества
ради великого дела. Откликнулись горожане и стали сдавать 30 % от своих
доходов на нужды ополчения (позже – 50%). Вот как описывает Наталья
Кончаловская этот народный порыв в поэме «Наша древняя столица» : «Волжане! Православный люд!
Повсюду русских ляхи бьют!
Ужели враг непобедим?
Ужели землю отдадим?
Нет! За собой народ ведя,
Пойдем мы, жизни не щадя!
Не пощадим домов, клетей,
Ни золота ни серебра!
Весь народ отозвался на эти слова.
И понесли ему добро:
И жемчуга, и серебро,
Иконы, ризы и меха,
Одежды, платьев вороха.
Кто приводил гнедых коней,
Коров, баранов и свиней.
Кто приносил мешки зерна,
Тюки овечьего руна,
Ну, словом, все, что несть могли,
На площадь Минину несли.
Тащили и везли.
Поволжье Минин призывал,
Он ополчение собирал…»
Главным воеводой предложили нижегородского князя Дмитрия Пожарского, а
в помощь ему – самого Кузьму Минина.
Под знамена ополчения было собрано огромное войско – более 10000 человек,
около 3000 казаков, 1000 стрельцов.
Ополчение двинулось на Москву и уже в начале ноября 1612 года (по
старому стилю 22 октября) ополчение вошло в город и выбило поляков из
Кремля (в честь этого события отмечается День народного единства). Через
две недели Москва полностью была освобождена от поляков.
Что символизирует этот день? Героизм и сплоченность народа вне
зависимости от происхождения,
социального положения,
вероисповедания, национальности.
Просмотр фрагмента фильма о Народном ополчении К.Минина и Д.
Пожарского, об освобождении Москвы в 1612 г. и исторических аналогиях :
Полтавской битве , Отечественной войне 1812 г., Великой Отечественной
войне; основная идея вставки фрагмента фильма объединившись, забыв
противоречия, русский народ непобедим! В Москве на Красной площади в 1818 году на народные деньги был
установлен памятник К. Минину и Д. Пожарскому (архитектор Иван
Петрович Мартос) (рассказ о памятнике сопровождается презентацией). На
мраморном постаменте золотом выбиты слова: « Гражданину Минину и князю
Пожарскому – благодарная РОССИЯ, в лето 1818 г.»
Стихотворение «Моя Россия» читает автор Величко М.А.
Моя Россия
Открою новый лист моей России.
Одной, кого люблю всегда.
Пусть ветры перемен тебя носили,
Но ты простишь нам эти времена.
Как может мать простить, склоня свои колени
И вскинув руки к светлым небесам.
Шептать молитву в слёзном упоенье,
Молитву по заблудшим сыновьям.
Я Родину себе не выбираю.
Я ею уже выбран навсегда.
Ты стала для меня святая,
За те страдания, что вынести смогла.
И может ты комуто уступила.
А может просто – обрела друзей.
Но ты осталась гордая Россия,
Границей меньше, но за то честней.
Пусть кажутся вредны и не понятны
Твои шаги в разбеге до небес,
Ведь кто рождён тобой тот с клятвой –
Идеи Родины важнейший интерес.
На этом ты всегда стояла.
На грубом, но с душою мужике.
На пополам с ним горе разделяла,
Казалось умирала в нищете. Но вновь и вновь взвивались твои флаги
И уходили с песней в смертный бой.
Терялись судьбы в дикой передряге
«За Родину!» пожертвовав собой.
НЕ гладкою дорогой прошагала
За то какой он этот славный путь
Пусть часто от правителей страдала,
Но ты не потеряла свою суть,
Что даже став обломком договора.
Растоптанный во прах Берлинских стен
Гранитным стержнем выглядишь ты снова
Хотя и не решила всех проблем.
Но верю в твоё высшее значенье
И не один об этом должен знать.
Река – Россия, бурное теченье,
Любимая моя родная мать!
Но 04.11 не только праздник государственный, светский. Это большой
религиозный – православный праздник – День Казанской иконы божьей
матери, ведь именно с ней впереди Ополчения шел Кузьма Минин (дается
краткая история обретения этой иконы: с 1552 г. Казанское ханство в составе
России, 1579 г. в Казани пожар, девочка Матрона во сне видит Богоматерь,
которая просит найти ее лик на пепелище; девочке никто не верит, тогда она
сама в присутствии множества горожан находит на пепелище завернутую в
сукно иконку. И вот когда собирается Ополчения из Казани в Нижний
Новгород присылается список этой иконы в качестве духовной поддержки.
Считается, что именно благодаря помощи Иконы Казанской божией матери
одержана победа над поляками. Многие считают, что Икона чудотворна: она
исцеляет больных, ею благословляют молодых, ставят около детской
кроватки. У нее центральное место в иконостасе. Во многих городах России
есть храмы, посвященные этой иконе.
Событие, произошедшее 405 лет назад – это не только освобождение Москвы,
это возможность провести выборы нового царя и покончить со Смутой. В 1613 г. в освобожденной Москве состоялся Земский собор, на котором царем был
избран Михаил Федорович Романов,
положивший начало новой
монархической династии – династии Романовых (предыдущая – Рюриковичи).
И Икона Казанской божией матери стала иконой покровительницей Дома
Романовых со своей интересной исторической судьбой.
В нашей многонациональной, многоконфессиональной
единства – стратегический. В единстве наша сила!
стране вопрос
Песню «Между нами» исполняет автор Величко М.А.
Между нами
Мы построим мосты между нами.
НЕ в подвалах и не в кабинетах
Не бросаясь на ветер словами,
И не тая в душе сантиментах.
Мы в объятьях истории смело
Вознеслись бы до уровня солнца
Но нам сыпят на голову белый
Политически травленный стронций
ПР: Между нами
Только время,
Но я знаю что гордое племя
Всё равно полыхнёт своё пламя!
Если раб ты не телом, а духом,
То во веки не сбросить оковы.
Будешь ползать надорванным брюхом.
Слушать лязги железных затворов
Но я знаю мы будем стараться.
Между прочим и между словами
Чтобы в мыслях потомков остаться
Только твёрдого сердца делами.
ПР: Между нами
Только время,
Но я знаю, что гордое племя
Всё равно колыхнёт своё знамя!
Ну а если ты стал на колени
Пусть то будет лишь перед иконой
Чтобы вспомнить как гордое племя
Вдаль шагала ломая препоны. И они, эти сильные люди,
Взявшись за руки, шепчут устами.
И молитвою, Божьим оружьем
Будут твёрдо стоять между нами.
ПР: Между нами
Только время,
Но я знаю, что гордое племя
На Рейхстаг водрузит свое знамя!
И пускай между нами 405 лет, главная ценность, которая спасала наш народ,
наше государство – это единство народа, народа и власти во имя развития и
процветания нашей России.
С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет на подвиг и на труд!
Едино государство,
Когда един народ,
Когда единой силой
Он движется вперед!
С праздником!
Заключение
Данное мероприятие призвано сохранять историкокультурные традиции
российского народа и постоянно подпитывать историческую
память
героическими примерами прошлого. Включение поэтического материала,
фрагмента фильма, демонстрация произведений искусства, скульптуры
обеспечит культурноэмоциональное воздействие с целью формирования
более целостного восприятия значимости государственного и религиозного
праздников.
Литература
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших
деятелей. М.: Эксмо., 2009 Н.М. Карамзин . История государства Российского.М.: Эксмо ООО, 2015
Методическая разработка классного часа ко Дню народного единства
Методическая разработка классного часа ко Дню народного единства
Методическая разработка классного часа ко Дню народного единства
Методическая разработка классного часа ко Дню народного единства
Методическая разработка классного часа ко Дню народного единства
Методическая разработка классного часа ко Дню народного единства
Методическая разработка классного часа ко Дню народного единства
Методическая разработка классного часа ко Дню народного единства
Методическая разработка классного часа ко Дню народного единства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.